Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие качества присущи военнослужащим высокого воинского долга. Патриотизм, верность воинскому долгу – нравственные традиции и основы духовного потенциала российского офицерского корпуса

  • Знать, что такое патриотизм и воинский долг.
  • Определить обязанности военнослужащего как защитника Отечества.
  • Определить основные качества военнослужащего.
  • Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории.
  • Формировать у учащихся понимание личной ответственности за защиту Отечества.
  • Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны.
  • Познакомить с героическим прошлым нашего Отечества.
  • Привить уважение к военнослужащим.
  • Оборудование: проектор, классная доска, фотографии.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы будем говорить о качествах защитника Отечества, о военнослужащих и их обязанностях.

    Запишите тему урока и учебные вопросы:

    1. Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества.
    2. Обязанности военнослужащего.
    3. Духовные качества воинов.
    4. Примеры беззаветного служения Родине защитников Отечества (слайд 2). Презентация

    III. Беседа с элементами лекции.

    Учитель: Ребята, кто такой военнослужащий?

    Ученики: Вооруженный защитник Отечества.

    Учитель: Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?

    Ученики: Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие.

    Учитель: Верно. Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.

    Отечество - символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, он ответственен за надежную защиту нашей земли, народа, культуры. Следовательно, на него возлагаются определённые обязанности. Какие?

    Ученики: Вооруженная защита нашей Родины.

    Учитель: Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества?

    Ученики: В первую очередь быть патриотом, любить свою страну.

    Учитель: Прочитаем определение, что такое патриотизм (слайд 3) Это чувство - основа духовных качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и культуру наших предков – вот что должно быть присуще военнослужащему - защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего – в верности своему конституционному, воинскому долгу.

    “Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником”, - сказал М.И. Кутузов (слайд 4).

    Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм?

    Ученики: В верности воинскому долгу , любви к своей стране.

    Учитель: Прочитаем определение воинского долга (слайд 5).

    “У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга”, – утверждал И.С. Тургенев (слайд 6).

    Учитель: На всём протяжении истории Российского государства русским людям приходилось вести вооруженную борьбу за независимость государства (слайд 7).

    А если скажет нам война: “Пора” -
    Отложим недописанные книги,
    Махнем: “Прощайте” - гулким стенам институтов
    И поспешим по взбудораженным дорогам,
    Сменив слегка потрепанную кепку
    На шлем бойца, на кожанку пилота
    И на бескозырку моряка.

    /Борис Смоленский/

    Учитель: Это стихотворение написал простой солдат, защитник Родины - Борис Моисеевич Смоленский, который погиб в возрасте 20 лет.

    Ученик (заранее подготовленный):На третий день Великой Отечественной войны старший лейтенант Борис Сафонов на подступах к Мурманску сбил первый фашистский самолёт. Лётчик знал, что от его опыта, смелости зависит жизнь города. За неполный год войны он сбил 25 самолётов противника лично и 14 в групповых боях. Ему первому из северян было присвоено звание Героя Советского Союза дважды. Он погиб 30 мая 1942 года. 19 августа 1945 года открыт памятник в поселке Сафоново Мурманской области, авторы которого скульптор Л. Кербель и архитектор Б. Муравьев.

    Имя Сафонова служит синонимом бесстрашия, отваги и лётного мастерства (слайд 8).

    Учитель: На чем основывается воинский долг?

    Ответы учеников.

    Учитель: Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

    Испокон веков о человеке судят не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. По-человечески просто выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик - ас А.И. Покрышкин: “Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной”. (Слайд 9)

    Учитель: Ребята, а в чем проявляется истинный патриотизм?

    Ответы учеников.

    Учитель: Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах. Исполнение долга показывает истинное лицо человека. У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, храбрости, героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством. В знаменитом фильме “Семнадцать мгновений весны” в песне на слова Р. Рождественского “Мгновения” есть замечательные слова: “А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего”.

    История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.

    Нарушив договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941г. вторглась на территорию Советского Союза. События на фронте развивались стремительно. Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники Брестской крепости . Легендарный гарнизон месяц сдерживал врага, трижды переходил из рук в руки Перемышль. Порой красноармейцам не хватало гранат, но они стояли до конца. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, отстаивая свою землю до последнего вздоха, кто, погибая, успел собственной кровью написать на стене Брестской крепости: “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!” (слайд 10).

    8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание - крепость – герой. С 1971 года она является мемориальным комплексом .

    Имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева известно не только в нашей стране. Мемориальная доска, вмурованная в стену бывшего лагеря Маутхаузена, напоминает: “На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945)”.

    В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб. Труп генерала фашисты сожгли в печах Маутхаузена. Пытки и издевательства не сломили волю российского воина. Генерал Карбышев погиб смертью героя (слайд 11).

    Русские солдаты шли вперед, презирая смерть. Именно им обязана Европа своим спасением. Они шли через дым пожарищ, смертоносный огонь, разрывы мин и снарядов. Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: “Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы”.

    Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты.

    Так, подвиг Александра Матросова , закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943 г., повторили более 400 воинов (слайд 12) А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в бою за населенный пункт Спасс-Нередица близ Новгорода.

    Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны.

    Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло (слайд 13) . Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери.

    Выжал лётчик газ и тело
    Перегрузкой в кресло вправил,
    Факел имени Гастелло
    Танки немцев протаранил!
    Это было в сорок первом,
    В жарком доблестном июне,
    Николай стал бомбардиром,
    Командиром эскадрильи!
    Каждый лётчик был героем,
    Нам трепали немцы нервы,
    В сорок первом был он первым
    Кто в Победу свято верил!
    Он рождён шестого мая,
    День святой таких возносит,
    Им таким всем помогает
    Сам Георгий Победоносец!
    За два дня он до тарана
    Сбил немецкий Юнкерс первым,
    Он стрелял с аэродрома,
    Первым рвал фашистам нервы!
    Стал в кровавом сорок первом,
    В жарком доблестном июне,
    Капитан Гастелло первым
    Героем Советского Союза!

    Немало строк в летопись героизма вписали, как было уже отмечено, советские воины в годы Великой Отечественной войны. Это бесценное духовное достояние нашего народа, которое со временем не утрачивает своего значения. Это достояние всегда способно затронуть самые сокровенные струны души человека, вдохновить его на подвиг как в мирной жизни, так и в бою. Военнослужащие в годы Великой Отечественной войны проявили самые лучшие духовные качества: верность воинскому долгу, патриотизм, мужество, героизм.

    Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.

    Учитель: Скажите, а какая отличительная черта русского воина?

    Ученики: Любовь к Родине, бесстрашие, готовность ценой своей жизни спасти другого человека.

    Учитель: Вы правы, любовь к Родине выше страха смерти - вот главное отличительная черта русского воина. Численному превосходству противника в людях и технике были противопоставлены героизм и мужество советских воинов.

    Учитель: Я привела вам примеры беззаветного служения Родине. Что объединяло всех военнослужащих, о подвигах которых вы узнали?

    Ученик: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы.

    Учитель: Ещё об одном качестве русского воина-солдата можно сказать, посмотрев на фигуру Воина-Освободителя в Трептов-парке. (Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Г. Рублева)

    Это было в мае на рассвете,
    Нарастал у стен рейхстага бой.
    Девочку немецкую заметил
    Наш солдат на пыльной мостовой.
    У столба, дрожа, она стояла,
    В голубых глазах застыл испуг,
    А куски свистящего металла
    Смерть и муку сеяли вокруг…
    Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
    Он свою дочурку целовал,
    Может быть, отец девчонки этой
    Дочь его родную расстрелял…
    Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
    Полз боец и, телом заслоня,
    Девочку в коротком платье белом
    Осторожно вынес из огня.
    Скольким детям возвратили детство,
    Подарили радость и весну
    Рядовые Армии Советской,
    Люди, победившие войну!
    И в Берлине в праздничную дату
    Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
    Памятник советскому солдату
    С девочкой спасенной на руках.
    Он стоит, как символ нашей славы,
    Как маяк, светящийся во мгле.
    Это он – солдат моей державы –
    Охраняет мир на всей земле!

    Воин-освободитель, русский исполин, мужественный и благородный, стал символом нашей Славы. Решение о строительстве памятника было принято в 1947 году. Сталин внимательно осмотрел все предложенные макеты. Когда увидел скульптуру Е.В. Вучетича - солдата с девочкой на руках, подошел и заявил: “Это то, что надо”. Немного помолчав, сказал: “Только автомат уберите и вложите в руки карающий меч”. В одной руке солдат держит меч, разрушающий фашистскую свастику, на другой-спасённую из развалин поверженного Берлина маленькую немецкую девочку. Общая высота монумента 30 метров. (слайд 14).

    Рассказ ученика, подготовленного заранее. Из воспоминаний маршала В. Чуйкова :

    За час до начала артподготовки, вспоминает маршал Василий Чуйков, знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Его сопровождали два ассистента. Гвардейцы знали, что перед ними главный бастион фашистской столицы. Знали, что здесь находится ставка Гитлера и главный узел связи, через который главари Третьего рейха еще продолжали руководить своими войсками, вынуждая их вести бессмысленные кровопролитные бои.

    До атаки оставалось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, - тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребенка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: “Муттер, муттер…”.

    Кажется, это на той стороне канала, - сказал товарищам Масалов.

    Масалов оставил у знамени ассистентов, а сам пришел к командиру и попросил разрешения спасти ребенка, поскольку знал, где он. И полез к Горбатому мосту. Путь был очень опасен, ведь площадь перед мостом простреливали пулеметы и автоматические пушки, да еще мины и фугасы, запрятанные под коркой асфальта. Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. Беспрерывно трещали пулеметные очереди. Сержант ощупывал каждый бугорок, чтобы не нарваться на мину. Это был прямой поединок со смертью. Масалову удалось незаметно пересечь набережную, он укрылся за выступом бронированной стенки канала. И тут снова услышал ребенка, который жалобно и настойчиво звал мать…

    Тогда Масалов ловко перемахнул через барьер канала. Прошло еще несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Наши гвардейцы, затаив дыхание, ждали голос ребенка, но было тихо. Ждали пять, десять минут. Неужели русский солдат рисковал напрасно? Несколько гвардейцев приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: “Внимание! Я с ребенком. Прикройте меня огнем…”.

    Но в этот момент как раз началась наша артподготовка. Тысячи орудий и минометов ударили по врагу, как бы прикрывая выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Масалов передал ее нашим санитаркам, сам же снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед.

    Учитель: Какими качествами должен обладать защитник Отечества?

    Ученики: Мужество, сила воли, патриотизм, верность воинскому долгу, гуманизм, благородство, готовность к самопожертвованию.

    Учитель: Еще одним качеством является милосердие. В жестоких сражениях, когда везде были кровь и смерть, когда война, казалось, убивала все живое, не очерствели сердца наших воинов. Они сохранили в себе благородство, высочайший гуманизм, истинную человеческую доброту. Хотя у многих тысяч из них, особенно на оккупированной территории, фашистские изверги забрали и убили самое дорогое - родителей, жен, детей. Чаще всего такие чувства проявляли наши воины, когда в смертельной опасности оказывались беспомощными немецкие ребятишки. Во время битвы за Берлин документально зафиксировано пять случаев спасения советскими солдатами немецких детей. Подвиг Николая Масалова, одного из них, и запечатлен в Трептов-парке.

    IV. Итог урока.

    Учитель: Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек.

    Более 11,6 тысячи человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия, свыше 100 из них получили это звание дважды, а Г. Жуков, И. Кожедуб и А. Покрышкин - трижды.

    Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск.

    В Сухопутных войсках звания Героя Советского Союза были удостоены 8447 человек.

    Немало подвигов совершили в воздушных боях воины-авиаторы. 2332 человека из них стали Героями Советского Союза.

    Важный вклад в победу внес Военно-Морской Флот. В боях на морских просторах и на земле проявились лучшие качества советских моряков - патриотизм, воинская доблесть, беспримерная отвага, героизм. За подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, 513 моряков стали Героями Советского Союза (слайд 15).

    В мирной жизни, ребята, воинский долг обязывает воина повышать мастерство, учиться владеть оружием, военной техникой, совершенствовать дисциплину и психологические качества.

    Список использованной литературы

    1. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.: Воениз.1987.
    2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.: Воениз.1988.
    3. Киселёв А.А., Тулин М.А.Улицы города Мурманска. Мурманск: Мурманское книжное издательство. 1974. 208 с.
    4. Люди бессмертного подвига. М.: ПЛ. Т. 2. 1975.
    5. Официальный сайт государственного учрежденияМемориальный комплекс “Брестская крепость-герой” [Электронный ресурс]. URL: http://www.brest-fortress.by/ (дата обращения 22.10.2009)

    по курсу «Военное дело»

    по теме: «Патриотизм, верность воинскому долгу – основа достойного служению Отечеству»

    Введение

    Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – идеологии, политике, культуре, экономике. Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, кризисные явления, обострение борьбы за власть, стихийные и иные бедствия). Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя Родины, своего народа, что позволяет отнести это явление к одному из наиболее сложных и неординарных.

    Патриотизм – источник духовных сил воина

    Сколько великодушных порывов, героических деяний вызвано глубоким чувством – патриотизмом! Сколько прекрасных слов сказано, написано мыслителями всех народов мира о патриотическом чувстве! Вспомним пушкинские слова: «…Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». А можно ли забыть гениальную строку: «…И дым Отечества нам сладок и приятен»! А сколько существует народных пословиц о любви к Родине: «Человек без Родины - соловей без песен», «Своя земля и в горести мила».

    Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно встретить в летописи IX века. Правда, в те времена она отличалась весьма ограниченными чертами: не распространялась дальше личной преданности своему роду, дружине, князю.

    С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием – чувством преданности христианской вере. Патриотический идеал получил общенациональное значение.

    По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патриотизма. Призывая русский люд к сплочению для борьбы с интервентами, князь Дмитрий Пожарский говорил: «Чтобы нам против врагов и разорителей веры христианских, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно…».

    Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I , с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.

    В «Табеле о рангах», учрежденной Петром I , услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.

    Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.

    Патриотизм, храбрость и отвагу не раз демонстрировали чудо-богатыри А.В. Суворова. Удивительные примеры массового патриотизма русского народа продемонстрировала нам и Отечественная война 1812 года, которая укрепила национальное самосознание россиян, их гордость и достоинство. Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. И Россия выстояла и победила. Герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов писал, что Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение… Он удесятерил пользу, приносимую повиновением. Сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире…»

    Но, с другой стороны, Отечественная война 1812 года выявила и отставание России в устройстве государственной и личной жизни ее граждан, в обеспечении гражданских свобод.

    Важно заметить, что развитие патриотической идеи в России встречало на своем пути немало препятствий. Например, запрет Павла I на употребление слов «отечество», «гражданин».

    Слово «патриотизм» происходит от греческого patris – родина, отечество. В Толковом словаре Владимира Даля указывается, что патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его.

    Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

    Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую Родину и малую. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая родина – это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна».

    Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину – свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.

    На личностном уровне человека-патриота характеризуют такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов, соблюдение норм поведения.

    На общественном уровне патриотизм можно понимать как стремление усилить значимость своего государства, повысить его авторитет в мировом сообществе.

    Патриот любит свое отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

    В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе. Ни территория, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто священное, прекрасное и любимое. «Родина, – писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, – есть нечто от духа и для духа».

    Носителем патриотической идеи всегда была и остается Российская армия. Именно она сохраняет и приумножает в своей среде патриотические традиции, символы, ритуалы, ограждает сознание воинов от сомнительных политических идей.

    Наиболее ярко патриотические чувства советских воинов проявлялись в военные годы при защите Родины от посягательств агрессоров.

    Несмотря на поражение у озера Хасан в июле – августе 1938 года, японские милитаристы не отказались от захватнических планов в отношении СССР. Японская военщина стремилась захватить Монгольскую Народную Республику, чтобы превратить ее в плацдарм для подготовки войны против Советского Союза. Весной 1939 года в районе реки Халхин-Гол японские войска вторглись в пределы Монголии, и Советский Союз вынужден был оказать военную помощь братскому народу. В разгроме вражеской группировки вместе с частями Красной Армии участвовал сводный отряд войск НКВД под командованием майора А.Е. Булыги.

    В приказе 1-й армейской группе от 12 октября 1939 года комкор Г.К. Жуков отметил, что сводный отряд с честью выполнил возлагавшиеся на него задачи на фронте и по очищению тыла от шпионов и диверсантов. За отвагу и мужество, проявленные в боях, 230 бойцов и командиров сводного отряда награждены орденами и медалями Советского Союза.

    Похожие работы:

    • Реферат >> Военная кафедра

      До достойного развития... высокая бдительность; - верность воинскому долгу , военной присяге, самоотверженность... на основах пат­риотизма . Подвижник... жажду подвига и служения , готовность терпеть... верности своему Отечеству , готовности к выполнению гражданского долга ...

    • Отечество. Честь. Долг

      Шпаргалка >> Безопасность жизнедеятельности

      ... достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Воин-патриот всегда осознает воинский долг и верен ему. Патриотизм и верность воинскому долгу ... воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества ... основой воинской обязанности...

    • Реферат >> История

      В своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству , которое по... и потребность в достойном , самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Патриотизм представляет собой своего...

    • Вооруженные силы на современном этапе

      Реферат >> Военная кафедра

      ... патриотизма , верности воинскому долгу ... долгу , а также личный пример служения Отечеству ... достойно выполнять воинский долг , мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество» ... 14.Нравственные основы воинской дисциплины. ...

    • Вопросы:
      1. Традиции и патриотизм – фундаментальные составляющие духовно-нравственного, боевого потенциала Российской армии.
      2. Верность воинскому долгу – высшее проявление патриотизма российского офицера.

      Актуальность изучения данной темы обусловлена следующими обстоятельствами.
      Во-первых, радикальными изменениями в мире и стране, произошедшими в последние десятилетия, в результате чего возник новый мировой порядок. Претерпели существенные изменения такие традиционные понятия, как долг, Родина и Отечество, а для некоторых в силу геополитических изменений они оказались попросту размытыми. Поэтому в новых условиях социального бытия России необходимо возродить утраченные духовно-нравственные ценности, и прежде всего государственно-патриотические.
      Во-вторых, сложными процессами строительства и реформирования военной организации Российской Федерации, изменением ее роли и места в обществе и государстве. Здесь также не обойтись без духовно-нравственной составляющей - морального фактора военной организации, который зиждется на таких фундаментальных ценностях, как государственность, духовность, патриотизм.
      В-третьих, той сложной социальной ситуацией, которая характеризуется проявлениями преступности, различных форм аморализма и бездуховности, правового нигилизма, тех явлений, которые, к сожалению, проникают и в воинскую среду, подрывая морально-психологическое состояние личного состава, нанося ущерб делу обеспечения национальной безопасности России.

      Традиции, патриотизм, верность воинскому долгу - это базовые, фундаментальные категории духовно-нравственного, боевого потенциала Российской армии.
      Слово «традиция» латинского происхождения, его можно перевести как «передача» - передача опыта, подвигов, обычаев, норм поведения.
      Традиции - это прежде всего история, в том числе и военная, которая, по словам Н.М. Карамзина, «есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Знаменитый педагог A.C. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции цементируют воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.
      Носителями армейских традиций являются военнослужащие, ветераны армии и флота, военные ученые, писатели, художники, композиторы, которые своими деяниями, творчеством аккумулируют и приумножают все лучшее из многовековой истории нашей армии.
      Творцами традиций в самом широком смысле всегда были солдаты Отечества. Цементирующей и направляющей силой солдатской массы являлся офицерский корпус - главный носитель офицерских традиций. Очень ярко и образно эту мысль выразил исследователь истории русского офицерства В.А. Самонов: «Состав офицеров имеет решительное влияние на качество всей армии. Каковы офицеры, такова и армия. Дух, оживляющий корпус офицеров, есть дух всей армии. Все, что завещано великими полководцами и эпохами войн, передается только офицерами молодым поколениям, а потому в хорошем качестве и бодром воинственном духе офицеров армия должна черпать те нравственные силы, которые только одни и могут привести ее к победе».
      Традиции офицеров русской армии складывались на протяжении многовековой истории нашего государства, на полях сражений, в тяжелом ратном труде. У Л.Н. Толстого есть очень точная характеристика русского офицера: «Много ему надо было пройти моральных страданий, чтобы сделаться тем спокойным, терпеливым человеком в труде и опасности, каким мы привыкли видеть русского офицера».
      Под боевыми офицерскими традициями следует понимать совокупность исторически сложившихся и передающихся из поколения в поколение русского офицерского корпуса правил, обычаев, норм, черт морального облика и поведения офицеров, связанных как с образцовым выполнением ими воинского долга на поле боя, героическим участием в войнах по защите Отечества, так и в повседневной жизни, в будничных армейских и флотских заботах.
      Важнейшими боевыми традициями офицеров являются: любовь к Родине и постоянная готовность к ее защите; уверенность в своих силах для победы над врагами Отечества; верность воинскому долгу и воинской чести; храбрость, героизм; верность Военной присяге и Боевому знамени части; признание боевых заслуг и почитание памяти павших; высокая требовательность к себе и подчиненным в ходе боевых действий; личный пример в бою; сохранение чести мундира и достоинства офицера в экстремальных условиях войны; готовность взять на себя ответственность за принятие решения в бою; отеческое, бережное отношение к солдату в боевой обстановке; гуманизм к поверженному врагу.
      Содержание боевых традиций всегда подчинялось центральной патриотической идее - любви к Родине, защите Отечества от внешних врагов, чем и определяется ее первенствующее место среди других традиций.
      Чувство безмерной любви к Родине выражено в замечательных словах «Слова о погибели Русской земли»: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»
      В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополагающая офицерская традиция - любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту. Подчеркивая предназначение офицера, Л.Н. Толстой писал: «Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение - начало гибели. Вы призваны служить благу России через армию и через служение и воспитание ей благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя».
      Все великие полководцы и флотоводцы России начиная с древности были великими патриотами Отечества, его достойными сынами. Их трудами росла и крепла слава русского оружия, а судьбы каждого из них составили яркие страницы нашей военной истории.
      Традиция глубокого патриотизма и верности Родине оказалась близкой, естественной и для командиров Красной армии. В боях с немецкими захватчиками советские офицеры поразили мир героизмом и подвигами, которым нет равных в мировой истории.
      Например, старший лейтенант (впоследствии контр-адмирал) Александр Шабалин, командуя торпедным катером, затем - звеном и отрядом торпедных катеров, потопил 32 боевых корабля и транспорта противника. Лейтенант Семен Коновалов на танке КВ в одном бою поджег 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин противника. КВ был подбит, три члена экипажа погибли. Пробиваясь к своим, Коновалов вместе с товарищем сумел завладеть немецким танком и угнал его в расположение наших войск. Советский летчик Иван Кожедуб сбил 62 самолета противника, Александр Покрышкин - 59, Николай Гулаев - 57.
      За мужество и героизм, проявленные в боях против немецко-фашистских войск, свыше 11,6 тысячи советских воинов удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. Среди них более 6 тысяч офицеров, генералов, адмиралов и маршалов. 115 из них это звание присвоено дважды, а Г.К. Жуков, А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб закончили войну трижды Героями Советского Союза (позднее Георгий Константинович Жуков еще раз был удостоен этого высокого звания).
      После окончания Великой Отечественной войны военнослужащие Советской, а потом и Российской армии не единожды проявляли чудеса отваги и самопожертвования во имя Отечества, в том числе во время локальных конфликтов на территории других государств, в ходе операций по борьбе с терроризмом, миротворческих миссий.
      Понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Впервые слово «патриот» появилось в период французской буржуазной революции 1789 - 1794 гг. (патриотами тогда называли себя защитники республики в противовес сторонникам монархии). Однако развитие идеологии патриотизма связано прежде всего с воззрениями таких философов, как Платон, Аристотель, Цицерон, Гегель, французских материалистов XVIII века, русских революционеров-демократов. «Самые благородные помышления - о благе отечества», - говорил Цицерон в диалогах «О государстве».
      Известный российский историк Н.М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три составляющие его части. Первая - физическая любовь к Родине. Вторая - любовь гражданская, произрастающая из социальных связей гражданина, комплекса его обязанностей, прав и свобод. И третья - любовь политическая, когда гражданин как личность поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины.
      О любви к Родине, патриотизме говорил видный российский военный педагог М.И. Драгомиров: «Выше всего стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение... оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви».
      Какой же смысл вкладывается в понятие «патриотизм»?
      Анализ определений патриотизма в различных источниках свидетельствует, что все они в своей сущности связаны с понятием преданности и любви к своему Отечеству, Родине, народу.
      Целостное понимание сущности патриотизма сформулировал видный российский ученый в сфере патриотического воспитания, доктор философских наук, профессор В.И. Лутовинов. С его точки зрения, патриотизм {от греч. patriotes - «соотечественник», от patris - «родина», «отечество») любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов.
      Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты.
      Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, он является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.
      Включая в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев, патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности он характеризует ее гражданскую зрелость и проявляется в ее активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им.
      В наиболее общем виде сущность патриотизма может быть выражена в следующих ключевых, емких, простых и взаимосвязанных формулировках. Патриотизм - это возвышенная и преданная любовь к своему Отечеству. Патриотизм - это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность прежде всего духовной связи с ним. Патриотизм - это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках.
      Таким образом, патриотизм и в мирное, и в военное время является источником морального духа российских офицеров. Это проявляется в следующем.
      Во-первых, в структуре мотивов деятельности офицеров преобладает общегражданское, государственное измерение своей роли и значимости своего ратного труда.
      Во-вторых, социальные чувства офицера в силу специфики воинской деятельности предполагают личное переживание за судьбу страны, интересы которой он призван защищать, а это вдохновляет и придает силы.
      В-третьих, историческое сознание народа содержит в себе память об огромных испытаниях, которые пережила страна за время своего существования. Чувства гражданина страны задевает любая информация об опасности, грозящей в очередной раз Отечеству, вызывает стремление защитить не только себя, но и Родину, не посрамить память предков, достойно выполнивших эту задачу в свое время.

      Раскрывая высшие достоинства российского воина, необходимые ему для защиты Отечества, известный философ И.А. Ильин писал: «Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Армия невозможна без характера, патриотизма и жертвенности. Это и есть школа характера и государственно-патриотического служения. Ее лозунг - жить для России и умереть за Россию»,
      Верность воинскому долгу - высшее проявление патриотизма офицера. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.О. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
      Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина - храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал - лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля.
      Понимание долга перед отечеством мы находим в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве», сказании о Куликовской битве и других летописях Древней Руси. Например, в «Повести временных лет» сказано, что перед началом сражения с превосходящим в десять раз монголо-татарским войском русский князь Святослав призывал ратников: «Нам некуда уже деться. Отступить - значит отдать на поругание землю нашу. Хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не имут позора...»
      Навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости. Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины, и солдаты, и офицеры, остались верны боевым традициям предков.
      Вот характерный пример. В одном из воздушных боев в годы Великой Отечественной войны летчик-североморец Захар Сорокин сбил вражеский самолет, второй таранил. Но из-за повреждения совершил вынужденную посадку. И тут на него напали два фашиста со сбитого им самолета. Сорокину удалось уничтожить врагов, но и сам он был тяжело ранен в ногу, лицо, потерял много крови. Отважный пилот, превозмогая боль, отправился в долгий путь в свою часть. Более шести суток он шел и полз глухой полярной тундрой и все же добрался к своим. У Сорокина оказались отмороженными ноги, в госпитале ему ампутировали ступни. Однако верный своему воинскому долгу, он снова вернулся в строй и сбил еще несколько вражеских самолетов, доведя свой боевой счет до 11. Родина по праву удостоила 3. Сорокина звания Героя Советского Союза. Подобных примеров можно привести множество, ведь героизм воинов носил массовый характер.
      Патриотизм и верность воинскому долгу основываются на готовности российского офицера к защите Отечества. Готовность к защите Отечества является результатом подготовки к выполнению функций по защите интересов государства и выражается в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной службы.
      К числу ценностей, на которых основывается военная служба, относятся:
      - гражданский долг - постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;
      - воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей офицерского состава, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;
      - профессионализм - степень овладения офицерским составом своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
      - воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности офицера (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.
      В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого офицера глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, за боевую готовность вверенной ему воинской части, подразделения; за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы; за состояние вооружения, военной техники; за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
      В условиях боевых действий выполнение воинского долга заключается в способности в любых условиях выполнять поставленную перед подразделением задачу, сделать все возможное, чтобы защитить Родину.
      Российским офицерам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов российского и советского воинства, которыми гордится вся страна.
      Президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Владимир Путин, выступая на встрече в Кремле с выпускниками военных вузов 26 июня 2014 г., сказал: «Вам предстоит определять завтрашний день наших Вооруженных Сил. Очевидно, что только мобильная, высокоэффективная армия и флот могут решить стратегические задачи, обеспечить безопасность, суверенитет, национальные интересы России. Главное - надежно защитить наших граждан от потенциальных военных угроз».
      В нынешних условиях верность воинскому долгу является проявлением патриотизма офицера в силу того, что:
      - военная сила государства становится одним из основных факторов, обеспечивающих его независимость, а высокий моральный дух офицерского корпуса является одним из существенных компонентов боевой мощи, укрепление же морального духа возможно через формирование у каждого офицера готовности к защите своей Родины, осознание военной службы как выполнение патриотического долга;
      - воинская служба требует высокого напряжения моральных и физических сил, а осознание ее значимости для судеб Отечества способно и должно вдохновить офицера на преодоление трудностей во имя служения ему;
      - успешное решение задач по обеспечению национальной безопасности и защите суверенитета государства, отстаиванию его национальных интересов возможно лишь при условии высокого морального духа его защитников, который формируется во многом благодаря осознанию офицерами своего долга перед Родиной, гражданской позиции;
      - глубокое осознание каждым офицером своей личной причастности к защите Родины, обеспечению мирного труда, в том числе своих родных и друзей, их безопасности, вдохновляет офицеров на успешное решение боевых и специальных задач.
      Формирование патриотизма, верности воинскому долгу требует кропотливой, настойчивой работы, понимания каждым офицером, что его служебная деятельность является общественно необходимой, а добросовестное исполнение служебных обязанностей, решение повседневных учебных, воспитательных задач имеет важное значение, поскольку из вклада единичного труда тысяч офицеров, а также их подчиненных - солдат и сержантов - складывается единый результат - обороноспособность страны.
      В настоящее время в нашей стране сложилась стройная система патриотического воспитания. Подтверждением служит государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 795 от 5 октября 2010 г. В программе сформулированы задачи, направления и меры совершенствования процесса патриотического воспитания. Задача офицеров - обеспечить реализацию программы в войсках.
      Воспитание у офицеров, солдат и сержантов патриотизма, верности воинскому долгу реализуется по нескольким направлениям.
      Духовно-нравственное - предполагает осознание офицерами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться им в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этнических норм поведения. Историческое - представляет собой знание истории страны, понимание судьбы Отечества, своей неразрывности с ним, ощущение гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних врагов, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость страны.
      Политико-правовое - формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил в политической системе общества и государства. Требует ознакомления с законами государства, с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, требованиями воинских уставов и Военной присяги.
      Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно строится на беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитании национальных святынь и символов, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
      Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентиры профессионально-деятельностной самореализации личности, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять служебные обязанности.
      Воспитание на воинских традициях включает активное изучение героического пути, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий с акцентом на примерах воинской доблести и героизма воинов; участие ветеранов войны, боевых действий в Афганистане, «горячих точках» России в мероприятиях военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению-, части.
      Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в единый процесс практической деятельности.

      Методические рекомендации.
      Занятие целесообразно провести в форме лекции-беседы, лекции-дискуссии или лекции-визуализации.
      Руководителю во время занятия целесообразно использовать таблицы, фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы.
      В ходе лекции рекомендуется использовать 1-2 видеоролика (5-7 мин.) из популярных художественных кинофильмов, показывающих патриотизм и верность воинскому долгу русских, советских и российских офицеров («Офицеры», «Горячий снег», «Освобождение», «Брестская крепость», «Сталинград» и т.д.).
      При чтении лекции целесообразно обращаться к слушателям с постановочными проблемными вопросами, например, о том, как они понимают значение категории «традиция», какие они могут назвать традиции российских офицеров, какие им известные примеры патриотизма офицеров различных эпох истории нашего государства и т.п.
      После краткого обмена мнениями следует продолжить изложение положений лекции.
      При наличии условий возможно проведение занятия в историк демонстрационном зале, музее, комнате боевой славы части (или же завершить занятия экскурсией). Полезно также пригласить ветерана боевых действий, кавалера государственной награды. Можно предложить поучаствовать в занятии председателю Совета офицерского собрания и т.п.

      Рекомендуемая литература:
      1. Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г. «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».
      2. Постановление Правительства РФ № 795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
      3. Морихин В. Традиции офицерского корпуса русской армии. - М.: Кучково поле, 2010.
      4. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. / Коллектив авторов. - М., 2005.
      5. Материалы общероссийской научно-практической конференции «Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития». Голицыно, 17 декабря 2004 г.- Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2004.
      6. Колесников И. Государственность, патриотизм, верность воинскому долгу. // Вестник границы России. 2010, № 3.

      Полковник запаса Анатолий КУЛЕБА

      Работа к научно-практической конференции по теме "«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества»."

      Скачать:

      Предварительный просмотр:

      Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов»

      Муниципальное общеобразовательное учреждение

      «Гуманитарно-экономический лицей»

      410003, г. Саратов, ул. Б.Горная, 141, т. (факс) 33-36-01, e-mail: [email protected]

      Лицейская научно-практическая конференция учащихся

      Секция «Общественные науки» - кабинет 405

      Время проведения: 13.00-15.00 час

      Тема научно-практической конференции:

      «Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества».

      Научный руководитель: Герцог Людмила Викторовна

      Город Саратов

      2017

      Задачи

      Эпиграф

      Введение

      Понятия «патриотизм» и «патриот»

      Обязанности по отношению к Отечеству

      Увеличение количества призывников

      Исследование

      Вывод

      Использованная литература

      Использованные Интернет-ресурсы

      Задачи:

      Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот».

      Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения

      В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об:

      • отношении к службе в армии.
      • влияние службы в армии на воспитание патриотизма

      «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству».

      Александр Васильевич Суворов

      Введение:

      На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу).

      В истории России есть множество примеров патриотизма и верности воинскому долгу. Ярким примером является Великая Отечественная Война, поскольку всемирно признана, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувство преданности своей стране и своему народу.

      В России постоянно говорится о нежелании молодых людей служить в армии. Эта тема затрагивает множество важных аспектов и одним из главных является снижение уровня патриотизма, причины этого явления, а так же понимания современными людьми понятия «патриотизм», и наконец вопрос того как же привить людям любовь и преданность своей Родине.

      Понятия «патриотизм» и «патриот».

      Что же такое «патриотизм» , и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первый, кто более или менее внятно дал определение понятию «патриотизм» это Владимир Иванович Даль, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

      Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего здоровую и благополучную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества и готового защищать свою Родину.

      Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов:

      И ты, великодушная на диво,

      Казни меня забвеньем, коль солгу...

      И без меня ты можешь быть счастливой, -

      Я без тебя, Россия, не могу.

      Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

      Обязанности по отношению к Отечеству.

      Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. "У нас у всех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга".

      Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".

      Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

      Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

      Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи нашего Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

      Лучшие традиции тех времён, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости и по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой деятельностью Вооруженных Сил государства.

      Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязанностью граждан России. В статье 59 Конституции Российской Федерации сказано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" . Грaждaне Российской Федерaции несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации определен порядок призыва и прохождения военной службы.

      Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

      Исследование: (В гуманитарно-экономическом лицее)

      Результаты опроса:

      В ходе социологического опроса было опрошено 154 респондента среди учеников (7-11 класса)

      Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе.

      Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер».

      Чуть больше 71% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

      Увеличение количества призывников.

      Довольно хорошая статистика наблюдается и в регионе. Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

      Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Например, в Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для учеников 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

      Ученики Гуманитарно-экономического лицея на военно-патриотических мероприятиях

      Ученики гуманитарно-экономического лицея постоянно участвуют в военно-патриотических мероприятиях: запланированное мероприятие в рамках Единого дня военно-профессиональной ориентации для учащихся старших классов экскурсионное посещение Регионального Учебного центра Ракетных Войск и Артиллерии.

      Вывод:

      Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя.

      Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу.

      Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

      Использованная литература:

      Учебник «Основы Безопасности жизнедеятельности 10 класс» А.Т.Смирнов

      Толковый словарь живого великорусского языка. Владимир Даль.

      Газета «Саратовская панорама»

      Использованные Интернет-ресурсы:

      armyrus.ru

      ru.wikipedia.org

      bibliofond.ru

      fb.ru

      Предварительный просмотр:

      Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


      Подписи к слайдам:

      Работу подготовил ученик 10 «Б» класса Румянцев Кирилл Учитель: Герцог Людмила Викторовна Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

      Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот». Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об: отношении к службе в армии. влияние службы в армии на воспитание патриотизма Задачи

      «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству» Александр Васильевич Суворов

      Что же такое патриотизм? Владимир Иванович Даль, трактовал понятие патриотизм как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

      Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов: И ты, великодушная на диво, Казни меня забвеньем, коль солгу... И без меня ты можешь быть счастливой, - Я без тебя, Россия, не могу.

      Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

      Город-герой Волгоград. Скульптура «Родина-мать зовёт!».

      Статья 59 Конституции Российской федерации. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

      Результаты социологического опроса (154 ученика 7-11 классы) Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе. Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер». Чуть больше 70% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

      Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

      Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. В Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для юношей 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

      Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя. Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу. Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

      Спасибо за внимание!!!

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?