Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иллюстрации к сказкам бабушки аннэ. Сказки бабушки анны

Сказки бабушки Аннэ.

(викторина)

Сегодня у нас встреча со сказкой.

Народная сказка - энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах.

Из далёких времён до наших дней народы ханты и манси донесли сказания и легенды о Солнце, о мире на земле, о честных и трудолюбивых людях. Эти легенды согревали сердца в долгие полярные ночи. Жизнь прекрасна, говорят герои сказов, только надо уметь сделать её такой. Надо, чтобы твоё сердце хотело и могло служить людям; надо беречь мир, ведь все мы живём под одним Солнцем.

Манси - народ вечерний,

О звездах думает думу.

Манси - народ вечерний,

К лесному привык он шуму.

Манси - народ вечерний,

На сказу, легенду скорый.

Любят манси деревья -

Любят свои соборы…

А. Тарханов

Сегодня мы с вами поговорим о сказках мансийской писательницы Анны Митрофановны Коньковой.

Родилась Анна Митрофановна Конькова в затерянной в древних мансийских лесах деревеньке рыбаков и охотников Евре в роду Чаек, легких и веселых, чаячьих людей.

Жила она со своей бабушкой Околь. Много сказок знала старая женщина. Вечером, когда начинают светить жемчужины звезд, бабушка отправляет спать Аннэ. Вскоре, погасив свечу устраивается рядом с ней и прижав к себе её теплое тельце, рассказывает ей легенды и сказки. Трудным было детство, многое испытала юная Аня, прежде чем попала в педагогическое училище. Тепло и надежно ей было только с бабушкой, которая знала множество сказок и легенд, загадок и поговорок. Не раз потом в своей жизни вспоминала Аня эти жемчужины народной мудрости, рассказывая их всем, с кем сводила её судьба.

В связи с этим Анна Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши сказания сохранила память нашей бабушки. Матерью Матерей звали в стойбище бабушку Околь, а Мать Матерей - это высокое звание мансийской женщины». И сама Аня ещё в девичестве была названа так за раннюю мудрость, за памятливость, за умение промышлять рыбу, зверя. Анна Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа.

Трудовой путь Анны начинался в далекие тридцатые годы прошлого столетия работой в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты-Мансийского района. Более 30 лет она отдала детям.

Но заняться всерьез своими записями она смогла только тогда, когда перестала работать в школе. Педагогический дар соединился с даром рассказчика. Её сказками заслушиваются и дети и взрослые.

Викторина.

1.В какой сказке и кто говорит?

«Хоть и мал хвост да мой. Большой хвост да чужой» («Хочу не хочу». Зайчонок Снежок)

2.А какие любимые слова были у зайчонка Снежка? (Хочу. Не хочу)

3.Кто это и из какой сказки?

Драчун и забияка,

Живет в воде,

Полоски на спине

И щука не проглотит.

4.Почему у окуня полоски на спине?

(«Как окунь полосатым стал». Утята били окуня хворостинами, чтобы он отпустил хвост выдренка. И от ударов на его спине оставались полоски.)

5.Согласны ли вы, что смысл сказки «Каждый другом силен» раскрыт уже в её названии?

(Выдренок спасает зайчонка от лисы. На пеньке по воде перевозит к другому берегу.)

6. Почему мама сказала зайчонку: «Добро делаешь - не кайся, а худом - не похваляйся.»

(Потму что зайчонок сказал: «За что спасибо? За что я его тогда спас?»)

7.В сказке «Мансэ и Зайчонок» бабушка говорит: «И мала, и хрупка, а сила в ней велика». О чем это она говорит? (Иголка)

8.Кому и что сшила Мансэ? (Новый халот с ершовыми узорами Ершу)

9.Почему лось сказал Зайчонку Хочу не хочу: «Кого боятся, того не любят. От таких даже друзья уходят.» («Зайчонок и Комполэн» Зайчонок хотел такие рога, как у лося, чтобы его все боялись).

10.Кто подарил рога Зайчонку? (Комполэн болотный дух)

11.Загадка:

Эта рыжая плутовка и коварна, и хитра

Быстрых зайцев ловит ловко, кур ворует со двора.

И мышатами поживится, любит шустрая ….. (лисица).

А вот удалось ли в сказке «Умный Сойтын» лисице поживится мышонком?

(Нет. Она хотела задавить хворостом его норку, но мышонок убежал через другой ход)

12. О ком это говорится в сказке «Сорнин канясь - золотой князь»?

«Боятся звери его, знают, что хоть сам он и мал, а злости в нем как у Комполэна - Болотного Духа. Знают: кто его не послушается - налетит острой стрелой, задрожит, закружится злой метелицей, разинет острозубую пасть, выпустит когти железные и начнет когтями рвать, зубами кусать.» (Соболь)

13.Почему лось в сказке «Лось и выдренок» по самые уши залез в воду? (Так он спасался от жары и от комаров)

14.А почему он от комаров хвостом не отмахивался? (У лосей нет хвоста)

15.Почему и кто поймал и съел жадную мышку Тэряйку? («Жадная Тэряйка»

Она сильно объелась, поэтому плохо передвигалась и не смогла грести веслами. Съел её Филин)

16.Кого подобрала в лесу и вырастила Вечерина? («Откуда северное сияние пошло» Маленького белого оленёнка)

17. Как появилось Северное сияние по легенде? («Откуда северное сияние пошло». Вечерина украсила рога оленя разноцветными яркими лентами, села в легкие нарточки и Белый олень взвился высоко в небо. Касался неба украшенными рогами. Полосы в небе заколыхались. Вечерина дотронулась до полос и они заискрились.)

18.Кого охотники называли «старшим братом» в легенде «Старший брат»? (Коту, ленивого сына Луны. Он стал страшным и походить на грозного зверя Медведя).

19.В кого превращался Комполэн в сказке «Комполэн - болотный дух» чтобы поссорить человека с медведем? (Лося и бурундучка)

20.Как называл медведь человека? (Младший брат)

21.Кого победил вожак Ивыр, чтобы перевести людей на новое стойбище? («Вожак Ивыр» Комполэн - болотного духа)

22.Как назвали внучку, появившуюся из заячьей лапки дедушка и бабушка? (Пассам-Лучик)

23.Кто принес вкусной воды в золотой чашечке Пассам-Лучик,? («Пассам-Лучик» Крот)

24.Кого уговорили вернуться на землю Крот и Лучик? (Княжеское озеро)

25.Что принес Сынок с Оленье ушко чтобы в избушке стало светло? («Сынок с Оленье ушко» , звезду)

26.Как узнала храбрая Татья, что перед ней сидит не муж её Апонька, а Комполэн-Болотный Дух? («Храбрая Татья». Когда он подносил ложку ко рту у него вместо языка пламя колыхается, а зубы острые и широкие, как лопатки, огнем светятся. И одна нога у него лосиная, а другая лошодиная.)

27.Как спасла своего мужа храбрая Татья? (Когда Комолэн спускался в подземное царство, Татья кинула в него щучью голову и она вцепилась в его шею. Он начал кричать страшным голосом. Задрожала земля обрушилась на нег и выбросила Апоньку.)

28.В кого превратил Комполэн дочку вдовы Лэен? («Сантыр и Лэен». В белочку.)

29.Как Сантыр победил Комполэна? (Он пронзил стрелой куколку. В куколке была смерть Комполэна и его дочери.)

30.Какими словами он расколдовал белочек - свою сестру и её подружку?(Назвал их сестрами)

31.Кто помог Вындыру-охотнику победить Явала-ходячего? («Вындыр-охотник и Явал-ходячий» (Ыньтип-Рогатый - лось.)

32.Какую шубку хотела мачеха Сувыннэ в сказке «Аринэ и санки оленьи рожки»? (Из шкурок лебедей, самооглядную шубу)

33.Почему Аринэ не хотела, чтобы её отец убил лебедей? (Лебеди считались священными птицами у народов манси.)

34.Как помогли Аринэ волшебный нагрудник из бусин и санки? (Санки повезли по воде, а свет от нагрудника ослепил отца Аринэ и он не смог выпустить стрелу в лебедя.)

35.Кому сказал эти слова мудрый Старик: «День красен солнцем, а человек - трудом. Волка ноги кормят. А человека - руки. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут»? («Мыколкина кямка». Мыколке, хромому мальчику - сыну вдовы)

36.Что научился делать Мыколка, послушав мудрые слова старика? (Ловушки на рыбу)

37.В чем нашел свое добро Мыколка по предсказанию Кулнэ - Женщины-Рыбы? (В труде)

38.Во что учился стрелять Сымян из сказки «Стрела - Огненный наконечник и Ворнэ»? (Отец ему сделал маску Комполэна- болотного Духа, он в неё стрелял)

39.Кто наградил Сымяна Стрелой с Огненным наконечником? (Ворнэ - Лесная дева)

40.В кого превратился Комполэн, чтобы Сымян не узнал его и пронзил стрелой? (В волка)

«Век мансийский, как лодка плывет,

И сверкает старинный узор,

И мелодия предков живет…

Манси, маленький мой народ…»

Ю. Шесталов

Сказки:

  1. 1. Хочу не хочу
  2. 2. Как окунь полосатым стал
  3. 3. Каждый другом силен
  4. 4. Маснэ и зайчонок
  5. 5. Зайчонок и Комполэн
  6. 6. Умный Сойтын
  7. 7. Сорнин канясь - золотой князь
  8. 8. Лось и выдренок
  9. 9. Жадная Тэряйка
  10. 10. Откуда северное сияние пошло
  11. 11. Старший брат
  12. 12. Комполэн - болотный дух
  13. 13. Вожак Ивыр
  14. 14. Поссам - Лучик
  15. 15. Сынок с Оленье ушко
  16. 16. Храбрая Татья
  17. 17. Сантыр и Лэен
  18. 18. Вындыр-охотник и Ялвал Ходячий
  19. 19. Аринэ и санки оленьи рожки
  20. 20. Мыколкина кямка
  21. 21. Стрела - Огненный наконечник и Ворнэ

Загадки:

  1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

  1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.

(Медведь)

  1. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный?

  1. Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины - Называется плотина.

  1. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,

Спит под кустом, там его дом.

Зима наступает, он шубу меняет.

  1. На спине иголки - длинные да колкие,

А свернется он в клубок - нет ни головы, ни ног.

  1. Остренькие зубки, рыженькая шубка.

Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок.

Правду говорят старики наши, что дороги,
где бы они ни лежали — на земле, на воде ли,— многому учат человека.

А.М. Конькова

24 октября 2016 г. Тюменская областная детская научная библиотека К.Я. Лагунова, ДНК «Строитель» и литературный театр «Новелла» в едином творческом порыве организовали для учащихся коррекционной школы-сада № 76 знакомство со «Сказками бабушки Аннэ».

От имени бабушки Аннэ в книге представлены сказки народов Тюменского севера. Автор книги — мансийская сказительница Анна Митрофановна Конькова (1916-1999).

Тюменская областная детская научная библиотека им. К.Я. Лагунова всегда рада предложить юным читателям книги тюменских авторов из своего богатого краеведческого фонда. Но чтобы читать мансийские сказки, нужно знать особый уклад жизни коренных народов, их культуру и отношение к природе. Сама А.М. Конькова в своей сказке пишет: «...А земле ни одна песчинка, ни одна былинка не лишние. На земле всё к месту, всё на месте и с великою пользою...» .

Чтобы лучше понять неповторимый образ живой природы в культуре народов ханты и манси, Л.Д. Собянина, начальник отдела коренных малочисленных народов Севера ГАУК ТО «ДНК «Строитель», зачитала несколько местных загадок. Например: «На крыше дома лежит половина хлеба» (Неполная луна); «На берегу реки Оби кривая ель стоит» (Человек); «Тридцать мужчин рубят, один ворочает» (Зубы и язык) . Поведала Л.Д. Собянина и о жизни самой писательницы Анны Митрофановны Коньковой. Литературная беседа называлась «Анна из рода чаек». Еще больше о писательнице рассказала детям ее внучка Косполова Марина Эмильевна.

Более всего на ребят произвел впечатление спектакль. Литературный театр «Новелла» представил одну из «Сказок бабушки Аннэ» — «Каждый другом силён». Сказка, несмотря на свой небольшой объем и кажущуюся простоту, уместила в себе особый, по-своему неповторимый образ мысли. В мире, где река, валежина (новое для детей слово!) и злой Дух Воды разговаривают, не может не быть глубокого смысла. Даже рыбак на лодке, которому валежина откровенно мешает, только жалеет ее и философствует. Ну а Выдрёнок (тоже редкое для детей слово!) и Зайчонок, кукольные персонажи, искусно изготовленные декоратором «Новеллы», не оставили детей равнодушными. Особый шарм спектаклю придали звуки природы, сыгранные на мансийских народных инструментах, таких как, например, «посох дождя».

Мероприятия, созданные с энтузиазмом и от чистого сердца, всегда обладают большой душевностью и теплотой. Творчество А.М. Коньковой — как раз такое. Именно оно собрало под одной библиотечной крышей столько ценителей литературного наследия Югры.

Анна Митрофановна Конькова, мансийская сказительница и писательница, своим творчеством внесла значительный вклад в развитие обско-угорской культуры.

Один из исследователей фольклора манси (вогулов) И. Авдеев отмечал, что «певцы и сказители у манси - не профессионалы. Однако, исполнение фольклорных произведений требует большого мастерства». А. М. Конькова является сказительницей большого дарования, унаследовавшей этот дар от своей бабушки. Анна Митрофановна трансформировала все услышанное ею в детстве, создав свои, новые произведения. Она в художественной форме познакомила читателей с историческим прошлым народа манси восточного региона (кондинских манси), с его бытом, культурой. Произведения писательницы - это своеобразная «мансийская энциклопедия» - так отзываются о творчестве А. Коньковой ценители традиционной культуры народа манси.

УвеличитьРодилась 28 июля 1916 года в затерянной в древних мансийских лесах деревне рыбаков и охотников Евре Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа в роду Чаек. Трудовой путь начался в 1937 году после досрочного окончания Ханты-Мансийского педагогического училища в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты-Мансийского района.

Здесь уместно процитировать воспоминания, удачно записанные со слов Анны Митрофановны, которые стали почти хрестоматийными: «…на шатком челне-обласке девушкой-подростком добралась она до далекого стойбища. Курились синим мозжевеловым дымом крытые кореньем юрты». Ее окружили люди в одеждах из шкур. С облегчением поняла: говор их близок языку сородичей из Конды. Но не сразу жители доверили ей детей, слишком молодой она им показалась. Поэтому, прежде чем сесть за учительский стол, юная Аннэ много дней работала вместе с женщинами рода, плетя рыболовные сети, узоря меховую одежду. Вместе со всеми участвовала в загонной охоте на лосей - Празднике пестрой стрелы. Вечерами у ярко пылавшего костра рассказывала она пелымским манси родовые легенды и мифы.

В Ханты-Мансийске поселилась в 1946 году. Работала в детских садах, школах города. Более тридцати лет отдала она детям.

Анна Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа. Но заняться всерьез литературным творчеством она смогла толькоувеличить после ухода на пенсию в 1967 году. Отныне начинается другая жизнь, которая будет исчисляться не только прожитыми годами, но и сотнями исписанных листов. Критически относилась она творчеству: одно и тоже переписывала много раз. Казалось, что все плохо, вяло, неумело. И тогда появилась потребность пойти в школы, детские сады, в другие аудитории, чтобы рассказать о том, что сочинила за письменным столом.

Появляются поклонники ее таланта. Педагогический дар превосходно соединился с даром рассказчика. И кому хоть раз удалось услышать, как Анна Митрофановна рассказывала свои сказки и истории, те согласятся со мной, что это были незабываемые впечатления. Мудрая, красивая, удивительная, земная и неземная одновременно, обыкновенная и загадочная… Слушатель сразу попадал под обаяние ее голоса, ее манеру вести разговор и через мгновение переставал ощущать себя в этой реальной жизни…

В это время Анна Митрофановна много общается с литераторами, этнографами, финно-угроведами, фольклористами, учеными из Эстонии, Венгрии, Германии, Франции, Англии. Можно сказать, что это общение для молодых прозаиков и поэтов становится своего рода творческой лабораторией. И ее зеленый домик с голубыми ставнями по улице Чехова, в котором не раз бывала и я, навсегда ассоциируется с основательностью, неспешностью, гостеприимством его хозяйки. Кстати, там любили бывать не только люди, имеющие отношение к литературному творчеству. Этот мир привлекал многих.

УвеличитьС 1976 года сказки Анны Митрофановны стали активно печататься в окружной газете «Ленинская правда».

В 1981 году сказки были опубликованы в сборнике «Огонь-камень», изданном в Свердловске. В 1982 году выходит первый в мансийской литературе роман «И лун медлительных поток», написанный Анной Митрофановной в соавторстве с тюменским прозаиком Г. Сазоновым. После этого книга переиздавалась еще два раза (Свердловск,1990; Москва,1994). Помню, какой интерес и оживление вызвал роман у читающей публики. В 1989 году А. М. Конькову принимают в Союз писателей СССР.

В 1985 году отдельным изданием вышла книга «Сказки бабушки Аннэ». Это было значительное событие в жизни автора. В 1993 году, благодаря американским нефтяным компаниям «Эксон» и «Мобил», «Сказки бабушки Аннэ» были переизданы. Позже они выходят с рисунками московской художницы Т. Васильевой, а в 2001 году в Екатеринбурге изданы с иллюстрациями школьников поселка Талинка (г. Нягань).

Увеличить К 75-летнему юбилею писательницы вышла миниатюра «Вожак Ивыр» с иллюстрациями художника Геннадия Райшева, ставшая библиографической редкостью уже сразу после ее выхода в свет. Последнее прижизненное издание Анна Митрофановна назвала «Свидание с детством» (Москва,1996). Произведения переводились на английский, венгерский, польский, чешский языки. увеличить

Талант и труд Анны Митрофановны отмечен наградами: орденом Почета, званием «Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа», в 1988 году она стала обладательницей звания «Почетный гражданин города Ханты-Мансийска».

Умерла 3 декабря 1999 года, похоронена в Ханты-Мансийске. В 2000 году, посмертно, ей присвоено звание «Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа».

Отдельные издания

И лун медлительных поток…: Роман-сказание; Худож. Е. Бердников. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 253 с.

Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985. - 128 с.: ил.

И лун медлительных поток… : Роман-сказание. - 2-е изд., доп. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. - 272 с. - В соавт. с Г. К. Сазоновым.

Элт минып Ивыр = Вожак Ивыр: Легенда кондинских манси / Худож. Г. Райшев. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. - 112 с.: ил. - На манс. и рус. яз.

Сказки бабушки Аннэ. - Вена: ГИСТЕЛ ДРУК, 1993. - 117 с.

Сказки бабушки Аннэ / Худож. Т. Васильева. - М. : Мария, 1993. - 58 с.

Свидание с детством / Предисл. Э Мальцевой; Худож. В. Тугаев. - М. : УНИСЕРВ, 1996. - 95 с.

Сказки бабушки Аннэ / Ил. детей пос. Талинка. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. - 120 с.: ил.

Хорошо жили Заяц с Зайчихой. И поесть у них было что, и попить родниковой воды хватало. Только вот детей у них не было. Каждый день они приводили к себе чужих детей, обмывали их, причёсывали, приглаживали и угощали самым вкусным угощением.

Как-то пригласили в гости бабушку Рябчиху с её внучатами. Поглядела бабушка Рябчиха на Зайца с Зайчихой, как они любят да голубят чужих детей, и сказала:
— Будет у вас, 3аяц и Зайчиха, сын, обязательно будет.

И правда, скоро у Зайца и Зайчихи народился Зайчонок Туйтсам - Снежок.

Родители обрадовались: мать от сыночка не отходит, ночи не спит, апу¹ качает, колыбельные песни напевает.

Сынок растёт быстро - вот уже лесные звери ему ножки подарили, птицы, что с юга вернулись, на крыльях ему язык принесли. Но вот беда: сыночек и не играет, и не ест, всё капризничает, ко всему, что увидит, лапки тянет да кричит:
- Нирам, нирам! Хочу, хочу-у-у!

Дадут ему то, что просит, он подержит, посмотрит и снова кричит:
- Ат нирам! Не хочу-у-у!

Мать без устали уговаривает сыночка, отец без отдыха по лесу носится, сочные листочки собирает. Придёт из леса с полной ношей, устанет, еле-еле на ногах держится и - к сыночку:
- Снежок, смотри, какие вкусные листочки щавеля я тебе принёс, попробуй.

Попробует Снежок листочки щавеля и закричит:
- Ат нирам! Не хочу-у-у!

Отец очистит от кожицы молодые стебельки дудника, подаст сыну:
- На-ко, сынок, это самые вкусные стебельки: их даже лоси наверхосытку² едят, чтобы быть большими да сильными.

Зайчишка откусит, не разжуёт и не проглотит, а снова кричит:
- Не хочу-у-у!

Как-то отец и говорит:
- Ну, вот что, завтра все пойдём в лес. Ты, Снежок, погуляешь, поиграешь со зверями, поищешь по своему вкусу пищи и аппетитно поешь.

Пошли они в лес. Снежок не играет со зверятами и не ищет пищу себе, а всё кричит:
- Не хочу гулять! Хочу домой, хочу-у-у!

Услышала его тётушка Лиса, неслышно к нему подошла, стоит, улыбается, своим хвостом поигрывает: то так его повернёт, то эдак, то с мордочки комариков смахнёт.

Увидел Снежок хвост тётушки Лисы и реветь перестал. Стоит смотрит на пышный хвост. Смотрел-смотрел, сорвался с места, к отцу с матерью побежал. Прибежал, посмотрел на их хвостики и сказал:
- Ай-е-хась, ой-ёо, папа с мамой у меня бесхвостные.

И, чтобы рассмотреть свой хвост, начал кружиться вокруг себя. Кружился-кружился - не увидел своего хвоста. Присел, потянул лапкой, нащупал свой хвостик-пуговку и заревел:
- Не хочу, не хочу такой хвостик! Хочу такой хвост, как у тётушки Лисы.

Уговаривают его отец с матерью, а он и слушать родителей не хочет, на весь лес кричит:
- Нирам! Нирам! Хочу-у-у! Хочу-у-у!

Тётушка Лиса подошла к нему и говорит:
- Ну, полно кричать, так и быть, подарю уж тебе свой старый хвост.

Принесла она свой старый, потрёпанный хвост и пришила к хвостику Зайчишки кедровым мятым корнем, легонько его шлёпнула, потом подтолкнула и сказала:
- Ну, побегай, похвастайся новым хвостом.

Снежок рванулся с места, побежал к отцу с матерью, обежал вокруг них, потом покрутился вокруг себя, поиграл хвостом и побежал с радостным криком в лес:
- Эй, звери-и-и, посмотрите, какой большой и красивый у меня хвост! Вы никогда не видали у зайцев таких хвостов!

А звери только смеялись над хвастуном.

Проголодался Зайчишка, схватил по пути щавелёчку. Вкусно. Дальше бежит, только хвост мелькает меж стволами деревьев. Увидал его зоркий Орёл в небе, снизился, схватил Снежка за хвост и понёс к себе на обед.

Зайчонок испугался и закричал:
- Ай-ее, ой-ёе³, что это такое? Хвост, ты куда меня несёшь?

Бьёт лапками Зайчонок, крутится на хвосте. Трепыхался-трепыхался и упал на землю. Сидит, трёт ушибленные места и говорит:
- Нет, хоть и мал хвост, да мой. Большой хвост, да чужой.

Вера Каныгина

Бабушкины сказки

(Стихи и рассказы для детей младшего возраста)

г. Нижний Новгород 2009 год

Родилась в г. Нижнем Новгороде в 1935 году, в семье потомственных сормовичей.

Начала писать по воспомина­ниям своей бабушки - персональной пен­сионерки Клавдии Федоровны Ларио­новой. Позднее все, что было рассказано ей, получило документальное подтверждение в архивах. Так увидела свет целая серия очерков и рассказов к 125-летию сормовс­кого завода, а вскоре революционная героика Леонида Команди- на была отражена в коллективном сборнике «Солдаты Ленинс­кой гвардии».

Будучи на пенсии начала писать для своих внуков. Многие стихи и сказки прозвучали с экрана телевизора в детских пере­дачах «Часы с кукушкой» и «Жаворонок».

О Вера Каныгина, 2009 год

Творчество ветерана труда В.М. Каныгиной питает глубин­ные народные истоки. Ее стихи и проза - та естественность, в которой таится первозданность мыслей и чувств. Наверное, все это идет от интересной нелегкой биографии автора.

В.М. Каныгина находит, как глоток свежего воздуха, свое вдохновение в обыденном сегодняшнем, и героиня прошлого делиться с людьми своей радостью и болью. Творчество Каны­гиной находит отклик у читателей разных поколений, особенно у детей. За ее рассказы, стихи и очерки, которые публиковались и публикуются в периодической печати, она и сейчас еще полу­чает благодарственные и восторженные отзывы читателей, ко­торые следят за ее творчеством, поэтому, несмотря на преклон­ный возраст, Вера Каныгина продолжает писать и ей есть, что сказать.

Про бабушку и Крошку

За Волгой-рекою

в глухой деревушке

Живет одиноко Мария - старушка.

Но вместе живут с ней

и Мурочка кошка,

Собачка - шалунья по имени Крошка,

Три курицы - умницы, шумный петух,

Козочка Белка и гусь Винни Пух.

Грибы искать бабка неплохо умела.

С ней Крошка, собачка, в лес бегала смело. Собачьи повадки известны давно,

Чутье в дар собаке недаром дано.

В лесу Крошка храбрая зря не залает,

Хозяйку, как страж, охраняет.

Заблудится бабка,

устанет, чуть дышит,

А Крошка до дома

дорожку отыщет.

Довольная бабушка

Крошку прижмет,

Забыв про усталость,

быстрее пойдет.

Грибы на обратном пути собирает,

И песни тихонько она напевает.

Вот гриб-боровик,

под сосною маслята.

Но места в корзинке

для них маловато.

Поставив у пня ее,

фартук - в охапку,

Пошла за грибом,

что огромен, как шапка.

А рядом с оврагом

другой - еще лучше...

Их в фартук рвет бабка,

спускается с кручи.

О, боже, потеря, где пень, где корзинка.

Но Крошке давно это все не в новинку.

К корзинке хозяйку ведет,

громко лая И хвостиком гордо

при этом виляя.

Но было однажды в лесу и другое, Надолго запомнилось

бабке такое:

Набрав земляники

с походом лукошко, Присела бабуля, устав, у дорожки.

Когда ж на лукошко

она оглянулась,

Глядь, Крошка мордашкой

в лукошко уткнулась!

«Ах ты, сладкоежка, -

хозяйка вскричала, - Что, ягоды я для тебя собирала?

Нет, я собирала их дочке и внукам.

Получишь сейчас у меня

по заслугам!"

Тот раз посердилась

бабуля немножко, Но все же простила

любимую Крошку... И Вы в край Заволжский,

друзья, приезжайте. На бабкиных тропках в лесу побывайте.

Вас Крошечка встретит, где Линда течет,

А бабушка сказки свои Вам прочтет.

Сказка

Рассердился Дед Мороз Не на шутку, а всерьез. Напустил он снеговеи,

Чтобы звери присмирели.

В лед сковал Мороз водицу - Негде заиньки напиться,

А где лисий домик был,

Он сугроб нагромоздил.

Мечется мороз, лютует, Самому свет стал не мил.

И с рассветом в дом лесничий Он погреться приходил.

Снимет валенки у входа,

Сдует иней с бороды,

Скажет: "Ну и непогода.

Не накликать бы беды!"

Первый снег

Кружится над землей пороша И заметает чей-то след.

Аленка, протянув ладошки, Смеется, ловит первый снег.

Галдят на горке ребятишки, Снежинки водят хоровод.

Чечетка птичка-невеличка Щебечет радостно: «Зима идет!»

Зима

Как под шапкой белою

домишки С косогора издали видны;

А вокруг в малиновых манишках Ветви облепили снегири.

Запорошена к реке тропинка. Старый дуб на берегу стоит.

Зимний вечер. Все, как на картинке, Снег на землю хлопьями летит.

В лесу под Новый год

(зимняя сказка)

Полночь лунная.

Мороз рассыпал блестки у берез.

Нарядил в сосульки ели.

Стихнуть приказал метели,

Потому что Новый год К ним торопится, идет.

Звери все засуетились,

Празднично принарядились,

И чтоб встретить Новый год,

Встали дружно в хоровод.

У-у, - вдруг заскрипели сани.

Кучер в них - Мороз с усами,

С белоснежной бородой - Не старик, а молодой.

А в мешке у новгоднишки Для зверей подарки, книжки. Рядом едет вездеход - он в лес сладости везет.

Тпру! - остановились сани.

А Мороз, крутя усами,

Стал зверей всех поздравлять И подарки раздавать.

Тут орехи и игрушки,

Фрукты, шоколад, хлопушки. Зазвучали песни, смех,

То-то радости у всех.

Звездный звон стоял над лесом. Дед старый ринул в поднебесье, Унося прошедший год, - Новому пришел черед.

Лесной лазарет

(сказка)

Метель воет, в дверь стучится.

Над избушкой дым кружится.

Спят в деревне скот, детишки.

Лишь в лесничестве не спится.

Под сосной большой олень.

Стонет волк, худой, как тень.

А у окна стоит девчонка,

Внучка лесника - Аленка.

Она шепчет, не скрыв слез:

"Плохо зверям, Дед Мороз.

Помогать в лесу им нужно.

Жить с зверями должны все дружно.

Все несут за них ответ.

Не допускать в лес зло и бед."

Плач ее и всплеск забот

Слышал юный звездочет.

Не мог он с девочкой не согласиться

И клич подал: объединиться!

Первым откликнулся пес Тишка.

Потом пришел козел Никишка.

Возглавил гусь индюшек взвод,

В лес санитаром кот идет.

Лес дремучий. Зги не видно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?