Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Толковый словарь даля на тему искусство. Толковый словарь даля онлайн

Искусство

Специализированный книжный магазин № 3. С 1957 на Невском проспекте, 16. Торгует книгами по искусству и изопродукцией, имеет также отделы справочно-библиографический и «Книга - почтой». Действует автоматизированное справочное устройство АСУ 30. «И.» комплектует свыше 20 библиотек Ленинграда (в том числе Эрмитажа, АХ, ВТО, БАН и др.). Совместно с Ленинградским отделением общества книголюбов проводит декады книг. Товарооборот свыше 1 млн. руб. (1990).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия Ред. коллегия: Белова...

Искусство - особая форма общественного сознания, связанная с эстетическим отражением человеком действительности. Искусство - это специфическая деятельность по созданию художественных произведений. Оно служит удовлетворению одной из высших потребностей людей - потребности в общении с прекрасным, гармоничным. Искусство - это и социальный институт. Оно включает в себя круг зрителей, читателей - потребителей произведений искусства. Для них работает особый вид производства - художественное производство. Оно требует соответствующей техники, технологии, таланта, специальных знаний, умений, мастерства.

Особенностью искусства является то, что оно отражает мир в форме художественного образа. Искусство позволяет воспроизвести в целостном виде человеческие характеры и судьбы, позволяет отразить неповто...

искусство иску́сство цслав. искусьство "eхperimentum", ст.-слав. искоусъ. К предыдущему слову; см. Бернекер 1, 652 и сл. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

ИСКУССТВО

ИСКУССТВО

Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. - в нерасчлененности его субъективно-объективной обусловленности. Возникая как результат творчества конкретного субъекта, произведение И. в своем бытии обретает надличностный характер. Свойства содержания и формы произведения И., а также способ его восприятия не только свидетельствуют о психическом своеобразии творца...

искусство

ИСКУ́ССТВО -а; ср.

1. Произведение искусства. Деятели искусства. Русское и. серебряного века. И. для (ради) искусства (теория, отвергающая общественное назначение искусства). Чистое и. (название эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований).

2. Отрасль творческой художественной деятельности. Изобразительное и. Сценическое и. Прикладное и. Кино - самое массовое из искусств...

ИСКУССТВО - термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И. непосредственно связан со вторым значением термина, сохраняя первое в качестве технического условия всякого творчества. Понятие "И." коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры, их взаимодействиями, а соответственно - характером философских, искусствоведческих, художественно пойетических рефлексий и к настоящему времени представляет собой многомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых непрестанно длящимся и трансформирующимся художественно-эстетическим опытом человечества, в том числе - развитием интеркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе ег...

Искусство

иску́сство,

иску́сства,

иску́сства,

иску́сств,

иску́сству,

иску́сствам,

иску́сство,

иску́сства,

иску́сством,

иску́сствами,

иску́сстве,

иску́сствах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


Искусство I Иску́сство

одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «И.» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Определение отличитель...

Искусство

Заимствовано из старославянского, где было образовано от искусъ – "испытание". См. .

Искусство

художеств. и художественно-критический журнал, изд. в Москве с 1905 г. ежемесячно. Ред.-изд. Н. Я. Тароватый.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907

– художественное творчество в целом: литература, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное, музыка и др., а также произведения И. Высокая степень умения и мастерства. В узком смысле – изобразительное И.

Искусство 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п...2) В узком смысле - изобразительное искусство...3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

искусство

Большое искусство

Настоящее искусство

Необыкновенное искусство

Подлинное искусство

Словарь русской идиоматики. . Сочетания слов со значением высокой степени Academic 2011

искусство

Художество.

Изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. ..

См. занятие, знание, фокус...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

ИСКУССТВО

ИСКУССТВО

форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру - предпосылка худож. деятельности в любой сфере И. Суждение вкуса всегда притязает на общезначимость, и основание тому эстетич. созерцание индивидуального как заключающего в себе идеальное измерение (Кант) . Эстетич. идеал, являющийся порождением диалогич. коммуникации в границах опр. культуры, служит своеобразным эталоном, с к-рым...

Искусство

сущ. опытность, верность, умение, ловкость.


Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

искусства, ср. 1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства. 3. только ед. Система приемов и методов в какой-н. отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. Искусство руководства есть серьезное дело. Сталин. Говорить о себе - тонкое искусство, я не обладаю им. Максим Горький. 4. только ед. Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела. Из любви к искусству (делать что-н.; разг. шутл.) - без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию.

Одна из форм общественного сознания, воспроизводящая действительность художественно-образными способами. К искусству относятся живопись, музыка, театр (в широком смысле), литература и т.п. Искусство, являясь частью культуры, так же классово, как и сама культура и обслуживает интересы господствующего класса. Важнейшей особенностью искусства является то, что оно выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от нее творение автора. Искусство "...не только отражает объективный мир, но и творит его" (Л., 29, 194), это способ "практически-духовного освоения" действительности (М. и Э., 12, 728). Произведение искуства всегда представляет собой содержательную часть - модель жизни, и материальное воплощение (форму). Без содержания или без соответствующей ему формы искусство не существует. Высокая требовательность при социализме к художественным произведениям - к их содержательной стороне, в том числе к партийности (соответствия идейной направленности произведения за...

иску́сство

сущ. , с. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? иску́сства , чему? иску́сству , (вижу) что? иску́сство , чем? иску́сством , о чём? об иску́сстве ; мн. что? иску́сства , (нет) чего? иску́сств , чему? иску́сствам , (вижу) что? иску́сства , чем? иску́сствами , о чём? об иску́сствах

1. Искусство - это творческое отображение действительности в художественных образах.

Произведение и...

ИСКУССТВО, 1) художественное творчество> в целом - литература>, архитектура>, скульптура>, живопись, графика, декоративное искусство>, музыка>, танец, театр, кино и др. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимесис>), чувственное выражение сверхчувственного, художественно-образное освоение мира и т.п. 2) В узком смысле - изобразительное искусство. 3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

искусство Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от искусъ «испытание; проба, попытка». Исходное значение - «испытание, опыт», затем - «умение, знание» и «искусство». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

ИСКУССТВО

- англ. art; нем. Kunst. 1. Специфический вид отражения познания, усвоения, формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами. 2. Высокая степень творческого мастерства в определенной сфере деятельности.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

ИСКУССТВО - 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п 2)] В узком смысле - изобразительное искусство 3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Искусство

иск\"усство, -а


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Искусство

ИСКУССТВО . Корень слова искус - опыт, проба, попытка, испытание, узнание; искусный - дошедший до уменья или познания многим опытом. В основе всякого познания лежит ощущение, которое осуществляется благодаря раздражению, непосредственному возбуждению нервов того или другого органа чувств. Когда мы вновь вызываем полученное раньше ощущение, но уже при отсутствии раздражения, мы воспроизводим ощущение, возобновляя его. Ощущение воспроизводится благодаря памяти, благодаря центральному возбуждению, а не просто непосредственному возбуждению органа чувств.

То, что является в нашем сознании при возобновлении ощущения, мы называем представлением. Получая представление о том или ином предмете, мы ставим п...

искусство

, ср.

Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.

3. Сборник рассказов Людмилы Улицкой «... жить».
4. Книга венгерского писателя, поэта 20 в. Бела Балажа «... кино».
5. Сборник португальского поэта 20 в. «... музыки».
6. Изобразительное...
7. Фильм Юнгвальда-Хилькевича «... жить в Одессе».
8. Творческий процесс, который требует жертв.
9. Чему покровительствовал Аполлон?
10. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
11. Дело, требующее умения, мастерства.
12. Книжное издательство.

форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. - в нерасчлененности его субъективно-объективной обусловленности. Возникая как результат творчества конкретного субъекта, произведение И. в своем бытии обретает надличностный характер. Свойства содержания и формы произведения И., а также способ его восприятия не только свидетельствуют о психическом своеобразии творца, но и характеризуют коллективные формы переживания, направленность мышления, свойственные культуре породившей его эпохи. Тайна рождения произведения И. во все времена была предметом активных дискуссий. Из "вещества жизни" - разрозненного, эклектичного, лоскутного - художник создает "вещество формы". Размышляя о тайне этого преобразования, философия и эстетика разрабатывали представления о специальных механизмах - энтелехии (Аристотель), художественном м...

первые памятники искусства, обнаруженные на территории России - фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне, - восходят к верхнему палеолиту. К эпохе мезолита и неолита (к 6-2 тыс. до н. э.) относится расписная керамика Приднепровья.
При раскопках древних скифских курганов (VII-III вв. до н. э.) обнаружено своеобразное прикладное искусство скифов (частью которых в то время являлись и восточнославянские племена). Многие скифские вещи из металла и кости были выполнены в т. н. «зверином стиле». Стилизованные изображения животных или их частей, сцены борьбы животных, характерные для искусства скифов, имели не только декоративное, но и культовое значение, используясь в языческих ритуалах. Собственно русское искусство уходит в глубину 1-го тысячелетия, развиваясь параллельно с первыми зачатками русской письменности (См.: Книга). С древнейших еще ангских времен (III-VII вв. н. э.) до наших дней дошли найденные в архе...


Откровенные знакомства на Loveplanet.ru

2000-2015 Словари и Энциклопедии
Коллекция словарей и энциклопедий

Тезаурус русской деловой лексики

Искусство

Syn: умение, мастерство

Словарь Ефремовой

Искусство

  1. ср.
    1. Творческая художественная деятельность.
    2. Отрасль творческой художественной деятельности.
    3. Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; мастерство.
    4. Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость.

Фразеологический словарь русского языка

Искусство

Из любви к искусству - из любви к самому делу, занятию, без всяких корыстных целей

Искусство для искусства книжн. - о так называемом "чистом" искусстве, оторванном от жизни, замкнутом в себе, существующем лишь для немногих избранных

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Искусство

А, ср.

1. Художественная творческая деятельность человека.

* Народное искусство. Произведения искусства. *

2. Умение хорошо делать что-то, мастерство, знание дела.

* Искусство повара. *

Из любви к искусству . Бескорыстное отношение к чему-н.

Гаспаров. Записи и выписки

Искусство

♦ "Любишь ли ты музыку?" - спросил Ребиков мужика. "Нет, барин, я непьющий" - ответил тот (Лет. 1916, 2, 178). Ср. разговор извозчика с Шаляпиным: "Чем занимаешься?" - "Пою". - "Да нет, чем занимаешься?" - итд

♦ Текстология - убедительная подача последовательности зачеркнутых вариантов а, б, е. - это тоже не наука, а искусство: Томашевский владел им гениально, я бездарно, а иные даже не знают о его существовании.

♦ "Построить искусство легко просыпаться от сна" предлагал Хлебников (V.158).

Словарь Ожегова

ИСКУ ССТВО, а, ср.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и.

Из любви к искусству (разг. шутл.) из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.

Энциклопедический словарь

Искусство

  1. 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п... 2) В узком смысле - изобразительное искусство... 3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
  2. издательство, Москва. Основано в 1936. Литература по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, театра, кино, радио и телевидения; альбомы, репродукции.

Словарь Ушакова

Искусство

иску сство , искусства, ср.

1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве.

2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства.

3. только ед. Система приемов и методов в какой-нибудь отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин . «Говорить о себе - тонкое искусство, я не обладаю им.» М.Горький .

4. только ед. Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела.

Из любви к искусству (делать что-нибудь; разг. шутл. ) - без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Искусство

особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное (образное) познание жизни и творчество по законам красоты; это художественное творчество в целом, объединяющее литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и проч.

Рб: литература и ее функции в обществе

Вид: художественная литература

Асс: материал искусства, эстетическое переживание

* "Лишь в свободе художественное творчество становится подлинным искусством, и оно лишь тогда разрешает свою высшую задачу, когда вступает в один общий круг с религией и философией и является только одним из способов осознания и выражения божественного, глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа" (Г. Гегель).

Если вопрос: Почему невозможно общество без искусства? - остается открытым, а реальность исторических фактов заставляет его снова и снова ставить, то с неизбежностью напрашивается вывод о недостаточности наших концепций культуры человечества.

Искусство является великолепно организованным генератором языков особого типа, которые оказывают человечеству незаменимую услугу, обслуживая одну из самых сложных и не до конца еще ясных по своему механизму сторон человеческого знания (Ю.М. Лотман). *

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Искусство

Искусство

♦ Art

Совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и таланте) и техники (которая и вовсе легко без них обходится).

В наше время искусством принято называть сферу художественного творчества, ставящего своей целью создание красоты и пробуждение человеческих чувств. Однако ни одно творение искусства не может считаться подлинно художественным, если оно лишено некоторой доли истинности, даже чисто субъективной (и, может быть, именно субъективной), своего рода поэзии в том смысле слова, какой в него вкладывает Рене Шар (***) («поэзия и истина, как знает каждый, синонимичны»), или, как сказал бы я, своеобразной познавательности. Действительно, благодаря Шекспиру, Шардену или Бетховену мы узнали о человеке и о мире больше, чем благодаря большинству наших ученых. Мало того, если бы все великие ученые, совершившие выдающиеся открытия, скончались в младенчестве, их открытия все равно состоялись бы, пусть несколькими годами или десятилетиями позже, и сегодня они просто носили бы другие имена. Но никто и никогда не смог бы заменить нам Рембрандта и Баха. Кто сочинит музыку, которую не успел сочинить Шуберт? Произведение искусства незаменимо, как и создавшая его личность, и эта незаменимость и есть главный признак искусства. Подлинное искусство служит выражением «незаменимости наших жизней», как сказал Люк Ферри, и делает это тем убедительнее, чем обыкновеннее эти жизни. А то, что при этом создается красота, и есть чудо искусства. Достигая вершины, искусство соприкасается с духовностью и становится прославлением, а порой и созиданием духа. Бог молчит, но художник ему отвечает.

Рене Шар (1907–1988) – французский поэт, работавший в направлении сюрреализма.

Культурология. Словарь-справочник

Искусство

процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практическо-духовном освоении мира; особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования человеческого в человеке.

один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

☼ форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира (см. ), его воспроизведению в образно-символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру - предпосылка худож. деятельности в любой сфере И. Суждение вкуса всегда притязает на общезначимость, и основание тому эстетич. созерцание индивидуального как заключающего в себе идеальное измерение (Кант). Эстетич. идеал, являющийся порождением диалогич. коммуникации в границах опр. культуры, служит своеобразным эталоном, с к-рым соотносится индивидуальный предмет созерцания. И. всегда опиралось на бытующие в культуре эстетич. представления, но одновременно способствовало их трансформации творч. усилиями художников. Эстетич. пласт - условие существования худож. произведения, но он не исчерпывает его содержат. богатства, почерпнутого в реалиях жизненного мира. Подлинное И. сопряжено с решением экзистенциальных проблем, затрагивающих творч. личность: принадлежа конкр. жизненному миру, разделяя его с другими, художник проблематизирует свое существование. Смысловая целостность произведения подчинена идее, диктующей его тематич. и смысловое единство, образно-символич. строй. Мощь символич. воображения проявляется в том, что оно как бы возвышается над пространственно-временными пределами индивидуального существования в праве совершать свободный полет над любой точкой универсума, сопрягая явления, принадлежащие прошлому, настоящему и будущему в том порядке, к-рый нужен для выражения авторской идеи. Сам факт существования пространств. (живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное И.), временных (музыка, лит-ра) и пространственно-временных (театр, кино, балет) И. служит тому свидетельством. Тематич. содержание произведения вытекает из его идейного замысла и стимулирует полагание художником особого мира, к-рый надлежит проработать композиционно и образно-символически. Тема произведения как бы намечает осн. набор реалий, к-рые его автор организует композиционными средствами. Они будут варьироваться в зависимости от того, имеем ли мы дело с пространств., временными или же пространственно-временными И. В широком понимании слова текст живописного или скульптурного произведения снимает временное измерение в худож. образе, подавая идею в пространств. композиционном решении. Схожие идеи могут порождать достаточно несовпадающие тематич. и композиционные подходы. Идея абсурдности войны, напр., по-разному тематически и композиционно реализуется в "Раненом солдате" О. Дикса, "Гернике" П. Пикассо или монументе Г. Цадкина "Разрушенный город" в Роттердаме. Временные и пространственно-временные И. несколько иначе подходят к воплощению идейно-тематич. содержания, ибо они связаны с повествованием о событиях, занимающих читателя, слушателя, зрителя. Действие, разворачивающееся во времени, предполагает трансформацию темы в сюжетную канву того или иного произведения, прорабатываемую по композиционным правилам жанра. Особенно очевидно это в области лит-ры, где авторский замысел отливается в наделенный единым смысловым содержанием текст, призванный привлечь внимание читателя приемами из арсенала худож. мастерства. Опираясь на намеченную идейную и тематич. канву произведения, писатель разрабатывает его сюжетную линию, последовательность наполненных смыслом действий его персонажей. Сюжетная линия как бы раскидывает значимые события во времени, но при этом, чтобы привлечь интерес читателя, она должна содержать интригу - способ его постоянного поддержания, нуждающийся в композиционном оформлении. Подача содержания в опр. ключе - индикатор худож. мастерства. Практич. понимание читателем деяний героев текста, воспроизводимого в нем жизненного мира - шаг на пути читателя к освоению смысла повествования, его интерпретации. Понять историю, излагаемую автором, позволяет освоение языка описания деяний героев и культурной традиции, из к-рой исходит интрига произведения. Кроме того, она содержит и пласт символич. нагрузки. Культурный символ проявляется в качестве смыслового содержания, составляющего фон действия героев, позволяет выйти за границы буквального прочтения произведения. Этот символич. смысл легко "вычитывается" людьми, принадлежащими к данному культурному сооб-ву, и составляет проблему для живущих за его пределами. Символ никогда не является вне связи с определенной системой смыслов, живущих в культуре. Он - интегральная часть символич. ансамбля, раскрывающегося в принимаемых конвенционально знаках, верованиях, нормативных стандартах и институтах. В отличие от историка, писатель не столь жестко связан хронологич. последовательностью событий, свободен в своем произвольном путешествии из настоящего в прошлое и будущее. Автор может дистанцироваться от времени, в к-ром живут его герои, или же, напротив, раствориться в видении событий от их лица. В любом случае читатель ощущает его экзистенциальную озабоченность происходящим, биение пульса времени в повествовании. Текст худож. произведения, вследствие его символич. наполнения, метафоричности, оказывается принципиально открытым в смысловом отношении. Он как бы живет самостоят. жизнью, оторвавшись от своего творца, сделавшись независимым от него. В нем присутствуют смысловые ансамбли, к-рые ждут читателя, способного актуализировать их до поры скрытое содержание. Иногда сам творец текста может не отдавать себе отчет о всем многообразии смысловых пластов, содержащихся в нем. Потенциальная неисчерпаемость смысла производна от общекультурного феномена интертекстуальности (см. ) и относится не только к лит-ре, ибо произведения И. любой жанровой специфики прочитываются в опр. контексте. Реализуя коммуникативную, познават., просветит., воспитат., игровую, гедонистич. функции, И. составляет неотъемлемое звено культуры.

Лит. : Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992; Искусство и идеология. М., 1992; Диденко В.Д. Духовный космос искусства. М., 1993.

Б.Л. Губман.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Эстетика. Энциклопедический словарь

Искусство

форма культуры, включающая в себя все виды художественного творчества и их результаты в качестве множества конкретных произведений. Это сфера, внутри которой генерируются и функционируют художественные образы, выступающие средствами миропонимания, духовного освоения мира, позволяющие человеку компенсировать ограниченность исключительно рационального познания.

Основным содержательным элементом произведения искусства являются художественные образы. Будучи полиморфными эстетическими структурами, они способны нести в себе, хранить и передавать от поколения к поколению богатый духовнопрактический опыт. Они выявляют в жизненной стихии существенные коллизии, фиксируют их нормативно-ценностные структуры и тем самым открывают дополнительные возможности для их осмысления и понимания. В пределах произведения искусства или отдельного художественного образа духовная информация как бы сгущается, концентрируется, обретает вид своеобразного ценностно-смыслового «микрокосма» с характерной структурой и внутренней динамикой, обусловленной логикой развития помещенного в его центр содержательного противоречия. Когда конкретному художнику, творцу такого «микрокосма», удается достаточно основательно воссоздать эту логику при помощи соответствующих художественно-эстетических приемов, то вся система образных средств неизменно обнаруживает свою нормативно-ценностную ориентированность уже не только на сущее, но и на должное, выказывает собственную причастность к процессу утверждения соответствующих духовных императивов и нравственных идеалов.

В нормативно-ценностной структуре значительного по своим эстетическим качествам произведения обнаруживаются в явном или скрытом виде несколько содержательных уровней:

1) универсальные идеалы и этические принципы, в которых представлены всеобщие интересы человеческого рода;

2) конкретно-исторические нормативы тех общностей, к которым принадлежит художник и которые прямо или исподволь воздействуют на его творчество;

3) особенности творческого сознания художника, обнаруживающиеся в его способности привлечь разнообразные изобразительные средства для воссоздания и осмысления описываемых коллизий;

4) сюжетно-содержательная ткань произведения с теми воссозданными творческим сознанием противоречиями, в средоточии которых существуют персонажи. Данные уровни пребывают не изолированно друг от друга, а в неразрывном, взаимопроникающем единении, составляя нормативно-ценностное целое.

В искусстве сосредоточен обширный материал о генезисе и историческом развитии социально-духовной реальности. Уже на начальных этапах развития цивилизации художественное сознание внимательнейшим образом исследовало с помощью доступных ему средств все то, что имело непосредственное отношение к духовной, религиозной, нравственной жизни человека и общества. Многие памятники искусства запечатлели переход от стихийности доморального хаоса к упорядоченности социоморального космоса, от состояния полудикого «протоморализма» к цивилизованному социальному порядку. Они были свидетелями и участниками процессов раннего нормотворчества, в результате которых возникали, усложнялись и совершенствовались духовные регуляторы соци- альной жизни.

Искусство в процессе своего развития обнаружило способность изображать не только видимое, но и то, что находится за пределами чувственного восприятия. Время от времени появлялись художники, способные создавать произведения в жанре «сквозящего реализма», проникающие сквозь внешнее и очевидное в запредельные сферы и тайные смыслы бытия, усматривающие «за реальным реальнейшее». Каждый мастерски выполненный художественный образ представляет собой нечто гораздо большее, чем просто эстетический феномен. В пределах его содержания человеческая мысль может двигаться бесконечно долго, как в лабиринте, открывая в его извивах все новые метафизические и нравственные смыслы. Семантически неисчерпаемы образы Софокла, Данте, Шекспира, Достоевского, Кафки. Метафизическое, духовно-нравственное содержание, наполняющее их, не вмещается в эстетические формы и дает богатый материал для философских размышлений о природе добра и зла, веры и неверия. Стимулируя подобные размышления, искусство выполняет свою важнейшую функцию - служить гармонизации отношений человека с миром. «Искусство воссоздает принципиально новый уровень действительности, который отличается от нее резким увеличением свободы. Свобода привносится в те сферы, которые в реальности ею не располагают. Безальтернативное получает альтернативу. Отсюда возрастание этических оценок в искусстве. Именно благодаря большей свободе искусство как бы оказывается вне морали. Оно делает возможным не только запрещенное, но и невозможное. Поэтому по отношению к реальности искусство выступает как область свободы... Резкое возрастание степеней свободы по отношению к реальности делает искусство полюсом экспериментирования. Искусство создает свой мир, который строится как трансформация внехудожественной действительности по закону: «если, то...». Художник сосредоточивает силу искусства в тех сферах жизни, в которых он исследует результаты увеличения свободы. По сути дела, нет разницы между тем, когда предметом внимания делается возможность нарушить законы семьи, законы общества, законы здравого смысла, законы обычая и традиции или даже законы времени и пространства. Во всех случаях законы, организующие мир, делятся на две группы: изменения невозможные и изменения возможные, но категорически запрещенные (изменения возможные и н?запрешенные вообще изменениями в данном случае не считаются, они вводятся как антитеза псевдоизменений подлинным)... Искусство является средством познания, в первую очередь познания человека... Однако что следует разуметь под выражением «познание человека»? Сюжеты, которые мы определяем этим выражением, имеют одну общую черту: они переносят человека в ситуацию свободы и исследуют избираемое им при этом поведение. Ни одна реальная ситуация - от самой бытовой до наиболее неожиданной - не может исчерпать всей суммы возможностей и, следовательно, всех действий, обнаруживающих потенциально заложенное в человеке. Подлинная сущность человека не может раскрыться в реальности. Искусство переносит человека в мир свободы и этим самым раскрывает возможность его поступков» (Лотман Ю. М. Семиосфера . - СПб., 2000. - С. 129-131).

Важнейшим основанием, позволяющим типологизировать произведения искусства, является критерий религиозности. Между религиозным и безрелигиозным искусством существует принципиальная разница. Произведения религиозного искусства создаются художниками, сознающими, что они творят перед лицом Бога, во имя Его и с любовью к Нему. В безрелигиозых произведениях нет и крупицы любви к Богу, отсутствуют представления об абсолютном характере идеалов гармонии и совершенства, нет возвышенной одухотворенности. Ни сам художник, ни.его герои либо не подозревают, либо не хотят думать и слышать о том, что все происходящее с ними зависит от их отношения к Богу.

Лит.: Античные мыслители об искусстве . - М., 1938; Аристотель. Об искусстве поэзии . - М. 1957; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие . - М., 1974; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху механической воспроизводимости. Избранные эссе . - М. 1996; Вельфлин Г. Основные понятия истории искусстве. Проблеме эволюции стиля в новом искусстве . - М.-Л., 1930; Власов В. г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства . Т. 1-4. -СПб.:ЛИТА, 2000-2001; Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен . - М. 1968; Дуков Е. В., Жидков В. С., Осокин Ю. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А Введение в социологию искусства . - СПб.; Алетейя, 2001.

Предложения со словом «искусство»

Члены Штаба переглядывались, а Гастев откровенно ухмыльнулся, дивясь искусству Францева умно обдуривать.

И хотя очень немногие из них соответствуют истине, японские мечи представляют собой настоящее произведение металлургического, кузнечного, да и просто искусства .

Трэш, как и глэм, не ограничивается стилем в искусстве или одежде.

Но если буквально сравнить искусство с действительностью, то есть сравнить формально, то оно всегда было насквозь условно и никогда не было слепком с нее.

Зато всем доступны греческая астрономия и врачебное искусство греков!

Вчера президент РФ Владимир Путин вручил деятелям культуры и искусства Государственные премии за достижения в 2001 году.

Композицию образно называют поэзией шахмат, поскольку она отражает практику шахматной игры так, как искусство реальную жизнь.

Историки искусства удивляются, почему к концу XVI века всего за несколько десятилетий в жанре портрета произошла настоящая революция.

Усталый, разбитый искусством , гремевшим всю ночь за тонкой стеной хрущевки, вышел я дохнуть воздухом, попутно купить молока и горячих пышек, которые продавались с голубой тележки на углу.

Греческое искусство утешения философией полезно каждому гражданину Империи, а первому среди граждан оно необходимо.


Словари русского языка

Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия

- * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Искусство Искусство это Ева, подающая молодому художнику яблоко. Кто вкус … Сводная энциклопедия афоризмов

ИСКУССТВО. Корень слова искус опыт, проба, попытка, испытание, узнание; искусный дошедший до уменья или познания многим опытом. В основе всякого познания лежит ощущение, которое осуществляется благодаря раздражению, непосредственному возбуждению… … Литературная энциклопедия

Искусство - ИСКУССТВО. Корень слова искус опыт, проба, попытка, испытание, узнание; искусный дошедший до уменья или познания многим опытом. В основе всякого познания лежит ощущение, которое осуществляется благодаря раздражению, непосредственному… … Словарь литературных терминов

Форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии

Художество. Изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. .. См. знание … Словарь синонимов

Искусство - Искусство ♦ Art Совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше… … Философский словарь Спонвиля

ИСКУССТВО, 1) художественное творчество в целом литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимесис),… … Современная энциклопедия

1) художественное творчество в целом литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно… … Большой Энциклопедический словарь

Термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически выразительных форм. Понятийный статус И.… … Новейший философский словарь

Книги

  • Искусство , Редактор Эндрю Грэм-Диксон. Искусство, по словам Пабло Пикассо, смывает пыль с души, без него наша жизнь становится бесцветной. Перед вами - уникальная энциклопедия, которая распахнет двери в удивительный, яркий и…

Толковый словарь Даля ИСТИНА

жен. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина,не одно ль и то же есть и естина, истина?]; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разумачеловека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле.

| Встарь истина означала также наличность, наличные деньги, ныне истиник муж. капитал.

| В игре бабки, козны, истина пск. две пары бабок, два гнезда. Благо во образе (т. е. доступное понятию) естьистина. Свет плоти - солнце; свет духа - истина. Истина хороша, да и правда не худа. Истинный, истинусоставляющий; правдивый, справедливый, несомненный, неложный; верный, точный, прямой, подлинный,настоящий; искренний, непритворный.

| Истинно употр. также в виде уверения; воистину, вправду, верно, право, притоманно, взабыль, ей-ей. Истый,истный, истинный, точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий; верный; неложный, истинный; прямой,правдивый. Он истый отчизник. Не ври, говори истое дело. Кто за правду горой, тот истый герой. Исто, истое сущ., ·стар. , южн. , зап. истиник, наличное, капитал. Не о ростах речь, кола исто пропало. Истость жен. истина;свойство или принадлежность, качество, ·сост. истого. Истость слов его оправдалась на деле. Истота жен.естество, сущность, самая суть, существо предмета. Истота человеческая не в плоте, а в духе его. Истовый,истинный, истый, должный, надлежащий, настоящий. Сын-то истовый отец, очень схож. Говорю тебе истовоеслово. Он истово молится. Истово что так, правда. Человек истовый, правдивый, хороший. Истовость жен.свойство, принадлежность, сущность истового. Истовина жен. вещь вполне годная взамен, на подставу, замест чего. Истованный орл. , тул. истовный, истовитый тамб. истовенный, -вленный пермяц. истоапаный илиистокойный

Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия

- * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Искусство Искусство это Ева, подающая молодому художнику яблоко. Кто вкус … Сводная энциклопедия афоризмов

ИСКУССТВО. Корень слова искус опыт, проба, попытка, испытание, узнание; искусный дошедший до уменья или познания многим опытом. В основе всякого познания лежит ощущение, которое осуществляется благодаря раздражению, непосредственному возбуждению… … Литературная энциклопедия

Искусство - ИСКУССТВО. Корень слова искус опыт, проба, попытка, испытание, узнание; искусный дошедший до уменья или познания многим опытом. В основе всякого познания лежит ощущение, которое осуществляется благодаря раздражению, непосредственному… … Словарь литературных терминов

Форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии

ИСКУССТВО, искусства, ср. 1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и … Толковый словарь Ушакова

Художество. Изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. .. См. знание … Словарь синонимов

Искусство - Искусство ♦ Art Совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше… … Философский словарь Спонвиля

1) художественное творчество в целом литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно… … Большой Энциклопедический словарь

Термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически выразительных форм. Понятийный статус И.… … Новейший философский словарь

Книги

  • Искусство , Редактор Эндрю Грэм-Диксон. Искусство, по словам Пабло Пикассо, смывает пыль с души, без него наша жизнь становится бесцветной. Перед вами - уникальная энциклопедия, которая распахнет двери в удивительный, яркий и…
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?