Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Памятник литературным героям в россии и в мире. герои сказок. герои гоголя.


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

МБОУ « Северо-Енисейская СОШ №1»

Исследовательская работа по литературе

«Памятники литературным героям России»

Подготовила:

ученица 8 «Б» класса

Головаш Виктория,

Руководитель:

Жупеева Е.П., учитель

литературы

    Вступление.

    Анализ опроса учащихся.

    Памятники героям литературных произведений.

Актуальность работы : на уроках литературы мы изучаем произведения, знакомимся с героями книг, представляя их в своём воображении. Иногда в учебнике предлагаются такие вопросы и задания: Какие памятники литературным героям ты знаешь? Какому литературному герою ты бы создал памятник? Почему? Какие особенности характера литературного героя ты бы отразил в скульптуре?

Цель работы : провести исследование, какие памятники литературным героям поставлены в России.

Задачи работы :

1. Провести исследование, какому литературному герою создан памятник;

2. Установить, где и когда установлен, кто автор скульптуры;

3. Провести опрос среди учащихся нашей школы, знают ли они, какому литературному герою был создал памятник?

Гипотеза : какие национальные черты русского характера воплощают литературные герои и нашли ли они отражение в скульптуре, какой герой стал популярным в скульптурном искусстве.

Предмет исследования : скульптурные изображения героям литературных произведений.

Объект исследования : может быть использована учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

Опрос учеников школы .

Результаты опроса. Был задан один вопрос: какие памятники литературным героям ты знаешь? Какому литературному герою ты бы создал памятник?

Вступление.

Все мы знаем, что люди любят ставить памятники своим героям: солдатам и полководцам, поэтам и писателям, художникам и композиторам.

Герои войн, великие деятели достойны того, чтобы их запечатлели в металле и мраморе. Человечество помнит их подвиги, произведения, чтит и преклоняется перед их гением. Но, почему же, тогда, в Копенгагене памятник Русалочке стал символом датской столицы? Почему в Москве был установлен памятник Мальчишу – Кибальчишу? Чем прославились эти герои литературных произведений?

Немного истории .

Скульптура – очень древний вид искусства. Она всегда была в почете и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям. Скульптурные памятники украшают сады и парки, парадные залы общественных зданий. Маленькие статуэтки вы найдёте и у себя дома.

Традиция ставить скульптурные памятники героям литературных произведений родилась сравнительно недавно, но подобных памятников в мире накопилось уже немало, и это означает, что люди ценят книжных героев не меньше, чем настоящих.

Память в камне и бронзе…

Ежегодно 18 апреля все человечество отмечает Международный день охраны памятников истории и культуры.

В России этот праздник начали отмечать с начала 80-х годов прошлого столетия.

Но еще в первой половине ХХ века усилиями Н. К. Рериха был создан Пакт о защите культурных ценностей. Реализацией этой идеи стал договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в Вашингтоне при участии президента США 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной страны.

Позднее, 14 мая 1954 года, на основании документации Пакта конференция ООН в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Знаменитый ученый-этнограф, языковед, писатель и путешественник В. И. Даль писал: «Памятник - это все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…»

Памятники героям литературных произведений в мире .

Давно уже увековечены в металле или камне Том Сойер, Русалочка, Дон Кихот и многие другие любимые персонажи миллионов детей и взрослых, рожденные писательской фантазией. Но эти памятники стоят в других странах и городах.

Памятники писателям и героям их произведений в России.

И в нашей стране создано много памятников великим русским писателям. В Петербурге и в Москве есть памятники классикам с барельефным изображением литературных героев. Барельеф - от франц. - выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности.

Всем хорошо известен русский баснописец Иван Андреевич Крылов в кругу своих басенных героев.

В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен. До этого ни одному из писателей монументов не сооружалось. Средства собирал народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и художником Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали…

Взрослые и дети с удовольствием разглядывают памятник, непременно стараясь обойти его со всех сторон, чтобы увидеть всех зверей, которые изображены на высоком постаменте, а потом переводят взгляд вверх, на фигуру поэта, сидящего на камне, и даже самые маленькие понимают, что этот "дедушка" был, наверное, очень хорошим, если столько милых зверюшек навсегда остались рядом с ним.

Сегодня уже просто невозможно представить себе Летний сад без "дедушки Крылова" и героев его басен.

А это памятник баснописцу на родине, в Москве. В сквере на Патриарших прудах разместились знакомые с детства персонажи 12 популярных басен Крылова: косолапый Мишка с музыкантами, хвастливая Моська, лающая на Слона, Мартышка с очками, Осёл и Соловей и другие. Они иллюстрируют страницы четырёх раскрытых книжек, расположенных рядом с памятником великому русскому баснописцу. Конечно, прогуливаясь здесь, каждый вспоминает крылатые строки из мудрых басен писателя.

Подобные памятники с барельефным изображением литературных героев есть в Москве писателям А.С. Грибоедову, Н.В. Гоголю. Многие памятники писателям установлены на родине. Например, в Орле есть очень интересный памятник Н.С. Лескову: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: «Левша», «Тупейный художник», «Соборяне», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».

Русский характер, национальные черты и их воплощение в бронзе и камне.

Особенно впечатляют скульптурные памятники, воплотившие характерные национальные черты русского народа, как и образы, созданные писателями.

Вот перед нами талантливый умелец из народа - Левша. Это известный тульский оружейник. Микроскопическую стальную блоху английской работы вместе с товарищами сумел подковать. Искусный мастер, бескорыстный и неподкупный патриот. Скульптура Левши воплощает в себе лёгкость умения работать и талантливость: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом блоху.

Колонна, на которую поднят левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: лесковский левша - олицетворение талантливости русского народа.

Трудолюбие - неотъемлемая черта русского характера. Образ крестьянина-труженика нашёл отражение во многих фольклорных произведениях и литературных сказках.

В России много памятников А.С. Пушкину в разных городах. Среди популярных памятников сказочным героям, бесспорно, в первом ряду - герои пушкинских сказок. И старик-труженик из «Сказки о рыбаке и рыбке» тоже запечатлён в скульптуре.

Несколько лет назад в Москве реконструировали Манежную площадь. Появился подземный торговый центр, а поверхность украсили комплексом взаимосвязанных фонтанов и искусственных водоемов.

В одном из таких каналов, соединяющих фонтаны, стоит скульптура старика

с золотой рыбкой. Как обычно, на скульптуре видны потёртости, при желании, до нее можно добраться с берега. Так же в водоём кидают достаточное количество монет. Автор скульптуры, как и многих других в Москве, Зураб Церетели.

Сказочные пушкинские персонажи стали украшением парков, скверов, аллей многих русских городов, гармонично сочетаются они с пейзажами и севера, и юга.

(слайд – 14- Золотая рыбка)

«Золотую рыбку, не простую» часто можно увидеть украшением фонтана или приморского парка, и она является воплощением мечты русского человека, веры его в чудо, в волшебство.

Пушкинский сквер в Абакане стал одним из украшений города, а в 2008-м году в нём были установлены скульптурные композиции, изображающие героев пушкинских сказок - золотой рыбки, ученого кота, царевны Лебедь.

В Пушкинском сквере проводятся народные празднования, а фигуры животных из знакомых сказок привлекают внимание детворы - здесь часто можно увидеть детские утренники.

(слайд 15- кот учёный)

Наверное, нет в мире человека, которому были бы неизвестны строки из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

В Ростове-на-Дону решили воплотить эту мысль: в кафе-парке «Фруктовый сад» появился памятник коту учёному из поэмы А.С. Пушкина. Кот сидит на дереве и читает книгу. Примечательно, что на нём красные сапоги, а в целом памятник получился цветной.

Во все времена в русском искусстве прославляется защитник земли Русской.

Скульптурные памятники воспевают могучего, мудрого, бескорыстного устроителя и оберегателя родной земли. Он руководствуется в своих действиях только народными интересами.

(слайд – 16 – Илья Муромец)

Памятник Илье Муромцу в Муроме работы скульптора В.М.Клыкова был поставлен в 1999 году в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой – крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен: здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.

Во дворе Муромского музея, в качестве иллюстрации к его подвигам, лежит огромный дубовый пень, табличка рядом с которым гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем и бросал в Оку. Рядом с таким экспонатом всегда есть желающие сфотографироваться.

Воин-герой и литературный герой (слайд – 17- Василий Тёркин)

Книг о Великой Отечественной войне написано множество. Но кто из литературных героев отличился настолько, что его образ получил новую жизнь в скульптурной форме?

Прежде всего вспомним Василия Тёркина, самого, без преувеличения, любимого героя военных лет. Героя, воплотившего лучшие черты русского народа, который несмотря ни на что выполнил своё историческое предназначение в борьбе с “коричневой чумой ХХ века”. Кажется даже странным, что памятник Тёркину появился так поздно, только в 1995 году, в канун 50-летия великой Победы. А свершилось это в Смоленске. Автор идеи - смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев, он и сам фронтовик.

Существуют памятники животным – за их верность и преданность .

В русской литературе созданы незабываемые образы «братьев наших меньших», а некоторые из них продолжают свою жизнь в скульптуре.

Сколько слез было пролито по поводу злоключений несчастного сеттера Белого Бима Черное Ухо из одноименной повести Г.Троепольского. И этот Бим, до сих пор не нашедший своего хозяина, сидит в Воронеже на площади перед театром кукол прямо на земле. К нему можно подойти, погладить, но сдвинуть бронзовую фигурку с места нельзя - он упорно ждет того единственного, кому раз и навсегда подарил свое собачье сердце.

А эта литературная «героиня» особенно дорога детским сердцам. Речь идет о памятнике собачке Му-Му.

Открытие литературного памятника в Петербурге состоялось 25 марта 2004 г. и было приурочено к 150-летию со дня выхода в свет знаменитого произведения И.С. Тургенева, опубликованного в журнале «Современник» в марте 1854 года. Скульптура отлита из чугуна и представляет собой собачку, свернувшуюся у сапог Герасима. Художественным руководителем проекта является Лев Hемировский. Скульптуры, посвященные тургеневской Му-Му, есть в Москве, а также её можно увидеть в одном из французских парков (работа русского скульптора). Эта скульптура интересна по замыслу: собачка обрела хвостик, как у русалки, а значит, не утонула.

Самый популярный памятник литературному герою.

Знакомясь с памятниками литературным героям в нашей стране, я и не подозревала, что самым популярным скульптурным персонажем окажется великий комбинатор Остап Бендер. Во многих городах есть скульптурные фигуры этого молодого человека.

В день рождения великого комбинатора в Петербурге был открыт памятник Остапу Бендеру. Памятник установлен не так давно (25 июля 2000 года), но незаконнорожденный сын турецкого султана уже занял законное место в сердцах горожан. Памятник, автором которого является скульптор Альберт Чаркин, представляет собой фигуру Остапа, опирающегося на стул работы мастера Гамбса. На стул сможет присесть любой желающий. Скульптурный портрет великого комбинатора наделен чертами Сергея Юрского, который играл Бендера в кино. Место установки памятника выбрано не случайно – Итальянская улица, у дома, где когда-то располагалось известное в Петербурге кабаре "Бродячая собака". Обитель поэтов и писателей.

В Калининграде ко дню 750-летия города установили памятник барону Мюнхгаузену. Скульптура стала подарком от немецкого города Боденвердера. Немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж родился 11 мая 1720 года в Боденвердере. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории. Известно, что реальный прототип барона Мюнхгаузена - Карл Иероним Фридрих барон фон Мюнхгаузен дважды посещал Кенигсберг – по дороге в Санкт-Петербург и обратно.

Есть и бронзовая фигура Царевны-лягушки в городе Светлогорске. 11 августа 2006 года в городе Светлогорске состоялось торжественное открытие центрального украшения этого места - бронзовой фигуры “Царевны-лягушки”. Установили статую в сквере, который находится на месте бывшего лесопарка у вокзала. “Царевна-лягушка” представляет собой женскую фигуру, сидящую на 2-тонном камне-основании в характерной лягушачьей позе, с губами, сложенными для поцелуя. Создателем этой композиции является уроженец Светлогорска - художник Олег Мелехов. По замыслу скульптора лягушка, на глазах превращающаяся в царевну, должна стать символом “возрождающегося” Светлогорска.

Заключение.

Что нового открыла я для себя, работая над этим проектом? Убедилась, что ставить памятники литературным героям – традиция во всех странах. Это значит, что вымысел в жизни людей играет такую же роль, как и историческая правда.

Это памятники тем, кто никогда на свете не жил – литературным героям. Почему? Да потому, что многие герои книг сделали для людей ничуть не меньше. Они каждый день дарят маленьким и большим читателям всей земли счастье, учат быть добрыми и верными, мужественными и благородными.

Об Алексее Скурлатове знают даже те, кто его не знает. Потому что он - тот самый Алёша, который, как поётся в популярной песне, «стоит над горою» в болгарском городе Пловдиве

Русский связист-богатырь стал прообразом знаменитого памятника, сам не подозревая об этом
Алексею Ивановичу 91 год. Но об этом ни за что не догадаешься: высокий, подтянутый, с прямой спиной и расправленными плечами. Бравый солдат! И балагур не хуже Урганта. «Алексей Иванович, - спрашиваю, - вы, наверное, физкультурой занимаетесь?» Притворяясь, что не расслышал, нарочито испуганно машет рукой: «Что ты, никакой дурой я не увлекаюсь!» - и хитренько улыбается, довольный, что всех рассмешил.

19-летнего Алёшу призвали на фронт в августе 41-го. Из выносливых и смелых сибиряков «повышенной крепости» формировали лыжные батальоны, в один из них, в артиллерийскую разведку, и попал рядовой Скурлатов. В тылу фрицев засекал огневые точки, передавал координаты своим, чтобы вели прицельный огонь.

Потом воевал под Калинином, Ржевом, Осташковом. Был тяжело ранен, месяц валялся в госпитале. К маме на Алтай полетела первая похоронка на сына, потом - вторая. У деревни Верёвкино Алексея накрыло взрывом. Засыпало землёй так, что только ноги и лицо были видны. Заживо погребённый, пролежал сутки. Проходившие мимо санитары уже было решили, что он мёртв, но девчонка-санитарочка заметила, что глаз у «убитого» дёргается. Вытащили из-под завала израненного, контуженного. Оглохший и немой, он писал на родину: «Мама, я живой!» Чтобы занять руки, привыкшие к делу, отладил в соседнем с госпиталем здании брошенного цеха столярный станок, мастерил вёдра, ложки, котелки…
Постепенно вернулся слух. Первое слово, которое Алексей произнёс после трёхмесячного молчания, было «война».

Вообще война его «покусала» будь здоров.
- Смотри, - показывает Алексей Иванович белёсые шрамы вдоль ладони, - осколок прошёл по всей руке, по боку, ноге и вышел возле ступни. Всю сторону левую мне разворотил. Один из осколков до сих пор внутри. Вынимать врачи побоялись - опасно, слишком близко спинной мозг. Рана время от времени даёт о себе знать тягучей болью, воспаляется, и тогда дочь, Неля Алексеевна, вскрывает её и обрабатывает.

Из-за последнего ранения Алексею Ивановичу пришлось расстаться с разведкой и стать связистом. Когда советские войска осенью 1944 года вошли в Болгарию, он прокладывал связь от Софии до Пловдива. Здесь уже не было масштабных боёв, поэтому по вечерам молодые советские солдаты встречались со своими сверстниками-болгарами, общались, танцевали, пили виноградное вино. Восторг окружающих вызывала картина, когда богатырь-сибиряк усаживал на плечи двух болгар и танцевал.
Особенно крепко Алексей сдружился с Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления, работавшим на почтамте в Пловдиве. Именно Методи, восхищённый статью своего друга, передал его фото местному скульптору Василу Родославову, а потом узнал в возводимом на холме Бунарджик («Холм Освободителей») памятнике советскому солдату своего русского «братушку» и написал мелом на гранитном камне постамента «Альоша».

Сам «прообраз» о своей «монументальности» и не подозревал. Вернулся после войны на Алтай, женился, работал в МТС трактористом, комбайнёром, экспедитором. Работал Скурлатов так же, как и воевал, - с полной самоотдачей. Дома практически не жил: с ранней весны до поздней осени - в вагончиках на полевых станах. Вот почему песню «Алёша» услышал по радио много лет спустя после окончания войны. Удивился и сказал родным в шутку: «Может, это про меня? Я ведь там был…» Он даже предположить не мог, что через посольства и военкоматы, журналы и радио по всей огромной стране искали прототип того самого Алёши, «в Болгарии русского солдата». «Не мой ли это Алёша?» - писали матери и вдовы со всей России. Ошибиться было нельзя, поэтому, когда наверху наконец узнали про Алексея Скурлатова, живущего на Алтае, его досье чуть ли не под микроскопом изучали и в крае, и в Москве, и в Софии. Сомнений не осталось - он! Подтвердил это и Методи Витанов, посмотрев на фотографии Алексея Ивановича. Сразу же написал другу, который стал почётным гражданином Пловдива: «Братушка Алёша, я тебя нашёл!»

Гостей в доме Скурлатовых любят и привечают. Независимо от того, кто это - первые лица государства, известные артисты или школьники из глубинки.
- Перед праздником Победы многие просят о встрече, - говорит дочь, Неля Алексеевна. - Не хочется никого обижать, но всё же придётся отказывать - очень отец слаб, болеет без конца. А ведь ещё несколько лет назад, когда по осени картошку копали, по мешку на каждое плечо забрасывал. Однажды на спор телегу с мужиком-возницей поднял… Теперь же среди ночи частенько стонет от болей в своей комнате, охает… Но лечиться не любит. Однажды так и сказал при высоком краевом начальстве, уговаривавшем обследоваться у местных медицинских светил: «В больницу не лягу. Там в ж… уколы делают». Дочь - его уши и память, сиделка и секретарь, а ещё хранительница архива. Архив Скурлатова сложен в нескольких чемоданах. Перебираем фотографии, письма, документы, свидетельства о его рацпредложениях, поздравительные открытки «Алёше» со всего мира… Среди всего прочего - пластинка с песней «Алёша» на болгарском языке.
- Алексей Иванович поёт?
- Он вообще не поёт. Только один раз «спел» эту песню - стихи проговорил в такт музыке.
Согласно сибирскому гостеприимству нас потчуют наваристыми щами и горячей картошечкой с ароматным поджаренным лучком. Пока всё это уписываем, Алексей Иванович разминает беззубым ртом тоненькую дольку яблока.
- Вот, - смеётся, - пошёл к стоматологу, говорю: «Зубы мне вставь». А он не захотел: «Зубастым ты кусаться будешь».
Прощаемся. Целую в щёку. «Ну вот ты меня укусила, - шутливо всплёскивает руками. - А я из-за стоматолога и ответить ничем не могу!» В тапочках и распахнутой куртке выходит проводить на крыльцо. Узнав, что по дороге сюда наша машина забуксовала в весенней грязи неподалёку от их дома, молодецки поводит плечом: не боись, если что - вытолкаем!
Никто не сомневается. Ведь наши русские солдаты (Алёши и Иваны, Коли и Миши, Степаны и Саши) вытолкали из трясины пострашнее - фашистской - миллионы людей.
Кстати. Памятник нашему Алёше в Пловдиве нежно любят. Когда местные политики попытались снести монумент «как наследие коммунистов», горожане установили на горе Бунарджик круглосуточные дежурства, а женщины из красных и белых нитей сплели «русскому солдату» на шею гигантскую мартиницу - символ здоровья и долголетия. Местная пенсионерка Аня Минчева даже пыталась... усыновить каменного Алёшу. Хотела завещать ему квартиру, чтобы на вырученные за неё деньги можно было содержать монумент.

Памятник представляет собой стоящую на постаменте 11-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, держащего в руке автомат. Памятник был открыт 7 ноября 1957 года. Однако только в 1980 году стало известно, что его герой проживает в Алтайском крае.

В 1966 году поэт Константин Ваншенкин и композитор Эдуард Колмановский написали песню "Алеша", посвященную этому памятнику. До 1989 года она являлась официальным гимном Пловдива.
В прошлом году Алексею Скурлатову вручили орден Красной Звезды, которым его наградили еще в 1944 году. Дело в том что энтузиасты, изучая документы в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске, обнаружили утраченные документы о присвоении ветерану во время войны ордена, в которых не было записи о вручении. Оказалось, что к ордену Красной Звезды сержант Скурлатов был представлен дважды - в феврале и сентябре 1944 года. Однако сразу же наградили его только одним - за сентябрьские подвиги.

Как пишет официальный сайт Алтайского края, 25 декабря 2012 года во вновь построенной школе в Налобихе губернатор Алтайского края Александр Карлин вручил Алексею Скурлатову забытый орден. В год 90-летнего юбилея его также наградили орденом "За заслуги перед Алтайским краем" I степени.

Алексея Скурлатова похоронили на родине - в селе Налобиха. Панихида прошла в местном доме культуры 6 ноября.

Настоящий герой стал памятником при жизни... Вечная слава...

В конце прошлого века наша страна была одной из самых читающих в мире. Возможно, сейчас ситуация несколько ухудшилась, но любовь к литературным и сказочным героям живет в народе. Свидетельством тому – множество памятников литературным героям во многих городах.

Эти скульптуры литературных героев можно увидеть как на центральных улицах, площадях и набережных городов, так и в тихих двориках и скверах. Причем авторами скульптурных композиций по мотивам народных сказок, смешных и серьезных книг становятся и маститые скульпторы и обычные пенсионеры. Соответственно и материалы – от классической бронзы до старых автозапчастей, от старых детских игрушек до пластиковых бутылок. Некоторые из памятников литературным героям можно классифицировать, как одни из (благодаря материалам или форме). Часть памятников становится любимыми для горожан и даже появляются новые городские приметы: , посидеть на коленях у литературного персонажа и т.д. Рассказать сразу обо всех известных в мире и в России памятниках литературным героям невозможно, поэтому сейчас поговорим лишь о некоторых скульптурах литературных героев.

В Москве это

  • Дядя Степа
  • Ворона и Лисица
  • Слон и Моська
  • Белый Кролик
  • Веничка Ерофеев и его возлюбленная

В Ростове-на-Дону литературные герои произведений Михаила Шолохова

  • Нахаленок
  • Дед Щукарь
  • Григорий Мелихов и Аксинья

В подмосковном Петровском (микрорайоне города Лыткарино) сказочные персонажи

  • Колобок
  • Царевна-Лягушка и Иван-царевич
  • Старуха Шапокляк с крысой Лариской
  • Баба-Яга

В Москве неподалеку от станции метро «Проспект Мира» по адресу Слесарный переулок, дом номер один(при пересечении его с Орлово-Давыдовским переулком) находится Московское областное управление ГИБДД. И перед зданием посетителей встречает долговязый постовой Степан Степанов.

Жителям нашей страны он более известен, как «Дядя Степа» из стихотворения нашего легендарного Сергея Михалкова. Скульптор Александр Рожников одел памятник литературного героя в современную российскую форму и увековечил в металле эпизод спасения птички из светофора.

Есть отклонения от формы, но не от идеи замечательного детского стихотворения. И дети частенько приходят к бронзовому «Дяде Степе» и просят на память сделать фото памятника литературному герою.

Другие литературные персонажи-герои басен Крылова — расположились в скверике на юго-востоке Москвы, за домом номер двадцать девять по улице Судостроительной. Скульптор создал этих литературных персонажей из старых автозапчастей. И они тоже пользуются большой любовью детворы.

Персонаж известной книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» интересен и детям, и взрослым. Это опаздывающий к Герцогине Белый Кролик. Он, поглядывая на часы, торопится-бежит в сквере рядом с домом пятьдесят четыре «б» на улице Щербаковской, на расстоянии одной трамвайной остановки от метро Семеновская.

В доме за сквером — библиотека, поэтому расположение этого памятника литературному герою вполне оправдано.

И москвичи уже придумали новую примету – чтобы никогда и никуда не опаздывать, надо ручку трости в руках у кролика. Наверное, людей, не умеющих приходить точно в назначенное время, немало – ручку трости сначала до блеска отполировали, а потом совсем отломали.

А вот персонажи культовой поэмы «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева знакомы только взрослым. И также, как в этом одиозном произведении, разлучены. Сначала их разлучили кардинально – «Веничка» стоял в Москве, а ждущая его подруга – в Петушках.

Потом обе эти скульптуры литературных героев перенесли в Москву, на Площадь Борьбы, но они по-прежнему стоят порознь. Авторами памятника стали Валерий Кузнецов и Сергей Манцерев, а спонсировал этот проект (ну-ка, догадайтесь с трех раз!) знаменитый ликеро-водочный завод «Кристалл».

В одном из крупнейших городов юга России, Ростове-на-Дону, на набережной реки Дон-любимом месте прогулок ростовчан и гостей города-расположилось несколько скульптурных композиций по мотивам произведений Михаила Шолохова. Это памятники литературным героям — «Нахаленок» и «Дед Щукарь» работы скульптора Николая Васильевича Можаева, лауреата Шолоховской премии. И скульптура Евгения Зубцова, изображающая геров «Тихого Дона» Григория Мелихова и Аксинью в лодке.

В подмосковном городе Лыткарино участница ежегодного конкурса «Наше Подмосковье» пенсионерка Раиса Юрьевна Воробьева вместе с мужем украсили свой и соседний двор по адресу: шестой микрорайон (Петровское), дом номер двадцать два.

Персонажи русских народных сказок, сказок других народов и произведения Эдуарда Успенского, сделанные из самых разных бросовых материалов (старых игрушек, пластиковых бутылок и т.п.) преобразили типовые скучные дворы.

Эти своеобразные «памятники литературным героям» и просто веселые и красочные поделки уже который год радуют жителей окрестных домов и гостей.

И убеждают всех в том, что для воплощения своих скульптурных идей можно использовать различные материалы (может быть, совершенно нетипичные, как у китайского ) и что сотворить свой способен любой человек, в чьем сердце живет красота.

На перевале Сен-Готард находится каменная глыба («Суворовский камень»), на которой сделана надпись по латыни «1806 Suvorowii victoriis» («Суворова победам»). Считается, что её высекли местные жители. Возле Чёртова моста, вблизи селения Андерматт 14 (26) сентября 1898 года был открыт памятник - 12-метровый крест, высеченный в скале. На подножье креста бронзовыми буквами высотой 0,5 метра надпись по - русски: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова - Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году». Рядом - бронзовый меч с лавровым венком. Инициатива его создания принадлежала князю С. М. Голицыну, взявшему на себя все расходы. Первоначальная инициатива князя создать памятник Суворову была отклонена швейцарскими властями по той причине, что памятник русскому полководцу увековечит факт прохождения через территорию Швейцарии иностранных войск. Однако швейцарское правительство не возражало против создания памятника русским воинам, погибшим в Швейцарском походе. При этом община Урзерна, не уведомив власти Швейцарии, постановила безвозмездно уступить России земельный участок для сооружения памятника. С тех пор скала, в которой высечен памятник, небольшая площадка перед ней и ведущая к памятнику дорожка являются российской территорией. Сооружение монумента продолжалось 3 года. Выступая на открытии, полковник швейцарской армии Сегессер заявил, что швейцарцы будут «свято хранить этот крест и что никто не нарушит его святыни, ибо никто уже более не пройдет через Сен-Готард». В это же время, на рубеже XIX-XX веков, В. П. Энгельгардт прошел по местам Швейцарского похода Суворова и установил памятные доски на пути следования русской армии, на местах сражений и домах, где останавливался Суворов. Им был установлен металлический крест на могиле офицеров, погибших в сражении в Мутенской долине; собрана большая коллекция различных предметов русской армии - ядер, казацких ножей, штыков и сабель, подков, шпор и др., которая была подарена им открывшемуся в 1904 году в Санкт-Петербурге Суворовскому музею. Мемориальная доска о походе Суворова на перевале Паникс На перевале Кинциг-Кульм, по которому русские войска преодолели хребет Рошток, стоит небольшая часовня. Под ней, на скале, укреплена бронзовая доска с крестом и надписью на немецком языке: «в память о переходе русских войск под предводительством генералиссимуса Суворова осенью 1799 года». На стене горного приюта на перевале Паникс установлена мемориальная доска в честь перехода русских войск через перевал. По маршруту прохождения русских войск организована историко-туристическая тропа «Суворов вег» (нем. Suworow-Weg), протяжённостью 15 км.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?