Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

I* Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям

элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; все то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является. В качестве Я. с. могут выступать предметы, люди, их отношения, действия, мысли и чувства (иными словами, материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и т. д. Многие Я. с. носят латентный характер и выражают не только очевидные характеристики социальной действительности, но и более глубинные ее процессы, связь которых с данным Я. с. непосредственно не наблюдается. Обнаружение этой связи осуществляется в социальной практике, в том числе и с помощью социологических исследований, когда используются определенные приемы, процедуры и методы получения информации о Я. с. Различают Я. с., выражающие второстепенные, случайные связи и отношения, и те, которые свидетельствуют о сущностиых характеристиках социальных объектов. Из совокупности Я. с. социология вычленяет чаще всего последние, т. е. те, которые характеризуют устойчивые, повторяющиеся (массовые) и типичные связи и отношения социальной действительности. Каждое Я. с. отличается определенными эмпирическими признаками, которые могут фиксироваться в покаэчтелях социальных. Массовые (повторяющиеся) Я. с. изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности Я. с. и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерноститенденции (см. Закон социальный). Любое Я. с. может рассматриваться как факт социальный, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, т. е. если зафиксированы его признаки и свойства. В этом случае Я. с. становится исходным моментом социологического анализа. Таким образом, социальный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки. В сложном процессе изучения социальной жизни общества Я. с. выступает, с одной стороны, определенным этапом на пути познания ее сущностных характеристик, с другой наиболее простым и непосредственно наблюдаемым элементом этого процесса, исходным пунктом движения социального познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам.

еловеческое общество весьма часто определяют как сумму, совокупность социальных явлений, а сами общественные явления рассматривают как основные его элементы.

Социологи обозначают сущность общественного явления через взаимосвязанное действие поведения индивидов, производящее определенные изменения, которых не было бы без этого действия.

Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих (Д. Маркович, 1993). В подобной дефиниции выделяются три важнейших элемента: взаимная связь поведения, поступков людей, воздействие такого совместного поведения и в результате осуществление перемен, которых не было бы без данного взаимодействия. Во взаимодействие при этом вступают как отдельные индивиды, так и социальные группы.

По мнению П. Сорокина, социальное явление представляет собой комплекс фактов и процессов, настолько сложный, что изучить его, не разложив на составные части, невозможно. Он полагал, что явление необходимо рассматривать через призму взаимодействия двух или большего числа индивидов. Именно эту модель взаимодействия он называл «родовым понятием социальных явлений». Чтобы явление взаимодействия было возможным, по мнению классика, необходимо соблюдение трех основных условий: наличие двух или большего числа индивидов, обусловливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому.

Сторонники органической школы простейшим социальным явлением считали человеческого индивида. Но с позиций современной социологии необходимо точно проводить различия между общественными и природными явлениями, а также различия, существующие между общественными и личностными явлениями.

Следовательно, социальные явления могут одновременно выступать и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу.

Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека. Но чаще всего, давая дефиницию общественных явлений и осуществляя их классификацию, исходят из их нераздельной связи с личностными явлениями и рассматривают их как взаимосвязанные действия индивидов. Сущность человека есть совокупность общественных отношений, поэтому из единства, существующего между индивидом и обществом, и проистекает взаимосвязь личностных и общественных явлений.

Поведение отдельных людей вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них.

Социальное явление представляет собой тот элемент общества, который оказывается неразложимым далее без того, чтобы не потерять при этом свою социальность, т.е. социальный характер.

Действия и поступки индивидов остаются индивидуальными и не являются общественными явлениями до тех пор, пока между ними не установится связь и в результате их совместного действия не будут осуществлены некие изменения.

Существует определенная связь между характером общественного явления и особенностями, качествами личностей, в результате взаимодействия которых осуществляются определенные перемены. Социология, исследуя характер общественных явлений, учитывает этот факт.

Аналогичные сложные соотношения мы можем проследить в отношении социальных и природных явлений. Сами по себе землетрясение, ураган, смерч - явления природы, но в современном мире довольно часто вызывают вслед за собой многие негативные социальные явления: бездомность, сиротство, безработицу и т.д. Желание людей минимизировать потенциальные угрозы природных явлений ведет к созданию специального взаимодействия: организации служб профилактики, спасения, реабилитации после стихийных бедствий.

В обществе существует множество социальных явлений, которые могут быть разделены на виды на основании разных признаков. Среди видов общественных явлений принято выделять простые и сложные.

Наиболее значительные общественные явления - это социальные группы и общественные отношения. Согласно точке зрения Р. Лукача, общественные явления делятся на два наиболее общих вида: социальные процессы и социальные образования. Подобным образом можно разделить общественные явления, которые существуют во всех обществах и во все периоды человеческой истории.

В результате связи отдельных общественных явлений образуются сложные социальные образования. Социальное образование определяют как сравнительно уравновешенное, кристаллизованное состояние, которое возникает как результат социальных процессов. Образование может быть рассмотрено как сгусток, целостное скопление социальных процессов, отличное от других подобных целостностей, составленных из них же, но в ином сочетании.

Заметим, что взаимосвязанное поведение людей может носить физический характер или включать в себя психическую деятельность. Это поведение выражается как в действии, так и в бездействии, т.е. в воздержании от действия.

По результативности социальные явления подразделяются на явления, ведущие к изменениям в природе, изменениям, происходящим с самим человеком, и изменениям в социуме.

Явления должны изучаться в процессе их возникновения и формирования, так как при таком подходе обнаруживаются их связи с остальными общественными явлениями и может быть установлена их причинная связь в составе общественного целого.

Основная литература

Сорокин П.А. Система социологии. T. 1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: На- ука, 1993. С.137-142.

Социология / Под ред. Г.В. Осипова, J1.H. Моск- вичева. М., 2003. Гл. «Социальное».

Социшьное // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 689-690.

Волков Ю.Е. Социальность // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003. С. 479-480.

Дополнительная литература

Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений//СОЦИС. 1993. № 11. С 138-146.

Маркович Д. Общая социология. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993.

С.Н. Майорова-Щеглова

2. Политическая система общества, ее структура.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком – все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют

отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов-субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; \

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объ-

екта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:

1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общ-ностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Билет № 10

(1. Духовное производство и духовное потребление.

Что же дает возможность не только описать социальные явления, но и понять их?

1. Правильный подход к социальные явлениям, т.е. в понимании общественных явлений следует исходить из их сути.

2. Если развитие общества, его история - это деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и ее условия.

3. Нельзя не учитывать деятельность, воспроизводящую известные продукты и методы их создания, и деятельность творческую. Первая сохраняет стабильность, устойчивость, сложившиеся общественные формы. Вторая обновляет их, преобразует, прокладывает путь новому. Важно также рассматривать взаимосвязь материальной и духовной деятельности.

4. Анализ деятельности различных ее субъектов: как больших групп людей, так и отдельных личностей.

Такой подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего.

Мы лучше поймем сущность и формы современного государства в развитых странах Европы, если проследим этапы его развития от зарождения до наших дней. Но знание современной роли и функций государства в этих странах помогает лучше понять его предыдущую историю. Вместе с тем знание прошлого и настоящего позволяет выявить тенденцию развития государства в будущем, поскольку будущее существует в настоящем как бы в виде зародыша.

Выявляя общее, мы не можем забывать и о том, что не только индивидуальны, неповторимы отдельные события истории, но и своеобразен исторический путь народов, стран, регионов.

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием, поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия - это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Если какой-либо социальный процесс в одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, много вариантность развития, много линейность истории.



Следовательно важное требование научного подхода: изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости. Мы уже говорили, что взаимодействие множества факторов, различных социальных сил, преследующих свои интересы,- важная особенность социальных процессов и явлений.
Пример: роль государства невозможно объеснить без учета конкретных экономических, социальных, культурных условий в данной стране на определенном историческом этапе.

Еще одно требование конкретно-исторического подхода связно с проблемой повторяемости исторических событий. Несовпадение индивидуального облика не означает, что в них вообще нет ничего общего. Если бы это было так, мы не могли бы их объединить словами "революции", "крестьянские восстания" и т.п. Если в многообразии связей, взаимодействий, которые обнаруживаются при анализе социального процесса, выделить наиболее устойчивые, существенные, т.е. такие, без которых процесс не происходит, мы выявим исторические закономерности. Они и составляют то общее, что присуще данной группе явлений (революциям, созданию централизованных государств, промышленному перевороту и т.д.). Это общее повторяется во всех явлениях, относящихся к данной группе.

Конкретно-исторический подход позволяет понять отдельное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. А если это так, то опыт, скажем, революции в одной стране может помочь в понимании аналогичной революции в другой. Конкретный опыт истории - это "уроки истории", выводы, обобщения, доказанные историей. Сопоставление изучаемого события с конкретным опытом истории способствует правильному пониманию этого события.

Итак, рассматривать социальную действительность в развитии, изучать общественные явления в многообразных связях, выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях - важные принципы познания социальных явлений.

Социальные факты.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Факты экономической жизни, социальной, политической, духовной - основа знаний об обществе, деятельности людей. Понятие "социальный факт" употребляется в двух значениях:

  • В обычном смысле социальные факты - это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Это то, что было, что произошло когда-либо в жизни общества. Имевшие место факты не зависят от того, наблюдал ли их субъект познавательной деятельности или нет, знает о них или не знает. Объективные факты, т.е. такие, которые не зависят от исследователя и вообще могут быть не зафиксированы путем описания их свойств.
  • В научном или более широком - познавательном смысле под социальным фактом имеется в виду знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Научные факты, т.е. о таких, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом.

Наука различает три вида социальных фактов:

1. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

3. Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Когда некто сообщает о каком-либо факте, уместен вопрос: откуда он знает об этом? Возможно, что человек (исследователь) наблюдал то, о чем он говорит, или изучил документ, свидетельствующий об имевшем место событии. Ученые могут зафиксировать факты, изучая статистические данные (например: движение цен на товары, изменение уровня зарплаты и т.д.). А как, например, установить такой факт: какие передачи телевидения наиболее популярны? Сослаться на мнение одного - двух человек нельзя: оно может не совпадать с мнением большинства зрителей. Может быть, посчитать, в адрес какой передачи приходит наибольшее количество писем - откликов? Или определить, на повторение каких фильмов, конкретных номеров приходит более всего заявок? Или с помощью анкеты опросить большое количество (сотни или тысячи) телезрителей? Наблюдение, изучение документов, статистических данных, писем, массовые опросы - все это методы, позволяющие собирать и фиксировать социальные факты.

Но как быть с событиями далекого прошлого - с историческими фактами? Из курса истории вы знаете, что события прошлого оставили более или менее значительные следы: это орудия и жилища, обнаруживаемые при археологических раскопках, сохранившиеся до нашего времени сооружения (крепости, здания и т.п.), различные предметы, а главное, письменные источники (законодательные акты, письма, летописи, позднее книги, газеты, разнообразные документы). По этим следам - историческим источникам - ученые по возможности описывают тот или иной факт. Но факты науки - это не склад разрозненных фактов, облик которых (свойства, признаки, ход события) добросовестно описан. Жизнь общества - это безграничное множество фактов. Французский историк М. Блок. (1886-1944) писал: "Действительность человеческого мира, как и реальность мира физического, огромна и пестра. В простой ее фотографии, если предположить, что такое механическое всеобъемлющее воспроизведение имеет смысл, было бы невозможно разобраться... Как ученый, как всякий просто реагирующий мозг, историк отбирает и просеивает, т.е., говоря коротко, анализирует".

Отбор и группировка фактов зависят от точки зрения исследователя, от проблемы, которую он рассматривает. Изучающий историю права посчитает существенными факты, которые отражают принятые в определенное время в определенном государстве законы и их применение; изучающий экономику отберет факты экономических связей, экономической деятельности; для исследователя религии существенными будут все факты о верованиях людей данной эпохи, обрядах и т.д.

Но отбор фактов зависит в немалой степени от жизненной позиции историка, его убеждений. Давно замечено, что приверженец республики старательно собирает факты о достижениях этого строя, подчас игнорируя сведения, отражающие его недостатки, а изучая монархию, он особое внимание уделяет порокам этой системы. И напротив, историк-монархист делает акцент на фактах, отражающих достоинства монархии и слабости республики.

Социальные явления

Все те элементы, аспекты социальной жизни людей, которые являются прямым следствием сложившихся в данное время и предшествующий период отношений между людьми.

Тот факт, например, что люди каждый день принимают пищу, не является социальным явлением, потому что это прямой результат не отношений между людьми, а элементарной биологической потребности. Однако то обстоятельство, что за едой большинство людей ходит в магазин, уже является социальным явлением, потому что это продукт сложившихся социальных отношений. Другой пример: тот факт, что случился природный катаклизм, не является социальным явлением, но возникшая паника – является, потому что ее причина не только природный катаклизм, но и особенности социальной жизни людей.

К социальным явлениям относятся:

Процессы, происходящие в обществе (например, образовательные процессы или политическая борьба);

– социальные институты (те или иные организации, например религиозные или пенитенциарные, и процессы, связанные с этими организациями);

– социальные группы (например, футбольные фанаты или трудовые коллективы);

– отношения между социальными группами (например, конфронтация политических партий);

– социальный уклад, характерные закономерности межличностных отношений (например, коллективизм, как было в советское время, или индивидуализм, как стало при капитализме);

– духовно-нравственные ценности общества (то поведение, которое одобряется обществом или отдельными социальными группами, и то, которое порицается);

– социальные потребности и интересы (например, потребность всего общества победить в войне);

– социальное состояние (например, подъем энтузиазма или всеобщая апатия);

– особенности разделения труда и вообще экономический уклад;

– коллективный разум (как мы вместе понимаем и интерпретируем происходящее, как рационально обустраиваем свою жизнь).

Само слово «явление» подразумевает, что мы можем наблюдать эти элементы и аспекты социальной жизни. Однако не все социальные явления лежат, как говорится, «на поверхности». Для определения многих социальных явлений приходится трудится ученым и вообще исследователям, чтобы выявить эти латентные явления. В основном такой работой занимаются социологи (именно социология номинально является наукой об обществе), но не только. Социальные психологи, политологи, культурологи, социальные философы, антропологи и другие специалисты тоже вносят свой вклад в общее дело.

Понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. Социально-психологический феномен – утрата индивидами самосознания и самобытности; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Социальное, социально-психологическое или психологическое явление, заключающееся в социальной мимикрии – человек или социальная группа «делают как все», стараясь ничем не отличаться от других людей или социальных групп. Дифференциация и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей и выделение в связи с этим различных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, армия и др.).
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?