Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образ снегурочки от древних времен до наших дней. Образ Снегурочки в одноименном произведении А


Одним из самых популярных новогодних персонажей и самых любимых детьми, начиная с конца XIX в. и до сих пор, остается Снегурочка – уникальный образ русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других народов мира нет подобных женских персонажей. Ее часто изображали в своих произведениях русские писатели, художники, композиторы, режиссеры. За полтора столетия образ Снегурочки значительно изменился – от невинной внучки Деда Мороза до сексуально агрессивных персонажей из эротических фильмов.



Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.



Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».





Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.





Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.





Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.



Интегрированный урок-проект для 6 класса на тему: "Загадочный образ Снегурочки в русской культуре"

Интегрированный урок-проект для 6 класса. Конспект.

Интегрированный урок-проект на тему: "Загадочный образ Снегурочки в русской культуре"

Описание материала: Открытый интегрированный урок-проект, включающий материалы по музыке, изобразительному искусству, литературе. В ходе подготовки материалов к уроку-проекту учащиеся разделились на три группы (музыканты, художники, литераторы). Каждая группа исследовала и подбирала материал по своей теме. Урок является обобщающим в рамках проекта. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности для учащихся 6 класса.
Цель урока: Сформировать целостное представление о сказочном персонаже «Снегурочка» в русском искусстве.
Задачи урока:
обобщение полученные знания о художественном образе Снегурочки в разных видах искусства;
развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать прекрасное в художественном образе Снегурочки через музыку, живопись, художественные произведения;
развивать умение передавать с помощью слов свои наблюдения, выражать чувства, находить образные определения для характеристики персонажей из сказки «Снегурочка» в живописи, музыке, литературе;
воспитание эстетического вкуса, эмоциональную отзывчивость детей при встрече с героями из произведений.
Содержательная линия:
истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
варианты народных сказок - В. Даль, А. Афанасьев и др.;
пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;
музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;
опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;
образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве:
книжные иллюстрации - И. Билибин и др.,
декоративно-прикладное искусство - Палех, Федоскино и др.;
живопись - Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.;
эскизы костюмов и декораций;
кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».
Тип занятия: обобщение знаний по музыке, литературе и изобразительному искусству полученных при подготовке проекта.
Форма проведения: интегрированный урок, работа по группам.
Комплексно-методическое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, музыкальные фонограммы и видеофрагменты, сообщения учащихся подготовленные по группам.
Ход занятия.
I. Вступление.
Учитель: Сегодня на уроке мы попадем в чарующий мир искусства. Мы с вами не впервые говорим о том, как герои сказок находят свое воплощение на полотнах художников, в музыке великих композиторов и в произведениях писателей и поэтов.
II. Сообщение темы урока. Звучит пролог из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”.
Учитель: - Прослушайте музыку, и скажите, что это за музыка, знакома ли она вам?
Предполагаемый ответ: - Фрагмент оперы “Снегурочка”.
Учитель: - Какие образы возникают перед вами?
Предполагаемый ответ: - Тема грустная; тема Снегурочки, тема зимы, конца зимы.
III. Выход на тему.
Учитель: - Наш сегодняшний разговор посвящен героине русских сказок “Снегурочке”.
IV. Снегурочка в славянской мифологии
Учитель: - Как вы думаете, откуда пришел к нам образ Снегурочки?
Сообщение учащихся: - В языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру.
V Образ «Снегурочки» в русской литературе.
Учитель: Позднее Снегурочка представлялась в сказках как мифологический персонаж. Давайте обратимся к сказочному образу Снегурочки. Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития.
Учитель: Какие бывают сказки?
Ученик: Сказки бывают народные и литературные.
Учитель: Что значит народная сказка?
Ученик: Народные сказки сочинял народ, у их нет автора. Эти сказки передавались устно из поколения в поколение и поэтому у них много похожих вариантов.
Учитель: А как народные сказки дошли до нас, кто их записывал?
Сообщения учащихся:
1.Народный вариант сказки с названием «Девочка Снегурочка» изложил Владимир Иванович Даль. Если спросить простого человека, кто такой Даль, он тут же ответит: автор "Толкового словаря живого великорусского слова". Человек более искушённый в делах литературных добавит: "А ещё он автор замечательного собрания русских народных пословиц, поговорок, афоризмов, присловий, загадок, поверий". Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач.
2.Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
Учитель: Как А. Н. Афанасьев рассказывает о Снегурочке?
Сообщения учеников: «Отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега доселе слышится в нашем народном сказании о Снегурке. Снегурка (Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. Не было, говорит сказка, у старика, у старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снегу, положил на печку – и явилась прекрасная девочка...»
Учитель: – Какой представляется снегурочка в русских народных сказках?
На экране слайд с иллюстрацией к русской народной сказке. Звучит отрывок народной сказки.

Ученики: Образ Снегурочки первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение да людям на радость.
Учитель: - Что происходит со снегурочкой в конце сказки?
Ученики: Она тает от огня.
Учитель: Но образ «Снегурочки» встречается и русская литературная сказка.
Какие произведения относят к литературной сказке?
Ученик: У литературной сказки есть автор.
Учитель: Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен, он нашел свое отражение в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, А.Н. Островский создал сказку-драму «Снегурочка»
Учитель: Что легло в основу замысла пьесы Островского «Снегурочка»?
Сообщение учащихся: В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей А. Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники. Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Но сюжетная основа истории Снегурочки в пьесе А.Н. Островского целиком не совпадает ни с одним из вариантов сказки, бытующих в народной среде.
Учитель: Какой древний русский обряд показан в сказке?
Ученик: Обряд Масленицы. Проводы зимы.
На экране слайд «Сцена Масленицы» из оперы Снегуроска.


Учитель: Исполним масленичные частушки (по выбору учителя).
Учитель: Как меняется образ снегурочки в сказке А.Н. Островского?
Звучит фрагмент сказки А.Н. Островского.
Сообщение учащихся: Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную бледнолицую светловолосую девушку. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Она способна зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.
Учитель: - Что происходит со Снегурочкой в сказке А.Н. Островского?
Ученики: - У А. Н. Островского она - дочь Мороза и Весны. В конце пьесы сама Весна предупреждает Снегурочку: «Таи любовь от глаз Ярила-Солнца». Но жизнь без любви в царстве берендеев невозможна, и Снегурочка предпочитает нарушить запреты и умереть, чем жить без любви.
VI Снегурочка в музыке
Учитель: Наиболее ярко образ Снегурочки раскрывается благодаря величайшим русским композиторам П.И. Чайковскому и Н.А. Римскому-Корсакову.
Звучит фрагмент П. И. Чайковского - Снегурочка, Хор провожания масленицы: Масленица-мокрохвостка.
Вопрос: Как Петр Ильич Чайковский создавал музыку к спектаклю?
Сообщения учеников: В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории.
П.И. Чайковский писал - «Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ. Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета и трехмесячной свободы. Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть более радостное весеннее настроение, которым я был тогда проникнут». Из письма к Н. Ф. фон Мекк. Ноябрь 1874 г.
И А.Н. Островский, и П.И. Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.
"Снегурочка" стала на творческом пути П. И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". Как признавался сам П. И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.
Грандиозная сцена Кремлевского Дворца, ослепительные костюмы, мощные декорации, выразительные в своем драматическом качестве талантливые солисты создают незабываемое, фантастическое впечатление и у взрослого, и у юного зрителя. Язык дивной музыки и великолепного танца доступен всем без перевода.
Учитель: Наиболее полно дарование Н.А. Римского-Корсакова проявилось в произведениях, связанных с миром сказки и с разнообразными формами русского народного творчества стала опера «Снегурочка»
Звучит фрагмент Н. Римского-Корсакова. Ария Снегурочки из оперы "Снегурочка" (сцена таяния) - Исп. И. Масленникова.
Вопрос: Какова история создания оперы?
Сообщения учащихся: В начале семидесятых годов Н. А. Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления.
«В зиму 1879-1880 годов, - вспоминал композитор, - я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского … Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».
Композитор писал ее летом, уехав из Петербурга в глухую русскую деревню. Сочинение шло с лёгкостью и быстротой. Через год, в 1881, опера была закончена.
Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом.
А.Н. Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки П.И. Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Оптимистическая идея оперы - прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье - коренится в народной поэзии.
Учитель: Прослушав два отрывка из произведений П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Определите характер и настроение каждого из них.
Предполагаемые ответы: грустная мелодия, мелодичная и т.п.
VII. Образ снегурочки в русской живописи.
Учитель: Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты?
Вопрос: В произведениях, каких русских художников можно встретить образ Снегурочки?
Сообщения учащихся: «Снегурочка» в творчестве В.М. Васнецова.
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Васнецов ещё в начале 80-х годов 19 века занялся оформлением пьесы «Снегурочка», поставленной по мотивам одноименного творения Александра Николаевича Островского Абрамцевским кружком. В 1885 г. он принял участие в оформлении постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».
На экране иллюстрация В. М. Васнецова - эскиз декорации для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова Заречная слободка Берендеевка.


Учитель: Какие мотивы народного искусства используед художник в декорациях?
Ученики: Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных палат, превратив декорации в яркое живописное зрелище.
На экране иллюстрация В. М. Васнецова эскиз костюма для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».


Учитель: Как решен костюм Снегурочки на эскизе?
Сообщение учеников:В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.
Всё это вдохновило Виктора Михайловича на воплощение образа ледяной красавицы в своём изобразительном творчестве. Картина была закончена в 1899 г.
На экране иллюстрация В. М. Васнецова «Снегурочка» Государственная Третьяковская Галерея Москва.


Учитель: Рассмотрите произведение В.М. Васнецова и опишите картину.
Ученики: На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего.
Всё творчество Виктора Михайловича Васнецова проникнуто духом русского фольклора. Живописец своими произведениями желал отразить всю ту духовную силу и красоту, которыми обладает русский народ.
Сообщения учащихся: «Снегурочка» в творчестве М.А. Врубеля.
На экране иллюстрация М.А. Врубеля «Костюм Снегурочки».


К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение и другие известные художники. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Портрет Снегурочки руки Михаила Врубеля взирает на нас лицом его прекрасной жены, талантливой певицы Надежды Ивановны Забелы.
Учитель: Как воплатился образ «Снегурочки» в творчестве других художников?
Ученик: Образ Снегурочки мы можем встретить у многиз художников. Вот некоторые из них:
- В 1912 году, свое видение Снегурочки в меховой шубке представил Николай Константинович Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

1. Происхождение образа Снегурочки. Языческие корни.

Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа. Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Snow Maiden –так называют русскую Снегурочку заграницей. В японском фольклоре существует снежная женщина - Юки-Онна, но это другой типаж - демонический персонаж, олицетворяющий снежную бурю.

Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже, откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним. По одним данным, ее родила Большая Ель. Девушка внезапно появилась из под пушистой еловой ветки, по другим-она дочь Весны Красны и Мороза, а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли...

Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения – из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования не потеряла.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии.

1. Образ дочери Мороза. Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского “напарника”. Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. Образ Костромы . Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Символ застывших вод . Версия Жарниковой С.: Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

2. Образ Снегурочки в русском изобразительном искусстве

Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты. Многие современники Островского не приняли пьесу, упрекая его за “отход от социальных проблем”. Но были и противоположные мнения. Сказка чрезвычайно понравилась И.С. Тургеневу и А.И. Гончарову. Неравнодушным к ней оказался и русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который поставил спектакль по пьесе на домашней сцене в Абрамцево, а затем, в 1885 г., и оперу в своей “Частной русской опере”. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю, а затем и к опере были выполнены В. М. Васнецовым в содружестве с И.И. Левинтаном и К.А. Коровиным.

В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В. М. Васнецов говорил: “Правду, правду сказал он - никто не поймет. Тяжело, печально, вот оно что, люди живут-то другим. Это искусство не нужно. А эта поэма “Снегурочка” - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…”.

В процессе создания декораций сказочных царских палат, Васнецов использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву. Декорации, создававшиеся в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Также как и эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. Основой для всех костюмов послужил белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект. Впервые именно Васнецов изобразил Снегурочку в сарафане и с обручем на голове. Художник с наслаждением вникал в подробности самого мелкого узора на девичьем сарафане и самостоятельно, безо всяких технических помощников расписывал огромные полотнища декораций, изображая картины заповедного леса или царского дворца. Много лет спустя восхищённые искусствоведы скажут, что именно Васнецов именно в оформлении “Снегурочки” оказался первым русским художником, который на театральных подмостках стал равноправным соавтором спектакля, собственно говоря - первым настоящим театральным художником.

Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею древнего русского народа, во всем его чудесном и красивом облике. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: “Рисунки к “Снегурочке”, находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней”. Почти через двадцать лет Васнецов написал портрет Снегурочки, запечатлев ее на опушке леса. Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту “принцессы”. Парча на шубке расшита удивительным образом. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. Александр Бенуа сказал, что именно в этой картине художнику удалось открыть “закон древнерусской красоты”. Другой современник оказался ещё более категоричен: “Нет другого художника для Снегурочки, кроме Васнецова”. Это заявление можно оспорить.

На переломе XIX и XX столетий, постановка “Снегурочки” - и оперы, и драматического спектакля являлись событием значимым. Словно соревнуясь друг с другом, многие серьезные художники, искали свой облик уже полюбившегося всем образа. Композитор Н.А. Римский-Корсаков написал много опер на сказочные сюжеты, но “Снегурочку” считал самой удачной. А лучшей исполнительницей этой оперной партии признавал Надежду Ивановну Забелу – Врубель. Римский – Корсаков писал ее мужу –художнику Михаилу Врубелю: “Так спетой Снегурочки, как Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал”. Супруги Врубели были бесконечно преданы друг другу, и со дня свадьбы Надежда Забела ни разу не обратилась к другому театральному художнику для создания своих сценических образов. А Врубель писал её неустанно, превращая то в скромную модель для реалистического портрета, то в Царевну-Лебедь. Его эскизы костюмов к опере Римского-Корсакова - это тоже портреты жены. Обаяние оперы и самой сказки было так велико, что на оформлении спектакля Врубель не остановился. Он создал целую серию скульптур в технике майолики. Есть там и Мизгирь, и Лель. А царь Берендей, по мнению многих специалистов, это просто стилизованный портрет Римского-Корсакова, с которым Врубель дружил и которого безмерно уважал.

Художник Николай Рерих полюбил “Снегурочку” ещё в юности. В миропонимании у Рериха и Римского-Корсакова было много общего: они оба находили истинные ценности в природе, русской старине, в истории, в фольклоре. "Снегурочка" как и все творчество, Римского-Корсакова мне близка", - признавался Рерих. Четыре раза (в 1908, 1912, 1919 и 1921 годах) обращался Николай Рерих к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Спектакли получили осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Облик Снегурочки менялся, но каждый раз она была по-новому прекрасна. Первой, пусть и не получившей воплощения постановкой стала работа Рериха над оперой Римского-Корсакова для театра парижской Opera Comique. В 1920 году Рерих принимает предложение оформить оперу "Снегурочка" для чикагского театра Opera Compani. Художником были созданы десятки эскизов и рисунков к этой постановке. Предыдущие сценические версии 1908 и 1912 годов переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси. Работы же 1921 года отличались совершенно новым, в чем-то неожиданным подходом к драматургическому материалу и иной характеристикой персонажей.

В новой трактовке "Снегурочки" смешались "все элементы влияний на Россию": Византия (царь Берендей и его придворный быт), Восток (торговый гость Мизгирь и Весна, прилетающая из теплых стран), Север (Мороз, Снегурочка, лешие). Много общего нашел художник у легендарного пастуха Леля и индусского Кришны. "Вне излишней историчности, вне надуманности "Снегурочка" являет столько настоящего смысла России, что все элементы ее становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу", -пояснял Рерих свою трактовку. Именно поэтому столь разнообразен и внешний вид персонажей оперы. Эскиз "Берендей и Снегурочка" стилизован автором под древнерусскую икону. В работах "Лель и Снегурочка" и "Купава" создан вполне определенный азиатский этнический тип.

Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона. Рерих вспоминал, как в "Чикаго во время постановки "Снегурочки" мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт, построив современные костюмы на орнаментах доисторических славянских одеяний". "Поучительно было видеть, - отмечал художник, - насколько многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами".

В настоящее время театральные декорации художника К.А. Коровина в большинстве своем уже утрачены. Большая часть сохранившихся коровинских работ находится в Санкт-Петербурге в академическом Малом театре оперы и балета. Четыре оперы, идущие в театре сейчас, связаны с именем Коровина. Это “Снегурочка” и “Майская ночь” Н.А. Римского-Корсакова, “Богема” и “Чио-Чио-Сан” Дж. Пуччини.

В 1910 году у руководства императорских театров возник вопрос о возобновлении “Снегурочки”, которая не была в репертуаре уже несколько лет. Сначала оформление оперы было поручено Д.С. Стеллецкому - художнику, страстно влюбленному в Древнюю Русь. Однако его эскизы, выдержанные в традициях иконописи, вовсе не подходили к “Снегурочке” Островского - Римского-Корсакова. После долгих пререканий с отстаивавшим свой замысел Стеллецким заказ был передан Константину Коровину. Тогда же было решено возобновлять оперу не в Петербурге, а в московском Большом театре. К сожалению, весной 1914 года во время пожара сгорели почти все декорации. В апреле 1915 года Коровин вместе со своими помощниками Г.И. Головым и Н.А. Клодтом приступил к возобновлению оформления “Снегурочки”. Но лишь костюмы были оставлены без изменений, эскизы же декораций художники, по-видимому, переработали основательно. С этих оригиналов в 1916 году были сделаны декорации и костюмы для Мариинского театра, а затем переданы в Малый оперный театр.

Годы, прошедшие со времени постановки оперы, конечно, наложили печать на ее оформление. Однако постарел главным образом лишь сам декорационный холст и особенно скомбинированные с ним хрупкие сетки. Живопись же, краски, как и в станковых работах Коровина, и сейчас поражают удивительной свежестью. Несмотря на длительную эксплуатацию декораций, на них нет ни кракелюр, ни осыпей. Реставраторы театра неоднократно меняли декорационные сетки, порванные места на полотнищах подклеивались с тыльной стороны, живопись же вся осталась нетронутой. Огромную роль в сохранении коровинской театральной живописи играло, конечно, и совершенное знание Коровиным технологии живописи.

Оформлением спектакля занимались и другие художники. Например, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор Б.М. Кустодиев. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Работа над созданием декораций захватила художника. С особой яркостью дарование Кустодиева – декоратора проявилось в оформлении пьес А.Н. Островского: “Свои люди – сочтемся”, "Волки и овцы", "Гроза" и других. Он демонстрировал глубокое проникновение в суть авторского замысла. Декорации Кустодиев писал легко и быстро.

Можно сказать, что все творчество Кустодиева - это поэтические картины на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. "Не знаю, - писал Кустодиев, - удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин..." В полной мере эти слова художника можно отнести и к его работе над декорациями и костюмами для спектакля по пьесе Островского “Снегурочка”. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: В. Перов, В. Нестеров, И. Глазунов, А. Шабалин.

3. Русская народная сказка “Снегурочка” в творчестве художников-иллюстраторов

Еще в годы обучения в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств начал формироваться самобытный стиль русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И.Я. Билибина. Им была разработана целая система графических приемов, позволяющих объединять иллюстрации и оформление книги в одном стиле. Все творчество художника было посвящено русской сказочной теме. Для этого ему пришлось серьезно подготовиться.

Билибин много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучая русское народное и декоративное искусство. По заданию этнографического отдела Русского музея в самом начале двадцатого века художник посетил Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. А в 1904 году Кижи, которые именовал “преддверием тридевятого царства”. В поездках по глухим провинциям предметом изучения Билибина стали: русская архитектура, народный орнамент, крестьянская вышивка, кружево, узоры, старинная деревянная резьба, лубочные картинки. Он собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. Собранные материалы стали основой для нескольких статей, а привезенные фотографии вошли в книгу И. Грабаря “История русского искусства”.

Патриархальный крестьянский быт, предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дали Билибину богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике. Новый художественный стиль - стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию театральной декорации и книжной графики.

Иллюстрациями Билибина оформлены такие русские сказки как, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Перышко Финиста - Ясна Сокола", "Белая уточка”. А также сказки А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке" и многие другие. В 1904 Пражский национальный театр заказал Билибину, эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”. Билибин оказался едва ли не первым русским художником, который занялся оформлением декораций для зарубежной сцены. Сказочные темы опер Римского-Корсакова были очень близки художнику. В театральных эскизах к опере “Снегурочка” яркий талант Билибина и его самобытный стиль проявились в полной мере.

Художник Борис Васильевич Зворыкин - один из ярчайших представителей русской традиции иллюстрирования книг. Однако до недавнего времени его имя было известно лишь специалистам-книжникам и коллекционерам, преимущественно западным. Книги, изданные при жизни художника, заграницей давно разобраны на отдельные полосные иллюстрации и продаются в виде эстампов. Так сложилось, что свою творческую жизнь Зворыкину пришлось прожить в тени более знаменитого современника - Ивана Билибина, несправедливо получив ярлык билибинского подражателя. Подражания не было. Просто оба мастера, вдохновленные общими идеалами, шли параллельно. “Русская тема” увлекла Зворыкина еще в юности. Стержнем, на котором потом строилась творческая судьба художника стали: любовь к русской старине, русской истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре.

После революции 1917 года Зворыкин эмигрировал во Францию. В эмиграции судьба благоволила художнику. Ему не пришлось отступать от излюбленной тематики и эстетических идеалов. Благодаря триумфу дягилевских сезонов, “русская тема” была хорошо знакома и популярна у парижской публики. В парижских издательствах одна за другой вышли оформленные Зворыкиным книги: "Москва и деревня в гравюрах и литографиях" Г. К. Лукомского, "Исповедь" М. А. Бакунина, "Золотой петушок" и другие сказки" А. С. Пушкина, пушкинский "Борис Годунов"... Особняком в этом списке стоит книга “Жар-птица. Русские сказки”. Она была создана Борисом Зворыкиным самостоятельно от начала до конца. Он перевёл на французский язык четыре русские сказки. А сказку “Снегурочка”, опираясь на текст русской народной сказки и сказки в стихах Островского, переписал своими словами. Записал каллиграфическим почерком, нарисовал иллюстрации и оформил в кожаный переплёт с узорным тиснением. Эту во всех отношениях уникальную книгу он преподнёс директору издательства "Пьяцца" Луи Фрикотелю, своему новому работодателю. Так в Париже - царстве серого неба и мансардных крыш - родилась русская "Жар-птица", воплотившая в себе всё, что так любил художник в прежней жизни и о чём тосковал вдали от родины. Однако увидеть "Жар-птицу" изданной художнику не довелось. Книга вышла в свет через тридцать шесть лет после его смерти. И не в Париже, а в Нью-Йорке. Издание осуществила вдова американского президента Жаклин Онассис-Кеннеди, почитательница творчества Бориса Зворыкина. Случилось это в 1978 году - в разгар холодной войны между США и СССР.

4. Современный образ Снегурочки

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Для фильма “Снегурочка” (1968) у реки Мера была построена целая “деревня берендеев”. Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены под Кострому, где возник парк “Берендеевка”. Кроме этого, в Костроме теперь есть “Терем Снегурочки”, в котором та круглый год принимает гостей.

В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой Снегурочка рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов, “у Снегурочки отец - Дед Мороз, а мать - Весна, и поэтому у неё день рождения весной”. В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге, официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы и помощницы.

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является "Снегурочка", которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далёком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка - это всё-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей. Всё действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в свои права Весны и ещё не отступающего Мороза, Снегурочка.

По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это её очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача. Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно её влечёт.

По своей натуре главная героиня ещё совсем дитя, и её детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, ещё не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву. Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить её даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.

В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви её сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Её кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев. А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.

Несколько интересных сочинений

  • Женские образы в романе Капитанская дочка (по повести Пушкина)

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрываются немного женских образа. Это сама капитанская дочка – Маша Миронова, ее мама Василиса Егоровна и императрица Екатерина II.

  • Почему Герасим утопил Муму сочинение для 5 класса

    Замечательное произведение Ивана Сергеевича Тургенева « Муму» рассказывает нам о непростой судьбе крестьянина – крепостника. О том, как политическое устройство, меняет человеческую сущность, ломая его личность.

  • Природа в Слове о полку Игореве сочинение

    Поэма, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.

  • Сочинение Мой любимый писатель Лермонтов

    Мне нравятся многие произведения русской и зарубежной литературы. Несмотря на впечатляющий список великих писателей всех времен и народов, лично для себя я давно выбрала любимого писателя – это М.Ю. Лермонтов

  • Сочинение Печорин и контрабандисты 9 класс в романе Герои нашего времени Лермонтова

    «Герой нашего времени» - повесть о человеке, вобравшем в себя все пороки обывателя той эпохи. Григорий Александрович Печорин – личность, потерявшая интерес к жизни.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки - внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки - она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка - чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки - внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.

Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,

второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,

третье рождение - съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).

четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

1. образ дочери Мороза
2. образ Костромы
3. символ застывших вод

Подробнее.

1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»

Васнецов В. Снегурочка

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.
Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.
Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.
Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.
Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.
Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

С нежная девушка, приходящая к нам под Новый год - явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…

Родословная

Г оворят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.

Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, - кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда - кокошник.

Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.

Деятельность

С негурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница - милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом - неизвестно почему, - внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году - с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.

И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Место жительства

Р езиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки - вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?