Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Физическая тяжесть труда учителя. Гигиенические критерии оценки труда в зависимости от тяжести и напряженности трудового процесса

ФОРМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трудовую деятельность человека можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения трудовой нагрузки, выполняемой человеком при данном виде работы, и, с другой стороны - функционального напряжения организма как интегрального ответа организма на нагрузку.

Трудовая нагрузка представляет собой совокупность факторов трудового процесса, выполняемого в определенных условиях производственной среды. В зависимости от особенностей факторов трудовая нагрузка по-разному влияет на организм человека, на те или иные функциональные системы, определяя причину и направленность их функционирования. При определенных условиях уровни факторов трудового процесса могут быть расценены как опасные производственные факторы (ОПФ) и вредные производственные факторы (ВПФ).

Под тяжестью труда понимают степень совокупного воздействия производственных элементов условий труда на функциональное состояние организма человека, его здоровье и работоспособность, на процесс воспроизводства рабочей силы и безопасность труда. Тяжесть труда определяется степенью нагрузки на мышечную систему.

ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ЧЕЛОВЕКА

При учете и нормировании факторов условий труда различают четыре уровня их воздействия на человека.

Комфортные условия труда обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья; относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы; экстремальные условия труда приводят к снижению работоспособности человека и вызывают функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям; сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к невозможности выполнения работы.


В зависимости от уровня тяжести трудового процесса различают три класса условий труда:

класс 1- оптимальный (легкая физическая нагрузка) - условия труда, при которых исключено неблагоприятное воздействие на здоровье работающих опасных и вредных производственных факторов, создаются предпосылки для высокого уровня работоспособности.

класс 2 - допустимый (средняя физическая нагрузка) - условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают гигиенических нормативов на рабочих местах и не приводят к накоплению утомления.

класс 3 - вредный (тяжелый труд) - условия труда, при которых, вследствие нарушения санитарных норм и правил, возможно воздействие неблагоприятных факторов производственной Среды, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому нарушению работоспособности или здоровья работающих.

В классе 3 от уровня тяжести трудового процесса различают три класса условий труда.

· 3.1 - условия и характер труда, вызывающие функциональные нарушения, которые после прекращения воздействия носят обратимый характер;

· 3.2 - условия и характер труда, вызывающие стойкие функциональные нарушения, способствующие росту показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в отдельных случаях появлению признаков или легких форм профессиональных заболеваний;

· 3.3 - условия и характер труда с повышенной опасностью развития профессиональных заболеваний, повышенной заболеваемостью с временной утратой работоспособности.

Классы 1 и 2 условий труда по показателям тяжести трудового процесса соответствуют комфортным производственным условиям, класс 3.1 - относительно дискомфортным, 3.2 - экстремальным и 3.3 - сверхэкстремальным.

Уровни факторов тяжести труда выражены в эргономических величинах, характеризующих сам трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом трудовом процессе.

При оценке тяжести физического труда пользуются показателями динамической и статической нагрузки.

Показатели динамической нагрузки:

Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;

Расстояние, на которое перемещается груз;

Мощность выполняемой работы: при работе с участием мышц ног и туловища, с преимущественным участием мышц плечевого пояса;

Мелкие, стереотипные движения кистей и пальцев рук, количество за смену;

Перемещения в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом).

Показатели статической нагрузки:

Масса удерживаемого груза;

Продолжительность удерживаемого груза;

Статическая нагрузка за рабочую смену при удержании груза: одной рукой, двумя руками, с участием мышц корпуса и ног;

Рабочая поза, нахождение в наклонном положении;

Вынужденные наклоны корпуса более 30 0 .

При проведении аттестации рабочего места по тяжести используют методику, изложенную в п. 3.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

Тяжесть трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”. Уровни факторов тяжести труда выражены в эргономических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе.

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

* масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

* стереотипные рабочие движения;

* рабочая поза;

* наклоны корпуса;

* перемещение в пространстве.

Каждый из указанных факторов трудового процесса для количественного измерения и оценки требует своего подхода.

Выражается в единицах внешней механической работы за смену (кг ž м).

Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции, и путь его перемещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы (кг ž м) за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену в зависимости от вида нагрузки (региональная или общая) и расстояния перемещения груза определяют, к какому классу условий труда относится данная работа.

Пример . Рабочий (мужчина) поворачивается, берет с конвейера деталь (масса 2,5 кг), перемещает ее на свой рабочий стол (расстояние 0,8 м), выполняет необходимые операции, перемещает деталь обратно на конвейер и берет следующую. Всего за смену рабочий обрабатывает 1200 деталей. Для расчета внешней механической работы вес деталей умножаем на расстояние перемещения и на 2, так как каждую деталь рабочий перемещает дважды (на стол и обратно), а затем на количество деталей за смену. Итого: 2,5 кг ž 0,8 м ž 2 ž 1200 = 4800 кг/м. Работа региональная, расстояние перемещения груза до 1 м, следовательно, по показателю 1.1 работа относится к классу 2.


3.2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг

Для определения массы груза (поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам. Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, вес всех грузов суммируется, а если переносимый груз одного веса, то этот вес умножается на число подъемов или перемещений в течение каждого часа. Если расстояние перемещения груза разное, то суммарная механическая работа сопоставляется со средним расстоянием перемещения.

Пример. Рассмотрим предыдущий пример. Масса груза 2,5 кг, следовательно, нагрузку по п.2.2 можно отнести к классу 1. За смену рабочий поднимает 1200 деталей, по два раза каждую. В час он перемещает 150 деталей

(1200 деталей: 8 часов). Каждую деталь рабочий берет в руки два раза, следовательно, суммарная масса груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, составляет 750 кг (150 ž 2,5 кг ž 2). Груз перемещается с рабочей поверхности, поэтому работу по п. 2.3 можно отнести к классу 2.

3.3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену).

Понятие “рабочее движение” в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от нагрузки делятся на локальные и региональные.

3.3.1. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60-250 движений в минуту), и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав вручную или с применением какого-либо автоматического счетчика число движений за 10-15 минут, рассчитываем число движений в одну минуту, а затем умножаем на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяем путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по дневной выработке.

Пример. Оператор ввода данных в персональный компьютер выполняет за смену около 55000 движений. Следовательно, по п. 3.1 его работу можно отнести к классу 3.1.

3.3.2. Региональные рабочие движения выполняются, как правило, в более медленном темпе, их количество легко подсчитать за 10-15 минут или за одну-две повторяемые операции несколько раз за смену. После этого, зная общее количество операций или время выполнения работы, подсчитываем общее количество региональных движений за смену.

Пример . Маляр выполняет около 120 движений большой амплитуды в минуту. Всего основная работа занимает 65 % рабочего времени, т.е. 312 минут за смену. Количество движений за смену равно 37440 (312 ž 120), что по п. 3.2 позволяет отнести его работу к классу 3.2.


(величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс ž с).

Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или его отдельных звеньев, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени его удерживания.

В производственных условиях статические усилия встречаются в двух видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента) и прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (инструменту). В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания на весах. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или каких-либо других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений (по фотографии рабочего дня).

Пример. Маляр (женщина) промышленных изделий при окраске удерживает в руке краскопульт весом 1,8 кгс, в течение 80 % времени смены, т.е.

23040 с. Величина статической нагрузки будет составлять 41427 кгс ž с (1,8 кгс ž 23040 с). Работа по п. 4 относится к классу 3.1.

Рабочая поза

Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе определяется на основании хронометражных данных за смену.

Пример. Врач-лаборант около 40 % рабочего времени проводит в фиксированной позе - работает с микроскопом. По этому пункту его работу можно отнести к классу 3.1.

Физический труд

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50% рабочего времени – отдыхе.

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповые формы труда (конвейеры); формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы интеллектуального (умственного) труда.

Физическая тяжесть труда (энергозатраты)

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, - при физическом труде, и эмоциональным – при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10…25% рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172…293 Дж/c); 50% и более – тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).

Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5…10 кг для женщин и 15…30 кг для мужчин – средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин – тяжелая.



Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75…175 – средней тяжести; свыше 176 – тяжелая работа.

В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013-94) условия труда подразделяются на четыре класса: 1-оптимальные; 2-допустимые; 3-вредные; 4-опасные (экстремальные).

1.Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).

2.Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают уровней установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Функциональное состояние организма должно восстанавливаться во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, изменения уровней факторов среды и трудового процесса не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Оптимальный и допустимый классы условий труда должны соответствовать безопасным условиям труда.

3.Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомства.

4.Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Вредные условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая степень характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания. Вторая степень определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, повышению частоты заболеваний, появлению начальных признаков профессиональной патологии.

При третьей степени воздействие уровней вредных факторов приводит, как привило, к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту хронической общесоматической патологии, в том числе к повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В условиях труда четвертой степени могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний; отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Степень вредности 3-го класса по гигиенической классификации устанавливают в баллах. Число баллов по каждому фактору x ф i проставляют в карте условий труда с учетом продолжительности его действия в течение смены: x ф i =x ст i T i , где x ст i – степень вредности фактора или тяжести работ по гигиенической классификации труда; T i =τ ф i /τ рс - отношение времени действия факторов τ ф к продолжительности рабочей смены τ рс, если τ ф i > τ рс, то Т i =1,0.

Для определения конкретных размеров доплат условия труда оценивают по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда X фак =X ф1 + X ф2 + … + X ф n = ∑ x ф i .

Умственный труд

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большей ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5…11,7 МДж; для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), - 12,5…15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков), -16,3…18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25%, при вынужденной неудобной позе – на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя, расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – на 94%, у операторов вычислительных машин – на 60…100%.

Эффективность труда. (Работоспособность, совершенствование умения и навыков, расположение и комплектность рабочего места, размещение органов управления, чередование работы и отдыха, разгрузка, релаксация)

Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

1.Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основных фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:

· фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5ч, а при умственном творческом труде – до 2…2,5 ч;

· фаза высокой устойчивости; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2…2,5 ч. и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

· фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

2.Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения.

С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

3. Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.

Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Неправильное положение тела на рабочем месте приводит к быстрому возникновению статической усталости, снижении. Качества и скорости выполняемой работы, а также снижению реакции на опасности. Нормальной рабочей позой следует считать позу, при которой работнику не требуется наклоняться вперед больше чем на 10…15˚; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе – прямая осанка.

4.Существенное влияние на работоспособность оператора оказывает правильный выбор типа и размещения органов и пультов управления машинами и механизмами. При компоновке постов и пультов управления необходимо знать, что в горизонтальной плоскости зона обзора без поворота головы составляет 120˚, с поворотом - 225˚; оптимальный угол обзора по горизонтали без поворота головы - 30-40˚(допустимый 60˚), с поворотом -130˚. Допустимый угол обзора по горизонтали оси зрения составляет 130˚, оптимальный -30˚ вверх и 40˚ вниз по вертикали.

Приборные панели следует располагать так, чтобы плоскости лицевых частей индикаторов были перпендикулярны линиям взора оператора, а необходимые органы управления находились в пределах досягаемости. Наиболее важные органы управления следует располагать спереди и справа от оператора. Максимальные размеры зоны досягаемости правой руки – 70…110 см. Глубина рабочей панели не должна превышать 80 см. Высота пульта, предназначенного для работы сидя и стоя, должна быть 75-85 см. Панель пульта может быть наклонена к горизонтальной плоскости на 10…20˚, наклон спинки кресла при положении сидя 0…10˚.

Для лучшего различения органов управления они должны быть разными по форме и размеру, окрашиваться в разные цвета либо иметь маркировку или соответствующие надписи. При группировке нескольких рычагов в одном месте необходимо, чтобы их рукоятки имели различную форму. Это позволяет оператору различать их на ощупь и переключать рычаги, не отрывая глаз от работы.

5.Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 ч.) и дневные (с 14 до 17ч) часы. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 ч, а в ночное время – с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходиться на 2,3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

6.Для снятия нервно-психологического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. Они представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психологического напряжения.

Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается путем эстетического оформления интерьера, использования удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабленной позе, трансляции специально подобранных музыкальных произведений, насыщения воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, приема тонизирующих напитков, имитации в помещении естественно-природного окружения и воспроизведения звуков леса, морского прибоя и др. Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением. Этот метод позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции. Как показывает опыт, пребывание рабочих в комнатах психологической разгрузки способствует снижению утомляемости, появлению бодрости, хорошего настроения и улучшения самочувствия.

Тяжесть труда

Это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно сосудистую, дыхательную, обменную, выделительную), которые обеспечивают процесс труда. Тяжесть труда характеризуется как статической нагрузкой, рабочей позой, степенью наклона корпуса, так и динамической нагрузкой - массой поднимаемого и перемещаемого груза по горизонтали и вертикали, перемещением в пространстве самого тела, общим числом стереотипных рабочих движений. Все эти виды динамической и статической нагрузки могут проходить в разных условиях труда - в оптимальных, допустимых, вредных и опасных - 4 степени тяжести труда, 4 класса: легкий, допустимый, средний, тяжелый.

Напряжённость труда

Это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряжённость труда относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы - 4 класса и степени: оптимальный, допустимый, напряженный, очень напряженный.

Оценка по рабочей позе, она может быть свободная, фиксированная, неудобная, сидя, стоя. По наклону корпуса учитывают или это вынужденный наклон или это количество наклонов за смену. Технологический процесс иногда требует перемещение самого работника или по горизонтали или по вертикали. Учёт идёт в метрах или километрах за смену.

Оценка напряжённости труда производится по классам, степени напряжённости. Класс 1 - оптимальные условия, напряжённость труда лёгкой степени. Класс 2 - допустимый, напряжённость труда средней степени. Класс 3 - напряжённый труд, подклассы 3.1, 3.2, 3.3. Наивысшая степень напряжённости 3.3. Учитываются интеллектуальные нагрузки по необходимости принятия решения; решения задач по инструкции; по алгоритму; эвристическая - творческая деятельность. Следующий показатель степени напряжённости труда - восприятие сигналов (информации) и их коррекция, оценка; с сопоставлением с другими сигналами, комплексная оценка. По характеру выполняемой работы - по индивидуальному плану, по установленному графику: работы при дефиците времени; с повышенной ответственностью за конечный результат. Из сенсорных нагрузок определяются длительность сосредоточения наблюдения; плотность сигналов и сообщений в единицу времени; по размерам объектов различения; работа с оптическими приборами; наблюдение за экранами видеотерминалов. Учитывают отдельно нагрузку на голосовой аппарат - количество наговариваемых часов; на слуховой аппарат с различением и анализом сигналов. По степени эмоциональной нагрузки - несёт личную ответственность за выполнение заданий, отвечает за коллектив; за качество продукции; за безопасность других лиц. Определяется степень монотонности труда - по числу элементов в единицу времени; продолжительности выполнения повторяющихся операций, монотонности производственной обстановки. Особо учитываются режим работы, фактическая продолжительность рабочего дня. Оптимальный вариант - 6―7 часов в смену, допустимый вариант 8―9 часов, вредный режим работы - 10―12 часов. Для восстановления функций организма играет роль и сменность работы. Оптимальный класс условий труда - это работа без ночной смены. Допустимые условия - двухсменная работа без ночных смен. Если работа трёхсменная с ночной сменой - это напряженные условия труда (класс 3.3). По научной организации труда и динамике работоспособности устанавливаются и регламентированные перерывы, их продолжительность. Если продолжительность перерыва 7% от длительности рабочей смены - это оптимальный вариант; от 7% до 3% - допустимая продолжительность перерыва и менее 3% - недостаточная продолжительность перерыва для восстановления функций, возможны переутомления.

Гигиеной труда называется область в медицине, которая занимается изучением трудовой деятельности и условий работы с учетом их воздействия на организм. Также данное направление занимается разработкой гигиенических нормативов и мер, которые призваны предотвращать появление профессиональных патологий и делать условия труда более безопасными.

К основным задачам гигиены труда относятся:

  1. Установка допустимого воздействия вредных факторов на организм работника.
  2. Классификация напряженности труда, исходя из условий процесса.
  3. Определение напряженности и тяжести рабочего процесса.
  4. Организация режима отдыха и труда, а также рабочего места согласно рациональным нормам.
  5. Исследование психофизических параметров труда.

Оценивая качество окружающей работника обстановки, нужно не только исследовать воздействие различных факторов, их влияние друг на друга, но и условия труда по напряженности трудового процесса. Также необходимо разработать комплексные показатели, которые и будут считаться нормой. Методы гигиены труда могут быть как инструментальными, так и клиническими, физиологическими. Применимы также и методики медицинской статистики и санитарного обследования.

Классификация разных видов тяжести и напряженности труда имеет особое значение для рациональной организации и оптимизации условий работы. Подобные классификации, а также выделение факторов условий труда дают возможность оценивать различные виды работ. К тому же это позволяет находить методы для осуществления оздоровительных мероприятий с учетом оценки тяжести и напряженности труда.

Довольно часто напряженность труда классифицируется с учетом затрат энергии человека в процессе осуществления рабочей деятельности. Такой показатель, как затраты энергии, определяется степенью коэффициента напряженности труда мышц, а также нервно-эмоционального состояния человека во время выполнения работы. Еще один важный показатель - условия трудовой деятельности. На умственный труд человек затрачивает 10-12 МДж в сутки, а работники, выполняющие тяжелую физическую работу, тратят от 17 до 25 МДж.

Тяжесть и напряженность труда можно определить как степень напряжения организма функционального плана, возникающего в ходе выполнения рабочих задач. В зависимости от мощности работы при физическом или умственном труде во время информационной перегрузки возникает функциональное напряжение. Физической тяжестью труда называют нагрузку на организм при осуществлении деятельности, которая требует напряжения мышц и соответствующих энергозатрат.

Эмоциональная нагрузка возникает во время выполнения интеллектуальных задач при обработке информации. Часто данный вид нагрузки называют нервной напряженностью труда.

Факторы производственной среды: общий обзор

Вредное влияние на организм работника определяется факторами производственной среды. Гигиена труда выделяет два главных фактора - вредный и опасный. Опасным называется фактор тяжести и напряженности труда, который может вызвать острое заболевание или резкое ухудшение показателей здоровья сотрудника или летальный исход. Вредный фактор может в процессе работы и в совокупности определенных условий стать причиной профессионального заболевания, снижения работоспособности временного или хронического характера, увеличить количество инфекционных и соматических патологий и привести к проблемам в репродуктивной функции.

Вредные производственные факторы

Условия, влияющие на напряженность условий труда, можно разделить на несколько групп:

  1. Физические. К ним относятся влажность, температурный режим, электромагнитные и неионизирующие излучения и поля, скорость передвижения воздуха, постоянные магнитные поля, электростатические поля, тепловое и лазерное излучение, производственный шум, ультразвук, вибрации, аэрозоли, освещение, аэроионы и т.д.
  2. Химические. Биологические и химические вещества, включая гормоны, антибиотики, ферменты, витамины, белки.
  3. Биологические. Живые споры и клетки, вредоносные микроорганизмы.
  4. Факторы, которые характеризуют тяжесть труда.
  5. Факторы, которые характеризуют напряженность труда.

Оценка тяжести и напряженности

Тяжесть труда чаще всего определяется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и различные системы организма. Оценка тяжести и напряженности труда характеризуется энергетическим компонентом и определяется рядом показателей.

Показатели тяжести процесса

К таковым относятся:


Напряженность труда характеризует трудовой процесс. Также понятие проецирует нагрузку на центральную нервную систему, эмоциональную область и органы чувств.

Показатели напряженности труда

Рассматриваемые данные включают в себя:

  1. Сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  2. Монотонность нагрузки.
  3. Режим работы.
  4. Интенсивность и длительность интеллектуальной нагрузки.

Век киберпространства

Научно-технический прогресс не только провоцирует создание новых профессий, но и новых патогенных факторов. За последние годы существенно выросло значение психофизиологических показателей тяжести и напряженности труда, что обусловлено развитием компьютерных технологий.

Безопасными считаются такие условия труда, при которых влияние производственных факторов минимизировано и не превышает гигиенических норм. Последние включают в себя ПДК, или предельно допустимые концентрации, и ПДУ, или предельно допустимые уровни.

Классификация труда по нагрузке

Нагрузка в зависимости от тяжести выполняемого труда регламентирована в санитарно-гигиенических требованиях, которые соответствуют ГОСТу. В них все физические виды работ подразделяются на три категории в зависимости от показателей тяжести и напряженности труда и от энергетических затрат организма на их выполнение.

  • Затраты энергии до 139 Вт. Работы, выполняемые в сидячем положении, которые не включают значительных физических факторов напряженности труда. Это ряд профессий, связанных с точным приборостроением, на швейном производстве, в сфере управления. Также сюда входят часовщики, слесари, граверы, вязальщицы и т.д.
  • Затраты энергии до 174 Вт. Работа, выполняемая стоя или требующая много ходить. К данной категории относятся работники полиграфической промышленности, предприятий связи, маркировщики, переплетчики, фотографы, подсобные рабочие в сельском хозяйстве и т.д.

Третья категория. Включает в себя работы, требующие более 290 Вт энергозатрат. Это профессии, которые не предполагают снижение напряженности труда и включают большую физическую нагрузку, перенос тяжестей более 10 килограмм, работа в кузнечном и литейном цехах, деятельность почтальонов, работников сельского хозяйства, а именно: трактористов, скотников, животноводов и т.д.

Дополнительные особенности условий труда

Условия, в которых работает человек, и их тяжесть можно определить по ряду показателей, а именно:

1. Поза и положение тела при выполнении работы. Подразделяется данный показатель на следующие виды:

  • Горизонтальное положение тела. Сюда относятся монтажники-высотники, сварщики, горные рабочие и т.д.
  • Полусогнутое или согнутое положение. В данном случае необходимо уточнить временное пребывание в данной позе в процентах от всего рабочего времени.
  • Однотипные движения. Высчитывается количество движений одного типа, которые совершает работник за смену. Принимается во внимание не только локальная нагрузка, но и региональная.

2. Время пребывания на ногах. Для отнесения условий работы к тяжелым данное состояние должно быть постоянным и включать не только статическое нахождение в вертикальном положении, но и ходьбу.

3. Наклоны туловища. Типичны для работников сельского хозяйства при сборке урожая, прополке, а также на молочной ферме и строительных площадках при укладке полов и облицовке стен. В данном случае уточняется количество наклонов в течение смены.

4. Темп, с которым выполняются требуемые действия. Сюда входит работа на полуавтоматических станках, конвейерах и в ткацком производстве.

5. Режим работы. Обычно тяжелыми условиями труда признаются сменные графики работы или вахтовый метод, ночные смены и частые смены ритма жизни.

6. Воздействие вибрации. Влияние может быть не только общим, но и локальным. Трактористы, комбайнеры, обрубщики, бульдозеристы, а также сотрудники железнодорожного и городского транспорта подвергаются воздействию вибраций.

7. Метеорологические условия труда. Аномально низкие или высокие температурные условия работы, высокая влажность или резкие перепады, скорость движения воздуха и сквозняки.

8. Воздействие излучения любого вида. Это может быть магнитное поле, лазерное или ионизирующее излучение, инсоляция, влияние статического электричества и электрических полей.

9. Взаимодействие с токсинами, а именно ядами и другими вредными для человека веществами.

10. Профессиональные вредоносные особенности.

11. Загрязненный воздух на рабочем месте, высокий уровень шума и атмосферного давления.

12. Довольно часто в одной профессии встречается сразу несколько факторов, по которым условия труда можно отнести к тяжелым.

Разновидности интеллектуального труда

Кроме условий труда, необходимо также рассмотреть напряженность и тяжесть работы. Многие сферы деятельности совмещают умственный и физический аспект. Однако в современных профессиональных областях превалирующими являются сенсорные, умственные и эмоциональные нагрузки. Это обусловлено тем, что умственному труду придается особенно большое значение.

Интеллектуальными считаются профессии, которые связаны с обработкой большого количества информации. Осуществление такого рода деятельности требует напряжения памяти, сенсорного аппарата, внимания, эмоций и мышления.

Гигиена труда идентифицирует пять основных видов интеллектуальной деятельности:

  1. Труд операторов. Подразумевается управление оборудованием, технологическими процессами и машинами. Данная сфера предполагает большую ответственность и напряжение нервно-эмоционального характера.
  2. Управленческая работа. В данную группу входят преподаватели и учителя, а также руководители организаций и предприятий. Данная сфера деятельности предусматривает возрастающий объем информации, малое количество времени на ее обработку и личную ответственность за принятые решения. Нагрузка носит нерегулярный характер, и решения зачастую нестандартные. Иногда возможно возникновение конфликтов, для решения которых также требуется определенное эмоциональное напряжение.
  3. Творчество. К таким профессиям, как правило, относят писателей, артистов, композиторов, художников, конструкторов, архитекторов и других. Данная деятельность предполагает создание нестандартных алгоритмов с опорой на многолетнюю подготовку и квалификацию. В данных сферах необходимо обладать инициативностью, хорошей памятью, умением сосредоточиться. Все это становится причиной повышенного нервного напряжения.
  4. Медицинские работники. Типичными для всех работников данной сферы считаются следующие черты: недостаток информации, близкий контакт с больными людьми, высокая степень ответственности перед пациентами.
  5. Учебная сфера. Студентам и учащимся требуется постоянно напрягать внимание, память, восприятие, быть устойчивыми к стрессовым ситуациям при сдаче экзаменов, зачетов или контрольных работ.

Напряжение нервно-эмоционального характера характеризуется в зависимости от загрузки и плотности рабочего графика, количества выполненных действий, сложности и объемов информации для усвоения, времени, потраченного на осуществление операции.

Виды условий труда по напряженности рабочего процесса

Выделяется несколько классов, которые показывают степень оценки напряженности труда:

  • Первый класс. Легкая степень напряженности. Критериями данного класса являются: работа в одну смену без ночных выходов на рабочее место, отсутствие необходимости принимать решение в авральном режиме, индивидуальный план труда, реальная продолжительность рабочего дня до 7 часов, исключение риска для жизни, исключение ответственности за других лиц. К данной категории относятся те профессии, которые не претерпевают резких изменений и не требуют концентрации внимания на более чем одном предмете. Сама работа небольшого объема, например, секретарь, табельщица, машинистка и т.д.
  • Второй класс характеризуется как допустимый и имеет оценку напряженности труда средней степени. Данная категория предполагает умеренное нервное напряжение и выполнение задач средней степени сложности. Ответственность несется только за конкретные виды действий, типичных для данной сферы деятельности. Ко второму классу относятся экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты, инженеры, библиотекари и врачи.
  • Третий класс обозначает напряженный труд. Данные сферы деятельности предполагают сильное психическое напряжение, большой объем производственной деятельности, нагрузку на внимание в течение продолжительного времени, умение быстро обрабатывать большое количество информации. К данному виду работ относятся руководители больших организаций и предприятий, ведущие специалисты отделов, например, главные бухгалтера, конструкторы и технологи. Кроме того, сюда входят виды деятельности, которые предусматривают беспрерывный поток информации и моментальную реакцию на нее. Это могут быть диспетчеры в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, дежурные и операторы метро, работники телевидения, телефонистки и телеграфистки, а также врачи скорой помощи, палат интенсивной терапии и т.д. Последняя категория также подразумевает работу в условиях цейтнота, повышенной ответственности за принятые решения при недостатке информации. Продолжительность рабочего дня не нормирована и составляет, как правило, более 12 часов. Высокая степень риска и ответственность за жизни других людей также являются показателями напряженности труда.
  • Четвертый класс включает в себя экстремальные условия труда. Под ними подразумевается наличие факторов, которые могут создать угрозу жизни во время работы или привести к развитию серьезных осложнений для здоровья работника. К таким особо опасным видам деятельности можно отнести горноспасателей, пожарных, ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и т.д. Это самый тяжелый и напряженный труд, который не проходит бесследно для состояния человека. Работа в таких условиях допустима только в случае чрезвычайной ситуации. Обязательным условием является использование индивидуальных средств защиты.

Тяжесть труда:

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, а при умственном труде эмоциональным, когда идет информационная перегрузка. Тяжесть труда определяется уровнем физической нагрузки по следующим показателям:

1. По величине статической нагрузки, которая связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или его отдельных частей. Она характеризуются величиной удерживаемого груза или прилагаемым усилием, а так же временем удержания его в статическом состоянии:

Где: m – масса груза;

t – время фиксации усилия.

2. По величине динамической нагрузки. Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей в пространстве.

3. По максимальной массе поднимаемого и перемещаемого груза. Условия труда считаются оптимальными (класс 1), если масса груза до 15 кг, допустимыми – до 30 кг.

4. По количеству стереотипных или повторяющихся рабочих движений мышц кистей и пальцев рук (локальная нагрузка): до 20000 – оптимальные условия труда, 20000-40000 – допустимые, свыше 60000 – вредные (класс 3.1.).

5. Особенности рабочей позы: - свободная; - удобная; - возможность смены рабочего положения тела сидя, стоя; - нахождение в наклонном положении.

6. По количеству наклонов корпуса: если наклонов до 50 в смену, то класс 1, если количество наклонов с углом более 30 градусов достигает 100 раз – класс 2 (допустимый).

7. По расстоянию, т.е. перемещению в пространстве. Переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом: до 4 км – оптимальные условия труда (1 класс), от 4 км до 10 км – допустимые (2 класс), свыше 15 км – вредные условия труда (класс 3.1 или 3.2).

В зависимости от этих факторов устанавливают класс опасности (вредности) от 1 до 3.3

Напряженность труда:

Уровень нервной нагрузки определяет напряженность труда, которая оценивается по следующим показателем:

1. Уровнем интеллектуальной нагрузки. Пример: работает оператор и принимает решения в рамках одной инструкции (класс условий труда допустимый). Решение сложных задач по известным алгоритмам или работа с использованием нескольких инструкций (класс работы 3.1). Решением сложных задач, при отсутствии очевидного алгоритма решения (класс вредности 3.2).

2. Уровнем эмоциональных нагрузок. Пример: оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, тогда такой труд считается оптимальным (1 класс условий труда). Повышение степени ответственности за функциональное качество вспомогательных операций влечет дополнительные эмоциональные усилия со стороны непосредственного руководителя (бригадира, мастера) – допустимый класс работы. Если же на исполнителе лежит ответственность за функциональное качество основной работы, то класс условий труда является напряженным 1 степени (класс 3.1).


3. По степени монотонности труда. Степень монотонности труда определяется числом элементов и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов 10 и более – класс условий оптимальный, 9-6 – допустимый, менее 6 – напряженный (класс 3.1).

3. Наличие и продолжительность перерывов и сменность работы. Если продолжительность рабочего дня до 8 часов – оптимальный, до 9 часов – допустимый, более 9 часов – напряженный (класс 3.1).

4. От длительности сосредоточенного наблюдения: до 25% от продолжительности рабочей смены – первый класс, 26%-50% - второй класс, 51%-75% - класс 3.1, более 75% - класс 3.2.

5. Работа с видеодисплейными терминалами до 2х часов в смену – оптимальная, до 3х часов – допустимый. работа за компьютером определяет класс условий труда как напряженный: 3-4 часа – класс 3.1, более 4 часов – класс 3.2.

Степень вредности условий труда 3 класса определяется по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда:

Х ФАКТ = Х Ф1 + Х Ф2 +... Х Ф n =∑ Х Ф i

Число баллов по каждому фактору X Ф i представляют в карте условий труда аттестации рабочих мест, с учетом продолжительности его действия в течение смены:

Х Ф i = Х CTi *T i

Где: ХСТi – степень вредности фактора или тяжести работы, установленный

по показаниям гигиенической классификации труда;

Ti – продолжительность фактора в течение смены.

Ti=t Ф i /t РС

если t Ф i >= t РС, то Ti = 1.

Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается:

По наиболее высокому классу и степени вредности;

В случае сочетания действий 3 и более факторов класса 3.1. оценка будет класса 3.2;

При сочетании двух или более факторов классов 3.2, 3.3 или 3.4 условия труда оценивается соответственно на 1 степень выше.

В зависимости от фактического состояния условий труда работодатель по согласованию с профсоюзом устанавливает доплаты в размере 4% - 24% тарифной сетки. Доплаты устанавливается по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим за время фактической занятости на рабочих местах сроком на 1 год.

Доплата в зависимости от условий труда

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?