Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мысль народная в войне и мире. Мысль «народная

Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже - о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею.

Это рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - "мысль народная". Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Здесь есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На страницах романа и особенно во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого -это так называемое "роевое начало", дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события.

Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина.

Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести - поджечь); в сцене подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке), в сцене боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе.

Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет "дубина народной войны"; "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".

Задачи и тесты по теме " Мысль народная в романе Л. Н. Толстого Война и мир "

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Тема и главная мысль текста. Части текста. Разбиение текста на абзацы - Текст 2 класс

    Уроков: 1 Заданий: 11 Тестов: 1

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

Введение

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, - этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Тест по произведению

Краткое сочинение-рассуждение по литературе для 10 класса на тему: «Война и мир: мысль народная»

Трагичная война 1812 года принесла множество бед, страданий и мук, Л.Н. Толстой не остался равнодушным к переломному моменту своего народа и отразил его в романе-эпопее «Война и мир», а его «зерном», по словам Л. Толстого, является стихотворение Лермонтова «Бородино». В основе эпопеи также лежит мысль об отражении национального духа. Писатель признавал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Так, Толстой воспроизвел «роевую жизнь», доказав, что историю делает не один человек, а весь народ вместе.

По Толстому, бесполезно противостоять естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. В противном случае, участник войны будет терпеть крах, как это было с Андреем Болконским, который пытался взять под контроль ход событий и завоевать «Тулон». Или судьба обречет его на одиночество, как это стало с Наполеоном, который чрезмерно полюбил власть.

Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». В этой, казалось бы, пассивности проявляются глубокий ум и мудрость полководца. Связь Кутузова с народом была победоносной чертой его характера, эта связь сделала его носителем «народной мысли».

Тихон Щербатый – это тоже народный образ в романе и герой Отечественной войны, хотя является простым мужиком, вовсе не связанным с военным делом. Он сам добровольно попросился в отряд Василия Денисова, что подтверждает его самоотверженность и готовность на жертвы ради Отчизны. Тихон отбивается от четырех французов одним только топором – по мнению Толстого, это и есть образ «дубины народной войны».

Но писатель не останавливается на идеи героизма вне зависимости от звания, он идёт дальше и шире, раскрывая единство всего человечества в войне 1812 года. Перед лицом смерти между людьми стираются все классовые, социальные, национальные границы. Все как один боятся убивать; все как один не хотят умирать. Петю Ростова беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?». И вроде как это враг русскому солдату, но одновременно даже в войну нужно по-человечески относится ко врагам. Француз или русский – все мы люди, нуждающиеся в милосердии и доброте. В войну 1812 года такая мысль, как никогда ранее, имела значение. Ее придерживались многие герои «Войны и мира» и, в первую очередь, сам Л.Н. Толстой.

Таким образом, Отечественная война 1812 года вошла в историю России, в ее культуру и литературу как значимое и трагическое событие всего народа. В нем проявился истинный патриотизм, любовь к Родине и национальный дух, который ни под чем не сломился, а только окреп, дав толчок к великой победе, гордость за которую мы до сих испытываем в наших сердцах.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее «Война и мир». Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих. Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе. А можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

Образ народа

Толстой включал в понятие "народ" не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи «Война и мир». Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России - Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние - борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого «Война и мир». Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны - зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

«Война и мир»: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому «мысль народная» проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе «Война и мир» имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ - одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе «Война и мир» занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века - тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея «Война и мир». Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд - это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе «Война и мир». Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство «внутреннего тепла патриотизма». Это ощущение становится национальной чертой русского народа. Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Еще одно отличие русских войск от французов - они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны. Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг - защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет «себя меньше жалеть» - так высказал народную мысль Андрей Болконский.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе «Война и мир» тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому - богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Сила народная

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея «Война и мир». Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

и Платон Каратаев

Если разбирать роман «Война и мир» по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев - благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый - умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться - с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

Выводы

Таким образом, народ является основной действующей силой в «Войне и мире». Согласно философии Толстого, один человек не может изменить историю, только сила и желание народа на это способны. Поэтому Наполеон, решивший перекроить мир, проиграл силе целой нации.

Цель:

Ход урока

II. «Мысль народная» — главная мысль романа.

  1. Основные конфликты романа.

вследствие войны 1812 года.

Л.Н. Толстой

Просмотр содержимого документа
««Мысль народная» в романе «Война и мир»»

Урок 18.

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

    Основные конфликты романа.

    Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

    «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

    Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л.Н. Толстой

Материал лекции

Л.Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?