Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Передовики производства писали про нас гневные письма. Ооо «издательский дом «интеллектуальная собственность

Валерий Кипелов о «Мании величия» и комплексе неполноценности

Фото: Виктор Погонцев / Russian Look

Группа «Ария» отмечает свое 30-летие двумя большими концертами в Stadium Live 28 и 29 ноября. В них участвует и Валерий Кипелов - вокалист классического состава «Арии», более десяти лет возглавляющий собственный проект. «Лента.ру» поговорила с Кипеловым об истории первой российской профессиональной хэви-метал-команды, в которой были многотысячные стадионы и работа ночными сторожами, насмешки музыкантов андеграунда и жалобы от передовиков производства.

«Лента.ру»: «Ария» возникла на основе вокально-инструментального ансамбля «Поющие сердца». Как получилось, что советский ВИА взял и превратился в группу, играющую хэви-метал в духе сверхпопулярных в то время Iron Maiden?

Я пришел в «Поющие сердца» из ансамбля «Лейся, песня», в котором проработал пять лет вместе с Николаем Расторгуевым. Но в 1985 году появилась специальная комиссия, которая проверяла ансамбли, репертуар и идеологию, и многие ВИА эту комиссию не прошли. Их отправили на репетиционный период - то есть нужно было пересдавать, готовить новый репертуар.

Тогда в обязательном порядке надо было исполнять 80% песен членов Союза композиторов и 20% молодых авторов, как их называли. Мы сделали «День без выстрела» Тухманова, «Гимн демократической молодежи», «Если бы парни всей земли», но «Лейся, песня» комиссию не прошла, на нас «напряглись». По разным причинам, и по идеологическим тоже. Наступил достаточно сложный период, никто не верил, что вокально-инструментальным ансамблям вообще позволят как-то работать.

И тут мне позвонил Виктор Векштейн (продюсер и руководитель «Поющих сердец», трагически погибший в 1990 году - прим. «Ленты.ру»). Они уже прошли просмотр, и Векштейн решил на базе «Поющих сердец» сделать отдельный проект. Он пригласил Николая Носкова, был там еще басист Алик Грановский тогда. Но Носков ушел, и пришел я, а вскоре и гитарист . Играли мы поначалу то, что осталось от Носкова, я какие-то песни «Лейся, песня» приволок. Каким-то образом родилась песня «Тореро». Пытались искать поэтов, многие отказывались. Для нас согласились писать Александр Елин, Рита Пушкина.

Фото: Александр Поляков / РИА Новости. Олимпийская деревня. В клубе-кафе «У фонтана». Дискотека. Выступает рок-группа «Ария». 1988 год

И вы решили играть именно тяжелую музыку?

Я всегда любил , Led Zeppelin, был в курсе всех этих событий. Мы с Николаем Расторгуевым даже в «Лейся, песня» какие-то элементы рок-н-ролла пытались привносить. Так что любовь к рок-музыке всегда была, а тут тем более такие условия - просмотр мы прошли, тормозов не было. И мы уговорили Векштейна, не знаю уж, какими путями, попробовать записать альбом.

Формально мы были в составе «Поющих сердец». Ездили на гастроли, играли не пойми что. Первое отделение какой-то непонятный репертуар играли, а во втором отделении аккомпанировали Антонине Жмаковой, певице и жене Векштейна. Все лето 1985 года мы посвятили тому, что записывали свой первый альбом, который назывался «Мания величия». Векштейн послушал, песни ему понравились. Он сказал, что да, это сложно будет пробивать, поскольку это был еще непростой период, но Горбачев уже был у власти, и стало попроще с идеологией. Векштейн был человек опытный, знал, на какие струны нажать, в какие кабинеты заходить, и где-то в октябре, по-моему, вышел альбом.

Векштейн очень хотел назвать группу «Вулкан» и даже сочинил песню с таким названием. По его настоянию мы ее записали. Это был такой компромисс. Потом эту песню тактично отрезали и отдали пленку в распространение без нее. А альбом пошел под названием «Ария».

А кто предложил название?

Скорее всего, это была идея Холстинина. Очень хотелось какое-то короткое музыкальное название, может быть, напоминающее чем-то Iron Maiden. Красивое, музыкальное, емкое, удобно скандировать. Тем более, у Холстинина была гитара Aria Pro-II. Альбом облетел всю страну буквально за мгновение, и тут Векштейн узнал, что группа называется не «Вулкан», как он мечтал, а «Ария». Было выяснение отношений, и как-то мы его убедили, что «Вулкан» напоминает марку пылесоса. К тому же, был фильм про пограничного пса по кличке Вулкан.

Правильно ли называть «Арию» первой советской хэви-металлической группой?

Хотя все мы в душе любили рок-музыку, но до этого не удавалось исполнять ее на профессиональной сцене. Некоторые группы, может быть, начали играть хэви-метал в СССР раньше нас, но мы были первыми, кто стал делать это на профессиональной сцене.

Мы работали от Москонцерта. Это вызывало насмешки у музыкантов из андеграунда. Они же все считали себя настоящими, они же все из подполья, в рок-лабораториях, а мы официально, значит, работаем в Москонцерте. Но я считаю, что это была наша заслуга - мы застолбили это дело на официальном уровне.

По поводу взаимоотношений с андеграундом: Кинчев как-то в интервью сказал, что «Алиса» очень даже дружила с «Арией».

Вражды между музыкантами никакой не было. В основном это делало окружение, журналисты, в частности, Артемий Троицкий. Уж больно, я помню, он нас не любил. Считал, что хэви-метал - это музыка людей, страдающих комплексом неполноценности, поэтому они сбиваются в большие кучи, чтобы орать, скандировать. Потом Троицкий заявил, что Киркоров, наверное, более достойный человек в роке, чем я. Троицкий считал, что прогрессивные - это с «Наутилусом Помпилиусом». Они, значит, были борцы с системой, а мы как бы нет. Но мы никогда не претендовали на эти лавры, мы никогда не были борцами с коммунистами, большевиками, никогда. Мы занимались своим делом, музыкой, а бороться было не нашей прерогативой.

Фото: Алексей Куденко / «Коммерсантъ» / «Ария» выступает на рок-фестивале «Нашествие», 2001 год

А как на хэви-метал реагировали первые слушатели? Я помню, например, что в 1987 году на метал-концертах в Москве зрителям запрещалось вставать со своих мест, а тех, кто вставал и, допустим, размахивал руками, милиция выводила из зала.

Сначала бывали разные ситуации, потому что половину концерта мы играли как «Поющие сердца», а половину - как «Ария». Название «Ария» официально утвердили только в 1986 году, поэтому бывало, что люди приходили на ВИА «Поющие сердца», а получали нечто другое и возмущались. Были передовики производства, которые писали гневные письма. Жмакова им нравилась, потому что это все-таки была советская эстрада, а вот у нас были всякие нарекания, вплоть до того, что нам грозили разгоном. В конце концов в 1986 году, уже где-то осенью, было официально утверждено название, долго собирался худсовет. Саша Градский нам очень помог в этом плане, убеждал, что эта музыка тоже имеет право на существование. Нам возражали, говорили, что песни слишком агрессивные. Векштейн утверждал, что это «наш ответ Чемберлену», наш ответ на западное влияние. К тому времени у нас появились песни «Воля и разум», «Встань, страх преодолей».

К концу 1986 года мы записали уже два альбома (второй альбом назывался «С кем ты?»), и по разным причинам внутри группы возникли противоречия - и с Векштейном, и между музыкантами. К сожалению, этот состав приказал долго жить. Из первого состава остались мы с Володей Холстининым, и в 1987 году это уже была другая «Ария». Жмакова стала как бы совсем отдельно - для нее Векштейн набрал музыкантов и она тоже решила играть тяжелую музыку под названием «Спрут».

В истории «Арии» была такая синусоида: большая популярность в перестроечные годы, потом еще один взлет в начале 2000-х, а между этими пиками было время, когда про группу почти не было слышно.

Да, так. Первый всплеск был после выхода второго альбома. Тогда хэви-метал вошел в моду, и только ленивый не играл такую музыку. Даже Пугачева, по-моему, надела железные браслеты. Ротару стала тоже использовать элементы хард-рока. Это было очень модно, а потом мода начала потихонечку проходить. В 1987 году мы записали очень удачный альбом, один из самых лучших - «Герой асфальта». А наверное, уже в 1989 году популярность тяжелой музыки начала падать, появились другие приоритеты: ласковые, маленькие, большие - все, что связано с поп-музыкой. Там были фанерщики в основном, им не надо было париться со звуком, у них все было просто.

Ушлые люди вложили в них деньги, тяжело с ними было конкурировать, но мы пытались. И вот самая низкая точка синусоиды - это были 1992-1994 годы примерно, это было дно. Мы почти не работали, поскольку нам предлагали работать на «дровах» (я имею в виду аппаратуру, зал), но какие-то концерты мы пытались сделать. Мы в этот период с Дубининым работали сторожами на той же базе, на которой репетировали.

Было очень тяжело, потому что почти у всех семьи, дети, у меня двое детей было. Многие музыканты ломались и кто-то уезжал в Бельгии, Германии, Америки, думали найти себя там. Мы таких иллюзий не испытывали, поскольку трезво оценивали свои возможности, и знали, что таких музыкантов, таких групп на Западе - как собак нерезаных. Мы гнули свою линию, пытались держаться, выживать.

Наверное, с 1995 года начался подъем. Мы записали удачный альбом «Ночь короче дня», и подъем длился до 2002 года. Мы разошлись с «Арией» на самом пике популярности. У нас было все в полном порядке: гастроли, финансы, все было отлично, ничего не скажешь. Обычно это происходит, когда плохо, а мы разошлись, когда было хорошо. Наверное, это и отличает нас от других команд. Реально получился подъем, но вот не выдержали испытания медными трубами.

Фото: «Огонек» / «Коммерсантъ» / «Ария», 1990-е годы

На что была похожа ваша первая группа «Крестьянские дети»?

Ребята играли на танцах и там был очень странный репертуар. Ну то, что на танцах играют. На самом деле там очень талантливые музыканты были, был замечательный гитарист и автор песен Дмитрий Корзюк, ныне покойный. Это больше походило на советскую эстраду, хотя мы исполняли кавер-версии , на танцах, на свадьбах. То есть и советская эстрада и плюс еще кавер-версии, скажем так. , Love Hurts частенько пел.

Что вы думаете о новой волне тяжелой музыки, которая появилась в 2000-х?

Мне сложно об этом судить, я не очень в этом деле разбираюсь. Больше вопрос, наверное, к музыкантам группы «Кипелов». Они помоложе, они слушают эти команды. В свое время мне не очень нравилась группа Metallica, я больше любил Judas Priest, Iron Maiden, Оззи Озборна - вот это были мои основные три группы классического хэви-метала. До этого я очень любил Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd, в свое время обожал просто группу Creedence Clearwater Revival. Это то, на чем я воспитывался.

Из всех команд, появившихся после классического хэви-метала, мне больше всего нравится Muse. У меня вся семья повернута на этой группе, на концерты ходим. Отдельные песни System of а Down нравятся, а так я все-таки предпочитаю классический хэви-метал. Хотя по жизни я вообще почти эту музыку не слушаю. Я слушаю казачьи песни, мою любимую певицу Евгению Смольянинову, народные песни, хорошую советскую эстраду. В детстве я слушал очень много оперных певцов, Лемешева, Козловского, любил народную певицу Лидию Русланову и до сих пор ее слушаю. Поэтому у моих пристрастий очень странный замес.

Он вполне логичный, потому что это тоже все мелодично и красиво.

Да, и классику обожаю на самом деле. Хожу частенько на концерты. Вот «Геликон-опера», теперь у них новый театр, буду ходить. У меня там мой зять работает и бывший вокалист группы «Мастер» Миша Серышев тоже. С удовольствием смотрел постановку «Бориса Годунова» в их камерном зале.

Многим поклонникам Кипелова, «Арии», близка фэнтези-эстетика. Сейчас в этой эстетике делается много фильмов, сериалов. Смотрите такое?

«Игрой престолов» я не проникся. Что меня зацепило сразу, так это «Властелин колец», один из любимых фильмов. Я смотрю его со своими внучками, у меня их две. Старшей 14 лет, младшей шесть. С детьми тоже, они у меня уже взрослые: дочери 35, сыну 26, консерваторию заканчивает по классу виолончели.

Мне кажется, что «Властелин колец» самый удачный фильм в этом жанре. Все остальные - «Хроники Нарнии», «Гарри Поттеры» - как-то меня не очень впечатлили, а вот это понравилось. Может, музыка, может, актеры, может, сюжет. В текстах группы «Кипелов» героика все-таки более личностная, более земная, что ли. Мне как-то не очень интересно петь исландские саги или что-то в этом духе. Хотя я там нахожу то, что можно взять и адаптировать к современности, этим я с удовольствием занимаюсь.

Беседовал Александр Зайцев


Валерий Кипелов – не просто ведущий российский рок-вокалист. Это человек, о котором слагают легенды. Вокалист двух культовых российских рок-групп "Ария" и "Кипелов", кумир нескольких поколений любителей тяжелого рока, идол хеви-метал и хард-рока Валерий Кипелов вновь приезжает со своей группой в Израиль, чтобы дать два концерта в Хайфе и Тель-Авиве.

Беседовала Севиль Велиева.

Я была на вашем концерте в Израиле в прошлый раз, и меня удивило количество молодежи. Понимаю, почему у вас полно поклонников 35-50 лет – то есть тех, кто вырос на вашей музыке, но почему к вам приходит так много 20-25-летних?

Вы не поверите, но у нас на концертах много детей, и мне часто после концерта передают открытки от 6-7 летних детей, трогательно подписанные типа "спасибо большое, дядя Валера". Я вообще проверяю свои песни на своих внучках. У меня внучкам 15 и 7, и если им нравится, значит, хорошая песня (смеется) . Я не могу понять, почему нас слушают молодые люди: мы однозначно не модные, но мы общаемся на равных с молодежью, а это очень подкупает ее. Финалист одного крупного музыкального конкурса в России исполнял песню "Я свободен" в свои 13, и мы приняли это с уважением. Понятно, что когда он пел "Я бы мог с тобою быть, я бы мог про все забыть", он вкладывал в это совсем не тот же смысл, что вкладываю я, но тем не менее, для него это значило что-то другое. И это тоже имело право на существование.

Я не знаю ни одного человека, которого оставила бы равнодушным песня "Я свободен" – независимо от возраста, местоположения и даже языка. Она очень цепляет. И в этой связи один очень общий вопрос – что должен чувствовать человек, который написал такую песню? Вы сразу поняли, что создали шедевр?

Мы ее написали в 1997 году, вместе с Сергеем Мавриным, гитаристом "Арии", но как-то не пошла она тогда. Мы и не рассчитывали особо на нее, это была просто песня, написанная в числе прочих для нашего альбома. Мы даже практически не играли ее в составе "Арии": я ее написал, показал коллегам, но реакция была достаточно холодная. А после образования группы "Кипелов" стало понятно, что надо ее переписать. Мы сделали чуть жестче аранжировку, она зазвучала чуть тяжелее, и на свой страх и риск мы отдали ее на радио. И тогда я был очень удивлен реакцией на эту песню. Она выстрелила. Не знаю, с чем она зазвучала. С тех пор еще долгое время я не мог выйти на рынок или купить сигарет (тогда я еще курил) без того, чтобы мне не говорили: "А, я свободен!"

Вы отличаетесь от своих коллег-музыкантов еще и тем, что совсем не чураетесь публичных мест. Вы тут упоминаете пару моментов: вы ходите на рынок, вы пользуетесь общественным транспортом, а вас ведь узнают – и в силу музыкальных заслуг, и в силу характерной, запоминающейся внешности, да? Насколько вам комфортно быть публичной личностью, которую всегда узнают?

Я действительно пользуюсь общественным транспортом, и ко мне часто подходят с просьбой сфотографироваться или дать автограф – я не вижу никаких проблем с этим! Я не люблю панибратства, но, видимо, это никто не любит. Но с каким-то хамством бытовым со стороны поклонников я никогда и не сталкивался. Помню, как-то дал автограф даже на удостоверении одного работника метрополитена – меня узнали, а больше не на чем было расписываться. Я очень адекватно отношусь к своим данным, к своим возможностям, и никогда не стремился корчить из себя звезду. И вообще, я очень люблю это дело – надвинуть шапочку на брови, чтобы меня никто не узнал, и ехать, слушать, о чем говорят вокруг.

Помните сказку "Халиф на час", да? Вы напоминаете сейчас этого самого падишаха.

Да-да-да, точно!

Вы вообще абсолютно не форматный рок-музыкант: вы семьянин, вы не употребляете ни наркотики, ни алкоголь, вы, оказывается, даже бросили курить давно. Вы сами-то как себя чувствуете с тем, что на вас невозможно нацепить известные ярлыки – ни ко внешнему виду, ни к музыке, ни к образу жизни? И вообще, вы являетесь классическим рок-музыкантом?

Действительно, рок-музыкантам присущи определенные атрибуты. А в жизни они обычные, и носят обычную одежду. А что касается музыки, я отвечу так: я стараюсь расширять рамки. Я рок-музыкант, и я люблю рок-музыку, но это не значит, что я не воспринимаю другую музыку. Я, например, очень люблю народные песни, очень люблю этническую музыку и стараюсь привносить в свое творчество какие-то элементы, несмотря на то, что здорово раздражаю этим часть своих слушателей. Я люблю военные песни, например, и регулярно их исполняю. Поэтому я действительно против ярлыков: мне всегда было интересно попробовать что-то новое.

Я не очень удивлена: помню, что вы закончили музыкальную школу по классу "игра на баяне". Но у меня вот вопрос по поводу текстов...

О, тексты – это самая сложная часть процесса! Можно написать хорошую музыку, можно сделать отличную аранжировку, но вопрос в том, чтобы написать такой текст, чтобы человека за душу взяло. Мне очень важно писать именно такие тексты. И когда мне говорят, что я написал оду Путину своей песней "Непокоренный", мне становится неприятно: оба моих деда погибли на войне – при чем тут политика? Я выразил в песне свои чувства...

Эту новую песню мы услышим еще, а пока давайте поговорим об уже написанном. Вы являетесь абсолютным рекордсменом, по-моему, по числу упоминаний ваших текстов в современной литературе. И что интересно, все современные авторы почему-то видят в ваших текстах отражение темных сил. Лукьяненко причисляет вас к Темным Иным, Алекс Корж тоже – да этот список можно продолжать и продолжать! Как вы себе это объясняете и как вы себя, как православный человек, себя чувствуете?

(смеется) Бытует стереотип, что рок-музыканты априори на стороне темных сил. Это, конечно, не соответствует действительности. У нас много было таких "потусторонних", но при этом было и есть гораздо больше и светлых, теплых песен. Для нас написание таких "темных" песен было элементом игры, поддержания имиджа. Мы когда написали песню Антихрист, для нас это был просто хороший текст к хорошей музыке, но наши слушатели интерпретировали по-другому. И это было неприятно, когда слушатели наделяли мои песни смыслом, который изначально совсем не предполагался. Сейчас мы ее больше не исполняем на концертах, я открестился от таких песен.

Что вы будете исполнять в Израиле в этот раз? Почему нам стоит прийти на концерт Кипелова?

Мы представим другую программу, мы обязательно сыграем новую песню "Непокоренные", посвященную блокадному Ленинграду. Она вышла в начале этого года, поэтому мы еще не успели ее нигде спеть. Мы, конечно, сыграем часть наших старых песен, которые все знают. А чем еще будет отличаться, мы не знаем, потому что во многом наша программа определяется уже на месте. Мы даем 2 концерта – в Хайфе и в Тель Авиве, и вполне вероятно, что и там, и там программа будет разной. Это всегда зависит от настроения публики, от нашего настроения, от технических возможностей.

Бывало, что вы и по ходу концерта меняли программу?

Да, конечно, бывало, что и в процессе приходилось, практически не сговариваясь, менять что-то. Чаще всего это было связано с техническими возможностями – какой-то клик не сработал, техника зависла, какой-то инструмент не играет, как нужно. Приходится срочно переигрывать. Либо у меня в голове что-то щелкнуло, и я понял, что вот следующая песня должна быть вот такой.

И как музыканты из таких ваших настроений выкручивались?

(смеется) Ну, с профессионализмом и каменным спокойствием, как будто все знали с самого начала. А что им остается делать?

Концерты самой громкой во всех смыслах российской рок-группы "Кипелов" пройдут:
23 сентября, в пятницу, в 21.00 – в Хайфе (Зал "Раппопорт");
24 сентября, в субботу, в 21.00 – в Тель-Авиве (Клуб "А-Театрон")
Заказ билетов онлайн на официальном сайте Restinter.com или по телефону: 03-5790033

Группа «Ария» отмечает свое 30-летие двумя большими концертами в Stadium Live 28 и 29 ноября. В них участвует и Валерий Кипелов - вокалист классического состава «Арии», более десяти лет возглавляющий собственный проект. «Лента.ру» поговорила с Кипеловым об истории первой российской профессиональной хэви-метал-команды, в которой были многотысячные стадионы и работа ночными сторожами, насмешки музыкантов андеграунда и жалобы от передовиков производства.

«Лента.ру»: «Ария» возникла на основе вокально-инструментального ансамбля «Поющие сердца». Как получилось, что советский ВИА взял и превратился в группу, играющую хэви-метал в духе сверхпопулярных в то время Iron Maiden?

Валерий Кипелов: Я пришел в «Поющие сердца» из ансамбля «Лейся, песня», в котором проработал пять лет вместе с Николаем Расторгуевым. Но в 1985 году появилась специальная комиссия, которая проверяла ансамбли, репертуар и идеологию, и многие ВИА эту комиссию не прошли. Их отправили на репетиционный период - то есть нужно было пересдавать, готовить новый репертуар.
Тогда в обязательном порядке надо было исполнять 80% песен членов Союза композиторов и 20% молодых авторов, как их называли. Мы сделали «День без выстрела» Тухманова, «Гимн демократической молодежи», «Если бы парни всей земли», но «Лейся, песня» комиссию не прошла, на нас «напряглись». По разным причинам, и по идеологическим тоже. Наступил достаточно сложный период, никто не верил, что вокально-инструментальным ансамблям вообще позволят как-то работать.
И тут мне позвонил Виктор Векштейн (продюсер и руководитель «Поющих сердец», трагически погибший в 1990 году - прим. «Ленты.ру» ). Они уже прошли просмотр, и Векштейн решил на базе «Поющих сердец» сделать отдельный проект. Он пригласил Николая Носкова, был там еще басист Алик Грановский тогда. Но Носков ушел, и пришел я, а вскоре и гитарист Владимир Холстинин. Играли мы поначалу то, что осталось от Носкова, я какие-то песни «Лейся, песня» приволок. Каким-то образом родилась песня «Тореро». Пытались искать поэтов, многие отказывались. Для нас согласились писать Александр Елин, Рита Пушкина.

Фото: Александр Поляков / РИА Новости

И вы решили играть именно тяжелую музыку?

Я всегда любил Black Sabbath, Led Zeppelin, был в курсе всех этих событий. Мы с Николаем Расторгуевым даже в «Лейся, песня» какие-то элементы рок-н-ролла пытались привносить. Так что любовь к рок-музыке всегда была, а тут тем более такие условия - просмотр мы прошли, тормозов не было. И мы уговорили Векштейна, не знаю уж, какими путями, попробовать записать альбом.
Формально мы были в составе «Поющих сердец». Ездили на гастроли, играли не пойми что. Первое отделение какой-то непонятный репертуар играли, а во втором отделении аккомпанировали Антонине Жмаковой, певице и жене Векштейна. Все лето 1985 года мы посвятили тому, что записывали свой первый альбом, который назывался «Мания величия». Векштейн послушал, песни ему понравились. Он сказал, что да, это сложно будет пробивать, поскольку это был еще непростой период, но Горбачев уже был у власти, и стало попроще с идеологией. Векштейн был человек опытный, знал, на какие струны нажать, в какие кабинеты заходить, и где-то в октябре, по-моему, вышел альбом.
Векштейн очень хотел назвать группу «Вулкан» и даже сочинил песню с таким названием. По его настоянию мы ее записали. Это был такой компромисс. Потом эту песню тактично отрезали и отдали пленку в распространение без нее. А альбом пошел под названием «Ария».

А кто предложил название?

Скорее всего, это была идея Холстинина. Очень хотелось какое-то короткое музыкальное название, может быть, напоминающее чем-то Iron Maiden. Красивое, музыкальное, емкое, удобно скандировать. Тем более, у Холстинина была гитара Aria Pro-II. Альбом облетел всю страну буквально за мгновение, и тут Векштейн узнал, что группа называется не «Вулкан», как он мечтал, а «Ария». Было выяснение отношений, и как-то мы его убедили, что «Вулкан» напоминает марку пылесоса. К тому же, был фильм про пограничного пса по кличке Вулкан.

Правильно ли называть «Арию» первой советской хэви-металлической группой?

Хотя все мы в душе любили рок-музыку, но до этого не удавалось исполнять ее на профессиональной сцене. Некоторые группы, может быть, начали играть хэви-метал в СССР раньше нас, но мы были первыми, кто стал делать это на профессиональной сцене.
Мы работали от Москонцерта. Это вызывало насмешки у музыкантов из андеграунда. Они же все считали себя настоящими, они же все из подполья, в рок-лабораториях, а мы официально, значит, работаем в Москонцерте. Но я считаю, что это была наша заслуга - мы застолбили это дело на официальном уровне.

По поводу взаимоотношений с андеграундом: Кинчев как-то в интервью сказал, что «Алиса» очень даже дружила с «Арией».

Вражды между музыкантами никакой не было. В основном это делало окружение, журналисты, в частности, Артемий Троицкий. Уж больно, я помню, он нас не любил. Считал, что хэви-метал - это музыка людей, страдающих комплексом неполноценности, поэтому они сбиваются в большие кучи, чтобы орать, скандировать. Потом Троицкий заявил, что Киркоров, наверное, более достойный человек в роке, чем я. Троицкий считал, что прогрессивные - это Бутусов с «Наутилусом Помпилиусом». Они, значит, были борцы с системой, а мы как бы нет. Но мы никогда не претендовали на эти лавры, мы никогда не были борцами с коммунистами, большевиками, никогда. Мы занимались своим делом, музыкой, а бороться было не нашей прерогативой.

Фото: Алексей Куденко / «Коммерсантъ»

А как на хэви-метал реагировали первые слушатели? Я помню, например, что в 1987 году на метал-концертах в Москве зрителям запрещалось вставать со своих мест, а тех, кто вставал и, допустим, размахивал руками, милиция выводила из зала.

Сначала бывали разные ситуации, потому что половину концерта мы играли как «Поющие сердца», а половину - как «Ария». Название «Ария» официально утвердили только в 1986 году, поэтому бывало, что люди приходили на ВИА «Поющие сердца», а получали нечто другое и возмущались. Были передовики производства, которые писали гневные письма. Жмакова им нравилась, потому что это все-таки была советская эстрада, а вот у нас были всякие нарекания, вплоть до того, что нам грозили разгоном. В конце концов в 1986 году, уже где-то осенью, было официально утверждено название, долго собирался худсовет. Саша Градский нам очень помог в этом плане, убеждал, что эта музыка тоже имеет право на существование. Нам возражали, говорили, что песни слишком агрессивные. Векштейн утверждал, что это «наш ответ Чемберлену», наш ответ на западное влияние. К тому времени у нас появились песни «Воля и разум», «Встань, страх преодолей».
К концу 1986 года мы записали уже два альбома (второй альбом назывался «С кем ты?»), и по разным причинам внутри группы возникли противоречия - и с Векштейном, и между музыкантами. К сожалению, этот состав приказал долго жить. Из первого состава остались мы с Володей Холстининым, и в 1987 году это уже была другая «Ария». Жмакова стала как бы совсем отдельно - для нее Векштейн набрал музыкантов и она тоже решила играть тяжелую музыку под названием «Спрут».

В истории «Арии» была такая синусоида: большая популярность в перестроечные годы, потом еще один взлет в начале 2000-х, а между этими пиками было время, когда про группу почти не было слышно.

Да, так. Первый всплеск был после выхода второго альбома. Тогда хэви-метал вошел в моду, и только ленивый не играл такую музыку. Даже Пугачева, по-моему, надела железные браслеты. Ротару стала тоже использовать элементы хард-рока. Это было очень модно, а потом мода начала потихонечку проходить. В 1987 году мы записали очень удачный альбом, один из самых лучших - «Герой асфальта». А наверное, уже в 1989 году популярность тяжелой музыки начала падать, появились другие приоритеты: ласковые, маленькие, большие - все, что связано с поп-музыкой. Там были фанерщики в основном, им не надо было париться со звуком, у них все было просто.
Ушлые люди вложили в них деньги, тяжело с ними было конкурировать, но мы пытались. И вот самая низкая точка синусоиды - это были 1992-1994 годы примерно, это было дно. Мы почти не работали, поскольку нам предлагали работать на «дровах» (я имею в виду аппаратуру, зал), но какие-то концерты мы пытались сделать. Мы в этот период с Дубининым работали сторожами на той же базе, на которой репетировали.
Было очень тяжело, потому что почти у всех семьи, дети, у меня двое детей было. Многие музыканты ломались и кто-то уезжал в Бельгии, Германии, Америки, думали найти себя там. Мы таких иллюзий не испытывали, поскольку трезво оценивали свои возможности, и знали, что таких музыкантов, таких групп на Западе - как собак нерезаных. Мы гнули свою линию, пытались держаться, выживать.
Наверное, с 1995 года начался подъем. Мы записали удачный альбом «Ночь короче дня», и подъем длился до 2002 года. Мы разошлись с «Арией» на самом пике популярности. У нас было все в полном порядке: гастроли, финансы, все было отлично, ничего не скажешь. Обычно это происходит, когда плохо, а мы разошлись, когда было хорошо. Наверное, это и отличает нас от других команд. Реально получился подъем, но вот не выдержали испытания медными трубами.

На что была похожа ваша первая группа «Крестьянские дети»?

Ребята играли на танцах и там был очень странный репертуар. Ну то, что на танцах играют. На самом деле там очень талантливые музыканты были, был замечательный гитарист и автор песен Дмитрий Корзюк, ныне покойный. Это больше походило на советскую эстраду, хотя мы исполняли кавер-версии Creedence, The Beatles на танцах, на свадьбах. То есть и советская эстрада и плюс еще кавер-версии, скажем так. Nazareth, Love Hurts частенько пел.

Что вы думаете о новой волне тяжелой музыки, которая появилась в 2000-х?

Мне сложно об этом судить, я не очень в этом деле разбираюсь. Больше вопрос, наверное, к музыкантам группы «Кипелов». Они помоложе, они слушают эти команды. В свое время мне не очень нравилась группа Metallica, я больше любил Judas Priest, Iron Maiden, Оззи Озборна - вот это были мои основные три группы классического хэви-метала. До этого я очень любил Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd, в свое время обожал просто группу Creedence Clearwater Revival. Это то, на чем я воспитывался.
Из всех команд, появившихся после классического хэви-метала, мне больше всего нравится Muse. У меня вся семья повернута на этой группе, на концерты ходим. Отдельные песни System of а Down нравятся, а так я все-таки предпочитаю классический хэви-метал. Хотя по жизни я вообще почти эту музыку не слушаю. Я слушаю казачьи песни, мою любимую певицу Евгению Смольянинову, народные песни, хорошую советскую эстраду. В детстве я слушал очень много оперных певцов, Лемешева, Козловского, любил народную певицу Лидию Русланову и до сих пор ее слушаю. Поэтому у моих пристрастий очень странный замес.

Он вполне логичный, потому что это тоже все мелодично и красиво.

Да, и классику обожаю на самом деле. Хожу частенько на концерты. Вот «Геликон-опера», теперь у них новый театр, буду ходить. У меня там мой зять работает и бывший вокалист группы «Мастер» Миша Серышев тоже. С удовольствием смотрел постановку «Бориса Годунова» в их камерном зале.

Многим поклонникам Кипелова, «Арии», близка фэнтези-эстетика. Сейчас в этой эстетике делается много фильмов, сериалов. Смотрите такое?

«Игрой престолов» я не проникся. Что меня зацепило сразу, так это «Властелин колец», один из любимых фильмов. Я смотрю его со своими внучками, у меня их две. Старшей 14 лет, младшей шесть. С детьми тоже, они у меня уже взрослые: дочери 35, сыну 26, консерваторию заканчивает по классу виолончели.
Мне кажется, что «Властелин колец» самый удачный фильм в этом жанре. Все остальные - «Хроники Нарнии», «Гарри Поттеры» - как-то меня не очень впечатлили, а вот это понравилось. Может, музыка, может, актеры, может, сюжет. В текстах группы «Кипелов» героика все-таки более личностная, более земная, что ли. Мне как-то не очень интересно петь исландские саги или что-то в этом духе. Хотя я там нахожу то, что можно взять и адаптировать к современности, этим я с удовольствием занимаюсь.

Здравствуйте, Валерий Александрович! Спасибо, что уделили нам время и согласились ответить на несколько вопросов.

Да не за что, спасибо вам.

Как у вас в целом настроение? Как поживаете?

Отличное настроение. Все нормально, процесс идет.

Прежде всего, хочу поздравить вас с выходом нового сингла. Выход ваших новых работ это всегда долгожданное событие. Что вдохновило вас на запись этой песни? Понятно, что блокада Ленинграда это событие важное для каждого жителя России, но были ли какие-то личные мотивы, связывающие вас с блокадой?

Спасибо за поздравления. Конечно, были и личные мотивы. Во-первых, в этом году семьдесят лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Для меня это не пустой, скажем, звук. У меня оба моих деда погибли во время Великой Отечественной войны: один погиб под Москвой в ополчении, другой погиб под Великим Новгородом. Это тогда, когда немцы хотели Ленинград окружить вторым блокадным кольцом, но у них это не получилось. Он и погиб как раз где-то в сорок третьем году. Поэтому для меня это тема близкая, касающаяся непосредственно меня, моих близких родственников. Много разных тем есть, касающихся Великой Отечественной войны, и Курская Дуга, другие исторические события.

Почему именно Питер? Потому что мне очень не понравилась вся эта история с вопросом, который был поднят для обсуждения на "Дожде", когда предлагалось порассуждать на тему: а не стоило ли сдать Ленинград, больше бы народу сохранили, меньше было бы разрушений. Я считаю, даже сама постановка вопроса не просто некорректна, она провокационна, и на мой взгляд, это такой плевок на могилу наших предков. Поэтому как-то хотелось ответить на эту тему. И вот мы нашли, пожалуй, наиболее

лучший способ.

Из новостей известно, что на новую песню снят клип, что можете о нем рассказать?

Мне сейчас сложно судить, поскольку я видел только отдельные кадры того, что снимали. Я думаю, что время покажет. Мы хотим это сделать к двадцать седьмому января, может, чуть раньше. Почему эта дата? Это дата окончания блокады Ленинграда, поэтому нам очень это важно, чтобы успеть все сделать, но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Надеемся, что мы к этому времени успеем. Много мы себе не можем позволить, как многие команды на западе или у нас. Но я думаю, что не во вложенных средствах заключается сама суть клипа, а в работе режиссера, как он это все видит, как он готов передать содержание песни. Порой бывает, когда маленькими средствами достигают больших результатов. Я хотел бы, чтобы это было именно так.

В одном из прошлых интервью вы упомянули, что не всегда остаетесь довольны конечным результатом при съемке клипов, и что хотели бы снять клип на быструю композицию. Непокоренный оправдал ваши ожидания?

(смеется) Мне сложно сказать. Я анализировал всегда: наиболее удачными получались те клипы, я беру и "арийский" период, когда я там работал в свое время, так называемые "концертные" клипы. Когда бралось за основу выступление на концерте, соответственно чем-то там забивалось, либо видеоряды какие-то, либо компьютерная графика. Были, конечно, и удачные. Чтобы сделать хороший клип требуется и режиссерская работа. Надеюсь, что результат нас устроит. Мне очень важно, чтобы сам клип, его динамика, его направленность, его дух, был неразрывно связан с самой песней. Мне не нравится, когда клип сам по себе, музыка сама по себе. Я это не люблю. Хотя многие считают, что так и должно быть, но я с этим н

е согласен.

Был очень хороший клип, когда был достаточно серьезный бюджет для клипа на песню "Я здесь". Это было здорово. Там много чего было задействовано, все было натурально, никакой компьютерной графики: сценические персонажи, колесницы, все было по-настоящему. Но не очень понравился конечный результат потому что от этого песня, так скажем, не выиграла. Клип сам по себе, песня сама по себе. Мне так казалось. Поэтому будем надеяться, что в данном случае; а тема такая серьезная, хотелось бы, чтобы клип соответствовал музыке. Это очень важно.

Сингл, как и предыдущие работы выйдет на виниле, как вы лично относитесь к виниловому формату?

Ну, я отношусь достаточно спокойно. Наш директор фанат винила. У меня нет даже, скажем, виниловой вертушки, на которой можно было бы слушать, и вообще, порой, я часто слушаю музыку на чем придется. Чаще всего, наверно, в машине, когда я еду, и иногда, когда зарядочку делаю, причем у меня стоит такой самый, пожалуй, примитивный музыкальный центр, иногда, когда я делаю зарядку, я включаю музыку и слушаю мои любимые радиостанции, где звучит рок-музыка, классическая музыка.

Он (директор) фанат этого дела. Мне приятно, когда я приезжаю к нему, я могу послушать, потому что, честно говоря, звук сильно отличается. Звук, который ты слушаешь на виниле, от того, который на CD и других физических носителях. Он более теплый, он напоминает мне о прошлом, скажем так (смеется), то есть он совсем другой. Он настоящий, аналоговый, классный звук. Но, к сожалению, не все могут позволить себе это дело. Я, конечно, мог бы себе позволить, но я не запариваюсь, чтобы сесть предметно послушать, порой времени не хватает для этого, честно говоря. Но те, кто серьезно относятся к звуку, кто детально хочет сесть, основатель

но послушать, это - лучший, пожалуй, вариант.

Как вы относитесь к песне "Я свободен"? Известно, что многие известные музыканты начинают со временем ненавидеть свои самые популярные хиты, потому что публика просит исполнять только их и мало интересуется остальным материалом? Например, Роберт Плант и "Лестница в небо" и музыканты Warrant и их Cherry Pie?

Я понимаю, о чем идет речь (смеется). У меня тоже есть свое определенное отношение к этой песне, хотя, грех жаловаться, в свое время она была, визитной карточкой, как принято говорить, на самом деле знаковой песней. Она и до сих пор остается, и часто ее просят исполнить на концертах. Мы раньше ее почти на каждом концерте исполняли. Недавно мы вернулись из Питера, так мы ее там не играли. Хотя ее просят. Я знаю, что есть наши поклонники, которые зачастую ходят на наши концерты, чтобы услышать не исключительно, конечно, эту песню, но во многом из-за этой песни. Она для них тоже является знаковой, какие-то воспоминания, какие-то события будит эта песня в них, кому-то помогала она в свое время выживать. Есть какой-то определенный компромисс. Иногда стараюсь импровизировать: менять мелодию, петь песню не целиком самому, зачастую я просто микрофон в зал, и вместо меня поют. Тяжело на самом деле отказаться от тех песен, которые являются знаковыми. Когда говорят о группе "Кипелов", люди, которые мало знают ее, конечно, они в первую очередь вспоминают песню "Я свободен".

Раз уж мы о ней заговорили: как вы относитесь к новой рекламе интернет-магазина, где перепевают вашу песню?

Вас это не обижает?

Да нет, я совершенно спокойно к этому отношусь. Я вспоминаю передачу, которая на Первом канале, то ли "Точь-в-точь", то ли "Один в один", я не помню, они очень похожи по формату. Это когда изображают, подражают известным музыкантам. Любопытная передача, я так с удовольствием иногда посматриваю. И видел, как Колдун исполнял песню "Я свободен". Со своей колокольни, достаточно удачно, мне показалось, он ее исполнил. Поэтому кто-то судится, я считаю, что это глупо. Если поют твои песни, значит, что эти песни чего-то стоят. Поэтому я совершенно спокойно к этому отношусь. Без каких-то предрассудков.

Какие впечатления остались от совместного концерта с Арией, посвященного юбилею группы?

Замечательные впечатления. Честно говоря, в голове не укладывается, что группа существует тридцать лет. Когда мы только-только делали ее в восемьдесят пятом году, собирались музыканты, которые вообще не представляли, что будет дальше. Как-то так судьба нас всех свела вместе на базе вокально-инструментального ансамбля "Поющие сердца". Мы никогда не могли себе представить, что будет достаточно долго существовать эта группа и пользоваться (успехом). Были, конечно, периоды, были падения и взлеты.

Понравилось ли выступать на Moscow Metal Meetings? Как вы относитесь к международным фестивалям подобного уровня?

Я хорошо отношусь к фестивалям, и мне этот фестиваль очень понравился. Не повезло немножко с погодой, но ничего страшного. Во-первых, на этих фестивалях мы можем встретить своих знакомых. Дело в том, что еще в двухтысячном году, еще в составе Арии, мы работали вместе с группой Удо Диркшнайдера. Это было очень приятно с ним снова встретиться спустя больше десяти лет, отметить его замечатель

ную форму, невзирая на возраст. Время, конечно, нас не красит, но он молодец: работает, поет замечательно. Был приятно удивлен, увидев там нашего соотечественника, Смирнова. Поэтому такие фестивали меня радуют: ты можешь сравнить свой уровень, опять же, с теми музыкантами, на которых когда-то ты если не молился, но они были для тебя авторитетными. Тот же, например, Accept. Мне приятно, на самом деле. Я не отказываюсь от участия в таких фестивалях. Единственное, когда нет разделения на основные и второстепенные команды, когда кому-то звук зажимают, кому-то свет. Я считаю, что фестиваль это такое дело, в котором нет соревновательного духа, кто лучше, кто хуже. Люди выходят делать общее дело. Если так - мне такие фестивали нравятся.

С кем из зарубежных групп хотели бы вместе выступить или записать совместный материал?

Сложно сказать (смеется). Мы-то, может быть, много с кем хотели бы, а вот есть ли у них такое желание? Я, если честно, в этом деле сомневаюсь. Если будут какие-то предложения, я никогда ничего не отвергаю. Опять же, смотря какой материал, что придется петь. Надо всегда взвешивать свои возможности и силы. Можешь ли ты достойно спеть и продемонстрировать свои вокальные данные? Тогда -да. А если нет, если есть еще какие-то сомнения, лучше в это дело не вписываться. Поэтому я всегда стараюсь четко взвешивать свои возможности. Переоценивать себя -не очень хорошее качество. Недооценивать тоже, наверно, не очень хорошо, но и переоценивать тоже. Поэтому надо так тщательно относиться: с кем, когда и где. Когда есть какие-то предложения, мы индивидуально все обсуждаем.

Группа Кипелов - апологеты традиционного хеви-метала, а как вы относитесь к другим жанрам музыки, хотели ли бы ради эксперимента попробовать себя в чем-то е

ще?

Ну, мы периодически пробуем себя в чем-то еще. Да мы играем традиционный, не побоюсь этого слова, классический хард-н-хеви, хеви-метал. Что я слушаю? Я, например, очень люблю классическую музыку. Не перестаю удивляться классическим вокалистам, их возможностям, их данным, профессионализму. Есть много чему у них поучиться. Слушаю народную музыку с огромным удовольствием. Очень ее люблю. У меня любимая певица Евгения Смолянинова, я ее могу долго слушать. Она исполняет песни Вертинского, она поет духовную музыку, она поет народную музыку, она поет городской романс. Я ее реально обожаю, и тоже есть чему поучиться у нее. Люблю разные направления. Я считаю, что у меня нет каких-то табу. Если это здорово сделано, если профессионально, если это вкусно и интересно, я люблю музыку любого жанра. Главное, чтобы это хорошая была музыка.

Да, мы иногда поем народные песни во время нашего концерта, иногда это кого-то шокирует. Мне это очень нравится, потому что я вообще воспитывался на народных песнях. Потом мы сделали, например, арию Надира из оперы Бизе, мне тоже этого давно хотелось, потому что очень эта ария нравилась, а потом как-то меня подвигло, я услышал, что многие рок-певцы, рок-музыканты, они пытаются исполнять арии известные, Верди, или других каких-то классических композиторов. И мы решили тоже попробовать такой эксперимент сделать. Вот джаза мы пока еще не касались (смеется), а что касается народной и классической музыки, мы уже ее попытались транспонировать в своем жанре. Поэтому нам ничего не чуждо, я думаю, что такие эксперименты всегда интересны. Главное тут не перегнуть палку и оставить основу. Если это классическое произведение, значит оно должно быть классикой, если народное, все-таки должны быть народные нотки. Некоторые пытаются делать народные песни в жестком в

арианте, не всегда это хорошо получается. Поэтому надо тщательно и трепетно относиться к тому, что ты делаешь. Тогда все получится.

Есть ли какая-то тема, которая вас всегда привлекала, и могла бы лечь в основу новой песни или целого альбома? Некий источник вдохновения, который вы бы хотели развить...

К слову сказать, наверно такие темы есть. Вот, например, с Маргаритой Пушкиной частенько обсуждаем темы заранее, а иногда бывает спонтанно. Вот как, например, с песней "Непокоренный". Она возникла спонтанно. Что-то подвигло. Мы в принципе находимся на одной волне с ней. Нам нравятся многие фильмы, мы вместе многое обсуждаем: классические произведения, например, Достоевского. Сейчас, вот, "Тихий Дон" недавно прошел сериал, что-то там было хорошо, что-то не очень хорошо. Понятно, что сравниваешь всегда с предыдущими работами на эту тему. Например, мне больше нравится старый вариант "Тихого Дона". Хотя, в принципе, темы для песен они вечные всегда. Борьба добра и зла -это вечные темы; место человека в этой жизни. Мне бы очень хотелось продолжить тему "Жить вопреки" - предыдущий альбом в немного другой интерпретации. Человек в определенных обстоятельствах ломается, сгибается или наоборот восстает и что-то делает. Вот это мне всегда очень нравилось и всегда меня вдохновляло. Я не могу петь стихи те, которые меня не вдохновляют. Я их не чувствую. Я чувствую -не мое. Я сразу говорю: это не мое, и я это делать не буду.

Очень хотелось в свое время сделать историю про цареубийство, про расстрел царской семьи. Но пока это не получается. Это достаточно объемное полотно, как мне кажется, серьезная тема. Хотелось бы ее поднять. Не знаю, получится, не получится... Вот и опричников в свое время поднимали эту тему, но тоже пока не довели до ума. Рад тому, что

воплотилась история с Сальери, например. Очень хотелось классический сюжеты Пушкина и Милоша Формана как-то объединить, и удачно, мне кажется, получилась эта песня. Причем даже фразы, не то что конкретно взяты из этого фильма, но, может, из одного или другого фильма на эту тему, из "Маленьких трагедий" Пушкина. Вот такие темы всегда волновали и интересовали, причем нацеленные на современную почву.

У немецкой группы Running Wild была песня про цареубийство. Можете, если будет желание, послушать.

Да-да, я знаю. Мне интересно было, я очень хотел посмотреть, с какой стороны они к этому подходят. Вот есть человек, который живет: был незаметным, таким человечком маленьким и очень хотелось ему возвеличиться. Скажем, можно такую же историю провести тут, понятно, что сложная параллель, но, вот, убийство Джона Леннона. Кто такой был этот человек, который убил его? Его никто не знал. Когда он убил Джона Леннона, он стал известен всему миру. Вот это тоже из тем. То есть человек, который прославился не какими-то своими деяниями значительными, а вот такой путь выбирает. Поэтому надо как-то определиться, четко выбрать эту линию и сделать ее достаточно доступной для многих, не только для тебя, ты понимаешь эту историю, а все-таки хочется чтобы люди, которые, может, не очень в этой теме, тоже в этом разобрались.

Как вас принял Питер на недавнем концерте?

Замечательно. В Питере всегда здорово. Я всегда благодарен этому городу. Был такой смешной вопрос: почему музыканты, которые не живут в Питере, обращаются к теме Питера. Вот, что касается "Непокоренного". Нам было очень приятно. Сингл вышел раньше, была тема такая: может быть мы все-таки эту песню поиграем на концертах? Я сказал: нет, перед Питером мы эту песню играть то

чно не будем. Премьера этой песни должна состояться именно в Питере. Это знаковое должно быть событие для нас, возможно и для наших поклонников, которые живут в Питере.

Прием был замечательный, потрясающий. Все сложилось. Концерт, он состоит из многих составляющих: твой личный настрой, как все звучит на сцене, ты хорошо себя ощущаешь, комфортно или некомфортно, ну и, соответственно, контакт с нашими поклонниками. В Питере всегда, слава Богу, это происходит. И я очень доволен концертом. Меня потрясло, как они подпевали песню (вот, кстати, один из вариантов, когда мы делаем какие-то исключения и исполняем песни нехарактерные для нашего жанра), мы спели песню "Темная ночь" из кинофильма "Два бойца", как раз тоже о блокадном Питере. И когда весь зал запел, у меня мурашки побежали, честно говоря. Это моменты, которые надолго запоминаются, и я очень благодарен нашим поклонникам, которые пришли на концерт в Питере.

Что касается завтрашнего концерта, московского. Ожидают нас какие-то сюрпризы, премьеры?

Конечно. В Москве мы всегда стараемся это делать в той или иной степени. Насколько у нас это получается, не знаю. Но мы стараемся, чтобы концерт отличался, скажем, от того концерта, который был в Питере. Не из того, что это какой-то особый город для нас. Понятно, что мы здесь родились, по крайней мере, я, и что особые требования к этому к этому концерту. Но просто хочется, чтобы концерт на концерт не был похож. А Москва, здесь все-таки такое требование всегда существует. Мы здесь чаще выступаем, чем в Питере. В Питере мы два года не выступали. В Москве мы были год назад ровно. Кто-то считает, что мы редко выступаем, я считаю, что часто. Мы постараемся, чтобы концерт был интересным, чтобы обязательно был сюрприз. Надеюсь, они понравятся нашим покл

онникам.

Какие перспективы с высоты своего положения и опыта вы видите у отечественной тяжелой сцены? Есть ли какие-то молодые группы, заслуживающие внимания?

Мне сложно сказать. Как-то не получалось следить за процессом, что происходит с молодыми командами. Понятно, что они играют несколько другую музыку. Я не встречал за последнее время таких команд, интересных, которые играют традиционный, скажем, хеви-метал, хард-н-хеви. Назвать молодыми командами Lumen язык не поворачивается, они достаточно давно работают. Louna, вот, они имеют свою публику, они популярны, они собирают уже значительные площадки. Вот это, пожалуй, наиболее интересные мне коллективы, которые мне повезло воочию видеть, я видел, как они работают -профессиональные команды, замечательные. Сказать что-то о других командах... Я не то, что не интересуюсь, просто часто не до этого. Больше всего времени уходит на то, чтобы заниматься своей группой, своей музыкой, своими делами.

О перспективах трудно, конечно, рассуждать. Могу одно сказать, что поддержки, в принципе, почти никакой нет. Очень тяжело молодым командам пробиться на какие-то значимые фестивали, про радио я вообще не говорю с телевидением, это отдельная тема. Если без какой-то поддержки, это нереально. В свое время, в принципе, то же было и с нами. Я вспоминаю, там, восемьдесят пятый год. Кто бы там где-нибудь показывал на центральных каналах группу Ария? Но тогда это было какое-то движение вперед, "мы ждем перемен", под этой маркой мы иногда где-то проскакивали. Засвечивались даже в каких-то культовых фильмах. Я помню "Тореро" песню. Под эту песню терроризировали учительницу, Елену Сергеевну, как сейчас помню. Вот только в таком ракурсе мы появлялись. Как-то удалось нам пробиваться, наверно, потому что мы очень этого х

отели, мы были, не побоюсь этого слова, фанатиками своего дела. Если у нынешнего подрастающего поколения музыкантов есть такое желание огромное это делать, то тогда, я думаю, они обязательно чего-нибудь добьются, невзирая на какие-то сложности, которые я перечислил. Многие считают, что это музыка некоммерческая. Те люди, которые занимаются шоу-бизнесом, они считают, что на этом не заработаешь, поэтому чего ими заниматься? Это так, вроде, на уровне самодеятельности. Поэтому сами музыканты должны понимать, что будут огромные проблемы, и чтобы достичь какого-то определенного уровня, надо будет пройти через серьезные тяготы.

Ну, во-первых, я могу сразу сказать, что двадцать лет я не употребляю вообще алкоголь ни в какой форме, разве что какую-нибудь там конфетку съем с содержанием ликера (смеется). Но я думаю, что это не так страшно. Пять лет в этом году исполнится, как я бросил курить. То есть вообще не курю и рад огромно этому обстоятельству, долго я пытался это сделать, в конце концов бросил. Хотя я курил очень мало. Но сам факт, что я теперь не курю, это замечательно. Выбрал себе дату -на Рождество, бросил и, слава Богу, до сих пор даже никакого желания не испытываю. Плюс, каждый день, и даже сейчас, я делаю зарядку. Каждый день у меня уходит на это время (слава Богу, с утра время есть), до обеда я обычно это делаю, параллельно, может, какие-то хозяйственные работы выполняю, вот сегодня готовил филе куриное (смеется), рис варил. И я обязательно делаю зарядку каждый день. Я не знаю, что может случиться, чтобы меня от этого как-то отвлекло. Ну, может, какой-то ранний переез

д. Бывает такое на гастролях, я в легкую разомнусь и все. А так обычно занимает где-то час-полтора. Заканчивается обычно либо гантельками, либо эспандером. На гастролях я специально вожу с собой эспандер, по возможности стараюсь заниматься, отжиматься. Таким образом стараюсь поддерживать свою форму. Перед концертом по возможности стараюсь распеваться, потому что это очень важно, чтобы аппарат твой был готов к концерту. Не всегда себя хорошо слышишь. В общем, ничего такого супер-выдающегося на самом деле.

Стараюсь часто гулять. Я не вожу автомобиль, передвигаюсь на метро, часто хожу гулять в парк. Меня как-то это вдохновляет. Хожу пешком, накручиваю километры. От меня до парка где-то три километра, туда обратно -шесть, ну и там по парку. Люблю это дело делать зимой часто, и осенью, и летом, в любое время года. Стараюсь много ходить, думать, иногда даже какие-то полезные мысли появляются, какие-то фрагменты музыкальные, что-то связанное, может, с темой для песни. Поэтому всем советую гулять почаще и заниматься своим здоровьем, потому что это дело такое, что в любой момент можно подорвать. У нас профессия непростая, надо оставаться в форме. Вот музыканты у меня относительно молодые, и я отставать от них, от их драйва, не хочу.

Само собой, животрепещущий вопрос от фанатов: когда все-таки нового альбома ждать?

Ситуация сложная. Я могу одно сказать, что мы над этим работали весь этот год. В принципе, у нас есть музыкальный материал, есть темы не для всех песен, скажем так. Вот сейчас мы отработаем московский концерт, потом у нас еще три концерта по Московской области, мы не так часто работаем в области, но в этом году мы решили перед Новым Годом сделать такой подарок для наших поклонников. Они обижаются, что мы не приезжаем в эти города. И вот сл

едующий год мы максимально просто сокращаем количество своих концертов, может, будут какие-то фестивали отдельные, чтобы держать форму и не заржаветь, а все свое время будем посвящать работе над альбомом. Тянуть дальше некуда, отступать некуда, и я надеюсь, что в следующем году мы все-таки сделаем альбом.

Ждет ли фанатов традиционный новогодний подарок от группы Кипелов?

Мы постараемся что-нибудь придумать. Обычно, последнее время мы пели песни. "Ой, мороз-мороз" мы пели, то был момент, когда мы пели песню военных лет. Что-нибудь придумаем.

Ну и вопрос в шутку или всерьез: каково это ощущать себя патриархом российской тяжелой сцены?

(смеется) Вот, честно говоря, никогда им себя не ощущал. Как только начинаешь себя ощущать чем-то значимым, тогда ты, наверно, считай, пропал. Я всегда достаточно критично относился к тому, что я делаю. Это нормально. Иногда отмечаются какие-то удачные моменты, но зачастую я себе сам являюсь таким, пожалуй, наибольшим критиком, нежели критики со стороны. Я себя совершенно нормально ощущаю. Каждый раз, перед каждым концертом, есть определенное волнение, невзирая на огромный опыт работы. Я не помню даже, сколько я концертов отработал за тридцать пять лет. В этом году, кстати, будет тридцать пять лет мой профессиональной деятельности на сцене. Впервые я вышел в восьмидесятом году, вышел, кстати, в Ленинграде на сцену в первый раз. Так что тридцать пять лет - огромный такой багаж, но все равно не перестаю порой волноваться, и это нормально. Ощущать себя звездой? Не знаю, я не ощущаю. Человеком с опытом, наверно, человеком, который имеет какой-то опыт касательно музыки, житейских каких-то ситуаций, наверно, не более того. И достаточно критично относиться к самому себе. Это залог успеха. Не почивать на лаврах, не останавливаться на достигнутом, двигаться вперед. Это, пожалуй, наиболее правильная позиция, я считаю. Главное -не забронзоветь.

И, напоследок, что бы вы хотели пожелать своим фанатам в преддверии своего концерта в Москве?

Мне бы хотелось пожелать всем удачно провести время, тем, кто придет на этот концерт, чтобы было хорошее настроение. Подготовьте свои голосовые связки -будем петь вместе, надеюсь, не одну песню. А вообще, как-то неожиданно, так быстро подкрадывается Новый Год, он всегда приходит как-то быстро и неожиданно. Мне бы очень хотелось поздравить всех с наступающим Новым Годом, наверно, может, я рано это делаю, но, есть такая возможность, почему бы и не обратиться к этому? Пожелать всем здоровья, счастья, удачи, невзирая на сложную ситуацию экономическую и политическую. Ребята, не забывайте о своих близких, родных, почаще звоните, вспоминайте о них, и не переставайте радоваться жизни. Жизнь прекрасна, невзирая на какие-то ее неприятные стороны. Вот, что мне бы хотелось вам всем пожелать. Хорошего настроения и удачи во всем.

Спасибо вам большое, что ответили на наши вопросы. Очень было приятно пообщаться. Встретимся на завтрашнем концерте!

Хорошо, спасибо. Всего доброго!


Еще до выхода нового альбома говорилось, что у него имеется четкая концепция. В чем она заключается?

Валерий Кипелов: Она заключается в самом названии, «Жить вопреки» . Первая песня, заглавная, дает настрой всему альбому, а финальная песня «На крутом берегу» , заканчивается теми же словами, «жить вопреки». Весь альбом проникнут этой идеей: жить вопреки обстоятельствам, этому миру, той культуре, которая навязывается...

А каким образом в эту концепцию вписывается «Гламурная птица»?

Валерий Кипелов: Гламурная птица – это не конкретно какая-то птица, а подразумевалась какая-то особа. Вы же знаете, как люди говорят: «Посмотрим, что это за птица!». Я не буду конкретизировать – они сами знают, что из себя представляют. У нас таких много - вагон и маленькая тележка. Это одна из немногих песен, которые бы нам хотелось написать на социальную тему. В ней идет рассказ от имени героини, которая попадает в этот гламурный мир, рассказ о том, что с ней происходит. В песне есть такие строчки: «Так легко поверить в сказку, глянцевый дурман», в которых можно увидеть мысль, что надо жить вопреки всем этим вещам, что надо думать о душе больше, чем о форме, внешнем оформлении. Я часто смотрю телевизор, в отличие от своих коллег по группе и поэтому я вижу много таких передач, которые посвящены в основном внешней стороне. Мало чего говорится о душе, в основном, говорится о том, как человек должен выглядеть, на чем он должен ездить, что он должен носить. Здесь тоже идея такая, что жить надо вопреки этому, не этим человек познается, а тем, что у него внутри и что он после себя оставит – вот это самое главное.

Валерий Кипелов: Я бы не сказал, что что-то изменилось. Как мы занимались коллективным творчеством, так и занимаемся. На первом месте стоит человек, который предложил идею, принес какой-то рифф, а мое дело – сочинить мелодию, если не было припева – сделать припев, иногда какие-то аранжировочные моменты подсказать, какие-то куски целиком мои.

А вокальные мелодии в песнях целиком Ваши?

Валерий Кипелов: Не везде, но в тех песнях, которые написаны в соавторстве – почти во всех. Мне удобнее это делать, так как я вокалист, и я под себя выстраиваю вокальную канву. Музыканты, в основном, делают гармонию, аранжировки, а я занимаюсь тем, что выстраиваю мелодию.

Валерий Кипелов: Примерно по той же схеме, что и музыка. Получилось так, что большинство идей для песен были придуманы мной. Раньше было наоборот: Маргарита Пушкина придумывала, и, даже если что-то было мной предложено, то это все время изменялось ей. А сейчас Рита писала текст, я правил, вносил какие-то свои коррективы, и в процентном соотношении у нас получилось примерно 50 на 50 в большей часть песен.

А в тех песнях, где Ваше соавторство не указано, то…

Валерий Кипелов: То это значит, что почти целиком текст был принят. Были какие-то поправки, но мы посчитали, что они очень незначительные: если какое-то слово не пелось, или мне было неудобно его петь, я его менял на другое. Не более того. Изначальная идея Риты была только в песне «Безумие» . В «Дыхании последней любви» было по-другому: идея была моя, но все воплощение было Пушкиной .

Наверное, и вариантов было множество?

Валерий Кипелов: У нас всегда очень много вариантов текста на песню, и они постоянно меняются. Например, было «Дыхание последней любви» , «Последнее дыхание любви» : то есть, вроде только слова поменяли местами, а смысл очень сильно изменился. Текстов было написано очень много. К сожалению, мы не всё успели сделать на этом альбоме, и несколько песен у нас осталось: есть мелодика, есть аранжировки, все уже записано, но не случилось текста. И наоборот: есть тексты, на которые мы мелодии еще не насочиняли. Поэтому есть такой определенный задел на будущее.

Отсюда вытекает следующий вопрос: у группы КИПЕЛОВ есть песни, музыка которых написана на тексты?

Валерий Кипелов: Нет, пока нет. Просто получилось так, что некоторые тексты – в основном, это были идеи Риты Пушкиной – не нашли своего воплощения на этом альбоме, но сами тексты мне понравились по своей идее, концепции. Рита зачастую дает неиспользованные варианты другим группам, но я попросил этого не делать, потому что мне тексты понравились, и, возможно, мы попробуем. Вот и сейчас, поскольку работа над альбомом закончилась, время теперь есть, можно попробовать себя в новом качестве, то есть, писать музыку на тексты, чего раньше мы себе не позволяли.

Оставшиеся за бортом альбома «Жить вопреки» песни выйдут в течение какого-то времени отдельным синглом или будут включены в следующий альбом?

Валерий Кипелов: Скорее всего, это будет сингл, потому что я уже не буду столько времени ждать, пока мы сочиним все песни, пока все тексты будут написаны, пока мы все это запишем, сведем... Тем более, сейчас ситуация на рынке издающих компаний меняется очень сильно, и поэтому все сложнее и сложнее выпускать с помощью какой-то компании альбом. Возможно, мы будем делать новые песни и сразу выкладывать в интернет, или будем играть их только на концертах. А по истечении времени, возможно, мы решим, что пришло время сделать студийный вариант этих песен.

Песня «На грани» была выпущена два года тому назад синглом. Для нового альбома она была перезаписана или просто пересведена?

Валерий Кипелов: Было кое-что переиграно, потому что музыкантов не очень устраивали акустические гитары. Вокальный трек, в основном, остался тот же. Скрипичные партии, может быть, были переиграны, но, в общем, остался тот же вариант, единственное – был пересведен и перемастерен. Та версия была сделана с Хансеном в Дании, а новая - в Германии.

А чем Вас не удовлетворило сотрудничество с датской студией? Ведь несколько предыдущих релизов были сведены именно у них?

Валерий Кипелов: Меня вполне устраивало, не устраивало больше музыкантов. Якоб Хансен достаточно оперативно работал, что мне нравилось, быстро откликался. А с немецкой студией нам просто предложили другой вариант сотрудничества. Наш друг, барабанщик Майк Террана в свое время нам предлагал различные студии, но и мы сами устроили кастинг различных студий. В итоге, выбор пал на Michael Voss . И еще соотношение «цена-качество»: Майкл достаточно быстро работал и работали мы в режиме онлайн. Мы не могли поехать к нему, чтобы сводить альбом там, потому что он у нас не был полностью готов, и поэтому мы сидели здесь в Москве. Он звонил нам, и мы с ним общались по скайпу, объясняли, что хотелось бы сделать, какие-то определенные пожелания. Поэтому более такая, продвинутая, что ли, работа у нас с ним была.

А есть ли, на Ваш взгляд, в России студии, которые могли бы качественно записать, свести, отмастерить альбом?

Валерий Кипелов: Может быть, и есть, но я о них не знаю. Я знаю по опыту других музыкантов, что многие делали, как мы: записали здесь, а сводили там. АЛИСА , например. Хотелось, конечно, и писаться там, поскольку у них опыта больше в том, как надо изначально записывать звук. У нас уже возникали проблемы здесь: мы записали барабаны, и когда отправили треки туда, нам этот немец, Майкл Фосс , сказал, что банки записаны у нас не очень хорошо, и с тарелками проблем много. Поэтому хотелось бы и записываться там. Я думаю, что в будущем мы наверняка попробуем это сделать. А с чем это связано? Во-первых, там специалисты, а во-вторых, сами студии. У нас студии работают в таком режиме: сегодня пишут попсу, завтра каких-нибудь народников, потом металлистов, потом панков – нет специализации. А на Западе, в основном, студии четко специализированы: есть, например, Finnvox, которая занимается жесткой музыкой, и еще много подобных студий. И у них там заточено все под нашу музыку, то есть, ничего не надо изобретать на имеющемся звуке, чтобы его улучшить. И там есть четкие специалисты, которые понимают, как надо это сделать. У нас, к сожалению, таких нет. Все это касается не только звука, но и оформления.

А как вы познакомились с художником Felipe Machado Franco , который сделал обложку альбома?

Валерий Кипелов: Случайно. Он сам зашел на сайт к нам и предложил свои услуги. Я знаю, что он делал обложку для ICED EARTH , и еще для некоторых известных команд. Поэтому с ним связался наш директор и предложил ему сотрудничество. Он сказал, что с удовольствием и что ему нравится наша группа. Не знал, что у нас есть поклонники в Колумбии. Он достаточно быстро сделал обложку и именно то, что нам, в общем-то, хотелось. Какая-то была новизна в этом, и, как мне показалось, мы ушли от стандартных штампов, которые были присущи нашим художникам. Мне понравилось то, что она необычная. Можно спорить о самой сути этой обложки, но мне понравилась цветовая гамма, идея. Он попытался таким образом отразить идею всего альбома – «Жить вопреки» .

Вы привлекли в этот раз к записи альбома оркестр…

Валерий Кипелов: Да, мы писали с оркестром некоторые песни, не все. Несколько песен мы записали с «Глобалисом»… То, что был записан сингл «На грани» , это был не оркестр, это мы сотрудничали с квартетом Горского. Сейчас мы просто поняли, что нужно побольше инструментов, звучание должно быть погуще, более оркестровым.

А на концертах оркестр, как обычно, будет забит в портостудию, клавишника не будет?

Валерий Кипелов: Да. Это не секрет, что мы возим с собой портостудию, в которую у нас забиты: метроном для барабанщика, клавишные – потому что у нас нет клавишника, оркестровые моменты. Мало того, в каких-то местах у меня там звучат прописанные бэки. Сейчас мы, правда, начали менять эту ситуацию, поскольку у нас запели все музыканты, но пока еще не на том уровне, на котором бы хотелось.

Как Вы думаете, стоит ли на концертах воспроизводить полностью студийное звучание песни?

Валерий Кипелов: Вот представьте себе: если убрать из песни «Я свободен» все клавиши, все оркестровки, оставить только живые инструменты, гитары – она же много потеряет

Конечно, ведь там же основа – клавиши.

Валерий Кипелов:

Я про это и говорю. Поэтому там, где мы можем убрать клавиши, мы это иногда делаем. Бывает, нам приходится играть и без клика, особенно на фестивалях. Там зачастую сложно использовать портостудию: бывает, каналы перепутают, или еще что. Мы ее отключаем, играем, но я понимаю, что это беднее звучит. Там где клавиши принципиальны, мы оставляем, не принципиальны – иногда мы отказываемся от них.

Вы выпускаете новый альбом также в виде виниловой пластинки…

Валерий Кипелов: Она должна дней через десять появиться. Поступило предложение, и я не увидел причин, чтобы отказаться. Мне это интересно, я бы сам с удовольствием послушал на виниле. Мы даже для винила сделали специальное сведение и мастеринг.

То есть, звучание максимально приближено к аналоговому?

Валерий Кипелов: Да. Звук не такой жесткий, не плющили его, там нет компрессии. Там слышна вся прелесть винила.

На какую-либо песню с нового альбома будет сниматься клип или нет?

Валерий Кипелов: Мы думали, да, у нас даже были предварительные переговоры с теми людьми, которые делают клипы. Было предложение с их стороны снять клип на песню «Дыхание последней любви» , что мне очень не хотелось бы делать, поскольку это очень традиционный шаг: сделать клип на лирическую балладу. Опять же здесь упирается все вот во что: где размещать это все? Поскольку понятно, что ни на какие центральные каналы нас и близко не возьмут, остались какие-то региональные каналы: MusicBox, A-One, может быть, хотя говорят, что у них тоже какие-то проблемы существуют. Если раньше у нас были варианты с MTV, МузТВ, то сейчас это совершенно попсовые каналы, там даже и такой рубрики-то нету, формат у них очень сильно изменился. Надо понять, стоит ли это делать. А потом – есть у меня определенное разочарование в плане всех клипов, в съемках которых я когда-либо принимал участие: в составе группы АРИЯ , и позже – в составе группы КИПЕЛОВ . Я не могу назвать ни одного клипа, по большому счету, который мне бы нравился. По-моему, самый лучший клип за всю историю, который мы сняли, это был клип на песню «Дай жару» группы АРИЯ , и то это был просто концертный вариант. И вот это единственное, что меня когда-либо вдохновляло. Все остальное…Были хорошие съемки, как например, на «Я здесь» . На самом деле, мы нашли шикарное место, сняли все, но клип мне не понравился. Когда я увидел воплощение его, я понял, что он совершенно не соответствует песне. Я не люблю снимать так, чтобы клип вообще никак не отражал суть песни. Я знаю, что бывают такие люди, которые стараются снять клип, который ну вообще никакого отношения к песне не имеет. Мне это не нравится. Поэтому я недоволен всеми клипами, поэтому размышляю над тем, стоит ли. Потом опять же - это достаточно дорогостоящий проект, если серьёзно подходить к этому вопросу. Понятно, что он не отобьется: это, в общем-то, рекламный ход. И опять же возникает вопрос: если снять, то где показывать? Поэтому я не вижу смысла никакого. Возможно, мы сделаем это для себя. Но для этого нам надо четко понять: если мы хотим сделать тот клип, который нам нравится, то мы должны найти нужных режиссеров, которые понимали бы поставленные задачи.

А почему вы сменили лейбл с CD-Maximum на Мистерию ?

Валерий Кипелов: Это в какой-то степени зависело от предыдущего договора с концертным агенством «Мельница». Просто у них сейчас такой триумвират, если это можно так назвать: промоутерская компания «Мельница», издающая компания «Мистерия» и “C.A.T.”. И поэтому, когда мы подписали договор о своей концертной деятельности с промоутерской компанией, мы уже фактически подписали договор и с издающей компанией.

То есть, каких-то особых неудовольствий предыдущим договором у вас не было?

Валерий Кипелов:

Понятно, что были свои проблемы. Когда ты подписываешь договор, они всегда возникают. А новый договор подписали два года назад, и сейчас все достаточно сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он был изначально подписан. Опять же свою большую лепту вносит интернет. Музыканты вкладываются, записывают альбом, издающая компания все это выпускает, а потом оказывается, что альбомы тут же появляются в сети. Поэтому – проблемы с продажей альбома. На Западе как-то все решают, хотя там тоже есть свои трудности по этому поводу. Тот, кто бесплатно скачивает, считает, что он вправе это делать, но он забывает о том, что и у музыкантов есть проблемы, что они порой живут за счет издания альбомов. К тому же, чтобы записывать следующие альбомы, нужны достаточно большие вложения. А молодые команды просто не могут себе этого позволить. Мы, в основном, занимаемся сами всем: у нас нет ни продюсеров, ни каких-то людей, которые все это двигали бы финансово. С одной стороны, это здорово: мы совершенно не зависимы ни от кого в этом плане. То есть, над нами нет никакого диктата по поводу музыки, текстов, того, как мы должны выглядеть. Но с другой стороны, есть и определенные проблемы, проблемы финансового порядка. Мы не всегда можем делать то, что хотели бы. Но мы стараемся.

Фотографии взяты с сайта Фан-зона группы «Кипелов»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?