Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация на тему нравственная культура. Ф ормирование мировоззрения, нравственно - эстетической и гражданской культуры личности

1 слайд

Культура и мораль Рак Галина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №151 г.Новосибирск

2 слайд

Вы узнаете: Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.

3 слайд

Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

4 слайд

В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

5 слайд

Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.

6 слайд

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

7 слайд

Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

8 слайд

Культура разных народов Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).

9 слайд

Разновидность духовной культуры Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культура – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной культуры – мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

10 слайд

11 слайд

Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.

12 слайд

Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки.

13 слайд

Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.

14 слайд

Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать и т.д.

15 слайд

И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие

16 слайд

Что означает слово «культура»? Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней. В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

17 слайд

Почему культуру называют второй природой? Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

Вопросы и задания: Приведите примеры материальной и духовной культуры. Объясните, почему возникла мораль. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

20 слайд

Использованные материалы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4 -5 классы Москва «Просвещение» 2010 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80&stype=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/612/11612943_1470229665.jpg&p=880 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=добро%20и%20зло%20картинки&stype=simage&img_url=www.gigart.ru/uploads/posts/2009-04/1241104634_124 images.yandex.ru/yandsearch?text=настроение%20в%20картинках&stype=simage&img_url=i89.beon.ru/50/31/83150/16/2752316/tryt6ryt.jpeg&p=19 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&img_url=www.hunter.cuny.edu/classics/russian/russianlinks/vasnetsov-warrior-compressed.jpg&p=8






Мораль – правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Норма морали – это образец поведения, признанный обязательным в обществе Нормы морали регулируют поведение людей






Линии сравненияМоральПраво Кем установлены? ОбществомГосударством Где записаны? Нигде, передаются устно из поколения в поколение В законах – Уголовный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании и др. Кем охраняются? Общественным мнениемГосударством – милиция, армия, спец.службы Что бывает за нарушение? Осуждение со стороны людей. Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др. Пример Нельзя лгать, завидовать, обижать слабых. Нужно уважать людей, помогать, говорить правду и др. Нельзя красть, бить человека. Хранить оружие, переходить улицу на красный сигнал светофора и др.








1.Назовите полное название нашей
страны.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

2. Федерация обозначает …
СОЮЗ, ОБЪЕДИНЕНИЕ

3. Страна, в которой живёт много разных
народов разных национальностей,
называется…
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ

4. Назовите имена знаменитых людей
прославивших нашу Родину
5
Д/З
с.8-11
23.01.2018
Великие деятели российской
культуры

Великие деятели российской культуры

6
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

7
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

8
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

9
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

10
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

11
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

12
23.01.2018

Выдающиеся деятели российской культуры

13
23.01.2018

Андрей Рублев

14
23.01.2018

Человек – творец и
носитель культуры
15
УРОК 2
23.01.2018

16


23.01.2018

Человек – творец и носитель культуры

17
Объясни, есть ли связь между фотографиями,
расположенными слева и справа.
23.01.2018

Человек – творец и носитель культуры

18
Объясни, есть ли связь между фотографиями,
расположенными слева и справа.
23.01.2018

1) Вне культуры
жизнь человека невозможна.
19
см. с.13
Когда выдающегося
английского ученого Исаака
Ньютона поздравляли с великим
научным открытием, он скромно
заметил: «Я подобен карлику,
который встал на плечи
гигантов-предшественников и
только потому смог заглянуть
чуть дальше, чем они».
Оценим слова Ньютона.
Какое условие, по его мнению,
определяет успешность
творчества человека?
Сверим свои23.01.2018
суждения.
Исаак Ньютон.
Энциклопедия.mp4 до 3,39 мин.

2) Законы нравственности – Можно ли нравственность
считать частью культуры
часть культуры общества
общества?
20
НРАВСТВЕННОСТЬ=
ЭТИКА – это
МОРАЛЬ
наука,…
(от лат. moralis -
нравственный), правила
поведения (нормы)
установленные
в обществе,
помогают отличить
добро от зла.
см. с.13-14
Сверим свои
суждения с текстом.
23.01.2018

2) Законы нравственности – часть культуры общества

Нравственный
человек совестлив.
21
Совесть – это
внутренний голос,
который
предупреждает
человека о
безнравственности
тех или иных
поступков, будит
чувство стыда за
плохое поведение.
23.01.2018

2) Законы нравственности – часть культуры общества

22
Житейские этические
представления отразились в
фольклоре – пословицах и
поговорках, сказках и
былинах.
23.01.2018

Проанализируйте
пословицы и поговорки.
23
Не тот друг, кто на празднике
см.
с.14-15
+ Д/З
с.17
гуляет, а тот, кто в беде помогает.
(Осетинская пословица)
Друг в лицо смотрит, а враг – в
спину. (Татарская пословица)
Не ройся на дне мешка – не
вспоминай прежних обид.
(Татарская пословица)
Рана от языка не заживает.
(Татарская пословица)
Скрывай ошибки других, а на
собственные смотри. (Татарская
пословица)
Богач не насытится, а богатырь
не отступится. (Бурятская
Какие нравственные пословица)
23.01.2018
правила в них заложены?

Проанализируйте
пословицы и поговорки.
24
В глубоком месте нет брода, в
см.
с.14-15
+ Д/З
с.17
клевете нет путного слова.
(Бурятская поговорка)
Оставленный в тундре запас –
и для нас, и для вас. (Ненецкая
пословица)
Дружные люди под одной
бараньей шкурой помещаются.
(Бурятская пословица)
Мучайся за людей, борись за
народ. (Бурятская пословица)
Чем неправду говорить, лучше
молчать.
Кто соврет, тот и украдет.
Лучше человека ничего не
бывает. (Дагестанские пословицы)
Какие нравственные
23.01.2018
правила в них заложены?

Жил на свете человек
26
История России знает немало
примеров замечательных
женщин, отличавшихся
благородными качествами.
Одной из них была великая
княгиня Елизавета Фёдоровна
Романова, жена родного брата
российского императора
Александра III. Одним из
главных её качеств была любовь
к ближнему.
Почему, уходя из камеры
убийцы своего мужа,
Елизавета Фёдоровна
оставила там
Евангелие и иконку?
23.01.2018

?? с.17 - Какое общество можно считать нравственно здоровым? - Какие качества характеризуют нравственного человека?

Выводы
28
23.01.2018

29
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


Прочитать с.12-17
Подобрать
пословицы и
поговорки на темы
«Честность»,
«Доброта»,
«Справедливость»
23.01.2018

ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕЦ И НОСИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ Составила­ учитель искусства Трушина С.Ю

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Выдающиеся деятели российской культуры

Андрей Рублев

Человек – творец и носитель культуры Объясни, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа.

Человек – творец и носитель культуры Объясни, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа.

Человек – творец и носитель культуры Обсудим вместе. ученого Когда выдающегося английского Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов- предшественников только потому чуть дальше, чем они». Оценим слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? заглянуть и смог

Человек – творец и носитель культуры Сверим свои суждения. материальные Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создает ценности, совершает открытия, устанавливает традиции и обычаи. С другой усваивает созданную раннее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, нормам поведения. Человек – одновременно и творец, и носитель культуры. обычаям, научные стороны, он

Человек – творец и носитель культуры Сверим свои суждения. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа – слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками и матрешками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, научные открытия. Так постепенно культура общества и разнообразнее. Вклад каждого человека а развитие культуры различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства. становится совершать богаче

Нравственность – часть культуры общества? Сверим свои суждения с текстом. праздников, Тысячелетиями создавались правила жизни людей в обществе. Они передавались из поколения в поколение в процессе повседневной жизни – труда, общения. Постепенно складывались представления о том, каким должен быть человек, какие нравственные качества в коллективе, строить отношения с людьми, а какие качества самому наносят и окружающим его людям. Так со временем появилась наука ЭТИКА, которая помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путем она достигается. правильно помогают ему жить вред ему

Нравственность – часть культуры общества? Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности. Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. былинах.

Нравственность – часть культуры общества? всегда Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение. –

Проанализируйте пословицы и поговорки. Какие нравственные правила в них заложены? Работа в группах прежних  Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. (Осетинская пословица)  Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. (Татарская пословица) Не ройся на дне мешка – не вспоминай обид. (Татарская пословица) Рана от языка не заживает. (Татарская пословица)  Скрывай ошибки других, а на собственные смотри. (Татарская пословица) Богач не насытится, а богатырь не (Бурятская пословица) отступится.

Проанализируйте пословицы и поговорки. Какие нравственные правила в них заложены? люди под нет путного  В глубоком месте нет брода, в клевете слова. (Бурятская поговорка)  Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас. (Ненецкая пословица) Дружные одной бараньей шкурой помещаются. (Бурятская пословица)  Мучайся за людей, борись за народ. (Бурятская пословица)  Чем неправду говорить, лучше молчать.  Кто соврет, тот и украдет.  Лучше человека ничего не бывает. (Дагестанские пословицы)

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова Жил на свете человек княгиня брата Романова, История России знает немало примеров замечательных женщин, отличавшихся благородными качествами. Одной из них была Елизавета великая Фёдоровна жена родного российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Во время революции 1905-1907 гг. её муж трагически погиб бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. от

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова Жил на свете человек В день похорон Елизавета Фёдоровна попросила допустить её в камеру, где содержался Иван Каляев. Великая княгиня шла на это свидание, не имея ненависти к убийце, но испытывая лишь чувство печали. Сердце наполнено жалостью и даже состраданием к этому Елизавета Фёдоровна шла в камеру, чтобы от имени мужа передать ему прощение. Уходя, она оставила ему Евангелие и иконку. безмерной человеку. её было

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова Жил на свете человек событий продала Через несколько лет после трагических великая княгиня свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу в Москве. В усадьбе разместилась Марфо- Мариинская обитель, при которой были больница, бесплатная столовая, приют для детей. Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ухаживала больными, обходила беднейшие кварталы, вызволяя оттуда беспризорных. за открыты аптека,

Елизавета Фёдоровна Романова

История России знает немало примеров замечательных женщин, отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княжна Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III . Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Во время революции 1905-1907 гг. её муж трагически погиб от бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. В день похорон Елизавета Фёдоровна попросила допустить её в камеру, где содержался Иван Каляев. Великая княгиня шла на это свидание, не имея ненависти к убийце, но испытывая лишь чувство безмерной печали. Сердце её наполняло жалостью и даже состраданием к этому человеку. Елизавета Федоровна шла в камеру, чтобы от имени своего мужа передать ему прощение.

Уходя, она оставила ему Евангелие и икону.

Через несколько лет после трагических событий великая княгиня продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу в Москве. В усадьбе разместилась Марфо-Мариинская обитель, при которой были открыты больница, бесплатная аптека, столовая, приют для детей. Прославившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ухаживала за больными, обходила беднейшие кварталы, вызволяя оттуда беспризорных детей.

Просмотр содержимого презентации
«Человек – творец и носитель культуры»

Человек – творец и носитель культуры

духовно-нравственной

культуры






  • Когда выдающему английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они».
  • Оцени слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сравни свои суждения с текстом.

  • Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи.

С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек- одновременно и творец, и носитель культуры. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа- слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.

Вклад каждого человека различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства.






Работа с текстом учебника (чтение)









  • Каким ты видишь будущее этих мальчиков?
  • Что необходимо сделать, чтобы будущее мальчика с картины «Опять двойка» стала достойной?
  • Какой бы вы дали ему совет?
  • Как вы считаете, человек обязан думать о том, что правила жизни людей в обществе необходимы для сохранения культуры народа.

Пословицы и поговорки народов России


  • Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. (Осетинская пословица );
  • Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. (Татарская пословица );
  • Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид. (Татарская пословица );
  • Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (Татарская пословица );
  • Богач не насытится, а богатырь не отступиться. (Бурятская поговорка);
  • В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова. (Бурятская поговорка).





  • Носил еврейское имя Савл. В юности он даже учасв гонениях на христиан, но встрева с воскресшим Иисусом Христом изменила его жизнь. Он покаялся и стал одним из наиболее ярких проповедников новой веры, основателем многих христианских общин. Его послания христианам составляют значительную часть Нового Завета.
  • Апостол Павел пострадал за Христа, приняв мученическую смерть в Риме.



  • Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе оздания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Разобраться в том, что такое нравственность, помогает наука этика.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?