Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История о смородине, которая кормила графа толстого и его семью долгие годы. Федор Толстой


Граф Федор Петрович Толстой (1783-1873) - одна из ярких фигур в истории искусства и общественной деятельности России 19 века. Он обладал многогранным диапазоном интересов и талантов: был великолепным скульптором и графиком, медальером и уникальным мастером силуэтов; он пробовал себя в живописи и в создании театральных костюмов, в изготовлении мебели и писательстве. Федор Толстой прожил необычайно интересную и гармоничную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни удивительная история, связанная с красной и белой смородинкой-кормилицей.


Портрет Л.П. Толстого. (1850).

Путь Толстого в искусство, которое станет смыслом всей его жизни, будет неординарным и удивительным. Будучи потомственным графом, Федор Петрович с рождения был внесен в списки сержантов Преображенского полка, а когда подрос - учился в Морском кадетском корпусе. Но тяга к рисованию была так велика, что 1802 году кадет Толстой становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. И несмотря на то, что ему пророчили карьеру адмирала, Федор Петрович подав в отставку, стал студентом Академии. Там он и проявил свой талант в особенности к скульптуре.

Окончив Академию художеств, Федор Толстой стал ярким и самобытным мастером.
А в 1810 году был назначен медальером при Петербургском Монетном дворе, где он был отмечен как лучший мастер, поднявший на достойный уровень медальерное искусство России.


Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году.

Отказываясь от карьеры военного, чтобы посвятить себя искусству, Федор Толстой прекрасно понимал, что его ждет отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, влиятельных друзей и знакомых, а одним словом нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа.


Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф


Император Александр I. / Елизавета Алексеевна - супруга Александра I.

Федор Петрович помимо медальерного дела мастерски и скрупулезно писал натюрморты, которые отличались удивительной композицией, объемностью, изяществом, тонкостью линий и переходящих оттенков.


Ягоды красной и белой смородины. (1818).

Как то раз преподнесенный в дар супруге императора Александра I натюрморт с веткой красной и белой смородины так понравился императрице, что та пожаловала Федору Петровичу со своей руки бриллиантовый перстень стоимостью в полторы тысячи рублей. Эта щедрая плата позволила художнику решить многие финансовые трудности и снять для своей семьи добротный дом в Петербурге.

Вскоре императрица Елизавета Алексеевна вновь пригласила художника и потребовала нарисовать еще такую же смородину. И за этот натюрморт, мастер получил снова такой же драгоценный перстенек.


Императрица Елизавета Алексеевна.

И нужно сказать, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. И когда ей хотелось удивить своих заграничных высочайших родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз на подарок заказывала Федору Толстому еще и еще смородину, и за каждую из которых тот получал перстень. И это повторялось не раз, не два, а такое множество, что художник и счет потерял тому сколько нарисовал "смородинок" Елизавете Алексеевне и сколько перстней от нее получил.

И каждый раз, вспоминая начало своей художественной карьеры, художник говаривал: "Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной".


Крыжовник.


Стрекоза.


Натюрморт.


Ветка винограда. Натюрморт. (1817).

Неоценим вклад графа Толстого в технику вырезания силуэтов. Так как в 18 веке в этой технике выполняли только портреты, мастер первым обратился к вырезанию многофигурных композиций на историческую, военную, бытовую тематику. С ювелирной точностью он создал множество работ, восхищающих своей утонченностью и реалистичностью.


Наполеон на поле боя. Силуэт.


Наполеон у костра. Силуэт.


Постоялый двор в Тифлисе. 1840-е годы.

Пробовал себя Граф Федор Толстой и в живописи бытового жанра.


Семейный портрет. (1830).


У окна. Лунная ночь.


В комнате за шитьем.

А еще граф был вице-президентом Императорской Академии художеств, тайным советником, входил в руководящий орган российского масонства, состоял в тайном обществе «Союз Благоденствия» в качестве руководителя.

И наконец, разбирая генеалогическое древо рода Толстых, нельзя не вспомнить о том факте, что русский писатель Алексей Константинович Толстой приходился Федору Петровичу родным племянником, а Лев Николаевич Толстой - двоюродным. Воистину знаменитый род, давший земле русской, величайших людей.


А.К. Толстой. (1817-1875). / Л.Н. Толстой. (1828- 1910).

В начале 18 века при дворе Екатерины II служил художник в должности "гофмалера", которого звали Андрей Матвеев. Он считался первопроходцем в истории светской русской живописи, создавшим первый автопортрет.


С.К. Зарянко «Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого,

вице-президента Академии художеств». Ок. 1850

Несмотря на аристократическое происхождение и графский титул, Федору Петровичу Толстому (1783-1873) приходилось самому зарабатывать на жизнь. Его семья жила чрезвычайно скромно, Толстые снимали маленький домик у Смоленского кладбища.
Талант графа Толстого ярче всего проявился в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской и турецкой войн 1826 - 29 годов и медали. Его усилиями медальерное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти XIX века достигло своего расцвета.
Кроме медалей Толстой занимался скульптурой и писал картины маслом; сочинил балет «Эолова арфа», написал к нему либретто и даже был постановщиком некоторых танцев; стал основателем и бессменным руководителем (досточтимым мастером) масонской ложи «Избранного Михаила», в которую входили многие будущие декабристы; оставил нам «Записки графа Федора Петровича Толстого». Но благосостояние ему принесли понравившиеся императрице Елизавете Алексеевне натюрморты-обманки, написанные акварелью. За исполненные по её заказу акварели граф получал в подарок драгоценные перстни.

Букет цветов, бабочка и птичка

https://tiina.livejournal.com/10538711.html



Цветы, фрукты, птица. Крышка стола

Такие натюрморты, с одной стороны, выглядят довольно примитивно и в то же время все на них настолько живо, что, кажется, можно потрогать и даже попробовать на вкус или ощутить запах изображенных на картинах ягод, цветов, что вот-вот улетит бабочка или вспорхнет птичка.

Ветка сирени и канарейка


Ветка малины, бабочка и муравей


Крыжовник


Крыжовник


Ветка винограда


Красная и белая смородина


Ягоды красной и белой смородины

Вот как о натюрмортах Ф.П.Толстого писал Ю.М. Лотман в работе «Натюрморт в перспективе семиотики»: «На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному иллюзионизму, „tour de force“, демонстрирующим ловкое мастерство и более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы. Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель Ф. Толстого „Цветок, бабочка и мухи“, то нетрудно заметить, что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы условности: бабочка и цветок „как бы нарисованы“, а капли воды на рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, „как бы настоящие“. Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка».


Цветок, бабочка и мухи


Персик


Бабочка


Бабочки


Стрекоза


Стрекоза


Снегирь на ветке


Птичка в кольце


Птичка


Птички и цветы

Человек обширных и разнообразных познаний, Толстой, среди прочего, интересовался и ботаникой. В библиотеке Русского музея хранится некогда принадлежавший художнику атлас, посвященный флоре российской империи. Вступая в творческое соревнование с французским художником, чьи гуаши с изображением цветов однажды показала Толстому императрица Елизавета Алексеевна, он определил свою задачу так: «...со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению...».


Липа


Цветы настурции


Герань


Фиалки


Нарциссы


Цветок кавалерская звезда

«Простое подражание легко воспринимающимся объектам –
возьмем хотя бы цветы и фрукты – уже может быть доведено
до высшей степени совершенства.
Мастер станет еще значительнее и ярче,
если помимо своего таланта,
будет еще и образованным ботаником».

Этими словами И.В. Гете можно предварить рассказ о русском художнике первой половины XIX века Федоре Петровиче Толстом (1783-1873) . Говорить об этом художнике можно долго, потому что на примере его творчества мы можем затронуть такие темы как иллюзорность и натурализм в живописи, тонкость рисовальной техники, формирование и развитие ботанического натюрморта в России и в Европе, возрождение медальерного дела и т.д.
Готовившийся к военной карьере, Толстой окончил Морской корпус и служил во флоте. Но вскоре он уходит в отставку – интерес к искусству и отличные способности привели его в Академию Художеств. Здесь он пользовался советами Ореста Кипренского, учился у скульптора Ивана Прокофьева. Толстой становится известнейшим российским медальером: он создал серию из 21 медали-медальона, посвященную войне 1812 года. Но в истории живописи он остался знаменитым автором рисунков-натюрмортов – «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка», и др.
С детства Федор Петрович был окружен особой атмосферой любительского искусства, дочь художника, М. Ф. Каменская вспоминала: «Его мать изводила иголкой и шелком по полотну такие пейзажи и цветы, что им дивиться надо». Именно цветы и фрукты считались наиболее легкой и приятной темой для рисования. На рубеже XVIII-XIX веков стали выходить руководства типа «Правила о рисовании цветов и фруктов к пользе и удовольствию прекрасного пола» – наподобие сегодняшних женских журналов по рукоделию. И здесь искусство дилетантское пересекалось с академическим, так как основным сюжетом натюрморта Академии Художеств еще с XVIII века считался «живопись цветов и плодов с насекомыми» .
Изображения цветов фруктов в творчестве Толстого настолько притягательны в своем мастерстве, в своем натурализме, что они стали наиболее известными его рисунками. Хотя сам художник говорил, что занимался ими в свободное от работы время и серьезными работами не считал. Но тут он немного лукавил: если отвлечься от эстетической ценности работ, то, например, натюрморт «Ягоды красной и белой смородины» приносил и ощутимый доход семье художника – по воспоминаниям дочери Федора Петровича: «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» принесла художнику и почет – рисунок был преподнесен в подарок императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.
По сути, натюрморт «Смородина» – это иллюзионистическая , точное копирование натуры, если вернуться к мысли Гете – ботаническая зарисовка, но между тем, эта работа вызывает у зрителя чувства – нежности, любования, понимания хрупкости и красоты природы, те, о которых сам художник говорил так: «Каким рисунком выскажу я эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы…». Почитав подобные размышления Толстого, изложенные в письмах и воспоминаниях, начинаешь понимать, что его «Смородина» – это больше, нежели игра с натурой или точное копирование, это субъективное видение, особое мироощущение, попытка запечатлеть тленную и вечную красоту природы. Это своеобразное «спасибо» Создателю, выраженное на тонком альбомном листе …

Фёдор Толстой обладал множеством талантов: он был великолепным скульптором и графиком, знаменитым медальером и уникальным мастером силуэтов. Фёдор Петрович прожил необычайно интересную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни одна удивительная история, связанная с красной и белой смородиной. Это была не простая ягода. Это была смородинка-кормилица! Именно так называл её сам Толстой. Вот она - та самая ягода. Живописная.

Очень красиво и реалистично изображена, не правда ли? Вся как будто светится изнутри. И даже капельки воды на бумаге присутствуют. Тоже нарисованные. Эти грозди написаны Толстым настолько убедительно, что вот уже 200 лет у людей, которые на них смотрят, становится кисло во рту и обильно выделяется слюна. Ну, что тут сказать - волшебная сила искусства!

В молодые годы граф Фёдор Петрович Толстой, вы не поверите, испытывал нужду. А всё потому, что пошёл против воли семьи и отказался от службы государева человека, которую ему прочили родители. Он сознательно отверг успешную военную карьеру: после завершения учёбы в Морском кадетском корпусе он не захотел стать адмиралом и выбрал искусство. Фёдор Толстой прекрасно понимал, что его ждёт отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, непонимание влиятельных друзей и знакомых, а также нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа-художника.

И вот однажды Фортуна преподнесла Фёдору Толстому судьбоносную встречу с женой императора Александра I - Елизаветой Алексеевной.

Художник подарил царице свой скромный натюрморт с двумя веточками красной и белой смородины. Рисунок так понравился императрице, что та пожаловала художнику со своей руки бриллиантовый перстень стоимостью в полторы тысячи рублей.

Столь щедрая плата позволила Фёдору Толстому решить многие финансовые трудности. Его семья переехала из маленького съёмного домика у Смоленского кладбища Петербурга в новый добротный особняк. Вскоре императрица Елизавета Алексеевна пригласила художника и попросила нарисовать ещё одну такую же акварель. И за новый натюрморт мастер снова получил драгоценный перстенёк.

Надо отметить, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. Когда ей хотелось удивить своих заграничных родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз заказывала Фёдору Толстому свежие грозди смородины. А расплачивалась по заведённой традиции ювелирными украшениями. Продажа ягод за бриллианты повторялась такое множество раз, что художник потерял счёт тому, сколько он нарисовал смородинок для Елизаветы Алексеевны и сколько перстней от неё получил. Очень выгодная торговля получилась. Обычную смородину, да и прочую садово-огородную продукцию за столько не продашь!

Спустя годы, вспоминая начало своего безденежного творчества, художник говаривал: «Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, то не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной только смородиной» .



Граф Федор Петрович Толстой (1783-1873) - одна из ярких фигур в истории искусства и общественной деятельности России 19 века. Он обладал многогранным диапазоном интересов и талантов: был великолепным скульптором и графиком, медальером и уникальным мастером силуэтов; он пробовал себя в живописи и в создании театральных костюмов, в изготовлении мебели и писательстве. Федор Толстой прожил необычайно интересную и гармоничную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни удивительная история, связанная с красной и белой смородинкой-кормилицей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-003.jpg" alt="Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году." title="Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году." border="0" vspace="5">


Отказываясь от карьеры военного, чтобы посвятить себя искусству, Федор Толстой прекрасно понимал, что его ждет отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, влиятельных друзей и знакомых, а одним словом нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа.



Федор Петрович помимо медальерного дела мастерски и скрупулезно писал натюрморты, которые отличались удивительной композицией, объемностью, изяществом, тонкостью линий и переходящих оттенков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-008.jpg" alt="Императрица Елизавета Алексеевна." title="Императрица Елизавета Алексеевна." border="0" vspace="5">


И нужно сказать, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. И когда ей хотелось удивить своих заграничных высочайших родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз на подарок заказывала Федору Толстому еще и еще смородину, и за каждую из которых тот получал перстень. И это повторялось не раз, не два, а такое множество, что художник и счет потерял тому сколько нарисовал "смородинок" Елизавете Алексеевне и сколько перстней от нее получил.

И каждый раз, вспоминая начало своей художественной карьеры, художник говаривал: "Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-011.jpg" alt="Стрекоза.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-015.jpg" alt=" Ветка винограда. Натюрморт. (1817). Автор: Ф.П.Толстой. " title=" Ветка винограда. Натюрморт. (1817).

Неоценим вклад графа Толстого в технику вырезания силуэтов. Так как в 18 веке в этой технике выполняли только портреты, мастер первым обратился к вырезанию многофи­гурных композиций на исто­рическую, военную, бытовую тематику. С ювелирной точностью он создал множество работ, восхищающих своей утонченностью и реалистичностью.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-014.jpg" alt=" Наполеон у костра. Силуэт.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Федор Иоаннович: биография, годы правления, смерть
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы