Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок изображение мужских образов в народных костюмах. Урок изо русский народный костюм

Тема урока : «Русский народный костюм».
Тип урока: комбинированный
Вид деятельности : индивидуальная, парная, групповая
Предполагаемый результат:
- художественно-творческий:
мини-проект- создание альбома «Народный праздничный костюм»,
создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;
- метапредметный: (УУД)
познавательные действия – умение строить художественный образ;
регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;
коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.
- личностный:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Цели и задачи:
1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Материалы для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски.
Материалы и оборудование для учителя: видеоряд - презентация «Народная праздничная одежда», раздаточный материал- выкройки для бумагопластики, опорные карточки «Последовательность выполнения национального праздничного костюма»

Ход урока:

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.

II. Этап “Постановка цели и задач урока» . Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Ответы на вопросы.

IV. Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений» . Постановка художественной задачи.

VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Конспект урока

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

Раньше о женщине говорили:
Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.
- Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?
Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".
О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?
Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:
“Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо”
И еще
А сама-то величава,
Выступает слово пава.
- О каком образе говорится в этой песне?
Дети: В этой песне говорится о русской девушке.
Научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?
Составим схему нашего урока.
- познакомиться с историей костюма
- изучить правила украшения
- выполнить творческую работу
- оценить свою работу

Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?
Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.
Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.
Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Осознание новой темы
Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный праздничный костюм ”
Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.
Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные
Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.
Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.
Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.
III. Этап «Актуализация знаний».
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Что такое орнамент?
Для чего вышивали орнамент?
-Какие символы применяли в орнаментах?
Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России.
Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.
- Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?
И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.
Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".
Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.
Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.
Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.
IV. Физминутка.
Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.
VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Самостоятельная работа. В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.
Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».
-Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.
Учащиеся работают по трем заданиям: дифференциация в обучении:
1 группа выполняет эскизы в цвете (слабые уч-ся);
2 группа выполняет эскиз сарафана в технике – аппликация;
3группа работает индивидуально и в паре - выполняют объемную фигуру. Техника - бумагопластика. Используется видео-наглядность.
Конечный результат: 1 и 2 группы оформляют альбом (мини - проект) –« Русский женский костюм» и защищают.
3 группа составляет коллективную композицию «Веселый хоровод»-Звучат русские напевы, частушки.
VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.
VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Рефлексия:
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…
мне захотелось…
Итог урока
Ученики выходят к доске со своими работами.
-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".
Приложение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70»

Открытый урок по изобразительному искусству

на тему: «Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Выполнила:

Ермилова К.Е.

учитель изобразительного искусства

2016 год

Тема урока : « Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Учитель: Ермилова Кристина Егоровна

Дата проведения: 04.10.2016

Класс: 4 «Г»

Кабинет: 127

Количество учащихся на занятии: 28 человек

УМК: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цель урока:

Знакомство с традиционным русским костюмом родного края, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям;

Развитие учебно-познавательной и информационно - коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, формировать понимание роли символики в жизни древних славян;

Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач;

Развитие художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма.

Планируемые результаты

Предметные

Овладение навыками изображения фигуры человека;

Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств.

Метапредметные

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Анализировать конструкцию русского народного костюма;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Оценивать свою работу.

Личностные

Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Задачи:

Воспитательная

Приобщение школьников к изобразительному искусству в рамках уроков ИЗО.

Образовательная

Формирование у школьников поисковой творческой деятельности на интегрированных уроках.

Развивающая

Развитие творческой активности ребенка, индивидуально и в коллективе.

Художественная

Поиск новых путей преподавания традиционных тем.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий).

Формы работы: индивидуальная.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран.

Зрительный ряд:

Презентация Power Point;

Рисунки учеников с прошлых уроков;

Экспонаты изделий народных костюмов.

Репродукции картин художников.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Информационно-коммуникационная технология.

Всегда существовала проблема иллюстративной наглядности на уроках и естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения.

Современные информационно - образовательные технологии именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности.

С помощью компьютерных технологий повышается интерес, развиваются творческие способности обучающихся, формируется духовно-нравственная, культурно-образованная личность современного школьника. Дети учатся самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю: не как цель, а как еще одно средство обучения; как источник дополнительной информации по предмету; как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности; как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся; как возможность интегрированного обучения предмету.

Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю-предметнику. Презентация-особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д.

Каждый урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского построен на обширном зрительном ряде, поэтому использование возможностей ИКТ позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства в мир наиболее полного познания картины мира.

Здоровьесберегающая технология.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:

Плохая экология;

Перегрузка учащихся;

Снижение двигательной активности;

Кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития;

Отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом и как следствие несформированность навыков здорового образа жизни.

Все выше сказанное приводит к замедлению физического и психического развития обучающегося.

Чтобы ребята не уставали на уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

Проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения;

Соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова в процессе выполнения задания);

Соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды);

Обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры);

Поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей);

Соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски).

План урока:

    Организационный момент.

    Физминутка

    Подведение итогов.

Ход урока.

    Организационный момент.

(играет музыка русская народная) учитель входит в кабинет.

Как у наших у ворот
Стоит озеро воды.
Ай-люли, ай-люли,
Стоит озеро воды.

Молодец коня поил
И к воротам подводил.
Ай-люли, ай-люли,
И к воротам подводил;

К вереюшке привязал
И девице наказал;
Ай-люли, ай-люли,
И девице наказал:

«Красна девица душа,
Сбереги добра коня.
Ай-люли, ай-люли,
Сбереги добра коня!

Не сорвал бы повода
Не сломал бы удил а !
Ай-люли, ай-люли,
Не сломал бы удил
а

«Эхо родных звуков». Избранные русские народные гимны и песни, находящиеся в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. Составил К. Ройский, М. 1888
Русские песни / Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

    Закрепление понятий о символах в славянском орнаменте и их культурном значении. Актуализация опорных знаний.

Слайд №1

Учитель: - Русский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда.

Слайд №2

Учитель: - Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом и костюмом нашего края. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Русский костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа. Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим, как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Слайд №3

Ученик:

Костюм крестьянки – он традиционно

Носил национальные черты.

И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

Слайд №4

Ученик:

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала.

Слайд №5

Ученик:

Крестьянки Юга – те предпочитали

Поверх рубах понёвы надевать,

Они узором по подолу украшались,

Нарядом женским,

Девушки носили

Поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки,

вот бывало как!

Слайд №6

Ученик: - Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах.

Слайд №7

Ученик: - В Воронежской области предпочитали носить поневу с фартуком и кичку. Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая жена после венца надевала поневу из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. Её шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани.

Слайд № 8

Ученик: - В Россошанском районе предпочитали носить поневу чёрного цвета с фартуком и кичку. Рубаху шили из белого конопляного холста и расшивали по рукавам и у ворота. Наиболее используемая фигура в вышивке – ромб. Основой женского головного убора была рогатая кичка.

    Постановка художественной задачи.

Учитель: - «Встречают по одёжке». Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. И всё это так или иначе было зашифровано в вышивке или отделке праздничного костюма. Вышивка выполнялась по определённым правилам.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т. д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме и т.д. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно – если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.

Слайд№9

Учитель: - Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Элементами орнамента могут быть линии, точки, квадраты. Они называются солярными знаками.

Слайд №10

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов можно найти в разных видах народного искусства. Поэтому Солнце изображается чаще всего на рукавах рубахи.

Слайд №11

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Символы земли обычно располагали на подоле.

Слайд №12

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Волнистая горизонтальная линия – вода. Горизонтальная волнистая линия – дождь.

Символы воды тоже чаще располагали по подолу

Слайд №13

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.

Дерево жизни изображали чаще на рубахах.

Слайд №14

Взгляни, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями – заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

Учитель: - Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости.

Слайд №15

Пояс – «покромка» - неотъемлемая часть костюма крестьянок. Пояса длиной 2,5-3 м ткали из черной шерсти, концы его красиво декорировали аппликациями из лент, обшивали разноцветной шерстью и бисером. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог» и т. П. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы.

Слайд №16

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами ("рукавами») из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из "сарафанных» тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Этот наряд в разных местах дополнялся нагрудной короткой одеждой - епанечкой, также сшитой из шелковой фабричной ткани и украшенной золотым галуном. По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Покрой душегреи отличается от традиционного кроя, он близок к городской одежде. Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали золотым шитьем. К костюму с шелковым сарафаном в северных губерниях России надевали головной убор, украшенный шитьем речным жемчугом, золото - серебяными нитями, колотым перламутром. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.

Понёвы украшались по подолу цветными ленточками, вышивкой, бисером, иногда бубенчиками. Молодая жена до рождения первого ребёнка носила самые красивые понёвы. Она шла по избе, а понёва позванивала и молодой муж всегда слышал и знал, где его лебёдушка.

Слайд №17

Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. На нее надевали «сороку» в виде маленькой шапочки из позумента, на твердой основе и с высоким гребнем сзади. Сороку расшивали золотыми нитями, блестками, бисером. Сзади голову закрывали «позатыльником» из бархата малинового, черного или фиолетового цветов, выложенного лентами, круглыми шерстяными розетками, позументом.

Слайд №18

Кокошник. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми. Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Что означает цвет в вышивке?

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке - белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны - павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом. Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом. Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца. Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх. Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.

Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.

Слайд №19 - 22

Великие русские художники тоже обращались к красоте русского народного праздничного костюма. К примеру, Аргунов И. П. написал портрет неизвестной крестьянки. Что Вы можете сказать о костюме этой крестьянки.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

Красота русской одежды запечатлена и в полотнах известных художников XIX веке. Можете назвать эти произведения и их автора? Что вы можете с казать об этом праздничном национальном костюме?

    Физминутка.

Музыкальная физминутка (исполняют дети в народных костюмах в сопровождении русской народной музыки).

    Практическое выполнение задания.

Практическая работа: Нарисоватьженский и мужской образ в народных костюмах.

Музыкальное сопровождение: Русская народная музыка.

Физминутка для глаз «Отдых» (через 7 -10 минут работы)

    Подведение итогов

Выставка и анализ работ: Защита рисунков. Что вы хотели пожелать человеку, который захотел бы носить одежду, придуманную вами?

У этой одежонки

Один вход, четыре выхода.

(Рубаха)

С одного бока - лес,

С другого - поле.

(Шуба)

Надену - ободом сведёт,

Сойму – змей упадёт.

Тепла не даёт.

А без него холодно.

(Пояс)

Полянка полотняная,

Вручную долго тканная

Узорами расшитая

И бахромой обвитая

Украсит и понёву

И сарафан ваш новый

(Фартук)

Два Котика,

А четыре хвостика.

Тема: « Русский народный праздничный костюм».
Урок – путешествие. Комбинированный урок.
Цели и задачи:
Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
Прививать интерес к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:
Фигурки человека,
иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
детские работы,
презентация « Русский народный костюм»,
проект ученика «Русская национальная одежда»
русская народная музыка,
бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,
русские народные костюмы.

Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?

II. Сообщение темы и цели урока
–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.
И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».

III. Путешествие.
Итак, в путь!
Этап урока
Учитель
Ученики

1.Посещение картинной галереи-
просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.
(Просмотр презентации)
1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах

2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.
1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин

2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).

2. Мы в музее русского национального костюма.
Повторение значений элементов русского костюма
1.Итак,что прежде женщины носили?

2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.

3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма

1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.

2. Ответы учеников:
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца

3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»

3. Путешествие на север и юг России.
Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов.
(Просмотр презентации)

1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.

2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?

3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.

4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

5.Сколько головных уборов было названо и какие?

1.Ответы учеников:

2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.

3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.

4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.

5. Кокошник, венцы, кики – 3

4. Отдых в пути.
Проведение динамической паузы. Физминутка
Говорит и показывает движения
Повторяют движения за учителем

5. Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).

1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.

2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?
Ответы учеников:
1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.
2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя

6. Подведение итогов путешествия.
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка
– Какой вид костюма вы выбрали?
– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
– О чем вам может рассказать русский народный костюм?

Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.

7. Домашнее задание
Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.

Женский костюм

Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
Наряды женщин из северных и южных областей

1.И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
2.Крестьянки Юга – те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.

Физминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(руки накрест перед собой)

5. Практическая работа учеников.
– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

Задание дифференцированное:
1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа: “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:
выбрать вариант костюма;
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.

Литература:
Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса

Тип занятия: комбинированный.

Форма: урок-беседа, экскурс в историю.

Цель: развитие интереса учащихся к историческому наследию нашей Родины.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.

  2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

  3. Создать условия для творческой работы и развития художественного вкуса, фантазии и воображения.

  4. Развивать навыки поисково-исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся.

  5. Прививать интерес к русскому народному творчеству, формировать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация по теме: «Русский народный праздничный костюм», компьютер, проектор; магнитофон; репродукции картин с изображением русского народного костюма (И.П.Аргунов «Портрет крестьянки в русском народном костюме», В.М.Васнецов «Царевна-лягушка»); иллюстрации к сказкам; панно с изображением сельского пейзажа, шаблоны человеческих фигурок; музыкальный ряд: русские народные песни; материалы библиотеки (книги: «Толковый словарь», «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», «Традиции русского народа»), комплект художественных материалов.

План занятия:

    Постановка целей урока. Вступительное слово учителя.

    Беседа о народном костюме. Сообщения учащихся, презентация.

    Постановка художественной задачи.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Работа над коллективным панно, обмен впечатлениями.

    Домашнее задание.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока, вступительное слово учителя.

(слайд 1,2)

а) Беседа:

Давайте с вами, ребята, представим, что мы живём в России не в двадцать первом веке, а где-то в семнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Чем они занимались летом, зимой? (Дети высказывают свои мысли).

Вы правильно говорите: жизнь была трудной в прошлые века: весной и летом тяжёлая работа в поле, осенью – сбор и заготовка урожая. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно.

Зато, когда приходил праздник, его встречали радостно, всегда к нему готовились.

Презентация (слайд 3,4)

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки.

Праздник – это не только песни и пляски.

- Чем еще отличается этот день от простых будней? /наряды/

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд.

Презентация (слайд 5)

Сообщения учащихся:

    Люди в старину были мало похожи на современных жителей. Они одевались совсем по- иному. Одежду никто не покупал: её делали дома своими руками.

    Считалось, что одежда должна быть удобной, поэтому её шили свободной. Свою рубаху никому не отдавали, так как считалось, что она оберегает человека от невзгод.

    К одежде в старину относились с почтением, складывали в сундуки, специально стирали.

Какое разнообразие праздничных нарядов! Слайд 6,7 (презентация)

А что у них общего? (узоры)

Как можно назвать по-другому? (орнамент) Что такое орнамент?

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.

Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете? /растительный и геометрический/

Давайте познакомимся с нарядами поближе. (Слайд 8)

Основу любого русского костюма составляла рубаха . Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками . Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны , которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком <рисунок 1>.

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Словарная работа (работа дана учащимся заранее: найти толкование слов: косоворотка, рубаха, онучи, лапти, штаны (порты), пояс(кушак) , в толковом словаре Ожегова или Даля)

Рисунок 1.

А теперь познакомимся с женским костюмом (слайд 9, 10)

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан <рисунок 2>.

Словарная работа: найти толкование слов: сарафан, епанечка, душегрея, кокошник,кичка, коротена, понева, навершник.

Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.

В праздничный наряд входили и так называемые душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики <рисунок 2>.

Рисунок 2.

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс <рисунок 3>.

Рисунок 3.

Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.

Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

И, наконец, головные уборы.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

Кокошники, ленты, венки /девичьи/.

Коруна, сорока, кичка /женские/.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. Помните сказки: лебедушка, лебедь белая, точно пава.

Дать толкование слов «ансамбль», «колорит».

Ансамбль- согласованность, стройность частей единого целого.

Колорит- насыщенность цвета, соотношение красок по тону.

III. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне”.

Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент .

2 группа: “Одеть” бумажную фигурку, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской местности.

В ходе работы можно загадать детям несколько загадок (слайд 11-13) и пословиц (слайд 14)

В ходе работы можно предложить прослушать учащимся несколько русских народных песен.

IV. Итог.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, нарядная одежда, подарки, песни и пляски, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти традиции составляют необычайность и особенность. О них нужно помнить и знать.

V. Оценивание работ.

VI . Домашнее задание: подбор материала о современной моде (материалы журналов).

Толкование слов:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?