Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как поступить в музыкальное училище? Зачем были эти мучения? Кому пригодился в жизни диплом музыкальной школы.

В статье На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …? разговор шёл о выборе для ребенка специальности для обучения в детской музыкальной школе. В одной статье невозможно осветить все аспекты данного вопроса, поэтому в этой статье мы продолжим разговор по данной теме и рассмотрим ещё одну проблему.

Родители, которые серьезно подходят к вопросу обучения ребенка в детской музыкальной школы, заранее стараются получить как можно больше информации об этом. Они знают, что на подготовительное отделение принимаются дети 5-6 лет, а прием в первый класс производится с 7 лет. Отдавать ребенка на подготовительное отделение или нет – родители решают сами. Но они знают, что, например, специальность “фортепиано” пользуется большим спросом, и не всегда выбранная музыкальная школа может принять на неё всех желающих. Если места на специальность есть, то прослушивание ребенка является в каком-то смысле формальностью. Если же количество желающих превышает количество свободных мест, то в этом случае производится отбор детей. Ребенок, который два года ходил на подготовительное отделение, примелькался преподавателям и уже что-то знает и умеет, будет иметь большое преимущество в поступлении на интересующую специальность перед теми детьми, которые пришли “с улицы”. Поэтому обучение в подготовительном классе не только хорошо для развития ребенка, но и необходимо для поступления в первый класс на интересующую специальность. Значит, 1-2 года ребенок будет заниматься в подготовительном классе, а при 7-ми летнем обучении он будет заниматься ещё 7 лет. 9 лет – это достаточно большой срок, все может измениться за это время. Поэтому думать о том, что будет после окончания ребенком детской музыкальной школы, кажется преждевременным. Так ли это?

При 7-ми летнем обучении в детской музыкальной школе ребенок окончит музыкальную школу в 14 лет. Если после окончания детской музыкальной школы было принято решение поступать в музыкальное училище, то он продолжает учиться в 8 классе детской музыкальной школы и его дальнейший путь более или менее определен. Если продолжать заниматься классической музыкой желания нет, то возникает большой вопрос: что делать дальше? Если не поддерживать навык игры на музыкальном инструменте, то он быстро пойдет на спад, а примерно через 6 месяцев бездействия выпускник забудет практически всё, чему его учили в детской музыкальной школе. Это часто случается с пианистами, когда получается замкнутый круг: ребенок не играет на пианино (потому что он ждал, когда это мучение наконец-то закончатся) и оно расстраивается, но вызывать мастера для настройки инструмента непрактично, потому что ребенок не играет на нем. Поэтому пианино расстраивается всё больше, а играть на расстроенном пианино еще менее интересно, поэтому оно становится никому ненужным, но и выбросить жалко, и хранить в маленькой квартире большого желания нет. До окончания общеобразовательной школы остается 4 года, а в какой форме юный музыкант будет заниматься музыкой в это время - никому не известно. С одной стороны выпускник детской музыкальной школы что-то умеет, а с другой стороны его знаний и умений недостаточно для того, чтобы играть в музыкальной группе (он не имеет навыка игры в ансамбле) и выступать в клубах. Он 7 лет только учил классические произведения. Поэтому максиму, что большинство выпускников музыкальной школы могут выдать – подобрать мелодию популярной песни и сочинить какие-то классические фрагменты на уровне 2-3 класса. Они даже не смогут играть на синтезаторе, поскольку для этого необходимо иметь навык импровизации и знать композиционные формы произведения при игре в том или ином музыкальном стиле или направлении.

Мы пришли к тому, что если выпускник детской музыкальной школы хочет в дальнейшем заняться эстрадой, то ему необходимо пройти курс по адаптации его умений к неклассической музыке: пианисту нужно освоить игру на синтезаторе, классическому гитаристу - освоить игру на электрогитаре и т.п. Можно также попробовать освоить и другой инструмент. Вот как раз этому и нужно посвятить те 4 года, которые остаются до окончания средней общеобразовательной школы.

Эффективность данного решения очевидна. В 14 лет подросток достаточно активен, находится в поиске и ему ещё многое интересно. Ему нравятся какие-то музыкальные группы и исполнители, и он был бы не против, для начала, подражать им. Например, пианисту нравится рок или танцевальная музыка – пианино не позволяет ему реализовать свои интерес, а синтезатор – позволяет. Гитаристу нравится тяжелая музыка. На классической гитаре её не сыграть, а на электрогитаре – нет проблем. Родителям необходимо понять, помочь и грамотно направить энергию и интерес подростка в правильное и конструктивное русло. В этом случае его интерес к музыке не только не ослабнет, но и усилится. Я считаю, что музыка намного интереснее, чем сидеть целыми днями за компьютерными играми или в Интернете. Но одной покупкой музыкального инструмента и аппаратуры часто недостаточно для того, чтобы вызвать у подростка интерес. Иногда ему также необходимо и общение. Да, у него дома есть дорогой синтезатор и электрогитара, но это во многих случаях будет ничто, если у него не будет возможности продемонстрировать свои умения другим людям. Он должен почувствовать, что занятия музыкой – это не обязаловка, а интересное занятие и общение . Каким образом можно это реализовать? Очень просто – на коммерческой основе и очень непросто – на бесплатной. Многие коммерческие студии предлагают обучение игре на синтезаторе, электрогитаре и др. Если положить стоимость обучения за один академический час (45 минут) равной 1000 руб., то при занятиях два раза в неделю в месяц придется отдать 8000 тыс. рублей. Я могу сказать, что и в Москве далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы, не говоря уже о регионах. Поэтому для многих возможен только один вариант – обучение за небольшую условную плату, то есть обучение в некоммерческих государственных учреждениях. Данное обучение можно проводить в рамках дополнительного образования, вот только само дополнительное образование значится только на бумаге, а фактически его нет. И это понятно. Для оборудования музыкальной студии в школе требуется от 100 до 300 тыс. рублей. Откуда их взять, если школам не выделяют денег даже на основное – на осуществление образовательного процесса? Где-то ещё остались кружки и дома творчества, но, судя по отношению к ним вышестоящих структур, во многих из них аппаратура не обновлялась с 70-80 годов прошлого века. А играть на разваливающейся аппаратуре, непригодных и еле дышащих музыкальных инструментах занятие малоприятное. Остается одно – организовать дома музыкальный досуг ребенка и приглашать друзей, или ребенок сам организует свой досуг, только на улице.

В советские годы дети поголовно шли в бесплатные кружки, секции и музыкальные школы. Сейчас обучение ребенка музыке отнимает у родителей и время, и нервы, и деньги. Одни родители воплощают в детях несбывшуюся музыкальную мечту, другие заботятся о широком кругозоре, но и тем и другим приходится мучиться вместе с детьми за тетрадями по сольфеджио и над нотами новой пьески. Мы спросили у тех, кто все-таки получил диплом музыкальной школы лет 10, 20 и даже 30 назад, пригодилось ли им музыкальное образование в жизни.

«Пошел на баян, потому что папа так сказал, а мне было фиолетово!»

Сергей Завт риков, 21 год. Окончил музыкальную гимназию 6 лет назад; сейчас студент БГМУ:

- Гимназия была рядом с домом, музыкальная, обязательно надо было выбрать еще и инструмент какой-нибудь. В ладошки прохлопал, пропел, ритм повторил - поступил без проблем. Я пошел на баян, потому что папа так сказал, а мне было фиолетово. Баян - и ладно. Папе просто нравился баян. Заниматься меня не заставляли, самому нравилось играть. В школе я был неплохой баянист, даже в конкурсе участвовал, правда, ничего не занял, но участвовал! Сейчас инструмент на даче пылится, в руки так и не брал со школы. В целом музыкальное образование очень пригодилось, особенно развитое чувство ритма: мне на военке сейчас маршировать легко, барабан слышу. Еще я сам учился играть на гитаре, думаю, без музыкального образования было бы тяжелее. К классической музыке отношусь положительно. Конкретно чего-то любимого нет, но могу послушать, да и вообще люблю живую музыку. Своих детей я отдал бы в музыкальную школу, в любом случае лишним не будет.

«Руки болели, спина болела - так не хотелось заниматься»

Наталья Гусева, 45 лет. Окончила школу по классу фортепиано 25 лет назад; работает зубным техником:

Первые лет десять после школы я еще садилась за инструмент, играла, например, «Лунную сонату», что-нибудь «брынькала» для души. Мама когда-то хотела заниматься музыкой, но это было после войны, а бабушка не могла ей купить инструмент. Поэтому свою мечту мама в дочках воплотила, чтобы мы были музыкальные. Тогда, в 80-е годы, это было модно. Старшая сестра, отличница во всем, тоже закончила школу по классу фортепиано, но сказала, что своих дочерей в музыкальную не отдаст. Мне в детстве нравилось, как она играла, и я к ней все лезла. Инструмент у нас был дорогой, хороший. Тогда мама решила меня тоже в музыкальную школу отправить. Спустя пару лет я просилась на рисование или на волейбол, а мама: «Нет, музыкальная школа у тебя». Я закончила и забыла, сказала себе, что мой ребенок за пианино не сядет! Моему сыну нравится на картинках пианино, но я понимаю, что это огромный труд. Если нет дара, то лучше не мучить дите. У тех, у кого есть дар, это как-то легче получается. Мои же занятия были из-под палки, сольфеджио приходилось заучивать. Руки болели, спина болела - так не хотелось заниматься. Если у ребенка есть талант, это видно с трех-четырех лет: тянется к музыке, ему хочется стучать ритм везде, петь. А так уж скалолазание полезнее будет. Классику я могу послушать, если случайно где-то услышу. Хотя мне под 50 лет, но я слушаю современную музыку, зарубежную в основном. Специально идти на концерт или в оперу - нет. Разве что оперетта или балет, что-то такое грандиозное.

«В воскресенье все дети гуляли, а я садилась за инструмент»

Екатерина Гичко, 26 лет. Окончила хоровой класс и фортепиано 10 лет назад; работает помощником директора в частной компании:

- Мама работала в музыкальной школе концертмейстером, брала с собой на работу. Я, наслушавшись флейты, хотела на флейту, а записали меня на фортепиано. От мамы, наверное, был талант: я быстро справлялась со всем. Было время, когда хотелось бросить, но мама не позволила. Я была ужасно ленивым ребенком, но насилия никакого не было. Мама, наоборот, мне помогала. Как дети с немузыкальных семей справляются, я не знаю, у меня всегда была помощь. Мне нравилось петь в хоре, а заниматься на фортепиано не нравилось: в воскресенье все дети гуляли, а я садилась за инструмент. Но рада, что закончила. Это полезно, большой багаж знаний. Как он мне пригодился…

Я иногда хожу играть в «Мозгобойню», там есть вопросы про музыку, помогает. Классическую музыку я слушаю с большим удовольствием, хожу на концерты, в театр. Еще у меня есть правило: в любом новом городе, когда путешествую, стараюсь сходить в оперный. Своих детей я бы отдала учиться музыке. Думаю, люди музыкально безграмотные многое теряют в жизни. Музыка - это часть изящных искусств, которые когда-то давно были обязательными для всех, только вот 7 лет учиться тяжеловато.

«Сольфеджио пропускал постоянно, не понимал, что там хотят от меня»

Александр Кожемяченко, 48 лет. Окончил отделение ударных инструментов 30 лет назад; работает врачом в кожно-венерологическом диспансере:

Родители отправили учиться музыке, чтобы не бил окна футбольным мячом. Слуха особо не было, поэтому распределили на ударные. Пять лет учился, закончил с трудом. Мама требовала, чтобы ходил на занятия и не бегал по улицам без дела, а папа работал, ему до этой школы не было дела. Любовь к музыке привила учительница музыкальной литературы. Сольфеджио пропускал постоянно, не понимал, что там хотят от меня. А вот литература была самым любимым предметом, не пропускал: там очень красивая учительница была и музыка хорошая. В жизни это мне пригодилось. В школе, в старших классах, играл на ударной установке. У нас с одноклассниками был музыкальный ансамбль, мы были звездами школьных вечеров. Девочки, мне кажется, в то время больше футболистов любили, но и музыканты им нравились. Классическую музыку слушаю, но на концерты хожу только с женой. Она тоже с музыкальным образованием, меня с собой берет. Моцарта на слух угадаю: надо быть медведем, чтобы его музыку не угадать. Дети наши тоже в музыкальной школе, оба сами попросились и хорошо справляются.

С древнейших времён музыка считалась неотъемлемой частью образования. Человек античности не мог полноценно влиться в жизнь полиса, если не умел петь и играть на музыкальных инструментах, в Древнем Китае музыкальный инструмент был обязательным атрибутом благородного человека... Всё это, конечно, далеко от нашего времени, и всё же традиция рассматривать тех, кто знаком с основами музыкального искусства, как людей несколько "выше среднего" ещё не совсем умерла. Именно поэтому некоторые родители принимают решение отдать ребёнка в музыкальную школу. Но хорошо ли представляют себе и они сами, и их дети, чем придётся заниматься, чего ждать - и что они получат в итоге? А знать это не помешает заранее - чтобы потом было меньше разочарований.

Прежде всего встаёт вопрос о выборе инструмента - чему отдать предпочтение? Ответ лежит на поверхности - конечно же, тому инструменту, который нравится ребёнку, на котором он сам хочет научиться играть! Но не стоит пренебрегать и рекомендациями педагогов: проницательный учитель может разглядеть в ребёнке будущего виртуоза! Так, родители Вадима Репина мечтали учить ребёнка игре на баяне, но на баян мальчика не взяли, и они, скрепя сердце, согласились отдать его на скрипку... так несостоявшийся баянист стал знаменитым скрипачом! И ни в коем случае не пользуйтесь при выборе инструмента таким критерием: "А на чём проще играть и учиться?" Если такой вопрос задаёт ребёнок - лучше держите его подальше от музыкальной школы (всё равно он учиться не будет - причём не только в музыкальной школе, но и где бы то ни было), если же вы... постарайтесь понять: ни на чём не проще! Нет такого инструмента, чтобы можно было сесть и заиграть - без усилий, без многочасовых занятий, без упорства (кстати, хотелось бы развеять один распространённый миф: на струнных инструментах с ладами (домра, балалайка, гитара) играть ничуть не легче, чем на скрипке или виолончели, не имеющих ладов).

Если же выбор сделан и вы (а главное - ваш ребёнок) окончательно и бесповоротно приняли решение, то следует раз и навсегда усвоить: музыкальная школа - это не кружок и не студия, это именно школа, она даёт не какой-то набор навыков, а начальное музыкальное образование. В особенности это сказано для тех, кто намерен подать заявление в класс гитары. Как правило, дети, желающие учиться игре на гитаре (а зачастую и их родители) представляют себе обучение примерно так: по требованию ученика учитель показывает ему аккорды к очередному "шедевру" какой-нибудь эстрадной звездульки - и на этом всё заканчивается, никаких заданий учитель не даёт, никаких замечаний не делает, не обращает внимания на то, как ученик держит инструмент и извлекает звук... так вот, ничего подобного не будет. По окончании музыкальной школы выдаётся свидетельство - документ государственного образца, дающий право поступления в музыкальное училище и на музыкальные факультеты университетов, и выдавать такой документ человеку, кое-как выковыривающему три аккорда (которые он не способен самостоятельно подобрать даже к самой примитивной песне) - значит, обманывать государство, так что ребёнок будет оттачивать технику на упражнениях, гаммах и этюдах не меньше, чем это делают скрипачи и пианисты, будет играть гитарную классику (Джулиани, Карулли и др.), полифонию - вплоть до Баха... если же вам нужны "три блатных аккорда" - лучше воспользуйтесь услугами кружка или студии, которых развелось великое множество. Правда, за то, что там происходит, никто не может поручиться (иногда потрясённые родители обнаруживали в тетрадях своих детей тексты матерных и откровенно криминальных песен, продиктованные руководителем студии... но, в конце концов, каждый получает то, что хочет!).

Отдельно следует прояснить вопрос о "добровольности" обучения в музыкальной школе. Обычно дети понимают её так: хочу - приду на урок, не хочу - не приду, хочу - снова приду. В действительности же добровольность означает, что в музыкальную школу (в отличие от общеобразовательной) можно записываться, а можно не записываться, и никто вас родительских прав не лишит, если вы не отдадите туда ребёнка. Но как только ребёнок зачислен в школу - он обязан посещать все занятия в соответствии с расписанием, иначе его могут отчислить за прогулы (постарайтесь довести это до сведения своего чада!) - и вот тут уже никто не сможет этому помешать: школа необязательная - значит, отчисление не нарушает конституционное право на образование!

Точно так же обязательными для посещения являются все учебные предметы. Правда, вы можете посредством письменного заявления отказаться от тех или иных предметов, но тогда по окончании школы ребёнок получит не свидетельство, а справку, никаких прав не дающую... Не торопитесь утверждать, что это для вас не важно: даже если ребёнок не собирается продолжать музыкальное образование, свидетельство может сыграть свою роль - нередко в вузах при равном количестве баллов чаша весов склоняется в пользу того абитуриента, у которого есть такое свидетельство. Неважно, что музыка не имеет отношения к специальности: сам по себе факт, что человек успешно окончи две школы, говорит о том, что он обладает разносторонними способностями, умеет распределять своё время и планировать работу, что он не лентяй, наконец... какой же вуз откажется от такого студента! К тому же, подумайте, как будет чувствовать себя ваш ребёнок (тогда уже подросток или даже юноша) через 7 лет, когда его соученикам будут торжественно вручать свидетельства - а ему в ледяной обстановке, за закрытыми дверями сунут в руки справку! Не лучше ли проявить твёрдость сейчас?

И в заключении - несколько слов о таком болезненном вопросе, как плата за обучение. Сейчас брать плату за дополнительное образование официально запрещено законом - и музыкальные школы маскируют родительскую плату под "добровольное пожертвование". Это создаёт у многих родителей соблазн заявить: "Я сам решу, сколько жертвовать" или "Я вообще не желаю жертвовать", а то и обратиться в прокуратуру. Безусловно, вы своего добьётесь - закон на вашей стороне - но надо ли вам это? По закону, содержать музыкальные школы должно государство - но оно этого делать то ли не может, то ли не хочет, так что главным источником средств к существованию остаётся родительская плата. Выбирая музыкальную школу вы, наверное, отдали предпочтение той, которая находится поближе к вашему дому - так вот, если упразднить родительскую плату, весьма вероятно, что ближайшая к вашему дому музыкальная школа будет в соседнем городе, и учиться там будут дети из трёх субъектов федерации. Разумеется, при таких обстоятельствах отбор туда будет жесточайший: только самые талантливые дети, нацеленные на профессию музыканта - никаких "для общего развития", "на своём уровне" и т.д. Если попасть в такую школу будет трудно, то вылететь - очень легко: никто с детьми нянчиться не будет, не справляешься с нагрузкой, не занимаешься, хамишь учителю - прощай, на твоё место очередь стоит. Каковы шансы вашего ребёнка попасть в такую школу - судите сами, но вероятнее всего, он попадёт не в число избранных счастливцев - а в ту массу детей, которым при таких обстоятельствах останутся только грязные подворотни. Выводы делайте сами!

В сегодняшнем посте поговорим о том, как поступить в музыкальное училище. Скажем, вы заканчиваете учебу в школе и намереваетесь получить какое-нибудь хорошее образование. Стоит ли соваться в музыкальное училище? Рекомендую об этом серьёзно задуматься, так как вам предстоит провести в стенах училища целых четыре года. Ответ скажу за вас: поступать в музыкальное училище стоит идти лишь в том случае, если музыкальное образование вам жизненно необходимо.

Как поступить в музыкальное училище? Многих интересует вопрос о том, нужно ли для поступления иметь свидетельство об окончании музыкальной школы. Прямо скажем, что тут всё будет зависеть от выбранной специальности.

Нужно ли оканчивать музыкальную школу?

Отделения в музыкальном училище, на которые принимают без начального музыкального образования: академический и эстрадный вокал, хоровое дирижирование, духовые и ударные инструменты, а также отделение струнных инструментов (принимают контрабасистов). Особенно радушно встречают парней, потому что, как правило, во всех регионах стоит острая проблема нехватки именно мужских кадров – певцов в хорах, духовиков и низких струнников в оркестрах.

Если же вы хотите стать пианистом, скрипачом или баянистом – тут ответ однозначный: с нуля в училище вас не возьмут – должна быть, если и не корочка из музыкальной школы, то хотя бы какая-нибудь техническая база. Правда, такие высокие требования предъявляются в первую очередь к тем, кто хочет пройти на бюджетное отделение.

Как учиться: бесплатно или платно?

Тем же, кто готов получать знания за деньги, есть смысл поинтересоваться о возможности поступления на эти отделения у компетентного лица (например, заведующего отделением или завуча). Вполне вероятно, что в предоставлении платных образовательных услуг вам не откажут. От денег никто не отказывается – так что дерзайте!

Тех же, кто имеет страстное желание научиться именно этим профессиям, но не имеет на это лишних финансовых средств, хочу успокоить. Для вас тоже есть отличная возможность получить то, что вы хотите, бесплатно. Надо подать документы не в музыкальное училище, а в педагогический колледж с музыкальным отделением. Как правило, конкурса поступающих там просто нет, и берут в студенты всех, кто подаст документы.

В среде абитуриентов распространено ложное представление о том, что музыкальное образование в педколледже хуже по качеству, чем в музыкальном училище. Это полная ерунда! Это разговор тех, кому делать нечего, и кто любит чесать языком. Образование в муз-педколледжах очень сильное и довольно широкое по профилю. Если не верите, вспомните ваших школьных учителей музыки – как много они умеют: поют красивым поставленным , руководят хором и играют как минимум на двух инструментах. Это очень серьёзные навыки.

Единственным минусом обучения в педагогическом колледже является то, что учиться придётся не четыре года, как в училище, а пять. Правда для тех, кто приходит учиться после 11-го класса, иногда делают скидку на один год, но если вы приходите на учебу с нуля, то вам, всё же, учиться пять лет выгоднее, чем четыре.

Как поступить в музыкальное училище? Что для этого нужно сделать прямо сейчас?

Во-первых, нужно определиться с тем, в какое училище или колледж и не какую специальность будем поступать. Выбирать учебное заведение лучше по принципу «чем ближе к дому, тем лучше», особенно если подходящего колледжа нет в том городе, в каком живёте вы. Специальность выбираете ту, которая понравится. Вот обычный список программ обучения, которые предлагают в училищах и колледжах: академическое инструментальное исполнительство (разные инструменты), эстрадное инструментальное исполнительство (разные инструменты) сольное пение (академическое, эстрадное и народное), хоровое дирижирование (академический или народный хор), народное музыкальное творчество, теория и история музыки, звукорежиссура, менеджмент в сфере искусства.

Во-вторых, расспросив знакомых или посетив Интернет-сайт выбранного училища, нужно разузнать про него как можно больше подробностей. Вдруг там не всё в порядке с общежитием или ещё что (потолок проваливается, постоянно нет горячей воды, розетки в комнатах не работают, вахтёрши сумасшедшие и т.п.)? Важно, чтобы в годы вашей учёбы вы чувствовали себя комфортно.

Не пропускаем день открытых дверей

В ближайший день открытых дверей вместе с родителями поезжайте туда, куда вы хотите поступить, и оцените всё вживую. Не постесняйтесь зайти в общежитие и попросить, чтобы вам провели мини-экскурсию.

Что обычно включает в себя программа дня открытых дверей? Это, как правило, утреннее собрание всех абитуриентов и их родителей для встречи с администрацией учебного заведения. Суть этого собрания – презентация училища или колледжа (будут говорить общие вещи: о достижениях, о возможностях, об условиях и т.д.), длится всё это не более часа. После этого собрания обычно силами студентов организуется небольшой концерт. Это всегда очень интересная часть, поэтому, не рекомендую вам отказывать себе в удовольствии и послушать, что для вас старательно готовили студенты и их педагоги.

Вторая часть дня открытых дверей менее регламентирована – обычно всем желающим предлагается пройти бесплатные индивидуальные консультации по любой специальности. Это именно то, что вам нужно! Находите на стенде для абитуриентов (он вам обязательно попадётся на глаза) информацию – где, в каком классе, и у какого преподавателя можно проконсультироваться по вашей специальности, и прямиком отправляетесь туда.

К преподавателю вы можете зайти за какими-нибудь подробностями (например, по поводу программы для поступления или договориться о консультациях), просто познакомиться и сообщить, что вы будете поступать к ним в этом (или следующем) году, а можете и сразу показать то, что вы умете (это самый лучший вариант). Важно внимательно выслушать и принять к сведению все рекомендации, которые вам будут высказаны.

Как подготовить почву, чтобы без проблем поступить в музыкальное училище?

Тут важно понимать, что подготовку к поступлению нужно начинать заранее: чем раньше, тем лучше. Идеально, если в вашем распоряжении есть хотя бы полгода или год. Итак, что за это время нужно сделать?

Буквально нужно засветиться в том учебном заведении, которое вы выбрали. Для этого можно:

  1. познакомиться с педагогом, в класс которого вы б хотели попасть, и начать брать еженедельные консультации (тамошний педагог подготовит вас к вступительным экзаменам как никто другой лучше);
  2. записаться на подготовительные курсы (они бывают разные – круглогодичные или во время каникул – выбираете то, что вам больше подходит);
  3. поступить в выпускной класс музыкальной школы при училище, которая, как правило, есть (это реально и это работает – выпускники школы иногда даже освобождаются от вступительных экзаменов и зачисляются в студенты автоматически);
  4. принять участие в конкурсе или олимпиаде, где можно выгодно себя преподнести как потенциального студента.

Если два последних способа подходят только тем, кто учился в музыкальной школе, то первые два из названных – работают для всех.

Как абитуриенты становятся студентами?

Чтобы поступить в музыкальное училище, нужно сдать вступительные экзамены. О том, как это сделать и как проходят экзамены, будет отдельная статья. Чтобы её не пропустить, рекомендую подписаться на обновления (прокрутите страницу вниз и увидите специальную форму подписки).

Нас сейчас интересует вот что: вступительные испытания бывают двух видов – специальные и общие. Общие – это русский язык и литература – как правило, по этим предметам выставляется зачёт (на основании экзамена в учебном заведении или на основании сертификата с вашими результатами ЕГЭ). Общие предметы не влияют на рейтинг абитуриента, если только вы не поступаете на специальность типа экономики или менеджмента (такие отделения в музыкальных учебных заведениях тоже есть).

Следовательно, рейтинг образуется суммой всех баллов, которые вы набрали при сдаче специальных экзаменов. По-другому эти специальные экзамены называют ещё творческими испытаниями. Что это такое? Это и есть исполнение вашей программы, прохождение собеседования (коллоквиум), письменные и устные упражнения по музыкальной грамоте и по сольфеджио и т.д.

Список того, что вам нужно сдавать вместе со всеми конкретными требованиями вы должны раздобыть ещё тогда, когда посетите музыкальное училище или колледж в день открытых дверей. Что делать с этим списком? В первую очередь посмотреть, что вы знаете хорошо, а что необходимо подтянуть. Таким образом, если вы хорошо подготовитесь по всем предметам, то обретёте дополнительную подушку безопасности.

Например, скажем, вы прекрасно сдали специальность, но следующий экзамен – написание диктанта по сольфеджио, где вы чувствуете себя неуверенно. Что делать? Перестраховаться! Напишете диктант хорошо – всё здорово, ну а если не очень хорошо дела пойдут с диктатом – ничего страшного, подберёте больше баллов на устном экзамене. Думаю, суть понятна.

Что делать, если вы не прошли по конкурсу?

Не на всякую специальность при поступлении устанавливается серьёзный конкурс. Конкурсные специальности – это все, которые связаны с сольным пением, фортепиано и эстрадным инструментальным исполнительством. Итак, что делать если после прослушивания вам сказали, что вы не проходите по конкурсу? Ждать следующего года? Или перестать ломать голову над тем, как вам поступить в музыкальное училище?

Сразу надо сказать, что отчаиваться не нужно. Не нужно и опускать рук с тем, чтобы бросить это дело. Ничего страшного не произошло. Это ни в коем случае не значит, что вам указали на отсутствие музыкальных способностей.

Что делать? Если вы готовы заплатить за обучение, можно пойти учиться на коммерческих условиях, то есть по договору с возмещением затрат на обучение. Если вы твёрдо хотите учиться на бюджетном отделении (а у вас должно быть здоровое желание учиться бесплатно), то есть смысл побороться за другие места

Как это возможно? Часто тем абитуриентам, которые не прошли конкурс по одной специальности, предлагают обратить внимание на такие отделения, которые страдают хроническим недобором. Сразу скажем, что недобор там не потому, что эти специальности не востребованы или неинтересны, а потому что о них среднестатистическому абитуриенту просто мало чего известно. А вот специалисты, выпускники с дипломами по этим специальностям, потом идут просто нарасхват, так как работодатели испытывают прогрессирующий острейший дефицит работников именно с таким образованием. Что это за специальности? Теория музыки, хоровое дирижирование, духовые инструменты.

Как можно использовать эту ситуацию? Пройти собеседование на другую специальность вам, скорее всего, предложат в приёмной комиссии. Отказываться не нужно, вас тянут – вы не сопротивляйтесь. Займёте свое местечко среди студентов, а там уж при первой возможности просто переведётесь туда, куда вы хотели. Многие именно так добиваются своих целей.

На сегодня беседу о том, как поступить в музыкальное училище, пожалуй, можно и закончить. В следующий раз поговорим более подробно о том, что ждёт вас на вступительных экзаменах. Желаю удачи!

ПОДАРОК ОТ НАШЕГО САЙТА НАЧИНАЮЩИМ МУЗЫКАНТАМ

P.S. Если вы не учились в музыкальной школе, но ваша мечта – получить профессиональное музыкальное образование, то помните, что мечта эта осуществима! Начинайте двигаться вперёд. Отправной точкой может стать самое элементарное – например, изучение нотной грамоты.

У нас для вас кое-что есть! В подарок от нашего сайта вы можете получить учебник по нотной грамоте – для этого всего-то и нужно оставить свои данные в специальной форме (смотрите в правом верхнем углу этой странички), подробная инструкция по получению на всякий случай размещена .


Когда я была маленькой, мои родители взяли меня за ручку, и отвели в музыкальную школу. Надо сказать, что из возраста Моцарта я давно уже выросла – мне было 9 лет. В тот день произошло самое ужасное событие моего детства – у меня обнаружили музыкальный слух! Но на скрипку было идти уже поздно, поэтому меня отдали в класс гитары. Трудно сосчитать сколько раз я пыталась бросить, но каждый раз после душевного разговора с родителями соглашалась остаться хотя бы до следующего отчетного концерта/конца семестра/учебного года и т.д. Трудно передать, как я ненавидела свой инструмент, особенно в начальной школе, когда пальчики маленькие и слабенькие, а мозоли твердые и болезненные, потому что струны острые и жесткие. Но родители были непреклонны в своей настойчивости.

А ближе к окончанию музыкальной школы, родители неожиданно поплатились за свою жестокость. В последнем классе я вдруг стала понимать и любить музыку, кончики пальцев окончательно потеряли чувствительность и перестали болеть, и я пожелала стать профессиональным музыкантом. О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез. Музыкантом в итоге я так и не стала. Теперь я прекрасно понимаю, что я бы им и не стала. В лучшем случае – учила бы детей, страстно меня ненавидящих, игре на гитаре.

Зато я очень хорошо поняла роль музыки, её полезность в личностном развитии и ещё много важных моментов касательно обязательного музыкального образования, о чем сейчас вам и расскажу.

Музыкальная школа – сольфеджио как способ развития мышления

Учеными давно уже доказано, что школа музыки инициирует мышление — ученики таких школ гораздо лучше успевают по общеобразовательным предметам. Более того, их мышление более креативно и нестандартно, они способны генерировать неожиданные идеи. На собственных ощущениях я могу описать механизм данного явления.

Многие знают, что человеческий мозг состоит из двух полушарий – левого (логика) и правого (интуиция). Чем больше нейронных связей между двумя полушариями, тем более гибким и нестандартным мышлением обладает человек. Единственная дисциплина во всем белом свете, которая способна развивать одновременно оба эти полушария – это сольфеджио! Потому что для успешного написания музыкального диктанта человек как раз и должен соединить логику (знания по музыкальной грамоте, которые можно сравнить по сложности с математикой) и интуицию (способность слышать полутона между звуками).

Обучение в музыкальной школе должно быть добровольным!

Среди моих однокурсников большинство детей, так же как и я, ненавидели весь этот процесс, и втайне мечтали «сжечь ненавистную музыкалку». Однако в каждом классе всегда находилось пару сумасшедших учеников, которые просто бредили музыкой.

В связи с этим у меня есть утопическая идея. Я считаю, что для всех, кто поступил в музыкальную школу в раннем возрасте, к концу первого года обучения надо ввести практику отчисления из школы тех, кто не слышит музыку во сне и не является прямым потомком Вольфганга Амадея. Всё равно настоящими музыкантами они не станут – так зачем ломать ребенку детство и травмировать психику?

А потом, лет в четырнадцать, ввести повторный набор в школу музыки с сокращенным сроком обучения – для тех, кто с возрастом образумился и решил, что всё-таки стоит изучить музыку глубже для общего развития. Однако такая музыкальная школа должна обеспечивать более творческую и разнообразную деятельность, без всяких там чопорных отчетных концертов и тому подобного.

И главное

В общеобразовательной школе на уроках музыки совершенно необходимо ввести элементы из сольфеджио, а именно – музыкальные диктанты. Конечно, не стоит их оценивать слишком строго, чтоб не портить детям аттестат, но подобная практика должна улучшить общую успеваемость по школе.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?