Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Недостатки индекса глобальной конкурентоспособности. Индекс глобальной конкурентоспособности и стадии экономического развития

Национальная конкурентоспособность является обобщающим показателем положения страны в международном разделении труда и международных экономических отношениях. Национальная конкурентоспособность понимается как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста в среднесрочной перспективе. Страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Конкурентоспособность национальных экономик определяется многочисленными и весьма разноплановыми факторами.

Рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности составляется на основе индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК, Global Competitiveness Index, GCI), который рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (ВЭФ), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Впервые И ГК был разработан экспертами ВЭФ в 2004 г., и с 2006 г. он рассматривается как основной показатель для сравнительной оценки конкурентоспособности различных стран. Индекс глобальной конкурентоспособности составляется из переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных стадиях экономического развития.

Методология расчета ИГК постоянно совершенствуется; ИГК 2013 2014 гг. был составлен из 113 переменных, которые были объединены в 12 блоков контрольных показателей (факторов), определяющих национальную конкурентоспособность;

  • 1) качество институтов;
  • 2) инфраструктура;
  • 3) макроэкономическая стабильность;
  • 4) здоровье и начальное образование;
  • 5) высшее образование и профессиональная подготовка;
  • 6) эффективность рынка товаров и услуг;
  • 7) эффективность рынка труда;
  • 8) развитость финансового рынка;
  • 9) уровень технологического развития;
  • 10) размер внутреннего рынка;
  • 11) конкурентоспособность компаний;
  • 12) инновационный потенциал.

При этом ни один из блоков контрольных показателей не в состоянии в отдельности обеспечить конкурентоспособность экономики. Как подчеркивает автор-разработчик ИГК профессор Хавьер Сала-и-Мартин, они

эффективны только в сочетании с другими переменными. Так, например, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен из-за неэффективности рынка рабочей силы. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями или с институциональными и структурными характеристиками, которые позволяют позиционировать национальные экономики по отношению к другим странам сквозь призму развития. Согласно выводам ВЭФ, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику и учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

При расчетах И ГК страны различаются по стадиям экономического развития : экстенсивный рост , эффективный рост , инновационный рост , которым соответствуют соотношения блоков ключевых показателей или факторов (табл. 1.2). Выделяются три группы блоков контрольных показателей, которые обеспечивают конкурентоспособность стран на различных стадиях развития.

Страна, находящаяся на любой стадии экономического развития, обычно обладает всеми ключевыми факторами, но их роль и значение различны; ее конкурентоспособность определяют ключевые показатели, соответствующие ее стадии развития. Базисные факторы обеспечивают конкурентоспособность страны на стадии экстенсивного роста; факторы эффективности - на стадии эффективного роста; инновационные факторы - на стадии инновационного роста.

Таблица 1.2

Стадии экономического развития стран но ключевым показателям конкурентоспособности

Стадии экономического развития

Ключевые показатели (факторы)

Стадия экстенсивного роста

Базисные факторы :

  • - состояние инфраструктуры;
  • - макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование

Стадия эффективного роста

Факторы эффективности :

Высшее образование и профессиональная подготовка;

эффективность рынков товаров, услуг и труда;

  • - развитость финансового рынка;
  • - размер внутреннего рынка;
  • - уровень технологического развития

Стадия инновационного роста

Инновационные факторы :

  • - конкурентоспособность компаний;
  • - инновационный потенциал

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) рассчитывается как среднеарифметический показатель на основе оценки всех факторов от 1 до 7. По ИГК 2013-2014 в первую десятку с показателями от 5,37 до 5,67 вошли Швейцария, Сингапур, Финляндия, Германия, США, Швеция, Гонконг,

Нидерланды, Япония и Великобритания. Китай занял 29-е место в рейтинге по И ГК 2013-2014, Бразилия - 56-е, Индия - 60-е место.

Россия поднялась в рейтинге с 67-го до 64-го места. В докладе ВЭФ отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Россия поднялась в этом разделе рейтинга с 22-го на 19-е место также благодаря низкому уровню государственного долга и профициту бюджета. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка.

Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118-е место), недостаточный инновационный потенциал (78-е), неэффективная антимонопольная политика (116-е), неразвитость финансового рынка (121-е), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135-е), дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132-е место).

Ключевыми проблемами для экономического развития России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы, по мнению авторов доклада, способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту се конкурентоспособности.

Ни один показатель, взятый в отдельности, не может дать достоверного представления об уровне конкурентоспособности страны, а сама макроконкурентоспособность в значительной степени формируется иод влиянием факторов, не имеющих количественного выражения. Поэтому для характеристики конкурентоспособности стран стали использовать меж- сграновые рейтинги. Преимущество рейтингов заключается в том, что они дают (даже при допущении ошибок в методологии расчета) синтетическое выражение конкурентных преимуществ страны. Так как распределительная способность страны в глобальной экономике определяется всей суммой присущих ей свойств, рейтинги конкурентоспособности следует признать в качестве показателя, наиболее точно отражающего конкурентоспособность стран.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности

Международный экономический форум (World Economic Forum - WEF) составляет рейтинг конкурентоспособности стран с 1979 г. и ежегодно публикует их в виде «Отчета по глобальной конкурентоспособности » (The Global Competitiveness Report). Рейтинг составляется на основе расчета индексов, осуществляемого ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний анализируемых стран, и основывается на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. Отчет содержит детальные описания конкурентоспособности стран с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее важным конкурентным преимуществам и недостаткам, выявленных на основе анализа. Помимо этого в нем приводятся рейтинговые таблицы, а также тематические разделы, посвященные детальному исследованию ряда стран и регионов.

Первоначально рейтинг стран определялся на основе Сводного Индекса конкурентоспособности. С 2000 г. стали применять два индекса: Индекс роста конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index - GCI) и Индекс текущей конкурентоспособности (Current Competitiveness Index - CCI)". Каждый Индекс имел особую технологию расчета. Страна могла иметь разный ранг в рейтинге (см. таблицу 7.2).

Индекс роста конкурентоспособности, разработанный под руководством Джеффри Сакса, предназначался для измерения влияния факторов, обеспечивающих устойчивый рост экономики (темп роста ВВП на душу населения) в среднесрочной перспективе (5-10 лег). Он рассчитывался на основе оценки 155 показателей, аруппированных в 8 факторов конкурентоспособности: открытость экономики для международной торговли и финансов (13 индикаторов); роль государственного бюджета и регулирования (22 индикатора); развитие финансовых рынков (24 индикатора); качество инфрасэруктуры (16 индикаторов); качество технологий (23 индикатора); качество делового уиравления(23 индикатора); мобильность рынка труда (17 индикаторов); качество юридических и политических институтов (23 индикатора). На основе группировки факторов рассчитывались три субиндекса: «макроэкономическая среда» (The Macroeconomic Environment Index), «общественные институты» (The Public Institutions Index) и «технологии» (The Technology Index). Индекс роста конкурентоспособности определялся на основе агрегации показателей этих субиндексов. При исчислении общего Индекса вес каждого субиндекса оценивался по-разному, в зависимости от уровня развития страны. Для инновационных экономик (имеющих более 15 патентов на миллион населения) субин-

ИРК концентрируется на конкурентоспособности как наборе институтов и экономической политики, позволяющих иметь высокие темпы в среднесрочной перспективе, в то время как НТК использует микроэкономические показатели модели институтов, рыночной структуры и экономической политики, призванные обеспечить высокий уровень благосостояния в данный момент. ИРК предназначен для прогнозирования перспектив роста в ближайшие пять лет, в то время как НТК дает представление о текущем потенциальном уровне производственных возможностей.

дексам придавались следующие удельные веса: «технологии» - 1/2, «макроэкономическая среда» и «общественные институты» - 1/4. Для не инновационных стран вес каждого субиндекса оценивалась в 1/3..

Страна/годы

Индекс роста конкурентоспособности

Индекс конкурентоспособности бизнеса

Сингапур

Нидерланды

Ирландия

Финляндия

Великобритания

Швейцария

Германия

Бразилия

Казахстан

Источник: The Global Competitiveness Report 2001-2002. - P. 32; The Global Competitiveness Report 2003. - P. 4; The Global Competitiveness Report 2004-2005. - P. xiii, - P. 60.

Индекс текущей конкурентоспособности был разработан иод руководством М. Портера и ориентирован на оценку конкурентоспособности с позиций микроэкономических, а не макроэкономических факторов, на которых акцентируется ИКР. Задача индекса состояла в том, чтобы на основе анализа микроэкономических показателей измерить текущий производительный потенциал, т. е. эффективность использования экономикой текущего запаса ресурсов. Фактически он был формой реализации идеи о том, что конкурентоспособность страны создается на микроуровне экономики благодаря способности фирм создавать ценные товары и услуги посредством эффективных методов производства. Поэтому с 2002 г. ето стали именовать Индексом микроконкурентоспособности (Microeconomic Competitiveness Index - MCI), a c 2003 г. Индексом конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Аналитический каркас ИКБ составил «ромб конкурентоспособности» М. Портера. Индекс нацелен на выявление факторов, поддерживающих высокий текущий уровень производительности и экономической активности бизнеса. Он строится преимущественно на базе результатов опроса руководителей фирм и рассчитывается как актированная сумма оценок переменных, объединенных в два субиндекса: индекс поведения и стратетии компаний (The company operations and strategy index) и субиндекс качества национальной предпринимательской среды (The quality of the national business environment index). Первый субиндекс оценивает «качество поведения национальных фирм», определяемое их нацеленностью на конкурентное соперничество. Для этого использовались такие показатели, как: уровень разви тия менеджмента и маркетинга, ориентация производства на нужды потребителя, уровень подготовки персонала и производственных связей между фирмами, природа конкурентных преимуществ, инновационная активность и др. Второй субиндекс оценивал «качество предпринимательской среды», в которой действуют фирмы, на основе анализа более, чем 20 показателей: уровень развития транспортной инфраструктуры и связи, уровень конкуренции на отраслевых рынках, степень бюрократизации, уровень отраслевых барьеров, эффективность работы институтов, эффективность рынков капитала, состояние трудовых ресурсов, условий организации бизнеса

Отличительная особенность ИКР - оценка субиндексов на основе учета стадии развития страны. Это объяснялось существованием зависимости между уровнем развития страны и типом применяемых конкурентных стратегий, т. е. использованием тех факторов, которые обеспечивают стране преимущества. При этом на основе показателя уровня ВВП на душу населения выделялись три группы стран. Страны, развивающиеся 1) на основе ресурсов (менее 2000 $ на душу), 2) на основе эффективности производства (менее 3000 - до 9000 $ на душу), и 3) на основе инновационных факторов (более 17000 S на душу). Чтобы учесть разную способность стран воспользоваться одинаковыми факторами, субиндексы агрегируются в сводный индекс с весами, зависящими от стадии развития страны.

В 2004 году ВЭФ переходит к использованию новой методики расчета, разработанной под руководством профессора Колумбийского университета Ксавьера Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Marlin). Новым аналитическим показателем стал (Global Competitiveness Index - GCI), объединивший в себе макро- и микроэкономические составляющие конкурентоспособности, т. е. соединил оценки, которые прежде давались раздельно в виде индексов MCI и BCI. GCI рассчитывается на базе 114 переменных. Две трети переменных формируются на основе данных, полученных из опросов 14000 руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес- климат в исследуемых странах), а одна греть - из статистических данных и результатов исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями в соответствующих странах. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей конкурентоспособности.

Методика расчета Индекса глобальной конкурентоспособности опирается на стадийный подход, где роль и степень влияния каждого фактора зависит от уровня (стадии) развития страны. Иначе говоря, одни и те же факторы действуют по-разному на разных стадиях развития страны, а поскольку страны различаются уровнем развития, то одним и гем же факторам следует придавать разные веса при определении значения Индекса. В згой связи все 12 показателей конкурентоспособности группируются в три блока. Каждый блок включает показатели, отражающие ключевые факторы повышения конкурентоспособности страны в зависимости от стадии ее развития. Одновременно блок выступает базой для расчета субиндекса - базовых потребностей, усилителя эффективности, факторов обновления, который будет использован при расчете Индекса глобальной конкурентоспособности (рис. 7.4).

Блок базовых потребностей включает показатели стран, которые находятся на «ресурсной стадии» развития. Источники повышения конкурентоспособности для таких стран - эффективное использование ресурсов. Для этого они должна сосредоточиться на обеспечении

1) главенства законов, 2) политической и макроэкономической стабильности, 3) конкуренции на рынках. Блок усилителей эффективности соответствует инвестиционной стадии развития, где конкурентоспособность достигается за счет интеграции национальной экономики в мировую через заимствование технологий и привлечение иностранных инвестиций. На этой стадии внимание должно уделяться 1) состоянию рынков, 2) инфраструктуры и 3) вопросам открытости экономики (валютный и таможенный режим). Блок факторов развития характеризует с траны, находящиеся на «инновационной стадии» развития. Эти страны совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей их. Их задача - создать условия для повышения качества предпринимательства и поддержания высоких темпов инноваций за счет 1) поощрения инвестиций в НИОКР, 2) совершенствования материальной базы производства, 3) накопления человеческого капитала.

Каждый блок - база для расчета субиндекса, являющегося составным элементом для расчета Индекса глобальной конкурентоспособности.

Весовая доля каждого блока определяется в зависимости от уровня развития страны, как показано в таблице 7.3. Это делается для того, чтобы учесть различия в степени влияния факторов на формирование конкурентоспособности стран, находящихся на разных уровнях развития. Кроме трех основных - стадия управления ресурсами, управления эффективностью и управления инновациями, выделены две промежуточные стадии развития. Выделение стадий производится на основе двух критериев: уровня ВВП на душу населения, определяемого в долларах СШЛ по рыночным курсам валют, и доли минерального сырья в общем экспорте страны. ВВП на душу населения не является определяющим показателем для отнесения к стадии развития, если доля минеральных ресурсов в экспорте страны больше 70%. На базе этой методики определяется значение (балл) Индекса глобальной КСП, которое варьируется от 1 до 7. Соотнося полученное значение со значениями но другим экономикам, стране присваивается соответствующий ранг в рейтинге глобальной конкурентоспособности (таблица 7.4).

Рис. 7.4.

Наиболее конкурентоспособными являются индустриально развитые страны , устойчиво занимающие на протяжении двух десятилетий верхнюю часть рейтинга при доминировании европейских стран (таблица 7.5). Шестой год подряд рейтинг возглавляет Швейцария. Ежегодно и ста- биль высокие результаты демонстрируют Финляндия, Германия, Великобритания, Нидерланды. Правда, значительно упал рейтинг Швеции и особенно Дании. Второе место в рейтинге, причем четвертый год подряд, занимает Сингапур. Лидерство США было прервано кризисом 2008-09 гг., но в 2014 г. они снова вошли в тройку лидеров. Стабильно повышает свой рейтинг Гонконг.

Среди крупных развивающихся экономик продолжает лидировать Китай, устойчиво укрепляя свою позицию в первой тридцадке стран. При этом рост конкурентоспособности он обеспечивает не только за счет огромного рынка сбыта и дешевой рабочей силы, но и благодаря росту инновационности и усилителям эффективности. Что касается остальных экономик БРИКС, го они демонстрируют нестабильность развития. У ЮАР и Индии рейтинг устойчиво снижается на протяжении последних семи лет, а Бразилия и Россия показывают неустойчивую тенденцию к росту конкурентоспособности. Постепенно улучшают свое положение бывшие социалистические государства Европы, чего нельзя сказать о постсоветских странах, за исключением Казахстана. Устойчиво низкие показатели у стран Африки.

Таблица 7.3.

Пороговые значения стадий развития стран и веса субиндексов Индекса глобальной конкурентоспособности

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

ВВП на душу населения в $

Менее 2000 $

  • 9000-
  • 17000$

Более 17000 $

Вес субиндекса базовых потребностей

Вес субиндекса

усилителей

эффективности

Вес субиндекса факторов обновления

Бангладеш,

Азербайджан, Ал-

Бразилия,

Австралия,

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

Развитие на основе управления ресурсами

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Развитие на основе управления эффективностью

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

Развитие на основе управления инновациями

распределения стран по стадиям развития

Гвинея Замбия, Зимбабве, Индия, Кения, Кыргызстан, Мозамбик, Таджикистан, Танзания, Эфиопия (всего 37 стран)

жир, Ангола, Боливия, Иран, Кувейт, Ливия, Молдова, Монголия, Саудовская Аравия, Филиппины (всего 16 стран)

Болгария, Гвинея, Грузия, Египет, Китай, Румыния, Сербия, Таиланд, Украина, Южная Африка (всего 30 стран)

Казахстан, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Польша Россия , Турция, Чили (все- io 24 страны)

Германия,

Греция, Испания, Канада, Южная Корея, Сингапур, США, Тайвань, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, (всего 37 стран)

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2014. - P. 21-22.

Индекс глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Значение

Значение

Значение

Значение

Значение

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Германия

Нидерланды

Норвегия

Индекс глобальной конкурентоспособности

Субиндексы Индекса глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Казахстан

Бразилия

Таблица 7.5.

Тон-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций стран с 2007 но 2014 гг.

  • 2008-
  • 2009-
  • 2010-

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Финляндия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Нидерланды

Германия

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Г ерма- ния

Финляндия

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Конкурентоспособность Российской Федерации на международной арене в настоящее время претерпевает серьезные изменения. В первую очередь, данные метаморфозы связаны с внешней политикой государства, последствиями которой явились санкции, наложенные со стороны ряда стран, а также со структурой бюджетных доходов РФ, большую часть которых составляют нефтегазовые доходы. Следует отметить, что данные проблемы являются далеко не единственными для государства и от решения каждой из них зависит благополучие граждан.

Значительно помочь в определении слабых мест могут крупные международные рейтинги комплексной оценки стран. Несмотря на их значительное количество («Ежегодник конкурентоспособности стран мира» (WCY IMD), «Индекс человеческого развития» (Human Development Index), “Показатели эффективности государственного управления всех стран мира» (Worldwide Governance Indicators (WGI)), «Ведение бизнеса» (Doing Business), «KOF Индекс глобализации» (KOF Index of Globalization) и другие), наиболее масштабными, разносторонними и объективными являются GCI (Индекс глобальной конкурентоспособности), ежегодно составляемый всемирным Экономическим Форумом, и WCY («Ежегодник международной конкурентоспособности»), разрабатываемый швейцарским Институтом менеджмента. Главными их преимуществами являются охват значительного количества параметров государств, выведение общего рейтинга стран, а также отдельно по каждому из параметров.

Отличия индексов значительны и заключается в объемах выработки, наборах параметров для оценки конкурентоспособности государств, а также различных способах их оценки.

Таблица 1. Краткая характеристика отличий индексов конкурентоспособности WCY и GCI , .

Таким образом, WCY предоставляет большее количество параметров для анализа конкурентоспособности страны. Рассмотрим параметры РФ в разрезе структуры индекса Института менеджмента Швейцарии. Согласно WCY в 2015 году Российская Федерация занимает лишь 45 место в рейтинге, опустившись на 7 пунктов по сравнению с годом 2014-ым. Данное изменение возникло из-за:

Финансовый кризис, вызванный экономическим спадом и включающий в себя колебания цен и волатильность валюты;

Спада в уровне жизни населения;

Вооруженного конфликта с Украиной;

Прямые и косвенные санкции, направленные против Российской Федерации, промышленная политика импортозамещения;

Повышение иммиграции и эмиграции (в связи с геополитическими причинами) и внутренней миграции (из-за экономических причин).

Параллельно с этими факторами невозможно не отметить с преобладание нефтегазовых доходов в разрезе бюджета Российской Федерации. В связи с этим изменения мировых цен на нефть значительно влияют на темпы экономического развития страны и исполнение бюджета в целом.

Следует отметить, что в период с 2014 по 2015 год произошло плавное снижение по каждой из 4 групп факторов, что характеризует необходимость в комплексном решении назревших проблем, отрицательно действующих на развитие большинства сфер жизни государства и населения.

Таблица 2. Изменения в оценке Российской Федерации за период с 2014 по 2015 год .

Рассмотрим детальнее, как были оценены составляющие вышеперечисленных групп в WCY в 2015 году. В структуре «Экономических результатов» наивысшие позиции имеют блоки «Иностранные инвестиции» (24 место) и «Занятость населения» (15 место). В худшую сторону выделяются «Внутренняя экономика» (38 место), «Международная торговля» (49 место) и «Уровень цен» (56 место). Таким образом, Россия все еще остается достаточно привлекательной для инвесторов, однако значительная девальвация рубля и ответные санкции со стороны РФ привели к увеличению уровня цен и снижению объемов импорта продукции. Выбор такой промышленной политики, как импортозамещение, в будущем еще сильнее снизит показатели фактора международной торговли, однако снижение общего уровня цен на ряд продуктов возможно при определенном контроле ценообразования товаров национального производства. Подобные меры принимаются уже сегодня. К примеру, Росрыболовству в период с 2015 по 2020 год будет выделяться более 3 миллиардов рублей ежегодно как для развития аквакультуры в стране, так и для контроля за ценами над наиболее употребляемыми видами рыбы (лосось, треска, минтай, сельдь) . Одной из наиболее весомых причин низкой эффективности внутренней экономики является значительное удорожание кредитов вследствие увеличения ключевой ставки, а отсутствия доступа национальных банков к дешевым зарубежным кредитам (получение долгосрочных кредитов возможно лишь для российских банков, зарегистрированных на территории ЕС) . Выходом из сложившейся ситуации является поддержание стратегически важных для государства секторов экономики благодаря субсидированию, предоставлению налоговых “каникул” и льгот, лучшим условиям кредитования и иным методам увеличения эффективности деятельности экономических субъектов. Уровень же безработицы в РФ является достаточно низким по состоянию на январь 2015 года (5,5%). При этом стоит отметить снижение количества безработных по сравнению с январем 2014 года (минус 86 тысяч человек) .

Наиболее высоко оцененными составляющими фактора “Эффективность работы правительства” являются “Государственные финансы” (27 место) и “Фискальная политика” (17 место). Высокие показатели критериев объясняются значительной величиной государственного бюджета РФ (11 место в мире по состоянию на 2014 год), низким государственным долгом (164 место в мире по состоянию на 2013 год), эффективно функционирующими бюджетной системой, системой внебюджетных фондов и налоговой системой. Однако, в настоящее время, именно последняя требует серьезных реформ в силу необходимости развития предприятий малого и среднего бизнеса, кредитных организаций, а также фирм, главной задачей которых будет импортозамещение. По мнению одной из крупнейших организаций, предоставляющих услуги в области консалтинга и аудита, Deloitte Touche Tohmatsu, Россия обладает одной из наиболее сложных налоговых систем в сравнении со странами Европы (более 25% экспертов проголосовало за данный факт) . Для ее улучшения, по мнению специалистов Deloitte, необходимо снизить количество изменений, происходящих в налоговом законодательстве и лишь делающих его более запутанным, а также упростить систему сбора и уплаты налогов в целом. Значительно более низкие оценки получили параметры “Институциональное устройство” (52 место), “Бизнес законодательство” (56 место), “Социальная структура” (57 место). Столь низкая позиция институциональной сферы РФ во многом объясняется высоким уровнем коррупции, который, по опросам Всемирного Экономического Форума, имеет решающее значение в препятствии увеличению конкурентоспособности РФ по многим факторам (14,3% респондентов по итогам голосования) . На сегодняшний день наиболее действенными методами по борьбе с коррупцией являются организация государственной структуры, предлагающей высокие зарплаты сотрудникам, а также использующая сторонних наблюдателей в определении реального состояния чиновников и сопоставления их с реальными зарплатами, уменьшение роли государства в экономике (при сохранении необходимого уровня поддержки малого и среднего бизнеса), увеличение прозрачности информации о деятельности органов власти и отдельных высокопоставленных лиц. Низкая оценка бизнес законодательства обоснована как вышеупомянутой коррупцией и неэффективной налоговой системой, так и достаточно нерациональными условиями ведения бизнеса в целом. К примеру, количество процедур, необходимых для начала ведения бизнеса равно 7, а количество дней – 15, что значительно превышает соответствующие показатели развитых стран (Англия – 6 и 12, соответственно, Южная Корея – 5 и 5,5, Италия – 6 и 6), среднее арифметическое таможенных тарифов также высоко (9,5%) . Политика импортозамещения, принятая РФ сегодня, также имеет воздействие на бизнес в плане уменьшения импорта продукции, поддержки национальных производителей. Таким образом, возможно увеличение конкуренции предприятий, находящихся на территории страны, улучшение качества их продукции. Вкупе с исправлением вышеприведенных недостатков возможно добиться развития не только бизнеса, но и постепенное улучшение жизни общества.

В группе факторов “Эффективность бизнеса” наиболее высокие показатели имеет лишь фактор “Рынок труда” (31 место). В худшую сторону выделяются “Производительность и эффективность” (53 место), “Финансы” (54 место), “Практика управления” (55 место) и “Отношения и ценности в бизнесе” (53 место). Совокупность проблем в данных областях также исходит из невозможности получения кредитных средств под малый процент, из сложной и запутанной налоговой системы, слаборазвитого бизнес законодательства, коррупции и иных дестабилизирующих экономику, политику страны. Следует также отметить и иные факторы, имеющих негативное воздействие на вышеперечисленные параметры. Это и слаборазвитая инфраструктура автомобильных дорог РФ (2,4 из 10 возможных в рейтинге GCI), и высокий уровень инфляции (15,8%), и иные факторы, так или иначе требующие комплексного решения по причине их серьезной взаимосвязи и влияния на все группы факторов, представленные в индексе конкурентоспособности .

Несмотря на уже вышеупомянутые отдельные проблемы с инфраструктурой данная группа факторов была оценена наиболее высоко (36 место). Достаточно низкую оценку имеет лишь фактор “Здоровье и окружающая среда” (51 место). Во многом это объясняется следующими цифрами:

Утилизируются лишь 2-3% твердых бытовых отходов (в среднем в ЕС данный показатель равен 60%) ;

Средняя вероятная продолжительность жизни равна 70,5 года (по разным рейтингам РФ занимает от 95 до 113 места по данному показателю) ;

Значительное количество людей, зараженных ВИЧ-инфекций, в возрасте от 15 до 49 лет, равно 1,1% GCI;

Младенческая смертность, превышающая средние показатели в странах Европы (по данным на 2014 год равна 0,89% (53 место по данным GCI)).

Однако, следует упомянуть и определенные положительные моменты. Так, в первой половине 2015 года смертность снизилась до 0,66%, что на 13,5% меньше данного показателя за предыдущий год. Минприроды России разработал программу по созданию индустрии переработки мусора и рециклинга к 2020 году, реализация которой происходит уже сегодня , .

Проблемы здоровья населения и, в частной, невысокой продолжительности жизни мужчин, по словам экспертов, во многом связаны как со значительными продажами алкоголя, так и отсутствием программ профилактики, включающей в себя образование программных и нормативных основ физического воспитания населения, образования институтов спорта, санаториев .

Таким образом, падение конкурентоспособности РФ напрямую связано с неэффективной налоговой системой РФ, снижением объемов международной торговли, отсутствием должной поддержки национальных предприятий, высоким уровнем коррупции, отдельными проблемами в инфраструктуре и системе здравоохранения. Несмотря на столь серьезный перечень проблем, исследование показало возможность их постепенного комплексного решения и, как следствие, повышения рейтингов России в мировых рейтингов конкурентоспособности.

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) представили рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности их экономик. Всего в рейтинге 2014 года оценивали 144 страны мира из примерно 200 существующих. Итоговым рейтингом считается комплексная оценка национальной конкурентоспособности в мире.

/

В первой тройке после лидера Швейцарии следуют и США , далее – Финляндия , Германия , Япония , Гонконг , Нидерланды и Великобритания .

Россия занимает 53-е место – это второе место среди стран БРИКС (Китай на 28-м). Среди стран бывшего СССР Россию опережают Эстония (29-е место), Азербайджан (38), Литва (41) и Казахстан (50).

Методология рейтинга

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GCI) рассчитывается из 114 показателей, которые объединены в 12 основных групп — факторы конкурентоспособности. 34 показателя рассчитываются на основе открытых статистических данных ( , бюджетный дефицит, и другие из исследований ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ), а остальные – по оценкам специального опроса более 14 тысяч руководителей средних и крупных предприятий.

Все страны, участвующие в рейтинге, распределяются по стадиям развития экономики. Критерием распределения стран является показатель уровня ВВП на душу населения. Однако, для определения стадии развития стран с высокой зависимостью от минеральных ресурсов, в том числе и для России, применяется второй критерий, который измеряет степень зависимости развития страны от основных факторов. Данный критерий определяется по доле экспорта сырья в общей (товаров и услуг) за последние пять лет. Страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70% и более, относятся к 1-ой категории развития (стадия факторного развития).

Стадия 1
Факторное развитие
(37 экономик)
Переходная стадия от 1 к 2
(16 экономик)
Стадия 2
Эффективное развитие
(30 экономик)
Переходная стадия от 2 к 3
(24 экономики)
Стадия 3
Инновационное развитие
(37 экономик)
Бангладеш
Буркина Фасо
Бурунди
Вьетнам
Гаити
Гамбия
Гвинея
Замбия
Зимбабве
Йемен
Индия
Камбоджа
Камерун
Кения
Кот-д-Ивуар
Кыргызская Респ-ка
Лесото
Лоасская НДР
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Маянмар
Мозамбик
Непал
Нигерия
Никарагуа
Пакистан
Руанда
Сенегал
Сьерра-Леоне
Таджикистан
Танзания
Уганда
Чад
Эфиопия
Азербайджан
Алжир
Ангола
Боливия
Ботсвана
Бутан

Габон
Гондурас
Иран, Исламская Республика
Кувейт
Ливия
Молдова
Монголия
Саудовская Аравия
Филиппины
Албания
Армения
Болгария
Восточный Тимор
Гватемала
Гвинея
Грузия
Доминиканская Респ.
Египет
Индонезия
Иордания
Капе-Верде
Китай
Колумбия
Македония
Монтенегро
Морокко
Намибия
Парагвай
Перу
Румыния
Сальвадор
Свазиленд
Сербия
Таиланд
Тунис
Украина
Шри-Ланка
Южная Африка
Ямайка
Аргентина
Барбадос
Бахрейн

Венгрия
Казахстан
Коста-Рика
Латвия
Ливан
Литва
Маврикий
Малайзия
Мексика
Объединенные Арабские Эмираты
Оман
Панама
Польша
Российская Федерация
Сейшелы
Суринам
Турция
Уругвай
Хорватия
Чили
Австралия
Австрия
Бельгия
Великобритания
Германия
Гонконг
Греция
Дания
Израиль
Исландия
Испания
Италия
Канада
Катар

Южная Корея
Люксембург
Мальта
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Португалия
Пуэрто-Рико
Сингапур
Словацкая Респ-ка
Словения
США
Тайвань
Тринидад и Тобаго
Финляндия
Франция
Чешская Респ-ка
Швейцария
Швеция
Эстония
Япония

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Региональный рейтинг

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны-лидеры

Какие же изменения в рейтинге произошли с докризисного 2007 года до настоящего рейтинга 2014-2015 гг.? Следует особо отметить, что не вполне корректно сравнивать эти рейтинги, так как в разные годы в оценках принимали разное число стран (от 133 до 144), не все страны участвуют из года в год (чаще это касается очень малых стран), но в целом динамика будет представлена вполне адекватно (см. сводную таблицу по всем странам ниже ).

Швейцария уже шестой год подряд возглавляет рейтинг. занимает 2-е место уже четвертый год, поднявшись с 7-го места в 2007 году. США – лидер в докризисное время, с 2009-го года резко ухудшил свои показатели, но в 2014-м вновь вошел в тройку лидеров. Стабильно улучшает свои рейтинговые оценки Гонконг .

С колебаниями, но ежегодно высокий результат показывают Финляндия , Германия , Япония , Нидерланды , Великобритания .

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-15
1 США США Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария
2 Швейцария Швейцария США Швеция Сингапур Сингапур Сингапур Сингапур
3 Дания Дания Сингапур Сингапур Швеция Финляндия Финляндия США
4 Швеция Швеция Швеция США Финляндия Швеция Германия Финляндия
5 Германия Сингапур Дания Германия США Нидерланды США Германия
6 Финляндия Финляндия Финляндия Япония Германия Германия Швеция Япония
7 Сингапур Германия Германия Финляндия Нидерланды США Гонконг Гонконг
8 Япония Нидерланды Япония Нидерланды Дания Великобритания Нидерланды Нидерланды
9 Великобритания Япония Канада Дания Япония Гонконг Япония Великобритания
10 Нидерланды Канада Нидерланды Канада Великобритания Япония Великобритания Швеция

Топ-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны БРИКС

28 Китай
53 Российская Федерация
56 Южная Африка
57
71 Индия

Страны БРИКС. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Россия в рейтинге GCI

В Отчете глобальной конкурентоспособности Россия находится на переходной стадии от 2 стадии (Эффективное развитие) к 3 стадии (Инновационное развитие). В рейтинге GCI 2014-15 года 53-е место , после кризиса улучшив свои позиции и только за последние два года повысив рейтинг на 14 позиций.

Пятёрка стран перед Россией: Панама, Италия, Казахстан , Коста-Рика и Филиппины. Сразу после России идут Болгария, Барбадос, Южная Африка и .

Среди конкурентных преимуществ нашей страны, по оценке экспертов ВЭФ, огромная ёмкость внутреннего рынка, высокий уровень образования населения, благоприятный макроэкономический фон (низкий ), хорошее состояние инфраструктуры

Самые слабые результаты России: коррупция и фаворитизм (92-е место), институты, (97), суды (109), качество дорог (124), неразвитость финансового рынка (110), инфляция (115), невысокая , распространенность ВИЧ (110), общая налоговая ставка (116), стимулирование инвестировать (122), внешняя и внутренняя конкуренция, торговые барьеры (111), (133-е место из 144!), влияние налогообложения на стимулы к работе (115), трансфер технологий (123).

в Индексе глобальной конкурентоспособности 2014-2015

Ранг
(из 144 стран)
Балл*
ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 53 4,4
Базовые требования 44 4,9
Институты 97 3,5
Инфраструктура 39 4,8
Макроэкономическая среда 31 5,5
Здравоохранение и начальное образование 56 6,0
Факторы эффективности 41 4,5
Высшее образование и профессиональная подготовка 39 5,0
Эффективность рынка товаров 99 4,1
Эффективность рынка труда 45 4,4
Развитость финансового рынка 110 3,5
Технологическая готовность 59 4,2
Размер рынка 7 5,8
Факторы инноваций и сложности 75 3,5
Конкурентоспособность компаний 86 3,8
Инновации 65 3,3

* Балл – от 1 до 7 (лучше).

Подробную таблицу со всеми показателями России см. ниже.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Другие страны

Ранг Топ-10. Европа Ранг Топ-10. Азия и Океания
1 Швейцария 2
4 Финляндия 6 Япония
5 Германия 7 Гонконг
8 Нидерланды 14 Тайвань (Китай)
9 Великобритания 17 Новая Зеландия
10 Швеция 20 Малайзия
11 Норвегия 22 Австралия
13 Дания 26 Корея, Республика
18 Бельгия 28 Китай
19 Люксембург 31 Таиланд
Топ-10 Латинская Америка Топ-10 Ближний Восток и Северная Африка
33 Чили 12 ОАЭ
48 Панама 16 Катар
51 Коста-Рика 24 Саудовская Аравия
57 Бразилия 27 Израиль
61 Мексика 40 Кувейт
65 Перу 44 Бахрейн
66 Колумбия 46 Оман
78 Гватемала 64 Иордания
80 Уругвай 72 Морокко
84 Сальвадор 79 Алжир

Изменения в первой 20-ке . За период с 2007 года по 2014 (рейтинг 2014-2015 гг.) улучшили свои ранговые позиции Гонконг (с 12-го места поднялся до 7-го), ОАЭ (с 37 до 12), Катар (с 31 до 16), Новая Зеландия (с 24 до 17), Люксембург (с 25 до 19). Примерно одинаковый уровень за последние 7 лет поддерживают Норвегия, Канада, Тайвань, Бельгия, Малайзия . Значительно потеряли свои позиции Израиль (с 17 места упал на 27-е), Южная Корея (с 11 на 26-е).

В целом Ближний Восток значительно улучшает рейтинг – как ОАЭ и Катар , так и Саудовская Аравия (выросла с 35-го места до 24). Кувейт, Бахрейн, Оман тоже имеют позиции 40-46. Однако, Северная Африка и страны, находящиеся в состоянии военного конфликта или по соседству с ними, снижают свой рейтинг: Кувейт (с 30 до 40), Тунис (с 32 до 87), Египет (с 77 до 119), Ливия (с 88 до 126). Пакистан (с 92 до 129).

Среди стран БРИКС ежегодно улучшает свои позиции Китай , который по общим рейтинговым показателям давно находится в группе развитых стран (на 28-м месте в рейтинге 2014-15 г.). Улучшили свои позиции Россия и (хотя у Бразилии наблюдается спад в последние два года). Индия и Южная Африка ежегодно теряют свой вес в рейтинге.

Наибольшие темпы развития (по рейтинговым показателям в 2014-15 гг. относительно рейтинга 2007-08 гг.) у Азербайджана (на 28 позиций до 37-го места в 2014-15 гг.), Индонезии, ОАЭ, Кувейта, Болгарии, Македонии, Перу, Грузии .

Азербайджан занимает 37-ю строчку рейтинга, опередив Россию (53 место) и Казахстан (50), постоянно улучшая свои позиции. Амбициозная цель страны – попасть в 20-ку. У Азербайджана прекрасные макроэкономические показатели – ВВП, национальные сбережения, а по уровню инфляция страна вообще на 1-м месте в мире. Хорошо обстоят дела с защитой инвесторов, там достаточно просто и быстро можно открыть свой бизнес. Хорошие показатели по эффективности рынка труда, а особенно с эффективным использованием талантов, это технологически вполне развитая страна со способностью к инновациям.

Саудовская Аравия с годами обогнала Израиль. В Саудовской Аравии хоть инновации и технологическая составляющая не являются коньком, средние показатели по здоровью и образованию, по эффективности рынка труда, зато прекрасные показатели по макроэкономике (4-е место в целом по фактору) и стабильно высокие показатели по фактору госучреждений.

Израиль за последние 7 лет значительно снизил свои рейтинговые позиции. К 2014 году в стране прекрасно с такими факторами как здоровье, инновации, технологическая готовность. И неважно с доверием к политикам (81-е место) да и в целом с госаппаратом не очень (фаворитизм, расточительство). У них огромные расходы по противодействию терроризму (аж 132 место), падает макроэкономика (огромный госдолг – 111-е место).

Малайзия имеет стабильные рейтинговые позиции, поэтому обогнала Австралию, Южную Корею и Китай. Малайзия имеет самые высокие показатели развития финансового рынка (самые высокие позиции в мире по юридическим правам, венчурному капиталу, доступу к кредитам) и эффективности рынка товаров. Южная Корея стремительно теряет свои позиции — падение на 15 позиций за 7 лет.

Экономика Ранг 2007-08* Ранг 2014-15 Изменения в рейтинге Балл 2008-09 Балл 2014-15
Швейцария 2 1 1 5,61 5,7
Сингапур 7 2 5 5,53 5,65
США 1 3 -2 5,74 5,54
Финляндия 6 4 2 5,5 5,5
Германия 5 5 0 5,46 5,49
Япония 8 6 2 5,38 5,47
Гонконг 12 7 5 5,33 5,46
Нидерланды 10 8 2 5,41 5,45
Великобритания 9 9 0 5,3 5,41
Швеция 4 10 -6 5,53 5,41
Норвегия 16 11 5 5,22 5,35
Объединенные Арабские Эмираты 37 12 25 4,68 5,33
Дания 3 13 -10 5,58 5,29
Тайвань, Китай 14 14 0 5,22 5,25
Канада 13 15 -2 5,37 5,24
Катар 31 16 15 4,83 5,24
Новая Зеландия 24 17 7 4,93 5,2
Бельгия 20 18 2 5,14 5,18
Люксембург 25 19 6 4,85 5,17
Малайзия 21 20 1 5,04 5,16
Австрия 15 21 -6 5,23 5,16
Австралия 19 22 -3 5,2 5,08
Франция 18 23 -5 5,22 5,08
Саудовская Аравия 35 24 11 4,72 5,06
Ирландия 22 25 -3 4,99 4,98
Южная Корея 11 26 -15 5,28 4,96
Израиль 17 27 -10 4,97 4,95
Китай 34 28 6 4,7 4,89
Эстония 27 29 -2 4,67 4,71
Исландия 23 30 -7 5,05 4,71
Таиланд 28 31 -3 4,6 4,66
Пуэрто-Рико 36 32 4 4,51 4,64
Чили 26 33 -7 4,72 4,6
Индонезия 54 34 20 4,25 4,57
Испания 29 35 -6 4,72 4,55
Португалия 40 36 4 4,47 4,54
Чехия 33 37 -4 4,62 4,53
Азербайджан 66 38 28 4,1 4,53
Маврикий 60 39 21 4,25 4,52
Кувейт 30 40 -10 4,58 4,51
Литва 38 41 -3 4,45 4,51
Латвия 45 42 3 4,26 4,5
Польша 51 43 8 4,28 4,48
Бахрейн 43 44 -1 4,58 4,48
Турция 53 45 8 4,15 4,46
Оман 42 46 -4 4,55 4,46
Мальта 56 47 9 4,31 4,45
Панама 59 48 11 4,24 4,43
Италия 46 49 -3 4,35 4,42
Казахстан 61 50 11 4,11 4,42
Коста-Рика 63 51 12 4,23 4,42
Филиппины 71 52 19 4,09 4,4
58 53 5 4,31 4,37
Болгария 79 54 25 4,03 4,37
Барбадос 50 55 -5 4,4 4,36
Южная Африка 44 56 -12 4,41 4,35
72 57 15 4,13 4,34
55 58 -3 4,53 4,31
Румыния 74 59 15 4,1 4,3
Венгрия 47 60 -13 4,22 4,28
Мексика 52 61 -9 4,23 4,27
Руанда н/д 62 н/д н/д 4,27
Македония 94 63 31 3,87 4,26
Иордания 49 64 -15 4,37 4,25
Перу 86 65 21 3,95 4,24
Колумбия 69 66 3 4,05 4,23
Черногория н/д** 67 н/д н/д 4,23
Вьетнам 68 68 0 4,1 4,23
Грузия 90 69 21 3,86 4,22
Словения 39 70 -31 4,5 4,22
Индия 48 71 -23 4,33 4,21
Марокко н/д 72 н/д 4,08 4,21
Шри-Ланка 70 73 -3 4,02 4,19
Ботсвана 76 74 2 4,25 4,15
Словацкая Республика 41 75 -34 4,4 4,15
Украина 73 76 -3 4,09 4,14
Хорватия 57 77 -20 4,22 4,13
Гватемала 87 78 9 3,94 4,1
Алжир 81 79 2 3,71 4,08
Уругвай 75 80 -5 4,04 4,04
Греция 65 81 -16 4,11 4,04
Молдова 97 82 15 3,75 4,03
Иран, Исламская Республика н/д 83 н/д н/д 4,03
Сальвадор 67 84 -17 3,99 4,01
Армения 93 85 8 3,73 4,01
Ямайка 78 86 -8 3,89 3,98
Тунис 32 87 -55 4,58 3,96
Намибия 89 88 1 3,99 3,96
Тринидад и Тобаго 84 89 -5 3,85 3,95
Кения 99 90 9 3,84 3,93
Таджикистан 117 91 26 3,46 3,93
Сейшельские острова н/д 92 н/д н/д 3,91
Лаосская НДР н/д 93 н/д н/д 3,91
Сербия 91 94 -3 3,9 3,9
Камбоджа 110 95 15 3,53 3,89
Замбия 122 96 26 3,49 3,86
Албания 109 97 12 3,55 3,84
Монголия 101 98 3 3,65 3,83
Никарагуа 111 99 12 3,41 3,82
Гондурас 83 100 -17 3,98 3,82
Доминиканская Республика 96 101 -5 3,72 3,82
Непал 114 102 12 3,37 3,81
Бутан н/д 103 н/д н/д 3,8
Аргентина 85 104 -19 3,87 3,79
Боливия 105 105 0 3,42 3,77
Габон н/д 106 н/д н/д 3,74
Лесото 124 107 17 3,4 3,73
Кыргызская Республика 119 108 11 3,4 3,73
Бангладеш 107 109 -2 3,51 3,72
Суринам 113 110 3 3,58 3,71
Гана н/д (102) 111 -9 3,62 3,71
Сенегал 100 112 -12 3,73 3,7
Ливан н/д 113 н/д н/д 3,68
Кабо-Верде н/д 114 н/д н/д 3,68
Кот-д’Ивуар н/д (110) 115 -5 3,51 3,67
Камерун 116 116 0 3,48 3,66
Гайана н/д 117 н/д 3,47 3,65
Эфиопия 123 118 5 3,41 3,6
Египет 77 119 -42 3,98 3,6
Парагвай 121 120 1 3,4 3,59
Танзания 104 121 -17 3,49 3,57
Уганда 120 122 -2 3,35 3,56
Свазиленд н/д 123 н/д н/д 3,55
Зимбабве 129 124 5 2,98 3,54
Гамбия, 102 125 -23 н/д 3,53
Ливия 88 126 -38 3,85 3,48
Нигерия 95 127 -32 3,81 3,44
Мали 115 128 -13 3,43 3,43
Пакистан 92 129 -37 3,65 3,42
Мадагаскар 118 130 -12 3,38 3,41
98 131 -33 3,56 3,32
Малави н/д (119) 132 -13 3,42 3,25
Мозамбик 128 133 -5 3,15 3,24
Мьянма н/д 134 н/д н/д 3,24
Буркина-Фасо 112 135 -23 3,36 3,21
Восточный Тимор 127 136 -9 3,15 3,17
Гаити н/д 137 н/д н/д 3,14
Сьерра-Леоне н/д 138 н/д н/д 3,1
Бурунди 130 139 -9 2,98 3,09
Ангола н/д 140 н/д н/д 3,04
Мавритания 125 141 -16 3,14 3
Йемен н/д 142 н/д н/д 2,96
Чад 131 143 -12 2,85 2,85
Гвинея 126 144 -18 н/д 2,79

** н/д – нет данных

Индекс глобальной конкурентоспособности стран за 2018 год показал, что экономика США ближе к «идеальному государству», чем любая другая страна. По шкале от 0 до 100 Америка набрала 85,6 баллов, за ней следуют Сингапур (83,5 балла), Германия (82,8 балла), лидер прошлогоднего рейтинга Швейцария (82,6 балла) и Япония (82,5 балла).

Под конкурентоспособностью авторы , представленного на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF) понимают способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан.

Вот как выглядит топ-10 самых конкурентоспособных стран 2018 года

Почему Америка стала самой конкурентной в глобальном плане страной мира

WEF выделяет три аспекта превосходства США среди 140 экономик мира. Это размер рынка, инновационная экосистема (включая предпринимательскую культуру, ее открытость и гибкость) и стабильность.

Тем не менее, США рано почивать на лаврах. По данным ВЭФ, Америка отстает от других стран с развитой экономикой в ​​отношении общественного здравоохранения. В настоящее время в стране средний возраст дожития составляет 67,7 лет. Наблюдается и ухудшение безопасности, так как количество убийств в пять раз превышает средний показатель по другим странам с развитой экономикой. Более того, США занимают 40-е место по такому показателю как система сдержек и противовесов, 15-е место по уровню независимости судей и 16-е место по уровню коррупции.

Зато если рассматривать инновации, то тут американская экономика очень сильна. «Инновации стали одним из важнейших условий для всех стран с развитой экономикой и является приоритетом для растущего числа развивающихся стран. Уже подавляющее большинство из них изо всех сил пытаются сделать инновации важным двигателем роста» , — пишут авторы доклада. «Результаты показывают, что в мире существует всего несколько инновационных тяжеловесов, включая Германию, Соединенные Штаты и Швейцарию».

Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира

Место России в рейтинге конкурентоспособности

Российская Федерация находится на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста, и «прыгнула» сразу на две строчки вверх в сравнении с 2017 годом. Перспективы роста российской экономики составляют в нынешнем году 1,7% и это наивысший показатель за пять лет.

Улучшение показателей России эксперты ВЭФ объясняют стабилизацией условий макроэкономического развития, благоприятными обстоятельствами для инновационного развития и внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнь граждан страны.

А слабыми сторонами РФ являются финансовый и потребительский рынки, а также здравоохранение. По уровню развитости они находятся на 86, 83 и 100 местах соответственно. По одной из 12 ключевых «опор» — а именно институтам — Россия набрала всего 52,7 балла, оказавшись на 72-е месте списка.

Самая неконкурентоспособная страна в мире

На региональном уровне страны Африки к югу от Сахары лидируют по концентрации самых неэффективных экономик мира. Восемь из 10 наименее конкурентоспособных стран находятся именно в этом регионе.

А самым неконкурентоспособным государством в 2018 году является Чад (140-е место, 35,5 балла из 100 возможных). На втором месте с конца расположился Йемен (36,4 балла), а замыкает тройку аутсайдеров Гаити (36,5 балла).

Почему глобальная конкурентоспособность имеет значение? Авторы доклада считают, что она способствует повышению уровня жизни и создает ресурсы, необходимые для достижения широкого спектра социальных целей.

Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности

В 2018 году эксперты ВЭФ использовали новую методологию для создания своего ежегодного доклада. Это было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием массового внедрения киберфизических систем — так называемой Четвертой промышленной революции.

В Индексе было использовано 98 показателей и 12 «столпов» конкурентоспособности, исходя из которых 140 стран оценивались по:

  1. качеству своих институтов;
  2. инфраструктуре;
  3. внедрению информационных и коммуникационных технологий;
  4. макроэкономической стабильности;
  5. здоровью населения;
  6. высшему образованию и профподготовке;
  7. потребительскому рынку;
  8. рынку труда;
  9. финансовой системе;
  10. размеру внутреннего рынка;
  11. динамике развития бизнеса;
  12. инновационному потенциалу.

Для каждого столпа использовалась шкала от 0 до 100. Чем больше страна набрала баллов, тем ближе ее экономика к идеальному состоянию или «границе» конкурентоспособности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Федор Иоаннович: биография, годы правления, смерть
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы