Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

План- конспект урока на тему "пословицы". Конспект занятия по внеурочной деятельности "пословицы и поговорки" Что такое фольклор

Урок №6.

Тема: Пословицы и поговорки.

Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?

Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах фольклора.

Запишем в тетрадях тему урока: «Пословицы и поговорки».

Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви, дружбе, в отношениях с другими людьми. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения этого жанра УНТ.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор сегодня пойдет о пословицах и поговорках.

- Как вы думаете, в чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям, а для этого обратимся к статье учебника.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Пословица - это краткость, простота, большая содержательность, законченные по форме предложения, устойчивость, участие в живой разговорной речи.

Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».

Поговорка меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Поговорка – изменчива, более краткая, чем пословица. Имеет конкретное содержание, участие в живой разговорной речи.

Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим».

- Что общего в пословицах и поговорках?

в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

создавались многими поколениями людей;

появились еще в то время, когда не было письменности;

они, как правило, безымянны;

в течение столетий совершенствовались;

темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ говорит о том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

Поговорки

Чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.
И нашим и вашим.
Шито-крыто.
Чудеса в решете.

Пословицы

Легко чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь - вода будет.
И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

Лес рубят - щепки летят.

Не зная броду, не суйся в воду.

Цыплят по осени считают.

От яблони яблоки, а от сосны - шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

«на понятный двор» (отказаться от дела, от слов).

«заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

«рвет и мечет» (злится, бесится).

«при царе Горохе» (очень давно).

«медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

О важности своего значения в жизни народа пословицы и поговорки говорят сами за себя:

    Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

    На пословицу ни суда, ни расправы.

    На твою спесь пословица есть.

    Не всякая пословица при всяком молвится.

    Старая пословица век не сломится.

    Для поговорки мужик в Москву пешим шел.

    Из поговорки слова не выкинешь.

    На всякого Егорку есть своя поговорка.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI-XII веков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет».
В XVI веке, а может быть, и раньше, началось собирание пословиц и поговорок, но записи того времени до нас не дошли.
Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Самым известным составителем сборника русских народных пословиц и поговорок является В. И. Даль. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. В. И. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В этих слоях населения, по его мнению, рождаются самые глубокомысленные народные изречения. Он прямо заявлял, что «в образованном и просвещенном обществе пословиц нет…». Больше тридцати лет он всюду по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Результатом его трудов стал сборник «Пословицы русского народа».

- Как появились пословицы и поговорки?

Первоначально они входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, в состав сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и многое другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые. Но самые меткие из них дошли и до наших дней.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

Как вы думаете, в чем его смысл?

Почему именно это изречение выбрал Даль?

А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Я буду читать начало, а ваша задача закончить пословицу:

    Труд человека кормит

    Кто много говорит

    Повторенье

    Не спеши языком

    Сделал дело

    Ученье - свет

    Куй железо

    С кем поведёшься

    Лучше горькая правда

    Не всё то золото

Теперь послушайте предложения, а затем закончите их пословицами:

    « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудные задания. Не даром утверждает пословица: …».

    «Я несколько лет дружила со Светой. Но однажды мы поссорились. И тогда я стала дружить с Галей. Узнав о ссоре мама мне сказала: …».

Домашнее задание: прочитать статью учебника с. 21-23. Письменно выполнить задание 1 на стр. 24.

Цель урока : способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров устного народного творчества, развивая речь, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД.
  2. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  3. Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
  4. Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
  5. В сфере регулятивных УУД.
  • Научить принимать и сохранять учебную задачу.
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  • В сфере познавательных УУД.
  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  • В сфере коммуникативных УУД.
  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
  • Оборудование:

      Рабочая тетрадь ученика (часть 1) “Школа развития речи” Т.Н. Соколовой.
    1. Пакет для с/р в группах по теме урока.
    2. Задания на карточках для пар для работы на компьютере.
    3. Презентация по теме урока.
    4. Словари: толковый, орфографический, словарь пословиц и поговорок.
    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    1 Организационный. Проверяю готовность класса к уроку

    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.

    Наводят порядок на парте, проверяют все необходимое
    2 Разминка.

    Цель: активизация мыслительной и познавательной деятельности.

    - Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся.

    (АМС ДАЙПРОПА ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ. Гурд тсязнаёпо в дебе)

    Сам пропадай, а товарища выручай. Друг познается в беде.

    Дети выполняют задания на карточке – разминке
    3 Определение темы и цели урока. - Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали? (Пословицы и поговорки)

    Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, постараемся еще больше узнать и понять красоту языка.

    Ответы на вопрос учителя
    4 С/Р с пакетом заданий. - А сейчас вы получите определенный блок заданий (учитель раздает конверты). Вы должны внимательно прочитать план работы в группе, четко следовать данному плану, последовательно выполнять все предложенные задания. При этом вы можете пользоваться всеми справочными материалами, которые вам предложены. Кроме того, работая с текстом вы можете подчеркивать всю информацию, которая вам пригодится для ответов С/Р учащихся
    5 Физминутка. Упражнения для глаз + разминка. Выполняют упражнения
    6 Проверка выполнения заданий. Сопровождение презентацией. -Давайте проверим, как вы выполнили задание. Обратите внимание, что сегодня вы сами будете оценивать качество выполнения заданий.

    Для этого воспользуемся обобщающими вопросами (Они приклеены к информационному листу)

    Слайд №1 – о пословицах и поговорках (приведите свои примеры) – по листу.

    Слайд №2 – о В.И. Дале – прочитайте по листу.

    Слайд №3 – новая информация – о пословицах народов мира.

    Ответы учащихся
    7 Работа на компьютерах – закрепление в виде игры. - Выполняются задания на компьютере (индивидуально).

    Кто сделал правильно 1 задание, переходит ко второму.

    1 задание – соотнеси русскую пословицу с иностранной пословицей.

    2 задание – вставь картинку в пословицу.

    Работа на компьютере
    9 Проверка работы в парах на компьютере. - Работы проверяет учитель информатики. Индивидуальная С/Р учащихся
    10 Итог урока – обобщение знаний, рефлексия урока. - Учитель задает вопросы:
    • Что нового узнали?
    • Чем же пословица отличается от поговорки?
    • Что больше всего понравилось в уроке?
    • Учитель сообщает о Л.Н. Толстом Д/З и просит открыть стр.23 в РТ
    Учащиеся отвечают на вопросы
    11 Д/З РТ стр.23 – сочинение по пословице Запись в дневник

    Пакет с заданиями:

    1. План работы в группе.
    2. Выписать на листке, что такое “пословица” и “поговорка” (используя литературоведческий словарь).
    3. Примеры пословиц и поговорок (справочный материал), словари.
    4. Информационный текст о происхождении пословиц и поговорок прочитать и ответить на вопросы.
    5. Вопросы к тексту.
    6. Лист для самооценки.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. ВУКТЫЛ

    Конспект урока литературы по теме: «Пословицы и поговорки» (2 часа)

    Класс: 5

    Подготовила учитель русского языка и литературы

    Коптева Марина Леонидовна

    г. Вуктыл

    2015 год

    Цели урока : организовать деятельность учащихся по осмыслению, поиску, первичному запоминанию и систематизации новых знаний и способов деятельности.

    Цели деятельности учителя :

    Помочь учащимся вспомнить известные жанры фольклора;

    Формировать понятия о пословице и поговорке;

    Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

    Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

    Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок ;

    Воспитывать бережное отношение к языку;

    Ориентировать учащихся на развитие исследовательской культуры;

    Помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;

    - развивать умение учащихся обосновывать свою точку зрения ;

    Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнениям одноклассников;

    - способствовать развитию творческих способностей воспитанников;

    Воспитывать уважительное отношение учащихся к культуре Коми края;

    Мотивировать познавательный интерес к предмету.

    Задачи:

    1) обучающие - дать представление о пословице и поговорке как малых жанрах устного народного творчества; путем сравнения, сопоставления и исследования выявить основные признаки, свойственные этим жанрам;

    2) развивающие – развитие навыка выразительного чтения; развитие коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

    3) воспитательные - воспитание ценностного отношения к русскому и коми фольклору.

    Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, способов деятельности.

    Технологии урока :

    - дифференцированного подхода в обучении;

    Поэтапного формирования умственных действий;

    Индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

    Развития исследовательских и творческих навыков;

    - здоровьесберегающие ( обеспечивающие гигиенические ус ловия и оптимальную организацию учебного процесса и физическую активность школьников, включая применение динамических методов обучения ).

    Методические приёмы : слово учителя, медитация, аналитическая беседа, выразительное чтение учащимися пословиц и поговорок, словесное рисование, игра, анализ средств художественной выразительности, криптограмма, компьютерная презентация; д ля практического применения полученных знаний используется творческая работа.

    Оборудование: карточки с пословицами, карточки и кружки для лото, раздаточный материал, учебник, литературоведческий словарь, лингвострановедческий словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения», презентация, компьютер, проектор, экран.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    1) знать содержание, композицию и лексику пословиц и поговорок;

    2) уметь анализировать художественное своеобразие пословиц и поговорок, использовать меткие народные суждения в разных жизненных ситуациях.

    Метапредметные:

    1) личностные : привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей; развитие эстетического вкуса; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы ; умение давать адекватную самооценку учебной деятельности ;

    2) п ознавательные : умение формулировать познавательную цель, структурировать знания по предмету, читать, слушать, извлекая нужную информацию, устанавливать аналогии; синтезировать, интерпретировать информацию для составления аргументированного ответа на вопрос, делать обобщения и выводы, строить высказывание в устной и письменной форме, отбирать материал для самостоятельного выполнения;

    3) регулятивные : умение удерживать сформулированную учебную задачу , планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, определять меру усвоения изученного материала, работать самостоятельно, осуществлять взаимопроверку, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществлять рефлексию;

    4) к оммуникативные : умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить монологическое высказывание, владеть письменной речью, выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

    Пословица недаром молвится

    Ход урока

    1.Организационный момент. Слайд 1.

    Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор об устном народном творчестве. Слайд 2.

    Проведение медитации с пожеланием успеха на уроке.

    Прикройте глаза и мысленно повторяйте: «Я внимателен, сообразителен, уверен в себе».

    2. Актуализация знаний.

    Игра «Литературное лото». Групповая работа. Слайд 3.

    Учащиеся делятся на команды. Каждая команда получает карточку с литературоведческими терминами и кружки с цифрами от 1 до 8:

    Считалка

    Колыбельная

    Поговорка

    Загадка

    Гадание

    Примета

    Пословица

    Потешка

    Словарная работа. Учащиеся вспоминают определения жанров, пользуясь записями в тетрадях, литературоведческими словарями, учебниками.

    Учитель читает тексты. Ребята определяют жанр.

          1. Пёс Полкан, полезай в стакан, хватай лимон, убирайся вон!

    1. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок и потащит во лесок, под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, нашу Аню не буди!

      Деревья в инее – небо будет синее.

      Кому кольцо вынется, тому сбудется, не минуется.

      Рыбу в воде не утопишь.

      Две смерти не дадут, а от одной не откажешься.

      Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спине щетинка.

      Пёс Полкан попал в капкан!

    Г) Проверка выполнения задания.

    Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Почему их называют малыми жарами?

    3. Беседа по теме урока

    Сегодня наш разговор пойдёт о пословицах и поговорках. Вспомните некоторые из них. О чем говорят они? (В основном это советы, правила.)

    В.И. Даль в своём словаре выделил 179 рубрик для пословиц: счастье, скупость, богатство, судьба и прочее. Слайд 4. Эти темы так же обширны, как и жизнь народа. Н.В. Гоголь назвал пословицы «стоглазым Аргусом» - мифологическим бессонным стражем, каждое око которого глядит на мир, всё знает, всё понимает, обо всём догадывается. Слайды 5, 6.

    4. Работа с текстами коми пословиц в группах сменного состава.

    А теперь предлагаю вам познакомиться с коми пословицами и поговорками.

    Материал для карточек

      И холодное лето теплее теплой зимы.

      Осенью и сорока, и ворона сыты.

      Два лета подряд не бывает.

      Гуси улетают – тепло уносят.

      Пойдешь по правильной дороге – найдешь счастье.

      Старая собака на лишайник не залает.

      Умному и медведь спляшет.

      Собака лай, олень свое дело знай.

      На родине тебе и дерево улыбнется.

      Своя земля и в горсти мила.

      Родимая сторона мать, а чужая – мачеха.

      Где кто родится, там и пригодится.

      Глухарка с филином на одну доску не сядет.

      Умение охотника видно по его котомке.

      Суди о человеке по его труду.

      Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

      Птицу узнают в полете, а человека в работе.

      Слова предков не сотрешь.

      Весной проспишь, осенью загорюешь.

      Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

      Кто спит весной, плачет зимой.

      Работай до поту – поешь в охоту.

      Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

      Как ни длинна ночь, а утро придет.

      Очень красив ты, куст, да пуст.

      Не смотри на лицо, а смотри на дело.

      Велика шапка, да под ней пусто.

      Велик вырос, а ума не вынес.

      Птица красна опереньем, а человек – уменьем.

      Бойкой лошади – овес, ленивой – погоняло.

      Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.

      Где труд, там и радость.

      Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

      Что посеешь, то и пожнешь.

      Какова пряха, такова на ней и рубаха.

      Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

      Лентяй усталости не знает.

      Без дела жить – только небо коптить.

      Дерево славится плодами, а человек – трудами.

    Какова тематика коми пословиц?

    Вывод. Читая произведения коми устного творчества, мы получаем возможность понять своеобразный быт, материальную и духовную жизнь коми народа, его характер, промыслы, особенности природы. П. Засодимский писал: «О характере этого маленького народа можно сказать много хорошего… Зыряне трудолюбивы, отважны, смышлены, находчивы, предприимчивы, сметливы». Слайд 7.

    5. Физминутка. Коми старинная игра «Воробей». Слайд 8.

    По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза. Он, стоя в круге, поворачивается то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:

    Прилетел к нам воробей и запел, как соловей.

    Эй ты, птичка, не зевай, кто мяукнет, угадай.

    Все замолкают. Кто-нибудь, изменив голос, произносит: «Мяу-мяу». Водящий должен узнать, кто подал голос. Угадает правильно – становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Не угадал – продолжает водить.

    6. Работа над содержанием пословиц. Коллективная работа.

    Перед нами ещё одна коми пословица: «Грамотный человек зрячий, неграмотный – слепой». Слайд 9.

    Что вы себе представили, прочитав её? (Словесное рисование.)

    Это прямой смысл пословицы. Достаточно ли того, что мы увидели (то есть прямого смысла пословицы), чтобы понять содержание сказанного?

    Вывод. Пословица создаётся вовсе не для понимания её прямого смысла.

    Тогда для чего же? Какой в этой пословице другой смысл?

    Этот другой смысл – переносный; о нём в пословице не говорится, но он подразумевается.

    Есть ли какое-то сходство между прямым и переносным смыслом пословицы? (Установить это сходство с помощью связки «подобно тому как».)

    Это сходство называется аналогией, ассоциацией.

    Вывод. Каждое слово в пословице живёт по закону смысловых ассоциаций (сходства в чем-либо, аналогии прямого и переносного смысла). Содержание пословицы имеет отношение к любому человеку.

    Зачем люди придумывали пословицы и поговорки?

    Вывод. Пословицы всегда поучительны, назидательны, это золотые зерна народной мудрости. Поэтому В.И. Даль так сформулировал определение пословицы: это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение. Слайд 10.

    Словарная работа. Учащиеся знакомятся с особенностями жанра притчи по краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике.

    Какие однокоренные слова встречаются в определениях «пословица» и «притча»? (Поучительный, поучение.)

    Сделайте вывод о том, что общего у пословицы и притчи.

    7. Наблюдение над композицией и лексикой пословиц. Коллективная работа.

    А теперь посмотрим, как строятся пословицы. Слайд 11.

    Что вы себе представили? (Словесное рисование.)

    Найдите в тексте пословицы антонимы - слова с противоположным значением (осенью – весной, купцы – нищие).

    Из скольких частей состоит пословица? (Из двух.)

    Схожи ли по строению эти части?

    Вывод. Пословицы состоят из нескольких частей (не меньше двух); части построены по аналогии (приём синтаксического параллелизма); противопоставление подчёркивается интонационно и с помощью антонимов (антитезы) и сравнений с союзом «как».

    8. Работа над различением пословиц и поговорок в группах сменного состава.

    А теперь разговор пойдёт о поговорках. В начале урока мы вспоминали определения малых жанров фольклора. Перечитаем ещё раз статьи, посвященные пословице и поговорке, и сопоставим эти два жанра.

    Составление таблицы. Слайд 12.

    Сравните два выражения. Слайд 13.

      Дерево славится плодами.

      Дерево славится плодами, а человек – делами.

    Вывод. Пословица – законченное суждение, а поговорка – только часть суждения. В народе и на этот счёт есть суждение: « Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

    5. Этап актуализации жизненных впечатлений

    9. Игра «Озорные буквы в пословицах и поговорках». Коллективная работа. Слайд 14.

    Найдите буквы, которые «встали» не на свои места, исказив тем самым привычный смысл пословиц и поговорок. Буква может быть другой, лишней, пропущенной. Изменив слово, вы вернёте пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

      Чтение – лучшее мучение.

      На шпаргалке далеко не уедешь.

      Трудно в учении – легко на каникулах.

      У каждого своя голова на шее.

      Ни кола, ни двойки.

      Мало хотеть, надо клянчить.

      Землю красит солнце, а человека – парикмахер.

      Скучен день до вечера, коли делать уроки.

      Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

      Друзья познаются на контрольной.

      На каждого Егорку своя шпаргалка.

    10. Индивидуальная работа «Решаем криптограмму». (Здесь зашифрована пословица «На то и голова, чтобы соображать».) Слайд 15.

    Ключевые слова:

      14, 2, 10, 2 – разновидность лягушки;

      7, 16, 8 - хищник отряда кошачьих;

      3, 5, 6, 13 – хищник отряда кошачьих;

      1, 4, 9, 15 – время суток;

      12, 11, 13 – молочный продукт.

    Проверка выполнения задания.

    Как вы понимаете смысл этой пословицы?

    11. Работа с эпиграфом к уроку. Слайд 16.

    В народе есть много метких выражений и о самих пословицах и поговорках. Одна из них послужила эпиграфом к сегодняшнему занятию.

    Согласны ли вы с утверждением: « Пословица недаром молвится»? Обоснуйте своё мнение.

    О мудрости пословиц и поговорок говорили многие русские классики. Слайды 17-19.

    12. Рефлексия. Слайд 20.

    Продолжите предложения:

      Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я понял, что…

      У меня получилось …

      Меня удивило…

      Занятие дало мне для жизни…

      Мне хочется поблагодарить …

    13. Итоги урока. Коллективное оценивание работы пятиклассников на уроке.

    14. Домашнее задание (по выбору). Слайд 21.

      Выписать из текстов коми пословиц слова с противоположным значением (антонимичные пары).

      Подобрать пословицы на одну тему.

      Подобрать к коми пословицам синонимичные пословицы других народов.

      Подготовить сообщение « Пословица недаром молвится».

      Подготовить рассказ с использованием пословиц и поговорок.

      Сделать рисунок к одной из пословиц.

      Подготовить рассказ о «стоглазом Аргусе».

    Использованная литература

      Беляева Н. Дифференциация обучения на уроках литературы. – Литература в школе.- 2008, №17, №19.

      День работой весел: Пословицы и поговорки народов СССР о труде. – М.: Дет. лит. 1986.

      Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.

      Иванова С. В. На посиделках. – Литература в школе.- 2002,№3.

      Колтышева Л. Жить по народной мудрости. - Литература.- 2005,№3.

      Коми – край далекий и близкий: Серия «Моя Россия». – М.: ЗАО «МАСС ИНФОРМ МЕДИА»; Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.

      Коми старинные детские игры / (Сост. Ю. Г. Рочев). – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988.

      Креативные уроки \авт.-сост. В. Н. Пунчик, А. Р. Борисевич. – Минск: Красико-Принт, 2009.

      Курдюмова Т. Ф. Литература. 5 кл.: Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2002.

      Литература, искусство, история и природа Коми края: Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1997.

      Литература Республики Коми: Хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Коми/ Автор-составитель Н. П. Коблова. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.

      Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.

    Класс: 6

    Презентация к уроку























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • повторить малые жанры фольклора;
    • показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;
    • показать сходство и различие двух жанровых форм;
    • развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;
    • воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

    Оборудование: сборники пословиц и поговорок; мультимедийный проектор.

    ХОД УРОКА

    Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

    Пословица

    I. Оргмомент

    II. Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока

    – Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле.

    III. Актуализация

    – Что такое фольклор?
    – Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам?
    – В чём их своеобразие?

    Запись в тетрадях: К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки.

    – Теперь мы с вами закрепим ваши знания на конкретных примерах, попробуем определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

    IV. Презентация «Малые жанры фольклора»

    1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
    Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).

    2) Спи, моя радость, усни!
    В доме погасли огни;
    Пчелки затихли в саду,
    Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)

    3) Над бабушкиной избушкой
    Висит хлеба краюшкой,
    Собаки лают,
    А достать не могут. (Месяц, загадка)

    4) Дождик, дождик, пуще лей!
    Чтобы было веселей!
    Дождик, дождик, лей, лей!
    На меня и на людей! (Закличка)

    5) А у нас во дворе
    Поросёнок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился. (Небылица)

    6. Идет коза рогатая
    За малыми ребятами.
    Ножками топ-топ,
    Глазами хлоп-хлоп.
    Кто вовремя не спит, не пьет,
    Того коза забодает. (Потешка)

    7) Сенька-везенька,
    Вези меня на палке,
    А сам иди пешком,
    Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)

    8) Потягунчики, порастунчики!
    Роток – говорунюшка,
    Руки – хватунюшки,
    Ноги – ходунюшки. (Пестушка)

    9) Мышка, мышка,
    На тебе зуб костяной,
    А мне дай стальной. (Приговорка)

    10) На златом крыльце сидели:
    Царь, царевич, король, королевич,
    Сапожник, портной –
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай
    Добрых и честных людей! (Считалка)

    11) Плакса, вакса, гуталин,
    На носу горячий блин.
    Плакать не годиться,
    Можно простудиться. (Дразнилка)

    12) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)

    13) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)

    V. Слово учителя

    – Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок.
    – Cкажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся)
    – Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.

    VI. Работа с учебником

    – А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13.
    – Запишите определения пословиц и поговорок в тетради.

    Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

    Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

    VII. Сравнительный анализ

    – Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

    Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

    Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).

    VIII Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

    • Что посеешь, то и пожнешь.
    • Семь пятниц на неделе.
    • Цени по заслугам, а не по услугам.
    • Семеро по лавкам.
    • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
    • Седьмая вода на киселе.

    IX. Работа по учебникам, стр. 13-14

    – Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?

    X. Подведение итогов урока

    – Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
    – Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
    – Что нового вы для себя узнали?
    – Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

    XI. Оценки

    XII. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.

    >>Литература 2 класс >> Литература: Загадки. Пословицы и поговорки


    Урок 4

    ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    Цели: показать учащимся, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народная мудрость; учить видеть скрытый смысл; развивать воображение.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Проверку домашнего задания учитель может провести в виде конкурса по разным номинациям. Например: «Самая смешная небылица», «Самая-самая небывальщина», «Лучшему вралю» и т. д.
    Оценивают работу сами учащиеся. (Учитель может подготовить специальные «медальки» в качестве поощрения.)

    Между небом и землёй
    Поросёнок рылся
    И нечаяно хвостом
    К небу прицепился.

    Мамонт и папонт гуляли на речке,
    Бабант и дедант лежали на печке.
    А внучок сидел на крылечке
    И сворачивал хобот в колечки.

    Физкультминутка

    III. Изучение нового материала.

    1. Сообщение темы, целей.

    2. Работа над загадками.

    – Один из самых интересных и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

    Новый дом несу в руке,
    Дверцы дома - на замке.
    Тут жильцы бумажные,
    Все ужасно важные.

    Ответ: Портфель, учебники, тетради

    Тридцать три сестрички
    Ростом невелички.
    Если знаешь их секрет,
    То на всё найдёшь ответ.

    Ответ: Буквы

    – В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, о школе и о многом-многом другом.

    Стоит городок.
    Сколько сереньких домков,
    Столько беленьких жильцов.
    (подсолнух)

    Два братца
    В воду глядятся,
    Век не сойдутся.
    (берега)

    Не море, не земля,
    Корабли не плавают,
    И ходить нельзя.
    (болото)

    Били меня, били,
    Колотили, колотили,
    Клочьями рвали,
    По полю валяли,
    Под ключ запирали,
    На стол сажали.
    (лен)

    Заря-заряница,
    Красная девица,
    По лугам ходила,
    Ключи обронила.
    Брат встал,
    Ключи подобрал.
    (роса)

    Конь бежит –
    Земля дрожит.
    (гром)

    Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
    На меня они глядят, молока они хотят
    (ёжик)

    Крупно, дробно зачастил
    И всю землю напоил.
    (дождь)

    Красное коромысло
    Через реку повисло.
    (радуга)

    Зимой и летом одним цветом.
    (елка)

    Дальнейшую работу над загадками можно провести в форме игры: один ряд загадывает свою загадку или загадку из учебника, другие отгадывают. Тот ряд, который назвал отгадку первым или более точно сформулировал ответ, получает право на загадывание загадки.

    3. Работа над пословицами и поговорками.

    – Как вы понимаете смысл данных высказываний? Когда, в каких случаях уместно употребить пословицу (поговорку)?

    Грамоте учиться всегда пригодится.
    Час побережешься - век проживешь.
    Поклониться - голова не отломится.
    Когда берешь - чванься, а взял - кланяйся.
    Дареному коню в зубы не смотрят.
    Что посеешь, то и пожнешь.
    Цени по заслугам, а не по услугам.

    IV. Итог урока.

    Домашнее задание: записать в тетрадях по одной пословице о труде, дружбе, учении, Родине, матери; ответить на вопросы на с. 27.

    Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?