Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Этнический и национальный тип культуры. Чем отличается этническая культура от национальной? Признаки этнической культуры

В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом, культура представляется как способ деятельности, система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.

Именно подобное понимание культуры определяет ее выдвижение на роль одной из главных этнообразующих и этносохраняющих компонентов. Именно оно дает основание считать, что этническая общность - это, прежде всего, общность, связанная определенной общей культурой в самом широком понимании этого слова.

Очевидно, что закрепление культурных моделей, их трансляция из поколения в поколение происходит в процессе жизнедеятельности и, в первую очередь, языкового общения членов этноса.

Одной из функций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который "во зле лежит", пробуждает ощущение тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен, прежде всего, определить конкретные источники внешней опасности. Если окружающую действительность не рационализировать, то в ней невозможно осмысленно действовать. Посредством этой рационализации человек добивается того, что ощущение тревожности трансформируется в определенные образы, которые концентрируют в себе враждебность. Одновременно вырабатываются представления об образе действия человека в мире, который бы был направлен на избежание и преодоление опасности.

Таким образом, чтобы приступить к действию, человек должен иметь хотя бы смутное представление о том, при каких обстоятельствах это действие осуществимо, кто он такой, что может его совершить, какими качествами он должен для этого обладать (какие качества себе приписывать), в каких отношениях он должен находиться с другими людьми, нуждается ли он в их помощи, или он способен помочь себе сам, могут ли оказать ему помощь другие, каким образом возможно совместное действие и какими качествами должен обладать коллектив людей, чтобы решиться на действие?

Ответы, которые этническая культура дает на эти вопросы - это та призма, сквозь которую человек смотрит на мир, в котором должен действовать, основные парадигмы, определяющие возможность и условия действия человека в мире, вокруг которых выстраивается в его сознании вся структура бытия. В этом, прежде всего, и состоит защитная функция этнической культуры.

Главным стимулирующим фактором возникновения и развития этнической культуры является необходимость адаптации людей к меняющимся внешним условиям их существования, а также к условиям, создаваемым изменением элементов общественного производства и социального взаимодействия, обусловливающих необходимость изменения структурной организации всей системы в целом.

При этом этнос обладает неким внутренним, не осознаваемым ни его членами, ни внешними наблюдателями, культурным стержнем, в каждом случае уникальным, который определяет согласованность действий членов этноса и обнаруживает себя вовне через различные модификации культурной традиции, являющиеся выражением некоторого общего содержания.

Именно этот стержень (“центральная зона” культуры), по мнению С.В. Лурье, является основой этничности. Т.е. не все культурные проявления данного народа, а их внутреннюю, инвариантную, бессознательную часть следует рассматривать как этнообразующую. Соответственно, изменение под влиянием иной культуры каких-то отдельных культурных манифестаций данного народа еще нельзя воспринимать как проявление его культурной ассимиляции до тех пор, пока не затронут стержень этнической культуры, его “центральная зона".

Что же представляет собой этот “центр” этнической культуры? С.В. Лурье предлагает понимать под “центральной зоной культуры” этноса его адаптационно-деятельностные модели, способствующие постоянной адаптации человека и всего этноса к окружающему миру.

Структурирование мира создает призму, через которую человек видит мир и себя в нем. В этом и заключается самая значимая функция этнической культуры - адаптативная.

Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздании. Так создается основополагающая компонента этнической культуры - этническая картина мира, т.е. некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Картина мира этноса может и должна претерпевать со временем определенные изменения, чтобы соответствовать изменяющимся объективным условиям жизни народа. Но при изменении этнической картины мира, неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира, обладающие наибольшими адаптативными свойствами в данный период его существования

Эти стабильные блоки этнической картины мира, традиции, культуры - этнические константы и являются инвариантным центром этнической культуры

Всякая дифференцированная культура неизбежно заключает в себе две обязательные части, которые образно можно назвать верхом и низом здания данной культуры. Под низом мы понимаем тот запас культурных ценностей, которым удовлетворяют свои потребности наиболее широкие слои национального целого, так называемые народные массы. Поскольку эти ценности создаются в самой среде народных масс, они сравнительно элементарны и не носят на себе резкого отпечатка индивидуального творчества. Когда же некоторые из них проникают в низы из верхов, они в силу самой этой миграции неизбежно слегка обезличиваются и упрощаются, приспособляясь к общему контексту других ценностей исключительно нижнего происхождения. Несколько иной характер носят верхи культурного здания.

Культурные ценности нижних слоев способны удовлетворить далеко не всякого представителя данного народа. Многие, не удовлетворяясь формой той или иной общепринятой ценности, стараются усовершенствовать ее, приспособив к своим личным вкусам. Может статься, что в таком измененном виде эта ценность окажется почему-либо недоступной для широких слоев населения, но придется по вкусу тем частям национального целого, которые в каком-либо отношении занимают в этом целом господствующее положение. В таком случае эта ценность попадает в запас "верхов" культуры.

Поскольку, с одной стороны, отправной точкой для создания той или иной ценности верхнего запаса может явиться какая-нибудь ценность запаса нижнего, а с другой стороны, сами народные массы постоянно вводят в свой бытовой обиход ценности, заимствованные в упрощенном виде из верхнего запаса, можно сказать, что в нормальной культуре между верхом и низом всегда существует известный обмен и взаимодействие. Обмен этот увеличивается еще и потому, что сама господствующая часть национального целого не есть величина неизменная и постоянная.

Помимо этого внутреннего культурного взаимодействия верхов и низов, каждая из этих частей данного культурного целого питается и заимствованиями извне, из культур иноземных. При этом может случиться, что тот иноземный источник, из которого черпают культурные ценности данные верхи, не совпадает с тем иноземным источником, который питает соответствующие низы. Если заимствованные ценности не противоречат общему психическому облику данного национального целого и при усвоении органически перерабатываются, то в силу естественного внутреннего взаимодействия между культурными верхами и низами снова устанавливается известная равнодействующая. Но такой равнодействующей может и не установиться, в каковом случае между верхами и низами образуется культурный разрыв и национальное единство нарушается.

В общем контексте культурологических исследований роль этнологии состоит в том, чтобы описывать и объяснять особенности культуры, мышления и поведения прошлых и современных обществ.

Каждая этническая культура имеет свои особенности, и эти особенности могут выражаться в самых разных вещах. Каждая этническая культура имеет свою собственную логику и только исходя из этой логики, можно объяснить, что для данной культуры имеет принципиальное значение (и либо никогда не изменяется, либо меняется лишь в особых случаях), а что второстепенно и может легко модифицироваться.

По мере дальнейшего развития человеческого общества происходит известное разделение культуры данного народа на культуру народных масс, трудящихся и на культуру господствующих классов. Вместе с тем происходит и усложнение самой культуры, особенно той ее части, которая присуща господствующим классам.

Заключение

Этнос - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием.

В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса.

К свойствам этноса относятся: определенная целостная территория; развитие социально-экономических связей между отдельными частями этноса; специфические черты традиционной материальной и духовной культуры; общность родного (и совпадающего с ним основного разговорного) языка; общность религиозных представлений; некоторые особенности групповой психики (проявляющиеся в системе ценностных ориентаций, эстетических представлений и т.п.); этническое самосознание, т.е. осознание членами этноса своего единства, самоназвание этноса (этноним) как внешнее проявление его самосознания.

Этническая культура имеет множество функций, например, защитная и адаптативная. Особенностями этнической культуры являются наличие «центральной зоны», этнической картины мира, этнических констант и др.

Гипотеза о том, что этническая культура оказывает влияние на развитие современного общества, подтвердилась, так как в современности, в ситуации динами­ческого взаимодействия этнических культур, актуализировались новые формы взаимоотношений между ни­ми, появились новые качества этнических групп.

Список литературы

    Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М., 2000.

    Бромлей Ю.В., Козлов В.И., Арутюнов С.А. и др. Этнические процессы в современном мире - М., 1987.

    Иванова Ю.В. Этнос: Социокультурная динамика и традиции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – М., 2000.

    Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 2004.

    Коган Л.Н. Социология культуры. Учебное пособие. - Екатеринбург, 2003.

    Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. и др. Культура: теории и проблемы. Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей - М.: Наука, 2004.

    Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003.

    Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология.2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003.

    Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М.: 2003.

    Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М.: 2004.

Культура этноса , с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.

От этнической следует отличать национальную культуру. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия, наука, право и др.).

Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны "молодые нации" Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции - между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, африканцы и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают законы этой страны и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

Этническая культура -- совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства1. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

* исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

* исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура -- это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) -- одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип, социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной,территории, должна называться доминирующей. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура -- этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой.

Функции этнической культуры

Разные сферы культуры неодинаково выполняют роль сплачивающего или различающего средства для различных видов этнических образований. Поэтому в исследовании этнических общностей все большее место занимает рассмотрение разнообразных функций культуры. Одной нз существенных среди них и вместе с тем слабоизученных выступает этнознаковая роль культуры. Ее изучение находится в поле внимания лингвистики, фольклористики, искусствознания, археологии, психологии и других смежных наук.

Культура, как известно, выполняет самые разнообразные функции. В частности, в нашей научной литературе выделяются следующие "технические" функции культуры:

1) инструментальная функция, с которой в первую очередь связана "механическая" техника, выступающая преимущественно как специфическая система средств совместною воздействия человеческих индивидов на материальную среду;

2) нормативная, функция, сопряженная с "организационной" техникой ("соционормативной" культурой) как специфической системой средств организации коллективной жизни;

3) сигнификативная функция, выражающаяся в "символической" ("знаковой") технике как специфической системе средств, благодаря которой осуществляются умственные и эмоциональные действия человека;

4) коммуникативная функция, неразрывно связанная со знаковой техникой, обеспечивающая общение людей.

Наряду с этими "техническими" функциями культуры, в известном смысле простирающимися на все общество, можно выделить ее "специфические" функции, связанные с обеспечением отдельных видов социальных потребностей. Таковы, например, эстетическая, познавательная и религиозная функции. Все они в той или иной степени пересекаются с "техническими" функциями культуры. Каждой из них соответствует особая сфера культуры, однако их проявление данными сферами обычно пе ограничивает: я (например, эстетическую функцию выполняет не только такая сфера культуры, как искусство, но и другие ее сферы).

Среди выполняемых культурой многочисленных ролей представляется правомерным особо выделить ее этническую функцию. Эту функцию выполняет совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры. Свойства культуры теснейшим образом сопряжены с остальными функциями культуры, нередко выступая фактически в качестве одной из их сторон. Более того, фактически этнические функции выступают в качестве своеобразного дополнении к основным функциям культуры. Как известно, особенно характерно такое "дополнение" к традиционным компонентам культуры, хотя ото не исключает выполнения этнических функций и культурными инновациями.

Обычно при характеристике этнических общностей особое внимание уделяется дифференцирующей функции. Однако не следует исключать и этноинтегрирующие функции культуры. Ведь при всей значимости свойств, выделяющих каждый этнос среди других аналогичных общностей, непременным и важнейшим условием его существования как целостной системы остаются интегрирующие функции культуры. Если лишить этнос внутренних культурных связей, то он неизбежно разрушится.

Интегрирующие этнос культурные компоненты сами по себе далеко не однородны.

Они различаются не только по своим основным функциям, но и по пространственным параметрам. А это придает культуре этноса своеобразную многослойность. В свою очередь в такого рода многослойности можно выделить несколько уровней. Наиболее "глубинным" и в то же время "макромасштабным" является тот, что относится к общечеловеческим чертам. Они связаны прежде всего с удовлетворением простейших потребностей людей. И не только в наше время, но и в далеком прошлом не так уж много было народов, не знавших, например, жилища или одежды, не говоря уже об орудиях труда. Естественно, что этот "глубинный" слой культуры не выполняет этнодифференцирующих функций.

Следующий слой культуры, которым обладает значительное число этносов, охватывает обычно значительную часть континента (субконтинент), а иной раз целый континент пли даже несколько их; условно такой слои может быть назван "субконтинентным" или континентальным. Примером этого может служить наличие в традиционном жилище народов Европы двух основных типов. Один из них представлен каркасно-столбовыми постройками с косыми балками-консолями, пространство между которыми заполняется не несущими вертикальной нагрузки материалами (так называемой "фахверк"). Другой - срубный дом из горизонтальных бревенчатых венцов. Если первый характерен главным образом для Западной Европы (от Англии, Франции и Скандинавии до Австрии и Балкан), то второй - для Восточной (для поляков, белорусов, русских, финноугорских и тюркских народов Поволжья), хотя известен также в Альпах и Пиренеях. Не менее показательно и деление одежды на два основных типа: несшитую и сшитую. Наиболее древними, судя по всему, являются различные виды несшитой одежды, ведущие свое происхождение от набедренных повязок. Но уже в верхнем палеолите, очевидно, в связи с похолоданием, имевшим место 38-35 тыс. лет тому назад, появляется сшитая одежда. Охотники того времени, населявшие северные полосы Европы и Азии, стали носить меховые штаны и куртки.

В поле зрения этнографов должны находиться и те пространственные особенности культуры, которые связаны с хозяйственно-культурными типами. Под таковыми, как известно, в нашей этнографической науке принято понимать определенные комплексы хозяйства и культуры, каждый из которых может быть одновременно характерен для нескольких народов самых различных частей ойкумены.

Привлекают внимание этнографов и такие ареально-культурные образования, как историко-этнографические области. Под таковыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния сложились сходные культурно-бытовые черты. Эти черты проявляются как в материальной, так и в духовной традиционной культуре, особенно в тех ее элементах, что несут эстетическую нагрузку. Нередко такого рода черты в значительной мере обусловлены природной средой (не случайно историко-этнографические общности в большей или меньшей степени совпадают с географическими ареалами).

Одна из непосредственных задач этнографической науки исследование так называемых метаэтнических общностей. Имеются в виду образования, охватывающие несколько основных этнических подразделений, но обладающих этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждое из таких подразделений. При этом метаэтнические общности отличаются чрезвычайным разнообразием по своему генезису, системообразующим компонентам, масштабам. При всей значимости всех рассмотренных слоев культуры этноса для его функционирования все же важнейшая роль в данном отношении принадлежит тем компонентам его культуры, которые обладают типичными для него чертами.

В силу взаимодействий культур, а также определенной культурной конвергентности в развитии народов преобладающая часть этнических особенностей в сфере культуры имеет, так сказать, относительный характер. Каждый значительный компонент этноса по-своему выражает этническую специфику, притом далеко не одинаково в разных конкретно-исторических ситуациях. Соответственно определение задач этнографии при изучении этнодифференцирующих свойств культуры этноса предполагает ее покомпонентное рассмотрение.

Обычно легче всего поддаются фиксации этнические особенности в опредмеченных результатах человеческой активности, прежде всего в материальной культуре. Не случайно ее традиционные виды уже давно привлекают пристальное внимание этнографов во всех странах, где существует эта дисциплина (или ее ближайшие аналоги). Русская этнографическая наука вносит существенный вклад в изучение таких компонентов материальной культуры, как сельскохозяйственные орудия, поселения, жилище, одежда, домашняя утварь, пища и т. д. Исследования эти касаются многих народов России, а также ряда зарубежных стран.

Рассматривая обычно каждый из этих компонентов культуры как целостное исторически изменяющееся явление, всесторонне характеризуя его, наша этнографическая наука тем самым в значительной мере выполняет функции истории материальной культуры.

Выполнение этнографами роли историков материальной культуры нередко приводит к тому, что "вещеведческий" аспект изучения отдельных видов материальной культуры, прежде всего их описание, заслоняет основную задачу этнографических исследований. Правда, определенный сдвиг в этом отношении уже есть. Развернувшаяся в последнее время работа над историко-этнографическими атласами позволяет выявить конкретные ареалы отдельных компонентов материальной культуры (земледельческих орудий, одежды и др.) Положено начало сравнительно-типологическому изучению отдельных видов материальной культуры.

С традиционными формами материальной культуры весьма тесно связаны такие компоненты обыденного сознания, как различные виды народных знаний. К их этнографическому изучению полностью относится все то, что сказано в данной связи об изучении самой материальной культуры.

В этнографии хозяйственная деятельность народа - этноса является началом начал, так как от ее характера зависит формирование всех сторон культуры и социальной жизни. Этнографы различают основные занятия, дающие средства существования данной этнической общности, и подсобные занятия - трудовую деятельность отдельных групп этноса, постоянно или многих, в свободное от основных занятий время (различные промыслы, изготовления одежды, утвари, орудий труда и т.п.).

При описании материальной культуры, особенно когда ставится задача изучения этногенетических проблем, существенное внимание уделяется одежде, так как в ее традиционном составе, материале, оформлении, покрое находит отражение этническая специфика. Одежда - специальное средство защиты человеческого тела. Одежда бывает повседневная, праздничная, обрядовая. К последней относится одеяние священнослужителей, специальные платья, надеваемые при исполнении различных обрядовых действ.

По общему виду одежда делится на:

Глухую (без разрезов спереди, одевается через голову, характерна для северных районов)

Распашную, наиболее широко распространенную.

По расположению на человеческом теле различают одежду нательную (одета на голое тело),

Верхнюю (одета поверх нательной),

Плечевую (укрепляется на плечах-халаты, куртки "и т. д.),

Поясную (укрепляется на поясе - штаны, юбки),

Набедренную (укрепляется на бедрах; характерна как единственная форма одежды в тропических странах, например, набедренная повязка, пояса стыдливости, передники).

Покрой одежды зависит от материала, а при изготовлении из ткани - от ширины ее. Выделяется одежда трех типов покроя

Цельнокроенная (из одной шкуры или" целого куска материи),

Туникообразная (узкое полотно перекинуто через плечо и рукава вшиты у плеча)

Кимонообразная (широкое полотно, дающее возможность кроить плечо вместе, с рукавом или частью рукава). Несомненную этническую специфику может нести и запах одежды - расположение полок относительно друг друга в распашном типе. Полы могут сходиться посредине, такую одежду называют либо прямозастежнай, либо - с прямым разрезом; левая пола может находить на правую - левополая на левую - правополая одежда, или одежда с правым запахом. Например, в каменных тюркских изваяниях подчеркнута такая специфика расположения полок, отличающая тюрок от монголов или китайцев.

Учитывая, что одежда есть средство защиты тела, а, по представлениям людей доклассовой эпохи, тело должно быть защищено от злых-духов и могло быть защищено символами рода (родовыми знаками, иными отличительными признаками, как, например, родовое различие мяо передавалось в одежде через специфический цвет ткани для людей одного рода), этнография в общей теме "одежда" рассматривает различные украшения на голом теле и типы причесок. К украшениям относятся татуировки, нашейные украшения (гривны, кольца, ожерелья), ручные и ножные браслеты, кольца, повязки.

Этнографы в разделе материальной культуры изучают также традиционные виды транспорта и связи. Под транспортом понимаются средства передвижения людей и грузов, в которые входят различного вида колесные конструкции, традиционные приспособления типа волокуш, вьюков, коромысел, носилок, паланкинов, корзин и т. д. Под связью - традиционные системы передачи сигналов и сообщений как для экстраординарного (появление врага, угрозы стихийного бедствия, эпидемии), так и обыденного (счет поколениям, удостоверение общественных полномочий, начала фискальных помет) случаев.

К традиционным видам связи относятся сигнальные костры, узелковое письмо, зарубки и засечки на деревьях или специальных предметах; язык жестов, пиктография и т. П

этническая культура знаковая

В этих условиях этническая культура остается важнейшей частью адаптивного механизма, так как в жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного государства в другое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней, которые заставляют его видеть мир так, а не иначе и вести себя соответствующим образом.

Исходной точкой и основным признаком формирования этнической культуры является возникновение у группы людей общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуждающие их жить и действовать коллективно. Важной характеристикой таких потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механическую сумму индивидуальных интересов членов этого сообщества. Потребности такого рода представляют собой особые межиндивидуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совместных действий всего коллектива. В этнологических, исторических, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспечения и сохранения общности.

В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым является неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам этого сообщества накопить специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллективные потребности большинства людей, составляющих локальные сообщества, психологически сравнительно единообразны, то условия их удовлетворения всегда более или менее различаются. В итоге это ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых повышается от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессе создания людьми своего искусственного окружения.

Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практической жизнедеятельности. Большинство же остальных составляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосредованном виде. И эти составляющие можно определить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества.

Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерминации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечающих повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартов деятельности и формирования в результате этого соответствующих образов жизни и картин мира, характерных для конкретного этнического сообщества. В этом смысле образы жизни и картины мира представляют собой наиболее типичные, широко распространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действительности, взаимодействия, поведения, представлений и т.п. Эти типичные проявления культуры сосуществуют с маргинальными, экстравагантными и новационными проявлениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры.

Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специфичности неуклонно уменьшается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям. При осмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическая мысль пришла к выводу о необходимости методологического разграничения понятий «этническая культура» и «культура этноса».

Разделение понятий «этническая культура» и «культура этноса» порождено тем обстоятельством, что для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Их современное существование стало интегрированным, национально взаимозависимым. В изучении этого процесса понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследователей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений. В этом отношении этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры обеспечивают, которые, с одной стороны, единство каждого отдельного этноса, а с другой - передачу этого единства от поколения к поколению. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.

На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним).

Географическая (природная) среда - непременное условие возникновения этноса и его функционирования. Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных различиях в материальной и духовной сферах культуры. Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими этнонимами.

Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от него зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды и вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии тех или иных народов. Так, не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская. Одной из причин этого было отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом.

Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов. Этносам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ.

Находит отражение географическая среда и в этническом самоназвании. Именно ландшафты этнической территории ассоциируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые элементы ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у русских, сакура у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой: береговые чукчи называют себя «морские жители».

Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непосредственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Например, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там занимаются земледелием: традиционным садоводством и виноградарством.

Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствует развитию кораблестроения, рыболовства, мореплавания. Такие этносы защищены своим положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современном мире.

В формировании каждой этнической культуры, как мы уже отмечали, важную роль играет язык этноса, который способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. И наконец, язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отличается такой пестротой и разнообразием. Сегодня в мире насчитывается свыше 2 тыс. живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы людей. В этнолингвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, дравидийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсанская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-алеутская). Среди них основной является индоевропейская, включающая в себя около 100 различных языков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках.

Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка. Именно поэтому народам бывает так трудно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком сильно отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи понятие «прогресс» расшифровывается как развитие, ускоренное движение вперед. В китайском языке соответствующий иероглиф обозначает «движение вовнутрь», к центру.

Общеизвестно значение религии в формировании этнической культуры. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа: фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валлоны, чей родной язык - французский. Это рождает массу проблем, но хотя оба этноса пользуются определенной автономией, нет оснований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется. Слишком крепка их связь, и важнейшей частью этой связи является общая религия - католицизм. Общеизвестен факт, что решением Венского конгресса 1815 года Бельгия была отдана под власть голландского короля. Однако уже через 15 лет бельгийцы - и фламандцы и валлоны - восстали и отделились. Хотя фламандцы по языку куда ближе к голландцам (их языки взаимопонятны), чем к валлонам, общие экономические интересы, общая история и религия объединяли их с валлонами, и все это вместе предопределило их выбор.

Хорошо известен и другой пример. То, что хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются разными народами, во многом вызвано различиями в религии: хорваты - католики, сербы - православные. Отсюда разные культуры, отсюда ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов - на Россию, отсюда давняя вражда между сербами и хорватами.

Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого входят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречиях одного арабского языка, который когда-то принесли сюда завоеватели-арабы вместе с новой религией - исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а арабский язык лег в основу формирования этих культур.

Важным элементом этнической культуры является название этноса, причем сам народ называет себя совсем не так, как его называют соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши - «криеви», финны и эстонцы - «вене», турки -«казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саамов это название связано с карелами, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих ближайших соседей-славян в старину, племя кривичей. Эстонцы же и финны, судя по всему, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики - венедов. А для турок исторически представителями России были казаки.

Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этносов. Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Ведь имя - это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.

Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» - это люди, а «они», все остальные племена без различия, были не-люди. Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний, как, например, у папуасов до XIX века. Все племена Новой Гвинеи получили имена от европейцев, причем население одного района, отказавшееся креститься, получило от неудачливого миссионера имя «намау», что значит «глупые». Сами папуасы объясняли такое положение вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличать их друг от друга, а про себя и так все ясно - люди.

Итак, очень много этнонимов восходит к этому понятию «люди». Именно это означало когда-то «дейч» - немец, «дене» -индейцы навахо. «Тюрк» происходит от слова, означающего «человек».

Важным этапом на пути формирования этнонимов служит появление перед словами «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, другой шаг в этом направлении - признание факта, что другие племена тоже составляют часть человеческого рода.

Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Так, имя предков осетин - аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг».

Есть имена, означающие «чужой» и «враг», именно это, например, означает имя коряков.

Очень давно народы стали получать имя по стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала это имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народа виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев.

Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» - «черные шапки».

Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии - лучники, тахтаджи в Турции - лесорубы.

Отражается в имени народа и характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен -дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» - трясина, болото).

Нередко народ или часть народа принимает имя своего выдающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII века землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов привели к тому, что появился целый народ с именем ногайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI-XII веках, вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы.

Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть простым обычным словом, оно становится символом.

Важным элементом этнической культуры является «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических, географических и других условий проявляется у разных народов неодинаково. Этносы могут различаться аккуратностью и пунктуальностью (пунктуальность, высокоценимая немцами или голландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше в странах Латинской Америки).

Характер этнической общности, как и отдельной личности, проявляется главным образом в действиях. Поэтому он обнаруживается и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи, и в языке.

Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определяются исторически. Так, среднего немца в середине XVIII века представляли себе как человека добродушного и терпеливого, и только в середине и конце XIX века стали говорить о немецкой сверхпунктуальности и точности.

Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные представители определенного народа, а целые их группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера.

Еще Л.Н. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и русской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храбрость как можно более картинной и эффектной, русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат, выполняющих приказ своего начальника, у ряда народов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость - полную противоположность немецкой. Итальянская армия в Первой и Второй мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. В то же время итальянские партизаны показывали чудеса героизма. Поэтому иногда говорят, что немецкая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается на дисциплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает.

Помимо горизонтального членения этнической культуры рассматривается также ее вертикальное деление. В этом случае в ней выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный.

Традиционно-бытовая культура - это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса.

Профессиональная культура - это искусство, наука, литература, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тесно связаны с этничностью и призваны уже не спонтанно, а на сознательном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Для искусства и литературы эта функция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспецифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен в профессиональной культуре.

Роль профессиональной культуры возрастает в современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений. И здесь очень велика роль государственных и общественных организаций, которые должны поддерживать культуру своего народа. Но даже если государство не проводит политики поддержки культуры, как это было в СССР (создавая лишь видимость деятельности), с ростом технических возможностей общества идет уменьшение контроля со стороны государства. И если в государстве нельзя высказаться через профессиональную культуру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры - так появляются анекдоты, частушки и т.д.

Современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предполагающее совокупность всего спектра культурных явлений, необходимых для существования общества, без учета этнической специфики. Действительно, трудно себе представить такой современный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исключительно на этнически своеобразных основаниях. Вполне очевидно, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. Таким образом, реальной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживается значительное число этноспецифических элементов культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти совсем лишены.

Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара

2. Этнические и национальные культуры

Разделение понятий «этническая культура» и «национальная культура» связано с самими понятиями «этнос» и «нация».

Этнос – это этносоциальный организм, который представляет собой сочетание собственно этнических элементов (язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание своего единства как целого, закрепленное в этнониме – самоназвании этноса) с условиями его возникновения и функционирования.

Нация – это определенный этносоциальный организм и историко-культурная общность людей, которая складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, перемешивания, «сплавления» представителей различных племен и народностей.

Для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не могут обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Их современное существование стало интегрированным, национально взаимосвязанным. В изучении этого процесса понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследователей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений. В этом отношении этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры, которые обеспечивают, с одной стороны, единство каждого отдельного этноса, а с другой – передачу этого единства от поколения к поколению. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.

На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса.

Географическая (природная) среда – непременное условие возникновения этноса и его функционирования. Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных различиях в материальной и духовной сферах культуры. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от него зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды и вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии тех или иных народов.

Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т. д.) оказывают определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, в которых проявляются черты быта народов.

Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствует развитию кораблестроения, рыболовства, мореплавания.

В формировании каждой этнической культуры, как мы уже отмечали, важную роль играет язык этноса, который способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы.

Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка. Именно поэтому народам бывает так трудно понять друг друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи понятие «прогресс» расшифровывается как развитие, ускоренное движение вперед. В китайском языке соответствующий иероглиф обозначает «движение вовнутрь», к центру.

Важным элементом этнической культуры является название этноса, причем сам народ называет себя совсем не так, как его называют соседи. Сложным является вопрос, откуда берутся самоназвания этносов. Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Ведь имя – это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.

Так, например, даже особая деталь одежды может стать именем народа: каракалпаки – «черные шапки». Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии – лучники, тахтаджи в Турции – лесорубы. Отражается в имени народа и характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен – дреговичей, живших в болотистой местности (дрегва – «трясина, болото»).

Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть простым обычным словом, оно становится символом.

Важным элементом этнической культуры является «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса. Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определяются исторически. Национальный характер существует, но не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера.

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

2. Этнические и национальные культуры Разделение понятий «этническая культура» и «национальная культура» связано с самими понятиями «этнос» и «нация».Этнос – это этносоциальный организм, который представляет собой сочетание собственно этнических элементов (язык,

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

7.4. Национальные культуры Национальные культуры в отличие от этнических не являются изначальной неотъемлемой формой исторического бытия человеческих общностей, так как возникновение наций – феномен сравнительно поздний. В социогуманитарных науках до сих пор не

Из книги Категория вежливости и стиль коммуникации автора Ларина Татьяна Викторовна

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

15.3. Национальное самосознание и этнические парадоксы современности Национальное самосознание – это субъективное выражение культуры нации, ее этнической специфики. Для второй половины XX – начала XXI века, со времени начала научно-технической революции, характерна ломка

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Крах США. Вторая гражданская война. 2020 год автора Читтам Томас Уолтер

Из книги Русский Эрос "Роман" Мысли с Жизнью автора Гачев Георгий Дмитриевич

Национальные казни 25. XII.66. Проснувшись ночью после польской водки у пана Пилевского в Сочельник - Рождества Христова, куда меня Бог послал вчера к вакантному прибору на столе, так что мой приход им подарил четное число - 6, значит, радость на весь год (подумайте! Ищешь,

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Национальные особенности Надо, впрочем, сказать, что, примкнув внешне к итальянским формулам, искусство Франции, точно так же, как и искусство Испании, в существе сохранило свои национальные особенности. Лучших французских художников не трудно отличить от современных

Из книги Психология национальной нетерпимости автора Чернявская Юлия Виссарионовна

И.Б. Гасанов. Национальные стереотипы и «образ врага» Имеющее за спиной не одну тысячу лет истории, громадный опыт невзгод и удач, побед и поражений человечество продолжает учиться на собственных ошибках. Выходит, верно, что история учит тому, что она ничему не учит. Или,

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора автора Попович Мирослав Владимирович

Арабский мир: национальные, религиозные и социальные ориентации В таком случае, возможно, той солидарной силой, которая может возглавить сопротивление глобалистским тенденциям Запада, «поход мирового села» если не против «мирового города», то, по крайней мере, против

Этническая культура - совокупность обычаев, набор традиций, багаж верований, ценностей. Общество, которому она характерна, руководствуется этими постулатами (хотя отдельные участники могут быть исключениями из правила). Если большая часть участников сообщества придерживается некоторой этнической культуры, ее можно читать доминантой, господствующей. Кроме этнической, такую роль может играть национальная. Многое зависит от специфических особенностей организации конкретного общества, а также многочисленности населения державы, о которой идет речь.

О чем идет речь?

Этническая культура представляет собой такую совокупность, которая дает описание повседневной жизнедеятельности, особенностям быта. Принято выделять ядро, периферию. В современной трактовке термина этническая культура - это нрав, обычаи, традиции. Сюда относятся и применяемые правовые нормативы, используемые в рабочих процессах орудия, ценности общества и даже типичная одежда. Культура - это продукты питания, транспортные средства, дома, информационная база, накопленная представителями нации и в собраниях знаний. Сюда же причисляют веру и народное искусство.

Принято говорить, что этническая культура народа двухслойна. Первичен ранний слой, который обусловлен элементами, переданными по наследству. Второй слой - поздний, некоторые теоретики предпочитают называть его верхним. Такие элементы этнической культуры пришли позднее, они описывают современные явления и обусловлены новообразованиями, свойственными обществу.

База нашей повседневности

Категорически нельзя недооценивать нижний слой. Он включает в себя такие особенности этнической культуры, которые наиболее устойчивы, так как обусловлены традициями, насчитывающими долгие столетия. Принято говорить, что именно такими элементами сформирован этнический, национальный каркас. Подобный подход к рассмотрению структуры явления позволяет связать наследственность и обновление.

Если основа этнической культуры приходит из прошлого, то обновления могут быть связаны с разными процессами. Принято выделять экзогенные факторы, когда нечто новое заимствуется из другой культуры, а также эндогенные, то есть сформированные народностью при развитии и совершенствовании как естественном процессе продвижения вперед, а вот внешнее влияние на них не оказало влияния, требующего учета.

Из поколения в поколение

Преемственность, свойственная этнической, национальной культуре, а также стойкость формирующих ее элементов объясняется особенностью передачи информации между поколениями. Задействуются традиции, в отправлении которых участвуют представители одного поколения, при этом такие действа растягиваются на годы, десятилетия. Впрочем, есть ситуации, когда определенная традиция характерна лишь только ограниченной части - смежным возрастным прослойкам.

Не менее важны для этнической и национальной культуры межпоколенные традиции. Такие затрагивают очень длинные временные промежутки. Механизм незаменим, когда речь идет о передаче новому поколению ценностей, определявших жизнь предков.

Традиционная этническая культура

Принято обозначать таким термином ситуацию, когда некоторое количество людей меж собой связаны происхождением, деятельностью, которую они ведут сообща, единством. Это очевидно показывает, почему в разных местностях формируются достаточно сильно отличающиеся друг от друга по сути и характеру этнические культуры.

Явлению характерна ограниченность по территориям, привязка к местности, обособленность социального пространства. Нередко этническая народная культура предполагает некоторое племя, группу людей или сформировавшуюся под влиянием некоторого фактора общину. Именно ограниченность - ключевая особенность этнической культуры. На первое место для всех участников сообщества выходят привычки традиции. Очень тесно связаны такое понимание этнической культуры и язык, который характерен этой группе людей. Методы общения, особенности выражения мысли, правила поведения, принятые обычаи сохраняются из века в век, передаются между поколениями. Очень важны семейные связи, соседские, помогающие сохранить эту информацию и передать ее молодежи.

Особенное внимание

С точки зрения функционализма особенно важные признаки этнической культуры связаны с бытом, свойственным национальности. Культура, связанная с повседневностью и ведением дел, - это в некоторой степени синтезированный объект, сформированный результатами активности многих человек на протяжении нескольких поколений. Также этническая культура отражает общественное сознание, связанное с бытовыми вопросами, накопленную общественностью базу данных, информации, помогающей сориентироваться при решении обыденных задач.

Этническая культура представляет собой комплекс таких инструментов, посредством которых каждого нового члена сообщества можно без особенных сложностей приобщить к достижениям, ценностям, характерным и типичным для этого этноса. Наиболее актуально это для явлений непреходящего характера. Личность получает своеобразный нравственный, духовный облик, обусловленный принадлежностью к социальной группе. Это позволяет ориентироваться в жизни, выработать индивидуальную позицию и определиться с ценностями и направлением развития. В некоторой степени можно сравнить ценности этнической культуры с родником: она также питает человека.

Сила и стойкость

Считается, что этническая культура - это источник уверенности в себе на базовом уровне. Информация, которую человек получает от своих соплеменников, помогает сформироваться личности полноценной и сильной, на основании чего относительно легко сформулировать принципы оправдания жизни. Чем сильнее и насыщеннее этническая культура, тем проще принадлежащему к ней индивиду справляться со сложностями в повседневности, с ударами судьбы, потрясениями, катастрофами, в том числе крупномасштабными социальными.

Считается, что этническая культура сильно влияет на личность, так как вынуждает бороться со свойственной людям пассивностью. Наиболее характерные черты этнической культуры - отрицание созерцательности, требование активности, принятия участия в общественных действиях. Это выражается в социальном характере обрядов, празднований, мероприятий разного рода. Народные традиции позволяют всем участникам узкого социума проявлять собственные таланты, способности, тем самым приобщаясь к единому духу нации. С одной стороны, это помогает развиваться индивиду, в то же время положительно влияет на культуру этноса, привносит в нее новое, укрепляет существующее веками, помогает сохранить информацию и передать ее следующим поколениям.

Важность этнической культуры

Современный подход к пониманию явления предполагает, что термином обозначают такую систему ценностей, норм поведения, которые общеприняты в пределах некоторого этноса. Культура в таком понимании - способ деятельности, внебиологические систематизированные механизмы, позволяющие эффективно стимулировать, программировать, воплощать в реальность человеческую активность. Такой подход к пониманию термина позволяет говорить о его первичной роли как компонента, помогающего образовать народность и сохранить ее целостность на протяжении многих веков. На основании исследования этнической культуры можно говорить, что общность - это некоторое образование, внутри которого есть культурные связи в наиболее широкой трактовке слова.

Развивая тему, необходимо отметить, что этнос - общность, которая образована носителями конкретной культуры, которая, в свою очередь, является структурой, осложненной системами самосохранения. Это помогает каждому участнику этноса адаптироваться к внешним условиям, культурному, политическому окружению общности, природе. Жизнедеятельность всех участников этноса, их общение с применением собственного языка и другие бытовые аспекты помогают закреплять свойственные национальной культуре модели.

Функциональная нагрузка

По мнению ряда теоретиков, основная функция, возложенная на этническую культуру - обеспечение защиты индивида, его психики. Всякий человек подсознательно ощущает себя в опасности, приходящей из внешнего мира, причем источник тревоги редко можно сформулировать - это буквально «все», что нас окружает. Для активности во враждебных условиях человеку необходимо определиться с тем, что вызывает наибольшее ощущение опасности, сформулировать ключевые факторы. Во многом, этническая культура становится источником информации о таких опасностях, поэтому нет нужды познавать все «на собственной шкуре».

Если человек не предпринимает попытки рационализировать повседневность, он лишает себя возможности осмысленно действовать. Рационализация помогает трансформировать общее состояние тревожности в конкретные образы, связанные с опасностью. Это сопровождается формулированием образа действия в опасных условиях, отрицательных, враждебных ситуациях. Этническая культура дает некоторые готовые шаблоны, позволяющие преодолевать опасность, избегать ее, что несколько сокращает необходимость собирать «шишки» самостоятельно.

Уверенность и знания

Современный человек вынужден выживать в огромном и опасном мире, представление о котором с рождения не заложено, и информацию приходится постепенно собирать буквально по крупинкам. Для продвижения вперед необходима уверенность в себе, которая достигается наличием специальных знаний или инструментов, талантов. Начало действия обычно сопровождается предварительным сбором информации об обстоятельствах, которые помогут прийти к успеху. Необходимо знать, какие качества нужны человеку, начинающему активность, чтобы достигнуть в ней успеха.

Этническая культура помогает ответить на все эти вопросы, не приступая непосредственно к деятельности. В некоторой степени это призма восприятия окружающего мира, набор парадигм, в соответствии с которыми человек реализует повседневность. Это дает защиту, что и является главной особенностью и функцией этнической культуры.

Особенности формирования

Считается, что ключевой стимул, который инициирует процесс становления этнической культуры - это стремление людей адаптироваться ко внешним условиям, постоянно меняющимся на протяжении жизни человека, поколения, нескольких поколений. Одновременно с этим общественное производство также приводит к изменению внешних условий, вынуждая индивидуумов адаптироваться к этому, следом меняется структура общества в целом. Изменения обычно происходят постепенно, но в ретроспективе можно заметить факторы, их спровоцировавшие.

Современная теория развития культуры и общественности предполагает понимать культурогенез как совокупность многочисленных процессов в прошлом и настоящем. Рассматриваются все народности, разные эпохи и времена. Такой термин включает в себя исторические изменения, динамику развития социума, изменчивость культурных особенностей, что суммарно является непрерывным процессом появления феноменов культуры и трансформации существовавших ранее.

Особенности становления культуры во времени

Принято говорить о расслоении: верхней, нижней части культуры, характерной некоторому этносу. Оба этих слоя не остаются стабильными, постоянно происходят изменения. Культурные ценности, позволяющие реализовать потребности обширных масс населения, со временем упрощаются, народ сам генерирует новые такие ценности - достаточно простые, не имеющие четкого следа индивидуальности личности, сотворившей некоторое явление или объект. Определенные ценности, появившись в верхних слоях, проникают вниз, в ходе чего упрощаются, меняются, происходит подстройка под требования широких масс. Новые объекты приспосабливаются под уже заправляющие в умах народа. В то же время верхние культурные слои строятся по иной логике.

Свойственные широким массам культурные ценности - это не то, что может удовлетворить всех и каждого. Обязательно находятся индивидуумы, для которых общепринятые ценности неприемлемы, неприменимы или не ценны. Такие принимают меры по усовершенствованию общепринятого, что происходит посредством приспособления под собственные вкусы. Нередко ценность в ходе такого видоизменения становится недоступной широким массам, зато оказывается актуальной для узкого сообщества, господствующего в этносе. Это помогает пробиться в культурные верха.

Генерируя и перенимая

Некоторый объем культурных ценностей, характерных доминирующим слоям этноса, создается внутри этого узкого сообщества, причём участие могут принимать как все члены «верхушки», так и некоторый ее процент. Продукт такой работы более тонкий, подстроенный под требовательные вкусы. Если сравнивать его с культурой, характерной для широких масс, здесь будут более сложные ценности, недопустим элементарный подход.

Тем не менее, зачастую отправная точка - это нечто, генерируемое принадлежащим к низкому культурному слою индивидуумом. Значит, народные массы становятся источником ценностей, применяемых для бытового обихода. Процесс достаточно сложный: хотя автор и является индивидуумом из нижнего слоя, широким массам эта ценность приходит в рамках упрощения идеи, принятой «верхушкой». Взаимодействие, постоянный обмен информацией, достижениями - суть любого человеческого сообщества. Активизация обмена сведениями зачастую провоцируется переменчивостью состава, численности высшего слоя общества.

Особенности русской этнической культуры

Рассматривая это общественное явление, нужно помнить, что широкие массы нашей страны - это довольно разрозненное сообщество. Сложный этнографический характер, обилие тесных связей с разными культурами других племен и народностей оказали сильное влияние на становление этнических особенностей современной России. Базовым элементом выступает славянский, но даже облик предков для многих в настоящее время представляется очень слабо - его лишь передают некоторые языковые образы, знакомые многим из литературных произведений. Известно, что ранее существовал общий язык, который в настоящее время тоже безвозвратно ушел в прошлое.

Славяне, в свою очередь, были частью индоевропейцев, что предрешило культурный облик этноса. Тесные связи с югом, востоком и западом были обусловлены тем, что племена поселились в центре и вынуждены были поддерживать взаимоотношения со всеми соседями. Со временем славяне разделились на несколько ветвей, каждая из которых наладила тесные связи с ближайшими соседями по сторонам света. Это также оказало сильное влияние на формирование этнической культуры. Со временем стало ясно, что классическая особенность русской этнической культуры - стремление верхнего слоя к традициям, заимствованным из других народностей, что сопровождалось переработкой информации под привычный образ жизни, а то время как нижний культурный слой жил своими корнями, что провоцировало четкое разделение общества на два уровня.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?