Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Шемякин суд о чем идет речь. Суд Шемякин (1794 год)

Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой - бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.

Делать нечего - бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.

Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.

Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого - сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.

Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вёз в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье… Взял камень, завернул его в плат и стал перед судьёй.

Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.

Затем принёс челобитную поп. А бедный опять показал камень. Судья решил: пусть поп отдаст бедному попадью до тех пор, пока тот не «добудет» нового ребёнка.

Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.

После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.

Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.

Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду.

А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.

Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.


Народ Русский
Год написания: XVII век
Жанр произведения: повесть
Главные герои: Шемяка - судья, братья - крестьяне.

Сюжет

В селе жили два брата, бедный и богатый. Бедному для перевозки дров понадобилась лошадь. Он обратился за помощью к богатому брату. Тот дал, но без хомута. Сани довелось привязывать к хвосту. Но забыв поставить подворотню, бедняк оставил животное без хвоста. Богатый направился к судье, брат последовал за ним, понимая, что будет все равно вызван. На пути в город путники остановились на ночлег у попа. Упав с полати бедняк задавил ребенка. А пытаясь покончить собой упал на пожилого человека и тот тоже умер. На обвинения бедняк показывает Шемяке завернутый камень. Судья думает, что это взятка. Он присудил лошади оставаться у бедного, пока хвост не отрастет снова, сделать с попадьей нового ребенка, а сын старика может отомстить упав тем же образом на него. Истцы дают деньги ответчику, чтобы не исполнять приговор. А судья, узнав, что в свертке был камень, благодарит Бога за спасение.

Вывод (мое мнение)

Повесть сатирическая. Раскрывает коварство и нечестность судей. Истцы поступают неправильно, потащив на суд невинного человека. Хотя тот конечно заслуживает наказания, но злого умысла в сердце не имеет. Описанных событий можно было избежать, не пожадничай богач хомутом.

#историяроссии #история #народ #Шемяка #общество #Шемякинсуд

Дмитрий Шемяка (1420-1453) и Дмитрий Красный (1421-1441) Юрьевичи, дети Юрия Дмитриевича и внуки Дмитрия Донского, – князья Галицкие (Галича костромского) .

Дмитрий Шемяка был человеком необузданной энергии, неразборчивым в средствах для достижения намеченной цели. Он прославился неутомимой, упорной борьбой с великим князем Василием Темным, своим двоюродным братом, за московский престол. Еще при жизни отца, добивавшегося великокняжеского стола, он принимал деятельное участие во всех походах и войнах против великого князя. После смерти отца, Юрия Дмитриевича (1434), Дмитрий Шемяка не поддержал притязаний своего старшего брата Василия Косого на великокняжеский престол. Он вместе с младшим братом пригласил на великокняжеский стол Василия Васильевича, своего двоюродного брата.

Василий II постарался углубить раскол между Юрьевичами. С младшими Юрьевичами он заключил договор, по которому они получили удел умершего Петра Дмитриевича Дмитровского, а также им передавались Звенигород и Вятка, отнятые у их старшего брата Василия Косого. Василий II признавал за своими новыми союзниками Галич, Рузу, Вышгород, данные им их отцом. От него они получили Ржев, Углич и другие владения.

Василий Косой готовился идти на великого князя, которого Шемяка приехал в Москву звать на свою свадьбу. Неожиданно Шемяка был схвачен и в оковах отправлен в Коломну как заподозренный в совместных действиях со старшим братом, при котором действительно находился «двор» Шемяки. Великий князь освободил Шемяку, заставил его подтвердить прежний договор. Доверие между двоюродными братьями, по-видимому, восстановилось, так как в 1437 г. великий князь посылал обоих Юрьевичей к Белеву на хана Улу-Махмета. Но они вели себя в походе скорее как разбойники, предававшие по пути огню и мечу все, не разбирая своего и чужого. Самонадеянность Шемяки была причиной того, что московские войска с позором бежали от немногочисленных войск Улу-Махмета (1438). Шемяка не мог долго сдерживать своей ненависти к великому князю и в 1439 г. не оказал ему помощи при нападении на Москву Улу-Махмета. Кровавое столкновение между ними удалось устранить только благодаря примирительному вмешательству троицкого игумена Зиновия.

Последующие события превратили Дмитрия Шемяку в глазах московских жителей в настоящего монстра вроде Святополка Окаянного. А страдания Василия Васильевича принесли ему симпатии и сочувствие. Василий Васильевич был захвачен татарами. Его долго удерживали в Троицком монастыре, фактически лишив свободы. Василия ослепили, что представлялось страшным и жестоким преступлением. Д. Шемяке вместе с Иваном Можайским удалось ненадолго занять Москву. Но его интриги, вероломство и жестокость вызвали нарастающий отпор со стороны людей разного звания. Москва была занята отрядами под командованием боярина Василия II, Михаила Борисовича Плещеева. Шемяка бежал в Чухлому. В 1452 г., когда московские войска почти со всех сторон окружили Шемяку на реке Кокшенге, он бежал в Новгород.

Переписка митрополита Московского Ионы с новгородским владыкой Евфимием о том, чтобы последний убедил Шемяку покориться великому князю, не имела результатов. Все разрешилось проще: при посредстве московского дьяка Степана Бородатого Шемяка отравлен был собственным поваром. Не стало человека – не стало и проблемы. Великий князь Василий II так обрадовался исходу борьбы, что гонца, который привез известие о смерти Дмитрия Юрьевича Шемяки, пожаловал в дьяки. Сын Шемяки Иван уехал с матерью в Литву, где получил в кормление от короля Казимира Рыльск и Новгород-Северский. Дмитрий Красный умер раньше Шемяки, в 1441 г.

Очередная междоусобица закончилась. Едва ли не самым внимательным наблюдателем всех этих перипетий был сын Василия II, Иван Васильевич, будущий Государь всея Руси Иван III.

Владимир Валентинович Фортунатов
Российская история в лицах


Ход урока:
   Слова учителя на стадии вызова

-Ребята, скажите, пожалуйста, оказывались ли вы когда - нибудь в трудной ситуации. Опишите ее.
-Вы, вероятно, хорошо помните, как вам удалось выйти из затруднительного положения. Расскажите об этом.
-Подумайте, какие черты характера, свойства вашей личности помогли вам разрешить ваши проблемы и найти выход из, казалось бы, безвыходного положения?
Учитель записывает варианты ответов на доску: честность, правдивость, принципиальность, смелость, храбрость, сила воли, находчивость, умение убеждать и т.д.

   Учитель продолжает:
- А случались ли у вас размолвки с вашими ровесниками: одноклассниками, товарищами, родственниками?
-Как вы разрешали свои проблемы и приходили к соглашению?
-Помогал ли вам в этом кто-нибудь: родители, учителя, сверстники?
-Какие черты характера, по вашему мнению, необходимы, чтобы разрешить подобные конфликты?
На доске появляется запись: Доброта, терпение, дружелюбие, чуткость, умение про-щать, умение понять другого, четкость и определенность собственной позиции и т.д.

   Учитель продолжает задавать вопросы:
-Как вы думаете, достойно ли это частное происшествие с отдельными людьми, скажем, с вами, отображения в литературе? Почему?

Выслушав ответы, учитель продолжает:
   Уже в русской средневековой литературе (XVI в.) начинает формироваться светская литература, которая пристально изучает человека. В это время возникает жанр, называемый "повестью" (в значении "повествование", "рассказ"). Центральное место в этих произведениях занимает образ человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, из которой он самостоятельно должен найти выход. Писатели средневековья пристально вглядываются в особенности русского характера. В XVII в. появляется сатирическая разновидность "повести", которая последовательно ориентируется на народный, фольклорный идеал.
   Сатирическая повесть охотно пользовалась эпизодами из сказок, в то же время в ней поднимались очень серьезные нравственные и социальные проблемы.

   Далее учащимся предлагается логическая цепочка из ключевых слов.
Задача: используя данные сочетания слов, в парах тройках написать свои "сатирические повести" и придумать их названия. Необходимо помнить о соблюдении логической последовательности данных слов:
1. Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти
5. Шемяка судья
6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога

По истечению отведенного времени учащиеся читают свои рассказы, сопоставляют их и анализируют.

Смысловая стадия : учащиеся читают средневековую "Повесть о Шемякином суде".

Текст повести:
   В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудности его.
   По некотором времени пришел бедный к богатому просить лошадь,чтобы было на чем ему себе дров привезти.Брат же не хотел дать ему лошади, говорит: "Много тебя я ссужал, а поправить не мог". И когда дал ему лошадь, а тот, взяв ее, начал просить хомута,обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря:"И того-то, и хомута у тебя нет своего". И не дал ему хомута.
   Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост.
   И вот бедный привел к брату своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил ее. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке судье.
   А бедный брат, видя, что брат пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будет все равно за ним из города посылать, а не пойти, так придется еще и приставам проездные платить.
   И остановились они оба в некоем селе, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, затем что был тот ему знакомый. И бедный пришел к тому попу, а придя, лег у него на полатях. И стал богатый рассказывать попу про погибель своей лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же не зовут с собою есть. Бедный стал с полатей смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку и задавил попова сына насмерть. И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья, а бедный за ними следом идет.
   Шли они через мост у города. А из жителей города некто вез рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил отца насмерть.Схватили его, привели к судье.
   Он же размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так - взял камень, завернул в платок, положил в шапку и стал пред судьею.
   И вот принес брат его челобитную, иск на него за лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: "Ответствуй!". Бедный, не зная, что говорить, вынул из шапки завернутый камень, показал судье и поклонился. А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: "Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь".
   А потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, за то, что сына у него задавил. Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и показал судье. Судья увидел и думает, что по другому делу другой узел золота сулит, говорит попу. "Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в то время возьми у него попадью вместе с ребенком".
   И после начался третий суд за то, что, бросаясь с моста, зашиб он отца старика у сына. Бедный же, вынув из шапки камень, в платке завернутый, показал в третий раз судье. Судья, чая, что за третий суд он третий узел ему сулит, говорит тому, у кого убит отец: "Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом. И ты с моста сверзнись сам на него и убей его так же, как он отца твоего".
   После же суда вышли истцы с ответчиком из приказа.Стал богатый у бедного спрашивать свою лошадь, а тот ему отвечает: "По судейскому указу, как-де говорит, у ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь". Богатый же брат дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы он ему, хоть и без хвоста, ее отдал. А он взял у брата пять рублей и отдал ему лошадь. И стал бедный у попа спрашивать попадью по судейскому указу, чтобы ему от нее ребенка добыть, а добыв, попадью назад ему отдать с ребенком. Поп же стал ему бить челом, чтобы он попадьи у него не брал. И взял тот с него десять рублей. Тогда стал бедный говорить и третьему истцу: "По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и бросайся на меня так же, как и я на отца твоего". А тот думает: "Броситься мне, так его, поди, не зашибешь, а сам расшибешься". Стал и он с бедным мирить с я, дал ему мзду за то, чтоб бросаться на себя не велел. И так взял себе бедный со всех троих.
   Судья же прислал слугу к ответчику и велел у него те показанные три узла взять. Стал слуга у него спрашивать: "Дай то, что ты из шапки судье казал в узлах; он велел у тебя то взять". А тот, вынувши из шапки завязанный камень показал. Тогда слуга говорит ему: "Что же ты кажешь камень?" А ответчик сказал: "Это судье. Я-де, говорит, когда бы он не по мне стал судить, убил его тем камнем".
   Вернулся слуга и рассказал все судье.Судья же, выслушав слугу, сказал:"Благодарю и хвалю Бога, что по нем судил. Когда бы не по нем судил, то он бы меня зашиб".
   Потом бедный пошел домой,радуясь и хваля Бога.
(Хомут часть упряжки; надеваемая на шею лошади деревянная рама, обитая войлоком. Убожество здесь:бедность. Пристав полицейский чин. Зыбка, люлька.)

На стадии размышления учащимся предлагается обсудить следующие вопросы:
-Ваше отношение к Шемяке?
-Как вы расцениваете судебное дело в России?
-Кто из двух братьев прав: богач? бедняк?
-Ваше отношение к брату бедняку?

Небходимое замечание. Обсуждение может идти фронтально или в группах. Далее проводится перекрестная дискуссия по проблеме: Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный." НЕТ, негативный)
   Обычно учитель просит записать в таблицу перекрестной дискуссии аргументы в защиту каждого утверждения, но на данном уроке учитель предлагает обосноать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица: Вопрос - проблема?

Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе.

Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?

Пойду к брату, попрошу коня. Неласково принял его богатый брат:

Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.

Привел бедняк коня домой и вспомнил:

Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего - не даст брат.

Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал. На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня.

Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост.

Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:

Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю! И подал на бедняка в суд.

Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд.

Идут они, идут. Бедняк думает:

«Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня».

Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю.

Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.

Купец ухватил бедняка:

Пойдем к судье!

И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.

Совсем бедняк пригорюнился:

«Теперь уж наверняка засудят».

Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху.

«Семь бед - один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью».

Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.

А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:

Суди, судья, да поглядывай сюда.

Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: «Уж не золото ли мужик показывает?» Еще раз взглянул - посул большой. «Коли и серебро, денег много».

И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет. А купцу сказал:

За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.

На том суд и кончился. Богатый брат говорит:

Ну, ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.

Что ты, братец,- бедняк отвечает.- Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.

Стал богатый брат уговаривать:

Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.

Ну, ладно, давай деньги.

Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили. Тут и купец стал просить:

Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.

Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.

Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам,- просит купец.

Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:

Ну, давай посуленное.

Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.

Вот чего тебе показывал да приговаривал: «Суди, судья, да поглядывай сюда». Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.

«Вот и хорошо,- думает судья,- что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть».

А бедняк, веселый, с песенками, домой пришел.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?