Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Если бы не прошла кастинг, хотела бы сняться в массовых сценах.

29 мая в Крымскотатарском академическом музыкально-драматическом театре состоялось празднование Дня крымскотатарской молодежи (Къырымтатар яшлар куню). Мероприятие организовал Крымскотатарский молодежный центр. В рамках программы состоялось награждение одаренной молодежи в разных номинациях. Ранее на сайте Центра (http://kmc.in.ua) проходило голосование за лучшего представителя молодежи в определенной области. Победительницей в номинации «Искусство» стала крымская актриса и телеведущая Динара Аваз.

Динара Аваз сыграла роль невесты (Фериде) главного героя (Амет-хана) в первом крымскотатарском фильме «Хайтарма». Также она работала на радио «Мейдан», вела передачу «Леззетли софра», сейчас ведет утреннюю передачу «Саба эрте АТРде» на телеканале АТР.

«Это моя первая награда. За меня проголосовали люди. Но на самом деле первая награда - это работа на АТР. А если бы победил другой номинант, я только порадовалась бы за него, потому что я их всех знаю и хорошо к ним отношусь», - отозвалась Динара о своей награде.

«День» в тот же вечер решил ближе познакомиться с молодой и перспективной украинской актрисой.

- Динара, чем вас заинтересовал проект «Хайтарма»? Каким образом вы попали на съемочную площадку?

Я проходила кастинг, конечно же. И через несколько дней меня пригласил наш руководитель (телеканала АТР. - Авт.), генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов. Вначале было даже страшно - такая серьезная роль. Я согласилась, наверное, в первую очередь из-за того, что это история моего народа, в частности, моей бабушки, потому что ее и моего дедушку именно с этой станции депортировали (станция «Сирень». - Авт.). Поэтому эта тема мне очень близка. Это первый крымскотатарский фильм о депортации. Сниматься в таком фильме для меня было честью.

- Почему именно эта роль?

Моя задача была войти в образ. Организаторы сказали, что я подхожу именно под эту роль. Но даже если бы не взяли на нее, хотела бы все равно сняться в каком-то эпизоде, массовых сценах, с народом, для поддержки...

Как вы относитесь к заявлению консула РФ в Симферополе Владимира Андреева о запрете летчикам, проживающим на территории России, посещать премьеру фильма?

На самом деле их пригласил АТР, и это личное мнение отдельного человека. Не посмотрев фильм, не зная истории, нельзя так поступать с целым народом, обобщать и говорить, что это позиция России. Это оскорбительно, обидно, но все равно я думаю, что он посмотрит фильм. Я не надеюсь, что этот человек изменит свое мнение, но хотелось бы, чтобы он не раз посмотрел его, изучил историю крымскотатарского народа, и не только нашу, но и историю своего народа.

- Ваш опыт на телевидении как-то повлиял на работу в кино?

На самом деле повлиял, и иногда он даже мешал. Я привыкла работать в прямом эфире. Ты постоянно свободно общаешься со зрителем, хотя и стоит камера, но ты чувствуешь, что зритель смотрит прямо сейчас. Ты можешь принимать звонки и давать ответы, выражать эмоции в ту же секунду. А в фильме - ответственная серьезная роль, и это надо было показывать не только словами, но и мимикой, игрой. Сначала нужно почувствовать, войти в это.

- И на АТР, тем более, у вас главная роль?

Да, ведущая (улыбается. - Авт.). Но там тоже были похожие моменты, я тоже там как бы ведущая, в кадре успокаивала детей. Когда мне бабушка рассказывала о пережитом, я чувствовала, что это было тяжело, но когда я попала в первый день на площадку - поняла, что бабушка мне не рассказала и одного процента от всего, что происходило. Я очень надеюсь, что у фильма будет продолжение. На эту тему можно говорить часами и снять еще миллион фильмов.

- Вы готовы сниматься в сиквеле, может, это будет целая сага?

На самом деле, не могу сказать, что готова, так как когда снималась, поняла, что это очень тяжело. Прочувствовать и сыграть так, чтобы тебе поверили люди, - это очень сложно. Но я сомневаюсь не потому, что у меня возникали трудности. Я сомневаюсь в том, что могу оправдать доверие как актриса. Я бы хотела, чтобы это делали профессионалы. Я очень благодарна за доверие режиссера и продюсера ко мне. А если честно, в дальнейшем я свою роль еще не представляла.

Кстати, в разговоре Динара очень позитивно отозвалась о «Дне». «Познакомившись с вашей газетой, я поняла, что есть такие замечательные люди, которые нас поддерживают, интересуются нашей культурой, надеюсь, будем сотрудничать», - сказала девушка.

Накануне демонстрации на казанском экране первого крымскотатарского фильма «Хайтарма» - одного из самых ожидаемых показов в рамках IX Международного фестиваля мусульманского кино редакцию Islam - today . ru посетили члены съёмочной группы киноленты. В гостях у нас побывали актриса, телеведущая Динара Аваз и продюсер, креативный директор канала АТР Айдер Мурадосилов .

Islam - today : Каким образом зародилась идея создания фильма и как это стало возможным?

Айдер Мурадосилов : Идея создания этого исторического фильма давно назрела в Крыму. С одной стороны, у руководства телеканала «АТР» не было сомнений, что первый крымскотатарский фильм нужно снять на тему депортации, как бы нам ни было тяжело, хотим мы или не хотим вспоминать это, но мы должны отдать долг памяти истории и нашим предкам. А с другой стороны, идея назрела и у режиссера Ахтема Сеитаблаева, который снял уже порядка десятка фильмов. И произошла встреча этих сторон, а также генерального продюсера фильма Ленура Ислямова, выделившего деньги на создание кинокартины. Подготовка к съёмкам и написание сценария заняли около года. Это достаточно быстро, материала было с избытком, и те многочисленные истории очевидцев мы, словно дрова, подкидывали в печь сценарной работы.

Islam - today : Динара, расскажите, пожалуйста, о своей роли в «Хайтарме».

Динара Аваз: Это мой дебют в кинематографе, и я играю Фериде - невесту Амет-хана Султана. В сюжете она появляется как некая муза, всего несколько раз, и героиню можно назвать собирательным образом. Предполагается, что главный герой и Фериде были знакомы с раннего детства, а вступив во взрослую жизнь, полюбили друг друга. Надо сказать, что придя на кастинг, я не ожидала, что роль достанется именно мне. А когда мне сообщили, что я прошла, признаюсь честно, я немного испугалась, потому что участвовать в первом крымскотатарском фильме в истории, тем более на тему депортации, это, безусловно, огромная ответственность. Конечно, для меня огромная честь принять участие в этом проекте. Когда я работала, я представляла не столько саму героиню Фериде, сколько свою бабушку, которая также была депортирована в ту ночь и которая не раз делилась со мной воспоминаниями об этих трагических событиях.

Islam - today : Какая складывалась атмосфера на съемках фильма, ведь в работе участвовали и пожилые люди, которые сами пережили описываемые события?

Динара Аваз : Обстановка была действительно очень не простая в психологическом плане. Из полутора тысяч человек, участвовавших в съёмках, более половины были наши старики, которые пережили депортацию в реальной жизни. Иногда они забывались о том, что происходящее - лишь съёмки. Я помню, как один дедушка стал сопротивляться и даже ударил актёра, игравшего роль толкавшего людей в вагоны солдата, со словами: «Второй раз вам меня в этот вагон не запихнуть! Ничего у вас не выйдет!». Тем не менее, у них у всех было огромное желание принять участие в проекте, и они отказывались от отдыха, даже, например, во время дождя. Когда были перерывы, каждый рассказывал историю своей жизни. Кстати, все имена участников массовки указаны в титрах по окончании фильма.

Islam - today : В съёмках принимали участие и российские актёры, какой опыт они получили?

Айдер Мурадосилов : Да, на съёмки мы пригласили несколько российских звезд, в числе которых актер Алексей Горбунов, который в нашем фильме сыграл роль нквдэшника майора Кротова. Это серьезная, ответственная роль отрицательного персонажа, который, казалось бы, пытается уничтожить главного героя Амет-хана и в то же время пытается его как-то предостеречь. И Горбунов с ней прекрасно справился. В съёмках принимали участие Юрий Цурило и Гурам Баблишвили, а также такие «топовые» молодые актеры, как Дмитрий Суржиков, Андрей Саминин, Леся Самаева и другие. Конечно, многим было тяжело играть жестоких персонажей, и это стоило актерам колоссальных усилий и ещё раз подтвердило их профессионализм. А играть ведь приходилось реальность - отмечу, что за каждой историей в фильме стоят реальные, письменно зафиксированные факты.

Стоит особо отметить, что роль отца Амет-хана сыграл Валерий Викторович Шитовалов - заслуженный артист России и Украины, преподаватель крымских театральных вузов, а полтора месяца назад, к сожалению, его не стало. Он настолько органично сыграл свою роль в «Хайтарме», что после выхода на нашем канале АТР сюжета о его кончине, многие удивились, узнав тот факт, что актер не был крымским татарином. Валерий Викторович вырос в Крыму, и также в какой-то степени помнит описываемые в фильме события.

Islam - today : Отражена ли в фильме как-то тема веры, ислама?

Айдер Мурадосилов : Прежде всего, естественно, семья Амет-хана - крымскотатарская мусульманская семья. В самом начале фильма есть эпизод, когда старый человек хоронит свою жену, и, разумеется, похороны происходят по исламским традициям.

Динара Аваз : В фильме есть очень яркая сцена, когда солдат ночью врывается в дом к бабушке и сообщает ей о том, что на сборы даётся 15 минут (как и было по истории). Тогда люди хватались кто за что - кто за хлеб, кто за тёплую одежду… Описываемая же бабушка первым делом взяла Коран и тасбих, завернув это в крошечный узелок вместе с куском хлеба.

Islam - today : С каким посылом вы приехали в Казань и чего ожидаете от татарстанского зрителя?

Динара Асанова появилась на свет 24 октября 1942 года в городе Фрунзе, в Киргизии. Отец девочки, Кулдаш Асанов, в том же году погиб на фронте. Мать будущего прославленного режиссера неустанно трудилась в текстильной промышленности и мечтала о том, чтобы ее дочь впоследствии занялась тем же трудом, обеспечив свой финансовый достаток и устроив свою жизнь.

Аргументы и факты

Впрочем, необычной девочке была уготована совсем иная судьба. Немалую роль в том, чтобы Динара выросла выдающимся человеком, сыграла ее бабушка. Именно она научила внучку общаться с людьми, находить с ними общий язык, понимать, что им нужно, и помогать им – умениям, без которых не обходится ни один хороший режиссер.


Кинопортал

Юная Асанова была, с одной стороны, тихим и самодостаточным ребенком. С другой стороны, ей ничего не стоило собрать компанию ребят и организовать для них какое-нибудь занятие. К примеру, в своем доме она организовала общую библиотеку, в которой новую книгу выдавали только после пересказа старой. Нередко Динара играла с мальчишками в футбол, устраивала игру в школу, выступая в роли преподавателя, или даже вдохновляла всех идеей рисовать киноафиши для местного театра.


Кино-Театр

К моменту окончания школы девушка уже твердо осознавала, что хочет посвятить себя киноиндустрии. Вопреки планам матери, которая по-прежнему намеревалась отправить дочь на текстильную фабрику, Динара держала путь в киностудию «Киргизфильм». Дирекции она прямо так и заявила: «Возьмите меня кем угодно, хоть дворником!».

Восточная национальность девушки, ее маленький рост, точеная улыбка и, конечно же, полное отсутствие опыта были не слишком весомыми аргументами для принятия на работу, но все же ее взяли.

Начало карьеры

Дворником Асанова не работала, однако сменила за время, проведенное в «Киргизфильме», немало профессий. Начала она с того, что заведовала реквизитом. Когда режиссер Лариса Шепитько снимала свою кинокартину «Зной», ей удалось поработать ее ассистентом. А в 1960 году Динара даже выступила в роли актрисы на съемках кинокартины «Девушка из Тянь-Шаня». Ее молодость, миниатюрность и восточный типаж лица пришлись в этом фильме как нельзя кстати.


Собеседник

Спустя определенный промежуток времени киностудия выписала трудолюбивой работнице направление, по которому она поехала знакомиться со ВГИК. Неповторимая творческая атмосфера театрального вуза буквально околдовала Динару, и она твердо решила, что обязательно должна сюда поступить. Девушка подала документы на факультет режиссуры, однако потерпела неудачу.

Асанова не привыкла сдаваться, поэтому бороться до конца решила и в этом случае. ВГИК поддался ей с третьей попытки: девушка попала в мастерскую Столпнера и Ромма. В том году Михаил Ромм набрал очень сильный и преимущественно мужской курс. Динара стеснялась в обществе уверенных в себе однокурсников и долгое время была уверена, что ее взяли лишь из-за необходимости подтвердить «дружбу народов» советского пространства.


Аргументы и факты

Во время шумных вечеринок и пьяных посиделок Динара сидела, будто набрав в рот воды, и старалась уйти как можно раньше. Однако те, кто начинал общаться с Асановой поближе, узнавали ее как интересного, внимательного и заботливого человека, и сильно к ней привязывались. В период учебы во ВГИКе, во время обычного отдыха в общежитии, у Динары остановилось сердце. К счастью, соседки по комнате быстро вызвали скорую, и девушку спасли.

Режиссура

Окончив ВГИК, Динара решила переехать в Ленинград. Ее первая самостоятельная кинокартина была снята в 1970 году. Это была короткометражка «Рудольфио», созданная по одноименной новелле . Лента рассказывала о непростых отношениях девочки-подростка и взрослого мужчины.


Юрий Визбор в фильме "Рудольфио" | Кино-Театр

Главную роль в фильме весьма убедительно и талантливо сыграл Юрий Визбор, а сама картина представляла собой достаточно тонкое и оригинальное раскрытие темы становления личности человека в подростковом возрасте. Тем не менее, ленту обвинили в подражании неугодной властям «Лолиты», а молодого режиссера лишили возможности заниматься своим ремеслом на целых пять лет.

Творческое безделье Асановой завершилось одновременно со сменой руководства киностудии «Ленфильм». В 1974 году на широкие экраны наконец-то вышла первая полноформатная картина Динары, получившая название «Не болит голова у дятла». Речь в ней идет о мальчике, который очень любит джаз, и о процессе его взросления. При этом фильм не отяжелен размышлениями на тему правильного воспитания, а скорее сконцентрирован вопросах поиска себя, внутреннего одиночества, первой любви.


Facecollection

В 1976 году режиссер сняла свою самую известную картину – «Ключ без права передачи». Зрителю рассказывают то о методике свободного преподавания, которую пытается опробовать молодая учительница, то о школьниках, которые открывают свою душу взрослым или, напротив, закрывают от всех свое сердце с оглушительным треском. В этой картине широко использовались импровизации, и роли становились уже не столько ролями, сколько поворотами судьбы самих актеров.


Собеседник

Фильм был снят по-настоящему гениально, необычно и, что самое важное, предельно искренне. Его по достоинству оценила как публика, так и профессиональные критики. Впоследствии эта картина получила премию Ленинского комсомола.

Далее последовал малоизвестный фильм «Беда», пессимистичный и грустный, снятый по государственному заказу в рамках антиалкогольной кампании. Мало интересную и чопорную историю о нравственной деградации алкоголика не спас даже режиссерский талант Динары.


Аргументы и факты

Громким прорывом стала картина «Пацаны», вышедшая в свет в 1983 году. Речь в фильме ведется о лагере, в котором содержатся трудные подростки. Участие в съемках принимали сами дети, чьи судьбы сложились не так гладко, как хотелось бы. Фильм снова получился невероятно пронзительным и искренним, и через пару лет он даже получил Государственную премию.

Личная жизнь

В тот самый период, когда Динаре Асановой было запрещено снимать фильмы, она вышла замуж за своего возлюбленного – графика Николая Юдина. Вскоре у супругов родился сын Анвар, которого режиссер впоследствии нередко снимала в своих фильмах.


Николай Юдин, муж Динары Асановой | Собеседник

В период творческого застоя Динара нашла утешение в написании сказок, притч и стихов, и подросший Анвар всегда с охотой помогал маме в этом деле. Когда Динара скончалась, мальчику было 13 лет. Возможно, небольшим утешением для него могут служить вечные плоды трудов матери и то, как она умерла: быстро и легко, будто уснула.

Смерть

Во время подготовок к съемкам киноленты «Незнакомка» Динара Асанова, как будто предчувствуя скорую кончину, предупредила близких о своем скором уходе, раздала долги и однажды, просто сидя в кресле, скончалась.

Причина смерти – все те же проблемы с сердцем. Динаре было всего 42 года. Могила режиссера расположена на Ала-Арчинском кладбище в Бишкеке.

Фильмография

  • 1964 – фильм «У каждого своя дорога»
  • 1965 – фильм «ПСП»
  • 1969 – фильм «Рудольфио»
  • 1974 – фильм «Не болит голова у дятла»
  • 1976 – фильм «Ключ без права передачи»
  • 1977 – фильм «Беда»
  • 1979 – фильм «Жена ушла»
  • 1980 – фильм «Никудышная»
  • 1981 – фильм «Что бы ты выбрал?»
  • 1983 – фильм «Пацаны»
  • 1984 – фильм «Дети раздоров»
  • 1984 – фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный…»
  • 1985 – незавершенный фильм «Незнакомка»
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?