Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отношение к воинскому долгу основа патриотизма. Урок по ОБЖ на тему: "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества

Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации

Тема 2.3. Военно–патриотическое воспитание молодежи

ЛЕКЦИЯ 10

Важнейшими боевыми традициями Вооруженных Сил Российской Федерации являются преданность Родине и постоянная готовность к ее защите; верность Военной присяге и воинскому долгу, Боевому Знамени части и Военно–морскому флагу корабля; боевое товарищество; неустанное стремление к овладению военно–профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность и боевая готовность.

Патриотизм – это любовь гражданина к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Патриотизм воинов Вооруженных Сил Российской Федерации проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.

Долг – это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством, которые всегда связаны с общественными интересами и потребностями людей. Нравственно–правовой нормой поведения российских военнослужащих является воинский долг, который заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении ее безопасности, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует от него мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянной работы над повышением своих морально–боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Патриотизм и верность воинскому долгу проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и необходимости добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности. Они выражаются в постоянной морально–психологической, физической и профессиональной подготовке к вооруженной защите Отечества, в готовности к преодолению любых трудностей при исполнении воинского долга в условиях мирного и военного времени. Патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально–духовные качества воинов, которые делают армию непобедимой.

ДРУЖБА, ВОЙСКОВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО–ОСНОВА БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Дружба и войсковое товарищество складывались и развивались на протяжении всей истории Российского государства. Они зародились еще тогда, когда между людьми не было социальной вражды, и они поддерживали и помогали друг друга в борьбе за существование. Люди вступали в такие отношения, которые предполагали полное доверие и открытость по отношению друг к другу. Здесь уместно вспомнить слова Тараса Бульбы, героя одноименной повести Н. В. Гоголя: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Цареграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».



Отличительными чертами товарищества являются добросовестность и ответственность, которые предполагают добровольную готовность взять на себя труд партнера, помочь ему выполнить его часть работы ради общего дела. Кодексом войскового товарищества являются воинские уставы, в которых сказано, что каждый военнослужащий обязан «дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков». Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А. В. Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать»: «Сам погибай, а товарища выручай». Взаимовыручка в бою, ответственность перед товарищами – все это делает любой воинский коллектив единым, повышает его боевые возможности и обеспечивает победу в бою. Войсковое товарищество наиболее полно проявляется в боевой обстановке, но формируется эта традиция в мирное время, в период освоения военнослужащими основ военной службы, изучения воинских уставов, овладения вооружением и военной техникой, во время боевого слаживания экипажей, подразделений и частей.

Дружба – это такой вид личных человеческих взаимоотношений, которые выражаются в психологическом единстве, духовной совместимости людей, в постоянной потребности общения между собой. Друзья помогают, поддерживают в трудные минуты, в том числе и при решении личных вопросов и проблем. Этим дружба отличается от товарищества.

Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в диалоге «О дружбе» писал: «Прежде всего как может «жизнь жизненной» быть, если она не находит себе успокоения во взаимной благожелательности друзей? Что может быть слаще, чем иметь человека, с которым ты решаешься говорить, как с самим собой? Что пользы от счастливых обстоятельств, если у тебя нет человека, который порадовался бы им так же, как ты сам? А переносить несчастья было бы трудно без того, кто переносил бы их еще более тяжело, чем ты».

Дружба и товарищество возникают и крепнут в повседневной армейской жизни. Современная военная техника, как правило, предполагает коллективную эксплуатацию, а это значит, что группа воинов (экипаж танка, боевой расчет и т. д.) решают одну общую задачу. Успех в бою складывается из боеспособности каждого воина, входящего в состав отделения, расчета, экипажа, взвода, роты, от его психологической совместимости с другими военнослужащими, от способности действовать слаженно и умело при выполнении общей задачи. В таких условиях ошибка даже одного человека может нанести ущерб боевой готовности и даже сорвать выполнение боевой задачи.

Особую разновидность малых объединений составляют микрогруппы, включающие в себя 2–3 человека. Именно в этих группах человек проводит значительную часть своего времени, в них закладываются основы дружбы и войскового товарищества. Для того чтобы такая микрогруппа воинского коллектива стала единым целым, каждый из ее членов, во–первых, должен на первое место ставить общие интересы; во–вторых, пользоваться уважением у своих товарищей. Следует отметить, что необходимые для этого качества юноши могут воспитывать у себя, занимаясь в спортивных секциях и участвуя в различных соревнованиях. Занятия физическими упражнениями и спортом помогут им сформирорвать у себя нужные психологические и волевые качества. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, попустительством. Правдивость, честность, открытость, откровенность – их главные принципы.

Долг каждого воина – бережно хранить и укреплять войсковое товарищество, дорожить честью своего воинского коллектива, повышать его организованность и сплоченность, всегда помнить, что защита Отечества является священной обязанностью гражданина Российской Федерации.

Урок ОБЖ в 10 классе

Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

Цель урока:

формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа.

Задачи урока:

    Обучающая - рассмотреть важнейшие бое­вые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»

    Развивающая - пробудить интерес к жиз­ни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся понимания личной ответственности за защиту Отечества.

    Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Воо­руженные силы РФ и за свою страну.

Оборудование и наглядные пособия:

    Видеофрагменты из телепередач: «Военная программа». А.Сладкова, «Служу Отечеству», «Антиснайпер» и др.

    Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»- 10 класс, (базовый уровень) А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнёв. Под общей редакцией А.Т. Смирнова - Москва: «Просвещение», 2011 г.

Компьютер.

Видеомагнитофон.

Телевизор.

Ход урока:

    Организационный момент.

«Мозговая разминка» - задание, способствую­щее включению учащихся в работу по теме урока.

Ученикам предлагается написать несколько ас­социаций со словом «Патриот». На выполнение задания дается 1 мин. В это время необходимо пройтись по классу и понаблюдать за работой уча­щихся, выслушать варианты ответов, ни в коем случае не критиковать, но обязательно обобщим,. При этом устанавливается контакт с учащимися. И вот она, тема урока - «Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества». Записываем ее на доске.

    Объяснение нового материала.

Учащимся предлагается просмотреть материал учебника по данной теме и сделать необходимые записи в тетрадях.

Затем они должны ответить на контрольные вопросы.

    Что такое традиция?

    Назвать важнейшие боевые традиции ВС РФ.

    Кого можно назвать истинным патриотом Отечества?

    Дать понятие долга.

    Что такое воинский долг?

Боевые традиции - это исторически сложив­шиеся в армии и на флоте и передающиеся из по­коления в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с несени­ем воинской службы и образцовым выполнением боевых задач.

Традиции связаны с историей данного войс­кового коллектива или рода поиск, его профес­сиональными особенностями героическими со­бытиями или определенным укладом армейско­го быта. Но есть много общих боевых традиций для всех Вооруженных сил России.

Важнейшими боевыми традициями Воору­женных сил являются:

    Преданность Родине, постоянная готовность к ее защите;

    Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;

    Верность Военной присяге, воинскому дол­гу;

* Боевое товарищество;

* Неустанное стремление к овладению воен­но-профессиональными знаниями, совершенство­ванию воинского мастерства, постоянное поддер­жание боевой готовности, уверенность в своих силах.

Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.

Патриотизм - любовь к своему отечеству, пре­данность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Для россиянина его суть заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Рос­сийской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладе­ния вверенным оружием и военной техникой, по­стоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой орга­низованности и дисциплины.

Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и пат­риотический долг перед Отечеством.

В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности, чувство долга принимает различные формы. По отношению к отечеству эта обязанность выражается в граж­данском долге; по отношению к вооруженной защите страны - в воинском долге.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями государства, общества и назначением Вооруженных сил.

1.Работа на компьютере (длится 15 мин), оставшееся время используется для более глубокого усвоения материала.

2 . Просмотр видеофрагментов передач . Учащиеся просматривают видеофрагменты телепередач «Военная программа» А. Сладкова, посвященные созданию регулярной армии России, подвигу крейсера «Варяг» и др., а затем обсуждают просмотренные сюжеты, при этом каждый может высказать свое мнение. Все это помогает более глубокому закреплению материала урока.

III .Определение усвоения изученного мате­ риала.

Класс разбивается на две группы: одна решает тест на ПК, другая половина решает тест на карточках.

1.Тест: Боевые традиции Вооруженных Сил России

1. Боевые традиции - это:

а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связан­ные с образцовым выполнением боевых задач и несе­нием воинской службы;

б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;

в) специальные нормы, предъявляемые к пси­хологическим и нравственным качествам военно­служащего в период прохождения им воинской службы.

2. Совершение выдающихся по своему значению действий, требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвова­нию, - это:

а) героизм;

б) мужество;

в) воинская честь.

3.Морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психи­ческое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую бое­вую активность, - это:

а) мужество;

б) воинская доблесть;

в) героизм.

4.Самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служеб­ных обязанностей в мирное время - это:

а) воинская доблесть;

б) воинская честь;

в) мужество.

5.Внутренние, нравственные качества, достоин­ство воина, характеризующие его поведение, отноше­ние к коллективу, к выполнению воинского долга, - это:

а) воинская честь;

б) воинская доблесть;

в) героизм;

6.Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга:

а) решительность, выдержка, настойчивость в пре­одолении препятствий и трудностей, которые возни­кают в процессе военной службы и мешают ей;

б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;

в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, неприми­римость к неуставным взаимоотношениям.

7.Воинский коллектив - это:

а) группа военнослужащих, объединенных сов­местным воинским трудом и общими интересами в во­енном деле;

б) воинское подразделение одного рода войск, обес­печивающее выполнение поставленного перед ним боевого задания;

в) подразделение военнослужащих, имеющих об­щие цели и задачи в мирное или военное время.

8.Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность, - это:

а) войсковое товарищество;

б) воинский коллективизм;

в) воинский долг.

2.Учащимся предлагается просмотреть видеоматериал по данной теме и сделать необходимые записи в тетрадях.

Просмотрев видеоматериал, они должны отве­тить на контрольные вопросы:

    В каком законе дано определение существа воинского долга, в чем его суть?

    Приведите примеры патриотизма в отече­ственных войнах России (1812 г. и 1941-1945 гг.).

    Расскажите о подвиге псковских десантников в Чечне.

Что значит для российского воина в совре­менных условиях быть верным верным Военной присяге, Родине? Ответ на этот вопрос сформулирован в Феде­ральном законе «О статусе военнослужащих»

«Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Фе­дерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также вы­полнение задач в соответствии с международны­ми обязательствами Российской Федерации, -отмечается в законе, - составляют существо во­инского долга, который обязывает военнослужа­щих:

    быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно защищать своё Отечество;

    строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командира;

    дорожить честью и боевой славой, защитников своего народа, честью воинского звания и вои
    сковым товариществом;

    совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению
    вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

    быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

    соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Беседа с элементами лекции.

История войн, которые пришлось вести на­родам России в защите Родины, - это история во­инской доблести и славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, из­мена Родине всегда не только осуждались, но и карались.

Одним из ярких примеров массового патрио­тизма народов России явилась Отечественная вой­на 1812 г. Тогда на защиту Родины встали все: и богатые, и бедные, пожилые и молодые, т.е. все, кому были дороги свобода и независимость Родины.

С первых дней война с Наполеоном стала для народа России Отечественной. Крестьяне добро­вольно везли в отступавшую армию все, что име­ли: продовольствие, овес, сено. А враг не мог по­лучить у них сена и фуража ни за деньги, ни си­лой. Насилие врага вызывало «остервенение народа» (Пушкин). Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма для скота - лишь бы ничего не попало в руки врага. Героизм народа стал обыч­ным явлением и проявлялся по-разному.

Крестьянина Семена Силаеваиз Смоленской губернии французы заставляли показать им путь на г. Белый. А он уверял их. что дорога болотис­тая, мосты сожжены и пройти невозможно. На него направили заряженные ружья - он стоит на своем, предложили золото - не помогает. Так и ушли французы ни с чем. Город был спасен. А пройти можно было легко: все болота в то лето высохли.

В одном из боев во время отступления был тяжело ранен гусар Федор Потапов,по прозви­щу Самусь. Его приютили крестьяне. Оправив­шись от ран, Самусь создал партизанский отряд из крестьян. Вскоре в отряде было уже более 3000 человек. Самусь разработал систему коло­кольных сигналов, благодаря чему партизаны и жители окрестных деревень знали о движении и количестве неприятеля. Отряд хорошо воору­жился, отбивая у врага оружие, достали даже пушку.

Прославилась в народе Василиса Кожина-жена старосты одной из деревень Смоленской гу­бернии. Она вошла в историю под именем старо­стихи Василисы. О ней в народе сложено немало легенд, в которых часто трудно отличить правду от вымысла. Василиса сколотила отряд из женщин и подростков, вооруженных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоиро­вал пленных.

Чем дальше продвигалась вражеская армия, тем больше ожесточался русский народ, тем упорнее он защищался. «Можно без преувеличения сказать, что многие тысячи врага истреблены крестьяна­ми», - писал Кутузов.

В наибольшей мере патриотизм и верность Родине проявились в годы Великой Отечествен­ной войны, когда решался вопрос о судьбе на­шей страны. Во время Великой Отечественной войны было множество примеров самопожерт­вования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вра­жеского самолета и направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на висе­лице, но не становился предателем. За мужество и героизм, проявленные в боях против фашис­тов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Совет­ского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

Война показала множество примеров патрио­тизма воинов различных рангов - от рядового сол­дата до генерала.

Простой солдат татарин Химерен Зинатов ос­тавил знаменитый автограф в каземате Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Ро­дина! 22.7.1941 г.»

В воздушном бою над Львовом 13 июля 1944 г. самолет-истребитель Михаила Девятаевабыл сбит. Летчик выбросился из объятой пламенем машины с парашютом и попал в плен. Пройдя через муки нескольких фашистских концлагерей, в том числе и через концлагерь Заксенхаузен. Девятаев попал на остров Узедом, где фашистами готовилось сверх­мощное оружие (ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2). Работа­ющие на произ­водстве узники концлагеря были заранее пригово­рены к смерти.

В феврале 1945 г. вместе с десятью други­ми заключенны­ми Девятаеву удалось захва­тить немецкий самолет «Хенкель» и на нем совершить побег из плена с «остро­ва смерти». На самолете бывшие узники пересек­ли линию фронта и передали советскому коман­дованию стратегически важные сведения о засекреченном производстве на острове Узедом.

И в наше время российские солдаты, воспи­танные на подвигах героев Великой Отечествен­ной войны, чтят и приумножают славные боевые традиции отцов и дедов.Так было в 1969 г. на острове Даманскнй и в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике.

Казалось бы, годы предательства, лжи и рав­нодушия должны были вытравить в людях, осо­бенно в молодежи, историческую память само­пожертвования, но этого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников в Чечне по­казал, что русские люди и в наше время не утра­тили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, прегра­дивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на бе­зымянной высоте у селения Улус-Керт, в аргун­ском ущелье Чечни. 90 героев, принявших не­равный бой с 2000 вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага. Под Улус-Кертом рота псков­ских гвардейских десантников шагнула в бес­смертие.

IV . Подведение итогов урока.

Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы, не мало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехали за границу, но много из них так и не приобрели новую родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее родной, не смотря на привыкание к чужому быту и природе. Поэт Викулов написал:

И ты, великодушная, на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу…

И без меня ты можешь быть счастливой –

Я без тебя Россия не могу.

С.Викулов.

* Когда ты, будущий солдат России, наденешь форму с армейскими погонами, возьмешь в руки автомат и будешь принимать военную присягу, ты произнесешь слова о своей верности воинскому долгу,о том, что ты безоговорочно готов к вооруженной защите страны.

Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство. Вот как об * этом сказал великий писатель И.С.Тургенев: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».

«Первой мерой поднятия безопасности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма».

Прославленный русский генерал Брусилов.

Сегодня мы говорили о боевых традициях ВСР, важнейшими из которых, являются

Патриотизм.

Преданность Родине.

Верность воинскому долгу.

V .Домашнее задание.

Так как большую роль в воспитании играет се­мья, то домашнее задание предусматривает изуче­ние каждым учащимся своей семьи. Например, рассказа о члене своей семьи, воевавшем в годы Великой Отечественной воины, о прохождении военной службы родителями.

Литература:

    Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

    Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2004.

    Герои Отечества (Сборник документальных очерков). – М.: МВД России, 2004 г.

    Достоин звания героя (О героях Советского Союза – воспитанниках внутренних войск). – М.: Издательство ДОСААФ, 2006 г.

    Лесняк В.И. Методологические основы героико-патриотического воспитания: Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во «Центр анализа и прогнозирования». - 2006.

Интернет ресурсы:

    http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=73&Itemid=1501/Армия России. Патриотизм, верность воинскому долгу, честь солдата

    http://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

    http://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/ Конституция Российской Федерации (РФ)

    http://newtimix.nios.ru/archives/9164/ Защитники Отечества

Патриотизм, верность воинскому долгу – нравственные традиции и основы духовного потенциала российского офицерского корпуса

Патриотизм, верность воинскому долгу - важнейшие ценностные ориентации российских офицеров

В среде военнослужащих и прежде всего офицерского корпуса выделяются такие духовные ценности, как патриотизм, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь, профессиональная компетентность и другие. Они наиболее рельефно и зримо характеризуют высшую степень готовности верно служить своему народу, профессионально и эффективно выполнять воинский долг, а также выступают в качестве морально-деловых характеристик.

В нормальном, подлинно демократическом обществе, без всякого сомнения, патриотизм занимает в общей системе ценностей центральное, интегрирующее положение. Он принадлежит к наиболее фундаментальным и непреходящим ценностям.

В толковом словаре В.И. Даля патриот трактуется как любитель Отечества, ревнитель о благе его. А космополит - «всемирный гражданин», человек не признающий особых отношений к Родине.

Современный государственный российский патриотизм сложился не сразу, а прошел длительное эволюционное развитие. Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно проследить уже в летописях IX века. Правда, в те времена она не распространялась дальше личной преданности своему роду, дружине, князю.

С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием
- чувством преданности христианской вере. Обновленный патриотический идеал начал объединять и сплачивать народ в единое целое.

По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки национально-государственного патриотизма. Годом рождения его принято считать 1380 год, а местом

Куликово поле. После битвы начался процесс слияния отдельных русских княжеств, характеризующийся общерусским патриотизмом, смыслом которого являлась единая и могучая Русь.

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе. Подчеркнем, что уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов.

В «Табели о рангах», учрежденной Петром I в 1722 г., услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала характерной чертой русского воинства.

С развитием регулярной армии и становлением офицерского корпуса получил окончательное оформление военно-профессиональный патриотизм как выражение сущности людей, посвятивших свою жизнь защите Отечества. В своих основных чертах он доходит до наших дней.

Со времени Петра I офицерство занимало своеобразное место в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобретателями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и даже возглавляли Русскую православную церковь (например, первый обер-прокурор святейшего Синода полковник И. Болтин, 1721-1726 гг.).

Важным обстоятельством, оказавшим влияние на формирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер.

Названные обстоятельства обусловили своеобразные черты российского военно-профессионального патриотизма:

Беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь;

Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов;

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

Преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям;

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

Героическое поведение в плену;

Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде;

Личный пример офицера своим подчиненным;

Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

Значение военно-профессионального патриотизма велико. В критические моменты именно он перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.

Большинство офицеров Русской армии видели смысл своей жизни в служении Отечеству, отдавая этому делу все свои силы и знания. Это подтверждают многочисленные примеры.

Так, в 1809 г. молодой полковник М. Воронцов получил в командование Нарвский мушкетерский полк. Офицер-интеллектуал, впитавший в себя суть учения Суворова, превратил свой полк в мощный боевой организм. Вступая в новую должность и прощаясь с однополчанами, М. Воронцов оставил боевое завещание в форме «Наставления господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения». Когда князь П. Багратион ознакомился с этим документом, впечатление от него оказалось настолько сильным, что он принял решение отпечатать его и разослать по войскам 2-й Западной армии под названием «Наставление господам пехотным офицерам в день сражения».

«Наставление...» оказало сильное воздействие на боевой дух, нравственный выбор абсолютного большинства командиров не только в годы Отечественной войны 1812 г., но и в период других жестоких испытаний для нашей Родины.

Традиция глубокого патриотизма и верности Родине оказалась близкой, естественной и для командиров Красной армии. В боях с немецкими захватчиками советские офицеры поразили мир героизмом и подвигами, которым нет равных в мировой истории.

Так, например, 30 января 1945 г. советская подводная лодка С-13, которой командовал Александр Маринеско, торпедировала германский лайнер «Вильгельм Густлов», имевший на борту свыше 7 тыс. гитлеровцев, в том числе 1300 подводников. Мировая печать назвала этот подвиг «атакой века», а командира нарекла «подводником № 1». Всего офицер-подводник Александр Маринеско со своим экипажем отправил на дно несколько вражеских кораблей, сумма их водоизмещения - 41507 тонн.

Другой пример. Лейтенант Семен Коновалов на танке KB в одном бою поджег 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин противника. KB был подбит, три члена экипажа погибли. Пробиваясь к своим, Коновалов вместе с товарищем сумел завладеть немецким танком и угнал его в расположение наших войск.

В годы Великой Отечественной войны проявили высокий профессионализм, героизм и наши летчики. Так, Иван Кожедуб сбил 62 самолета противника, Александр Покрышкин - 59, Николай Гулаев 13 сбил лично и 5 в составе группы.

За мужество и героизм, проявленные в боях против немецких войск, свыше 11,6 тыс. советских воинов удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. Среди них - более 6 тыс. офицеров, генералов, адмиралов и маршалов. 115 из них это звание присвоено дважды, а Г.К. Жуков, А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб окончили войну трижды Героями Советского Союза (позднее Георгий Константинович Жуков еще раз был удостоен этого высокого звания).

Примеры мужества, героизма, верности патриотическому долгу проявляют российские офицеры и в мирное время, при выполнении специальных задач на Северном Кавказе, в процессе ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и т. п.

С патриотизмом как духовной ценностью российских офицеров тесно связана другая нравственная ценность - верность воинскому долгу, то есть внутренняя осознанная готовность выполнить поставленные задачи по защите Родины. Содержание долга, как правило, формируется в виде какого-то конкретного требования, повеления, политической, правовой или нравственной обязанности. Для полного исполнения своего долга военнослужащему всегда нужны такие духовные качества, как твердые убеждения, прочные и глубокие знания, сильная воля и настойчивость. Именно человек долга всегда добивается успеха в службе, стоически преодолевает трудности повседневных будней, не отступит перед лицом грозной опасности. Это подтверждается многочисленными примерами из отечественной истории, жизни Вооруженных Сил России. Сознательное и героическое выполнение воинского долга нашими офицерами в годы Великой Отечественной войны, в Афганистане, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в ходе проведения специальных операций в Чечне и Дагестане убедительно подтверждает их призвание и образцы высокой духовности. Л.Н. Толстой писал о роли офицеров: «Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение - начало гибели. Вы призваны служить благу России через армию и через служение и воспитание ее, благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя».

В постсоветское время в российском обществе произошли радикальные изменения, которые охватили и духовную сферу, создав в ней немало проблем. Среди них и проблемы, связанные с воспитанием патриотизма и верности воинскому долгу, о чем офицеры должны знать и учитывать это в своей работе с личным составам.

Так, социологические опросы, проведенные в армии и на флоте, показывают, что более половины военнослужащих срочной службы, призываемых из сельской местности и малых городов, рабочих и крестьянских семей, во время службы и особенно к ее завершению перестают рассматривать военную службу как свой долг перед Родиной и почетную обязанность. Это вызвано тем, что большинство из них со временем понимают, что многие их одногодки сумели уклониться от военной службы и переложить эти обязанности на других. Как следствие всего этого происходит эволюция ценностных ориентаций военнослужащих.

В современных условиях, по сравнению с предыдущими десятилетиями, приобрели значение ценности военной службы, имеющие преимущественно индивидуалистическое звучание. Так, возможность испытать себя в сложных условиях составила среди опрошенных 28 %, приобретение необходимых для жизни знаний и навыков - 19 %, возможность увидеть жизнь в других краях - 17 %, возможность физического совершенствования - 13 %. А такие ценности, как причастность к защите Родины и гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство, составили всего около 5 % среди опрошенных. Это обстоятельство говорит о том, что к проблеме формирования ценностных ориентаций у защитников Родины следует подходить серьезно и продуманно.

Нравственные традиции « основа духовных качеств офицерского корпуса

Офицерский корпус любой армии мира имеет свои традиции, играющие огромную роль в укреплении ее боевого духа и мощи. Под традициями офицерского корпуса понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие нормой поведения офицерского состава в боевой обстановке и в мирное время, побуждающие офицеров честно и добросовестно выполнять свой воинский долг, служить Отечеству.

Традиции русского офицерства складывались на протяжении нескольких веков. Зародившись на рубеже XVII - XVIII вв., с появлением «командных» людей и созданием регулярной армии они получили развитие в войсках великих полководцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.Д. Скобелева и других, доблесть и слава которых были продемонстрированы всему миру. За всю историю Русской армии сформировались прочные традиции в различных сферах воинской деятельности: боевой, учебно-воспитательной и бытовой. В то же время среди них можно выделить традиции, носящие глубоко нравственный характер и особенно ярко подчеркивающие сущность офицера.

1. Центральное место в системе нравственных традиций офицерского состава занимает поддержание чести офицера, чести мундира, что делалось, как свидетельствуют документы отечественной военной истории, уже в юношеские годы, на подступах к офицерскому чину.

Так, в изданной для офицеров книге «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию» (имеющей подзаголовок «Собрание писем старого офицера своему сыну») на этот счет сказано следующее: «Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям; поэтому ты не должен равнодушно относиться к чести, так как равнодушие к ней унижает тебя и исключает из общества достойных уважения людей».

С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера. Ничто, кроме оружия, не могло касаться его. На страже неприкосновенности его личности стояли и закон, и моральные нормы. Офицер не мог подвергаться каким бы то ни было наказаниям, затрагивающим его достоинство как человека. Даже в общегражданской сфере. В отличие от других граждан, например, взыскание по векселю могло быть обращено только на имущество офицера, но не на его личность - личному задержанию по поводу неуплаты долга (аресту или заключению) офицер не мог подвергаться. Офицер и тот, кто собирался им стать, не мог, естественно, подвергаться телесным наказаниям. Вообще солдаты и унтер-офицеры, бывшие в штрафах (имеющие взыскания) за время службы, не должны были производиться в офицеры, однако для тех из них, кто отличился в бою, могло делаться исключение в уважение их военных заслуг. Но никогда и ни в каком случае, несмотря ни на какие заслуги, офицерские погоны не мог носить человек, чьей спины касалась розга. Более того, офицер, подвергшийся оскорблению действием, т. е. побоям, должен был уходить со службы, поскольку считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию.

С честью офицерского мундира было тесно связано понятие о чести своего полка, культивировавшееся в армии под влиянием исторических традиций. Славные боевые традиции полков Русской армии, передававшиеся из поколения в поколение, служили могучим стимулом развития чувства гордости за принадлежность к своей части и вообще к Русской армии. Существование полковых музеев, написание историй частей, широко и торжественно отмечавшиеся полковые праздники и юбилеи полковые праздники и юбилеи полков - все способствовало поддержанию этого чувства. Офицер нес как бы дополнительную ответственность за поддержание своей чести: роняя ее, он ронял не только свое личное достоинство офицера, но и честь своего полка.

Главным содержанием офицерской чести является готовность офицера защитить свою Родину, служить во имя ее безопасности. Высшее проявление офицерской чести - верность своему воинскому долгу, личное мужество, героизм, храбрость, самоотверженность, готовность пойти на риск во имя достижения социально значимых целей, исполнительность, верность данному слову. Нормальным явлением для нашей армии должно стать возрождение хорошей традиции офицеров Русской армии, когда они могли в завершение разговора или в иной ситуации сказать «Честь имею», поставив на этом точку в решаемом вопросе.

2. Важной нравственной традицией российского офицерского корпуса является забота о подчиненных со стороны командиров. Уже с начала создания Русской регулярной армии Петр I и его ближайшие сподвижники стремились направить энергию армии на священное дело защиты Отечества, стараясь не использовать военнослужащих в личных интересах, не отвлекать их на посторонние дела. И хотя многие строительные работы проводились при участии солдат, Петр стремился не злоупотреблять их отвлечением от процесса обучения. Того же требовал он от подчиненных. Екатерина II также добивалась, чтобы «солдат ни в чем недостатка не имел», думая только о военной службе.

Исключительно высоко ставил солдата как защитника Отечества А.В. Суворов. «Мне солдат дороже себя», - любил повторять фельдмаршал.

Понимая, что чувство собственного достоинства у солдата является неизменным элементом его национальной гордости, командование Русской армии всячески стремилось прививать в служебных отношениях не переходящую в унижение требовательность. В 1753 г. по инициативе императрицы Елизаветы Петровны после обсуждения на Военной коллегии вышел специальный указ «О более кротком обращении с солдатами ротных командиров». В нем требовалось исключить из воспитательной работы «...безмерные и безвинные побои солдат». За проявленную грубость с офицеров предписывалось «удерживать штрафы сверх штата», а «допустивших оное после предупреждения лишать офицерских чинов».

Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев всячески стремился оберегать солдат от ненужного перенапряжения и дерганий. Он требовал от командиров, чтобы «без нужды люди изнурены не были» и при отсутствии «вблизи неприятеля в мундире и в обуви не содержались». Все эти требования чрезвычайно актуальны и сегодня.

3. Устоявшейся традицией офицерского состава в Российской армии стало личным примером демонстрировать перед подчиненными верность воинскому долгу, выдержку, стойкость, отвагу и храбрость. Уже в упоминавшемся нами «Наставлении господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения» отмечалось, что «ежели дух храбрости есть отличительный знак всего русского народа, то в офицерстве оный соединен со святейшим долгом показать прочим всегда первый пример как неустрашимости, так и терпения в трудах и повиновениях начальству».

Имеется масса примеров личной отваги и героизма офицеров, их готовности в трудные и решающие моменты возглавить атаку, повести роты и батальоны на прорыв вражеских цепей, штурм крепостей и бастионов.

Героизм как характерная черта и традиция российского офицера ярко проявился в годы Великой Отечественной войны, убедительным подтверждением этому является тот факт, что среди Героев Советского Союза, награжденных в этот период, офицеры составляют 60 %.

4. Богаты и разнообразны по проявлению традиции духовной культуры офицеров Российской армии. К какой бы области культуры России мы ни обратились, люди в погонах повсюду стоят среди творцов. Деятельность российских офицеров распространялась в той или иной мере на все области культуры.

Наиболее показательным здесь является литература. Среди сотен русских литераторов XVIII - начала XX века примерно каждый третий был офицером или выходцем из офицерской семьи.

Навсегда вошли в историю русской литературы поэты А. Кантемир, Г. Державин, М. Лермонтов, Ф. Рылеев, А. Одоевский, Д. Давыдов, Я. Княжнин, писатели Л. Толстой, Н. Карамзин, Н. Курганов, П. Вяземский, А. Болотов, Н. Новиков и многие другие.

Выдающее место в русской литературе XVIII века занимает Г.Р. Державин (1743-1816). Первые десять лет своей службы он прошел простым солдатом. На офицерских должностях Державин прослужил пять лет, в 1777 г. был произведен в капитан-поручики, после чего вскоре был переведен на статскую службу.

Большой вклад внесли российские офицеры в развитие отечественного изобразительного искусства. Военная тема, произведения, отображающие баталии, воинские подвиги, совершенные во имя защиты Родины, всегда занимали в нем значительное место. Однако это отнюдь не означает, что военные художники отображали только войну. В золотой фонд отечественного изобразительного искусства вошли такие выдающиеся имена, как Н.А. Ярошенко, В.В. Верещагин, П.А. Федотов и многие другие.

Своеобразной личностью в русской живописи был Николай Андреевич Ярошенко (1864-1898). Сын генерала, он окончил кадетский корпус, Петербургскую артиллерийскую академию и сам дослужился до генерала. Входивший в состав передвижников, Н.А. Ярошенко создал выразительные образы простых людей («Всю жизнь», «Кочегар»).

Значительный вклад внесли русские офицеры и в развитие отечественной музыкальной культуры. Прежде всего необходимо отметить наряду с «Пушкиным русской музыки» М.И. Глинкой его современника, гусарского офицера А.А. Алябьева.

Участник Отечественной войны 1812 года, неоднократно раненный, награжденный за боевые заслуги несколькими орденами, А.А. Алябьев (1787-1851) вошел в мировую и отечественную музыку, прежде всего как автор знаменитого романса «Соловей», который до сих пор является вершиной вокального исполнительского искусства. Ему принадлежат и оперы («Буря», «Волшебная ночь», «Рыбак и русалки» и др.), и балеты, и камерно- инструментальная, а также театральная музыка. Он одним из первых положил на музыку стихи А.С. Пушкина, а также В.А. Жуковского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова.

Отечественная военная история дает богатый материал, свидетельствующий о том, что каждой исторической эпохе соответствует своя военная организация общества и специфические, присущие только ей воинские традиции, в том числе офицерские. Поэтому отношение к традициям должно носить творческий характер, а не быть простым повторение идей, принципов, обычаев прошлого. Наследие или отрицание традиций, их сохранение и развитие или отказ от них предполагает, с одной стороны, умелое овладение опытом предыдущих поколений, правильный отбор и оценку наследия, а также творческое развитие традиций в изменившейся обстановке; с другой - невосприятие, осуждение, отрицание всего косного и случайного из прошлого.

1. Во вступительном слове, отмечая актуальность темы, важно подчеркнуть, что новый облик Вооруженных Сил России предполагает и соответствующий офицерский корпус, сочетающий в себе высочайший профессионализм, любовь к Родине, верность воинскому долгу и традициям великих русских полководцев.

2. При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть истоки патриотизма военнослужащих Российской армии, аргументированно показать их верность воинскому долгу, кратко остановиться на некоторых современных армейских нравственных проблемах.

3. В ходе раскрытия второго вопроса с учетом особенностей слушателей следует проанализировать наиболее актуальные нравственные традиции офицерского состава воинского коллектива, особое внимание при этом обратить на нерешенные вопросы.

4. В заключение необходимо сделать выводы по занятию, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.

1. Волков С. Русский офицерский корпус. - М., 1993.

2. Герои Отечества (Сборник документальных очерков). - М., 2004.

3. Офицерский корпус Русской армии. Опыт самопознания. - М., 2000.

4. Стрельников В. Офицерский корпус России: история становления и боевые традиции// Ориентир. - 2003. - № 4.

Майор Борис Иванов

Основные качества

военнослужащего – защитника Отечества

Защита Отечества, согласно Конституции Российской Федерации, является долгом и обязанностью её граждан. Она требует от военнослужащего огромного напряжения физических и духовных сил, постоянного совершенствования морально-боевых качеств. Вспомните примеры из истории нашей страны и беспримерных подвигах воинов.

Великие полководцы и военачальники неизменно подчёркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Наполеон, например, отмечал, что “духовные силы относятся к физическим как три к одному”. Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал А. В. Суворов, а Г. К. Жуков отмечал: “При прочих равных условиях крупнейшие битвы выигрывают воины, которые отличаются железной волей к победе, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой”.

Особое место среди духовных качеств занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм, которые лежат в основе военной системы.

Под патриотизмом понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов. Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается.

Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности.

Патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединён с ним, как дерево корнями с землёй, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

Патриотизм всегда находит своё выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: “Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть”.

Нельзя верить тому, кто клянётся в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по её вооружённой защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. Наш отечественный опыт говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и даже девушки, ещё не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Федор Иоаннович: биография, годы правления, смерть
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы