Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чацкий и Онегин: тема "лишнего человека" в русской литературе. Он возвратился и попал Отношение к светской жизни

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха – накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений – передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.

Большая часть “Евгения Онегина” была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.

Чацкий и Онегин – сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий – в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, “наука страсти нежной” – все эти атрибуты праздности, свойственные “золотой молодежи”, присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и “кланяться непринужденно”. Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и “свет решил, что он умен и очень мил”. Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:

Но, шумом бала утомленный.

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования – и “русская хандра им овладела понемногу”. Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразного существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, “но труд упорный ему был тошен”. Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению (“француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя”) не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а “резкий, охлажденный ум” находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться “к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм”. Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности – молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.

Чацкий – человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным чувством любви. Полученное образование Онегин использовал для завоевания популярности в. светском обществе, чтобы искусно и непринужденно демонстрировать скрывающуюся за короткими репликами эрудицию, без принуждения в разговоре “коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм”. Чацкий, также образованный и в не меньшей степени остроумный, никогда не расточал свой интеллект для забавы. Его образ находится в соответствии со знаменитым пушкинским призывом:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Чацкий оставил свет и отправился путешествовать, чтобы обогатить свой ум, получить представление о реальной жизни страны. Чацкий оставил Софью, несмотря на глубокую любовь, оставил друзей, в которых был “особенно счастлив”, потому что он альтруист, потому что его духовный мир значительно шире рамок личного счастья. “Вот о себе задумал он высоко…” – эта реплика Софьи свидетельствует не о завышенной самооценке героя, а о высоких задачах, которые он ставил перед собой.

Онегин отправился путешествовать лишь в конце романа, и Пушкин гипотетически допускал, что его герой может стать декабристом, что его критическое восприятие действительности, подкрепленное свидетельствами несовершенства общественного строя, даст реальные плоды. Чацкий, презревший светские удовольствия еще в юношеском возрасте, уже был сложившейся личностью, декабристом по образу мыслей, поставив целью жизни демократическое преобразование общества. Его странствия лишь укрепили веру в необходимости социальных реформ.

Чацкий – истинный просветитель, страстно отстаивающий права разума и глубоко верящий в силу слова. Он остро и беспощадно обличает высшее чиновничество, присвоившее себе право с высоты социальной лестницы судить молодых демократов, не желающих “прислуживаться” и делать карьеру:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные сооруди палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве…

В своих гневных монологах Чацкий разоблачает фамусовское общество. “Достигнув степеней известных”, они определяли внутреннюю политику России в “век покорности и страха”. Гнев Чацкого вызывает помещичий произвол. Но герой не просто обличает высшее общество, его критика имеет конструктивное основание: Чацкий утверждает, что мир изменился (“вольнее всякий дышит”), что появились люди, “кто служит делу, а не лицам”. Время низких льстецов и карьеристов прошло:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит, и держит стыд

Недаром жалуют их скупо государи.

Чацкий искренне верит, что полезная общественная деятельность честных, умных, образованных людей может преобразовать социальную систему. Столь же наивно герой рассчитывает на возможность централизованных демократических реформ. Он убежден, что “век нынешний” не повторит ошибок “века минувшего” и будет временем просвещения, созидательного труда и социальной справедливости. Однако все страстные призывы Чацкого бесплодны: фамусовское общество очень жестко стоит за свои социальные привилегии. Проникновенные монологи героя вызывают шок, и те, “чья чаще гнулась шея, как не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол не жалея!”, изгоняют “безумца”.

Прав ли был Чацкий, проповедуя высокие идеалы “на балу московским бабушкам”? Как мог он расточать свой душевный жар перед столь неблагодарной публикой? Пушкин упрекал Чацкого в отсутствии подлинного ума именно по причине непонимания грибоедовским героем специфики аудитории. Но декабристы действительно ставили целью повсеместную пропаганду своих идей. К моменту выступления на Сенатской площади их энтузиазм угас, и декабристы перешли от слов к делу. В оправдание идеалистических представлений Чацкого Н. П. Огарев писал: “Вспоминая, как в то время члены тайного общества и люди одинакового с ними убеждения говорили свои мысли вслух везде и при всех, дело становится более чем возможным – оно исторически верно. Энтузиазм во все эпохи и у всех народов не любил утаивать своих убеждений, и едва ли нам можно возразить, что Чацкий не принадлежит к тайному обществу и не стоит в рядах энтузиастов; Чацкий чувствует себя самостоятельным врагом порядка вещей своего времени”.

Образы главных героев “Горе от ума” и “Евгения Онегина” соответствуют двум направлениям в дворянском движении 10-х и 20-х годов девятнадцатого века: активное, деятельное, революционное и пассивно протестующее, безынициативное, самоустранившееся от участия в социальной борьбе. Оба героя умны, образованны, стоят выше своей социальной среды, критически воспринимают окружающую действительность, но взаимоотношения с этой действительностью у них разные: воздействие и отстранение. У героев разные темпераменты: Онегин – меланхолик, Чацкий – холерик. Отсюда и отличие в нравственном облике: Онегин – эгоист (пусть и вынужденно), для него главное – достигнуть собственного душевного комфорта, правда, не ущемляя прав других; Чацкий – альтруист, для него главное – это счастье всего человечества.

(No Ratings Yet)



  1. После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период...
  2. Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. Белинский отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин...
  3. Пушкинскому Онегину свойственны разочарование в жизни, русская хандра, ощущение пустоты. Все это гнетет его, и он едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей. Но он забывает...
  4. Чацкий является главным действующим лицом в Комедии Грибоедова “Горе от ума” . Он и основной ведущий образ, и личность, которая играет главенствующую роль. Не будь его в этом произведении литературы,...
  5. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности,...
  6. В каких еще произведениях русской литературы находит развитие гастрономическая тема и в чем сходство и различие ее решения с гоголевским произведением? В начале своего размышления укажите роль гастрономической темы в...
  7. Кто еще из русских поэтов прибегал в своем творчестве к приему цветописи и в чем его различие и сходство с реализацией этого приема у С. А. Есенина? Отвечая на вопрос,...
  8. Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до этого гневного и обличительного выступления Чацкого. Итак, Чацкий ясно...
  9. В каких еще стихотворениях русской литературы находит развитие критика и обличение действительности и в чем их сходство и различие с произведением В. В. Маяковского? Выполняя задание, подчеркните, что в своей...
  10. В каких еще произведениях русской литературы встречается образ автобиографического рассказчика и в чем его сходство и различие с героем А. И. Солженицына? В начале развернутого рассуждения укажите, что в эпических...
  11. В каких еще произведениях русской литературы герои уподобляются птицам и в чем сходство и различие такого уподобления с произведением И. С. Тургенева? Соотнесите свои знания о семантике образов птиц в...
  12. В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в...
  13. В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? Формируя развернутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в...
  14. В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением? В начале своего рассуждения отметьте, что указанный мотив...
  15. Кто еще из русских поэтов ХХ-го века показал в своем творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе и в чем сходство и различие такого изображения с мандельштамовским? Для ответа...
  16. В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко? Представляя литературный контекст,...
  17. Итак, все кончено! Надежды Чацкого на любовь разбиты, ему больше нечего делать в этом душном обществе Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов. Он здесь чужой: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок....
  18. КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий...
  19. Чацкий – первый в русской литературе образ положительного героя своего времени, воплотивший типичные черты поколения передовой дворянской молодежи. Образы свободолюбивых героев, борцов за всеобщее благо и личную независимость создавали ранее...
  20. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
  21. Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах “Евгений Онегин”. Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго...
  22. После первого прочтения романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” мне главный герой показался законченным эгоистом. Отец почти не обращал на Евгения внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его...
  23. Главный герой романа “Евгений Онегин” открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и... После дуэли с Ленским Евгений Онегин уезжает в Нижний Новгород, потом в Астрахань, оттуда на Кавказ; посещает Тавриду и Одессу. Нижний Новгород производит на него впечатление города, где Всяк суетится,...

Примерный текст сочинения

Вкритическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров написал:«Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективностьдраматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая.Наверное, он имел в виду то, что в комедии „Горе от ума“ Чацкогохарактеризует только собственная речь и слова других персонажей. А образОнегина в романе Пушкина получает более полное и подробное освещение. Сам авторв лирических отступлениях высказывает свое отношение к герою. Кроме того, онрассказывает о его детстве, воспитании, образовании, переносит действие изПетербурга в провинцию, знакомит нас с кругом его умственных интересов. АЧацкий проживает в комедии всего один день.

Мнетоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина, но я попробую это сделать, ведь этоготребует тема сочинения. Начать, как ни странно, я хотела бы с того, что у этихгероев есть немало общего. Во-первых, они жили в одно время, когда наиболеепрогрессивная часть дворянства, осознав страшный разрыв между нравственноймощью русского народа и его бесправным положением, стала высказывать протестпротив крепостного права и абсолютной монархии и начала объединяться в тайныеполитические общества. Оба они принадлежат к дворянскому сословию, для обоиххарактерна „охота к перемене мест“. Им не везет в любви, у них нескладываются отношения с обществом. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Чацкий- натура кипучая, борец. Он выступает в пьесе как обличитель всего того, чтоотжило и мешает развиваться новому, прогрессивному. Герой жаждет дела,полезного для России; для этого у него есть ум, эрудиция, талант, энергия ичестность. Но он разрывает связи с министрами, так как ему „прислуживатьсятошно“, и считает, что служить надо „делу, а не лицам“.

Онегинже - эгоист и скептик, мысли которого заняты совсем другим, хотя он читал АдамаСмита, Гердера, Руссо и других известных западноевропейских ученых и философов.Онегин постоянно пребывает в состоянии скуки, хандры, он не приучен к труду,поэтому все попытки заняться чем-то полезным ему быстро надоедают.

Чацкийне боится высказывать свои мысли во враждебном окружении. За это его лютоненавидят, даже на балу у Фамусова объявляют сумасшедшим. Об Онегине же»свет решил, что он умен и очень мил". Чацкий пренебрегает мнениемфамусовского общества, так как осознает свою правоту и пытается отстаивать ее.Я не думаю, что он «три часа по крайней мере, пред зеркаламипроводил», как это делал Онегин, «боясь ревнивых осуждений».

Чацкийне только видел пороки общества и тяготился ими, но и боролся против«чужевластья мод», подхалимства и низкопоклонства, жестокогоотношения господ к своим крепостным.

Онегинже - человек пассивный. Он не ищет поводов к конфликтам с окружающими, выражаясвое недовольство пустой, бессмысленной жизнью света лишь своим угрюмым инадменным видом. А в остальном, скучая и раздражаясь, Евгений послушно живет позаведенному порядку, курсируя между театрами, ресторанами и балами. Он, какдолжное, принимает заграничную моду, французский язык, европейскую литературу.Чацкого не оставляет равнодушным слепое поклоненье иностранцам. Ему горько, чтона русской земле «господствует еще смешенье языков: французского снижегородским».

По-разномуотносятся герои и к любви. Чацкий, выросший вместе с Софьей, полюбил ее. Эточувство было с ним всегда. Три года путешествия не уничтожили, а еще большеукрепили его. Чацкий приезжает в Москву, полный любви и надежд. Ведь он невходит, а вбегает на сцену, стремясь скорее увидеть Софью. Его речь, обращеннаяк ней, эмоциональна и взволнованна. Онегин не в состоянии испытывать подобныхчувств.

Какрано мог он лицемерить,

Таитьнадежду, ревновать,

Разуверять,заставить верить,

Казатьсямрачным, изнывать…

Новсе-таки, получив трогательное послание Татьяны, Онегин поступил благородно. Онотверг ее любовь, подавил пробуждающиеся чувства, сделав и ее, и себянесчастными на всю жизнь. Чацкий страдает от того, что ему предпочлиподленького, ничтожного человека. Онегин же сам разрушил свою судьбу. По мнениюБелинского, Онегин мог прийти в дальнейшем к декабризму. Он пережил и ужас, ираскаяние, и любовь. А Чацкий предстает перед нами как сложившаяся личность,как выразитель новых, прогрессивных идей.

Мнебольше нравится Чацкий. Именно его я воспринимаю как героя своего времени, аОнегина лишь как типичного представителя. С Чацким мы знакомы всего один день,а с Онегиным несколько лет. Зато Онегину, чтобы стать похожим на Чацкого,потребуются годы, если это вообще возможно. Я думаю: нет ничего хорошего в том,что человек еще в молодости теряет интерес к жизни. Лучше, если он будет полонэнергии, стремлений. Чацкий готов, как и Пушкин, «отчизне посвятить душипрекрасные порывы», Поэтому мои симпатии на его стороне.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/

Произведения А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина часто сравнивают друг с другом. Они созданы примерно в одно и то же время, но, кажется, что между их главными героями нет ничего общего. Но это не совсем так. Оба писателя создали литературный образ «лишнего человека». Онегин и Чацкий отличаются умом, получили хорошее образование, но им нет места в их социальном окружении. Любовь и личное счастье недоступны этим персонажам.

Характерные черты Александра Чацкого

Александр Чацкий, герой комедии «Горе от ума», не желает прислуживаться высшим чинам, но с радостью служил бы обществу. Он отличается честностью и открытостью, герой не носит масок, горд и не хочет унижаться. В нем нет стремления к власти или богатству, как, например, Скалозуб. Чацкий пытается найти действительно достойные примеры для подражания. Он необыкновенно смел и может противостоять обществу.

Он устремлен к постижению мира, к поиску по-настоящему благородной цели. Его любовь к Софье велика и чиста, он готов к самопожертвованию ради нее. Он не боится быть честным, не скрывает свои мысли и идеи, пытаясь открыть глаза другим на правду, которую постиг. Ему чужда лесть и подлость, рабская философия. Он внутренне свободен и не боится выглядеть сумасшедшим среди представителей «фамусовского» общества.

Ему свойственен юношеский максимализм, преданность высшим идеалам и ценностям, желание приносить пользу окружающим.

Александр Андреевич Чацкий патриот в самом высоком и подлинном смысле этого слова. Но его любовь к Родине действенна, он стремится преобразовать ее, исправить свойственные ей пороки. Крепостническая система и социальная несправедливость в целом вызывает в нем мощный внутренний протест. Ему ближе идеи просветителей, он ценит разум и справедливость. Это и приводит к тому, что молодой человек постоянно произносит речи, наполненные праведным гневом. И все же остается одиноким и непонятым.

Именно одиночество, отсутствие единомышленников роднит героев двух произведений. Их жизни кажутся бессмысленными, так как все порывы обречены на провал и непонимание.

Личностные особенности Евгения Онегина

Заглавный герой романа в стихах тоже одинок в высшем обществе. Когда он развлекался на светских раутах, разбивал сердца женщин. Но бессмысленное времяпрепровождение стало тяготить его. Череда похожих друг на друга балов и обедов не смогли сделать его счастливым.

Героем овладела тоска, он утратил интерес к жизни. Если протест Александра Чацкого выражен громко и открыто, то у Онегина он скрыт и холоден. Отстраненность и апатия - важнейшие особенности личности пушкинского персонажа. Даже любовь Татьяны и красоты природы не смогли вернуть его к активной жизни. Более того, он убивает Ленского во время дуэли, по сути, не желая этого. Почему же он так сильны его страдания?

Причина заключается в нем самом, особенностях воспитания. Он не принимал во внимание чувства других людей, руководствуясь только собственными потребностями и желаниями. Личность Наполеона стала роковой в жизни Онегина. В то время полагалось, что масштабным людям дозволено все. Великий человек равен Богу.

Евгений Онегин привык к тому, что постоянно носит маску и лицемерит. Его естественные душевные порывы давно подавлены. Он не доверяет своим чувствам, руководствуется только разумом и не способен доверять другим. К окружающим относится довольно высокомерно, в итоге не приносит им ничего кроме страданий. Одновременно Евгений Онегин страдает и сам. Все его мытарства, поиски себя и своего места в мире не приводят к результату. Все попытки обрести остаются бесплодными.

Любовь к изменившейся Татьяне становится неожиданностью, даря надежду на внутреннее возрождение. Это чувство помогло ему раскрыться, перестать утаивать себя и свое истинное «Я». Девушка раскрыла перед ним мир вечных моральных ценностей, предоставив ему шанс измениться. Но поскольку финал романа в стихах открыт, мы не знаем последующую судьбу Евгения Онегина. Смог ли он использовать этот шанс?

Итак, Александра Чацкого и Евгения Онегина роднит противостояние с обществом, внутреннее одиночество. Герои обоих произведений не смогли найти выход и оказались первыми персонажами в русской литературе, воплотившими образ «лишнего человека».

Главных героев произведений А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова многое объединяет, несмотря на кажущиеся противоречия между ними. И Пушкин, и Грибоедов вывели новый литературный тип, обратили внимание современников на проблему «лишнего человека». Онегин и Чацкий молоды, образованы, умны, но они не могут найти себе место в светском обществе, обрести любовь и счастье.

В комедии Грибоедова Чацкий живёт под девизом: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он всегда честен, не привык унижаться, носить маску, зависеть от кого-нибудь. Он не стремится к власти, чинам, деньгам, подобно Скалозубу, ищет «достойных сынов» отечества, которых можно взять за образцы. У героя хватило смелости выступить против фамусовского общества.

Чацкий стремится к знаниям, ищет высокую, благородную цель. Всем сердцем он любит Софью, готов ради неё на любые жертвы. Он смело говорит светскому обществу правду, хочет открыть всем глаза.

Чацкий презирает лесть, подлость «века минувшего», его рабскую философию, властолюбцев, «охотников поподличать», жестокие нравы. Он принадлежит к передовой молодёжи того времени.

Чацкий – максималист. Он всей душой предан идеалам чести, добра, хочет принести пользу людям, служить высоким нравственным принципам.

Чацкий по-настоящему любит свою родину. Крепостничество, несправедливость общественных отношений вызывает у него протест. Он отстаивает благородные идеи просвещения, искренне верит в силу разума и силу слова. Поэтому произносит обличительные пламенные речи. Но остается непонятым. Онегина и Чацкого объединяет одиночество. У них нет единомышленников. Их порывы остаются бесплодными, а жизнь бесполезной. В своё время А. С. Пушкин обвинял Чацкого в том, что он поступал неразумно, «метал бисер перед свиньями». Умные люди так не поступают. Поэтому-то призыв Чацкого и остался без ответа.

В светском обществе одинок и Онегин. Сначала он блистал на балах, раутах, легко покорял женские сердца, был доволен своей жизнью. Но скоро такое существование стало ему в тягость. Бесконечные обеды, развлечения, роскошь не принесли герою счастья, быстро приелись.

Онегиным овладела «русская хандра», скука, он ко всему охладел. Протест Чацкого был явным, открытым. У Онегина же он проявился в скрытой форме. Холодность, скепсис, апатия стали его определяющими чертами. Ни деревенская природа, ни любовь Татьяны не смогли пробудить героя к жизни. Больше того, он совершает преступление – убивает на дуэли Ленского. В чём же причина одиночества, страданий героя?

Причина кроется в его эгоизме, воспитании, влиянии общества. Во всех своих поступках Онегин руководствовался лишь собственным эго, не считался с чувствами других людей. Роковую роль в судьбе Евгения Онегина сыграла теория сильной личности Наполеона, которая господствовала в то время. Считалось, что великим людям позволено всё. Они могут быть равны Богу.

Онегин рано привык носить маску, приспосабливаться, лицемерить. Он подавил в себе естественные человеческие порывы, чувства. Герой привык жить разумом, доверять только себе. На окружающих он смотрел свысока. Поэтому часто приносил людям лишь страдания, но при этом страдал и сам. Его странствия, попытки найти себя, обрести счастье остались бесполезными:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Неожиданно пробудившаяся любовь к новой Татьяне даёт надежду на духовное возрождение Онегина. Только теперь он стал жить полнокровно, перестал скрывать свою сущность. Татьяна открыла герою вечные нравственные ценности. Онегину представился уникальный шанс изменить свою жизнь. Но дальнейшая судьба героя скрыта от нас. Автор оставляет финал своего романа открытым.

Таким образом, Онегина и Чацкого объединяет конфликт с окружающей средой, духовное одиночество. Оба героя не смогли найти из него выход и явились первыми «лишними» людьми в русской литературе.

Онегин и Чацкий являются главными героями литературных произведений первой четверти девятнадцатого века. Эти два персонажа в чем-то похожи, чем-то отличаются. Попробуем узнать, в чем их сходство, а в чем различия.

Эти герои получили разное образование. Онегин получил основные знания от гувернера француза, его образование нельзя назвать блестящим. Чацкий наоборот получил блестящее образование.

Образ жизни у них тоже разный. Онегин большую часть своей жизни провел на балах, званых вечерах и в театрах. Он соблазнил немало красавиц, разбил немало сердец. Чацкий посвятил свою молодость получению хорошего образования.

Онегин не смог найти себе достойного занятия. Он не пошел на военную службу, не стал заниматься какой-либо работой. Чацкий же успел отметиться на военной службе и послужить при министерстве. Чацкий не страдал от безделья. Когда у него появилось свободное время, он отправился путешествовать по Европе.

Александр Чацкий и Евгений Онегин являются яркими представителями дворянства своего времени. Оба они по уровню интеллекта превосходят большую часть своих современников.

Евгений и Александр говорят правду в лицо, они могут высмеять противника. Они не стремятся показать себя в выгодном свете перед старшим поколением.

И Чацкий, и Онегин переживают неразделенную любовь. Но если Онегин сам виноват в таком результате, то вины Чацкого в этом нет. Чацкий искренне полюбил Софью, сохранил свои чувства к ней на чужбине.

Но есть один момент, который сильнее всего сближает этих литературных персонажей. Это неприятие общества. Оба персонажа вызывают раздражение у окружающих. Про них начинают распускать слухи о том, что они много пьют, являются членами тайных обществ, не хотят прислуживаться перед важными людьми.

Именно по этой причине они являются изгоями в обществе. В обществе, где цениться ложь, заискиванье, взятки. Они не принимают это общество тоже и покидают Москву навсегда.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?