Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы, поднимаемые в текстах егэ по русскому языку. ЭГЭ Русский язык

Проблема текста

Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Типы проблем

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме (см. рис.1).

Способы выявления проблемы

Выявление проблемы - это всегда процесс обобщения. Ваша задача - за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

Помните о том, что факты, описываемые в тексте, - это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой - о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей - об истончении озонового слоя... Все эти тексты разные, однако, связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.

рисунок 1

Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона , и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав . Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая cocтавлена естественной средой ; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

(По В. Распутину)

Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т.е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую - художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д. и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.

Предлагаем вам следующий алгоритм выявления проблемы художественного текста (см. рис. 2, 3).

рисунок 2

Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.

ВНИМАНИЕ!

Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема. ..» лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема...» или «Д.Лихачёв поднимает проблему...»

НЕ ЗАБУДЬТЕ!

  • Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) - прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

  • Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель - журналист - публицист - фамилия автора .

Анализ текста 2

Прочитайте текст и выполните задания B1–B8

(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2) Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:
– (3) Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике – давали сознание.
(5) Главное – сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7) С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе cвоей безумно. (11) Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12) Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
– (13) Я скажу тебе правду. – (14) Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15) Я не могу понять, что это такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19) Какой ты, брат, чудак!(20) Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.
(22) Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23) И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.
(24) А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
– (26) Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
(27) Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.
(29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.
(30) Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.
B1. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
B2. Из предложений 27 – 30 выпишите краткие прилагательные.
B3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ (предложение 8).
Ответы к заданиям
B4–B7 запишите цифрами.
B4. Среди предложений 12 – 20 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.
B5. Среди предложений 21 – 25 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
B6. Среди предложений 25 – 29 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложного предложения.
B7. Среди предложений 7 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора.
Напишите номер этого предложения.
B8. «Синтаксические средства выразительности: _____ (предложение 6) и _____ (в предложениях 21 – 23) – помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как _____ (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне.
В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают _____ («ребёнок» – «взрослый» в предложении 26)».

Список терминов:
1) анафора
2) гипербола
3) риторический вопрос
4) олицетворение
5) парцелляция
6) диалектизм
7) восклицательное предложение
8) ряды однородных членов
9) антонимы


Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку - достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.

Самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.

Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.

Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже .

В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, . Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Взаимоотношения человека и природы

Как деятельность человека влияет на природу?

Как нужно относиться природе?

Почему природа важна для человека?

Должен ли человек беречь природу?

Как природа влияет на человека?

Чем плохо потребительское отношение к природе?

Зависит ли человек от природы?

Почему человек часто не видит в природе прекрасного?

Как природа может вдохновить человека?

Как проявляется разрушающая сила природы?

Почему нужно жить в гармонии с природой?

В чем проявляется красота природы?

Взаимоотношения человека и животных

Почему человек должен заботиться о животных?

Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?

Как люди должны относиться к своим питомцам?

Все ли люди любят животных?

Почему человек так часто жесток по отношению к животным?

Что заставляет человека убивать животных?

Может ли животное быть полезно человеку?

Всегда ли человек разумнее животного?

Отношения в семье, детство

Как семья влияет на формирование личности ребенка?

Есть ли что-то сильнее материнской любви?

Как проявляется забота родителей о своих детях?

Почему родители строги с детьми?

Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?

Всегда ли материнская любовь идет во благо?

Как воспитание отражается на будущем человека?

Должны ли дети бросать своих родителей?

Какая атмосфера должна быть в семье?

Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?

Почему родители должны быть честны с детьми?

Почему случаются конфликты "отцов" и "детей"?

Что значат для человека детские воспоминания?

Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

Красота и богатство русского языка

Что значит для человека родной язык?

Почему нужно беречь русский язык?

К чему приводит безответственное отношение к родному языку?

Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?

В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги

Почему человеку важно получить хорошее образование?

Как школа участвует в формировании личности ребенка?

Чем важны школьные уроки?

Почему нужно помнить своих учителей?

Каждого ли учителя можно назвать хорошим?

Каким должен быть настоящий учитель?

Почему человек должен стремиться к знаниям?

Чем плохо нежелание учиться?

Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?

Как книги влияют на мировоззрение человека?

Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Внутренний мир, нравственные качества человека

О чем может сказать внешность человека?

Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?

В каких ситуациях проявляется характер человека?

Какие внутренние качества человека можно считать правильными?

Каков по-настоящему богатый внутренний мир?

Почему люди совершают безнравственные поступки?

Можно ли чем-то оправдать предательство?

Почему люди встают на путь духовной деградации?

Как проявляется малодушие?

Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?

К чему приводит человеческая жестокость?

Почему происходят внутриличностные конфликты?

Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Дружба

Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?

Почему происходят ссоры между друзьями?

Почему дружба не терпит предательства?

Какого человека можно назвать настоящим другом?

Могут ли друзья быть соперниками?

Любовь

Какова настоящая любовь?

Как нужно относиться к человеку, которого любишь?

Всегда ли любовь бывает счастливой?

Что может совершить человек во имя любви?

Чем опасна безответная любовь?

Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы

Как нужно относиться к бедным?

Почему следует помогать бездомным?

Всегда ли можно доверять власти?

Как проявляется проблема чинопочитания?

Почему богатые могут управлять судьбами бедных?

Почему процветает преступность?

Можно ли чем-то оправдать воровство?

Что может сделать человека пьяницей?

Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Воспитание

Какого человека можно назвать воспитанным?

Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?

Почему человек должен быть отзывчивым?

Кто дает человеку воспитание?

Почему важно уважать окружающих?

Должен ли человек быть вежливым?

Искусство в жизни человека

Всегда ли талантливого человека замечают?

Что дает человеку искусство?

Как музыка влияет на человека?

Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?

Что значила для людей музыка в военное время?

Всегда ли гениальные люди живут счастливо?

За что люди любят искусство?

Как искусство помогает человеку?

Военное время

Почему в военное время героизм был обычным делом?

На что готовы люди, любящие свою Родину?

Какого человека можно назвать патриотом?

Как проявляется ложный патриотизм?

Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?

Почему война - горе для каждой семьи?

Почему мы должны помнить героев войны?

Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.

Аргументация своего мнения по выбранной проблеме — одна из важнейших задач при написании сочинения-рассуждения. Поскольку аргументы из литературы оцениваются выше, очень важно подготовить их заранее. На данной странице я привожу ряд аргументов по нескольким популярным проблемам.

ПРОБЛЕМА: Подлость, предательство, бесчестие, зависть.

  1. А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»

Швабрин- дворянин, но он бесчестен: мстит Маше Мироновой за отказ, во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести и достоинстве провоцирует его на измену: он переходит в стан мятежника Пугачева.

  1. Карамзин «Бедная Лиза»

Эраст, возлюбленный героини, предал свои чувства к девушке, выбрав материальное благополучие

  1. Н.В Гоголь, повесть «Тарас Бульба»

Андрий, сын Тараса, оказавшись в плену любовных чувств, предает отца, брата, товарищей, Родину. Бульба убивает своего сына, так как не может жить с таким позором

  1. А.С. Пушкин, трагедия «Моцарт и Сальери»

Завистливый Сальери, завидуя успеху великого композитора Моцарта, отравил его, хотя считал его своим другом.

ПРОБЛЕМА: Чинопочитание, угодничество, раболепие, приспособленчество.

1. А.П.Чехов, рассказ «Смерть чиновника»

Чиновник Червяков заражен духом чинопочитания: Чихнув и обрызгав лысину генерала, он настолько испугался, что после неоднократных унижений и просьб умер от страха.

2. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что нужно угождать всем без исключения. Это позволит подняться по карьерной лестнице. Ухаживая за Софьей, дочерью Фамусова, он преследует именно эту цель.

ПРОБЛЕМА : Взяточничество, казнокрадство

  1. Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор»

Городничий, как и все чиновники уездного города, — взяточник и казнокрад. Он убежден, что все вопросы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

  1. Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души»

Чичиков, оформляя купчую на «мертвые» души, дает взятку чиновнику, после чего дело идет быстрее.

ПРОБЛЕМА: Хамство, невежество, лицемерие

  1. А.Н. Островский, драма «Гроза»

Дикой- типичный хам, который оскорбляет всех окружающих. Безнаказанность породила в этом человеке полнейшую разнузданность.

  1. Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»

Госпожа Простакова свое хамское поведение считает нормальным, поэтому люди вокруг нее «скоты» и «болваны».

  1. А.П. Чехов, рассказ «Хамелеон»

Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше него по служебной лестнице, и чувствует себя хозяином положения, перед теми, кто находится ниже.Это отражено в его поведении, которое меняется в зависимости от ситуации.

ПРОБЛЕМА : Разрушительное влияние денег (материальных благ)на душу человека, накопительство

  1. А.П. Чехов, рассказ «Ионыч»

Доктор Старцев, в молодости перспективный и талантливый врач, превращается в накопителя Ионыча. Главная страсть его жизни- деньги, которые стали причиной нравственного разложения личности.

  1. Н.В.Гоголь, поэма «Мертвые души»

Скупой помещик Плюшкин олицетворяет полную духовную деградацию. Страсть к накопительству стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.

ПРОБЛЕМА : Вандализм, беспамятство

  1. И.А. Бунин «Окаянные дни»

Бунин и представить себе не мог, что зверство и вандализм, принесенные революцией, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую все на своем пути.

  1. Д.С. Лихачев, книга «О добром и прекрасном»

Русский академик был возмущен, когда узнал, что на Бородинском поле был взорван памятник на могиле Багратиона. Это ужасный пример вандализма и беспамятства.

  1. В. Распутин, повесть «Прощание с Матерой»

Во время затопления деревень под воду уходили не только жилища людей, но и церкви, погосты, что является страшным примером вандализма.

ПРОБЛЕМА : Роль искусства

  1. А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин»

Фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовых газет, где публиковались главы поэмы. Значит, ободряющее слово порой было важнее пищи.

Наташа Ростова прекрасно поет, в эти моменты она становится необыкновенно красивой,и люди, окружающие ее, тянутся к ней.

  1. А.И. Куприн, рассказ «Гранатовый браслет»

Слушая «Лунную сонату» Бетховена, Вера испытала благодаря безнадежно влюбленному Желткову чувство, подобное катарсису. Музыка пробудила в ней сочувствие, сострадание, желание любить.

ПРОБЛЕМА : Любовь к Родине, ностальгия

  1. М.Ю. Лермонтов, стихотворение «Родина»

Лирический герой любит свою отчизну такой, какая она есть, и готов пройти со своим народом все испытания.

  1. А. Блок, стихотворениеие «Россия»

Для лирического героя Блока любовь к родине подобна любви к женщине. Он верит в великое будущее своей страны.

  1. И.А. Бунин, рассказы«Чистый понедельник», «Антоновские яблоки»

И.А. Бунин в 20-м году покинул Россию навсегда. Чувство ностальгии преследовало его всю жизнь.Герои его рассказов вспоминают великое прошлое России, которое безвозвратно утеряно: историю, культуру, традиции.

ПРОБЛЕМА : Верность данному слову (долгу)

  1. А.С. Пушкин, роман «Дубровский»

Маша, обвенчанная с нелюбимым человеком, отказывается нарушить клятву верности,данную в церкви, когда Дубровский старается ее спасти.

  1. А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, вынуждена отказать Онегину. Она стала олицетворением нравственной силы человека.

ПРОБЛЕМА: Самопожертвование, сострадание, милосердие, жестокость, гуманизм

  1. М.А Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»

Маргарита, любящая Мастера, несмотря ни на что, верна своему чувству, она готова на любые жертвы. Женщина летит на бал к Воланду, чтобы спасти любимого. Там же она просит освободить от страданий грешницу Фриду.

  1. А.И. Солженицын, рассказ «Матренин двор»

Матрена всю жизнь жила для людей, помогала им, ничего не прося взамен. Автор называет ее «правидницей», человеком, живущим по законам Бога и совести

  1. Л. Андреев, рассказ «Кусака»

Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими.

Казак Гаврила, потеряв сына, полюбил, как родного, чужого человека, врага. Ненависть к «красным» переросла в отцовскую любовь и заботу.

ПРОБЛЕМА : Самовоспитание, самообразование, самоанализ, самоусовершенствование

  1. И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

Нигилист Базаров полагал, что «каждый человек сам себя воспитывать должен». А это удел сильных людей.

  1. Л.Н. Толстой, трилогия «Детство. Отрочество. Юность»

Николенька – автобиографический герой. Как и сам автор, он стремится к самоусовершенствованию, к творческой самореализации.

  1. М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени»

Печорин в своем дневнике беседует с самим собой, оценивает свои поступки, анализирует жизнь, что свидетельствует о глубине этой личности.

  1. Л.Н. Толстой, роман «Война и мир»

Писатель показал нам «диалектику души» Болконского и Безухова, рассказал, насколько сложен путь человека к истине, правде, любви. Его герои совершали ошибки, мучились, страдали, но в этом и заключается идея самоусовершенствования человека.

ПРОБЛЕМА : Мужество, героизм, нравственный долг, патриотизм

  1. Б.Васильев, «А зори здесь тихие»

Девушки-зенитчицы, уничтожая отряд диверсантов, погибли, несмотря на численное превосходство врага.

  1. Б.Полевой, «Повесть о настоящем человеке»

Летчик Алесей Маресьев, благодаря силе духа и мужеству, не только выжил после ампутации ног, но и стал полноценным человеком, вернулся в свою эскадрилью.

  1. Воробьев, повесть «Убиты под Москвой»

Кремлевские курсанты, проявив мужество и героизм, выполнили свой патриотический долг, обороняя подступы к Москве. Лейтенант Ястребов- единственный, кто остался в живых.

  1. М.Шолохов, рассказ «Судьба человека»

Герой рассказа Андрей Соколов прошел всю войну: храбро сражался, был в плену, бежал. Он с честью выполнил свой гражданский долг. Война отняла у него семью, но, к счастью, судьба подарила ему встречу с Ванюшкой, ставшим ему сыном.

  1. В. Быков «Журавлиный крик»

Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оста­вил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, вы­полнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.

Какими бывают проблемы?

1.Нравственные проблемы
2.Социальные проблемы
3.Философские проблемы
4.Эстетические проблемы
5.Политические проблемы
6.Экологические проблемы

Как определить главную проблему текста?

1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы.
2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.
3. Выберите главную из них.
4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль.
5. Ответ на вопрос и определяет проблему текста.

Формулировка конкретных проблем текста

1. Проблема роли книги в жизни человека
2. Проблема роли книги в формировании личности
3. Проблема роли чтения в жизни человека
4. Проблема культуры речи в жизни человека
5. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального развития
6. Проблема развития русского языка
7. Проблема сохранения русского языка
8. Проблема образования в наши дни
9. Проблема милосердия и сострадания в нашей жизни
10. Проблема сохранения души
11. Проблема чёрствости и жестокосердия
12. Проблема роли любви в жизни человека
13. Проблема роли дружбы в нашей жизни
14. Проблема роли чести в жизни человека
15. Проблема роли совести в жизни человека
16. Проблема роли патриотизма в человеческой жизни
17. Проблема одиночества в жизни человека
18. Проблема нравственного выбора человека
19. Проблема взаимоотношения поколений
20. Проблема взаимоотношений между членами семьи
21. Проблема нравственного значения памяти в жизни людей
22. Проблема человеческого равнодушия
23. Проблема правильного выбора жизненной цели
24. Проблема роли интернета в жизни человека
25. Проблема роли великодушия в нашей жизни
26. Проблема смысла жизни человека
27. Проблема отношения к пожилым родителям.
28. Проблема роли внешней и внутренней красоты в нашей жизни
29. Проблема сохранения памятников
30. Проблема роли детских воспоминаний в жизни взрослых людей
31. Проблемы переходного возраста
32. Проблема роли влияния родителей на формирование личности ребёнка.
33. Проблема роли природы в жизни людей
34. Проблема исторической памяти
35. Проблема роли денег в жизни людей
36. Проблема межнациональных конфликтов.
37. Проблема роли искусства в жизни человека.
38. Проблема роли музыки в человеческой жизни
39. Проблемам отношения к войне
40. Проблема отношения к животным
41. Роль проблемы бескорыстия и благородства человека
42. Проблема роли таланта и гениальности в жизни человека
43. Проблема роли свободы в жизни человека
44. Проблема значимости труда в жизни человека
45. Проблема роли массовой культуры в жизни людей
46. Проблема нравственных уроков войны
47. Проблема равнодушного и жестокого отношения к природе
48. Проблема самореализации человека в жизни
49. Проблема толерантности и её роль в отношениях между людьми
50. Проблема социального неравенства

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита-ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли-ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден-ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж-данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники , вывезенные в Америку, тос-ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло-жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто-лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме-шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес-ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе-дить тебя?».

11) Дуб отвечал , что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин-ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто-шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди-раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва-ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои-ны станут надежным оплотом государства.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?