Музейно образовательные программы для дошкольников. Программы для детей
Музейно-педагогическая программа для дошкольников "Волшебная палитра"
Собственная музейно-педагогическая программа «Волшебная палитра» является частью художественно-эстетического воспитания дошкольников 5-7 года жизни и носит преемственный характер. Программа разработана на основе музейных экспозиций г. Ульяновска.Данная работа будет полезна воспитателям ДОУ, а также музейным работникам, осуществляющими свою деятельность с детьми дошкольного возраста.
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый Художник, Музыкант и Поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создавать для этого благоприятную среду, которая основана на доверии и понимании. Задача воспитателя - добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом».
Для достижения данной задачи необходимо формировать личность ребёнка-дошкольника путём приобщения его к эстетическим ценностям искусства, становления его творческих способностей и самовыражения в самостоятельной художественно-творческой деятельности. В полной мере осуществить поставленную задачу можно, если целенаправленно создавать оптимальные условия для укрепления творческого потенциала каждого ребёнка и формирование в нём нравственных начал через восприятие различных видов искусств, имеющих общечеловеческие эстетические ценности. Воспитательным компонентом при этом является эмоционально-положительное отношение ребёнка к объектам эстетического характера и понимание гармонии на примере изобразительного искусства, архитектуры, музыки, природы и человеческих взаимоотношений.
Понимание необходимости практически решить задачи эстетического формирования личности ребёнка-дошкольника, послужило стартовой точкой к созданию собственной программы, основанной на базисных теориях гармонического развития человека с учётом потенциала музейных экспозиций города и учреждений культуры.
Музейная экспозиция как сильное средство педагогического воздействия широко используется в практике работы многих дошкольных учреждений г. Ульяновска. Детские сады тесно сотрудничают с музеями города, в том числе и на договорной основе. Как правило, данное сотрудничество в большинстве своём обращено исключительно к темам краеведческого характера. Между тем, музеи города обладают богатыми ресурсами. Так, Ульяновский областной Художественный музей со своей богатейшей коллекцией художественных произведений недостаточно привлекается к работе с дошкольниками. Именно в этом заключается новизна и актуальность программы.
Музейный компонент, не дублируя общепринятые педагогические программы для детского сада, значительно расширяет их возможности, как в постижении изобразительного искусства, так и в формировании визуальной культуры. Образовательные мероприятия проводятся и в детском саду, и в пространстве музеях города, что даёт возможность использовать методику и принципы музейной педагогики, основанной на диалоге и индивидуальном подходе в учебно-воспитательном процессе.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников формируется в процессе развития художественно-творческих способностей воспитанников, в том числе через интеграцию различных видов деятельности. Поставленные задачи решаются в непосредственно образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности взрослого и детей и в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в режимных моментах, а также частично в кружковой деятельности.
Для достижения поставленной цели, мною, в первую очередь, были определены пути осуществления задач формирования эстетической личности, через комплексное воздействие на ребёнка-дошкольника таких смежных видов искусств, как музыка, художественное слово, пластическое движение, драматизация, при приоритетном использовании средств изобразительного искусства и подключение к самостоятельной детской изобразительной деятельности.
Средствами осуществления задач эстетического воспитания были определены:
1. Все виды искусства (изобразительное, архитектура, скульптура, музыкальное, танцевальное, театральное, дизайн, народное искусство).
2. Окружающая действительность, в том числе и природа.
3. Практическая художественно-творческая деятельность дошкольников.
В определении перспектив развития художественно-эстетического воспитания дошкольников основной упор сделан на изобразительную и конструктивную деятельности детей, музыкальное воспитание, на театрально-игровую, и историко-краеведческое образование дошкольников.
С этой целью выделены 4 взаимосвязанных блока:
1 - Блок изобразительно-творческой деятельности «Волшебная палитра», который выделен в отдельную музейно - педагогическую программу с тем же названием;
2 - Блок конструктивно-творческой деятельности «Город мастеров»;
3 - Блок музыкально-ритмической деятельности «Музыкальная мозаика»;
4 - Блок театрально-игровой деятельности «Лицедеи».
Блоки выделены с учётом базисных программных требований и как региональный компонент, так как в решении вопросов художественно-эстетического развития нам помогают культурные и исторические ценности Симбирска-Ульяновска. Каждый из представленных блоков имеет свою цель и задачи обучения. Обучение начинается со второй младшей группы в рамках занятий по изобразительной деятельности, а также в совместной деятельности и в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми. Начиная со старшей возрастной группы часть мероприятий переносится в пространство музея. В подготовительной группе занятия осуществляются только в музеях (Художественный музей, музей « Градостроительство и архитектура Симбирска – Ульяновска, Рериховский центр духовной культуры, областная библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, музей Народного творчества, Выставочный зал) с использованием подлинных экспонатов, макетов и др. музейных материалов. В дошкольном учреждении осуществляется закрепление материала, обобщение на примере иных произведений искусства (постеры, фотографии, вырезки из журналов, открытки и т.п.).
Одним из основных блоков, который разработан в достаточной степени и апробирован совместно с областным Художественным музеем является
БЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Целью музейно-педагогической программы «Волшебная палитра» является формирование творческой личности ребёнка - дошкольника посредством жанров живописи и собственной изобразительной деятельности.
Исходя из цели, выделены задачи эстетического воспитания программы:
- гармонически развивать каждого дошкольника на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства в музейных экспозициях.
- способствовать пробуждению творческой активности и выработке навыков восприятия различных видов искусств.
- способствовать постижению языка изобразительного искусства через освоение его специфики.
- развивать практические умения через использование различных видов изобразительных средств.
Реализация перечисленных задач решается путём комплексного воздействия разных видов искусств на развитие художественно-творческого потенциала ребёнка, а также, их оптимального взаимодействия на овладение ребёнком приёмами изображения в практической деятельности.
Благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса достигается целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов, а эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение как к искусству, так и к жизни.
Обеспечивая полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка-дошкольника, сформирует в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
План работы по музейно-педагогической программе «Волшебная палитра»
С Е Н Т Я Б Р Ь «Прекрасное в обычном» Жанр живописи НАТЮРМОРТ
О К Т Я Б Р Ь «Природа и художник» Жанр живописи ПЕЙЗАЖ
Н О Я Б Р Ь «Учимся смотреть» Жанровая БЫТОВАЯ КАРТИНА
Д Е К А Б Р Ь «Знаменитые люди Симбирского края» А. А. Пластов 31.01.1893г.- 12.05 1972г.
Я Н В А Р Ь «Праздники православного календаря» РОЖДЕСТВО В ДРЕВНЕ-РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
Ф Е В Р А Л Ь «Графика» Книжная графика ИЛЛЮСТРАТОРЫ ДЕТСКИХ КНИГ
М А Р Т «Человек и время» Жанр живописи ПОРТРЕТ
А П Р Е Л Ь «Скульптура и её особенности» СКУЛЬПТУРА
М А Й «Застывшая музыка» АРХИТЕКТУРА
Посещение музея можно сделать увлекательным и запоминающимся, если добавить к экскурсии самостоятельное исследование и игры. Для нас работают ориентированные на детей экскурсоводы, а после экскурсии мы предлагаем наш квест. В поисках ответов на вопросы квеста участники внимательно изучают экспозицию и обращают внимание на те экспонаты и детали, которые могли бы остаться незамеченными при обычном посещении музея. Подводя итоги, играем и всех угощаем конфетами!
Средневековье часто называют «мрачным», «темным». Оно ассоциируется с ужасами инквизиции, жестокими войнами. Но эта же эпоха стала временем благородных рыцарей и прекрасных дам, развития поэзии и религиозно-философской мысли, временем создания грандиозных соборов и монастырей. Так какие же они, Средние века? Участники нашей программы смогут...
Приглашаем Вас в путешествие в глубь веков — в древнюю историю России. Мы вспомним всем хорошо известные события и исторических личностей, а также найдем и узнаем то, о чем редко рассказывают даже на уроках истории! Рассмотрим запутанные ветви Древа Государей Российских в Парадных сенях. Узнаем, как рыбачили наши предки в 3 веке до нашей эры. Найдём...
1. Занятия по образовательным программам
- «Шаги по траве» (экологическая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
- «Азбука смоленского края» (для учащихся начальных классов школ г.Смоленска)
- «Узелки на память» (этнологическая программа для детей дошкольного возраста)
- «Путешествие в прошлое Смоленска» (для учащихся школ города и области)
- «Путешествие в мир искусства и истории» (для дошкольного и младшего школьного возраста)
- «Знакомство со старой школой. Нескучные уроки» (интерактивные занятия - уроки арифметики, словесности, чистописания, литературы, географии, рисования, лепки, рукоделия, театрального мастерства на базе экспозиции «Сельскохозяйственная школа княгини М.К.Тенишевой»)
- «Здравствуй, музей!» (для детсадов, учащихся начальных классов)
- «Православие» (для учащихся средних школ)
- «Музей - сельской школе» (выездной лекторий)
Лектории для студентов:
- «История мировой культуры»
- «История изобразительного искусства»
- «Музееведение»
- «Культуроведение»
- «Музейное дело и охрана памятников»
- «Народный костюм»
- «Православие»
Мастер-классы по ткачеству поясов, ткачеству на берде, плетению, по изготовлению тряпичных кукол и кукол из природного материала, салфеток (из тесьмы, веревки, кусков сукна способом склеивания), панно (из натянутых нитей), по живописи, по изготовлению глиняных изделий.
Образовательный мультимедиа-лекционный цикл «Лето в музее» (обслуживание летних школьных площадок в каникулярное время).
2. Занятия (интерактивные и театрализованные) по музейной культурно-досуговой программе «Милосердие»:
- Для детей с ослабленным здоровьем: арт-терапевтические занятия
- Для детей-сирот: театрализованные экскурсии, выставки творческих работ, мастер-классы, викторины военно-исторической, этнографической и экологической направленности, экскурсионные туры по музейным экспозициям
- «Нескучные встречи» (программа мероприятий для пожилых людей)
- «Осенние посиделки» (для пожилых людей)
3. Мероприятия по реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ»
- Литературно-музыкальные композиции
- Месячники по военно-патриотической работе (встречи с ветеранами, уроки мужества)
- Спектакли-реконструкции исторического театра «Порубежье»
- Циклы мероприятий, посвященные Дню защитника Отечества (23 февраля), Дню России (12 июня), Дню освобождения Смоленщины (25 сентября)
- Кинолекторий «Загадки и тайны Великой Отечественной. Документальный сериал»
- Тематические экскурсии по городу «Курган Славы», «Сквер Памяти Героев»
- Выездной лекторий «Дети Смоленщины в годы Великой Отечественной войны» (для учащихся школ г.Смоленска)
- Цикл мероприятий, посвященный Международному дню освобождения узников из фашистских концлагерей (11 апреля), Дню памяти и скорби (22 июня)
4. Мероприятия по реализации областной целевой программы «Дети Смоленщины»
- «Быт русского народа»
- «Календарные праздники русского народа»
- «Путешествие в старую школу»
- «Историческое прошлое Смоленщины»
- «Сокровища русского искусства»
- Презентации творческих работ учащихся
- «Музей - детским садам» (цикл интерактивных занятий)
- «Детская музыкальная гостиная»
- «Сказочной тропой» (интерактивные занятия по славянской мифологии для детских летних площадок)
5. Программа для школьников «Ты - смолянин»
Рассчитана на учащихся 5-9 классов. Периодичность посещения музеев: 4 раза в год на протяжении 5-ти лет.
1-й год обучения (5 класс)
Цели: дать представление о музее и его типах; познакомить с музеями Смоленска и других городов мира.
- Первая встреча с музеем. Музеи Смоленской области. Музеи мира. Экскурсия в один из отделов музея-заповедника.
- Древний Смоленск. Древние смоляне и их занятия. Ремесла. Образование, культура, быт. Экскурсия в зал «Памятники духовной культуры».
- Древние улицы Смоленска. Экскурсия по городу.
- Типы музеев. «Смоленский лен», Музей природы и экологии и др. Просмотр слайдов, экскурсия в музей «Смоленский лен».
2-й год обучения (6 класс)
Цели: дать представление об истории Смоленского княжества; познакомить с известными памятниками духовной культуры г.Смоленска; познакомить с мифами, легендами, сказками, связанными со Смоленской землей, и их отражением в искусстве.
- Древнерусские княжества. Смоленское княжество. Святыни Смоленска. Экскурсия по городу.
- Культура Смоленского княжества. Народные промыслы Руси (Талашкино). Просмотр видеофильма.
- Легенды, мифы и сказки Смоленского края. Приметы. Экскурсия в музей «В мире сказки».
- Фольклор в произведениях искусства. Смоленские темы. Экскурсия в Художественную галерею, лекция.
3-й год обучения (7 класс)
Цели: познакомить с историей и культурой Смоленска XVI-XVIII веков.
1. Смоленск - город-герой в эпоху польско-литовского владычества. Лекция.
2. Смоленская городская стена - лучшее оборонительное сооружение на протяжении многих веков. Экскурсия в Громовую башню, просмотр видеофильма.
- Петровские реформы и Смоленск. Экскурсия в зал Исторического музея по теме.
- Русская культура в XVIII веке и Смоленск. Лекция в Художественной галерее.
4-й год обучения (8 класс)
- Цели: познакомить с историей и культурой Смоленска XIX века.
- XIX век и Смоленск. Жизнь и быт дворян. Лекция, экскурсия в зал «Дворянский быт».
- Отечественная война 1812 года. Смоленское сражение. Лекция, экскурсия в зал по теме.
- Культура России в XIX веке и Смоленск. Лекция в Художественной галерее.
5-й год обучения (9 класс)
Цели: дать представление о героическом прошлом Смоленского края в 1941-1945 годах; познакомить с культурными и историческими памятниками г.Смоленска.
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и Смоленск. Просмотр видеофильма, экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
- Культура России начала XX века и Смоленск. Лекция в Художественной галерее.
- Архитектурные памятники Смоленска. Просмотр видеофильма, экскурсия по городу.
- Памятные места Смоленской земли. Знаменитые личности края. Экскурсия в один из музеев Смоленщины (п.Фленово, с.Новоспасское, х.Загорье)
6. Педагогическая программа историко-архитектурного комплекса «Теремок»
название | форма работы | категория посетителей | дата |
«Путешествие в старую школу» | тематическая экскурсия - первое знакомство с с/х школой | 1-11 классы | учебный год |
«Нескучные уроки» | путешествие в церковные книги и памятники славянской письменности: Кириллица и современный алфавит Славянская и римская нумерация | 1-11 классы | учебный год |
«Числа в играх» | урок арифметики Ритмические движения Игры с пальцами Подвижные игры | 1-4 классы | учебный год |
«Российская империя XIX века» | урок географии Европейская Россия Азиатская Россия | 5-7 классы | учебный год |
«Крылатые речения - от поговорки и пословицы до афоризма и фразеологизма» | урок русского языка Всё о крылатых выражениях, ставших популярными в литературной и народной речи | 8-11 классы | учебный год |
«Возвращение Жар-птицы» | мастер-класс Уроки рисования | 1-11 классы | учебный год |
«Волшебная глина» | мастер-класс Лепка из глины | 1-11 классы | апрель-октябрь |
7. Программа «Милосердие» для детей-инвалидов реабилитационного центра «Вишенки»
Цели и задачи:
- Познакомить детей с разнообразием музейных экспозиций Смоленского государственного музея-заповедника.
- Дать представление о богатстве, разнообразии, уникальности каждой экспозиции через экскурсии, театрализованные представления, интерактивные занятия, мастер-классы, фильмы на базе каждого отдела.
- Сформировать у детей познавательный интерес к искусству, истории, краеведению, природоведению.
- Помочь детям с ограниченными возможностями (двигательными, речевыми, интеллектуальными) в социальной адаптации посредством занятий в отделах: «В мире сказки», «Смоленский лен», Музей скульптуры С.Т.Коненкова, Музей природы и экологии, историко-архитектурный комплекс «Теремок» через мастер-классы по лепке игрушек из глины, рисованию, изготовлению кукол, вышиванию, вязанию и т.д.
- Приобщить детей к художественной жизни города через посещение выставок, встречи с художниками, артистами, музыкантами.
Этнографическая программа «В каком народе живешь, того обычаи и держишь».
1 | «Новогоднее приключение в сказке. Зимний праздник русского народа» (елка, театрализованное представление, игры, викторины) | В мире сказки | Декабрь-январь |
2 | «Уродилась Коляда накануне Рождества. Зимний праздник русского народа» | В мире сказки | Январь 1-я пол. |
3 | «Встреча весны. Сороки» (театрализованное представление, игры, викторины) | В мире сказки | Февраль 1-я пол. |
4 | «Здравствуй, масленица» (театрализованное представление, хороводы, игры) | В мире сказки, Смоленский лен | Февраль 2-я пол. |
5 | «Пасха. Светлое Христово Воскресение» (интерактивное представление, игры) | В мире сказки | Апрель 1-я пол. |
6 | «Сказочное чаепитие» (театрализованное представление, игры, беседы) | В мире сказки | Октябрь |
7 | «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» (театрализованное представление, игры, викторины) | Смоленский лен | Апрель |
8 | «Русские народные куклы» (интерактивное занятие, игры) | Смоленский лен | Январь 2-я пол. |
9 | «Ой, полным-полна коробушка. Русские народные глиняные игрушки» (интерактивное занятие, фильм, мастер-класс) | Июль | |
10 | «О старых вещах, живущих в старом доме» (театрализованное представление) | Отдел «Теремок» | Июнь |
11 | «В русской избе» (театрализованное представление, игры) | Отдел «Теремок» | Июль |
12 | «Волшебные узоры. Традиции русского кружевоплетения» (мастер-класс, беседа) | Отдел «Теремок» | Октябрь |
13 | «Путешествие в старую школу» (интерактивное занятие, игры, викторины) | Отдел «Теремок» | Сентябрь 1-я пол. |
Программы Музея природы и экологии:
- Программа для детских садов «Шаги по траве»
- Программа для детей с родителями «Семейный час в музее»
- Праздники в музее
- Дни защиты от экологической опасности
Люби свой город. История Смоленщины.
1 | «Город древний, город славный» (экскурсия по городу) | Исторический музей | Июнь |
2 | «Город древний, город славный» (Соборный холм, Успенский собор) | Исторический музей | Июнь |
3 | «Каменное ожерелье земли Смоленской» (интерактивное занятие) | Исторический музей, башня Громовая | Август |
4 | «Кузнец-молодец» (театрализованная экскурсия) | Городская кузница XVII века | Август |
5 | «Приглашение на бал» (интерактивная экскурсия, викторины, игры) | Исторический музей | Сентябрь 2-я пол. |
6 | «Ухарь-купец» (интерактивное занятие по выставке «От кубышки до сберкнижки») | Исторический музей | Август |
7 | Знаете, каким он парнем был» (интерактивное занятие, посвященное Ю.А.Гагарину) | Исторический музей | Апрель 1-я пол. |
Мы входим в мир Прекрасного.
1 | «Волшебные превращения камня, дерева, металла в скульптуру» (интерактивное занятие, фильм) | Музей скульптуры С.Т.Коненкова | Ноябрь |
2 | «Дорогим землякам дарю свое искусство» (экскурсия, фильм) | Музей скульптуры С.Т.Коненкова | Октябрь |
3 | «Посмотри, и ты услышишь. И.Левитан» (интерактивная экскурсия) | Художественная галерея | Март |
4 | «Очарование русского пейзажа» (интерактивная экскурсия) | Художественная галерея | Ноябрь |
8. Программа тематических занятий «Культура и дети. С мечтой о русском возрождении».
На базе музея «В мире сказки»:
- «Встреча весны. Сороки»
- «Пасха. Светлое Христово Воскресение»
- «Осенние посиделки»
- «Пришла Коляда наперед Рождества!»
- «Широкая Масленица»
- «Мои любимые игрушки»
- «Сказочное чаепитие»
- «По памяти, как по грамоте»
- «Быт русского крестьянина»
На базе музея «Смоленский лен»:
- Мастер-класс по изготовлению поясов
- Мастер-класс «Русская кукла»
- «Пришла Коляда»
- «Ай, да Масленица»
- «Матушка весна всем красна»
- «Русская изба»
- «Волшебник синий лен»
- «Три девицы под окном»
- «Смоленские украсы»
На базе историко-архитектурного комплекса «Теремок»:
- «Самовар кипит, уходить не велит!»
- «Праздник русских овощей»
- «Русские посиделки»
- «Кузьминки - по лету поминки»
- «Рождество»
- «Масленица»
- «Нескучные уроки»
- Мастер-класс «Фантазии из глины»
- Мастер-класс по живописи «Возвращение Жар-птицы»
Ю.Н. Уварова, зав. отделом научной популяризации Музеев Московского Кремля
Разработаны новые музейные программы для школьников
Интегрируясь в современную систему образования подрастающего поколения, многие музеи создают новые , которые направлены на расширение аудитории постоянных посетителей музея и превращение музейных экспозиций в сферу увлекательного семейного досуга и дополнительного образования. В Музеях Московского Кремля отделом научной популяризации разработаны и используются на практике несколько новых видов просветительской деятельности , предназначенных для посетителей разного возраста:
- культурно-образовательные общеобразовательных организаций (далее - ОО) и студентов;
- программы с элементами театрализации;
- творческие занятия в Детском центре по различной тематике, адресованные учащимся начальных классов и семейной аудитории;
- знакомство с экспозицией временных выставок в форме лекционных программ и интерактивных занятий. При разработке содержания и методики проведения программ главными целями являются: углубленное знакомство с музейной экспозицией (по сравнению с обзорной экскурсией) и интерактивная манера подачи материала, предполагающая активное интеллектуальное и эмоциональное участие посетителей.
Для более эффективного контакта с педагогами ОО любого региона Российской Федерации, коллегами из других музеев и родителями учащихся Музеи Московского Кремля регулярно организуют и проводят целый ряд общественных мероприятий :
- фестиваль-конференцию «Кремль - детям»;
- научно-практический семинар «Школа-музей»;
- конкурсы эссе для учащихся по различной тематике;
- конкурсы детских рисунков и карнавальных костюмов, приуроченные к памятным датам и календарным праздникам.
В этом направлении деятельности есть традиционные проекты, которые существуют уже много лет, но не теряют свою актуальность, например, семинар «Школа-музей». Он организуется для учителей и директоров ОО г. Москвы и проводится один раз в два года в октябре с целью обмена мнениями между сотрудниками музея и педагогами по вопросам интеграции музейных программ в образовательный процесс - взаимодействия музея и школы . Методисты Музеев Московского Кремля представляют новые культурно-образовательные проекты и учебную вспомогательную литературу, участники семинара обсуждают пути взаимодействия и перспективы сотрудничества ОО и музея.
для учащихся
Из новых форм просветительской работы самыми востребованными можно признать культурно-образовательные программы для учащихся разного возраста по различной тематике. Эта форма предполагает несколько составляющих в рамках одной программы: лекция, занятие на экспозиции, интерактивное занятие с участием посетителей, во время которого они выполняют задания и отвечают на вопросы. Занятия могут проходить с использованием реквизита - исторической реконструкции подлинных памятников старины и шедевров из музейной коллекции. Основная цель культурно-образовательных программ - интеграция в образовательный процесс, например, в контексте преподавания учебных предметов, реализации внеурочной деятельности или развития системы работы дополнительного образования, а также расширение кругозора юных посетителей.
Поэтому созданы тематические авторские программы, соотносящиеся с программой учебного предмета «История России» для ОО. Архитектурные памятники и шедевры из собраний Музеев Московского Кремля помогают учащимся более глубоко и серьезно изучить исторический материал и являются превосходными иллюстрациями исторической эпохи и важных событий. Наиболее популярными программами для учащихся 5-7-х классов являются: «Иван Грозный - первый русский царь» и «Смутное время». Оба проекта сочетают короткую лекционную часть и занятия на экспозиции музея.
Культурно-образовательная программа музея «Иван Грозный - первый русский царь»
Культурно-образовательная программа для учащихся 5-7-х классов «Иван Грозный - первый русский царь» позволяет узнать о политических событиях XVI в., парадных церемониях и частной жизни царя Ивана Васильевича и его семьи. Одна из тем программы посвящена изобразительному искусству грозненской эпохи, с шедеврами которого учащиеся знакомятся на примере росписей и икон Благовещенского собора - домашнего храма московских государей. Полученные знания помогает закреплять тетрадь творческих заданий - педагог может использовать ее в классе во время урока. Тетрадь вручается каждому учащемуся и содержит вопросы и задания, карты Кремля и обширный изобразительный материал. Подобные рабочие тетради созданы для нескольких образовательных программ и являются хорошим вспомогательным материалом в учебном процессе.
Культурно-образовательная программа музея «Смутное время»
Авторская культурно-образовательная программа «Смутное время» также предназначена для учащихся 5-7-х классов и посвящена русской истории начала XVII в. События Смутного времени: смерть царя Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия, польская интервенция подробно рассматриваются не только в лекционной части, но и на примере памятников двух соборов Московского Кремля - Успенского и Архангельского. Учащиеся знакомятся с вопросами преемственности и законности власти государя, вспоминают царские династии (Рюриковичей и Романовых), правившие в России, обсуждают причины избрания на царство в 1613 г. Михаила Романова.
В связи с тем, что современные старшеклассники отличаются рациональным мировоззрением и стремятся к получению знаний, полезных для будущей профессии, несколько лет назад была разработана необычная форма образовательной программы для учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля и студентов колледжа - деловая игра «Я - экскурсовод». Содержание программы предполагает знакомство с соборами, территорией Кремля и Оружейной палатой. Цель проекта «Я познакомлю вас с Кремлем» - создание каждым юным участником авторской экскурсии и последующая ее презентация в качестве экзаменационной работы. Программа апробирована и внедрена в образовательный процесс колледжа при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (включена в учебный план 3-го курса). Форма деловой игры способствует активному восприятию музейной экспозиции, знакомит с особенностями работы с посетителями, помогает старшеклассникам определиться в выборе будущей профессии.
Культурно-образовательная программа музея «Ушедший Кремль»
Образовательная программа для учащихся 9-11-х классов «Ушедший Кремль» разработана для будущих искусствоведов, архитекторов, специалистов по регионоведению. Проект имеет исследовательский характер и включает элементы игры-квеста, столь популярной в наши дни среди посетителей разного возраста. Учащиеся в лекционной части узнают о том, каким был Кремль в XVI-XIX вв., как менялся облик кремлевских улиц и площадей и какие сооружения возводились по указам российских государей. На практическом занятии учащиеся должны, ориентируясь по карте, найти, где именно в Кремле находились несохранившиеся дворцы, храмы и монументы, рассказать об истории их создания и причинах утраты. Программа требует от участников аналитического подхода к информации и навыков исследовательской работы. В завершение каждый учащийся представляет доклад с презентацией, посвященный одному из утраченных памятников Московского Кремля. Помимо образовательной задачи, этот проект ставит своей целью воспитание бережного отношения к историческому наследию и понимания важности его сохранности.
Музейные программы для школьников с элементами театрализации
Культурно-образовательные программы с элементами театрализации реализуются в музеях Кремля несколько лет. Разработка такой программы требует подготовки сценария, включения в сюжетную канву исторического персонажа, использования ролевой игры как метода погружения участников в атмосферу заданной эпохи. Большое значение для положительного эмоционального восприятия проекта имеют актерские навыки сотрудника музея, исполняющего роль некоего персонажа, и реквизит, являющийся исторической реконструкцией памятников старины. В настоящее время Музеи Московского Кремля предлагают учащимся среднего и старшего возраста две театрализованные программы, посвященные русской придворной культуре XVII в. - «Во кремлевских во палатах» и «У царицы на пиру». Они проводятся в экспозиции Патриарших палат и знакомят с повседневной жизнью русских государей. Прием театрализации требует от музейных сотрудников чувства меры и деликатности, он не должен заменять интерес к подлинным произведениям музейной экспозиции и служить исключительно развлекательным целям. Главная задача - пробуждение интереса к национальным традициям и создание яркого образа эпохи.
Познавательную функцию программы «Во кремлевских во палатах» выполняют и игровые моменты, включенные в сценарий программы: посетителям не только рассказывают о забытых в наше время деталях женского и мужского костюма знатного человека, но и предлагают померить их и увидеть, как элементы костюма носили в далекие времена. Двух участников программы наряжают боярышней и боярином, поясняют названия и значение составных частей их одеяний и аксессуаров. В результате юные посетители получают представление об особенностях русского средневекового костюма и этикете, принятом при царском дворе.
Программа «У царицы на пиру» также сочетает повествовательную (экскурсионную часть) и игровую, театрализованную. Благодаря красочной реконструкции торжественного застолья и разнообразному реквизиту воссоздается обстановка царского пира во дворце. Учащиеся принимают участие в ролевой игре - изображают различных персонажей - участников застолья. Интерактивное действо помогает им узнать о правилах этикета, парадных церемониях XVII в., законе местничества. Важной целью программы является знакомство с традициями русской национальной культуры и трансформация старинных обычаев в современный контекст. Обе программы включают работу с тетрадью творческих заданий.
Музейные программы для школьников с творческими заданиями
Работа с учащимися 1-4-х классов предполагает широкое использование творческих заданий , игровых моментов, реквизита, применение формы активной беседы и поощрения наиболее активных участников. Относительно новым методом познания музейной экспозиции и закрепления материала является творческое занятие, включенное в структуру образовательной программы. Подобное мероприятие сочетает знакомство с подлинными памятниками музея, повторение материала в виде лекции-беседы и создание предмета художественного творчества в технике, предложенной художником-педагогом. Этот вид работы помогает творчески осмыслить информацию об историческом прошлом и отобразить ее в художественных образах. Он пользуется особенным успехом не только в работе с учащимися, но и у семейной аудитории и в последнее время стал популярной формой семейного досуга.
В Музеях Московского Кремля методистами отдела научной популяризации разработано несколько тематических авторских программ, посвященных истории архитектурного ансамбля царской резиденции и знаменитым коллекциям Оружейной палаты. Программы реализуются в рамках детской студии «Светлица». Программы комбинируют посещение экспозиции и художественное творчество в Детском центре. Учащиеся выполняют несложные задания, используя подготовленные заранее заготовки художника. При этом они опираются на знания и впечатления, полученные во время посещения музея. Таким образом юные посетители, осваивая азы художественного творчества, закрепляют полученные знания и запоминают наиболее значимые исторические события, факты, явления культурной и бытовой жизни. Творческие задания выполняются в разных техниках: рисунок, аппликация, лепка, макетирование, а в качестве образцов используется реквизит и реконструкция подлинных старинных костюмов. Учащиеся узнают об особенностях работы с различными материалами и, создавая собственный «шедевр», ощущают себя настоящими «ремесленниками» - гончарами, строителями, рисовальщиками. Во время коллективных занятий присутствуют элементы взаимопомощи, а активное участие родителей и их эмоциональная поддержка способствуют атмосфере семейственности и дружелюбия.
Культурно-образовательная программа музея «Мы строим Кремль»
Чрезвычайно востребованной стала новая культурно-образовательная программа «Мы строим Кремль» , посвященная истории строительства новой великокняжеской резиденции в эпоху Ивана III. Она направлена на то, чтобы сформировать у учащихся осознанное восприятие красоты архитектурного ансамбля Московского Кремля и понимание его уникальной исторической и государственной значимости. Во время занятия учащиеся с картой Кремля проходят вдоль крепостных стен и башен, запоминают их названия, конструкцию, назначение. Под руководством опытного методиста они представляют картину вражеского нашествия и обороны Кремля в старину. В Детском центре юные посетители «строят» одну из самых красивых и высоких кремлевских башен - Водовзводную.
Музейные программы для школьников и семейной аудитории
Познавательную цель имеет серия программ с творческими занятиями для учащихся и семейной аудитории - «Навстречу праздникам» . В списке праздничных дат есть и старинные, и унаследованные от советского периода: Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, 8 Марта, 23 Февраля. Главная цель проекта - рассказать об истории всеми любимых праздников и помочь учащимся создать своими руками подарок для родителей. Правда, часто не без помощи самих родителей, т. к. посетителями программы являются как классы обучающихся, так и семейные группы. Несмотря на обилие информации и несомненный интерес к национальным традициям, в наши дни далеко не все посетители знают историю появления наряженной елки на Рождество, символику пасхального яйца и значение Масленой недели. Программа «Навстречу праздникам» знакомит учащихся с этими важными понятиями и раскрывает глубокий смысл церковных и календарных праздников, используя форму лекции-беседы с показом красочных слайдов. Повествование о традициях празднования Пасхи включает занятие в экспозиции Оружейной палаты, где посетители могут увидеть прославленные шедевры фирмы К. Фаберже - пасхальные подарки. В Детском центре учащиеся, опираясь на полученные знания и вдохновленные увиденными произведениями искусства, создают свой «шедевр».
Более сложные цели ставит проект , получивший название «Клуб любителей древностей» . Он предлагается семейной аудитории, рассчитан на несколько лет обучения и предполагает последовательное изучение всего комплекса Музеев Кремля, а также истории искусства и различных музейных профессий. Секции клуба - это авторские программы методистов, состоящие из 16 занятий на экспозиции и в учебном классе: «Кремлевские достопамятности», «Мое открытие Кремля», «Я - геммолог», «Юные знатоки искусства». В процессе занятий теоретические знания подкрепляются знакомством с произведениями искусства, архитектурой и рассказом методиста о важных вехах русской истории на экспозиции музея. Обучение в клубе завершается в конце учебного года конкурсом эссе и устных докладов с презентациями о наиболее запомнившихся шедеврах и архитектурных сооружениях. Учащиеся, занимающиеся в студии «Светлица» и посещающие «Клуб любителей древностей», с удовольствием принимают участие в различных конкурсах как интеллектуальной, так и художественной направленности. Например, конкурс «Елке - быть», приуроченный к Рождеству и Новому году, объявляется на лучший тематический арт-объект: елку из необычных материалов или елочную игрушку на кремлевскую тему. В создании конкурсной работы обычно участвует вся семья, а в роли жюри выступают сотрудники Музеев Кремля, которые голосуют за самый оригинальный «сувенир».
Создание научно-популярной и вспомогательной литературы для учащихся связано с подготовкой и выпуском книг семейного чтения по различной тематике об истории русского государства и Московского Кремля, и целый ряд вспомогательной учебной литературы по курсу истории для учащихся 5-9-х классов. Поскольку подобные издания рассчитаны на семейную аудиторию, иллюстративный материал включает рисунки на заданную тему, которые художник создает на основании консультаций с автором книги - сотрудником музея.
Еще одной формой взаимодействия учебных заведений и музея можно считать научно-популярные издания серии «Музей - школе», которые вышли в свет впервые в 2013 г. В настоящее время методистами отдела научной популяризации выпущены вспомогательные материалы к курсу истории 5-8-х классов по следующей тематике: «Московский Кремль в 1812 г.», «Великий московский князь Иван III», «Воцарение Романовых». Издания имеют методический характер и рассчитаны на использование в процессе обучения педагогами и учениками, т. к. содержат не только необходимую информацию, но и многочисленные вопросы и задания по теме.