Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что понимается под спортивной культурой человека. Понятие о спортивной этике

Понятие и формы (модели) спортивной культуры

Понятие «спортивная культура » все чаще используется в научных публикациях. В самой общей форме эту культуру характеризуют как элемент культуры, связанный со спортом. Но при конкретизации этой общей характеристики понятию спортивной культуры дают различные интерпретации.

Так, например, румынская комиссия по терминологии, включив это понятие в систему понятий, связанных со спортом, дала ему такое определение: «Составная часть (область) мировой культуры, синтезирующая категории, закономерности, учреждения и материальные блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревнования, которое преследует идею первенства или рекорда вследствие биологического и духовного совершенствования человека» [Определения. 1971].

По мнению Л.И. Лубышевой, «спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или рекорда посредством физического и духовного совершенствования человека» [Лубышева, 2009б, с. 205]. Вместе с тем, она характеризует спортивную культуру личности и «как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно - спортивной деятельности, направленную на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий» [Лубышева, 2013]. Такое понимание приводит к смешению двух культур личности: одна из них связана с физкультурной деятельностью, другая - со спортивной деятельностью.

В научной литературе встречаются и другие характеристики спортивной культуры [Бальсевич, 2006, 2007; Баринов, 2009а, б, 2010; Драндров, Бурцев, Бурцева Е.В., 2013; Паначев, 2006, 2007; Спортивная культура. 2013; Столяров, 1997 г., д, 1998б, ж, з, 1999б, 2000, 2002 г., 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г, 2012 г., 2013а; Столяров, Баринов, 2009а, б, в, 2011; Столяров, Козырева, 2002; Шабанска, 1970; Grupe, 1990, 1991; Jarvie, 2006; Leist, 1995, 2001; Liebau, 1989; Neue Sportkultur. 1995 и др.].

Спортивная культура - исторически изменяющееся позитивное ценностное отношение субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту: деятельность, ее средства и результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые субъект, ориентируясь на определенные социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности.

Основные показатели спортивной культуры:

¦ знания о сущности, специфике, формах, функциях, социальном и личностном значении спорта, а также идеалы, нормы, образцы поведения, на основе которых спортивная деятельность (определенные ее компоненты, функции, формы) оцениваются в суждениях, мнениях, эмоциях, реальных действиях и т.п. как значимые, важные, т.е. как ценности;

¦ осмысление данной оценки;

¦ интерес к спорту, желание (потребность) участвовать в спортивной деятельности и реальное участие в ней;

¦ определенные качества и способности, поведение, образ жизни и т.д., являющиеся результатом занятий спортом и т.п.

Принципиальная особенность авторского понимания спортивной культуры, отличающая его от других интерпретаций данной культуры, состоит в том, что признается возможность не только гуманистической (как обычно считают), но также иных ориентаций субъектов этой культуры [см.: Столяров, 1997 г., д, 1998б, ж, з, 1999б, 2000, 2002в, 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г, 2012 г., 2013а; Столяров, Баринов, 2009а, б, в, 2011; Столяров, Козырева, 2002].

Такая позиция автора в данной проблеме является следствием обоснованного выше положения о том, что спорт может выполнять разнообразные функции, использоваться для решения различных социально и личностно значимых задач и потому в качестве ценностей для субъекта могут выступать различные стороны, аспекты спортивной деятельности. Она может привлекать людей для реализации различных целей, удовлетворения различных потребностей. Это может быть «радость от физического усилия», стремление к победе, любовь к спорту, спортивный азарт, стремление к славе и общественному признанию, к материальной выгоде, демонстрация своих выдающихся физических способностей, мужских качеств, агрессивности и т.д.

Типология ценностей спорта свидетельствует о том, насколько разнообразны и даже противоречивы по своему характеру те его аспекты, функции, которые могут привлекать субъекта, лежать в основе его позитивного ценностного отношения к спорту.

Значит, данное отношение всегда носит не общий, а совершенно конкретный характер: подразумевает не спорт вообще, а те или иные его аспекты, стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д.

Поэтому спортивная культура у разных лиц и социальных групп может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, различные особенности в зависимости от того, в чем субъект усматривает ценность спорта, те или иные его виды, формы, разновидности, чем спортивная деятельность и связанные с ней спортивные соревнования, тренировки и т.д. привлекательны для него. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях спортивная культура также может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы, т.е. имеет конкретно-исторический характер . Так, спортивная культура в Древней Греции в отличие от современного общества была тесно связана с

религиозными ценностями. Определенный отпечаток на спортивную культуру накладывали ценности социалистического или буржуазного общества.

Значит, важно учитывать различные модели (формы, разновидности) спортивной культуры - как гуманистической, так и иной ориентации. [см.: Столяров, 1997 г., д, 1998б, ж, з, 1999б, 2000, 2002в, 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г, 2012 г., 2013а; Столяров, Баринов, 2009а, б, в, 2011; Столяров, Козырева, 2002]. В научных публикациях, как правило, на это не обращается внимание: рассуждения ведутся о спортивной культуре вообще.

На выбор субъектом тех или иных аспектов, компонентов, функций, видов, разновидностей спортивной деятельности при ее оценке существенное влияние оказывают его ценностные ориентации, установки: те идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, на которые он ориентируется в своей жизнедеятельности. Вместе с тем, включение субъекта в спортивную деятельность может приводить к формированию новых или к определенной модификации имеющихся у него ценностных ориентаций, установок [см.: Арвисто, 1972, 1975, 1976, 1982; Винник, 1991; Егоров А.Г., 1991] и других авторов. Особенно важное значение в этом плане имеет используемый в спортивных соревнованиях способ организации соперничества и сотрудничества [Столяров, 1997 г., 1998б, е, ж, 2000, 2002а, 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г].

Значит, конкретное содержание, специфическую направленность, особенности той или иной формы спортивной культуры субъекта (индивида, (социальной группы, общества в целом) определяют его ценностные ориентации, установки: идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, на основе которых он оценивает спорт, приписывает спортивной деятельности те или иные ценности (определяет ее наиболее важные, значимые стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д.), ставит и решает определенные задачи и т.д., а также те новые (или модифицированные старые) идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые формируются под влиянием спортивной активности.

Одна из форм спортивной культуры - спортивно-прагматическая культура .

Эту разновидность спортивной культуры характеризует ярко выраженная инструментальная (утилитарная, прагматическая ) направленность субъекта этой культуры. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спортивной деятельности для него являются сугубо инструментальные (утилитарные, прагматические) ценности. Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т.д. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте. К числу прагматических ценностей спортивной деятельности, безусловно, относится и то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех. Утилитарность спортивной культуры может проявляться также в ориентации человека на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (например, воли или других психических способностей, силы или других физических качеств и т.д.), элементов культуры в изолированности от других качеств и способностей. Один из вариантов такой инструментальной (утилитарной, прагматической) направленности спортивной культуры - ее интеграция с политической культурой, на основе чего она выступает как спортивно-политическая культура [см.: Взаимоотношение спорта и политики., 2005; Столяров, 2005а, 2010д, 2011 г.; Столяров, Хлопков, 2003; Хлопков, 2003].

Спортивная деятельность может привлекать субъекта этой деятельности и другими своими аспектами. Так, она может выступать для него как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, решить узкокорыстные политические задачи, проявить свою агрессивность и т.п. В этом случае спортивная культура включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает как спортивная культура негуманной (антигуманной) направленности - негуманная (антигуманная) спортивная культура.

Наиболее важное значение в современных условиях имеет спортивно-гуманистическая культура.

Основу этой разновидности спортивной культуры составляет позитивное ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности, к различным ее компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позици й гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей - целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям.

Значит, спортивно-гуманистическая культура - это гуманистическое ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности (к спортивной тренировке и спортивным соревнованиям): процесс, средства и результаты осмысления, сохранения и развития тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые он, ориентируясь на гуманистические идеи, идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности.

К числу основных особенностей спортивно - гуманистической культуры относятся следующие:

У знание, понимание и позитивная оценка концепции гуманизма, его идеалов и ценностей, их роли и значения в современном обществе, в том числе в сфере спорта, умение обосновать эту оценку;

У знание, понимание и позитивная оценка гуманистического значения спортивной деятельности, умение обосновать эту оценку;

У знание тех факторов, от которых зависит это значение спорта;

У стремление (желание) ориентироваться в спортивной деятельности на гуманистические идеалы и ценности;

У качества и способности (умения и навыки), которые позволяют эффективно действовать в спорте в соответствии с такой ориентацией;

У реальное участие в спортивной деятельности с целью использовать ее для целостного развития личности, содействия реализации гуманистических идеалов и ценностей;

У результаты спортивно - гуманистической активности: сформированные в результате участия в спортивной деятельности качества и способности, характеризующие целостное развитие личности; нравственное поведение в спорте;

адекватный гуманистическим идеалам стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми; негативное отношение к лицам, поведение которых противоречит идеалам гуманизма.

В структуре спортивно-гуманистической культуры личности важно различать позитивное гуманистическое отношение индивида:

¦ вообще к спортивной деятельности (тем или иным его видам, разновидностям, компонентам и т.д.) (гуманистическое общеспортивное отношение);

¦ к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам (гуманистическое Я-спортивное отношение).

Гуманистическое отношение индивида к собственной спортивной активности имеет особенно важное значение в структуре спортивно - гуманистической культуры личности. Оно является мотивационной детерминантой, регулятором его реального и вербального поведения.

Спортивно-гуманистическая культура может выступать в разной форме в зависимости от того, каким образом конкретизируются общие гуманистические идеалы и ценности, на которые ориентирован субъект этой культуры.

В настоящее время важно различать две возможные формы спортивно - гуманистической культуры - олимпийскую и спартианскую [см.: Столяров, Баринов, 2009в, 2011].

Физическая культура

Берлин 1933 года: совместные подготовительные упражнения.

Физи́ческая культу́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Понятие «физическая культура» появилось в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашло широкого употребления на Западе и со временем практически исчезло из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всевобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры».

Уже само наименование «физическая культура» называет что-то очень важное. Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки её дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы физической культуры.

На сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Исключение составляют лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы. В связи с этим, ведущими российскими учеными-теоретиками спорта высказываются подчас полярные мнения по поводу дальнейшего использования в науке понятия «физическая культура»: так, А. Г. Егоров полагает, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как Л. И. Лубышева считает научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой.

В настоящим момент Л.И. Лубышева активно внедряет понятие "спортивная культура". Не вступая в прения. можно отметить, что данная позиция не является продуктивной, так как по мнению основных теоретиков данной области знаний (П.Ф.Лесгафт), нельзя принципиально путать понятия "физическая культура и физическое воспитание" и понятие спорт. По мнению данного учёного, молодёжь погубить три вещи: вино, азарт и спорт.

По мнению А. А. Исаева, вполне логично рассматривать физическую культуру как цель, а спорт как средство её достижения. Именно по этой причине широкое распространение приобретает дефиниция «спорт для всех», отражаемая все более предметно на международном уровне - в документах ЮНЕСКО, Совета Европы, МОК. «Спорт для всех» ставит физическую культуру на её законное место качественной характеристики, впитывая некогда принадлежавший ей деятельностные составляющие. Теоретики физической культуры советской школы, писал А. А. Исаев, активно сопротивляются процессу трансформации значения физической культуры, продиктованного изменением социально-политических доминант в развитии современной России. Данное обстоятельство, влияя на управленческие решения, заметно тормозит выработку адекватной переменам в обществе спортивной политики России. Такой подход является ключом к разрешению методологических противоречий, связанных с определением понятий «физическая культура» и «спорт» [прояснить ]

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце , воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreation, - «восстановление») - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере физической культуры инвалидов . Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, профилактику отклонений в социализации (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения человека.

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания.

Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture » в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport », «en:physical education », «en:physical training », «en:fitness » и др.

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма ;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

Христианство о физкультуре

  • Христианство в 4 веке запретило Олимпийские игры и предало их Анафеме как языческие

См. также

Примечания

Литература

  • Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Самос благородное соревнование - соревнование в человечности.

Публилий Сир

Большинство отечественных ученых рассматривают спорт и его виды, требующие проявления двигательной деятельности, как неотъемлемую часть физической культуры, которая, в свою очередь, занимает свое достойное место в общечеловеческой культуре.

Общечеловеческую культуру в широком смысле слова определяют как творческую созидательную деятельность, основанную на творческом освоении мирового культурного наследия. Причем здесь важны не только результаты такой деятельности, но и сам ее характер, то, в какой мере она способствует духовному развитию человека и всех его связей с жизнью: теоретических, экономических, политических, эстетических, нравственных.

Спорт как компонент физической культуры производит ценности спортивной культуры и олимпийской культуры. Чтобы понять, что собой представляет спортивная этика как наука, следует разобраться в дефинициях этих социокультурных явлений.

Спортивная культура и олимпийская культура

Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и гот, кто господствует над своими страстями.

Демокрит

Спорт уже давно стал социально значимым явлением, поскольку его ценностный потенциал способствует прогрессу развития и общества, и личности. Соответственно различают спортивную культуру на уровне общества и на уровне отдельной личности.

Спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся ив поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или установления рекорда посредством физического и духовного совершенствования.

Спортивная культура на уровне общества содержит три важнейших ценностных компонента:

  • 1. Общекультурный ценностный компонент спортивной культуры включает социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.
  • 2. Социально-психологический ценностный компонент спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта (тренер - спортсмен, спортсмен - спортивный коллектив и т. д.).
  • 3. Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания личности.

Спортивная культура личности понимается как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно-спортивной деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий. Спортивная культура личности формируется в процессе интериоризации (усваивания) личностью культурно-образовательного потенциала, ценностей и технологий спорта, а также в результате накопления опыта физкультурно-спортивной деятельности и наполнения ее л и ч ностн ы м см ыслом.

По Л. И. Лубышевой, спортивная культура личности содержит в себе пять компонентов:

  • 1. Когнитивный компонент включает в себя знания в области физической культуры и спорта, а также убеждения в необходимости физкультурно-спортивной деятельности.
  • 2. Рефлексивно-деятельностный компонент подразумевает рефлективное отношение личности к ценностям спорта и физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, а также к себе как субъекту этой деятельности.
  • 3. Социально-коммуникативный компонент свидетельствует о высоком уровне коммуникации с соперниками, товарищами, тренерами, болельщиками, который формируется в процессе спортивной деятельности на основе уважения, взаимопонимания и взаимодействия.
  • 4. Эмоционально-волевой компонент предполагает способность личности к преодолению препятствий и трудностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
  • 5. Аксиологический компонент представляет собой ценности физической культуры и спорта, ценностные ориентации, мотивы, смыслы, цели и средства их достижения .

Олимпийская культура является определенной разновидностью спортивной культуры. Она возникает и развивается на основе того, что значимым, ценным для социального субъекта становится олимпийское движение и все, что связано с ним:

  • - олимпизм как идеология этого движения, которая определяет его социальные идеалы, цели и задачи;
  • - Олимпийские игры как вершина олимпийского движения (по определению Олимпийской хартии);
  • - подготовка к этим Играм и т. д.

Таким образом, в основе олимпийской культуры лежит ценностное отношение к спорту, которое соответствует олимпийским идеалам.

Олимпийская культура - это прежде всего специфическая философия жизни, включающая в себя духовные ценности спорта.

Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. Уже сейчас олимпийская культура, сложившаяся на основе идеалов Олимпийской хартии, наполняет физическую культуру и спорт духовным, гуманистическим смыслом, преодолевая практику утилитарного отношения к этим видам деятельности.

Олимпийская культура, как и культура вообще, это культура определенного социального субъекта, которым может быть отдельный человек, социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно об олимпийской культуре отдельной личности, социальной группы или общества в целом.

Олимпийская культура личности содержит следующие компоненты, связанные с основными ценностями олимпийской культуры:

  • 1) знания (информационный блок);
  • 2) интересы, потребности, ценностные ориентации и т. п. (мотивационный блок);
  • 3) способности, умения и навыки (операционный блок);
  • 4) типы, образцы, модели поведения, стиль (образ) жизни человека, систему его взаимоотношений с другими людьми (блок реального поведения).

Олимпийская культура определенной социальной группы и общества в целом включает в себя социальные институты, обеспечивающие производство, потребление, сохранение, тиражирование и развитие тех социальных явлений, которые в рамках данной культуры рассматриваются как ценности.

Важно учитывать, что олимпийская культура, как и спортивная культура, а также культура в целом, носит конкретно-исторический характер. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях она может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы. Так, например, культура, возникшая на базе Олимпийских игр античности, и олимпийская культура, связанная с современным олимпийским движением, существенно отличаются друг от друга.

  • См.: Лубышева Л. И. Структура и содержание спортивной культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2013. № 3. С. 10.

Содержание
1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека. 3
2. Основные оздоровительные системы физического воспитания и их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждение профессиональных заболеваний. 8
3. Самомассаж, цель использования, требования предъявляемые к процедуре самомассажа. 16
Литература 19

1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека.
Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
1) уровень здоровья и физического развития людей;
2)степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Ученые подсчитали, что еще в середине XIX столетия из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 96 процентов приходилось на мускульную силу человека, и домашних животных. В те времена лишь 4 процента энергии вырабатывали водяные колеса, ветряные мельницы и небольшое количество паровых машин. В наше время, то есть немногим более столетия спустя, мускульной силой производится только 1 процент энергии.
Существенно изменились условия жизни людей. Физический труд в ряде производств чуть ли не полностью оказался вытесненным механизацией и автоматизацией. Раньше люди вынуждены были много ходить, переносить тяжести, достаточно трудиться в быту - колоть и пилить дрова, носить из колодца воду. Теперь к их услугам быстроходный и комфортабельный транспорт, изнеживающие жилищные условия - лифты, центральное отопление, горячее водоснабжение. Вот и получается, что миллионы людей сейчас испытывают «мышечный голод». В известной степени комфорт может лишить человека здоровья, если не включить в свою жизнь, в свой быт необходимую двигательную активность.
С глубокой древности известно значение чистого воздуха и физических упражнений в борьбе за здоровье и долголетие. Отец медицины - древнегреческий ученый Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал, что для продления жизни необходимы разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Известный греческий писатель и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни», а философ Платон утверждал, что «гимнастика есть целительная часть медицины». Римский ученый Галей неоднократно напоминал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
От греков и римлян высокая оценка значения физических упражнений для организма человека в основных чертах дошла до нашего времени. Врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различных формах как действенное средство оздоровления организма, предупреждения многих заболеваний, продления жизни.
Та самая автоматизация, которая намного облегчила физический труд, потребовала от современного человека огромного нервного напряжения. А известно, что хроническое умственное утомление, и особенно переутомление, при отсутствии физической активности прежде всего неблагоприятно воздействует на центральную нервную систему. Это в первую очередь характеризуется снижением возбудимости коры головного мозга. Малая подвижность приводит к тому, что поступление нервных импульсов из мышц в мозг сокращается, а значит, нарушается нормальная деятельность важнейших органов и систем, нарушается и нормальный обмен веществ.
Чрезмерная напряженная работа, выполняемая на фоне нервно-психического перенапряжения, и хроническое умственное переутомление без физической «разрядки» подрывают здоровье, вызывают наступление преждевременной старости, являются источником болезней, падения общей работоспособности.
Выдающийся врач и педагог, основатель дела физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт писал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности неизбежно окажет свое отрицательное влияние на человека: «Такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным - оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».
И если в наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним, это не значит, что пропорционально уменьшаются требования к физическому развитию. Как раз наоборот: напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовки человека. Ведь занятия физкультурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу. Человек, поставивший перед собой цель добиться успеха в науке, осуществит свою мечту скорее, если будет регулярно заниматься физическими упражнениями, удачно соединит «голову с руками».
Физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой - обеспечивают устойчивость умственной работоспособности........

Литература
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.
2. Биология. Для поступающих в вузы /А.Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева и др.; под ред. В.Н. Ярыгина. М.: высшая школа, 1997-2000.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для вузов. – М.- 2001.
4. Решетников Н.В. Физическая культура: Учебное пособие для среднего профессионального образования. М. - 2002.
5. Физическая культура студента. Учебник для вузов/Под ред. В.И.Ильинича.– М. - 2001.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?