Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Наследие русской культуры. О культурно-историческом наследии россии

Введение

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Какое многообразие жанров и направлений в различных видах искусства таят в себе музейные архивы, а также старенькие сундуки бабушек во многих сёлах и деревнях нашей России, в том числе и нашей Курской области. Богатые песенные традиции, доставшиеся нам от предков, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются как и наша земля, в защите и восполнении. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.

Если вы зададите вопрос кому-либо из жителей села, принадлежащих к молодому поколению, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края, которые исполняют по праздникам местные старейшины, и считает ли он необходимым сохранение народных традиций, - то вероятнее всего, вы услышите, что никому не нужны эти старые, давно отжившие своё мотивы.

Очень жаль, что подрастающее поколение утратило интерес к своему национальному прошлому, к своей национальной культуре. А ведь без прошлого нет и будущего. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя, как части своего народа, его культуры.

Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей. Он нарушен, и в результате обострились проблемы:

Языка (примитивность образов и средств выражения);

Музыкальной культуры (люди не испытывают потребности в пении, музицировании);

Не уделяется внимание формированию национального музыкального мышления, эстетического вкуса (исчезает национальная манера говорить, двигаться, одеваться);

Взаимоотношения между людьми, полами (дефицит доброты, благородства, мужества, женственности, верности).

В настоящее время, в современной молодёжной среде происходит утрата интереса к своему национальному прошлому, к своей культуре. В последние годы наметился кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявлять себя творчески.

В связи с этим, выбор темы актуален.

Мы определили тему исследования, которая формулируется следующим образом: «Сохранение культурного наследия русского народа посредством изучения народной культуры».

Актуальность данной темы заключается в сохранении культурного наследия русского народа.

Целью проекта является приобщение подрастающего поколения к народной традиционной культуре.

Гипотеза: Мы предложили, что приобщение подрастающего поколения к народной культуре будет способствовать сохранению культурного наследия русского народа.

Задачи проекта:

1. Изучить литературные источники, интернет ресурсы, позволяющие проследить историю развития традиционной культуры;

2. Изучить и проанализировать влияние народной традиционной культуры на воспитание детей;

3. Выявить проблемы сохранения культурного наследия русского народа.

Проектный продукт: Создание видеофильма

Продолжительность проекта – три месяца (декабрь 2015 года, январь – февраль 2016 года).

План работы над проектом. Этапы:

1. Подготовительный этап (выбор темы исследования, постановка цели);

2. Поисково-исследовательский этап (подобрать, изучить, систематизировать материал);

3. Оформление проекта, создание видеофильма.

Основная часть

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем наших потомков, мы все неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Поэтому именно сегодня приобретает особую значимость, актуальность, необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Во все времена человечество решало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В двадцать первом веке решение этой задачи приобретает всё большее значение, так как в современной культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, сказывается влияние других мировых культур, которое за последнее десятилетие возросло; происходит подмена ценностей, мироощущения, утрачивается сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, которые не свойственны русской традиционной культуре.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Современная русская культура – это древо, уходящее корнями в народное искусство. Обращение к народному музыкальному творчеству в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности помогает развитию творческого потенциала личности ребенка и обеспечивает в дальнейшем его осознанное и активное участие в творческом преобразовательном процессе в любых сферах жизни.

По моему мнению, фольклор – именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, которая сочетает в себе коллективное и индивидуальное начало.

Поэтому, кто, как не мы, подрастающее поколение, должны восстановить, защитить, сохранить всё то, что создано до нас и для нас – культурное наследие русского народа. Ведь изучение произведений русского народного творчества вызывает интерес к истории своего народа, помогает натолкнуть на размышление о нитях, связывающих прошлое с настоящим, учит видеть себя прямыми потомками и наследниками России.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей.

Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начинает осваивать их с раннего возраста. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, сказки. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Детский музыкальный фольклор непосредственно и сильно воздействующий на человека, уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем этнокультурном развитии.

Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, красоту, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями - начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили - устраивался праздничный крестинный стол. Под колыбельные ребёнок засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребёнок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодёжных играх и хороводах. На вечёрках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни. Песни звучали и звучали, разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляя душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда человек умирал, его хоронили под печальные плачи и причитания. Так всю жизнь проживал человек на Руси под песню.

На современном этапе, я считаю, главная задача сохранения культурного наследия русского народа, повернуться лицом к народной музыкальной культуре – фольклору, начиная с самого раннего возраста, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения и навыки, способности. Наиболее необходимый возраст для начального этапа – это возраст дошкольный, когда ребёнок сам ещё от природы «синкретичен» и воспринимает окружающий мир как целое, а всё в этом мире, как одушевлённое, живое. В этот период, жизнь ребёнка должна быть насыщена мировой художественной культурой, и в первую очередь – народным песенным искусством.

Мы полагаем, что фольклор - это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальной культуре нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

Народное музыкальное творчество - это еще и богатейшее средство живого и теплого общения людей как добрых соседей. Народное искусство, сформировавшееся в среде крестьян, рабочих, простых тружеников, конечно, во многом отличается по характеру от профессионального, но не уступает ему.

Красивые и скромные, строго регламентированные жизненным укладом сложные навыки хореографии, музицирования, пения - все это убедительные свидетельства особой культуры, сложившейся в трудовом народе. Причем культура эта имеет свой национальный колорит.

Уже в дошкольном возрасте у меня возник интерес к изучению, познанию народной песенной культуры.

С самого рождения меня окружала забота, любовь и внимание родителей, старшей сестры, бабушек и дедушек.

С детства я слышала красивый голос своей мамы. Укладывая меня спать, она пела колыбельные песни. Когда я подрастала, мне пели, рассказывали пестушки, потешки, прибаутки. Старшая сестра Олеся учила меня считалкам, дразнилкам, играла со мной в народные игры.

Мои родные очень любят и ценят народное музыкальное творчество. Мама, всю свою сознательную жизнь занимается изучением, сохранением народной песенной культуры. Передаёт опыт своим воспитанникам, являясь руководителем Образцового коллектива «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»».

Бабушка закончила музыкальную школу по классу баяна, была постоянным участником художественной самодеятельности. Дедушка, в юношеские годы, тоже закончил музыкальную школу по классу баяна и был руководителем духового оркестра. Но свою дальнейшую жизнь они не связали с музыкой, поэтому они гордятся тем, что наша семья продолжает их начинания и мой жизненный путь связан с народным музыкальным творчеством. Я, в свою очередь, горда тем, что любовь к народной песенной культуре, в нашей семье, передаётся из поколения в поколение.

В последнее время в детской и молодёжной среде вновь возник устойчивый интерес к изучению народной песенной культуры. Во многих регионах Российской Федерации успешно осуществляют свою творческую деятельность фольклорные коллективы и исполнители, которые бережно хранят свои исторические и культурные традиции. В Курской области успешно занимаются творчеством уникальные фольклорные детские коллективы. В их число входит и наш Образцовый коллектив «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»».

Замечательно то, что в стенах центра детского творчества города Железногорска Курской области, в объединении Образцовый коллектив «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»», ведётся нужная и важная работа по возрождению по возрождению и сохранению народных традиций. Целью занятий является приобщение нас, детей, к прекрасному песенному искусству – фольклору, посредством освоения русской народной культуры.

Вот уже 7 лет, я являюсь участницей ансамбля «Лапоточки»». С огромным удовольствием изучаю историю быта русского народа, песенные и музыкальные традиции, ведь это история, которую мы, подрастающее поколение, должны знать, гордиться, беречь и уважать. И у нас есть чем гордиться, есть потенциал, чтобы нашу славу и гордость приумножить.

За последние 3 года наш ансамбль стал участником и победителем различного уровня конкурсов и фестивалей:

Лауреат 1 степени, Лауреат 2 степени Российского фестиваля-конкурса детских фольклорных коллективов «Дёжкин карагод» г. Курск 2014 г.;

Дипломант 1 степени Областного фестиваля художественного творчества среди обучающихся образовательных коллективов Курской области «Я вхожу в мир искусств» г.Курск 2013г.;

Дипломант Областного фестиваля молодёжных фольклорных коллективов «Соловушка» г.Курск 2013г.;

Дипломант ежегодного городского православного фестиваля «Пасхальный благовест» г.Железногорск 2013 - 2015г.;

Дипломант ежегодного православного фестиваля «Рождественский благовест» г.Железногорск 2014, 2015г.;

Лауреат 1 степени Первого Международного дистанционного конкурса вокалистов «Ходила младёшенька» г. Москва 2013 г.;

Дипломант Межрегионального фестиваля «Тамбовская канарейка», посвящённый М. Н. Мордасовой, г.Тамбов 2013 г.;

Лауреат 1,2 степени Всероссийского фольклорного фестиваля «Хоровод традиций» г. Таганрог, Ростовской области 2014 г.;

Ежегодный участник, Лауреат, дипломант 1 степени Открытого конкурса солистов, фольклорных коллективов и ансамблей народной песни «Дёжкин карагод» г. Курск 2012 - 2015г.;

Лауреат 1 степени, обладатель Гран-при Областного конкурса фольклорных коллективов среди обучающихся образовательных учреждений Курской области, г.Курск 2011,2013,2015 г.;

Участник, Лауреат 1 степени 1 Открытого фестиваля - конкурса детского народного творчества «Добрыня» г. Курск 2014г.;

Участник 8 Международного фестиваля-конкурса народного песенно-танцевального искусства детей, молодёжи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая!» г. Москва - г.Суздаль - г.Владимир 2015 г.;

Лауреат 1 степени Всероссийского фестиваля - конкурса дарований и талантов «Я дарю Вам крылья» г.Курск 2015 г;

Лауреат 1 степени Международного конкурса детского и молодёжного творчества «Славься, отечество!» г.Курск 2015г.;

Участник 1 Межрегионального детского фестиваля - конкурса народных промыслов и ремёсел «Рудинка» г.Губкин, Белгородской обл., 2015 г;

Дипломант 1 степени Областного фестиваля художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» среди обучающихся образовательных организаций Курской области, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Курск 2015 г.

Принимая участие в такого рода конкурсах, фестивалях, концертных программах мы демонстрируем свои умения и навыки на сцене, в тоже время, несём в массы, пропагандируя народное песенное искусство, формируя культурно-историческую память народа, учимся с уважением относится к людям всех национальностей, культуре и быту русского народа.

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя, как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор – всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Фольклор - доступное всем без исключения детям, форма выражения себя, своего мироощущения. Фольклор поможет детям проникнуть в глубину народного духа.

Общение с подлинным искусством, которым является традиционное народное творчество, побуждает нас, детей, к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать собственное отношение к действительности.

Заключение

У В.Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина – это все: и, прежде всего, язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа».

Развитие русского народного музыкального творчества тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем историю России и не изучаем русскую народную музыкальную культуру, в которой отражена жизнь и быт русского народа. Ведь в результате изучения русской народной традиционной культуры воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими музыкальными произведениями, созданными народом.

Живя тысячелетия на этой земле, народ просеял через невидимое сито все культурные ценности. И то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Вот почему мы должны хранить и беречь произведения музыкального народного творчества, национальную одежду, изумительные народные праздники и художественные ремесла. Ибо это корни, питавшие и питающие нас, это не только день сегодняшний, но и наше будущее.

Приобщение школьников к народной художественной культуре будет эффективным лишь в том случае, если будет осуществляться комплексно, пронизывать весь процесс обучения и воспитания как в школе, так и в семье. Ведь большую роль в раннем возрасте играет именно семья, так как круг первоначального общения ребёнка ограничен родителями и ближайшими родственниками, поэтому в этой микросреде закладываются первые элементы эстетической культуры личности. Отсюда важно, чтобы уже родители начали приобщение ребёнка к народной художественной культуре.

Ведь человек, введённый в фольклор - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный, образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

Переживая эпоху духовного обнищания, засилья развлекательной низкопробной массовой культуры, обесценивания знаний духовного богатства, я могу с уверенностью сказать, что в моём случае, изучение произведений народно-песенной культуры оставит свой след на многие годы в моей памяти, душе, и я смогу передать будущему потомству те знания, которые получила в объединении «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»».

В перспективе, получив среднее образование, я планирую продолжить своё музыкальное образование, чтобы усовершенствовать свои знания в области народной песенной музыкальной культуры и передать свой опыт следующему поколению.

И я уверена, что воспитываясь на лучших образцах народно-песенной культуры, из нас вырастут настоящие патриоты, знающие и любящие нашу Родину.

И пока мы поём, изучаем, собираем, несём в массы, фольклор будет жить, а вместе с тем, мы, подрастающее поколение, сможем сохранить, защитить и приумножить всю красоту и богатство - культурное наследие русского народа.

Список литературы

1. Василенко В. А. Об изучении современного детского фольклора // - М.: Музыка, 1966.

2. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество, Ред. Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

3. Капица О.И. К вопросу об изучении детского фольклора // - М.: Музыка, 1966.

4. Князева О.Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство - Пресс, 2000г.

5. Комарова Г. С., Ратанова Т. А. и др. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Пед. общество России, 2000г.

6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: 1987.

7. Музыкальный фольклор и дети: Научно - методическое пособие, Сост. и редактор Л. В. Шамина - М., 1992.

8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983. - 286с.

9. Полунина В.Н. Одолень-трава // Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1975.

10. Растороцкая Е.А. Приобщение школьников к традициям русского национального искусства во внеурочной деятельности. - Курск, 2000. - 69 с.


Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому времени в России с конфликтом эпох, который с одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации (О.Шпенглер «Закат Европы», Н.Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой – выходом в обновленную жизнь и искусства, возможно, достичь небывалых творческих достижений. И все это отягощено эсхатологическими настроениями ожидания конца XIX – начала нового XX века – как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации.
Но именно благодаря этим настроениям культура «Серебряного века» необычайно драматична, показательна и неповторима.
Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство – философия, религия – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века.

Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искусства и литературы той эпохи возникло и существовало множество направлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде культуры, ее конце.

Серебряный век – это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

55. Духовно-исторические судьбы России в XX веке.

20 век для истории России явился поворотным. Россия в 20 веке пережила ликвидацию царизма, большевицкую революцию, большая часть 20 века- советская власть,а затем и ликвидация советского строя, рождение нового тела.

Н. Бердяев «судьба России», и. Ильин «Религиозный путь России», русские писатели Булгаков, Шолохов, Солженицын, Твардовский- все они ставили вопрос о судьбах России.

Конец 20 века Поляков и др.

Идея поиска ориентира без Бога и к чему это приводит(Булгаков, Шолохов, Солженицын)

56. Техника и культура.

Идея конфликта технического и культурного прогресса высказывалась многими философами: О. Шпенглер в книге «Закат Европы» объявил смерть культуры под воздействием технического прогресса законом развития культуры. Шпенглер утверждал, что человечество закономерно вступает в цивилизацию, где культура покоряется технике и умирает. Шпенглер пишет, что в это время культура вдруг «застывает, ее силы надламываются – она становится цивилизацией».

Примерно в то же время возникает утверждение о существовании двух культур, между которыми не понимания. так пи­сал Ч.П.Сноу в ста­тье "Две куль­ту­ры и на­уч­ная ре­во­лю­ция.

С це­лью раз­ре­ше­ния воз­ни­каю­щих про­блем ныне фор­ми­ру­ет­ся ряд но­вых на­ук. Ин­же­нер­ная пси­хо­ло­гия учи­ты­ва­ет од­но­вре­мен­ное управ­ле­ние че­ло­ве­ком все боль­шим и боль­шим ко­ли­че­ст­вом объ­ек­тов и их па­ра­мет­ров, не­об­хо­ди­мость де­ко­ди­ро­ва­ния по­сту­паю­щей ин­фор­ма­ции, все уве­ли­чи­ваю­щее­ся от­де­ле­ние от че­ло­ве­ка объ­ек­тов управ­ле­ния, воз­рас­та­ние тре­бо­ва­ний и ско­ро­сти дей­ст­вий ра­бот­ни­ка, обу­слов­лен­ные по­вы­ше­ни­ем ско­ро­сти управ­ляе­мых про­цес­сов.

От­ме­чая, что в но­вых от­рас­лях тех­ни­ки нет ну­ж­ды в ты­ся­чах ра­бо­чих, вы­пол­няю­щих од­но­об­раз­ную, стан­дарт­ную ра­бо­ту, Х.Ска­ли­мов­ски го­во­рит о не­об­хо­ди­мо­сти раз­ви­тия ра­бот­ни­ков. Эту же мысль раз­ви­ва­ет и Э.Тоф­флер, ко­гда пи­шет о ну­ж­де в ини­циа­тив­ных, изо­бре­та­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных ра­бо­чих. "На ка­ж­дый дол­лар, ко­то­рый мы вкла­ды­ва­ем в но­вые ма­ши­ны, - пи­шет он, - долж­но при­хо­дить­ся не­сколь­ко дол­ла­ров, вкла­ды­вае­мых в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал - в обу­че­ние, об­ра­зо­ва­ние, пе­ре­се­ле­ние, со­ци­аль­ную реа­би­ли­та­цию, куль­тур­ную адап­та­цию" .

Мно­гие ав­то­ры, от­ме­чая тот факт, что под влия­ни­ем тех­ни­че­ской сре­ды из­ме­ня­ет­ся и сам че­ло­век од­на­ко эти из­ме­не­ния осоз­на­ют­ся с тру­дом, за­да­ют се­бе ка­лам­бур­ный во­прос: "Я дей­ст­ви­тель­но стал кон­сер­ва­тив­ным или мо­ло­дежь ста­но­вит­ся все ле­вее?" Про­бле­ма че­ло­ве­ка со­сто­ит в том, что он ока­зал­ся не­спо­соб­ным ид­ти в но­гу с те­ми из­ме­не­ния­ми, ко­то­рые он сам про­из­во­дит, пи­шет в сво­ей кни­ге "Че­ло­ве­че­ские ка­че­ст­ва" ос­но­ва­тель не­бе­зыз­ве­ст­но­го "Рим­ско­го клу­ба" А.Пич­чеи. Все в со­вре­мен­ном ми­ре бы­ст­ро из­ме­ня­ет­ся, дол­жен из­ме­нять­ся и сам че­ло­век. Но ны­не в че­ло­ве­ка от­сут­ст­ву­ет не­об­хо­ди­мое чув­ст­во от­вет­ст­вен­но­сти за свои по­ступ­ки и по­ве­де­ние. В че­ло­ве­ке ос­лаб­ли те ка­че­ст­ва, ко­то­рые бы­ли ему не­об­хо­ди­мы рань­ше в его борь­бе за су­ще­ст­во­ва­ние. Он ос­лаб фи­зи­че­ски, при­ту­пи­лась его био­ло­ги­че­ская ак­тив­ность. Ко­неч­но раз­ви­тие его ин­тел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей про­дол­жа­ет­ся, но все же на­ру­ше­но рав­но­ве­сие ме­ж­ду про­грес­сом сре­ды и био­ло­ги­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми че­ло­ве­ка. "Суть про­бле­мы,- пи­шет А.Пич­чеи, - как раз и за­клю­ча­ет­ся в не­со­от­вет­ст­вии ме­ж­ду соз­дан­ной че­ло­ве­ком дей­ст­ви­тель­но­стью и тем, как он ее вос­при­ни­ма­ет и учи­ты­ва­ет в сво­ем по­ве­де­нии" (32, 234). По его мне­нию воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость пе­рей­ти от кон­цеп­ции, ори­ен­ти­ро­ван­ной на удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей че­ло­ве­ка, к кон­цеп­ции, на­це­лен­ной на раз­ви­тие че­ло­ве­ка, его воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей, пе­рей­ти к от на­уч­но-тех­ни­че­ской к че­ло­ве­че­ской ре­во­лю­ции, ко­то­рая при­зва­на вос­ста­но­вить куль­тур­ную гар­мо­нию че­ло­ве­ка и всей об­ще­ст­вен­ной сис­те­мы. Долж­ны за­ро­дить­ся но­вые цен­но­сти и мо­ти­ва­ции, взгля­ды и по­ве­де­ние. "Эта кон­цеп­ция, - пишет А. пиччеи,- со­вер­шен­но пла­но­мер­но ста­вит в центр сво­их про­блем че­ло­ве­ка спо­соб его су­ще­ст­во­ва­ния и об­раз жиз­ни" .

59. Постсоветское общество: смена парадигм и культурный слом.

Распад единой централизованной политической и культурно-идеологической системы регуляции бывшего СССР выявляет отсутствие устойчивых общих механизмов интеграции и стабилизации общественных отношений. В этих условиях естественно происходит реставрация прежних форм социокультурной саморегуляции более низкого уровня, отличающихся локальностью в пространственных и временных измерениях.

Характерной особенностью современных процессов, которые протекают в постсоветском обществе, является сильное проявление именно этнического фактора, наряду с национальным или цивилизационным, а подчас и его преобладание. Этнические общности, основанные на единстве "крови и почвы", то есть генетического родства и сходства природно-хозяйственной среды, становятся важной формой первичной самоидентификации локальных общностей в силу ослабления всех связей более высокого уровня. Этнические ориентации не соотносятся ни с экономическими, ни с общеполитическими принципами, разрывая все связи более высокого порядка как "имперские" и как "посягательство" на местную идентичность. Отстаивая принцип консолидации на основе этнической идентичности, этноцентризм оказался способным идти вразрез с потребностью в национальной консолидации разнородных генетических и лингвистических групп и цивилизационным устроением судеб разных культурных общностей. Тем самым этноцентризм становится одним из факторов дестабилизации отношений.

Конечно, для разных этнических общностей России и стран СНГ национализм предстает в различном содержании:

для одних задача состоит прежде всего в преодолении общинной, клановой и родоплеменной раздробленности, хотя бы и через вытеснение представителей других этнических групп;

для других - в преодолении собственно этнических рамок национальной консолидации, во взаимной адаптации к приемлемым общим ценностям, нормам и смыслам.

Поэтому важной социокультурной проблемой становится налаживание межкультурных взаимоотношений на территории бывшего СССР. Оживление национализма усиливает культурную разнородность населения, не устраняемую отныне ни общей национальной культурой, ни общей государственной системой. Однако национально-территориальное размежевание в условиях бывшего СССР оказывается крайне затруднительным, так как в течение нескольких веков в едином политическом и социокультурном пространстве происходило перемещение и смешивание населения. Тенденции к размежеванию приводят к ожесточенным конфликтам, перерастающим в военные столкновения. Попытки урегулирования таких столкновений на основе посредничества оказываются неустойчивыми, зависящими от соотношения сил. Очевидно, что долговременное урегулирование и прочая стабилизация как межнациональных, так и социальных отношений могут быть обеспечены только в ходе длительного формирования фундаментальных наднациональных принципов и их соответствующего институционального обеспечения.

Смена культурных парадигм как революционный процесс

По существу, вся история России и русской культуры претерпевала многочисленные поворотные пункты, точнее - ломки социально- и культурно-исторического процесса. Происходившая при этом смена ценностно-смысловых систем и стилевых принципов культуры (культурно-исторических парадигм), изменение самого типа цивилизации, происходившее "толчками" и готовившееся внешне незаметно, была по сравнению с иными типами цивилизаций особенно резкой и глубокой (что и давало основание Бердяеву говорить об "изменении типа цивилизации"; это заявление, конечно, не следует понимать буквально как смену типов цивилизаций, поскольку тип российской цивилизации не менялся, но находился в процессе становления, определенной эволюции, а потому не оставался неизменным; однако дискретность цивилизационного развития была слишком очевидной).

В истории русской культуры таких "ломок" культурно-исторической парадигмы было более четырех (между "пятью Россиями"):

Крещение Руси;

начало монголо-татарского ига;

создание Московского царства и утверждение русского самодержавия;

религиозный Раскол и начало Петровских реформ;

осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права);

Октябрьская революция 1917 г.;

начало советского тоталитаризма сталинского типа;

Август 1991 г. - крушение тоталитарного режима и начало либеральных реформ.

Нетрудно заметить не только разрушительный, даже катастрофический характер каждой из перечисленных социокультурных "ломок", имевших далеко идущие культурно-исторические последствия, но и их взаимно противоположную направленность:

Крещение Руси и религиозный Раскол;

порабощение Золотой Ордой и самоутверждение Московского царства;

антикрепостническая реформа и сталинская коллективизация;

социалистическая революция 1917 г.;

"вторая русская революция" 1991 г.

Все это придает социокультурной динамике России особенно противоречивый, напряженный и радикальный характер, требующий своего научного осмысления и корректного объяснения. Общие закономерности социодинамики культуры получают на материале русской истории свое особенное воплощение.

Социокультурные противоречия и социокультурная динамика

Для понимания причин и характера происходивших в истории отечественной культуры резких смен социокультурных парадигм необходимо в каждом отдельном случае внимательно проанализировать возникающие в переломные моменты истории состояния социокультурной неполноты, общественно-исторической нестабильности, неустойчивости, взаимного несоответствия социальных предметов и культурных значений, порождающие глубокие и нередко неразрешимые противоречия. Изучение таких социокультурных противоречий, выступающих в качестве движущих причин культурно-исторического развития, в отношении России и русской культуры исключительно важно.

Принципиальное значение для понимания социокультурных противоречий национальной истории культуры приобретают противоречия между социальными и культурными явлениями, случаи взаимного несоответствия между социальными предметами и их культурными значениями. Многие из таких социокультурных несоответствий возникают в результате "наложения" друг на друга двух или нескольких культурно-исторических этапов, противоречивого сосуществования во времени и пространстве социальных и культурных явлений, генетически восходящих к различным историческим периодам и фазам развития культуры и общества.

Во многих случаях культурно-исторические парадигмы в русской истории действительно наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то время как другой уже начался. Будущее стремилось осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции и укорененные в обществе нормы и ценности. Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых культурах - восточных и западных, но в российской цивилизации оно становится постоянной, типологической чертой:

язычество в Киевской Руси сосуществует с христианством;

традиции Византии в Московском царстве переплетаются с монгольскими новациями;

в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси;

в советское время глубоко укорененный в традициях западноевропейской культуры марксизм соединился с российским почвенничеством и религиозным фундаментализмом, породив в результате чудовище сталинского тоталитаризма (тоталитаризм - это ярчайший пример государства с полным контролем над всеми сферами жизни общества).

Периоды параллельного сосуществования сменяющих друг друга этапов и соответствующих культурно-исторических парадигм длились в российской истории подчас не десятилетия, а века. При этом можно заметить, что тенденции культурно-исторического развития России то и дело опережали цивилизационные, вступая с ними в неразрешимые противоречия или в необъяснимые союзы.

60. ЛИКИ СОВРЕМЕННОСТИ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ДИАЛОГ КУЛЬТУР, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.

Глобализация - долгосрочный процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе. При этом слово «глобализация» подразумевает переход ко «всемирности» , глобальности, то есть к взаимосвязанности мировой системы. Это осознание мировым сообществом единства человечества, существования глобальных проблем и единых для всего мира основных норм. С культурологической точки зрения глобализация общества означает новую гуманитарную революцию, а результатом которой многие традиционные национальные и этнически культуры претерпят существенные изменения, а некоторые могут оказаться не только деформированными, но и полностью разрушенными. при этом такие ценности как социальная ответственность, патриотизм, высокая нравственность и уважение к старшим, активно вытесняются новыми ценностями, поставленные на службу индивидуализму, стремлению к материальному благополучию и самоутверждению в обществе, основанным на приоритете потребления.

Межкультурные коммуникации – взаимоотношения различных культур, которые означают обмен между двумя или более культурами продуктами их деятельности, осуществляемый в различных формах. Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Диалог культур - это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. Диалог культур выступает как объективная необходимость и условие развития культур. В диалоге культур предполагается взаимопонимание. А во взаимопонимании предполагается единство, сходство, тождество. Диалог культур - это проникновение в систему ценностей той или иной культуры, уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального, ведущий к взаимообогащению и вхождению в мировой культурный контекст.

для подготовки к экзамену:

Грушевицкая Т.Г ., Садохин А.Л . Культурология: Учебник. М., 2008.

Гуревич П.С . Культурология. М., 2000 .

Зеньковский В.В . Русские мыслители и Европа. М., 1997 .

Иконникова С.Н . Очерки по истории культурологии. СПб., 1998 .

История и культурология. М., 2000 .

Каган М.С . Философия культуры. СПб., 1996 .

Кармин А.С . Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997 .

Кармин А.С ., Новикова Е.С . Культурология: учебник. СПб., 2008.

Культурология / Под ред. А.А. Радугина . М., 1996 .

Культурология . Основы теории и истории культуры / Под. ред. И.Е. Кефели . СПб., 1996.

Культурология . XX век: Энциклопедия: В 2-х тт. СПб., 1998 .

Культурология : Учебник / Под ред. С.Н. Иконникова , В.П. Большаков . СПб., 2010.

Межуев В.М . История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. СПб., 2011 .

Марков А.П . Отечественная культура как предмет культурологии. СПб., 1996 .

Морфология культуры. Структура и динамика / Под ред. Э.А. Орловой . М., 1994 .

Соколов Э.В . Культурология: Очерки теорий культуры. М., 1994 .

Теория культуры: учебное пособие/ Под ред. С.Н. Иконниковой , В.П. Большакова . СПб., 2008.

Флиер А.Я . Культурология для культурологов. М., 2002 .

Шендрик А.И . Теория культуры. М., 2002 .

Шор Ю. М. Культура как переживание (Гуманитарность культуры). СПб., 2003 .

Чиглинцев Е.А . Рецепция античности в культуре конца XIX – начала XXI вв. Казань: КГУ, 2009 .

Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина . М., 1997 .

Русская культура простирается далеко за пределами нашей родины. Так считает и Министерство культуры РФ, которое решило создать электронную базу объектов культурного наследия России за рубежом. В неё внесут описания и фотографии находящихся за границей монастырей и храмов РПЦ, некрополей, кладбищ, захоронений и памятников, посвящённых выдающимся российским деятелям. Также будет разработана карта русского культурного наследия, на которой отметят наиболее значимые объекты. Мы предлагаем познакомиться с некоторыми из них уже сейчас.

1. Пюхтицкий Успенский монастырь, Эстония

Пюхтицкий Успенский монастырь — православный женский ставропигиальный монастырь, расположенный в эстонской деревне Куремяэ. Он был основан ещё в 1891 году и с тех пор никогда не закрывался.

2. Русское кладбище Кокад, Франция


Русское кладбище Кокад, расположенное на западной окраине Ниццы, было открыто в 1867 году. На нём похоронено более 3000 русских подданных, умерших во Франции, и вынужденных эмигрантов после событий 1917 года в России.


3. Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, Франция


Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже — самое крупное русское зарубежное кладбище. Основанное эмигрантами в 1927 году оно до сих пор является местом паломничества для многих россиян. Здесь похоронены такие известные культурные деятели, как Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Константин Коровин, Андрей Тарковский.


4. Свято-Троицкий монастырь, США


Свято-Троицкий монастырь – крупнейший и старейший монастырь Русской православной церкви в США. Он был построен в 1929 году в Джорданвилле. При монастыре сегодня действует духовная семинария, издательство, иконописная мастерская, библиотека и исторический музей.


5. Памятник Фёдору Достоевскому, Германия


В 2006 году в Дрездене был открыт памятник Фёдору Достоевскому. Установлен он в немецком городе, где часто бывал русский писатель. Именно в Дрездене Достоевский написал романы «Вечный муж» и «Бесы».


6. Собор Александра Невского, Франция


Собор Александра Невского в Париже был возведён в середине XVIII века по проекту архитекторов Романа Кузьмина и Ивана Штрома. Его возведение у французов вызвало такой оживлённый интерес, что к пожертвованиям на строительство присоединились даже иностранцы-католики и протестанты.


7. Памятник Петру I, Бельгия

В Бельгии есть монумент, посвящённый Петру I, который установили в Антверпене в 1998 году. Интересно, что в этом городе существует закон, запрещающий ставить памятники политическим деятелям. Исключение было сделано только для российского императора.

8. Памятник А.С. Пушкину, Эфиопия


Первый памятник русскому поэту Александру Пушкину на Африканском континенте был установлен в столице Эфиопии Аддис-Абебе в 2002 году. Бронзовый бюст работы скульптора Белашова призван напомнить местным жителям об африканских корнях «солнца русской поэзии».

9. Памятник Льву Толстому, Индия

В Индии есть целых два памятника Льву Толстому, его именем также названа одна из центральных улиц столицы. Такой любовью к русскому классику индийцы обязаны Махатму Ганди, который восхищался автором «Войны и мира» и часто его цитировал.

3. Современная Российская культура

мировоззрение христианство православие нравственный

В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются "китайской стеной" от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями. В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока.

Не только в истории Отечества, но и в жизни каждого человека, в жизни отдельной семьи, школы и города происходят события - большие и малые, простые и героические, радостные и скорбные. Эти события иногда становятся известны многим, а чаще культуре России слово "память" всегда имело и имеет прежде всего духовно-нравственное значение. Оно всегда напоминает человеку о самом важном в прошлом и будущем, о жизни и смерти, об умерших как о живых, о нашем неизбывном долге перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас, а главное - о вечности и бессмертии ведомы только небольшой группе людей или отдельным лицам. Люди для собственной памяти пишут дневники, мемуары. Память народная сохранялась через устные сказания. Летописцы записывали то, что хотели донести до грядущих поколений. Очень многое в культурной жизни Отечества сохранилось благодаря рукописям, архивам, книгам и библиотекам. В настоящее время существует много новых технических средств - носителей памяти.

"Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества - это активная память человечества, активно же введенная в современность", - так писал в своих "Письмах о добром и прекрасном" величайший знаток отечественной и мировой культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999).

"Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры, "накопленной" культуры, память - одна из основ поэзии - эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство". Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М., 1989, с. 201, 203. Сейчас, в начале нового века и тысячелетия, эти слова Д.С. Лихачева о культуре звучат как духовное завещание. Современный системный подход к изучению культурно-исторического наследия России предполагает прежде всего знакомство с ее православной культурой. Говоря о православной культуре России, мы имеем в виду не только прошлое нашего Отечества, но и современную жизнь. Культура современной России - это не только музеи, библиотеки или выдающиеся памятники древней архитектуры. Это и воссозданные и заново выстроенные храмы, возрожденные и впервые основанные монастыри, переизданные церковные книги, а также создаваемая ныне иждивением Российского государства многотомная "Православная энциклопедия".

Современная культура России - это прежде всего наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д.С. Лихачев писал: "Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое". Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся.- М., 1983, с. 9

Не может человек не любить свою Родину, не может не вставать на ее защиту, если он сохранил в своем сердце святую преданность родной старине.

Более чем тысячелетняя история православной культуры России - это один из наиболее ярких в мировой истории примеров живой культурной преемственности различных исторических эпох. Если бы от многовекового культурно-исторического развития России нам осталось лишь несколько памятников православной культуры - Остромирово Евангелие, "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона, храм Покрова на Нерли, Лаврентьевская летопись и "Троица" Андрея Рублева, то и тогда наша отечественная культура славилась бы во всем мире как величайшая и богатейшая. Без изучения этих памятников и соприкосновения с этими святынями невозможно знакомство с культурным наследием нашего Отечества. Это наследие свидетельствует, что именно православие во многом определило путь культурно-исторического развития России.

Россия сегодня переживает переходный период, когда старые идеалы разрушены - образуется духовная пустота. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история, религия, национальная культура.

Люди начали посещать церковь, образуются военно-патриотические клубы. В школах проводятся специальные занятия, где детям рассказывают о основах религий, о прошлом нашей страны.

Библиографическая деятельность в XXI веке в условиях глобальной информатизации общества

Будущее библиографии является одной из наиболее интересных тем профессионального общения современных библиографов. В разговорах коллег...

Библиотеки России

национальный библиотека фонд каталог Российская государственная библиотека основана в 1862 году как первая публичная бесплатная библиотека Москвы; стала именоваться библиотекой «Московского публичного музеума и Румянцевского музеума»...

Библиотеки России

История Российской национальной библиотеки насчитывает более 200 лет от момента ее основания. За этот период Россия пережила эпохи Екатерины Великой, Александра I, Николая I, Время Великих реформ, Февральскую и Октябрьскую революции...

Зарождение русской этнографии

В русской этнографии уже в конце XIX в. утверждался, как уже упоминалось, заботами Д.Н. Анучина метод комплексного подхода к изучению этнографических и историко-культурных проблем. По убеждению Д.Н. Анучина...

Исторические типы культуры, культура и цивилизация

В XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты. Имея в виду, что культура европейского типа характерна уже не только для Европы, её обычно называют «западной культурой»...

Культура и общество

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость. С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены...

Культура Московского государства и императорской России. Реформы Петра I и российская культура

XVIII век - время перемен в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса России в н.XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность...

Культура постсоветских времен

культура постсоветский общественный россия Характеристика исторических условий. С 1992 года в истории нашего Отечества наступил новый этап развития. СССР превратился в СНГ, а Российская Федерация стала суверенной Россией...

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее -- их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль...

Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше - ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники...

Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока

Двадцатый век принес с собой небывалые и стремительные перемены. Ими оказались затронуты все сферы человеческой жизни. Ближний Восток, т. е. арабскомусульманский ареал, испытал на себе эти перемены наравне со всем остальным миром...

Религия как феномен культуры

Неоднозначность оценок религии в качестве явления культуры на сегодняшний день совершенно очевидна. Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога. В ХХ веке для многих из тех, кто хотел бы сохранить религию...

2016

Оглавление

План:

I .Введение

II . Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

III .Заключение

IV . Литература

Введение

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. «В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения».

Культура Руси, ее традиции и символы, складывается в те же века, что и становление русской государственности. В отличие от своих арийских собратьев, например, романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное «запаздывание» способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов.

Открытость древнерусской культуры, мощная опора ее традиций на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний и символов привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.

Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне, так же как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение варварских племен IV - VIII вв. (великое переселение народов), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании средневековой Европы. В VI в. восточные славяне, нашедшие для себя два места обитания - Карпаты и побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII - VIII вв. восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов - Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию (из «варяг в греки»). В IX - Х вв. здесь жили племена уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.

Главным занятием восточных славян в раннюю эпоху (V-VIII) было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговле, особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

В VII - VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города - центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути.

До заселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI - VШ вв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищем и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяла огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов.

Центральное место в культуре славян этого периода занимала языческая религия. Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира. «Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив».

Языческие боги стали первыми символами древнерусской культуры.

Древними славянами обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле. Довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами - русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца - Даждьбог, бог ветра - Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками». Почитали Рода - творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир.

В русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Славяне сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Эти религии привносили свои символы и традиции. Славяне были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой.

Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Весь оригинальный исторический опыт восточного славянства стал достоянием единой древнерусской культуры.

Несущим элементом культуры является язык. Любой язык является продуктом многовековой истории. Это относится как к его материальной, фонетической стороне, так и к его значимой стороне, смыслу языковых единиц. Далеко не случайно, что период превращения славянских народностей в нации тесно связан с борьбой различных общественных групп вокруг проблем литературных языков. Так было и на Руси.

Наука о языке еще в начале XIX в. установила, что славянские языки относятся к большой семье индоевропейских языков, в которую наряду с ними входят балтийские, германские, романские, индийские, иранские, греческий, албанский, армянский, хеттский и некоторые другие языки. Названные языковые группы выделились несколько тысячелетий тому назад из общего индоевропейского языка-основы. На этом языке, как предполагают специалисты, говорило когда-то индоевропейское племя или группа племен. В настоящее время полагают, что они обитали в ряде областей Центральной и Южной Европы, а затем колонизировали огромные области от Европы до Индии (с этим связано и название «индоевропейские языки»). Естественно, что за 5-6 тысячелетий обособленного развития в отдельных индоевропейских группах самым существенным образом изменились фонетическая и грамматическая системы, произошли большие перемены в их словарном составе. Именно поэтому представитель одной группы индоевропейских языков уже не может без подготовки понять речь представителя другой группы, например славянин германца, романца, грека или индийца.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Однако еще в дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли.

Устная летопись предшествовала летописи письменной. К Х веку относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса. Устные поэтические произведения о прошлом - былины - также стали символами культуры Древней Руси. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. Народная память прочно удержала образ князя Владимира - он стал героем русских былин, где вместе с ним действуют другие лица, также имеющие своих исторических прототипов (Добрыня Никитич, Путята и др.). Это показывает историческую роль великого князя, хакана земли Русской, как его именовал Илларион, - Владимира Святого. В народной памяти былинный эпос сохранился до наших дней.

Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров, прочно внедрился на всей территории Руси. От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык.

Заключение

Древнерусская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие для Северно-Восточной Руси и т.д. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. Русь не просто слепо копировала чужие влияния и заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему народному опыту.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представление о красоте, художественном творчестве.

Характерными чертами древнерусской культуры являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. Эти особенности культурных традиций Древней Руси проявились не сразу, а развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.

И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие традиции и символы русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии (верховная власть принадлежала великому киевскому князю) Однако во второй половине XI - н. ХII в. здесь по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. Князь в эту эпоху еще не был полновластным монархом, а выступал скорее первым среди равных. Его обязанностью было распределение дани среди дружинников. Решение по всем важным делам государства он принимал после совета с ними.

К ХП веку древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали участниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Вторая половина XII и начало XIII в. является уже временем упадка, обеднения и запустения Киевской Руси. С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится уже на следующий период в истории России.

Литература

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?