Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Главные герои рассказа ольгин град. Познай свой край родной

Перед поездкой я испытывала некоторую боязнь. Сомневалась и в себе, и в Пскове. Псков как-то всегда находился в тени Новгорода, посему я слегка дергалась и думала, что после Новгорода летом и Киева в весеннем цвету зимний Псков не справится с моими печалями. Кроме того, возникли дополнительные препоны: дабы не только я в нашей семье отличилась в 2005 году на эскулапских поприщах, племянник прокатился с горки, получил сотрясение мозга и отправился на Новый год и каникулы в больницу соблюдать постельный режим. А так как я собралась отлучаться, не испросив разрешения у своих докторов, мысль об отмене мероприятия замаячила очевидно. В итоге, три билета из пяти были сданы, нам пришлось перебронировать гостиницу, но мы поехали, то бишь я и муж мой Григорий. Лена, Олечка и Миша навестят Ольгин град в следующий раз. Ведь там есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.

Тем временем для меня в фирменном псковском поезде уже притаилось первое испытание. Обычно я не пишу о попутчиках. Этот запомнился. Колоритен. С настоящим прапорщиком жизнь меня ранее не сталкивала. Грузный и толстощекий сельский парень, у которого проблемы с арифметикой мирно сосуществовали с непринужденностью в общении, первым делом сообщил нам о полном беспределе в части, заключающемся в постоянных письменных жалобах солдатиков начальству, на которые каждый раз следует реакция. "Рядовому уже и слово не скажи!" (Не говоря о других способах воздействия). Дай бог, чтобы у всех прапорщиков были такие же проблемы. Ехал наш герой из Перми в Печоры. Соответственно, я спросила, как прошел день в Москве между поездами. Представьте себе, в траве сидел кузнечик, т.е. - на вокзале, по причине плохой ориентации на местности. На вопрос, как ему нравится Псков, он сосредоточился и выдал: "Псков – маленький город. Меньше Перми". Интересно, удастся ли вам тотчас не вспомнить г-на Скалозуба с его дистанцией и ее размерами? Впрочем, нечего умничать, мое поражение было впереди. Три храпящих мужчины в одном купе делают поездку действительно незабываемой. Этот маленький оркестрик не оставил мне никакой надежды. Посреди ночи я включила свет и стала читать.

В лучшей гостинице города "Рижской" забронированный номер нас не ждал. Довольно равнодушная и малоприветливая тетенька, нет уж, скажу по-другому, пожилая блондинка-администратор, которая ни разу в жизни не слышала, что клиенту иногда надо улыбаться, хотя бы не от всего сердца, настаивала, что расчетный час у них в 12, не все выехали. Подождите. Счас кто-нибудь отъедет. После бурно проведенной ночи, а также тяжелой и продолжительной болезни, в результате которой я не скончалась, ждать сил не было. Дело закончилось тем, что мы вселились в одноместный номер до вечера. Некоторая экономия, т.к. бронь тоже теперь не оплачивалась, исполнила роль легкого успокоительного. Еще одним мелко-удручающим обстоятельством нашей поездки оказалась местная водопроводная водица. Волосы от нее вышли из повиновения и подняли восстание. На этом неприятности закончились. Мы отдохнули и с новыми независимыми прическами приступили к осуществлению громадья планов. Пожалуй, еще пара бытовых подробностей. Завтракали, ужинали мы у себя. Рядом с "Рижской" находится большой магазин Орбита, где все было куплено за один раз. Обедали в трех разных кафе. Чуть лучше покормили в "Мустанге". Существенным неудобством в тамошних "удобствах" оказались холодная вода и холод собачий. Объединяющей три точки питания сугубо псковской безобидной особенностью являлась непредсказуемость очередности заказанных блюд. Второе пытались предложить до первого и т.п. Во всех трех. Честно. В "Ирине" было теплее и дешевле, зато сильно донимала, извините за выражение, музыка.

И о главном. Надо сказать, сегодня я бы спланировала маршрут иначе. Зимний день короток. Лучше было начать с монастырей, т.к. росписи нуждаются в освещении. Но, слово Кремль - такое обязывающее, и у меня уже была предварительная договоренность с Лидией Владимировной Воронцовой об экскурсии. Посему дорога вела нас в Кром. В Пскове это очень вытянутая крепость на мысу, меж двух рек. Сначала перед вами развернется территория Довмонтова города, где количество храмов, сооруженных на одном пятачке, просто не поддается осмыслению. Потом попадаешь в захаб - узкий коридор со стенами до вторых ворот, предназначенный для успешного уничтожения в этой ловушке неразумно прорвавшегося неприятеля. Главный храм, Троицкий собор, не потрясает архитектурными изысками, но грандиозен и величаво доминирует в центре города низкой застройки. Внутри - высокий семирядный иконостас с резным золоченым окладом и многочисленные пристенные и пристолпные иконы в богатых ризах. Остается только удивляться человеческой недальновидности. Недавно устроенный современный обогрев, как нам сообщили, губит интерьер собора, т.к. серьезно нарушен температурно-влажностный режим. Иконам грозит буквально осыпание и растрескивание. Может быть, поэтому неприятные ограничительные веревочки не пускали нас в собор.

Лидия Владимировна обещала, еще когда я звонила из дома, помочь нам с поездкой в Снетогорский монастырь. Организационный момент был очень важен, так как монастырский собор Рождества Богородицы закрыт на реставрацию, а нам очень хотелось увидеть древнюю псковскую живопись. Туда мы отправились с сотрудником музея Татьяной Николаевной на микроавтобусе. Монастырь был основан в XIII в. неподалеку от Пскова на горе Снетной. Гору прозвали по имени рыбешки, которую когда-то давным-давно можно было черпать в пору нереста в реке решетом. В XVI в. в монастыре была возведена колокольня, не уступавшая высотой колокольне Ивана Великого в Москве. В известные времена она была разрушена при помощи барж, тянувших ее канатами с реки. В центре монастыря можно видеть, что от нее осталось.
Снетогорский собор Рождества Богородицы выполнен из местного материала известняковой плиты и знаменит фресками, датируемыми 1313 г. С опаской передвигаясь по лесам собора, я думала, что уже независимо от того, как сложится дальше поездка, я о ней никогда не пожалею. Как бы ты не готовился к тому, что предстояло увидеть, к такому не подготовишься. Храм в лесах не кажется необитаемым. Он отстраненно болеет. Как я. От этого чувства, его и мои, обостряются. И вот, фрески посмотрели на меня по-псковски пронзительными глазами. Духовная сила и эмоциональность ликов притягивала. Я отходила и возвращалась, как привязанная, чтобы еще раз взглянуть и продлить общение. Увы, о степени сохранности всенародного достояния можно только сокрушаться. Хочется поклониться людям, бьющимся над восстановлением восстановимого. Особенно запомнились лики святых в алтарной части на втором ярусе лесов и фигуры преподобных на восточной стене северного рукава креста внизу. Здесь пришлось лесенку подтащить, чтоб взглянуть поближе. В алтарной части, как я уже дома определила, это были святые Власий и Спиридоний. Согласно легенде, второй из них был из пастухов. Уже будучи епископом, он продолжал ходить с пастушеским посохом и носить шапку, сплетенную из ивовых прутьев. В такой шапке он и изображается. Само слово «спиридон» означает по-гречески круглую плетеную корзинку.
Наш экскурсовод, рассказывая о жизни псковских монастырей в XIV-XV веках, сообщила, что монастырь отличался многими свободами. Зажиточные монахи-собственники жили не по уставу, кушали хорошо, причем ели и пили отдельно, каждый в своей келье, нередко напивались допьяна. Не было воздержания и в одежде: носили шубы на пуху. Вели они себя независимо, отлучались без разрешения из монастыря и не подчинялись игумену. Будучи собственниками, монахи занимались торговыми и денежными операциями. Они не только владели своим имуществом, но допускалось изъятие вкладов родственниками умерших. Изначально мужской монастырь, в наше время стал женским.

Теперь, торопясь захватить благоприятный световой период, хронологически в обратном порядке, мы направились в Мирожский монастырь, получивший название по местной речушке. Здесь в Спасо-Преображенском соборе сохраняется всемирно известный ансамбль фресковой живописи XII столетия. Этот собор, в отличие от предыдущего – из плинфы, плоского обожженного кирпича, применявшегося в строительстве в Византии и древнерусском зодчестве. Принято считать, что расписывали его греческие мастера. Первое сильное впечатление – богатейший колорит красок. Степень сохранности, если еще знать, что собор регулярно затоплялся при разливах, фантастическая. Обнаружили фрески, как водится, под слоем штукатурки в XIX веке. Понятие о реставрации было далеко от современных представлений. Реставрация, проведенная иконописцем Сафоновым по сути закрыла древнюю живопись поновительной записью. Художники сафоновской артели аналогичным образом потрудились и в Благовещенском соборе Московского Кремля. Сегодня главным считается восстановление первоначального слоя, а не прихорашивание его на свой манер. Татьяна Николаевна обратила наше внимание на наиболее сохранившуюся часть росписей северного направления, где наверху особенно выделяется сцена Оплакивания Христа. Гриша заметил, что сразу возникает ассоциация с Джотто, однако здесь намного более ранняя живопись. В куполе - совершенно необычное Вознесение, где 8 ангелов то ли парят, то ли танцуют. Я посожалела об отсутствии бинокля. А Страшного суда на западной стене нет. Время не то. Куда важнее была проповедь христианства, чем нечто устрашающее.

В Печеры мы ездили самостоятельно. Расписание автобусов, размещенное на сайте монастыря, подтвердилось полностью. Если сначала посещать Печеры, то через Старый Изборск надо ехать только на обратном пути. По рекомендации Лидии Владимировны мы обрели экскурсовода Аллу, которая с большим воодушевлением погрузила нас в историю края. Дореволюционное наименование изменилось в первый раз, когда Печеры вошли в довоенное время в состав Эстонии и стали на эстонский лад писаться через е с точками – Печёры. По завершении этого этапа территориальной принадлежности, очевидно, чтоб от него отмежеваться, название трансформировали в Печоры. Монастырь основан в XV веке, а пещеры естественного происхождения известны здесь с конца XIV века. Главной особенностью монастыря является расположение его на дне оврага. Несмотря на это, он выдержал около 80 осад, среди них многонедельные и даже многомесячные с применением артиллерии. Еще он знаменит тем, что никогда не закрывался.
Алла сразу предупредила нас, что ни в Успенский, ни в Михайловский соборы мы не попадем. Не попадем и в пещерный некрополь, куда и по будням посещение организуется заранее, а сейчас в праздники пещеры закрыты. Сначала мы погуляли вокруг стен монастыря. К нашему приезду выглянуло солнышко, и уже у Михайловского собора появилась дополнительная радость от хорошего освещения. Самый большой храм монастыря, традиционно-классический XIX века, имеет выход за крепостную стену, который эксплуатируется только в особо торжественных случаях.
Мы получили премного удовольствия, поснимав монастырь с двух разных сторон криволинейной крепостной стены. На территории у входа уже заканчивалось сооружение снежного вертепа-пещеры к Рождеству. Через приземистую арку под Никольским храмом попадаем в подцерковье, где по периметру установлены богородичные иконы, начиная с иконы Божией Матери "Споручница грешных". Они написаны при участии и под руководством архимандрита Алипия, о котором Алла будет еще много раз упоминать, как о необыкновенно разностороннем человеке, наделенном многими талантами и сделавшем столь много для монастыря.
Дорогу, ведущую внутрь чаши монастыря, прозвали "кровавым путем". По преданию здесь Иван Грозный расправился с встречавшим его со всей монастырской братией настоятелем монастыря Корнилием путем собственноручного отрубания головы его за изменническую связь с князем Курбским. Потом царь моментально раскаялся и будто бы нес обезглавленное тело Корнилия в пещеру.
Справа не останется без внимания коляска Анны Иоанновны, гордо выставленная как музейный экспонат в отдельно стоящей витрине. Зимой смотрится прикольно, и как-то мило одомашнивает территорию. Мол, в нашей гостиной есть предметы для светской беседы.
Тесно расположенные здания, обманывающие посетителя этажностью, нарядные и красочные, призваны создать ощущение града небесного, то есть неба на земле. Главный храм монастыря, Успенский, украшен барочными ярусными куполами, выполненными по образцу куполов Киево-Печерской лавры. Главки вытянуты в линию, что редко встречается, поэтому собор с наружной росписью и живописью на барабанах куполов вызывает прямую ассоциацию с иконостасом храма под открытым небом. Над входом - икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, правее - Успение Богоматери. Слева над входом в пещеры - Воскресение Христово (Сошествие во ад). На горе за храмом находится сад с плодовыми деревьями. Купола собора в этом райском саду располагаются как раз на уровне земли.
Златокрылый ангел на звоннице, указывающий одной рукой на часы, в другой держит свиток с цитатой из христианских заповедей. За точное воспроизведение не берусь, но главная мысль: "Любите друг друга, ибо век наш короток!" На этом Алла закончила экскурсию, а мы каким-то провидением были причислены к паломникам и попали в пещеры с гидом-монахом.
Как и в Киево-Печерском монастыре, пещеры являются монастырской усыпальницей, закрытым некрополем, который состоит из двух помещений при входе и шести длинных подземных галерей. Вблизи входа стены обложены кирпичом. Наш гид рассказывает о неком строителе, отказавшемся идти дальше, так как в галереях нет никаких несущих опор. Пещеры расположены в слоях плотного материкового песка. В них - красивые своды, а если приложить руку к стене, на ней остается чистый бархатный песочек. Под ногами - тоже песок, мягкий, как ковер. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° зимой и +7° летом. Климатические условия пещер уникальны. В них отсутствуют какие-либо признаки тления, и даже живые цветы сохраняются необычно долго. "Вы здесь не заблудитесь", - обнадежил нас монах. - "Если держаться одной рукой за стену, все обойдешь и выйдешь". В отличие от Киево-Печерской лавры саркофагов по бокам галереи нет, только плиты с надписями - керамиды, каменные и керамические. Они закрывают погребальные камеры, т.е. захоронения выполнены перпендикулярно ходу. Погребены в пещерах как настоятели, так и иноки, старцы, миряне и ратные люди, защитники монастыря. В конце одной из улиц установлен канун, там совершаются панихиды. Я совершенно согласна с правилами, ограничивающими доступ в пещеры всех, приехавших в монастырь, т.к. в Киеве меня больше всего поразила суетность присутствия там буквально толп людей.

Изборск в моих планах котировался довольно низко, мол, скорей это племяннику Мише было бы по душе, а он дома остался. Ну, памятник русского оборонного зодчества, ну, стена с башнями, частично ХХ столетия. Зимой под снегом даже озера не видно. Опять зря боялась. Единственное, что не понравилось, это деревянный дом, торчащий наглой достопримечательностью посреди крепости, безбожно ярко окрашенный и выглядящий незваным гостем. Конечно, красят у нас, что называется, чем было. Этакая псевдороскошь уровня мелкого собственника. Желтый дом выглядит дурным. Хочется его вынести за стену. Предложить выйти вон.
После крепости, расположенной в яме, изборская являет собой образец фортификационного сооружения. Хотя мы уже видели Покровскую башню в Пскове, здесь вертикальная многорядность бойниц реально ближе. Можно войти в Талавскую башню и поприцеливаться до народа в захабе. Поднявшись на башню Луковка, оценить возможность поливания противника горячей смолой, али по-простому побивания его камнями. На верхней площадке башни даже зимой получаешь массу удовольствия от видов на окрестности. Никто не может отказать себе в фотографии на память. Грише особенно понравилась одна, в его исполнении, конечно. "О", - сказал он дома. - "Я понял, чем она мне так нравится. Она называется Джоконда. Ты чуть улыбаешься, ручки правильно сложила, сама - в нужном ракурсе, а вдаль уходит бесконечный давинчевый пейзаж с итальянским "сфумато". Следующую по порядку фотку, сделанную мной, как вы понимаете, можно смело называть Джоконд. Находясь уже под башней, снаружи крепости, задрав голову к кричащим и приветливо машущим сверху, мы снова вспомнили о нападающих и обороняющихся. У нападавших не было никакой перспективы.
Никак нельзя было не сходить к Славянским ключам, дарующим много всего испившим из них водички. Мы похлебали с воодушевлением, как и все присутствовавшие, испытывая от этого необъяснимое удовлетворение. По дороге назад я купила для папы пояс из собачьей шерсти, которым он очень доволен.

Безусловно, мы много бродили по городу, наслаждаясь его спокойствием. Стоит отойти на полшага с центральной улицы, как пропадают все машины и пешеходы, кругом – только домики в 2-3 этажа и церкви-храмы. Правда, в зимнее время кажется, что в городе имеются проблемы с озеленением, а в новых районах деревьев совсем не видно. Зато памятников много, причем, в универсальном ассортименте: Ленин, Киров, две Ольги, Александр Сергеевич с нянечкой, без кружки.
Советую обязательно заглянуть в церковь Николая с Усохи. С улицы довольно трудно представить, как храм выглядит изнутри. Культурный слой настолько утопил его, что наружные объемы никак не соответствуют внутренним. К тому же это типичный образец псковского зодчества и по архитектурным особенностям устройства храма внутри. Много голосников создают образец храмовой акустики.
Да простят меня остальные храмы, покорила мое сердце церковь Рождества Иоанна Предтечи. Если подумать, церквей XII века сохранилось совсем немного. В Пскове нам несколько раз говорили о настоятеле этого храма отце Андрее, его иконописной деятельности. Увы, пришли мы к ней последней и поздно. Улица Горького по длине оказалась почти Тверской, но такой же пустынной, как многие другие. По ней местные экстремалы гоняли на санках, прицепленных на тросике к автомобилю. Вспомнился Миша в палате травматологии. Муж, как он просит вставить, был уже достаточно измотанным и еле живым от быстрой ходьбы после сытного обеда-ужина. Он, как мог, сопротивлялся и уговаривал меня угомониться и остановиться, но вечер был так хорош, падал снег, и шли мы не зря. Церковь показалась мне монументальной и трогательно красивой одновременно. Одухотворенной. Смотрите: византийские шлемовидные купола, позакомарное покрытие плюс псковская двухпролетная звонница. Вокруг храма есть открытое пространство. Это тоже работает на его восприятие. На южном фасаде в окошке над дверью горит умиротворяющий огонек. Кроткое чувство радости, что я все-таки добрела до него, не покидает меня и сейчас.


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

Продолжая работу с научно-познавательной литературой в 4 классе провожу викторину по книге Надежды Вальнер «Ольгин град». Думаю в библиотеках Псковской области есть эти книги, с которыми уверена работают коллеги. В конце книги есть вопросы, но я решила опубликовать свой вариант вопросов викторины, может быть кому-то пригодится. Ответы я не публикую, их легко можно найти в книге, а если кому-то будут нужны ответы напишите мне, вышлю по почте: [email protected]

Вопросы задаются каждому по очереди, а если кто-то не знает ответа, тогда может ответить любой поднявший руку. Если ответа не знает никто даю возможность поискать в книгах, которые лежат на партах, кто быстрее. За правильный ответ отвечавший получает жетон. В конце викторины подсчитываем жетоны и победители получают грамоты.


После викторины задаю ребятам вопрос, как нужно читать научно-познавательную литературу. Приходим к выводу: читать внимательно, вдумчиво, запоминать имена, названия, даты.
Вопросы викторины по книге Надежды Вальнер «Ольгин град»

1.На слиянии каких двух рек образовался город Псков?

2.Как раньше называли город Псков?

3.Чем питались наши древние предки?

4.Где покупали одежду наши предки?

5.Откуда взялась посуда у древних людей?

6.Как называется запись по годам исторических событий?

7.Кем составлена самая известная летопись «Повесть временных лет», в которой впервые упоминается Псков?

8.Сколько лет в 2003 году исполнилось Пскову?

9.Как называется деревня в 12 км. От Пскова, где родилась Ольга ставшая великой княгиней?

10.Как звали князя, который взял в жены простую псковитянку Ольгу?

11..Как в книге описана Ольга?

12.Как звали сына княгини Ольги?

13.В каком году и где крестилась первая на Руси христианка: княгиня Ольга?

14.Почему княгиня Ольга повелела построить а Пскове Троицкий собор?

15.Каким был первый Свято-Троицкий собор?

16.Как по другому можно назвать Псковский кремль?

17.Какой князь построил первый белокаменный Троицкий собор?

18.Как называют настенные картины в храмах написанные водяными красками по сырой штукатурке?

19.В каких Псковских монастырях сохранились древние фрески?

20.Какому монастырю дала название рыбка-снеток?

21.Когда и где произошла битва русской дружины и немецких рыцарей? Как называется эта битва?

22.Кто командовал русскими войсками?

23.Откуда руководил он своим войском?

24.Какими словами напутствовал своё войско князь Александр Невский?

25.Как удалось русским дружинам победить немецких рыцарей?

26.Какие слова сказал князь Александр Невский в день победы в Ледовом побоище?

Лучшие книги для детей в библиотеках г. Пскова


"История старой квартиры" Александры Литвиной


Герои книг зовут в кино

Герои книг зовут в кино // Детская энциклопедия. – 2016. - № 9. – 56 с. : цв. ил.

Что лучше – кино или книга?

Наверное, у каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос, ведь все мы и читатели, и зрители.

Этот номер познавательного журнала для мальчиков и девочек «Детской энциклопедии» посвящен некоторым художественным и мультипликационным фильмам, снятым по книгам, любимым многими читателями.

На страницах журнала содержатся интересные сведения о фильмах: «Кащей Бессмертный», «Золушка», «Чук и Гек», «Старик Хоттабыч», «Два капитана», «Человек-амфибия», «Алые паруса», «Королевство кривых зеркал», «Снежная королева», «Три толстяка», «Малыш и Карлсон», «Совсем пропащий», «Приключения Электроника», «Вам и не снилось» и «Гостья из будущего».


Спрашивайте этот журнал в Библиотеке-Центре общения и информации!



Знакомьтесь: "Лучшая энциклопедия в картинках для малышей"!




Серия книг "Почемучкины книжки"

Серией книг "Почемучкины книжки" издательства "Аванта".


Надежда Вальнер "Ольгин град"

Библиотека "Родник" им. С.А. Золотцева представляет книгу-юбиляра 2016 года «Ольгин град» Надежды Вальнер, которая была издана в 2001 году.


Cерия книг «Лучшие стихи о войне»

Библиотека – Центр детского чтения представляет серию книг «Лучшие стихи о войне» издательства "Clever".

В изданиях собраны произведения известных российских поэтов: Ольги Берггольц, Юлии Друниной, Анны Кардашовой, Константина Симонова, Александра Твардовского. В их стихотворениях запечатлены мужество и стойкость защитников Брестской крепости, жителей осажденного Ленинграда, бойцов, павших на полях Великой Отечественной войны, всех, кто внес свой вклад в Победу.

Берггольц, О. Февральский дневник : [для чтения взрослыми детям] / Ольга Берггольц. - М. : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 9 с. : ил. - (Лучшие стихи о войне).

Друнина, Ю. Зинка : [для чтения взрослыми детям] / Юлия Друнина; [подбор ил. О. Блиновой]. - М. : Клевер-Медиа-Групп, 2015. - 15 с. : ил. - (Лучшие стихи о войне).

Кардашова, А. Маленький солдат : [для чтения взрослыми детям] / Анна Кардашова. - М. : Клевер-Медиа-Групп, 2015. - 14 с. : ил. - (Лучшие стихи о войне).

Симонов, К. Сын артиллериста : [для чтения взрослыми детям] / Константин Симонов. - М. : Клевер-Медиа-Групп, 2015. - 14 с. : ил. - (Лучшие стихи о войне).

Твардовский, А. Я убит подо Ржевом : [для чтения взрослыми детям] / Александр Твардовский; [подбор ил. О. Блиновой]. - М. : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 14 с. : ил. - (Лучшие стихи о войне).


Библиотека – Центр детского чтения представляет книгу одного из лучших специалистов по чтению в стране Ираиды Ивановны Тихомировой.

Тихомирова, И. И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения: (читаем, размышляем, выражаем в слове) : метод. пособие для руководителей дет. чтения, снабженное текстами литератур. произведений для обсуждения с подростками / И. И. Тихомирова. - 2-е изд. - М. : РШБА, 2015. - 342 с. - (В помощь педагогу-библиотекарю) (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека" : Сер. 1 ; вып. 3).

Издание представляет собой своеобразный обучающий курс по нравственному воспитанию подростков на материале чтения и обсуждения литературных произведений. Нравственное воспитание в пособии сочетается с формированием культуры чтения и литературно-критического мышления. Отобранные для обсуждения лучшие рассказы отечественных авторов сгруппированы в тематические циклы: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или суд над собой», «О шутке – всерьез», «О силе воли и силе духа» и др. Каждый цикл содержит введение в тему, методические аннотации на содержащиеся в цикле рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы по обсуждаемой теме. К пособию прилагаются тексты обсуждаемых рассказов. Чем больше подросток прочитает рассказов о разных жизненных ситуациях и конфликтах, происходящих в детской среде, чем глубже эмоционально включится в способы их разрешения, тем богаче будет опыт его социального поведения, сопережитый с его литературными сверстниками. Подбор рассказов в пособии направлен на поддержку в читателе добрых чувств и добрых поступков, на формирование нравственных координат человеческой жизни.

Книга поможет библиотекарям, учителям, родителям развивать в детях способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение персонажей, их взаимоотношения, вдумываться в сложность человеческих характеров и обстоятельств, включать читаемое в контекст собственной жизни.





Мария Аксенова «Знаем ли мы РУССКИЙ ЯЗЫК?»

Серию книг Марии Аксеновой «Знаем ли мы РУССКИЙ ЯЗЫК?» .


Софья Ковалевская «Воспоминания детства»

Библиотека – Центр детского чтения предлагает вашему вниманию книгу Софьи Ковалевской «Воспоминания детства» .

Ковалевская, С. Воспоминания детства / Софья Ковалевская; [пересказ для мл. и сред. школьников С. Козлова]. - Великие Луки: Изд-во С. Маркелова, 2013. - 77, с. : ил.

Имя Софьи Васильевны Ковалевской известно во всем мире. Это первая в мире женщина - профессор математики. Не все знают, что она написала целый ряд литературных произведений, одним из которых является семейная хроника «Воспоминания детства».

Детство Софьи прошло в поместье отца - в Полибино Невельского уезда Витебской губернии. Сейчас село Полибино относится к Великолукскому району Псковской области.

С. В. Ковалевская родилась 15 января 1850 г. в Москве. Ее отец, Василий Васильевич Корвин-Круковский, был военным, поэтому семья постоянно переезжала с места на место. В 1858 году в чине генерал-лейтенанта артиллерии Корвин-Круковский вышел в отставку и вместе с семьей переехал в имение Полибино на постоянное жительство. Несмотря на довольно замкнутый образ жизни, который вела семья в глухом имении, все дети Корвин-Круковских получили прекрасное домашнее образование. Именно в Полибине у Софьи проявились способности к математике. Она вспоминает, что при ремонте одной из детских комнат не хватило обоев, «а выписывать-то обои приходилось из Петербурга, что было целой историей» и было решено оклеить комнату листами с математическими формулами. Может разглядывание этих стен и привело Соню в математику? Софья вспоминает, как уже в пятилетнем возрасте она начинает сочинять стихи, но гувернантка жестоко преследует сочинительство, как неподобающее занятие для барышни. В своей книге Ковалевская описывает уклад жизни семьи в Полибино, занятия детей, природу. Вокруг имения простирались леса с ягодами, грибами, дичью. Дом окружал сад, в котором беседки утопали в сирени и жасмине. Был и большой пруд, зараставший травами.

Чтобы больше узнать о детстве нашей великой соотечественницы, надо прочитать книгу «Воспоминания детства», пересказанную специально для детей С. Д. Козловым, директором МОУ «Гимназия» имени С. В. Ковалевской, учителем математики.
В книге использованы иллюстрации учащихся школы искусств Центра эстетического воспитания г. Великие Луки.


Волшебный мир кино

Волшебный мир кино // Детская энциклопедия. – 2016. - № 4. – 56 с. : цв. ил.

Наверное, на свете очень мало людей, которые не смотрели бы кино...

Этот номер познавательного журнала для мальчиков и девочек «Детской энциклопедии» посвящен истории кинематографа и кино в России.

Выпуск содержит 12 эпизодов, которые расскажут юным читателям о том, как развивался кинематограф, познакомятся с различными видами кино и с людьми, чей труд и талант создают интересные кинофильмы.

Например, эпизод 1 «С днем рождения, кино!» рассказывает о рождении кино, эпизод 2 «Птичка в клетке», или Тайна движения» познакомит с такими устройствами, как фенакистикоп, праксиноскоп и стробоскоп, которые можно назвать предками кинематографа.

Другие эпизоды расскажут о том, как люди пытались заснять движение, чтобы потом воспроизвести его на экране, о распространении кинопоказов в разных городах России – Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде, о первом отечественном игровом фильме «Понизовая вольница» - экранизации песни «Из-за острова на стрежень», об известных «немых» фильмах, о первом профессиональном актере нашего кинематографа И.И. Мозжухине, об одном из основоположников отечественного кинематографа Я.А. Протазанове и актрисе Вере Холодной, которая стала символом дореволюционного кинематографа.

Кроме того в журнале содержится информация о кинематографе 1920-х годов, кинорежиссере С.М. Эйзенштейне и его фильмах Александр Невский» и «Броненосец Потемкин», о первом в нашей стране звуковом фильме, музыкантах-тапёрах, музыкальных комедиях, художественных и комедийных фильмах, фильмах для детей и фильмах о Великой Отечественной войне.

Отдельный эпизод посвящен волшебному миру мультипликации, в котором рассказано о первых мультфильмах, снятых в России, и первом полнометражном мультфильме «Новый Гулливер».

Спрашивайте этот журнал в библиотеках города Пскова!


Книга Валентины Амиргуловой "Светлый княжич Александр"

В преддверии 18 апреля - Дня воинской славы России и Дня победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями в битве на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242) - библиотеки г. Пскова предлагают познакомиться с детской книгой Валентины Амиргуловой "Светлый княжич Александр" (Москва, 2016 год).



Анна Богуминская "Писатели"

Библиотека – Центр детского чтения предлагает вашему вниманию новую книгу Анны Богуминской «Писатели» .

Богуминская, А. С. Писатели: [для мл. шк. возраста] / А. С. Богуминская; [худож. : А. Гапей, А. Миняков]. - М. : Эксмо, 2015. - 63 с. : цв. ил. - (Детям о великих людях).

В книгу вошли интересные биографические материалы о знаменитых русских и зарубежных писателях, авторах произведений для детей - А. Пушкине, Л. Толстом, В. Бианки, А. Чехове, И. Крылове, Н. Носове, С. Маршаке, К. Чуковском, В. Маяковском, В. Драгунском, К. Паустовском, Г.-Х. Андерсене, Р. Киплинге, Д. Родари и М. Твене.

На каждом развороте можно увидеть портрет писателя и краткую основную информацию о нем. Реальные захватывающие истории о детстве или смешные случаи из жизни великих людей, будут интересны ребенку и помогут живее представить образы знаменитых писателей, пробудить интерес к чтению их произведений. От этой книги невозможно оторваться, так как автор пишет простым, понятным языком о знаменитых на весь мир писателях. Из нее можно узнать интересные факты из жизни писателя, о детстве, об учебе и даже о семейных тайнах. Например, «Род знаменитого писателя-натуралиста Виталия Бианки имеет швейцарские и немецкие корни. Прадедушка писателя был известным оперным певцом и носил фамилию Вайс, что переводится с немецкого как «белый». Перед гастролями по Италии ему посоветовали поменять фамилию на Бианки, что тоже означает «белый», но уже на итальянском. Так и осталось».

И стар и млад знаком с именем Константина Паустовского. Сам Паустовский никогда не считал себя детским писателем, но в его творчестве особенно выделяются рассказы для детей. Был случай, когда известная актриса Марлен Дитрих, в знак восхищения перед творчеством Паустовского, опустилась перед ним на колени, так как это был один из ее любимых писателей. Описанные в книге реальные истории из жизни писателей, биографические материалы, а также иллюстрации, которые сопровождают текст, помогут представить образы писателей и захочется прочитать их произведения вместе с детьми.

Сборник адресован младшим школьникам, родителям, учителям и станет прекрасным дополнением к урокам литературы, поможет сделать их более насыщенными, эмоциональными, запоминающимися.


«Навигатор по современной отечественной детской литературе»

Библиотека – Центр детского чтения предлагает вашему вниманию «Навигатор по современной отечественной детской литературе» , состоящий из двух выпусков.
В изданиях сконцентрированы очерки о жизни и творчестве российских авторов, пишущих для детей. На страницах сборников вы прочитаете, о чем думают писатели, о чем мечтают. Они расскажут вам о своем детстве, а также раскроют секреты своего мастерства. Читатели навигатора найдут списки книг каждого автора, классифицированные по возрастным группам, интересам и вкусам читателей. Справочник, по замыслу составителя, поможет читателям встретиться с писателями, чтобы они попытались понять друг друга.


Живые лица: навигатор по соврем. отечеств. литературе: [биобиблиограф.справочник: 12+. Вып. 1 / сост. Т. Говенько; ил. : Мария Гаранина]. - М. : БерИнгА, 2014. - 220, с. : ил.

Предисловие к первому выпуску навигатора написала Анастасия Губайдуллина, кандидат филологических наук, доцент кафедры Истории русской литературы ХХ века Томского государственного университета. Её «Нить Ариадны» - это краткий анализ нынешнего состояния дел в отечественном книгоиздании и некоторых особенностей современной литературы для детей и подростков. А. Губайдуллина приходит к выводу, что взрослые «не доверяют новым книгам для детей, так как считают их странными».


Живые лица: навигатор по соврем. отечеств. литературе: [биобиблиограф. справочник: 12+. Вып. 2 / сост. Т. Говенько (Таня Беринг) ; ил. : Мария Гаранина (Alice Traum)]. - М. : БерИнгА, 2015. - 220, с. : ил.

Второй выпуск навигатора открывает статья Доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Черняк Марии Александровны. Автор статьи «Новая детская литература: золотой век или погибшая Атлантида?» выносит в название своего труда вопрос, который сегодня звучит часто: «одни полагают, что многообразие тем современной российской детской литературы, большое количество появляющихся новинок, целое поколение новых детских писателей свидетельствует о том, что после долгих лет застоя в современной детской литературе наступил золотой век. Другие же, напротив, убеждены в том, что новая детская литература скорее напоминает Атлантиду: она ушла в небытие вместе с исчезновением читателя». С этой непростой ситуацией с детским чтением и определением места книги в современном обществе разбирается автор статьи.

Справочник-навигатор адресован библиотекарям, родителям, учителям, работникам книжных магазинов - всем, кто так или иначе задаётся вопросом «что бы такое предложить ребёнку почитать?»


Рассказы Кристине Нёстлингер о Франце

Детская библиотека "ЛиК" предлагает познакомиться с книгами классика австрийской детской литературы Кристине Нёстлингер о мальчике Франце .



М. Бершадская "Большая маленькая девочка"

Библиотека - Центр общения и информации представляет буктрейлер на серию книг



"Большая маленькая девочка" М. Бершадской

Библиотека - Центр детского чтения советует познакомиться с серией книг "Большая маленькая девочка" М. Бершадской , которая вошла в пятерку лучших детских книг 2013 года по версии интернет-журнала «Папмамбук».



С увлечением читаем книги из серии "Время - детство!"

Библиотека семейного чтения советует познакомиться с книгами современных российских авторов в серии "Время - детство!" , которые будут интересны не только детям, но и неповзрослевшим взрослым. Привлекая своими легкими, и в то же время глубокими и проникновенными историями и детей, и их родителей.
Чтобы вы ни выбрали, в любом случае, увлекательное чтение вам и вашему ребенку гарантировано!


Читаем вместе новые книги Эдуарда Успенского!

Детская библиотека «ЛиК» предлагает познакомиться с новыми книгами Эдуарда Успенского .


Презентация книги В. Орсо "Азбука диковинных зверей. Для взрослых и детей"

Библиотека «Родник» им. С.А. Золотцева продолжает цикл видеопрезентаций из фонда редких книг и предлагает вашему вниманию книгу В. Орсо "Азбука диковинных зверей. Для взрослых и детей" .


Вадим Каргалов. Исторические повести

В рамках Года Довмонта в Пскове

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?