Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как развить музыкальный слух у ребенка? Музыкальный слух у детей.

Слух необходим ребенку не только, чтобы воспринимать огромный объем информации из окружающего мира, но и для обучения языку, который стимулирует развитие мышления ребенка. Поэтому очень важно обнаружить и скорректировать проблемы со слухом как можно раньше.

Практически сразу после рождения врачи проводят экспресс тест слуха ребенка, и далее ваш педиатр отслеживает его развитие на каждом приеме.

Когда развивается слух

Внутреннее ухо уже полностью сформировано еще в период беременности на 20 неделе, и дети рождаются с полностью развитым слухом. Таким образом, ребенок готов слушать и учиться с самого рождения.

Как развивается слух

Голоса (особенно высокие) привлекают внимание малышей с самого рождения. Ребенок реагирует на знакомые звуки (например, на ваш голос или голос вашего партнера) и его, скорее всего, испугают громкие или неожиданные звуки.

Как ребенок реагирует на звуки, зависит от его темперамента. Более чувствительные дети могут реагировать на каждый шорох, в то время как более спокойные дети могут не обращать на них внимания.

Примерно к 2 месяцам большинство детей замолкают, когда слышат знакомые голоса и могут издавать звуки напоминающие: «оох..». Не стоит волноваться, если ребенок смотрит в другую сторону, когда вы с ним разговариваете, однако скажите своему врачу, если ребенок вообще не реагирует на ваш голос или окружающие звуки.

В 4 месяца дети начинают искать глазами источник звука, а в 6 месяцев они начинают пытаться подражать звукам. К 8-ми месяцам они начинают лепетать и реагируют на изменение тона голоса. К своему первому дню рождения ребенок наверняка скажет отдельные слова: ма-ма, па-па и будет отзываться на свое имя.

Слух будет помогать ребенку познавать мир и общаться с ним.

Не смотря на то, что ребенок рождается с полностью сформированным слухом, отдел мозга, отвечающий за сложные звуки и понимание смысла услышанного, будет развиваться до 12 лет.

Роль родителей в развитии слуха

Чтобы избежать нарушений слуха у ребенка следуйте простым правилам.

Держите предметы, которые могут попасть в уши (например, ватные палочки) подальше от них.

Делайте все возможное, чтобы поддерживать здоровье ребенка и избежать, например, инфекции уха.

Оберегайте ребенка от продолжительных громких звуков (уровень шума должен быть таким, чтобы вам было удобно разговаривать).

Чтобы стимулировать развитие слуха у ребенка предоставьте ему возможность услышать различные звуки.

Познакомьте ребенка с различной музыкой от популярной до классической. Иногда можете напевать ребенку, познакомьте его с тиканьем часов или звоном колокольчиков, раскачивающихся на ветру.

Читайте и разговаривайте с ребенком вне зависимости от его возраста. Слушание вашего голоса поможет ребенку развить чувствительность к интонации, что важно при овладении языком. Экспериментируя с высотой вашего голоса, используя акценты, пение и различные звуки вы можете сделать свое общение с ребенком более интересным для него. Помимо этого, чем больше вы говорите и читаете ребенку, тем больше слов он будет знать к тому моменту, когда будет готов начать говорить.

Не стоит непрерывно разговаривать с ребенком, однако если вы замечаете, что ему интересно, что вы делаете – расскажите ему об этом. Можете комментировать то, что слышит ребенок, например, лай собаки ил звон колокольчиков.

В 4 или 5 месяцев ребенок может начать пристально смотреть вам в рот, когда вы говорите.

Когда стоит волноваться

Обратите внимание на хронические нарушения слуха, которые были в вашей семье или в семье вашего партнера и расскажите об этом вашему врачу.

В тоже время учитывайте, что дети могут спать, не смотря на лай собаки или пронзительный телефонный звонок. Это совершенно нормально. Однако, как правило, родители замечают, если есть подозрения на нарушения слуха у ребенка. Чем раньше вы поставьте вашего доктора в известность об этом – тем лучше. Экспериментально доказано, что предоставление помощи детям с нарушением слуха до 6-ти месячного возраста оказывают значительное влияние на развитие речи и мышления.

Вы можете или написать свой.

Екатерина Михайловна Пашкина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Каждый ребенок начинает издавать свои первые слова в год или два. В четкие предложения, конечно он их сформулировать не может. Поэтому родители тщательно пытаются разобрать, что же хочет их любимое чадо. Ближе к дошкольному возрасту, речь становится более разборчивой и понятной. Однако чтобы избежать проблем с произношением в будущем, лучше заранее обратить внимание на развитие фонематики.

Что такое фонематический слух? Ответ на этот вопрос прост – это способность восприятия речи. Многие мамочки придерживаются мнения, если ребенок знает буквы, то проблем с их произношением не будет. Для чистого произношения необходимы: подвижные и гибкие губы, нижняя челюсть, язык, точные и координируемые артикуляционные движения, постоянные занятия на закрепление результата. У ребенка должно быть развито фонематическое восприятие – способность различать звуки речи, мысленно разбирать слова по составу.

Негативные последствия отсутствия фонематики у детей дошкольного возраста:

  • замедленное становление речевой системы;
  • нечеткое или неправильное звукопроизношение;
  • неспособность освоить звуковую сторону языка, дифференцировать на слух звуки;
  • трудности при чтении и письме;
  • снижение успеваемости, потеря интереса к получению новых знаний;
  • замкнутость, молчаливость, нервозность.

Если ребенок плохо говорит либо произносит слова, понятные только для него, родители не оказывают надлежащего внимания при решении этой проблемы, то, в первую очередь, негативно это сказывается на формировании личности маленького человечка. В дальнейшем возникнут проблемы с обучение чтению и письму

Как формируется фонетический слух

В теории существует несколько стадий становления фонетического слуха. На первой стадии ребенок воспринимает различные неречевые звуки (шум воды, музыку). На второй – услышанное логически соотносится с действиями (например: если мама говорит малышу «ням-ням», он должен понимать, что речь идет об употреблении пищи). На третьей – происходит становление звукопроизношения.

Большинство детей уже к двум годам полностью понимают речь взрослых, различают слова. К дошкольному возрасту они обязаны произносить заднеязычные звуки [К], [Г],[Х] и их мягкие пары и губные [П], [Б], [М], [Ф], [В] и иъ мягкие пары. Потом появляются группы свистящих и шипящих звуков. Дети в возрасте 5-6 лет очень часто произносят не те слова, которые нужно, а те, которыми им удобно говорить. Это связано с тем, что ребенок не может полноценно управлять своим артикуляционным аппаратом. Для предотвращения негативных последствий, стоит заранее заниматься с малышом развитием музыкального, ритмического слуха.

Игра является отличным способом развития фонематического слуха у детей различного возраста, включая и дошкольников. Родители должны в непринужденной увлекательной форме научить детей:

  • определять неречевые звуки (шум воды, треск веток, соседский перфоратор);
  • четко произносить буквы, как гласные, так и согласные;
  • музыкальному слуху;
  • распознавать тембр и высоту звуков (лай щенка и лай взрослой собаки);
  • различать звуковой состав схожих между собой слов (рот-кот, рак-мак, другие).
  • Неречевой этап развития

Чтобы начать развивать фонематический слух с детства, следует использовать специальные упражнения. Их делают с детьми в возрасте от одного до трех лет. Главной задачей является познакомить ребенка со звуками, которые его окружают. Наиболее эффективные и простые упражнения, которые помогут определить малышу ритмичность звуков:

  1. «Угадай, что это?». Для этой игры понадобится три предмета, издающие звуки (больше не нужно, так как будет отвлекать внимание). К примеру, возьмем колокольчик, будильник и целлофановый пакет. Сначала показываем ребенку каждый предмет в отдельности, потом вместе. В конце, малыш должен распознать звук и указать на нужный предмет.
  2. «Угадай, что гудит?» Такую игру разыграть очень легко. Сначала малышу нужно показать, как гудит паровоз, машина, пароход или что-то еще. После этого один взрослый должен выйти за дверь и издать этот звук, а ребенок на карточке должен показать, чей именно звук он слышал.

Для развития внимания и слуховой памяти разработаны следующие игры:

  1. «Зайка, мишка, волк: на чем они играют?». Перед началом этой игры нужно подготовить три музыкальных инструмента. К примеру, барабан, гитару и баян. Обязательно надо продемонстрировать ребенку, как играть на этих инструментах, чтобы он слышал звуки и понимал принцип действия. После этого следует спрятать инструменты. Издавая из них звуки поочередно, ребенок должен отгадывать, что это за звук и какие движения телом, можно под них производить.
  2. «Под что прыгать, а под что топать?». Смысл игры заключается в выработке у ребенка чувства ритма. Сначала ему нужно продемонстрировать звук, потом, что под него необходимо сделать: прыгать или шагать. После нескольких демонстраций, детям предоставляется самостоятельный выбор. Такое упражнение тренирует слух.
  3. «Прятки». Идеальная игра для развития музыкального слуха детей. Малышу нужно закрыть или завязать глаза. Задача взрослого: передвигаться по комнате и хлопать в ладоши. Ребенок должен идти на хлопки. Это упражнение помогает слышать звуки, их очередность и последовательность.
  4. «Звук: поймай меня». Для постоянного совершенствования ритмического слуха пригодится эта игра. Взрослый, например, говорит какое-то слово. В свою очередь ребенок, должен его повторить с максимальной точностью.
  5. «Повторение – мать учения». Это идеальное упражнение для развития музыкального и ритмического слуха. Детям предлагается прослушать звучание карандаша, стучащего об стол или выстукивания ладоней. Они должны повторить периодичность и ритм. С возрастом задание следует усложнять и удлинять.


Речевой этап развития

Эта стадия развития фонематического слуха и памяти очень важна. Информация закладывается в основном, с трех до шести лет. Наиболее приемлемыми играми в этом периоде являются:

  1. «Кто здесь?». Один из взрослых прячется, а после произносит звук, например «мяу» или «гав». Задача ребенка не только сказать кто это, но и найти подобную зверушку среди своих игрушек.
  2. «Тихо-громко». Эту игру можно рассматривать во множестве интерпретаций. Большая собака – громкий звук, маленькая – тихий. У Железновых, к примеру, есть специальная песня «тихо-громко», под которую ребенок развивает свой музыкальный и ритмический слух, правильно определяя тембр звучания.
  3. «Кто как говорит?». Результат от этой игры напрямую зависит от стараний родителей. При чтении сказки или стихов, следует интонационно выделять голоса персонажей. После этого дети распознают персонажей по звукам, которые произносились.
  4. «Найди предмет (игрушку)». Главная задача взрослого при такой игре – это четко и ясно произносить название предмета (принеси мяч, стул, куклу).
  5. «Теремок или кто живет в домике». При такой игре нужно периодически читать «Теремок». После этого с малышом можно играть посредством предоставления картинок. Он должен выбрать изображение, назвать, кто на нем изображен, и сказать какие звуки этот персонаж произносит.
  6. «Картинка-звук». Главное в этой игре научить ребенка определять по картинке звук. Дети при просмотре изображений должны произносить те звуки, которые могут издаваться теми, кто изображен на этих описаниях.
  7. «Звуковые игры». Они подходят для дошкольников. Например, игра в города, зоопарк, имена. Главное, чтобы ребенок начинал произносить новое слово на последнюю букву предыдущего.
  8. «Выбери короткое». Игра поможет дошкольникам развить не только слух, но и логику. Предлагается произносить ряд слов, среди которых дети должны выбрать наиболее короткое.

Для развития фонетического слуха у детей дошкольного возраста существует множество игр и упражнений. Не стоит упускать из внимания и логопедические занятия. Лучше доверить их проведение профессионалам.

Помните, от развития фонематического слуха ребенка, зависит формирование его личности. При правильном воспитании, проведении специальных занятий, упражнений и игр ваше чадо приобретает музыкальный и ритмический слух. Все это увеличивает логический и мыслительный процесс, повышает самооценку маленького человечка, способствует и физическому и интеллектуальному развитию.

Если у ребенка есть музыкальный слух, то ему легче научиться петь и играть на различных инструментах, а чувство ритма помогает в танцах.

Музыка – это неотъемлемая часть общей культуры. И очень важно с раннего детства вырабатывать у ребенка хороший вкус, дать хотя бы минимальные знания в этой области. Музыка вносит гармонию в жизнь и развивает ребенка, помогает ему раскрываться эмоционально, воспитывает чувство прекрасного. К тому же музыкальные занятия развивают мышление, координацию движений, вырабатывают усидчивость, внимание, дисциплину, настойчивость. Разве такие качества кому-то повредят?

Каждый ребенок имеет свои музыкальные способности. У кого-то из ребятишек потрясающее чувство ритма. Кто-то умеет без фальши напеть песенку. У некоторых малышей замечательная музыкальная память. Детей, с которыми вообще нет смысла заниматься музыкой, потому что они «не способны», не существует. Поэтому, если ребенку нравится танцевать, если ребенок любит петь песенки – у него есть тяга к музыке. И стоит ее поддерживать – для начала дома, в игровой форме.

Как развивать музыкальные способности у детей разного возраста

Пожалуй, самое простое, что мы можем сделать для развития музыкальных способностей у детей – это давать им возможность слушать как можно больше самой разнообразной музыки.

Ребенку от 1 до 3 лет

Мамины песни. В давние времена знакомство детей с музыкой начиналось с нежных маминых колыбельных. Постарайтесь как можно больше петь малышу. Пусть это будут колыбельные, детские песенки или просто ваши любимые песни.

Много хорошей музыки. В течение дня, когда ребенок играет, включайте ему детские песенки, классическую, народную, этническую музыку, звуки природы… Наблюдайте за реакцией маленького слушателя. Если какая-то конкретная музыка ему не нравится, предложите что-то другое. Постепенно знакомьте ребенка с разными стилями. Правда, рок и джаз нужно дозировать. Они слишком сложны для детского восприятия.

Ребенку от 4 до 5 лет

Музыкальные мультфильмы. Веселые песенки есть во многих зарубежных мультфильмах. Но было бы здорово начать со старых добрых отечественных мультфильмов. Это «Катерок», «Большой секрет для маленькой компании», «Бременские музыканты», «Летучий корабль»... Малыш быстро запомнит песни и с удовольствием станет их напевать.

Музыкальный фон. Когда ребенок рисует, раскрашивает, лепит, делает аппликации, включайте для него фоном классику. Хорошо, если музыка будет соответствовать теме поделки.

Игры на развитие музыкального чувства ритма у детей от 1 года до 5 лет

Ритм – это не только музыкальное понятие. Он есть и в поэзии, и даже в математике. Да и вообще, ритмичности подчиняется все вокруг: день сменяется ночью, лето – осенью… И научить ребенка чувствовать ритм важно для его развития.

Ребенку от 1 до 3 лет

Хлопаем в ладоши. Для первых упражнений используйте самые обычные хлопки в ладоши. Рассказывайте малышу простые ритмичные стишки, четко разделяя их на слоги, и хлопайте в ладоши на каждый слог или на каждый второй слог. В этих случаях у вас получится разный ритм. Подойдут, например, стихи Агнии Барто про игрушки: «У-ро-ни-ли-ми-шку-на-пол о-тор-ва-ли-ми-шке-ла-пу…» Потом возьмите малыша за ручки и помогайте ему хлопать правильно. По мере взросления у ребенка будет получаться все лучше и лучше отбивать ритм самостоятельно.

Бубен. Эта замечательная игрушка должна быть в арсенале каждого малыша. Самые маленькие музыканты пусть гремят в свое удовольствие, как им захочется. Ближе к 3 годам покажите малышу, что в бубен можно не просто стучать, а еще и выстукивать определенный ритм.

Барабан. Когда освоите бубен, переходите к барабану. Попробуйте вместе с малышом выстукивать на барабане ритм стихотворения точно так же, как раньше вы хлопали в ладоши.

Маракасы. Этот простейший инструмент тоже очень хорош для отбивания ритма. Если у вас нет настоящих маракасов, их с успехом заменят две погремушки. Берем «гремелки» в руки и устраиваем вместе с малышом зажигательные танцы под любимые детские песенки.

Ребенку от 4 до 5 лет

Тик-так! Играем с будильником! Поставьте перед ребенком будильник с громким тиканьем. Обратите его внимание на то, как ритмично тикают часы: тик-так, тик-так. «Потикайте» вместе с часами. А потом аккомпанируйте часам всеми способами, которые придумаете: хлопайте, маршируйте, машите руками, ритмично качайте головой, «топайте» игрушкой по столу, стучите игрушечным молотком…

Мини-диско. А почему бы вам не устроить настоящую дискотеку для ребенка? Включите веселые детские песенки, показывайте ему простые танцевальные движения, а он пусть за вами повторяет. Танцы прекрасно развивают чувство ритма.

Занятия для развития музыкального слуха у ребенка

Как и любая функция организма, музыкальный слух будет тем лучше развит, чем больше им пользоваться и его тренировать. А что же для этого нужно? Специалисты считают, что лучшее упражнение для развития музыкального слуха – это пение.

Ребенку от 1 до 3 лет

Поем с мамой. Чтобы малыш захотел петь сам, нужно как можно чаще петь при нем. Лучше, чтобы это были простые песенки, которые понятны малышу. Важно, чтобы песенки содержали короткие слова, которые кроха уже может произносить.

Музыкальные игры. Соберите все звучащие приспособления, которые найдутся в доме: игрушечные музыкальные инструменты, гитару, погремушки, свисток, пластиковую баночку с крупой… Рассмотрите с малышом эти предметы и послушайте, какие звуки они издают. А потом малыш отворачивается, а мама загадывает ему загадку: что сейчас звучало? Потом поменяйтесь с ребенком местами и отгадывайте его загадки. Такая игра развивает музыкальный слух, память и внимание ребенка.

Ребенку от 4 до 5 лет

Караоке для детей. Пение под караоке – замечательное развлечение не только для малыша, но и для всей семьи. Если в каких-то местах малыш фальшивит, правильно пропойте с ним эти кусочки несколько раз, чтобы он старался вам подражать.

Детские музыкальные инструменты: ксилофон и детское пианино. Часто к таким игрушкам прилагается песенник с нотами. Если такового нет, можно найти ноты простеньких песенок в Интернете (или подобрать на слух) и сделать для малыша подсказку, нарисовав вместо нот цветные квадратики, соответствующие клавишам ксилофона (на клавиши пианино тоже можно наклеить цветные квадратики-подсказки). И пусть кроха тренируется!

Музыкальные сказки. Это чудесный материал для развития музыкального слуха и приобщения малыша к культуре. Например, хорошо известная сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк» – это своего рода путеводитель по симфоническому оркестру. Там каждому герою соответствует «свой» музыкальный инструмент: утке – гобой, птичке – флейта, кошке – кларнет и др. Многократно прослушивая сказку, ребенок научится на слух распознавать тембр инструментов.

А самой замечательной игрой будет домашний концерт, в котором поучаствует вся семья. Берем гитару, или флейту, или губную гармошку, выдаем остальным бубен, маракасы, деревянные ложки, барабан – и исполняем все вместе любимую песню. Возможно, соседям не слишком понравится эта «какофония», но ваш ансамбль не часто собирается, верно? Ведь очень важен заряд положительных эмоций, которые получит малыш, вы сами и ваши близкие. И понимание, что еще одно достоинство музыки – это привнесение в жизнь светлых моментов, которые обязательно запомнятся надолго.

Возможно, вас заинтересуют тесты

музыкальный слух ? Да и как узнать, есть ли он вообще, ведь это во многом определяет - будут ли успешными занятия музыкой. Можно ли заниматься музыкой в раннем возрасте? Или лучше начать заниматься в более взрослом возрасте? Я всегда придерживаюсь определения - если тебе интересно, вызывает у тебя радость и любые другие положительные эмоции - занимайся этим!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха у ребенка.

Возможно ли развить и воспитать музыкальный слух ? Да и как узнать, есть ли он вообще, ведь это во многом определяет - будут ли успешными занятия музыкой. Можно ли заниматься музыкой во взрослом возрасте? Такого рода вопросы мне часто приходится слышать и от интересующихся успехами своего чада родителей, и от простых любителей музыки, которые еще мечтают углубить свои познания. Я всегда придерживаюсь определения - если тебе интересно, вызывает у тебя радость и любые другие положительные эмоции - занимайся этим!
Тогда возникают другие вопросы. Например, возможно ли развитие музыкального слуха или это чисто врожденное качество? Если говорить о качестве воспитания музыкального слуха то, чем раньше вы начнете работать над развитием музыкальных способностей, тем лучше будут результаты! Достаточно вспомнить примеры из истории -в силу другой организации образования, почти все известные гениальные композиторы и музыканты начинали обучение с ранних лет. Так, например, Моцарт уже в 3 года подбирал на инструменте консонирующие интервалы (в государственных музыкальных школах это программа 2-3 класса). А в 4 года, Моцарт сам, незаметно от своего отца-музыканта, написал концерт для клавесина! В государственных школах обучение происходит с 6-7 летнего возраста, в котором уже весь уже ранее заложенный и накопленный опыт в ребенке только проявляется. К 6-7 годам ребенок практически сформировался как личность, которая жаждет творить, а его именно в это время запирают в рамки школы с ее правилами и догмами. Мало того, обычно дети в школах и гимназиях чувствуют себя так загружено,что на серьезное развитие музыкой у них просто не хватает сил и времени.

Обратившись к познаниям детской психологии, выясняем, что действительно у малышей особенно повышена чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и к музыке. К наиболее чувствительным периодам относится возраст от 1,5 до 3 лет! И самое главное в этом возрасте пробудить в ребенке интерес к предмету. Ведь малыш постигает окружающий мир с помощью органов чувств. Общее умственное развитие ребенка тесно связано с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из ведущих мест. Наиболее раннее знакомство с восприятием звуковой гаммы ощущений у ребенка начинается еще в утробе матери. Поэтому, все, что слушает мать, все, чем она живет в период беременности - слушает и воспринимает ребенок! Некоторые мамы -музыканты даже рассказывают, как в последние месяцы беременности по толчкам в животе можно предположить какие эмоции вызывает определенная звучащая в тот момент музыка. С первых дней ребенок старается имитировать звуки речи матери, интонации ее голоса. К трем годам у детей формируется своя картина мира, психологи называют это период «кризис 3 летнего возраста». Ребенок осознает, что он существует и он особенный, ведь у него появляется чувство собственного «Я».

Ребенок часто переживает в этом возрасте, что быть самим собой не получается, этому мешают запреты старших. Это именно тот период у ребенка, когда он пытается перестроиться как личность под модель поведения, диктуемую им взрослыми, но сам в этот момент часто заявляет вам «Не хочу! Не буду!» В этот период дети уже умеют общаться со сверстниками, стремятся к самостоятельности и с удовольствием делают свой выбор. К 4-м годам дети умеют делать почти все то же, что и взрослые. В этот момент лучше всего работать с руками, что развивает правое и левое полушарие. Поэтому лучше когда под руками есть по средства, помогающие развиваться. До 5 лет сенсорное развитие особо чувствительно. Дети реагируют сначала зрительно на цвет, форму, размеры, а потом на осязание (вкусы,запахи).

Раннее музыкальное развитие связано с формированием сенсорных способностей - умением ассоциативно различать высоту звука (высокий или низкий), тембр звука (звучание определенной окраски голоса или инструмента), динамику(громко или тихо),темп(быстро или медленно) .Затем в будущем эти сложившиеся представления будут формировать музыкальное мышление и музыкальную память.

В детском возрасте дети с удовольствием угадывают настроение и характер музыки, при этом им легче это выразить в рисунке или движении. Поэтому, музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушанья музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, развивается художественное мышление и ребенок творчески развивается.
Я занимаюсь развитием музыкального слуха у детей около 10 лет. За это время у меня накопился определенный опыт работы с детьми. Ко мне попадали дети с разными способностями и мне самой было интересно, насколько можно развить слух у каждого из них. Дело в том, что существуют разные уровни развития музыкального слуха.
Редко встречаются люди, у которых от рождения дан абсолютный слух, то есть это врожденный музыкальный слух, позволяющий определить точное музыкальное звучание нот на любом инструменте. Обычно таким слухом владеют продвинутые музыканты с рождения или он воспитывается в процессе долгого труда со временем (это более частое явление), тогда этот слух называется «приобретенным абсолютным». То есть таким музыкантам практически не нужен ни камертон (на котором звучит нота «ля» по ней идет настройка), ни инструмент для того, чтобы воспроизвести любую ноту звукоряда. Но это «высший пилотаж», который тем не менее достигается многими в музыкальном училище или консерватории.

Интересный пример из истории из биографии Вольфганга Амадея Моцарта, когда он присутствовал на концерте итальянского композитора Аллегри, где исполнялось его произведение «Мизерере» в Сикстинской капелле. Ноты этого произведения находились достоянием капеллы и никто посторонний не имел к ним доступа. После одного концертоного прослушивания Моцарт смог сам по памяти записать в точности это произведение!
Воспитание слуха в простой музыкальной школе у детей сводится к умению точно воспроизвести несложную мелодию, спеть с дирижированием, записать нотами, уметь ее сыграть на инструменте и подобрать аккомпанемент. Ребенок должен определять на слух все изученные интервалы, аккорды, виды гамм, все то, чему учит теория музыки.

Проще говоря, дети должны уметь подобрать по слуху любую услышанную песню по радио или телевидению или даже сочинить свою. Недаром говорят, чтобы понять как музыка пишется - попробуй сочинить свою.
Как определить стоит ли ребенку заниматься музыкой или нет? В принципе, если ребенок без проблем чисто поет, попадая в ноты - есть возможность достигнуть высшего уровня развития, опять же при упорной работе!

Бывают случаи, когда ребенок просто не в состоянии спеть мелодию по каким -либо причинам, но при развитии у него все же есть шанс развития внутреннего слуха - то есть он еще может сыграть эту мелодию. Для этого, конечно нужны определенные навыки игры на инструменте, чему тоже можно научиться практически любому человеку. У вас всегда есть шанс попробовать себя. Поэтому я всегда призываю родителей пораньше покупать инструмент для ребенка, если у него есть желание на нем играть! Можно начать с небольшого игрушечного электрического пианино или ксилофона.Можно самим смастерить самые простые маракасы, вообще можно играть на всем, что звучит! Нота за нотой, если ребенок учится ее петь или играть - это уже способствует развитию слуха!

И наконец, для самых маленьких детей очень важно направить их в нужное русло, заинтересовать хорошей музыкой, понять, что нравится ему. Музыка бывает разной, мое мнение таково, что можно в любом стиле найти настоящие шедевры!

Конечно, классика вне конкуренции, недаром она всех прельщает своей гармоничностью и глубиной не одно столетие. Лучше выбирать песни с добрыми сюжетами, ведь они формируют мировоззрение вашего ребенка. Для этого очень важно с детства приучить ребенка к звучанию музыке в доме, ходить с ним на концерты для детей, музыкальные представления и спектакли, смотреть интересные музыкальные передачи и мультфильмы в которых опять же звучит хорошая музыка. Дети очень любят когда им поют колыбельные песни или когда с ними просто распевают песенки. В крайнем случае, можно воспользоваться простой аудиозаписью - приучить ребенка слышать музыку, когда он делает зарядку или ложится спать. Главное, чтобы музыка подходила по настроению и ситуации. И вскоре вы увидите, как горят глаза у вашего малыша, когда он смотрит концерты своих сверстников и заявляет вам «Я тоже хочу так играть и петь!» В общем, всячески поощряйте проявление у него тяги к музыке, развивайте эстетического вкус, но конечно важно не переусердствовать в этом.


Многие считают, что способность к музыке врождённая: она либо есть, либо её нет. Однако это не совсем так. Дело в том, что музыкальный слух у детей можно развить, даже абсолютный. Правда, чем старше становится ребёнок, тем меньше вероятность успеха.

О влиянии ранних занятий на музыкальные способности говорят уже несколько столетий. Причём в связи с этой темой выдвигалось и немало абсурдных идей. Например, некоторые предлагали давать послушать классическую музыку ещё не рождённому ребенку, считая, что это повлияет на его способности в будущем. С учётом того, что даже у младенцев органы чувств развиты плохо и не работают в полной мере, не говоря уже о детях, которые находятся ещё в материнской утробе, эта теория не выдержала критики.

Однако статистика показала, что у азиатов в среднем процент людей, обладающих абсолютным музыкальным слухом, намного выше. И связано это как раз с тем, что ребёнку на Востоке довольно рано прививают интерес к различным композициям.

С чего начать?

Учёные заметили, что малыш начинает узнавать любимые мелодии ещё до того, как осваивает ходьбу. Дети реагируют на определённый тон и мелодию, они демонстрируют на удивление живой отклик.

В дошкольном возрасте музыкальные способности определяют, разговаривая с ребёнком и наблюдая за ним. Кажется, что побеседовать очень просто: можно банально задавать вопросы. Но это срабатывает со взрослыми, а вот с малышами – далеко не всегда. Дети могут начать легко отвлекаться или давать уклончивые ответы. Поэтому больше всего информации с ними реально получить во время игры, при общении на музыкальную тему исподволь. Главное – действовать ненавязчиво.

Вообще успех в музыкальной сфере во многом зависит от уровня артистизма и эмоциональности, от того, насколько глубоко малыш способен погружаться в переживаемые образы, как он будет их передавать. Главное, чтобы ребёнку было интересно. А вот если же любые попытки по-разному заинтересовать музыкой ни к чему не приводят, возможно, стоит попробовать заняться чем-то другим. Например, рисованием или же спортом.

Как проверить музыкальные способности ребёнка?

Существуют специальные тесты, которые помогают проверить, есть ли у малыша музыкальные способности или нет. Самое простое и базовое – это подойти к пианино, нажать на клавиши в нижнем и в верхнем регистре, а потом спросить у ребёнка, какой из них был выше, а какой, соответственно, ниже. Если у вас дома нет такого инструмента, можно просто найти в Интернете хорошую запись и дать прослушать. Только, естественно, ребёнок не должен подсматривать.

Ещё один вариант – это проиграть звучание одной клавиши и нескольких, нажатых одновременно. Если у ребёнка есть музыкальные способности, он сможет разобраться в разнице.

Установить диапазон голоса малыша обычно довольно легко во время пения. Только не нужно пытаться предлагать ему в качестве аккомпанемента музыкальный инструмент. Тот обычно сбивает с толку, причём намного сильнее, чем привычный человеческий голос. Неплохим вариантом проверки также будет спеть простую мелодию, после чего попросить ребёнка её повторить. Всё это помогает разобраться с музыкальной памятью (есть, нет, насколько она хорошая), а также со способностью интонировать, то есть не фальшивить во время исполнения.

Не менее важно и чувство ритма. Можно сначала простучать простую мелодию (не очень быстро), а потом предложить ребёнку её повторить. Если всё получилось, задание стоит усложнить и включить какую-то песенку, которая малышу нравится. После чего попросите его похлопать в такт музыке. Чтобы расставить все точки над i, с ребёнком можно промаршировать под какую-нибудь бравую песенку. Всё это помогает понять, есть ли у малыша чувство ритма.

Со слухом и с ритмом проблемы

Что делать, если ребёнок слабо чувствует направление музыки, часто не попадает в ноты, да и с ритмом у него не очень? На самом деле все эти «неприятности» сегодня спокойно убирают хорошие педагоги. В музыкальных школах умеют с таким работать. Другое дело, что самому ребёнку будет намного труднее учиться. Поэтому нужно разобраться, насколько сильно он увлечён, нужно ли ему самому это.

Можно развить музыкальный слух у детей в старшем возрасте?

Способности воспринимать мелодии на слух у детей пропадают буквально с каждым годом, начиная с 3 лет. Но это не значит, что для школьника уже «всё слишком поздно». Развиваться можно всегда, тем более что огромное количество потрясающих исполнителей и первоклассных композиторов вообще не имеют абсолютного музыкального слуха! И это им не мешает. Так что не надо хоронить музыкальный слух у детей, особенно когда для печальных выводов явно нет оснований. Но при наличии возможностей начинать занятия лучше пораньше.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?