Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тест по теме русская культура 18 века. Тест

Тест по культуре 18 века.

1. Соотнесите деятелей искусства и виды искусства:

А) В.Л. Боровиковский

Б) В.И. Баженов

В) Ф.Г. Волков

Г) Ф.И. Шубин

Д) Д.С. Бортнянский

Е) М.Ф. Казаков

1. скульптура

3. живопись

5. архитектура

2. Расположите по графам таблицы следующих представителей искусства:

1. Архитектура

2. Скульптура

3. Художники

М.Ф.Казаков

В.А. Боровиковский

И.П. Аргунов

В. Растрелли

В. И. Баженов

Ф.С. Рокотов

Д.Г. Левицкий

Ф.И.Шубин

3. Дом Пашкова в Москве был построен:

А) В. Растрелли

Б) М.Ф. Казаковым

В) И.П. Аргуновым

Г) Д.Г. Левицким

Д) В.И. Баженовым

4. Скульптурный бюст М.В. Ломоносова был создан:

А) И.П. Аргуновым

Б) В.Л. Боровиковским

В) Ф.И. Шубиным

Г) Ф.С. Рокотовым

Д) А.П. Антроповым

5. Течение в литературе и искусстве, искусстве отличающееся повышенным вниманием к раскрытию душевного состояния, переживаний героев - …?...

6. Крупнейший российский ученыйэнциклопедист: А.Шеин М.И. Б.Ломоносов М.В. В.Рихман Г.В. Г.Брюс П.Я.

7. Произведение, которое после его прочтения Екатерина II характеризовала: «вредно характеризовала умствование, разрушающее покой … общественный, умаляющее уважение к власти» * А. «Недоросль». *Б. «Фелица». * В. «Путешествие из Петербурга в Москву». * Г. «Дмитрий Самозванец».

8. Укажите верное утверждение. А.гимназии были основными учебными заведениями Б.дворяне и крестьяне носили европейскую одежду В.впервые появилась нумерация домов по улицам.

9. «Лишний в ряду». Аргунов, Шубин, Рокотов, Левицкий.

10. Открытие Московского университета состоялось в А.1745г. Б.1750г. В.1755г. Г.1762г.

11. Во 2 пол. XVIIIв. в художественном творчестве ведущее место занимал стиль А.барокко Б.классицизм В.рококо Г.романтизм.

12. Основатель первого русского профессионального театра: А.Волков Ф.Г. Б.Фонвизин Д.И. В.Угрюмов Г.И. Г.Державин Г.Р.

13. О ком идет речь? Механик-самоучка, которого Державин назвал «Архимедом наших дней», а Екатерина II назначила его механиком при Академии наук.

14. Вставьте вместо пропусков. «Самый крупный архитектор XVIIIв. в России …?... Он являлся автором самых крупных дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородов: …?... дворца, дворца Строгановых, …?... монастыря, Большого дворца в …?..., …?... в Царском селе.

15. По какому принципу образован ряд? Д.Бортнянский, В.Пашкевич, Е.Фомин. Д.Бортнянский В.Пашкевич Е.Фомин

16. Лишнее в ряду. По проектам М.Казакова построены: Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Таврический дворец, Голицынская больница.

17. Памятник Петру I был создан скульптором А).В.Шубиным Б).Э.Фальконе В).К.Растрелли Г).М.Козловским.

19. М.Казаков, И.Старов, В.Баженов – это А.русские историки Б.архитекторы В.композиторы Г.скульпторы.

Культурная жизнь края

В XVIII в. российская культура развивалась под воздействием петровских преобразований и их последствий. Главное состояло в том, что произошел переход к культуре светской и европейской, который совпал с эпохой Просвещения. Качественный скачок сделало образование, была создана отечественная наука, начался расцвет литературы, искусства и архитектуры, зарождаются публичный театр, периодическая печать и журналистика.

Изменения в культуре края не были столь значительны. Вместе с тем в ней произошли определœенные сдвиги. Культурная жизнь края была отмечена рядом новых явлений. Усилилось культурное общение между татарами и русскими.

С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Не стало собственного государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во многом определяло развитие культуры. Резко сократились мощь, влияние и численность феодального класса у татар.
Размещено на реф.рф
Он вынужденно оторвался от развития культуры, перестал быть главным социальным заказчиком и основным потребителœем культурных ценностей. Выселœение татар из городов привело к тому, что они лишились своей городской прослойки и городской культуры. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала политика христианизации.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, татарская культура находилась в исключительно сложных условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения им своей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ислам подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа.

По причине того, что развитие татарской культуры в ХУП-ХУШ вв. в основном находилось в руках мусульманского духовенства, культурной жизни были присущи черты односторонности. Татарская культура того времени шла только в одном направлении, развивая лишь религиозные мотивы, оставляя в стороне светские. Исключительно религиозными были сюжеты художественной литературы, историческая мысль в основном рассматривала историю религии, общественная мысль сводилась, в конце концов, к теологическим спорам.

Вот почему в это время почти не было ярких личностей, оставивших глубокий след в культурном прогрессе народа. Самым известным поэтом конца XVII – начала XVIII вв. являлся Мавля Колый. Он родился, предположительно, в деревне Чита Казанского уезда, там же получил богословское образование, в 1760-е гᴦ. жил в окрестностях бывшего города Булгар, позднее – в деревне Иштиряк (ныне Лениногорского района). Все стихотворения М. Колыя, сохранившиеся в рукописном сборнике ʼʼМудрые изреченияʼʼ (ʼʼХикмэтлэрʼʼ), пронизаны религиозно-философскими размышлениями о жизни и смерти, призывами к нравственной чистоте и религиозному совершенству.

Петровские реформы привнесли новые черты в татарскую культуру и общественную мысль во второй половинœе XVIII в. Среди мусульмански образованной части татарского общества усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению. Получают хождение идеи просвещенного абсолютизма. Так, надежды на законность, олицетворяемую разумным, справедливым, милосœердным царем, возлагал предводитель татаро-башкирского восстания 1775 ᴦ. Батырша.

Толчком к переменам в татарской культуре стало появление у татар новых социальных групп – купечества, владельцев мануфактур.
Размещено на реф.рф
Прежнее состояние этой культуры, ее исключительно религиозное содержание уже не устраивали новые сословия. Культура должна была теперь отражать общественные изменения. Новые культурные потребности выразили в своем творчестве и деятельности Г. Утыз Имяни (1756-1834), Т. Ялчыгул (1768-1838), А Курсави (1776-1812). Οʜᴎ призывали соотечественников к овладению светскими знаниями, практическими науками, русским языком как их инструментом, к здравому взгляду на каноны ислама. Примечательно, что опору преобразований в татарском обществе эти деятели видели в прослойке торговцев, предпринимателœей.

Вариант №1

    Учреждение Академии наук относиться: А) к 1700 г.; Б) к 1709 г.; В) к 1721 г.; Г) к 1725 г.

2 . Расположите в хронологической последовательности: А) Открытие Московского университета;

Б) открытие Российской Академии; В) открытие Академии наук; Г) экспедиция Беринга

3. Стиль, в котором архитектор В. Растрелли построил Зимний дворец, отличающийся декоративной пышностью, парадностью, назывался: А) модерн; Б) классицизм; В) барокко; Г) ампир

4. Кого называют «отцом русского театра»: А) А.П. Сумарокова; Б) Г. Грегори; В) Ф.Г. Волкова; Г) А.П. Чехова

6. Писатель, журналист, издавал журналы «Трутень», «Кошелёк», «Живописец», был заключён в Шлиссельбургскую крепость: А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.И. Новиков

7. Первый президент Российской академии: А) И.И. Шувалов; Б) М.В. Ломоносов; В) Екатерина II ; Г) Е.Р. Дашкова

Б) И.П. Кулибин; В) А. Чохов; Г) отец и сын Черепановы

9. Русский изобретатель токарных и винторезных станков: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов

10 . Изобретатель, механик XVIII века, автор модели одноарочного моста через Неву, лифта, первых судов, которые по рекам против течения: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов

11 Год открытия Смольного института благородных девиц – первого высшего учебного заведения для девушек-дворянок:

А) 1725 г.; Б) 1755 г.; В) 1757 г.; Г) 1764 г.

12 . Стиль и направление в литературе и искусстве, с итальянского переводится «причудливый, старинный»: А) барокко;

Б) классицизм; В) готика; Г) романский стиль.

13 . Известными художниками-портретистами XVIII века были: А) А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов;

Б) Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский; В) Ф.И. Шубин, И.Е. Репин; Г) Г.И. Угрюмов; А.П. Лосенко

14. Среди крепостных театров XVIII века выделялся театр: А) в имении А.В. Суворова; Б) графов Шереметевых;

В) купцов Строгоновых; Г) заводовладельцев Демидовых

15. Скульптор, самая известная его работа «Медный всадник», установленный в центре Петербурга в честь Петра I :

А) Ф.И. Шубин; Б) К. Растрелли; В) Э. Фальконе; Г) И.П. Мартос

17. Основоположник русского классицизма в архитектуре, автор Дома Пашкова в Москве, создал Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой, Михайловский замок в Петербурге: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков;

Г) В.И. Баженов

Контрольный срез по теме: «Культура России в XVIII веке»

Вариант №2

1. С культурой XVIII века связано имя:

А) Симона Ушакова; Б) Симеона Полоцкого; В) Василия Баженова; Г) Ивана Красного

2. Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков были современниками:

А) Екатерины II ; Б) Петра I ; В) царевны Софьи; Г) Екатерины I

3. О ком сказал А.С. Пушкин: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник»: А) о И.И. Ползунове; Б) о М.В. Ломоносове; В) о И.П. Кулибине; Г) о Н.М. Карамзине

4. Основоположник сентиментализма в русской литературе:

А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.М. Карамзин

А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.И. Новиков

А) Н.М. Карамзин; Б) М.В. Ломоносов; В) В.Н. Татищев; Г) В.О. Ключевский

7. Известный мореплаватель, возглавил Первую Камчатскую экспедицию, доказал существование пролива между Азией и Америкой: А) В. Беринг; Б) С. Дежнёв; В) В. Поярков; Г) Е. Хабаров

8. Изобретатель первой паровой машины: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов

9. Кого Г.Р. Державин называл «Архимедом наших дней»: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов

10. Год открытия при МГУ Академии художеств: А) 1725 г.; Б) 1755 г.; В) 1757 г.; Г) 1764 г.

11 . Стиль и направление в литературе и искусстве, в России господствовал в середине – второй половине XVIII века, признаками которого являются симметрия, строгие формы, жёлтый и белый цвет, благородство, величественная простота:

А) барокко; Б) классицизм; В) готика; Г) романский стиль.

12 . Из крепостных крестьян графов Шереметевых вышла целая семья живописцев и архитекторов:

А) Ковалёвы; Б) Жемчуговы; В) Аргуновы; Г) Рокотовы

13. Среди выдающихся творений скульптора Ф.И. Шубина есть скульптурный бюст: А) М.В. Ломоносова; Б) императора Павла I ; В) императрицы Екатерины I ; Г) императрицы Екатерины II

14 . Итальянский скульптор, работавший в Риме и Париже, в 1716 г. вместе с сыном переехал в Россию; наиболее известные скульптуры « Анны Иоанновны с арапчонком»; конный монумент Петра I : А) Ф.И. Шубин; Б) К. Растрелли; В) Э. Фальконе; Г) И.П. Мартос

15 . Первый архитектор Санкт-Петербурга: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) И.Е. Старов

17 . Архитектор, руководил составлением генерального плана Москвы, по его проектам возведены здания Сената в Московском Кремле, МГУ, Голицынская больница: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) В.И. Баженов

Культура России XVIII века. 1 вариант.
1. Московский университет был основан в:
1) 1755г. 2) 1687г. 3) 1725г 4) 1762 г.
2. Имя архитектора автора проектов Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Большого Екатерининского дворца в Царском Селе:

3. Кто из перечисленных ниже лиц были выдающимися художниками-портретистами XVIII в.?
1) Ф. Рокотов, Р. Левицкий
2) В. Баженов, М. Казаков
3) В. Растрелли, И. Старов
4) В. Тредиаковский, А. Сумароков
4. Камчатские экспедиции в первый половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял:
1) В. Беринг: 2) С. Хабаров; 3) С. Дежнев; 4) В. Атласов.

5. Создателем первого русского профессионального театра был
1) Д.И. Фонвизин 2) Ф.П. Шубин 3) Ф.Г. Волков 4) В.И Баженов
6. Издателем сатирических журналов «Трутень», «Живописец» был(а):
Екатерина II
Е. Р. Дашкова
А.Н. Радищев
Н.И. Новиков
7. Установите соответствие:
Ломоносов А) театр
Кулибин Б) наука
Боровиковский В) архитектура
Растрелли Г) техника
Д) живопись
8. Какое здание не относится к классицизму:
здание Московского университета
дом Пашкова
Таврический дворец
Смольный монастырь
9. Инициатором создания Московского университет выступил (а)...
1) императрица Екатерина II
2) Е.Р. Воронцова-Дашкова
3) М.В. Ломоносов
4) Г.А. Потемкин
10. Укажите правильное соответствие
памятник архитектуры архитектор
1)Зимний дворец а) В. Баженов
2) Таврический дворец б) В. Растрелли
3) Дам Благородного собрания в Москве в) Д. Ухтомский
4) Дом Пашкова г) М. Казаков
11. О ком идет речь?
Механик-самоучка, которого Г. Р. Державин назвал «Архимедом наших» дней». Екатерина П назначила его механиком при Академии наук. Под его руководством в механической мастерской изготавливались различные станки, приборы, инструменты. Особенно много сделал он для царского двора. Так, поразительное зрелище представляют его часы «яичной фигуры», которые хранятся в петербургском Эрмитаже. Механизм часов до сих пор исправлен

Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин
13. Что является лишним в ряду?
Здания, возведенные по проектам М. В. Казакова: Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Голицынская и Павловская больницы, Таврический дворец, дом князей Долгоруких

Культура России XVIII века. 2 вариант.
1. Академия наук в России была основана в:
1755 2)1725 3) 1757 4) 1762
2. Имя архитектора – автора проектов Сената в Кремле, Московского университета:
1) В. И. Баженов; 2) В. В. Растрелли; 3)М. Ф. Казаков; 4) И Е. Старов.
3. Русские архитекторы XVIII века:
Татищев, Щербатов
Казаков, Баженов
Шубин, Аргунов
Кулибин, Ползунов
4. Автор «Описания земли Камчатской»:
Беринг
Чириков
Крашенинников
Атласов
5. У кого из представителей русской знати был знаменитый крепостной театр:
Меншиковы
Шереметьевы
Долгорукие
Остерман
6. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала
Бирона 2)Радищева 3) Новикова 4)Баженова
7. Установите соответствие:
Державин А) театр
Рокотов Б) живопись
Баженов В) техника
Ползунов Г) литература
Д) архитектура
8. Чье литературное творчество относится к направлению сентиментализма:
Тредиаковского
Державина
Карамзина
Фонвизина
9. Создание Московского университета связано с деятельностью:
Н.И. Новикова и Екатерины II
Ф. Прокоповича ПетраI
М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова
А. Т. Болотова и Е.Р. Дашковой
10. Установите соответствие:
Татищев А) «Путешествие из Петербурга в Москву»
Радищев Б) «История Российская»
Левицкий В) Картина «Екатерина-законодательница»
Баженов Г) комедия «Недоросль»
Д) дом Пашкова
11. О ком идет речь?
Кому А. С. Пушкин посвятил эти строчки: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятий обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...»
12. По какому принципу образован ряд?
Школы грамоты, гимназии, закрытые учебные заведения, профессиональные училища.
13. Что (кто) является лишним в ряду?
Художники-портретистьк А. П. Антропов, Н. И. Аргунов, Ф. И. Шубин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский

В русской культуре XVIII в. происходят значительные изменения, которые определяются коренными преобразованиями в социально-экономической сфере, в жизни и быте народа. Главное влияние оказывает тот факт, что в экономике страны формируется капиталистический уклад.

XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется «золотым веком» культуры России.

Во второй половине XVIII в. в области образования в России продолжали развиваться две тенденции, сложившиеся еще при Петре I: расширение сети учебных заведений, увеличение числа народных школ и закрепление принципа сословности образования, расширение сети учебных заведений для дворян.

Центром российского просвещения стал Московский университет , созданный по инициативе М. В. Ломоносова. Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (дворянской и разночинской) был подписан в 1755 г . Елизаветой Петровной . Фактически это означало создание первого русского университета. Все документы были подготовлены Ломоносовым, который добился, чтобы преподавание велось на русском языке. В университете было 3 факультета: философский, юридический, медицинский. Крепостные в число студентов не допускались. В 1757 г . в Петербурге была открыта Академия художеств - высшее учебное заведение в области пластических искусств, которое много сделало для развития русской живописи и скульптуры. В 1783 г . открыта Академия Российская - научный центр по изучению русского языка и словесности.

В середине XVIII в. в стране стала формироваться система общеобразовательной школы. Предполагалось ввести три типа учебных заведений - малые, средние и главные народные училища. В губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах - малые двухклассные. Здесь обучали детей крестьян, мастеровых, солдат, матросов. Основными учебниками были «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первому учению строки» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого, Азбука, Часослов, Псалтырь. В 66 духовных семинариях обучались дети православного духовенства. Дворянские дети получали образование в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах - или обучались на дому. Более 20 школ - горные, медицинские, штурманские, коммерческие - давали специальное образование.

В 1764 г . создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. В течение 12 лет девочек из дворянских семей обучали иностранным языкам, арифметике, истории, музыке, танцам, домоводству и пр. Для мещанок в Москве был открыт Екатерининский институт.

Все мероприятия в области образования были связаны с именем И. И. Бецкого , который возглавлял Академию художеств, Кадетский корпус, Смольный институт. Он считал, что путем воспитания можно создать новую породу людей. Чтобы дать детям хорошее образование, надо изолировать их от родителей, домашней среды (во избежание дурного влияния) и поместить в закрытые школы (интернаты).

Центром научной мысли России с 1725 г . становится Академия наук . Ее первыми членами были иностранные ученые: великие математики Л. Эйлер, И. Бернулли. Но было среди иностранцев и немало проходимцев: библиотекарь Шумахер или историк Байер - творец норманнской теории о происхождении Русского государства. С середины 60-х годов широкий размах получает экспедиционная деятельность Академии наук. Географы, этнографы, натуралисты объездили огромные пространства Европейской России и Сибири. Этнограф С. П. Крашенинников в 1757 г . составил «Описание земли Камчатки» , где собрал сведения о природе, населении, его быте и обрядах.

В XVIII в. создаются первые труды по истории Российского государства. «Отцом русской истории» называют В. Н. Татищева . Он собрал огромное количество документов, сличил многие летописные материалы, снабдил их географическими, этнографическими, хронологическими примечаниями. Полностью «История Российская...» была напечатана во второй половине 1760-х годов, когда ее автора уже не было в живых. Большую лепту в развитие общественных наук и разработку истории России, историографии и т. п. внесли историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин .

Выдающимся ученым-энциклопедистом, просветителем был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов проявил универсальность научных интересов. Ученый занимался изысканиями в математике, физике, химии, астрономии, геологии, биологии, языкознании. Его стараниями была создана первая в России химическая лаборатория, где разрабатывалась технология получения цветных стекол, смаль для мозаики, велись исследования по физической химии. Ломоносов первый в нашей стране создал атомное учение, на основе которого сумел разработать так называемую физическую картину мира. Своими трудами он положил начало естественным наукам в России. В «Древней Российской истории» Ломоносов изложил идеи о происхождении имени и народа российского. Величайшая заслуга Ломоносова заключается в том, что он был, есть и останется первым русским поэтом.

Во второй половине XVIII в. в русской литературе, как и в культуре в целом, утверждается классицизм , идейной основой которого была борьба за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление абсолютизма. Для русского классицизма были характерны сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров- «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня и т. д.). В стиле классицизма в литературе творили М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир, Я. Б. Княжнин, В. К. Тредиаковский, М.М. Херасков.

Одним из наиболее крупных и ярких представителей русского классицизма был поэт Г. Р. Державин . Его оды «Фемида», «Вельможа» и др. проникнуты идеей сильной государственности и в то же время включают сатиру на вельмож, гражданскую лирику, философские размышления, бытовые зарисовки, пейзажи. Державин сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

Огромной популярностью пользовались комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль». В комедии «Бригадир» писатель сатирически изображает нравы русского дворянства, его пристрастие ко всему французскому. В «Недоросле» автор прямо называет причину всех зол российской жизни - крепостное право, обличает систему дворянского воспитания и образования, создает типические образы помещиков-крепостников Простаковых, Скотининых и невежественного недоросля Митрофанушки, ставшие впоследствии нарицательными.

В середине XVIII в. в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль барокко . Петербург становится городом дворцов. В стиле барокко возводит свои шедевры В. Растрелли:

Большой дворец в Царском селе, Зимний дворец, Смольный монастырь, дворец Строганова. Монументальность, пышность, причудливые линии фасадов, лепные украшения стен, обилие колонн, круглые, овальные окна - характерные черты русского барокко.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм , для которого образцом художественного совершенства было античное искусство. Архитектурным творениям классицизма присущи простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова в Москве, проект Большого Кремлевского дворца, дворцовый ансамбль в Царицыне), М. Ф. Казаков (Московский университет, здание Сената в Московском Кремле, Колонный зал Благородного собрания, 1-я Градская больница), И. Е. Старов (Таврический дворец. Троицкий собор Александре-Невской лавры).

Новое явление в русском изобразительном искусстве этого периода- скульптурный портрет . Ярким представителем в этой области был талантливый русский скульптор Ф. И. Шубин , который создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов А. М. Голицына, М. Р. Паниной, И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова. Представителями классицизма были скульпторы - Ф. Ф. Щедрин, М.И. Козловский . В 1782 г. в Петербурге торжественно был открыт памятник Петру I - знаменитый «Медный всадник» скульптора Э. Фальконе.

Вторая половина XVIII в. - время расцвета русского портрета, которое выдвинуло целый ряд выдающихся художников-портретистов - А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского . Развитию русской живописи и скульптуры во многом способствовала Академия художеств, открытая в 1757 г.

В 1756 г . в Петербурге был учрежден первый в России профессиональный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым . Много сделал для развития русского театра преемник Волкова и его друг И. А. Дмитриевский.

Таким образом, культура и общественная жизнь России второй половины XVIII в. отражают коренные преобразования, происходящие в социально-экономической сфере. Заметное воздействие на общественную жизнь в целом оказывали идеи просветительства. Это период, когда в России начинают развиваться естественные науки, идет формирование русского литературного языка. Богатство и разнообразие культурного процесса во второй половине XVIII в. подготовили почву для «золотого века» русской культуры в XIX в.

XVIII век называют эпохой европейского Просвещения. Великие философы Вольтер, Монтескье, Кант считали, что общественная жизнь подчиняется не Богу, а естественным законам. Исторический прогресс - главная идея Просвещения.

В России идеи просветителей получили широкое распространение, ими увлекалась сама Екатерина II (примерно до 70-х годов, до восстания Пугачева). Просветительство - это антифеодальная идеология эпохи перехода от феодализма к капитализму, возникшая в России в 60-е годы XVIII в., когда социальные противоречия в стране достигли определенной остроты, а вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян выдвинулись на передний план. На первом этапе российские просветители, резко критикуя крепостнические порядки, выступали лишь за смягчение, ограничение наиболее вопиющих проявлений крепостничества. При этом все надежды они возлагали на всесилие просвещения и просвещенного монарха. На втором этапе, в 80-90-е годы, просветители выступают за уничтожение крепостничества как государственной системы. Правда, в конце XVIII в., напуганные восстанием Е. И. Пугачева и революцией во Франции, просветители отказались от революционной борьбы с абсолютизмом.

Крупным просветителем второй половины XVIII в. был Н.И. Новиков, выходец из богатой помещичьей семьи. В 1767 г. он стал «письмоводителем» в одном из отделений созванной Екатериной II Комиссии депутатов по составлению нового Уложения. Ведя протоколы Комиссии, он получил богатый материал о состоянии дел в помещичьей России и использовал его позднее в своей издательской деятельности. В 70-х годах Новиков печатает в Петербурге сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Кошелек», «Живописец». Он высмеивал человеческие слабости и пороки, не случайно у помещиков в его произведениях такие выразительные фамилии - Недоумов, Змеянов, Злорадов; обличал их невежество, алчность, ханжество. Но до идеи отмены крепостного права, осознанной наиболее светлыми умами своего времени, Новиков не поднялся. После переезда в Москву Новиков организует Типографическую компанию, выпускает газету «Московские ведомости», журнал «Московское ежемесячное издание» и сотни книг по всем отраслям знаний. Одно время из его типографий выходило до трети всех печатавшихся в России книг. Они расходились по всей стране, формируя новые для русского общества вкусы, взгляды, идеи.

Но в 1792 г. Новиков был арестован, судим и приговорен сначала к смертной казни, а потом к 15 годам заключения. Причиной послужила принадлежность Новикова к масонскому движению в России. Следствие пыталось выявить у русских масонов вообще, у Новикова особенно, вредные политические намерения. Им вменялись в вину и связи с заграницей, и попытки вовлечь в масоны наследника престола. Но фактически Новиков был осужден за отличные от общепринятых религиозные убеждения. Взошедший на престол Павел I освободил его, и еще более 20 лет Новиков прожил в своем родовом имении, где и скончался.

Второй этап в развитии просветительства в России тесно связан с именем русского революционного мыслителя, писателя А. Н. Радищева. Радищев был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительной философии. На его мировоззрение сильное влияние оказала крестьянская война под предводительством Пугачева. В 1781-1783 гг. он создает оду «Вольность», где в полной мере проявляются его революционные убеждения, направленные против правительства и царизма. Радищев прославляет народную революцию, верит, что придет «вожделенная пора», когда прозревший народ, восстав, «задавит» хищного волка - российского самодержца. В 1780-е годы Радищев работает над главным своим произведением «Путешествием из Петербурга в Москву», которое печатает в домашней типографии тиражом в 650 экземпляров, без указания имени автора; только 25 экземпляров из этого числа были отданы в продажу. Но книга Радищева сразу же привлекла к себе внимание, вызвала, по свидетельству осведомленных современников, «великое любопытство».

В «Путешествии...» нашел отражение широкий круг идей русского Просвещения. Радищев не только наглядно показал все зло самодержавия и крепостничества, но и впервые в литературе открыто призвал к беспощадной борьбе с этим злом, считая наиболее верным путем к вольности революционное восстание народа против угнетателей. На полях книги Екатерина II написала, что автор - «бунтовщик хуже Пугачева». Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на 10 лет в Сибирь. После смерти Екатерины II ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию, но жить в деревне без права выезда под надзором полиции. В 1801 году, когда заговорщиками был убит Павел I и на престол взошел его сын Александр I, Радищев был окончательно амнистирован. Он вошел в Комиссию по составлению законов, но скоро почувствовал, что все его проекты и предложения, даже самые умеренные, встречают непонимание и неприятие. Создалась угроза новой ссылки. Глубокое разочарование в возможности осуществления хотя бы минимальной программы преобразований, неверие в просветительство в России вызвали роковой исход. 11 сентября 1802 г. А. Н. Радищев покончил с собой. Сохранились его слова: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?