Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конфликт между персонажами и внутренний конфликт в литературных произведениях. Конфликт Локальные конфликты примеры из литературы

Продолжаем изучение структурных элементов сюжета, и сегодня поговорим о ядре драматических историй – конфликте .

Что такое конфликт?

В первую очередь, конфликт – это столкновение, борьба двух или более интересов в рамках литературного произведения . В «Песне льда и пламени» Дж. Мартина Ланнистеры сражаются со Старками, во «Властелине колец» объединенные силы людей, эльфов и гномов противостоят Саурону, ну и т.д. Вся сюжетная и развлекательная проза тяготеет к использованию конфликта, как основного двигателя сюжета.

Во вторую очередь, конфликт является источником драматических ситуаций, катализатором напряжения физических и эмоциональных сил вовлеченных в борьбу персонажей. Кому интересные ленивые и праздные герои? Персонажи, втянутые в конфликт, вынуждены проявлять силу своего характера и интеллекта, чтобы добиться поставленных целей, а столкновение двух разнополюсных сил рождает разнообразные драматические ситуации – моменты, когда человек стоит перед сложным выбором или висит на волоске.

Наблюдающий за подобным искусно выписанным столкновением читатель невольно втягивается, сопереживает той или другой стороне. Острые конфликтные ситуации всегда притягивают внимание, такова уж природа любопытства, а что еще нужно писателю, как не сосредоточенный на его тексте читатель? В этом плане кино и литература – это формы, позволяющие создавать конфликты самого высочайшего накала. Ограничения накладывает лишь фантазия автора. Поэтому запомним, что конфликт в умелых руках – есть сильнейшее средство воздействия на читательскую аудиторию.

Конфликт как он есть.

Однако мой долг предупредить: не в каждом художественном произведении обязан присутствовать конфликт. Я уже говорил об этом в статье (прочитайте ее, чтобы полнее понимать сферу применения советов из из рубрики «Сила сюжета» ). Прозаические труды в наше время столь разнообразны, что позволяют обращаться к самым разным сторонам человеческого бытия: не только бескомпромиссной борьбе за место под солнцем, но и сферам духовным и интеллектуальным, эстетике описаний. Однако современная массовая культура, хотим мы того или нет, почти полностью зависима от конфликта.

Поэтому если вы намереваетесь писать остросюжетную прозу, если хотите уверенно владеть вниманием читательской аудитории, вам просто необходимо овладеть искусством построения художественного конфликта.

Итак, добротная драматическая история всегда начинается с конфликта . Однако ему совершенно необязательно проявляться уже на первой странице, но к концу условной первой трети повествования он должен обозначиться конкретно и четко (подробнее в статье ). В противном случае, читатель попросту заскучает. Я регулярно сталкиваюсь с подобными текстами: страница за страницей что-то происходит, герой бегает и суетится, но совершенно непонятно, зачем и с какой целью. Конфликт не обозначен, и мы уже не ориентируемся в событиях.

Из этого следует, что в конфликте должны присутствовать только ясные, четко выраженные силы – до читателя следует донести, кто, за что и почему сражается. Обе стороны конфликта нужно наделить конкретными целями, достижение которых для героев должно быть жизненно важным.

Возьмем для примера следующий простейший сюжет.

Две семейные пары вместе с детьми отправляются в двухдневный загородный поход. Вечером на привале девочку кусает ядовитая змея; рядом с ней оказывается отец второго семейства – он пытается отогнать змею, но та кусает и его. Яд змеи смертелен, и люди просто не успеют добраться до города вовремя. Однако у мужчины есть с собой противоядие, но его хватит только для одного. Родители девочки считают, что спасти нужно именно ее, и они готовы силой отобрать лекарство у второй семьи. Мужчина же, как и его близкие, считает, что принять противоядие должен именно он. Две дружные семьи в один миг становятся лютыми врагами. Вот вам и конфликт.

Как видите, в данной истории в центре конфликта находится конкретный предмет — ампула с противоядием. Очень важно, чтобы в центре конфликта находилось нечто понятное и осязаемое (кольцо всевластия во «Властелине колец», Железный трон в «ПЛИО»).

Антагонист.

Очень тесно с понятием конфликта связаны еще два сюжетных элемента: антагонист и альтернативный фактор .

Антагонист – это конкретное лицо, противостоящее главному герою . В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец » главным антагонистом является темный дух Саурон, именно его цели и действия идут вразрез с интересами главных героев. Наличие антагониста предусматривает форму конфликта вида «Добро и зло ». Иногда как такового антагониста в произведении может и не быть, в этом случае конфликт примет форму «добро против добра » (как в нашем примере с укусом ядовитой змеи: никто из героев не является откровенно злым (хотя, тут можно поспорить), каждый борется за свою жизнь), либо имеет место так называемый внутренний конфликт .

Внутренний конфликт – есть столкновение двух противоборствующих сторон личности . В нашем примере у укушенного мужчины будет развиваться нешуточный внутренний конфликт – нормы морали и воспитания будут толкать его отдать противоядие девочке, а вот чувство самосохранения будет настаивать на другом.

Зачастую в художественной прозе разворачиваются сразу несколько конфликтов. Это делает историю многогранной, приближенной к подлинным жизненным реалиям. Главное, что требуется здесь от писателя, не забыть довести каждый из конфликтов до разрешения.

Альтернативный фактор.

Альтернативный фактор – это реальная угроза, которая настигнет героя в случае поражения в конфликте . Ключевое слово здесь – реальная. Если герой в результате поражения в конфликте никоим образом не пострадает, то и сопереживать ему для нас не так уж и интересно. Другое дело, если ему грозит реальная, ощутимая опасность. Отмечу особо, что альтернативный фактор нужно обозначить в тексте как можно раньше, чтобы не возникало неприятного ощущения марионеточности поступков.

Ниже приведена классификация альтернативных факторов по книге А. Митты «Кино между адом и раем ».

Классификация альтернативных факторов по А. Митте.

  1. Потеря самоуважения.
  2. Профессиональный провал.
  3. Физический вред.
  4. Угроза смерти.
  5. Угроза жизни семьи.
  6. Угроза жизни нации.
  7. Угроза человечеству.

Как видите, степень накала идет по возрастающей. Но это отнюдь не значит, что самые захватывающие драмы строятся вокруг угрозы уничтожения человечества. Вовсе нет. Здесь как раз и проявляется настоящее мастерство писателя и сочинителя: конфликты с более слабыми альтернативными факторами рождают больше интересных вариаций. В нашем примере со змеей действует альтернативный фактор четвертой группы (угроза смерти), он-то и позволяет нам ввести дополнительный очень интересный внутренний конфликт. А вот действуй у нас уже пятый фактор (укус получил его собственный ребенок), никаких внутренних противоречий у мужчины не возникло бы.

Что ж, на этом пока остановимся. Вы получили основные знания о природе конфликта в литературных произведениях, поняли основные моменты и особенности его использования и построения. Надеюсь, эти теоретические основы будут удачно воплощены вами на практике. Спасибо за внимание. Следите за обновлениями!

Недавно на прозеру прочитала потрясающий по своей наивности отклик одного автора. На упрек читателя, мол, не убедителен был конфликт в вашем рассказе, автор на голубом глазу написал: а у меня и не было никакого конфликта, моя героиня – очень мирная женщина и ни с кем не ссорится.
Ну что тут скажешь? Только и сядешь писать очередную статью (смайлик).
Прошу прощения у старожилов К2, начну с хорошо вам известного, можете пробежаться по диагонали))) А вот в конце обещаю новое – про виды конфликтов в литературном произведении.

В быту мы понимаем под конфликтом нечто вроде ссоры – причем ссоры крутой, как минимум, с криками, а то и с привлечением физической силы.
Литературный конфликт не есть ссора персонажей.
Литературный конфликт – это противоречие, образующее сюжет.
Нет конфликта – нет произведения.

Таким образом, если в реальной жизни человек может гордиться тем, что он «неконфликтный», то для автора – это скорее недостаток. Хороший автор должен уметь создать конфликт, развить его и вразумительно закончить.
Вот об этом и поговорим.

Сначала – о ТИПОЛОГИИ литературных конфликтов.

Выделяют внешние и внутренние конфликты.

Например, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.
Типичный внешний конфликт - есть герой, волею судьбы попавший на необитаемый остров, и есть среда, что называется, в чистом виде. Противником человека становится природа. Социальной подоплеки в романе нет. Герой не борется ни с социальными предрассудками, ни с противодействием общественных идей – на кону выживание героя как биологического организма.
Герой совершенно одинок – ему противостоит мир, к которому не применимы моральные законы. Шторм, ураган, палящее солнце, голод, дикая флора и фауна существуют сами по себе. Чтобы выжить, герою предстоит принять условия игры, не имея возможности их изменить. Конфликт=разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения? Безусловно.

Следующий тип конфликтов – тоже внешний, но уже с обществом= конфликт как противоречие между отдельными людьми\группами.
Чацкий против фамусовского общества, Мальчиш-Кибальчиш против буржуинов, Дон Кихот против мира.

Не обязательно, что главной фигурой противостояния должен быть именно человек.
Пример – роман Чингиза Айтматова «Плаха». Конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Волки противопоставлены человеку, очеловечены, наделены благородством и высокой нравственной силой, которой лишены люди.

Источником конфликта является несовпадение интересов общества (глобально) и интересов конкретного индивидуума.

Например, повесть Распутина «Прощание с Матерой». На Ангаре строят плотину, и деревня Матера, просуществовавшая триста лет, будет затоплена.
Главная героиня, бабка Дарья, безотказно и самоотверженно прожившая всю жизнь, вдруг поднимает голову, начинает активно сопротивляться – впрямую вступает в бой за деревню, вооружившись палкой.

Кроме интересов общества=группы людей, персонажу могут противостоять частные интересы отдельных личностей.
Полевая мышь принуждает Дюймовочку выйти замуж за соседа Крота, а злобный Степлтон хочет уморить сэра Баскервиля.

Разумеется, не бывает чисто внешних конфликтов. Любой внешний конфликт сопровождается развитием в душе героя противоречивых чувств, желаний, целей и т.д. То есть говорят о ВНУТРЕННЕМ конфликте, который делает персонаж более объемным, и, соответственно, все повествование более интересным.

Мастерство автора заключается именно в том, чтобы создать пул конфликтов=точек пересечения интересов персонажей и убедительно показать их развитие.
Вся мировая литература – это сборник конфликтов. Но при всем многообразии существуют основные точки, на которых строится сюжет.

Прежде всего, это ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА, то есть то, по поводу чего возникло противоборство между героями.
Это может быть материальные предметы (наследство, имущество, деньги и пр.) и нематериальные=отвлеченные идеи (жажда власти, соперничество, месть и т.д.). В любом случае конфликт в произведении – это всегда конфликт ценностей героев.

Здесь мы сталкиваемся со второй опорной точкой – УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА, то есть персонажи.

Как мы помним, персонажи бывают главными и второстепенными. Градация проходит именно по степени вовлеченности действующего лица в конфликт.
Главные герои – те, чьи интересы лежат в основе противоборства. Например, Петруша Гринев и Швабрин, Печорин и Грушницкий, Сомс Форсайт и его жена Ирэн.
Все остальные являются второстепенными, могут входить в «группу поддержки» (=быть более приближенными к главным героям) или просто оттенять события (=служить «объемным фоном»).
Чем больше персонаж может влиять на событие, тем выше его ранг в градации действующих лиц.
В по-настоящему хорошем произведении никогда не бывает «пустых» персонажей. Каждое действующее лицо в определенный момент подбрасывает дровишек в конфликт, а количество «вбросов» прямо пропорционально рангу персонажа.

Для участия в конфликте персонажам необходима МОТИВАЦИЯ.
То есть автор должен четко представлять, каких целей хочет достигнуть тот или иной персонаж.

Мотив и предмет конфликта – разные вещи.
Например, в «Собаке Баскервилей» предмет конфликта материален (это деньги и поместье).
Мотив сэра Баскервиля (тот, который племянник) – вернуться на родину (как вы помните, он искал счастье в Канаде) и, став обеспеченным человеком, вести жизнь, подобающую английскому джентльмену.
Мотив Степлтона – устранить конкурентов (в лице дяди и настоящего племянника) и тоже стать богатым.
Мотив доктора Мортимера – выполнить волю своего друга, Чарльза Баскервиля (дяди), соблюсти законы наследования и позаботиться о Генри Баскервиле (племяннике).
Мотив Шерлока Холмса – докопаться до истины. Ну и так далее.
Как видите, предмет один, он одинаково значим для всех персонажей, однако мотивы разнятся.
Это и мотив власти (Степлтон), мотив достижения (Степлтон, Генри Баскервиль), мотив самоутверждения (Степлтон, Генри Баскервиль, Шерлок Холмс), мотив долга и ответственности (доктор Мортимер), процессуально-содержательный мотив=стремление выполнить дело только потому, что оно нравится человеку (Шерлок Холмс) и т.д.
Каждый из персонажей уверен в своей правоте, даже если он объективно (?- с точки зрения читателя) не прав. Автор может симпатизировать любому персонажу. Выразить свои симпатии автор может при помощи фокала.
Попробуем посмотреть на конфликт «Собаки Баскервилей» немного с другой стороны. Степлтон тоже был из рода Баскервилей, и следовательно, имел такие же (или почти такие же) права на наследство. Однако Конан Дойл осуждает методы, которые использует Степлтон. Поэтому события в меньшей степени показываются глазами Степлтона, в большей – глазами его оппонентов. За счет этого достигается бОльшая эмпатия к Генри Баскервилю.

Возвращаемся к нашей теме – создание литературного конфликта.

Мы разобрали ЭТАП ПОДГОТОВКИ – выбран предмет конфликта, определен круг участников, каждому из которых присвоен весомый мотив. Что же дальше?

Все начинается в возникновения конфликтной ситуации, которая возникает еще до того, как начинает разворачиваться сюжет. Сведения о предпосылке конфликта даются в ЭКСПОЗИЦИИ произведения.
При помощи экспозиции автор создает атмосферу, настроение произведения.

Жила была женщина; ей страх как хотелось иметь ребеночка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
- Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его взять?
- Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что растут у крестьян на полях или что бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок увидишь, что будет! (Андерсен. Дюймовочка)

Тогда что-то щелкнуло, и цветок распустился совсем. Это был точь-в точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка, и за то, что она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее прозвали Дюймовочкой.

Исходя из характеристики героя понимаем: будет противостояние индивидуума и среды.
Среда в данном произведении представлена отдельными персонажами, имеющими определенные характеристики.
Автор ставит ГГ в сложные положения=этапы развития сюжета.
Какие же сюжетные узлы=инциденты показывает нам автор?
Первое столкновение сторон – эпизод с жабой и ее сыном (которые символизируют враждебную среду).

Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепесточком Дюймовочка.

Есть характеристика персонажа (большущая, мокрая, безобразная). Указана его мотивация («Вот жена моему сынку! сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад»)

Первый этап конфликта решается в пользу ГГ

…девочка осталась одна-одинешенька на зеленом листе и горько-горько плакала, ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за ее противного сына. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, верно, видели жабу с сынком и слышали, что она говорила, потому что все повысунули из воды головки, чтобы поглядеть на крошку невесту. А как они увидели ее, им стало ужасно жалко, что такой миленькой девочке приходится идти жить к старой жабе в тину. Не бывать же этому! Рыбки столпились внизу, у стебля, на котором держался лист, и живо перегрызли его своими зубами; листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше... Теперь уж жабе ни за что было не догнать крошку!

Обратили внимание? В конфликт вступили новые силы – рыбки, персонажи в ранге «группа поддержки». Их мотив – жалость.

На самом деле, с точки зрения психологии произошла ЭСКАЛАЦИЯ конфликта – нарастание напряжения и увеличение количества участников.

Следующий сюжетный узел – эпизод с майским жуком. Отличия от предыдущего (с жабой) – объем больше, присутствуют диалоги, появляется «группа поддержки» оппонента ГГ (другие майские жуки и гусеницы).

Сюжетное напряжение нарастает.
Дюймовочка одна-одинешенька мерзнет в голом осеннем поле.

Новый виток конфликта со средой (=с новым ее представителем – полевой мышью). Эпизод с мышью длиннее эпизода с жуком. Больше диалогов, описаний, появляются новые персонажи – крот и ласточка.

Обратите внимание, ласточка изначально вводится как нейтральный персонаж. До поры до времени ее роль в сюжете скрыта – это интрига произведения.

Также стоит отметить развитие образа ГГ. В начале сказки Дюймовочка весьма пассивна – спит себе в своей шелковой постельке. Но конфликт со средой заставляет ее действовать. Она убегает от жабы, после расставания с майским жуком в одиночку борется за выживание и, наконец, приходит к протесту – несмотря на запреты мыши ухаживает за ласточкой.
То есть герой развивается в соответствии с развитием конфликта произведения, через конфликт раскрывается характер.
Каждое действие героя вызывает к жизни действие его противника. И наоборот. Эти действия, вытекающие одно из другого, двигают сюжет к конечной цели – доказательству посылки произведения, выбранному автором.

Далее по композиции.
Эскалация переходит в КУЛЬМИНАЦИЮ (момент наивысшего напряжения), после которой конфликт разрешается.
Кульминация - наиболее напряженный момент в развитии сюжета, решающий, переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке.
С точки зрения содержания кульминация - некое жизненное испытание, которое максимально заостряет проблему произведения и решающим образом выявляет характер героя.

Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там, глубоко-глубоко под землей, и никогда не выходить на солнышко, крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она все-таки могла хоть изредка любоваться на него.
И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от дверей подальше, и протянула к солнцу руки:
- Прощай, ясное солнышко, прощай!

И здесь выстреливает интрига, заложенная автором заранее. На первый план выходит ласточка, персонаж-«миротворец». В критический момент, когда гибель героя кажется неизбежной, она уносит Дюймовочку в прекрасную страну, где живут существа, подобные ГГ (помним, что конфликт изначально строился на непохожести ГГ на окружение).

Финал произведения строится на описании постконфликтной стадии. Противоречия разрешились (в данном случае в пользу ГГ).

И снова о типологии конфликтов, но теперь – с точки зрения сюжета.

Выделяют конфликты:
- статичный
- скачущий
- постепенный
- предваряющий

Вспомним героиню пьесы «Чайка» Машу – ту, которая всегда ходит в черном и говорит, что носит траур по своей жизни.
Маша влюблена в Константина Треплева, а тот не замечает ее чувств (или замечает, но абсолютно к ним безразличен). Здесь – ядро конфликта Маша-Треплев.
Чехов весьма умело обозначает его, неоднократно возвращается к нему, но не развивает. Перед нами – СТАТИЧНЫЙ конфликт. «Статичный» - значит «не движущийся», лишенный действующей силы.
НЕразвитие героя – признак статичного конфликта.

Любовь Маши длится годами. Она выходит замуж, рожает ребенка, но продолжает любить Треплева. Чувства ее неизменны, развития (как изменения) не происходит. В течение пьесы она не становится ни активней, ни пассивней в проявлении своей любви.
Статичность конфликту придана намеренно. Маша – типичная (для чеховских произведений) героиня. Живет по инерции, что называется, плывет по течению и не делает попыток стать хозяйкой своей же собственной жизни.

Разумеется, Машу нельзя назвать истуканом\манекеном. Чехов вкладывает в ее уста немало весомых реплик, характеризующих других героев и продвигающих действие вперед. Жизнь Маши все-таки движется, но столь медленно, что кажется неподвижной.
Цель введения данного персонажа в пьесу - оттенить действия других героев.
То есть, статичный конфликт не годится для того, чтобы строить на нем (и только на нем) все произведение – читатели со скуки умрут. Однако статичный конфликт весьма подходит для побочной фабульной линии.

Теперь вспомним героя «Тараса Бульбы» - Андрия.
Андрий, так же, как и его брат Остап, сначала весьма доволен жизнью в Запорожской Сечи, проявляет себя «славным козаком». Однако при осаде Дубны вдруг переходит на сторону поляков.
Это, так называемый, СКАЧУЩИЙ КОНФЛИКТ.

Ключевое слово здесь «вдруг», но будьте уверены: неожиданность автор припас для читателя, а сам прекрасно представлял, какой путь прошел его герой. Ни один человек не способен мгновенно измениться. Все изменения характера имеют предпосылки в этом самом характере и требуют некоторого времени, чтобы прорасти.
Скачущий конфликт – большое искушение для неопытного автора. При помощи такого конфликта можно достигнуть потрясающей динамики произведения, но! Малейшая неточность в изображении подспудных душевных переживаний героев, секвестирование эпизодов приведет к тому, что читатель не поймет мотивации персонажа=образуется логическая дыра в сюжете.

Гоголь, кстати, весьма тщательно подготовил как бы внезапное преображение своего героя. Андрий встретил прекрасную полячку накануне своего отъезда из Киева, имел с ней свидание в костеле и по дороге в Сечь думал как раз о ней. Вот вам подспудные душевные переживания персонажа.

Таким образом, скачущий конфликт – это не разрыв в логике, а убыстрение ментального процесса.

ПОСТЕПЕННЫЙ КОНФЛИКТ – это классика. Он развивается естественно и без видимых усилий со стороны автора. Данный конфликт плавно вытекает из характера героя.

Формально автор показывает конфликт через цепь продуманных эпизодов. В каждом на героя оказывается некое воздействие. Герой вынужден отвечать определенными действиями. От эпизода к эпизоду воздействие усиливается, соответственно, происходит и изменение героя. Малые конфликты (т.н. «переходы») ведут героя от одного состояния к другому до тех пор, пока ему не придется принять окончательное решение.
Пример – та же «Дюймовочка».

Ни одно литературное произведение не может существовать без ПРЕДВАРЯЮЩЕГО КОНФЛИКТА.

Предваряющий конфликт придает повествованию нужную напряженность.
Произведение должно начаться с действия, которое предопределяет основной конфликт.

Так, в «Макбете» военачальник слышит пророчество, что он станет королем. Пророчество терзает его душу, пока он не убивает законного короля. Пьеса начинается, когда у Макбета просыпается желание стать королем.

РЕЗЮМЕ

Конфликт – это сердцевина любой литературы, и всякий конфликт чем-то подготавливается, предваряется.

Конфликт можно найти везде. Любое устремление героя может быть почвой для возникновения конфликта. Сведите противоположности лицом к лицу, и конфликт неизбежен.

Существуют сложные формы конфликтов, но у всех простая основа: атака и контратака, действие и противодействие.
Конфликт вырастает из характера. Напряженность конфликта определяется силой воли героя.

Внешне конфликт состоит из двух противоборствующих сил. На самом деле каждая из этих сил есть продукт массы сложных, развивающихся обстоятельств, создающих столь сильное напряжение, что оно должно разрешиться взрывом= кульминацией.

Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета (где они характеризуются с содержательной стороны, между ними размещаются развитие и спад действия) и композиции (где они характеризуются со стороны формы).

Произведение без конфликта разваливается. Без конфликтов не может быть жизни на земле. Так что литературные правила – это только повторение универсального закона, управляющего Вселенной.

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213082801495
обсуждение

Что заставляет читателя взглянуть на первую страницу художественного произведения? Кто-то взял в руки книгу из-за имени автора, кого-то привлекло броское или провокационное название повести или романа. А дальше? Что может заставить прочитывать страницу за страницей, нетерпеливо «проглатывая» печатные строки? Конечно, сюжет! И чем острее он закручен, чем мучительнее переживания персонажей, тем интереснее читателю следить за его развитием.

Основная составляющая идеально развивающегося сюжета - конфликт, в литературе это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций. Все это рождает взаимосвязь между литературными образами, за ним, как за поводырем, развивается сюжет.

Определение конфликта и как он применяется

Стоит более детально рассмотреть такое понятие, как конфликт. Определение в литературе некой специфической формы, своеобразного приема, отражающего противоборство характеров главных героев, различное понимание ими одной и той же ситуации, объяснение причины их чувств, мыслей, желаний в схожих или одних и тех же обстоятельствах и есть конфликт. Если говорить более простым языком, то это борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, правдой и ложью.

Столкновение антагонизмов мы находим в каждом художественном произведении, будь то небольшой рассказ, эпическая сага, эпохальный роман или пьеса для драматического театра. Только наличие конфликта способно задать идейную направленность сюжету, выстроить композицию, организовать качественную взаимосвязь противоположных образов.

Умение автора вовремя создать в повествовании, наделить противоположные образы яркими характерами, способностью защитить свою правду обязательно заинтересует читателей и заставит дочитать произведение до конца. Время от времени его надо доводить до наивысшей точки накала страстей, создавать неразрешимые ситуации, а затем позволять персонажам успешно их преодолевать. Они должны рисковать, выкручиваться, эмоционально и физически страдать, вызывая у читателей целый ворох всевозможных эмоций от нежного умиления до глубокого порицания их поступков.

Каким должен быть конфликт

Истинные мастера художественного слова позволяют своим персонажам иметь и отстаивать свою точку зрения, глубоко увлекать в сети своих чувств и рассуждений читателей с разными моральными ценностями. Только в этом случае армия поклонников произведения будет расти и пополняться любителями художественного слова разного возраста, различных социальных слоев, всевозможных уровней образованности. Если автору удалось с первых страниц захватить внимание читателей и удерживать его на одном сюжетном или идейном противоборстве до финальной точки - хвала и честь его перу! Но подобное случается нечасто, и если конфликты в произведениях литературы не разрастаются, как снежный ком, не вовлекают в их решение новых персонажей, уже со своими трудностями, развить вызванный изначально интерес к себе не смогнут ни повесть, ни роман, ни пьеса даже самого знаменитого автора.

Сюжет должен динамично закручиваться до определенного момента, рождая самые невероятные ситуации: недопонимание, скрытые и явные угрозы, страх, потери - необходима постоянная динамика. Что ее может создать? Только резкий поворот сюжета. Порой он может быть вызван неожиданным обнаружением разоблачающего письма, в ином случае - похищением неопровержимых доказательств чьей-то истины. В одной главе герой может стать свидетелем какого-то преступления или пикантной ситуации, в другой - сам стать виновником чего-то неоднозначного. В третьей у него могут появиться подозрительные покровители, о которых он ничего не знает, но чувствует их присутствие. Потом может оказаться, что это вовсе не покровители, а скрытые враги из близкого к нему окружения, постоянно находящиеся рядом. Пусть порой в литературе кажутся банальными, надуманными, но они должны держать читателя в постоянном напряжении.

Влияние конфликта на остроту сюжета

Единоличные страдания и мытарства главного героя художественного произведения могут вызывать интерес и сочувствие лишь до поры до времени, если в конфликт не будут вовлечены и второстепенные персонажи повествования. Противоборство необходимо углублять и расширять, чтобы придать сюжету новизну, яркость и остроту.

Вялотекущие рассуждения, пусть даже о высоких чувствах и святой невинности, смогут вызвать у читателя желание раздраженно перевернуть скучные страницы. Потому что конечно, замечательно, но если она всякому понятна и не рождает кучу вопросов, то и увлечь чью-то фантазию никак не сможет, а нам, когда мы берем в руки книгу, необходимы яркие эмоции. Конфликт в литературе - это провокация.

Дать ее может не столько нагромождение непонятных ситуаций, как ясная и четкая цель героев, которую каждый из них проносит через все произведение, не предавая ее, даже когда писатель бросает своих персонажей в самое пекло страстей. Любая из противоборствующих сторон должна вносить свою лепту в развитие сюжета: одни своими дикими, не поддающимися логике выходками бесить читателя, другие - его успокаивать рассудительностью и оригинальностью действий. Но все вместе должны решать одну задачу - создавать остроту повествованию.

как отражение конфликтных ситуаций

Что еще, кроме книги, может вырвать нас из обыденной жизни и насытить ее впечатлениями? Романтичными отношениями, которых порой так не хватает. Путешествиями по экзотическим странам, чего наяву может позволить себе далеко не каждый. Разоблачениями преступников, скрывающихся под масками законопослушных и достойных уважения гражданин. Читатель ищет в книге то, что беспокоит его, тревожит и интересует больше всего в определенный отрезок времени, но в реальной жизни ни с ним, ни с его знакомыми ничего подобного не случается. Тема конфликта в литературе восполняет эту потребность. Мы узнаем,как все это происходит, что при этом чувствуется. Любую проблему, любую жизненную ситуацию можно найти именно в книгах и всю гамму переживаний перенести на себя.

Виды и типы конфликтов

В литературе четко выражены несколько характерных конфликтов: любовный, идейный, философский, социально-бытовой, символический, психологический, религиозный, военный. Конечно, это далеко не полный список, мы взяли для рассмотрения только основные категории, и у каждого из них свой список знаковых произведений, отражающих один или несколько из перечисленных типов конфликта. Так, шекспировскую поэму «Ромео и Джульетта», не вдаваясь в демагогию, можно отнести к любовному типу. Взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит любовь, в ней показаны ярко, трагично, безнадежно. Характер драматизма это произведение отражает как ни одно другое более в лучших традициях классики. Сюжет «Дубровского» немногим повторяет основную тему «Ромео и Джульетты» и также может служить характерным примером, но о прекрасной повести Пушкина мы вспоминаем все-таки уже после того, как назовем самую знаменитую драму Шекспира.

Необходимо упомянуть и другие типы конфликтов в литературе. Говоря о психологическом, мы вспоминаем байроновский «Дон Жуан». Образ главного героя настолько противоречив и так живо выражает внутреннее противоборство личности, что более типичного представителя упомянутого конфликта представить будет трудно.

Сразу несколько сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин», мастерски созданных характеров являются типовыми и для любовного, и для социально-бытового, и для идейного конфликтов. Столкновение различных идей, претендующих на главенство одной над другими и наоборот, проходят практически через каждое литературное творение, всецело увлекая читателя и в свою сюжетную линию, и в конфликтную.

Сосуществование нескольких конфликтов в художественной литературе

Чтобы более предметно рассмотреть,как применяются конфликты в произведениях литературы, переплетаются виды, разумнее взять для примера произведения крупной формы: «Войну и мир» Л. Толстого, «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» Ф. Достоевского, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, драму «Кукольный дом» Г. Ибсена. Каждый читатель может создать свой список из повестей, романов, пьес, в которых легко проследить сосуществование нескольких противоборств. Довольно часто встрнечается, наряду с другими, и конфликт поколений в русской литературе.

Так, в «Бесах» внимательный изыскатель найдет символический, любовный, философский, социально-бытовой и даже психологический конфликт. В литературе это практически все, на чем держится сюжет. "Война и мир» также богаты на противоборство образов и неоднозначность событий. Конфликт здесь заложен даже в самом названии романа. Разбирая характеры его героев, в каждом можно найти донжуановский психологический конфликт. Пьер Безухов презирает Элен, но он пленен ее блеском. Наташа Ростова счастлива любовью к Андрею Болконскому, но идет на поводу грешного влечения к Анатолю Курагину. Социально-бытовой конфликт угадывается в любви Сони к Николаю Ростову и вовлечении в эту любовь всего семейства. И так в каждой главе, в каждом небольшом отрывке. А все это вместе - бессмертное, великое произведение, равных которому нет.

Яркие картины противоборства поколений в романе «Отцы и дети»

Не меньших восхищений, как и «Война и мир», заслуживает роман И. Тургенева «Отцы и дети». Принято считать, что это произведение - отражение идейного конфликта, противоборства поколений. Несомненно, превосходство собственных идей над чужими, которые с равной долей уважения отстаивают все герои повести, служит подтверждением этого утверждения. Даже существующий любовный конфликт между Базаровым и Одинцовой меркнет на фоне непримиримой борьбы все того же Базарова и Павла Петровича. Читатель мучается вместе с ними, понимая и оправдывая одного, порицая и презирая другого за свои убеждения. Но у каждого из этих героев есть как и судьи, так и приверженцы среди поклонников произведения. Конфликт поколений в русской литературе нигде более не выражен так явственно.

Война идей представителей двух разных сословий, описана менее ярко, но от этого еще более трагично - мнение Базарова по отношению к собственному родителю. Это ли не конфликт? Вот только какой - идейный или все же больше социально-бытовой? В том или ином случае он драматичный, мучительный, даже страшный.

Созданный Тургеневым образ главного нигилиста из всех существующих художественных произведений всегда будет самым спорным литературным персонажем, а роман был написан в 1862 году - более полутора века назад. Это ли не доказательство гениальности романа?

Отражение социально-бытового конфликта в литературе

В нескольких словах мы уже упоминали об этом виде конфликта, но он заслуживает более детального рассмотрения. В «Евгении Онегине» Пушкина он раскрыт настолько простыми словами, так явственно встает перед нами с первых строк произведения, что ничто другое не доминирует над ним, даже мучительная любовь Татьяны и безвременная смерть Ленского.

«Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел... Что может быть на свете хуже семьи...», - говорит Евгений, и ему веришь, его понимаешь, пусть даже у читателя и иные взгляды на предмет! Столь непохожие личностные ценности Онегина и Ленского, их мечтания, стремления, образы жизней - кардинально противоположные - отражают не что иное, как именно социально-бытовой конфликт в литературе. двух ярких миров: стихи и проза, лед и пламень. Эти две полярные противоположности не могли сосуществовать вместе: апофеоз конфликта - гибель на дуэли Ленского.

Философский и символический виды конфликтов и их место в художественной литературе

Что до философского конфликта, то идеальнее примеров для его изучения, чем произведения Федора Достоевского, с первых минут и не вспомнишь. «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и дальше по списку бессмертного наследия Федорова Михайловича - все соткано из тончайших философских нитей рассуждений практически всех без исключения персонажей его произведений. Произведения Достоевского - яркие примеры конфликтов в литературе! Чего стоит развратная (но для героев довольно обыденная) тема прелюбодеяния, проходящая через весь роман «Бесы», и особенно ярко выраженная в запретной долгое время главе «У Федора». То, какими словами эти пристрастия оправдываются и объясняются - не что иное, как внутренний философский конфликт персонажей.

Ярким примером символизма служит произведение М. Метерлинка «Синяя птица». В нем реальность растворяется в воображении и наоборот. Символическое перевоплощение веры, надежды, собственной убежденности в мифическую птицу - сюжет образцово-показательный для этого вида конфликта.

Символичны также у Сервантеса, у Шекспира, девять кругов ада у Данте. Современные авторы мало используют символизм в качестве конфликта, но эпические произведения им переполнены.

Виды конфликтов в произведениях Гоголя

Произведения величайшего писателя России и Украины насыщены ярко обозначенным символизмом с его чертями, русалками, домовыми - темными сторонами душ человеческих. Повесть «Тарас Бульба» заметно отличается от большинства творений Николая Васильевича полным отсутствием потусторонних образов - все реально, исторически оправдано и по накалу конфликтов ничем не уступает той части художественного вымысла, который существует в каждом литературном произведении в той или иной степени.

Типичные виды конфликтов в литературе: любовный, социально-бытовой, психологический, конфликт поколений можно легко проследить в «Тарасе Бульбе». В русской литературе образ Андрия настолько выверен как пример, на котором они завязаны, что не надо лишний раз вдаваться в пояснения, в каких именно сценах они прослеживаются. Достаточно перечитать книгу и обратить на некоторые моменты особое внимание. Конфликты в произведениях русской литературы для этого и применяются.

И еще немного о конфликтах

Существует множество разновидностей конфликта: комический, лирический, сатирический, драматический, юмористический. Это так называемые пафосные виды, их применяют для усиления жанровой стилистики произведения.

Такие виды конфликтов в литературе, как сюжетные - религиозные, семейные, межнациональные - проходят через произведения соответствующей конфликту темы и накладываются на все повествование в целом. Кроме этого, наличие того или иного противоборства может отражать чувственную сторону повести или романа: ненависть, нежность, влюбленность. Для того чтобы подчеркнуть какую-то грань отношений между персонажами, обостряют между ними конфликт. Определение в литературе этого понятия давно имеет четкую форму. Противоборство, противостояние, борьба применяется при необходимости более яркого выражения не только характера персонажей и главной сюжетной линии, но и целой системы идей, нашедших отражение в произведении. Конфликт применим в любой прозе: детской, детективной, женской, биографической, документальной. Все не перечислить, они как эпитеты - многочисленны. Но без них не создается ни одно творение. Сюжет и конфликт в литературе неразлучны.

Художественным конфликтом, или художественной коллизией (от лат. collisio - столкновение), называется противоборство действующих в литературном произведении разнонаправленных сил - социальных, природных, политических, нравственных, философских, - получающее идейно-эстетическое воплощение в художественной структуре произведения как противопоставление (оппозиция) характеров обстоятельствам, отдельных характеров - или различных сторон одного характера - друг другу, самих художественных идей произведения (если они несут в себе идеологически полярные начала).

В «Капитанской дочке» Пушкина конфликт Гринева и Швабрина из-за любви к Маше Мироновой, составляющий видимую основу собственно романической фабулы, отходит на задний план перед социально-историческим конфликтом - восстанием Пугачева. Основная же проблема пушкинского романа, в котором своеобразно преломляются оба конфликта, - это дилемма двух представлений о чести (эпиграф произведения - «Береги честь смолоду»): с одной стороны, узкие рамки сословно-классовой чести (например, дворянская, офицерская присяга верности); с другой - общечеловеческие

ценности порядочности, доброты, гуманизма (верность слову, доверие человеку, благодарность за оказанное добро, желание помочь в беде и т. д.). Швабрин бесчестен даже с точки зрения дворянского кодекса; Гринев мечется между двумя понятиями чести, одно из которых вменено его долгом, другое продиктовано естественным чувством; Пугачев оказывается выше чувства классовой ненависти к дворянину, казалось бы совершенно естественного, и отвечает высшим требованиям человеческой честности и благородства, превосходя в этом отношении самого рассказчика - Петра Андреевича Гринева.

Писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов. Часто такое разрешение социально-исторических конфликтов, отраженных в литературном произведении, видит читатель в неожиданном для писателя смысловом контексте. Если читатель выступает как литературный критик, он может определить и конфликт, и способ его разрешения гораздо более точно и дальновидно, чем сам художник. Так, Н. А. Добролюбов, анализируя драму А. Н. Островского «Гроза», сумел за социально-психологической коллизией патриархального купеческо-мещанского быта рассмотреть острейшее социальное противоречие всей России - «темного царства», где среди всеобщей покорности, лицемерия и безгласия безраздельно царит «самодурство», зловещим апофеозом которого является самодержавие, и где даже малейший протест - это «луч света».

В эпических и драматических произведениях конфликт лежит в основе сюжета и является его движущей силой , определяя развитие действия.

Так, в "Песне про купца Калашникова..." М. Ю. Лермонтова в основе развития действия - конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем; в произведении Н. В. Гоголя "Портрет" действие основывается на внутреннем конфликте в душе Чарткова - противоречии между осознанием высокого долга художника и страстью к наживе.

В основе конфликта художественного произведения - жизненные противоречия, их обнаружение - важнейшая функция сюжета. Гегель ввёл термин "коллизий" со значением столконовения противоположных сил, интересов, стремлений.

В науке о литературе традиционно признается существование четырех видов художест- венного конфликта, которые и будут рассмотрены далее. Во-первых, природный или физический конфликт, когда герой вступает в борьбу с при- родой. Во-вторых, так называемый социальный конфликт, когда человеку бросает вызов другой человек или общество. В соответствии с зако- нами художественного мира такой конфликт возникает в столкновении героев, которыми владеют противоположно направленные и взаимоисключающие жизненные цели. И что- бы данный конфликт был достаточно острым, достаточно «трагичным», в каждой из этих враждебных друг другу целей должна быть своя субъективная правота, каждый из героев должен в некоторой степени вызывать состра- дание. Так черкешенка («Кавказский пленник» А.С.Пушкина), как и Тамара из поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон», вступает в кон- фликт не столько с героем, сколько с общест- вом, и гибнет. Ее «прозрение» стоит ей жизни. Либо «Медный всадник» – противостояние ма- ленького человека и грозного реформатора. Причем именно соотношение подобных тем свойственно русской литературе XIX в. Следует подчеркнуть, что беспрекословное введение персонажа в некую охватывающую его среду, предполагающее верховенство этой среды над ним, порой упраздняет проблемы моральной ответственности, персональной инициативности члена общества, которые были столь существенны для литературы XIX в. Разновидность данной категории – кон- фликт между социальными группами или по- колениями. Так, в романе «Отцы и дети» И.Тургенев изображает стержневой общест- венный конфликт 60-х годов XIX века – столк- новение между дворянами-либералами и раз- ночинцами-демократами. Несмотря на назва- ние, конфликт в романе носит не возрастной, а идейный характер, т.е. это не конфликт двух поколений, а по сути конфликт двух мировоз- зрений. В роли антиподов в романе выступают Евгений Базаров (выразитель идеи демократов- разночинцев) и Павел Петрович Кирсанов (центральный защитник мировоззрения и об- раза жизни либерального дворянства). Дыхание эпохи, ее типические черты ощутимы в цен- тральных образах романа и в том историческом фоне, на котором разворачивается действие. Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия того вре- мени, борьба общественных сил в эпоху 60-х годов – вот что нашло отражение в образах ро- мана, составило его исторический фон и сущ- ность основного конфликта. Третий традиционно выделяемый в литера- туроведении тип конфликта – внутренний или психологический, когда желания человека вступают в противоречие с его совестью. К примеру, нравственно-психологический кон- фликт романа И.Тургенева «Рудин», который зародился в ранней прозе автора. Так, испове- дальную элегию «Один, опять один я» можно считать оригинальным предисловием к форми- рованию сюжетной линии «Рудина», опреде- ляющим противостояние главного героя между реальностью и грезами, влюбленностью в бы- тие и неудовлетворенностью собственной уча- стью, а существенную долю тургеневских сти- хов («К А.С.», «Признание», «Заметила ли ты, о друг мой молчаливый…», «Когда так радостно, так нежно…» и др.) как сюжетную «заготовку» будущего романа. Четвертый возможный тип литературного конфликта обозначается как провиденциаль- ный, когда человек противостоит законам судьбы или какого-либо божества. К примеру, в грандиозном, порой сложном для читателя «Фаусте» все строится на глобальном конфлик- те – масштабном противостоянии гения позна- ния Фауста и гения зла Мефистофеля.

№9 Композиция литературного произведения. Внешняя и внутренняя композиция.

Композиция (от лат. сomposition - расстановка, сопоставление) - строение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением и во многом определяющее его восприятие читателем

Различают композицию внешнюю (архитектонику) и внутреннюю (композицию повествования).

К особенностям внешней композиции относятся наличие или отсутствие:

1) членения текста на фрагменты (книги, тома, части, главы, акты, строфы, абзацы);

2) пролога, эпилога;

3) приложений, примечаний, комментариев;

4) эпиграфов, посвящений;

5) вставных текстов или эпизодов;

6) авторских отступлений (лирических, философских, исторических)Авторское отступление - внесюжетный фрагмент в художественном тексте, служащий непосредственно для высказывания мыслей и чувств автора-повествователя.

Внутренняя

Композиция повествования - это особенности организации точки зрения на изображаемое. При характеристике внутренней композиции необходимо ответить на вопросы:

1) как организована речевая ситуация в произведении (кто, кому, в какой форме адресует речь, есть ли рассказчики и сколько их, в каком порядке они сменяются и почему, как организованная автором речевая ситуация воздействует на читателя);

2) как выстроен сюжет (линейная композиция, или ретроспективная, или с элементами ретроспективной к., кольцевая, фабульное обрамление; репортажный тип или мемуарный и др.);

3) как выстроена система образов (что является композиционным центром - один герой, два или группа; как соотносятся мир людей (главные, второстепенные, эпизодические, внесюжетные / внесценические; персонажи-двойники, персонажи-антагонисты), мир вещей, мир природы, мир города и др.);

4) как выстроены отдельные образы;

5) какую композиционную роль играют сильные позиции текста- литературного произведения.

№10 Речевой строй худ. произведения.

Повествование может быть:

ОТ АВТОРА (объективная форма повествования, от 3-го лица): кажущееся отсутствие в произведении какого-либо субъекта рассказывания. Иллюзия эта возникает потому, что в эпических произведениях автор никак непосредственно не выражает себя – ни через высказывания от своего лица, ни через взволнованность тона самого рассказывания. Идейно-эмоциональное осмысление выражается опосредованно – через сочетания деталей предметной изобразительности произведения.

ОТ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, НО НЕ ГЕРОЯ. Рассказчик проявляет себя в эмоциональных высказываниях о персонажах, их действиях, отношениях, переживаниях. Обычно, эту роль автор отводит одному из второстепенных персонажей. Речь повествователя дает основную оценку персонажам и событиям в литературно-художественном произведении.

Пример: «Капитанская дочка» Пушкина, гдеа повествование ведется от лица Гринева.

Форма повествования от первого лица – СКАЗ. Повествование построено как устный рассказ конкретного рассказчика, снабженный его индивидуальными языковыми свойствами. Эта форма позволяет показать чужую точку зрения, в том числе ту, которая принадлежит другой культуре.

Другая форма – ЭПИСТОЛЯРНАЯ, т.е. письма героя или переписка нескольких лиц

Третья форма – МЕМУАРНАЯ, т.е. произведения, написанные в виде воспоминаний, дневников

Персонификация повествовательной речи – это мощное, выразительное средство.

№ 11 Система персонажей как составная часть литературного произведения.

При анализе эпических и драматических произведений много внимания приходится уделять композиции системы персонажей, то есть действующих лиц произведения. Для удобства подхода к этому анализу принято различать персонажей главных, второстепенных и эпизодических. Казалось бы, очень простое и удобное деление, а между тем на практике оно нередко вызывает недоумение и некоторую путаницу. Дело в том, что категорию персонажа (главный, второстепенный или эпизодический) можно определять по двум различным параметрам.

Первый – степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится.

Второй – степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания. Просто анализировать в тех случаях, когда эти параметры совпадают: например, в романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров – главный герой по обоим параметрам, Павел Петрович, Николай Петрович, Аркадий, Одинцова – персонажи по всем статьям второстепенные, а Ситников или Кукшина – эпизодические.

В некоторых художественных системах мы встречаемся с такой организацией системы персонажей, что вопрос об их разделении на главных, второстепенных и эпизодических теряет всякий содержательный смысл, хотя в ряде случаев и сохраняются различия между отдельными персонажами с точки зрения сюжета и объема текста. Не зря Гоголь писал о своей комедии «Ревизор», что «тут всякий герой; течение и ход пьесы производит потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не входящее в дело». Продолжая далее сравнение колес в машине с персонажами пьесы, Гоголь замечает, что некоторые герои лишь формально могут преобладать над другими: «И в машине одни колеса заметней и сильней движутся, их можно только назвать главными».

Между персонажами произведения могут возникать довольно сложные композиционные и смысловые взаимоотношения. Наиболее простой и часто встречающийся случай – противопоставление двух образов друг другу. По такому принципу контраста построена, например, система персонажей в «Маленьких трагедиях» Пушкина: Моцарт – Сальери, Дон Гуан – Командор, Барон – его сын, священник – Вальсингам. Несколько более сложный случай, когда один персонаж противопоставлен всем другим, как, например, в комедии Грибоедова «Горе от ума», где важны даже количественные соотношения: недаром Грибоедов писал, что в его комедии «двадцать пять глупцов на одного умного человека». Гораздо реже, чем противопоставление, применяется прием своеобразного «двойничества», когда персонажи композиционно объединены по сходству; классическим примером могут служить Бобчинский и Добчинский у Гоголя.

Зачастую композиционная группировка персонажей осуществляется в соответствии с теми темами и проблемами, которые эти персонажи воплощают.

№ 12 Действующее лицо, персонаж, герой, характер, тип, прототип и литературный герой.

Персонаж (действующее лицо) – в прозаическом или драматургическом произведении художественный образ человека (иногда фантастических существ, животных или предметов), являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

Герой. Центральный персонаж, основной для развития действия называется героем литературного произведения. Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом являются наиболее важными в системе персонажей. В литературном произведении соотношение и роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей (а также внесценических персонажей в драматическом произведении) обусловлены авторским замыслом.

Характер – склад личности, образуемый индивидуальными чертами. Совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа, называется характером. Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.

Тип (отпечаток, форма, образец)- это высшее проявление характера, а характер(отпечаток, отличительная черта)-это универсальное присутствие человека в сложных произведениях. Из типа может вырастать характер, а из характера тип – нет.

Прототип – определенное лицо, послужившее писателю основой для создания обобщенного образа-персонажа в художественном произведении.

Литерату́рный геро́й - это образ человека в литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно.

Действующее лицо художествен­ного произведения - персонаж. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

13.Образ автора в художественном произведении.
Образ автора -один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении;персонифицированный повествователь, наделённый рядом индивидуальных признаков, но нетождественный личности писателя. Автор-повествователь всегда занимает в образном мире произведенияопределённые пространственно-временные и оценочно-идеологические позиции, он, как правило,противопоставлен всем персонажам как фигура иного статуса, иного пространственно-временного плана.Значимое исключение – образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина , тодекларирующего свою близость главным героям романа, то подчёркивающего их вымышленность. Автор, вотличие от персонажей, не может быть ни непосредственным участником описываемых событий, ниобъектом изображения для кого-либо из персонажей. (В противном случае речь может идти не об образеавтора, а о герое-повествователе, как Печорин из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова .) Внутрипроизведения сюжетный план представляется миром вымышленным, условным по отношению к автору,который определяет последовательность и полноту изложения фактов, чередование описаний, рассужденийи сценических эпизодов, передачу прямой речи персонажей и внутренних монологов .
На наличие образа автора указывают личные и притяжательные местоимения первого лица, личные формыглаголов, а также разного рода отступления от сюжетного действия, прямые оценки и характеристикиперсонажей, обобщения, сентенции, риторические вопросы, восклицания, обращения к воображаемомучитателю и даже к персонажам: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям.Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно…» (Н. В. Гоголь, «Мёртвые души»).
Находясь вне сюжетного действия, автор может достаточно вольно обращаться и с пространством, и современем: свободно переноситься из одного места в другое, покидать «актуальное настоящее» (времядействия), либо углубляясь в прошлое, давая предысторию персонажей (рассказ о Чичикове в 11-й гл. «Мёртвых душ»), либо забегая вперёд, демонстрируя своё всеведение сообщениями или намёками наближайшее или отдалённое будущее героев: «…Это был редут, ещё не имевший названия, потомполучивший название редута Раевского, или Курганской батареи. Пьер не обратил особенного внимания наэтот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля» (Л. Н. Толстой, «Война и мир»).
В литературе второй пол. 19–20 вв. субъективное повествование с образом автора встречается редко; оноуступило место «объективному», «имперсональному» повествованию, в котором нет признаковперсонифицированного автора-повествователя и авторская позиция выражается косвенно: через системуперсонажей, развитие сюжета, с помощью выразительных деталей, речевых характеристик персонажей ит. п.

14.Поэтика заглавия. Типы заглавия.
Заглавие
- это элемент текста, причем совершенно особый, "выдвинутый", оно занимает отдельную строчку и обычно отличается шрифтом. Заглавие невозможно не заметить - как красивую шапку, например. Но, как образно писал С. Кржижановский, заглавие - "это не шапка, а голова, которую извне к телу не приладишь". Писатели всегда очень серьезно относятся к названиям своих произведений, бывает, по многу раз их переделывают (вы наверняка знаете выражение "муки заголовка"). Сменить заглавие - значит изменить в тексте что-то очень важное...
По одному только заглавию можно узнать автора или направление, к которому он принадлежит: название "Дохлая луна" могли дать сборнику только хулиганствующие футуристы, но никак не А. Ахматова, Н. Гумилев или Андрей Белый.
Без заглавия бывает совершенно непонятно, о чем идет речь в том или ином стихотворении. Вот пример. Это начало стихотворения Б. Слуцкого:

С ног не сшибла. Черкнула пером,
Словно ласточка, словно птица.
И - не вырубишь топором.
Не забудешь и не простишь.
И какое-то новое семя
Осторожно в душе растишь.

Кто... "с ног не сшибла"? Оказывается, Чужая строка. Так называется стихотворение. Прочитавший заглавие совершенно иными глазами воспринимает начало стихотворения.

В поэзии все факты языка и любые "мелочи" формы становятся значимыми. Это относится и к заглавию - и даже в том случае, если его... нет. Отсутствие заглавия - это своего рода сигнал: "Внимание, сейчас вы будете читать стихотворение, в котором так много разных ассоциаций, что их нельзя выразить каким-то одним словом..." Отсутствие заглавия говорит о том, что ожидается текст, насыщенный ассоциациями, неуловимыми для определения.

Предметно-описательные заглавия - заглавия, прямо, непосредственно обозначающие предмет описания, в концентрированном виде отображающие содержание произведения.

Образно-тематические - заглавия произведений, сообщающие о содержании того, что предстоит прочитать, не прямо, а образно, путем употребления слова или сочетания слов в переносном значении, с использованием конкретных видов тропов.

Идейно-характеристические - заголовки литературных произведений, указывающие на авторскую оценку описываемого, на главный вывод автора, основную идею всего художественного творения.

Идейно-тематические, или поливалентные заглавия - те заглавия, которые указывают как на тему, так и на идею произведения.

Для начала давайте вспомним, какие типы конфликтов бывают:

  • внешний (герой конфликтует с другими людьми или обстоятельствами),
  • внутренний (герой борется с внутренними демонами),
  • глобальный (все действующие лица находятся в некой конфликтной ситуации, с которой им так или иначе приходится иметь дело).

Конфликты в художественном произведении разрабатываются под каждого более-менее значительного персонажа, и они могут совпадать, пересекаться и влиять друг на друга.

Рассмотрим пример

Допустим, у нас есть три героя, которые оказались на судне, перевозящем партию рабов из Африки в Америку.

ГЕРОЙ 1. КАПИТАН

Внутренний конфликт: Он понимает, что делает что-то не то, но ему хочется жениться, а для этого нужны деньги.

Внешний конфликт: Противостояние с рабами, которые хотят учинить бунт.

ГЕРОЙ 2. ВОЖДЬ РАБОВ

Внутренний конфликт: Чувство ответственности за своих соплеменников. Страх потерять самоидентификацию: если ты не способен спасти своих людей, то какой из тебя вождь? Страх перед будущим: герой прекрасно понимает, что его ждет в рабстве.

Внешний конфликт: с Капитаном и его командой.

ГЕРОЙ 3. ПОДЛИЗА

Внутренний конфликт: Соплеменников, конечно, жалко, но если рассказать об их заговоре Капитану, то есть шанс, что тот возьмет тебя в услужение и отвезет назад на родину. Сюда же примешиваются те же страхи, что и у Вождя рабов.

Внешний конфликт: с Вождем рабов. Страх, что тот может всех довести до беды. Ведь если начнется бунт, Капитан может выкинуть за борт «опасный груз».

Глобальный конфликт

При этом все герои оказываются в глобальном конфликте, когда судно попадает в шторм… Или когда все белые матросы заболевают малярией… Или когда судно захватывают пираты, которым все равно кого продавать в рабство: белых или черных.

Примерно по такой схеме выстраивайте и свои конфликты.

Основное правило

Каждый герой должен тянуть в свою сторону и иметь собственные интересы, которые противоречат интересам других персонажей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?