Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация на тему "сказочно- былинный жанр ". Конспект урока по ИЗО на тему "Сказочно-былинный жанр

«Тема: «Сказочно- былинный жанр. Волшебный мир сказки». Класс: 7.Цель: на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина рассмотреть -сказочно былинный жанр...»

Тема: «Сказочно- былинный жанр. Волшебный мир сказки».

Класс: 7.Цель: на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина рассмотреть -сказочно былинный жанр в живописи; выполнить образ русского богатыря.

Задачи:

1.Образовательная- сформировать представление о сказочно-былинном жанре.

2.Воспитательная- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.

3.Развивающая- развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

Оборудование и материалы:

1. Репродукции работ И. Билибина и В.Васнецова, по сказкам, а так же книг с иллюстрациями.

2. Художественные материалы: бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, цветные карандаши и ручки, баночка, палитра.

План:

Организационный момент – 1 мин.

Вводная беседа – 1 мин.

Сообщение темы и цели урока.

Объяснение нового материала – 13 мин.

Творчество И. Билибина

Творчество В. Васнецова

Микроитог.

Практическая часть – 25 мин.

Инструктаж;

С/р учащихся.

Подведение итогов урока – 4 мин.

Анализ работ и выставление оценок.

Организационное завершение урока – 1 мин.

Уборка рабочих мест.

Ход урока

Структура урока Содержание урока



1.Организационный момент:

Приветствие и готовность к уроку.

2.Вводная беседа:

Сообщение темы и цели урока

3.Объяснение нового материала.

Творчество В.Васнецова;

Творчество И.Билибина;

Микроитог.

4.практическая часть:

Инструктаж;

С/ р учащихся.

5.Подведение итогов урока:

Анализ работ и выставление оценок

6. Организационное завершение урока. Здравствуйте ребята! Садитесь! Прежде чем начать наш сегодняшний урок проверьте свою готовность к уроке, на столах у вас должны лежать: бумага(альбом), краски, кисти, палитра и баночка.

От того как внимательно вы будите меня на уроке, будет зависеть успех вашей работы.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины. И тема урока звучит так, “Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки”. Цель сегодняшнего урока: познакомиться со сказочно-былинным жанром в живописи на примере творчества

В. Васнецова и И. Билибина. И сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в Тридевятое царство в Тридесятое государство и не одни, а вместе с художниками-сказочниками.

И первого кого мы рассмотрим, это Виктор Михайлович Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в с. Лопьял, ныне Кировской области. Учился под руководством И.Н. Крамского.

В 1868-1875 гг. совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок.

Подъем общественного интереса к национальным древностям в десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве

художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода – картины “Аленушка”

(1881),“Богатыри” (1881-1898) «Витязь на распутье», «Иван – царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства» (1881).Эти картины размывают границы между сказочной фантастикой и реальностью.

По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции и шутливо-сказочная “Избушка на курьих ножках” (1883). Васнецов по праву считается великим русским художником, творчество которого сыграло ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.

И в продолжении нашего путешествия, мы с вами рассмотрим творчество великого русского художника, иллюстратора, Ивана Яковлевича Билибина.

Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Петербурге, в семье военного врача. Поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке”. “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др.

В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке”.Последней работой художника была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь.

Вот такое путешествие в мир сказки мы с вами совершили.

Ну а теперь давайте вспомним, что нового вы для себя узнали.

Отвечая на вы поднимаете руку.

Чем отличаются картины И. Билибина и В. Васнецова?

(картины И. Билибина графичны, В.Васнецова, живописны).

2. Кто основные герои картин В. Васнецова? (Люди или сказочные герои)?

3. Какая из картин вам больше всего понравилась и почему?

(ответы учащихся).

По сказочной дорожке мы пришли с вами на древнюю русскую землю. Здесь живут герои, герои - богатыри.

В начале урока я озвучила цель практической работы, выполнить образ русского богатыря. Работа усложнена тем, что у вас не будет опоры на репродукции. Вы должны сами создать образ и выполнить работу в цвете. Они такие, какими вы их видите.

Приступайте к работе!

В заключении урока, давайте с вами вспомним с какой темой познакомились на сегодняшнем уроке.

Что нового вы для себя узнали?

В чем заключалась ваша практическая работа!

Все (не) справились с целью урока.

На основе ваших работ мы проведем выставку ко Дню Защитников Отечества.

Всем спасибо за урок, до свидания!

По звонку, каждый убирает свое рабочее место.

Похожие работы:

« неудачником и для сына хотел иной судьбы. Этого хотел и Поль. Только для отца это ассоциировалось с карьерой адвоката или банкира, а парень хотел как можно быстрее стать взрослым человеком и погрузиться в х...»

«Контрольный срез по литературе 11 класс (1 вариант) Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы, и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и зв...»

«Урок литературы. 10 класс Тема: Анализ эпизода "Сон Раскольникова" (по роману Ф Достоевского "Преступление и наказание"), 2 ч.Цель: познакомить учащихся с термином "эпизод художественного произведения", с его составляющими компонентами; продолжить работу по закреплению изобразительно-выразительны...»

«Нутукъ инкишафы Мевзу. "Френкистан мектюплери" эсери узеринде чалышув. Макъсат. Эсердеки инсан арекетлерини тарифлемек ве талиль этмекни огретюв, къарамангьа бакъып озь шахсиетине меракъ уятмакъ ве баа бермекни огретмек, иджадий ве мантыкъий къабилиетини, нуткъуны инкишаф этмек....»

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость введения курса "Звонкие голоса" обусловлена тем, что он является весьма действенным средством эстетического воспитания. В процессе изучения курса "Звонкие голоса" школьники осваивают основы...»

Сказочно-былинный жанр. (мифологический жанр) (Урок- рассуждение)Цели:
1.Сформировать представления о сказочно былинном жанре в живописи
на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, М. Врубеля.
2.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь и
интерес к искусству.
3 Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия,
творческое отношение к выполнению задания.
План урока
1Беседа об особенностях сказочно- былинного жанра.
2.Рассказ – сообщение о жизни и творчестве И.Билибина, В.Васнецова,
М.Врубеля.
3. Выполнение теста –задания.
4. Подведение итогов и анализ задания.

От греческого (my thos) – предание.
Жанр изобразительного искусства,
посвящённый событиям и героям, о которых
рассказывают мифы,легенды, предания.
Мифологический жанр формируется в эпоху
Возрождения, когда античные легенды дали
богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли,
Джорджоне, фресок Рафаэля.

«Преданья старины глубокой»

Васнецов Виктор Михайлович
(1848-1926г.)
Богатыри

« Витязь на распутье»

«После побоища горя Святославовича»

«Алёнушка»

Этюд к « Алёнушке»

« Сказка ложь, да в ней намёк, Добру молодцу урок. »

«Снегурочка»

В Абрамцеве.
« Снегурочка» к опере Н.А.
Римского –Корсакова.

Волшебные птицы

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942г.)

Является ярким
представителем
«модерна» в русской
графике, создал
орнаментально –
декоративный
графически
выразительный «
билибинский стиль»
книжной иллюстрации,
основанный на
стилизации мотивов
народного лубка,
вышивок, резьбы по
дереву.

Иллюстрации к сказкам

«Былины»

« Вольга»
« Жар птица»

Врубель Михаил Александрович (1856-1910г.)

…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А.С. Пушкин

« Демон сидящий»

Тестовое задание

1. вариант
2. вариант
Кто из братьев Васнецовых создал
картину «Богатыри»: Виктор или
Аполлинарий?
По проекту какого русского
художника выполнен фасад здания
Третьяковской галереи?
Кто из братьев Васнецовых
написал картины
«Московский Кремль при
Иване Калите» и
«Московский Кремль при
Дмитрии Донском»: Виктор
или Аполлинарий?
Сидящий, летящий, поверженный…И
всё один и тот же персонаж одного и
того же художника, только картины
разные. Назовите художника и
персонаж.
В 1896 г. Павлу Михайловичу
Третьякову присвоили
высокое звание «Почётный
гражданин Москвы». Какой
художник расписывал эту
грамоту?
Назовите российского
художника,автора картины
«Царевна Лебедь».

Ответы

Виктор Васнецов.
Аполлинарий Васнецов.
Виктора Михайловича
Васнецова.
Виктор Васнецов.
Врубель Михаил
Александрович.
Врубель Михаил
Александрович.

Итог урока.

Вопросы:
Чем различаются картины И.Билибина,
и В.Васнецова?
Кто основные герои картин(люди или
сказочные герои) ?

> родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка у Билибина сохранились на всю жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” <Рисунок 2 >, “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин всецело примкнул к объединению “Мир искусства”. Первый шумный успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Результаты поездки сказались довольно скоро. В 1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют выезд дружины Вольги, фантастическое индийское царство, недра моря, птиц и сказочных животных. Все в издании этой былины отличалось вкусом и изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке” <Рисунок 3 >. Но не одни сказки и былины интересовали Билибина, его привлекали и другие стороны народного творчества: поговорки и загадки. В рисунках к загадкам есть также юмор, облеченный в привлекательную и декоративную форму. Декоративные качества работ Билибина, его фантазия и глубокое знание стилей привлекли его к театральной работе.

Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость.

7 класс Тема: Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказок.

1. Общие сведения об уроке: урок проводился __ февраля 20 __ года в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Савдянской средней общеобразовательной школе имени Таранова, в 7 классе. Учитель – Бочарова Ирина Владимировна. На уроке присутствовало 9 учащихся. 1 урок по расписанию. Урок проводился в классе.
Обстановка в классе: класс чисто убран, Все учащиеся готовы к уроку.
Оборудование:
для учителя – презентации «Жанры ИЗО», рисунки на доске, карты рисования сказочных героев.
для учащихся – альбом для рисования, кисть, гуашь, акварельные краски.
Организация начала урока: учащиеся приветствовали учителя стоя.
Тема урока: Ребята в ходе выполнения задания раскрывают тему урока.
Цели:
Образовательная – сформировать представление о сказочно-былинном жанре на примере изображения иллюстраций к сказкам
Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления.
Тип урока: Изучение нового материала.
Основная цель данного типа урока – дать учащимся знания по новой теме урока. Урок состоит из организационного момента, закрепление изученного материала изложение нового теоретического материала и инструкции по выполнению практического задания.
К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.
Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок. С помощью схем и рисунков подвела учащихся к теме сегодняшнего урока, где непосредственно учащиеся чётко раскрыли цели и задачи урока.
Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала схемы последовательности зарисовки сказочных персонажей. Для полного сравнения отличительных особенностей были представлены сюжетно-тематические картины по необходимости.
Закрепление нового материала провела в форме игры – презентации «Сказочные герои говорят». На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.
Прежде чем перейти к самостоятельной работе, была проведена физ. минутка, для сохранения здоровье-сбережение учащихся.
В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей.
По окончании урока была проведена выставка работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.
Урок был закончен в стихотворной форме.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?