Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные закономерности и этапы развития русской литературы XIX века. Общая характеристика литературного процесса, общественно-исторические обстоятельства

Здравствуйте, уважаемые читатели. Долго работая в школе учителем литературы, мне пришло в голову то, что мою работу можно смело совмещать с дополнительным заработком на бесплатных игровых автоматах по адресу: avtomaty-vulkan.club . У меня все получилось, и теперь все это совмещая, я издаю вам очередную интересную статью с творчества Твардовского.

К моменту создания поэмы «Страна Муравия» Александр Твардовский был уже сложившимся поэтом.

Упорная литературная учеба, дружеская помощь товарищей по перу, прежде всего М. Исаковского, способствовали росту Твардовского как художника.

Мотив путешествия, когда писатель отправлял своего героя в странствие, не нов ни в русской, ни в западноевропейской литературе («Путешествие Гулливера» Свифта, «Дон Кихот» Сервантеса, « » Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Мистерия-буфф» Маяковского, «Бруски» Панферова и др.). Этот прием позволяет сравнивать, сопоставлять, анализировать жизнь в самых разнообразных ее срезах.

Твардовский создает оригинальную поэму со своим неповторимым героем. Никита Моргунок - собирательный образ крестьянина-середняка - настолько непосредственный, живой, а развитие сюжета происходит так естественно, жизненно, что полуфантастическое путешествие героя выглядит абсолютно реальным.

Собирательность образа героя не мешает ему быть реально-конкретным в разных жизненных ситуациях.

Размышления, сомнения Моргунка - это раздумья, мысли реального лица; его речь - язык русского крестьянина. Жанр путешествия позволил Твардовскому показать ярко, красочно нравы, обычаи, традиции русской деревни той поры. Введение поговорок, присказок, пословиц, песен углубляет это впечатление о поэме как истинно народной.

«Стихи» (1937), «Дорога» (1938), «Про Деда Данилу» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941). Все основные процессы, характерные для деревни эпохи 30-х годов, запечатлены в стихах поэта: это и преображение родной земли («Гость», 1933; «Смоленщина», 1935), и строительство новых домов, школ («Усадьба», 1934), и красота труда в коллективе, новые общественные отношения и формирование у человека чувства собственного достоинства, чувства хозяина жизни («Мужичок горбатый», 1937; «Встреча», 1936; «Путник», 1936).

Продолжая традиции Некрасова, Твардовский создает образ русской женщины. О большой душевной красоте ее поведал поэт в стихотворениях «Встреча», «Не стареет твоя красота...» и др.; глубоко лиричны строки, посвященные матери-труженице («Песня», 1936; «Матери», 1937).

Если домашнее задание на тему: » Периодизация литературы оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
    • Свежие новости

      • Категории

      • Новости

      • Сочинения по теме

          ? S (Включая Острова И Ледники) = 13 177 Тыс. Км? ? S (Без Островов) = 13 087 Тыс. Км? ? Самая Газовая смесь содержит СО2, СО, О2 и N2. При анализе 100 мл смеси методом химического поглощения получены следующие результаты. Детские летние игры. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В любое время года под соснами можно найти много опавших иголок. Они бывают разного оттенка

Введение

Первый урок литературы в 10 классе вводный. На нем учителю предстоит решить две задачи:

  • выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;
  • во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в первой и во второй половине XIX века, дать общую характеристику литературе века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Для решения первой задачи учитель может провести фронтальную беседу, выявив общий уровень развития класса. Для определения уровня литературного развития каждого школьника можно предложить им письменно дома ответить на вопросы учителя, а затем обработать результаты анкетирования:

  • ответить на вопросы учителя, а затем обработать результаты анкетирования:
  • Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
  • Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
  • Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

При подготовке к обзорной лекции учителю следует учесть, что для усвоения ее содержания необходимо развивать у школьников умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, готовить различные виды сопоставительных таблиц, подбирать цитаты и т. п.

В ходе лекции учитель останавливается на наиболее существенных признаках каждого этапа развития литературы и может составить с учащимися опорную таблицу.

Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров
I.
I четверть (1801—1825)
Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия
II.
Литература 30-х годов (1826—1842)
Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике
III.
Литература 40—50-х годов (1842—1855)
Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
IV.
Литература 60-х годов (1855—1868)
Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.) Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков
V.
Литература 70-х годов (1869—1881)
Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ
VI.
Литература 80-х годов (1882—1895)
Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев
VII.
Литература 90-х годов (1895—1904)
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

В истории русской литературы выделяют несколько периодов.

  1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.
  2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.
  3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
  4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.
  5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.
  6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия. Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосновать периоды истории культуры определенной временной протяженности. Поскольку на роль таковых системообразующих элементов, критериев периодизации выдвинуто к настоящему времени более чем достаточное количество ориентиров, то и вариантов периодизации как истории культуры в целом, так и историй различных составляющих исторического процесса также имеется великое множество. Время человека, культуры, исторического существования периодизируются по-разному. Для каждого варианта периодизации, также как и для типологии культуры, существенным и определяющим является выбор основания, которое находится, как правило, либо в материальной, либо в духовной сфере, либо примыкает к одной из них. Смысл любой периодизации - будь то глобальная периодизация исторического процесса в целом, периодизация процесса развития какой-либо локальной культуры или даже вычленение этапов творческой деятельности ученого, художника, этапов развития научной теории или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. - заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация - “это словно нанесенный на кальку чертеж истории”. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей.

История литературного языка обнаруживает те органические отношения, которые на всех этапах общественного развития существуют между языком и историей народа. В словарном составе литературного языка, в его функциональных стилях ярче и заметнее всего отражаются те события, которыми ознаменованы определенные поворотные этапы в жизни народа. Формирование книжной литературной традиции, ее зависимость от смены общественных формаций, от перипетий классовой борьбы сказывается в первую очередь на общественном функционировании литературного языка и его стилистических ответвлений. Развитие культуры народа, его государственности, его искусства, и в первую очередь искусства слова — литературы, накладывает неизгладимую печать на развитие литературного языка, проявляясь в совершенствовании его функциональных стилей. Следовательно, периодизация истории русского литературного языка может строиться не только на базе тех этапов, которые переживает общенародный язык в результате объективных процессов внутреннего спонтанного развития его основных структурных элементов — звукового строя, грамматики и словарного состава, — но и на соответствиях между этапами исторического развития языка и развития общества, культуры и литературы народа.

Периодизация истории русского литературного языка до сих пор почти не служила предметом специального научного исследования. Те исторические этапы, которые фиксируются, вузовскими программами по истории русского литературного языка, намечены в статье В. В. Виноградова «Основные этапы истории русского языка». В курсе лекций А. И. Горшкова мы находим периодизацию истории русского литературного языка согласно действовавшим в те годы вузовским учебным программам: 1. Литературный язык древнерусской (древневосточнославянской) народности (X—начало XIV вв.); 2. Литературный язык русской (великорусской) народности (XIV—середина XVII вв.); 3. Литературный язык начальной эпохи формирования русской нации (середина XVII—середина XVIII вв.); 4. Литературный язык эпохи образования русской нации и общенациональных норм литературного языка (середина XVIII—начало XIX вв.); 5. Литературный язык русской нации (середина XIX в.—по наши дни).

Позволим себе сделать отдельные критические замечания по поводу предлагаемой периодизации истории русского литературного языка. Прежде всего, нам кажется, что в этой периодизации недостаточно учтена связь истории языка с историей народа. Выделяемые периоды соответствуют, скорее, имманентному развитию структурных элементов общенародного русского языка, чем развитию собственно языка литературного, которое немыслимо без неразрывной связи с историей русской государственности, культуры и в первую очередь истории русской литературы. Во-вторых, указанная периодизация страдает излишней дробностью и механистичностью, в ней искусственно разрываются на отдельные обособленные периоды такие этапы языкового исторического развития, которые должны были бы рассматриваться в неразрывном единстве.

Изложим нашу концепцию периодизации истории русского литературного языка в неразрывной связи с историей русского народа, его культуры и литературы.

Нам кажется наиболее целесообразным подразделить всю тысячелетнюю историю нашего литературного языка не на пять, а всего на два основных периода: период донационального развития русского литературно-письменного языка и период его развития как языка национального. Гранью между обоими намечаемыми периодами естественно было бы признавать время около середины XVII в., откуда, по известному определению В И. Ленина, начинается «новый период русской истории».

Закономерности развития славянских литературных языков, благодаря которым отличаются в них донациональные и национальные периоды, прослежены и обоснованы в докладе В. В Виноградова, сделанном им на V Международном съезде славистов в Софии. Различия эти достаточно заметны и характерны. К числу наиболее существенных следует отнести появление в национальный период развития литературного языка его устно-разговорной формы, которая как средство. устного всенародного общения между членами языкового коллектива, по-видимому, отсутствовала в древнюю эпоху, когда письменно-литературная форма языка непосредственно соотносилась с диалектной разговорной речью и противопоставлялась этой последней.

В последние годы была предложена чл.-кор. АН СССР Р. И. Аванесовым особая периодизация древнейшего этапа развития русского литературного языка. В докладе на VII Международном съезде славистов в Варшаве (1973 г.), выдвигая на передний план соотношения между древнерусским (древневосточнославянским) книжным типом языка, языком собственно литературным и языком народно-диалектным, названный ученый предложил следующее хронологическое разделение эпохи: XI в.—первая половина XII в.; вторая половина XII в.—начало XII I в.; XIII-XIV вв. Основано данное деление на все более и более, по мнению Р. И. Аванесова, углубляющемся расхождении книжно-письменного и народно-диалектного языка с учетом жанровых разновидностей письменных памятников, которые строго разграничены в функциональном отношении.

Членение истории русского литературного языка на донациональный и национальный периоды развития достаточно широко принято как советскими, так и зарубежными историками русского, языка.

Что касается того решительного отграничения эпохи развития литературного языка русской народности (XIV-XVII вв. — обычно называемый Московским периодом) от предшествующего времени, предлагаемого лекциями А. И. Горшкова и вузовской программой, то с этим согласиться нельзя, прежде всего исходя из закономерностей развития собственно литературно-письменного языка данной эпохи. Именно литературный язык Московского периода неразрывно связан с литературным развитием всей предшествующей поры. Ведь мы знаем о единстве литературы, отражаемой этим языком, т. е. той древнерусской литературы XI-XVII вв., в которой наблюдаются одни и те же литературные процессы, бытование и переписывание одних и тех же текстов, возникших еще в XI или XII вв. в древнем Киеве, а переписывавшихся и бытовавших в Московской Руси, на севере и к северо-востоку от Киева, и в XIV в. («Лаврентьевская летопись»), и в XVI в («Слово о полку Игореве») и даже в XVII в. («Моление Даниила Заточника»). То же относится и к таким переводным произведениям Киевской эпохи, как «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия» или «Девгеньево деяние», которые, несомненно, возникли в XII-XIII вв., большинство же списков восходит к XV— XVII вв. Таким образом, единство древнерусской литературы на всем протяжении развития с XI по XVII в. обеспечивало и единство традиции древнерусского литературно-письменного языка вплоть до середины XVII в.

Слишком дробное подразделение периодов развития русского литературного языка национального периода, предлагаемое А. И. Горшковым, тоже не может быть признано достаточно обоснованным. Так, нам думается, нецелесообразно отделять резкой гранью язык второй половины XIX в. от предшествующей пушкинской эпохи, когда, несомненно, уже закладываются основы развития лексико-семантической и стилистической системы русского национального литературного языка, продолжающей существовать и в наши дни.

Итак, согласно нашему убеждению, наиболее рационально выделение лишь двух, главных и основных периодов развития русского литературного языка: периода донационального, или периода развития литературно-письменного языка народности (вначале народности древнерусской, общевосточнославянской, а затем, с XIV в., народности великорусской), иначе древнерусского литературно-письменного языка до XVII в., и периода национального, охватывающего развитие русского литературного языка в собственном смысле этого термина, как национального языка русской нации, начиная примерно с середины XVII в. по наши дни.

Естественно, что в каждом из названных основных периодов развития русского литературного языка выделяются более мелкие подпериоды развития. Так, донациональный период распадается на три подпериода. Подпериод киевский (с Х по начало XII в.) соответствует историческому существованию единой восточнославянской народности и относительно единого древнерусского (Киевского) государства. Названный подпериод легко вычленяется и по такому заметному структурному признаку, как «падение глухих», или изменение редуцированных гласных ъ и ь в полные гласные в сильных позициях и в нуль звука в слабых позициях, что, как известно, приводит к решительной перестройке всей фонологической системы древнерусского общенародного языка.

Второй подпериод падает на время с середины XII по середину XIV в., когда заметно проявляются в литературно-письменном языке диалектные ответвления единого восточнославянского языка, приведшие в конце концов к образованию отличающихся друг от друга по чертам фонетики, морфологии и лексики зональным разновидностям древнерусского литературно-письменного языка в эпоху феодальной раздробленности.

Третий подпериод развития литературно-письменного языка приходится на XIV-XVII вв. Для северо-востока — это язык Московского государства, в остальных областях восточнославянского заселения — это начальные основы впоследствии развившихся самостоятельных национальных языков восточнославянских народностей (белорусский и украинский), выступающие в XV-XVII вв. в качестве письменного языка всего Литовско-Русского государства, или «проста русска мова», обслуживавшая как будущих белорусов, так, и предков украинской народности.

Национальный период развития русского литературного языка также можно подразделить на три подпериода. Первый из них охватывает середину, или вторую половину XVII в., до начала XIX в. (до эпохи Пушкина). К этому времени в основном установились фонетическая и грамматическая системы русского общенародного языка, однако в литературном, письменном языке продолжают чувствоваться с достаточной силой следы ранее сложившейся традиции в формах церковнославянской и деловой русской речи. Это подпериод переходный, подпериод постепенного установления и образования всесторонних норм современного русского литературного языка как языка нации.

Второй подпериод можно было бы назвать, пользуясь удачным определением, которое было намечено у В. И. Ленина, временем «от Пушкина до Горького». Это время с 30-х годов XIX в. до начала XX в., конкретнее, до эпохи пролетарской революции, положившей конец господству помещиков и буржуазии, время развития русского литературного языка как языка буржуазной нации. В эти годы с особенной интенсивностью обогащался словарный состав языка, развивавшегося на основе широкого демократического движения, в связи с расцветом русской литературы и демократической публицистики.

И, наконец, вычленяется третий подпериод в истории русского литературного языка, начинающийся со времени подготовки и осуществления пролетарской революции, подпериод советский, продолжающийся и в наши дни.

Такова в общих чертах периодизация истории русского литературного языка, которая кажется нам наиболее приемлемой.

Мешчерский Е. История русского литературного языка

План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературы.

Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»

Цели:

    Раскрыть своеобразие русской классической литературы 19 века.

    Помочь студенту быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности.

    Усложнение смысловой функции речи студентов.

    Научить студентов обобщать и систематизировать материал.

Задача: Обеспечение эмоциональной сопричастности студентов к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: Сообщение знаний и умений.

План:

    Периодизация русской литературы.

    Самобытность литературы.

«Только молодые могут называть старость временем покоя»

(С. Лукьяненко)

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний и умений: вопросы по школьной программе.

    1. «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).

Как вы понимаете эти слова?

    1. О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных писателях и поэтах, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.).

  1. Новая тема. Слово учителя.

    1. Введение. Словарь:

Вопросы к студентам:

Что обозначает слово интеллигенция?

Что обозначает слово идеал?

Что обозначает слово разночинец?

Что обозначает слово революционер?

Что обозначает слово либерал?

Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Идеал – Совершенное воплощение чего-нибудь (иными словаи – это лучшее, что есть).

Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.

Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.

    1. Историко-литературный процесс.

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям.

Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными.

Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой.

Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.

Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:

1) Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.

2) Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.

3) Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

4) Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

5) Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:

нравственные качества

Самооценка

6) Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).

3.3. Периодизация русской литературы.

1 период: 1825-1861 – дворянский;

2 период: 1861-1895 – разночинский;

3 период: 1895-… пролетарский.

Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.

    1. Самобытность литературы.

Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.

Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.

А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни. В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

    Закрепление.

Вопросы для закрепления:

    1. Назовите основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века?

      Назовите периоды русского освободительного движения?

      В чем заключается самобытность русской литературы?

  1. Домашнее задание:________________________________________________________________________________________________________________

    Оценки, выводы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?