Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характеристика дома кабановых. Характеристика и образ кабановой кабанихи в пьесе островского гроза сочинение

Перечитала все посты, каменты, пересморела видеоролики, касающиеся трагедии семьи Кабановых и сделала неутешительные выводы. Несмотря на то, что о них пишут многочисленные друзья, приятели и просто знакомые, (в записях этих в основном предположения и беспочвенные догадки: возможно, она пила, возможно, он ее бил, не хотел работать),- очевидно и непререкаемо одно: многодетная, молодая семья стремилась к благополучию и стабильности и хваталась за все возможности, вплоть до игры в рулетку, занятия собственным ресторанным бизнесом, открытием заема денежных сумм под проценты. Имея квартиру, они не стали ее сдавать, но чтоб иметь достойный доход и приличный жизненный уровень, - продали и вложили всю сумму в дело, пользуясь правильным принципом: деньги должны работать. В ресторане, для поднятия популярности заведения - устраивались флешмобы с дорогой закуской, но халявным вином. Все это говорит о том, что пара имела хорошую перспективу благодяря смекалке и неуемной деятельности.. Пара не оставалась равнодушной к тому, что творится в стране, принимала участие в митингах и протестах.. при этом, имея троих детей, умудрялась содержать их и свой дом в порядке, изо всех сил стараясь создавать видимость благополучия.
Почему их жизнь пошла под откос и привела к полному краху? Почему развалился один бизнес, другой..
Сделаю небольшое отступление с яркой зарисовкой. Недавно мне пришлось разговаривать с одной дамой, в советское время - директором ресторана. Она поведала, что выйдя на пенсию, отыскала бывших сотрудниц, чтоб организовать свое дело и на паях открыть собственный ресторан. Коренная петербурженка, она была вынуждена брать помещение в СУБАРЕНДУ у кавказцев, т к никаких других помещений просто не было! Однако все организовали, пошла раскрутка, ресторан начал приносить прибыль. И тут началась свистопляска с арендой. Цена повышалась с каждым месяцем, пока заведение не пришлось закрыть..
Что произошло с бизнесом Кабановых? Об этом никто не пишет. Почему им, с их желанием, молодостью и энергией не удалось раскрутиться и выйти на стабильный уровень? Об этом остается лишь догадываться..
Не хочется верить в бессмысленную жестокость мужа Ирины, не укаладываются в голове многие факты:
1. Они прожили вместе не один год, однако не развелись..
2. Перенесли вдвоем много трудностей.
3. Судя по всему, у них были общие интересы, вкусы, взгляды, в т ч политические.
4. Они воспитывали двух общих детей и одного ребенка от первого брака Ирины.
5. В конце концов, изощренное убийство, тщательно продуманные шаги по заметанию следов.... и части трупа, оставленные в машине.. и безропотно предоставленные полиции улики - все это как-то не вяжется в единую картину.
И в заключение:
В сми, по ТВ, в инете нам бесконечно твердят: Хотите быть богатым? - ведите себя как богатые и обеспеченные, уверенные в себе люди. Именно так вели себя супруги Кабановы. Многочисленным друзьям и приятелям они казались вполне благополучными.. Занимают деньги и не отдают? Натура такая, подлая! И никому не пришло в голову, что семья по-настоящему бедствует и находится на грани катастрофы!

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

А.Н. Островский

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицетворением этих нравов является дом Кабановых.

Познакомимся с его представителями.

Марфа Игнатьевна Кабанова - поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное - деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека - вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя.

Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.

Образ «темного царства» в произведении «Гроза» воплощает провинциальный город Калинов. Бедняки в нем вынуждены круглосуточно работать, богатые люди предпочитают проводить время за высокими заборами и «поедом есть» всех, кто находится в состоянии зависимости от них. Нравы патриархального купечества олицетворяет семья Кабановых.

Марфу Игнатьевну, зажиточную купчиху, называют не иначе как «Кабаниха». Это прозвище создает впечатление чего-то неприятного. У героини нелегкий характер. Она деспотична, властолюбива. Кабаниха

Не признает ничего нового и верит в силу обрядов. Она по-своему любит детей, но считает их неспособными самостоятельно сделать выбор. Марфа Игнатьевна не терпит возражений. Сын Тихон пытается как можно чаще бывать вне дома, чтобы не испытывать на себе ее влияния, а дочь Варвара учится обманывать. Только Катерина, невестка Кабанихи, не может ни притворяться, ни куда-то уходить. Она верит в лучшее и не выносит жестоких нравов, царящих в семье.

Тихона читатели могут запомнить только как сына Кабанихи — именно такое описание дает ему автор в начале произведения. Герой обладает слабым характером. Его стремление уйти

Из-под контроля выражается в загулах вдали от дома. Тихон любит жену и не хочет причинять ей боль. Он находится не в ладах с собой и не может сделать выбор между властной матерью и Катериной. Кабанов выступает против Марфы Игнатьевны, когда становится уже поздно: его жена уходит из жизни.

Характер Варвары Кабановой можно описать ее именем: «варвар, чужеземец». Пока героине удается обманывать мать, она не вступает в открытый конфликт. «Лишь бы все шито да крыто было» — такое правило справедливо для дома Кабановых. Как только тайное становится явным, и Кабаниха пытается ограничить свободу дочери, Варвара сбегает. Можно не сомневаться, что ее умение приспосабливаться к обстоятельствам окажется полезным.

Катерина так и не смогла стать частью семьи Кабановых. Большую часть времени она проводит в воспоминаниях о прошлом. Молодая женщина мечтает летать, как птица, быть свободной. Ничто не в силах удержать ее в «темном царстве»: Борис не проходит испытание любовью, Тихон не смеет возразить матери… В жизни Катерины начинается гроза. Она умирает, оставшись гордой и независимой.

Таким образом, семья Кабановых в пьесе представлена несколькими характерными образами. Похожих людей можно найти в разных городах. Островский дает исчерпывающую характеристику патриархального мира и людей, которые в нем живут.

Сочинения по темам:

  1. Начало XIX века. Город Калинов, стоящий на крутом берегу Волги. В первом действии пьесы читатель видит общественный городской сад. Здесь...
  2. В драме «Гроза» молодое поколение представлено очень широко: это Катерина, ее муж Тихон, возлюбленный Борис, Варвара, Кудряш. Учитывая тему сочинения,...
  3. А. Н. Островский — великий русский драматург. Он первый в Русской литературе приоткрыл завесу над бытом купечества, показал бесправие женщины...
  4. Тихон и Борис стали теми мужчинами, которые предопределили судьбу главной героини пьесы Островского «Гроза » Катерины. Впервые Тихона Кабанова мы...

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы - конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности - вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

Образ птицы - точное отображение душевного состояния героини

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она - «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью - всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным - она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.


Пьеса «Гроза», написанная А.Н. Островским, повествует о людях XIX века и рассказывает о жизни провинциальной России того времени. Основные действия в произведении происходят в городке Калинов, который расположился на высоком берегу Волги. На фоне ослепительной привлекательности окружающей природы и спокойствия произошла трагедия, которая нарушила тихую жизнь этого городка.

Не все так замечательно в Калинове. Тут, в домах людей происходят частые рукоприкладства и крики и льются тяжело скрываемые слезы. Примерно в середине произведения рассказывается о жизни одной из купеческих семей. Конечно, таких семей в городе очень много, а в целой России и того больше. Но наша жизнь устроена так, что все люди соблюдают определенные правила и законы, а любое непослушание их считается или позором, или грехом.

Самый авторитетный человек из семьи Кабановых - это Марфа Игнатьевна, мать и богатая вдова. Это она командует родственниками и вводит в семье свои правила и порядки. Так что и фамилия ей подходит – Кабанова. Эта женщина глупа и необразованна, но очень властна. Марфа очень жестока и упряма, требует, чтобы все выполняли ее правила. Марфа Игнатьевна очень сильная женщина. Она считает, что семья - это самое главное и требует подчинения всех домочадцев. Но женщина очень любит своих детей – сына и дочь. Кабаниха снисходительна к своей дочери Варваре, часто отпускает девушку пообщаться с молодежью, зная, как тяжело дочке будет замужем. Но вот свою сноху Катерину она очень часто упрекает, заставляет девушку жить так, как хочет она, и контролирует каждый ее вздох. Быть может, женщина просто ревнует невестку к своему сыну! Сына ее зовут Тихоном. Человек он слабохарактерный, послушный и очень уважает мнение своей матери. В силу своей слабохарактерности он не может возразить матери, он воспитан в послушании, мнение его матери для него очень важно. По мнению Тихона, каждая семья должна строиться на любви и взаимопонимании, однако ослушаться своей властной матери он не может, как и постоять за себя и свою жену, поэтому ему остается лишь искать утешение в алкоголе. Своим властным характером мать убивает в нем мужчину, делая беззащитным слабаком. Тихон не может исполнять роль мужа и защитника своей семьи, не умеет заботиться о семейном благополучии. В глазах Катерины он выглядит полным ничтожеством, а не мужем. У нее нет любви к нему, она его жалеет лишь и терпит.

Варвара, сестра Тихона, гораздо смелее и сильнее брата. Девушка тайно от матери гуляет со своим любимым Кудряшом и не отчитывается перед Марфой за каждый свой шаг. Несомненно, ей проще жить, чем Катерине. Варвара вечно пытается достучаться до Катерины и объяснить ей, что в их доме невозможно выживать без обмана. Но Катерина не умеет лгать.

Катерина всегда была чужой в этом доме, она здесь словно как в тюрьме, и все происходит против ее воли. В родном доме ее окружала ласка и любовь, которую она заслуживала. А в доме Кабанихи Катерина живет, словно птица в клетке: в неволе ей тоскливо, она терпеливо сносит пьянство нелюбимого мужа и незаслуженные упреки свекрови. И детей у нее нет, ей некому подарить любовь и ласку.

Спасаясь от этого ужаса, Катерина ищет такого человека, который мог бы стать ей опорой, ее защитником, она ищет настоящую любовь. И из-за этого безвольный и слабый Борис, племянник Дикого, стал в ее глазах наилучшим мужчиной, идеалом, непохожим на ее мужа. Она словно не видит его недостатков. Но Борис не сумел полюбить Катерину. И Тихон нам видится намного лучше и благороднее его. Тихон все позволяет Катерине, так как любит ее.

Из-за этого самоубийства Катерины и следовало ожидать. Она больше не может выживать под властью Кабанихи. Эта трагедия растормошила спокойную жизнь этого города, и даже трусливый Тихон начал идти против воли матери.

Пример семьи Кабановых показывает нам, что нельзя строить отношения в семье по принципу подчинения слабого человека сильному. Рушатся домостроевские устои, проходит власть самодержцев. Слабая женщина бросает своей смертью вызов дикому миру. Однако самоубийство является не лучшим выходом из сложившейся ситуации. Катерина могла сделать другой выбор. Например, она могла уйти в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Богу, она ведь была очень набожной. Однако героиня избирает смерть, что становится ее силой и одновременно ее слабостью.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?