Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экскурсия в музей сценарий. Сценарий обзорной экскурсии в школьном музее

ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет (экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько детей) Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у наших прабабушек в деревне. Центральное место в доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
. Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла свои руки. Главной едой была каша. Есть русская пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

Стол
– одна из основных частей избы. Его делали большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не только вещи, но и все ценности. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель. Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли зыбка. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки. Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу. Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске. Живы традиции на Руси, какого б не было пути, От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать! Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)

для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель:

  • Познакомить детей с русским народным костюмом, кружевом, вышивкой.
  • Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев.
  • Воспитывать у детей уважение к национальному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Предварительная работа. Подготовить горницу к приему гостей: вдоль стен - лавки, у боковой стены - выставка изделий, выполненных кружковцами и взрослыми в традициях народных ремесел /кружево, прядение, вязание, вышивка/; повесить расшитые рушники, мужской и женский костюмы, головные уборы, обувь; столы застлать самоткаными скатертями и поставить самовар, керосиновую лампу, на сундуке - вязание, кудель с веретеном, пяльца с вышиванием.

/Звучит музыкальный фон «Вариации на темы русских народных песен» хозяйка убирает в горенке, входят дети-кружковцы «Наши корни»/
Хозяйка: Здравствуйте, подруженьки, проходите, садитесь на скамьи дубовые, располагайтесь как дома. Спасибо вам, что пришли ко мне на посиделки.
/Дети занимают места за рукоделием. Запевают песню/
Хозяйка: Вот и собран богатый урожай в закрома. Пришла сама Покровушка-Покрова - время посиделок, ярмарок да свадебок. А чтоб свадебку играть, надо приданое собрать. Так что работайте, милые,
а чтоб дело спорилось, запевайте песню.
«Как во поле ячмень уродился» р.н.п.
/Стук в дверь, входят дети и взрослые участники фольклорного ансамбля Дома культуры «Горенка»/
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гость на гость - хозяину радость. Прошу в горенку! Красному гостю - красное место!
Взрослый: Как уютно у тебя, Акулина! А чем вы тут занимаетесь? Хозяйка: Все сейчас вам расскажу, гостёчки дорогие! Расскажу про рукоделие русское, да устрою для вас «льняные смотрины». Вот мои подруженьки-помощницы уже принялись за дело. Они прядут пряжу из шерсти овцы, вяжут кружева, носочки, варежки. Приданое себе готовят, стараются красиво изготовить изделие. Алена, как там гласит народная мудрость?
Алена: «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства». Русский народ творил из простого материала: дерева, глины, шерсти, льна, но ценность изделий умельцев определялась не ценою материала, а мастерством и фантазией мастера, а талантливых мастеров много было на Руси. Да и сейчас наш край славится мастерами и умельцами.
Хоровод «Прялица» р.н.м.
Хозяйка: Славно пели и плясали, а прялку воспевали еще лучше, да она у нас и впрямь красавица, посмотрите.
/Дети рассматриваются иллюстрации с изображением разных образцов прялок, вальков, веретенец. Хозяйка обращает внимание детей на украшения прялок/
Хозяйка: Мы видим на прялках солнечные символы, они-то противостоят всему злому и темному. В средней и нижней части изображена вспаханная земля в виде заштрихованных ромбов. Прялка предназначена для прядения шерсти и льна. А из ниток ткали материал, затем шили одежду.
Ребенок: Сейчас на дворе осень. Октябрь - паздерник - означает «месяц очистки льна». А как его очищают, тетка Акулина?
Хозяйка: А вот так, как в песне поется. Настенька, запевай!
Инсценировка песни «Лен зеленой» р.н.п.
Хозяйка: Вот в песне вы услышали всю последовательность обработки льна, затем идет прядение и ткачество.
Ребенок: Расскажите, пожалуйста, нам о том, как шьют и украшают одежду. Ведь одежда должна не только сохранять тепло, но и защищать человека от всевозможных неблагоприятных влияний и воздействий. Хозяйка: Да, шитье и украшение одежды были глубоко осмысленны и организованны. Дети, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Подходите, посмотрите, а девочки вам расскажут, что к чему.
/Хозяйка открывает ширму с иллюстрациями русских народных костюмов Белгородской области. Музыкальный фон «Народные наигрыши» р.н.м. Дети рассматривают выставку, а девочки рассказывают о русской народной одежде, головных уборах/
Хоровод «Выйду ль я на реченьку» р.н.м.
Хозяйка: Ах, как ладно девочки танцевали, словно кружево вязали. Ребята, посмотрите, здесь вы видите легкие, прозрачные, с тонкими узорами кружева, которые по сей день пленяют своей красотой.
/Дети рассматривают кружева/
1 девочка. А знаете, что кружева появились 300 лет назад в Венеции. Они были очень красивы. Их носили в виде воротников, манжет, из них шились богатейшие женские платья, ими украшали мужские камзолы /пиджаки/, шляпы, перчатки, белье, обивали мебель, стены комнат, кареты...
2 девочка. Кружево можно плести иглой./Показ/ Его основные элементы: петелька большая и маленькая, резеда, уголок, цветок, ягодка.
3 девочка: Кружево особенно нежным получается из тонких ниток. Можно связать салфетки, воротнички, обвязать платочек /показ/.
«Кружево» р.н.п. исполняет ансамбль «Горенка»
Хозяйка: Славится наша русская земля вышивальщицами. Вышивка - один из видов народного творчества, вышивкой украшают одежду, предметы быта и помещения.
/Рассмотреть виды вышивки на портретах, картинах, рушниках, наволочках, скатертях, дорожках, утиральниках./
1 девочка. На узорах мы видим разнообразные орнаменты цветов, птиц сказочных персонажей, животных. Каждая вышивка имеет свое название в зависимости от места ее возникновение - изготовления.
2 девочка. /показ иллюстраций/. Так, в поселке Крестцы Новгородской области выполняют крестецкую строчку, а в Нижегородской области - гипюрную, а в Рязани - рязанскую вышивку.
Хозяйка: А еще я вам скажу по секрету, что вышивкой украшали одежду жениха и невесты. Заведем и мы хороводную игру.
Карагод-игра «Княгини» р.н.м. играют взрослые и дети.
Хозяйка: Вот и клонится вечор ко сну. Пора прощаться нам. Мальчики.
1 .«Играть - не уставать, не ушло бы дело!»
2. «Гостю - почет, хозяину - радость!»
3. «Гость доволен - хозяин рад!»
Гости: Спасибо тебе, хозяюшка, за гостеприимство.
Хозяйка: Спасибо вам, дорогие музыканты и певуньи! До свидания, гости дорогие! Милости прошу побывать у нас в следующий раз.

«Школа наших бабушек»

Цель:

расширение общего кругозора;

воспитание культуры музейного зрителя;

развитие внимания, наблюдательности, мышления.

Ход мероприятия:

Дорогие ребята, скоро вы пойдёте в школу. Научитесь не только читать и писать, начнёте познавать наш большой и увлекательный мир. У вас будет много разных уроков: математика, окружающий мир, история и многие другие.

А мы с вами сейчас находимся в музее.

Кто из вас знает, что такое музей?

Музей - это место, где собраны и хранятся старинные вещи. А наш музей не простой. Это музей истории народного образования Царицына - Сталинграда - Волгограда. И рассказывает нам о том, когда появились первые школы в нашем городе, кто и чему в них учился.

Вот и мы с вами перенесёмся на много лет назад и побываем в школе, в которой учились ваши бабушки и дедушки, а, может быть, даже прабабушки и прадедушки. Мы узнаем, что они носили с собой в школу, какие учебники, тетради и ручки у них были.

Но наше путешествие сегодня будет не совсем обычным, прежде чем увидеть экспонат нашего музея, вам необходимо отгадать загадку.

Итак, отправляемся....

Вот вам первая загадка:

Стоит чудесная скамья,

на ней уселись ты да я,

скамья ведёт обеих нас

из года в год, из класса в класс.

Что это такое?

Верно, это парта.

Когда вы придёте в школу, вас там будут ждать удобные столы и удобные стульчики. А ведь когда-то давно в классах стояли не столы и стулья, а вот такие парты.

Рассматривание экспоната 1

Фото 1

Школьный стол прочно соединён со скамейкой. Наклонная крышка парты откидывалась, под столом - подставка для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать её прямо. Со временем у парт появились отверстия для чернильниц, углубление для ручек и крючки для портфелей.

Попробуйте посидеть за партой, удобно?

Ну что ж, вот вам ещё одна загадка:

По чёрному белым

пишут то и дело.

Потрут тряпицей

чиста страница.

Школьная доска, верно.

Рассматривание экспоната 2 (фото 1)

Придя сегодня в школу, вы вряд ли где увидите такие доски, сейчас они зелёные или интерактивные, т.е. управляются с помощью компьютера.

А ваши бабушки писали именно на таких досках.

Перед уроком дежурный по классу тщательно мыл тряпку, а потом вытирал с доски. А учитель следил за тем, чтобы перед началом урока в классе всегда была чистая доска и мокрая тряпка.

А кто из вас сможет отгадать следующую загадку?

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

только слышно: стук да стук

Рассматривание экспоната 3 (фото 1)

Счёты - это устройство для произведения простых математических действий, оно было одним из первых вычислительных устройств. Я называю их первым калькулятором. Счёты представляют собой раму с нанизанными костяшками. Передвигая эти костяшки, очень легко складывать и отнимать числа. Счёты были разных размеров: от очень больших, которые стояли у доски, до очень маленьких, которые школьники носили в своих портфелях.

У нас представлены счёты разных размеров. Мы тоже с вами можем попробовать посчитать на них.

Ну что ж, дорогие друзья, мы с вами находимся в классе наших бабушек. Мы посмотрели, какая в классе была обстановка, за какими партами они сидели, на каких досках писали, а теперь давайте заглянем к ним в портфель, какие книги и тетради они носили в школу, какими ручками писали.

И вот вам следующая загадка:

Новый дом несу в руке,

дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

все ужасно важные..

Ваши родители, конечно же, вам скоро купят красивые удобные рюкзаки, с которыми вы пойдёте в школу. А раньше почти все портфели были одинаковой формы, почти все они были тёмные, на них не было никаких рисунков, но зато очень удобно было кататься с горки. Такой портфель представлен в нашем музее.

Рассматривание экспоната 4

А что же клали в свой портфель школьники прошлого века?

И вот вам ещё одна загадка:

В этой узенькой коробке

ты найдёшь карандаши,

ручки, перья, скрепки, кнопки

что угодно для души.

Рассматривание экспоната 5

Пенал...Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без... В нашем музее вы видите пенал. 80-х годов прошлого века, с такими пеналами ходили скорее не бабушки, а ваши мамы. Посмотрите здесь есть и счёты, и алфавит, и часы. В своё время он считался очень модным.

И в пенале обязательно лежали... :

Отгадай, что за вещица,-

острый клювик, а не птица,

этим клювиком она

сеет - сеет семена.

Не на поле, не на грядке -

В пенале, который вы видите в витрине лежат обычные шариковые ручки. Такими писали ваши мамы, а вот бабушки писали совсем другими ручками - перьевыми. Писать ими было очень сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом. В школе был специальный предмет, который назывался чистописание. Только после того, как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, и только тогда он мог взять в руки перьевую ручку.

Рассматривание экспоната 6

Фото 4

Чем же они отличались от обычных, шариковых, которыми мы с вами привыкли пользоваться?

Ручка была деревянная со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко.

Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, «казачок» или «лягушка».

А мы сегодня с вами попробуем убедиться, что писать такими ручками было нелегко.

Но для того, чтобы писать этими ручками, необходимо было специальное приспособление.

Рассматривание экспоната 7 (фото 4)

И называется это приспособление - чернильница -непроливайка. Эта чернильница внутри устроена так, что если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются. Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила. А чтобы её удобно было носить мамы шили для неё специальный мешочек и ребята привязывали его за ручку портфеля и так носили, чтобы баночка случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники.

Но всё равно не обходилось без клякс.

Замарашка, озорница

вдруг уселась на страницу.

Из-за этой баловницы получил я единицу.

Ну что ж, ребята, давайте попробуем пописать перьевыми ручками, не поставив кляксу, и убедимся, как это трудно с непривычки.

Ребята пробуют написать буквы, слова перьевыми ручками.

У нас осталось совсем немного предметов из бабушкиного портфеля. И вот вам следующая загадка:

То я в клетку, то в линейку,

написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

кто такая я?

Правильно «тетрадь».

Рассматривание экспоната 8

У нас в музее представлены не просто тетради, а прописи. Это сейчас прописи яркие красивые, а раньше на уроках чистописания писали именно в таких прописях, которые представлены в нашем музее. В них практически нет рисунков, но зато очень красивыми получались буквы.

Как вы думаете, что ещё должно обязательно лежать в портфеле первоклассника?

Я всё знаю, всех учу,

хотя сам всегда молчу,

чтоб со мною подружиться,

надо грамоте учиться?

Что же это? Верно, букварь.

Букварь - первый учебник школьника во все времена. Посмотрите, как выглядели буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.

Рассматривание экспоната 9,10,11

Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами ненадолго отправились в прошлое, чтобы посмотреть, как учились наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Думаю, что это путешествие было для вас познавательным, и вы для себя открыли много нового.

До новых встреч!

Тематическая экскурсия "Русская изба"

Цель мероприятия: формирование духовной культуры обучающихся 10-14 лет через организацию экскурсионной деятельности.

Задачи:

познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

развивать память, логическое мышление, воображение.

Оборудование : цифровой фотоаппарат, магнитофон, записи народных песен.

Реквизит: русский народный костюм, куклы-обереги, картофель, дидактический материал.

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;

игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Ход мероприятия:

Цель:
ознакомление обучающихся с историей родного края;
стремление хранить и приумножать историю села.

Задачи:
дать знания о том, что историко-краеведческий музей – это подлинный памятник, духовная культура нашего села;
расширить и углубить знания учеников об истории родного села;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Встреча с экскурсоводом
1 ученик:
Холмы, перелески,
Луга и поля -

Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Хотелось бы начать нашу экскурсию с истории нашего родного села. Село Петровское основано в 1930 году, названо по фамилии жившего здесь помещика Петрова. Сейчас на территории сельского совета находиться несколько сел: Петровское, Подгорное, Зерновое и Родниковое.


2 ученик: История нашего села тесно связана с переселением греков из Крыма в Приазовье, и их традиции и культура не могли не повлиять на культуру и быт коренного населения. На этом столе вы можете увидеть рецепты национальной кухни греков, узнать немного интересных фактов о греках. Также перед вами стоят макеты старинных поселений греков.


3 ученик: В конце 20х годов 20-того века начинается непосредственно история нашего села. В апреле 1927 года несколько семей греков из села Раздольное переехали на жительство в одну из бригад колхоза «Сталино – Раздольное». Колхоз построил им дома, и они основали село Подгорное. В бригаде сеяли зерновые культуры и выращивали овощи. Но мирный труд был прерван войной. Оккупация хутора Сталинский началась в октябре 1941 года, фашисты создали новый орган управления.


4 ученик: В сентябре 1943 года в хуторе шли ожесточённые бои. Жители села укрывались на разъезде Войково. 9 сентября село было освобождено Третей Гвардейской стрелковой дивизией, в составе которой находились стрелковая рота, 511-тый огнеметно танковый батальон, разведчики, саперы и противотанковая батарея. При освобождении погибло 220 человек, село было полностью сожжено. Наши односельчане сражались на разных фронтах, они освобождали Киев, Москву, Севастополь, Вену, Будапешт и другие города Европы.


5 ученик: После окончания войны началось восстановление хозяйства. Возникла необходимость в перерабатывание сельскохозяйственной продукции, и был построен консервный завод. Также строились новые мастерские, гараж, столовая для рабочих, жилые дома, а в 1975 году была построена Петровская школа. На этом стенде вы можете увидеть фотографии первых учителей Петровской школы.


6 ученик: Создание нашего музея началось в 1998 году, когда ученики и учителя нашей школы начали собирать предметы народной культуры и быта украинцев и греков. В 2001 году музей получил статус «Музей украинского быта». Здесь вы можете увидеть фрагмент интерьера украинского дома. В углу – иконы, украшенные рушниками. Центральное место в доме занимает отбеленная и расписанная печь. Рядом с печью – кровать, а возле кровати – колыбель, которая была атрибутом каждого дома.

Вышивала, мне мама рушник,
Белоснежный, на счастье был вытканный
Вышивала в погожие дни
Разноцветными тонкими нитками.

Разработчик: Путилина Наталья Анатольевна – учитель истории, руководитель музея

Тема занятия: Экскурсия в этнографический музей

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о этнографическом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного края;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
Ход занятия:

    Организационный момент

Россия – это белая береза

И девушка, румяная с мороза,

И в жаркий день веселый звон ручья…

Россия – это ты и я!

Идем навстречу зноям и метелям,

Беду и радость поровну мы делим.

Мы все одна великая семья.

Россия – это ты и я!

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой родиной”.

У кого-то малая родинабольшой город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.

Вот какие пословицы появились о Родине:

Всякому мила родная сторона.

Дома и стены помогают.

Своя земля и в горсти мила.

Сторона – мать, чужая – мачеха.

    Постановка цели и задачи занятия

Ребята, где мы сейчас находимся? На что похож наш музей?

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной , материальной и духовной , а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов () по и , затем, с , оно включает в себя также , где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Как называется наш музей?

Этнографический музей в форме крестьянской избы.

А что такое этнография?(Этногра́фия - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.)

    Работа по теме занятия

В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.

Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом.

В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы.

Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.

На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы - это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства.

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все гармонично и совершенно. Потолок связывался в народных представлениях с небом, пол – с землей, подпол олицетворял подземный мир, окна – свет.

Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”

Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

Как вы думаете, для чего служили прялки?

Пря́лка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной - донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Прялка и прядение в поговорках

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка не Бог, а рубаху даёт

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Обычаи с прялкой

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники.

    Сообщение учащейся о прялке (Малина Анастасия)

Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее).

Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.

В низенькой светелке огонёк горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива, карие глаза.

По плечам развита русая коса.

Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней - прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они - русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки - свидетельство о стремлении народа к прекрасному.

Прялка - орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду. Снаружи керамические изделия покрывали минеральными красками и украшали линейным орнаментом. Это были кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши.

1) Игра

- Давайте поиграем в игру, я вам буду показывать картинку с современным предметом, а вы среди экспонатов найдите аналог этого предмета.

Ткацкий станок

Ткацкий станок - основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

    Сообщение учащейся (Юнаковская Вероника)

История

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.

Основные виды ткацких станков

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые).

2) Задания в группах

- Выполним задания в группах

1 группа – найдите и опишите предмет – кувшин

2 группа – найдите и опишите предмет – утюг

1 группа – найдите и опишите предмет – корыто

2 группа – найдите и опишите предмет - диван

Самовар

Самова́р - устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

    Сообщение учащейся (Жиляева Наталья)

Самовар является, в некотором роде, знаком русской самобытности.

Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. Первоначально в России самовар начали делать на Урале. О появлении первых документально зафиксированных самоваров в России (в Туле) известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, Федор Лисицын, который в свободное от работы время на оружейном заводе построил собственную мастерскую и упражнялся в ней работами по меди.

Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей, доход - до 1500 рублей. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.

В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения - буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян.

К 1840-м годам в Россию приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и края оформлены бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Самовар имеет двойной поднос, оформленный также очень нарядно.

К концу XIX века формы самоваров становятся более массивными. тяжёлыми, зачастую грубоватыми.

3) Задание в группах

- А сейчас выполним задание в группах, соедини линией в пары современные предметы и «пра-пра-прародителей»

Представьте себе, ребята, русскую избу сто лет назад. Если бы мы вошли в нее, то могли бы вдоволь полюбоваться щедро украшенными предметами обихода и нарядными костюмами. И конечно, на самом видном месте полыхали жарким узорочьем рукотер, рушник, утиральник, утирка - все это название одного из предметов обихода.

О чем же идет речь?

Конечно же, о полотенце

Длина полотенец была от 2 до 4 метров, ширина соответствовала ширине ткацкого станка. Это обычно 36 - 38 см. Полотенцем украшали красный угол, где на полочке-божнице стояли иконы и теплилась лампада. Пышушие жаром полотенца вешали на стены, на фотографии родственников, на зеркала. У рукомойника также висело расшитое цветами, птицами и другими сюжетами полотенце-утирка.

4)Загадки о предметах русского быта.

    Таять может, а не лед

Не фонарь, а свет дает. (свеча)

    У бабушки сейф

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной

А дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком. (сундук)

    Дом стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется-

Ярким пламенем зажжется. (лампа)

    До обеда сгоряча

Поработает с плеча-

И в итоге, будь здоров,

Наломает столько дров.(топор)

    Кто в избе рогат? (ухват)

    Ящик на коленях пляшет-

То поет, то громко плачет.(гармонь)

    Черный конь прыгает в огонь.(кочерга)

    Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Все семейство вечерком

Угощает он чайком .(самовар)

    Четыре брата

Под одной шляпой стоят. (Стол)

    Есть спина,

А не лежит,

Четыре ноги,

А не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул)

    Идет пароход -

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать. (Утюг)

5) Выполнение задания

- Выполним задание – найти на рисунке самый старый предметы и зачеркни его

6) Музыка из русских сказок

Ребята, а в каких сказках встречаются предметы, которые находятся в нашем музее? (звучит музыка из сказок)

    Итог урока (рефлексия)

Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что больше всего понравилось? Какой вывод мы можем сделать?

Выполните задание «на какой ступени я?»

Вручение медалей

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?