Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Процесс выбора, поиска, сбора и анализа необходимой маркетинговой информации. Методы сбора информации и инструменты анализа

Цель, этапы и методологические подходы к разработке консультационных рекомендаций. Классификация методов решения управленческих проблем.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. Цель, этапы и методологические подходы к разработке консультационных рекомендаций. Классификация методов решения управленческих проблем.

2. Методы сбора информации.

3. Методы обработки и анализа информации.

4. Методы определения приоритетов проблем.

5. Новые методы решения проблем: бенчмаркинг, аутсорсинг, коучинг.

Одной из особенностей управленческого консультирования, с одной стороны, является разнообразие подходов, методик, приемов и стилей. С другой стороны, консультированию свойственно и определенное единство принципов и методов. Некоторые из них являются фундаментальными. Это те методы, которые разработан в социологии, экономике, психологи, статистике, математике и др. науках.

К этим методам относятся интервью, опросы, наблюдление, групповая работа, экспертные оценки, мозговая атака, дерево целей и прочие.

При анализе различного рода проблем, с которыми сталкивается консультант, его сила и эффективность проявляются, кроме всего прочего, в знаниях и опыте решения аналогичных проблем в различных клиентских организациях.

Основой конкурентного преимущества консультантов является разнообразие методического инструментария, обогащающегося от проблемы к проблеме, от проекта к проекту.

Динамическое изменение среды и условий функционирования организаций вызывает появление качественно новых проблем, что, в свою очередь, стимулирует разработку все новых методов, методик, подходов, которые являются специальными.Весь этот инструментарий создается целенаправленно для решения конкретных задач.

Выступая основой конкурентного преимущества консультанта, методы держатся в секрете. Они становятся доступными лишь по мере их использования и передачи клиенту в процессе обучения и совместной работы при решении проблемы.

Специфика применения и классификация методов консультирования в значительной степени в настоящее время определяется переходом консультационной деятельности на новый этап, получивший название «интегративный консалтинг».

Характерной особенностью решения клиентских проблем становится их комплексный характер, требующий адекватних методов решения.

Использование методов диагностики в ходе обследование системы управления позволяет консультантам собрать важную для руководства информацию, обработать уже имеющуюся и придать ей нужную для руководителя форму. Следует отметить, что многие методы диагностики универсальны, то есть могут быть использованы на нескольких или даже на всех этапах консультирования поэтому их распределение между этапами процесса управленческого консультирования условно. Для того, чтобы выделить области наиболее частного применения каждого метода диагностики, необходимо разделить их на три группы:



1. методы сбора информации;

2. методы обработки и анализа информации;

3. методы определения приоритетов проблем.

Интервью является самым универсальным методом для поиска и сбора информации. Существует интервью свободного и формализованного типа. Свободное интервью характеризуется набольшим влиянием консультанта, задающего вопросы, тогда как формализованное интервью предполагает активность консультанта. Достоинством свободного интервью предполагает активность получения достоверной информации о самом интервьюируемом. К недостаткам этого типа интервью можно отнести большие затраты времени и напряженную умственную работу консультанта. Перед проведением свободного интервью консультант составляет план, в котором путем деления изучаемого объекта на системы и подсистемы определяет, какие факты ему необходимы, у кого их можно получить, где и как провести интервью. Разделение объекта отражается в комплексной схеме, позволяющей консультанту лучше запомнить полученную информацию. Чтобы достичь хороших результатов интервью, целесообразно придерживаться следующих правил:

1. ознакомление интервьюируемого с комплексной схемой деления объекта за два-три дня до интервью, чтобы руководитель смог подготовить информацию по всем аспектам на только на настоящее время, но и на будущее, а также охарактеризовать деятельность объекта в прошлом;

2. выделение двух-трех часов для проведения интервью и максимально возможное устранение всех возможных помех извне;

3. создание располагающей к доверию атмосферы, соблюдение интересов клиента, конфиденциальность;

4. поэтапное проведение интервью в соответствии с иерархией объекта;

5. непроявление излишней активности.

Анализ документации включает в себя анализ нормативных материалов по совершенствованию управления, а также различной справочной и отчетной документации. Анализ документов рекомендуется проводить до интервью с целью сокращения числа вопросов и более правильной оценки руководителя как личности. При этом следует учитывать, что некоторые документы могут отражать действительность в искаженном виде, поэтому их данные нужно тщательно проверять и параллельно с анализом документов использовать какой-либо другой метод анализа.

Наблюдение представляет собой метод диагностики, позволяющий получить данные, которые не фиксируются в документах. Применение этого метода заключается в присутствии консультанта на совещаниях; приеме посетителей, при выдаче распоряжений подчиненным и дp. событиях. Метод наблюдения широко используется в процессе сбора информации о материально-технической базе, о порядке выполнения процедур, о методах и условиях работы, об отношениях между руководителями и подчиненными и их поведении и т.п. Если наблюдение направлено в основном на изучение кадровых проблем, то консультант использует определенные социометрические, психометрические и другие подобные подходы. Так, результаты наблюдения за поведением работников желательно классифицировать, например, следующим, образом: опыт, уровень удовлетворенности, сильные и слабые стороны в процессе работы, особые интересы и мотивы, общительность, отношения с другими работниками, желание сотрудничать, стиль управления, степень творческого мышления, инновационный потенциал и т.д. Наличие такой информации о кадрах во многом увеличивает эффективность работы консультанта в каждой организации. При проведении наблюдения консультант должен стремиться создать атмосферу сотрудничества и сохранить естественное поведение работников на наблюдаемом объекте.

Метод анкетирования предназначен для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц, а также в случаях, когда работники организации находятся на значительном расстоянии друг от друга. Составление анкеты требует специальных знаний, поэтому обычно она составляется специалистом по изучаемой анкетой области и методистом по составлению анкет. Анкеты, которые используются в консультационной деятельности, должны отвечать следующим требованиям:

Простота (четкие, понятные, короткие вопросы, по возможности подразумевающие ответы "да" и "нет");

Логический порядок постановки вопросов;

Группировка вопросов для облегчения дальнейшей обработки информации;

Небольшой объем анкеты (1 -5 стр.);

Экспериментальная проверка анкеты;

Обязательное предоставление анкетируемым информации о целях проведения и области применения результатов анкетирования.

Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование . Обычно оно проводится после получения ответов на вопросы анкет, которые носят более общий характер.

Экспертные оценки представляют собой группу методов, при помощи которых у экспертов можно получить дополнительную информацию в тех случаях, когда других данных нет. Данный метод используется в консультировании, когда никакие другие методы не дают возможности изучил, ситуацию, исследуемая ситуация повторяется остаточно часто и хорошо знакома экспертам, а достоверность получаемых оценок из-за наличия в них определенной доли субъективности можно проверить при помощи других методов.

Абсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию - это одно, а искать её профессионально и грамотно - это другое. В этом уроке мы поговорим о том, что вообще представляет собой поиск информации, где и как следует искать информацию, как выбирать источники информации, анализировать их и проверять на достоверность, а также расскажем о правилах поиска информации в Интернете и работе с полученными данными.

Что такое информационный поиск?

Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.

Изначально автоматизированный информационный поиск (имеются в виду информационно-поисковые системы) применялся с целью поиска научных данных и соответствующей литературы, и использовался он университетами и публичными библиотеками. Однако с появлением и развитием сети Интернет информационный поиск получил широкое распространение.

По сути, поиск информации является процессом выявления в определённом массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиям, и в которых имеются необходимые сведения и факты.

Состоит процесс поиска информации из нескольких последовательных этапов, посредством которых обеспечивается сбор данных, их обработка и предоставление. Как правило, поиск осуществляется следующим образом:

  • Определяется информационная потребность и формулируется запрос
  • Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация
  • Информация извлекается из выявленных источников
  • Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска

Но, несмотря на то, что на первом этапе нужно как можно правильнее определиться с тем, какую конкретно информацию вы собираетесь искать (а это может показаться первостепенным), наибольшую важность представляет именно второй этап, ведь определиться с тем, где искать информацию, на порядок сложнее.

Где искать информацию?

Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что - это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет. Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня если и не потеряли своей актуальности, то, во всяком случае, имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов - интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.

Как выбирать достоверные источники информации?

Любые рассуждения на тему того, какие источники могут быть, и какие следует считать достоверными, так или иначе, приведут нас к стилистическому пониманию источников информации, а их существует немалое количество. Представим лишь самые распространённые:

  • Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём
  • Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области
  • Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи
  • Художественная литература, служащая, как правило, источником информации - пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных
  • Публицистические произведения - категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов
  • Средства массовой информации - комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет

Всегда следует брать в расчёт то, что практически ни один источник информационных данных не может являться на 100% достоверным. Исключение составляют лишь научные исследования и, в некоторой степени, научно-популярные размышления, т.к., как уже и было подмечено, в них содержатся преимущественно факты, подтверждённые опытом и официально признанные научной общественностью (есть, конечно, и люди, и точки зрения, идущие вразрез с общепринятыми, но в данной статье частные случаи мы рассматривать не будем).

Информацию же из любых других источников следует подвергать тщательной проверке, дабы удостовериться в её актуальности и правдивости. Но прежде чем перейти непосредственно к принципам отбора информации, не будет лишним сказать о том, что для самого процесса информационного поиска является очень удобным и эффективным использование идей особого философского направления - позитивизма, т.к. благодаря этому в ряде случаев (особенно если это касается поиска конкретно научных данных) множество вопросов отпадают сами собой.

Совсем немного о позитивизме

Позитивизм является философским направлением в учении о методах и процедурах научной деятельности, в котором считается, что единственным источником истинного и действительного знания вообще являются только эмпирические (подтверждённые опытным путём) исследования.

Также позитивизм говорит о том, что философское исследование не несёт в себе познавательной ценности. Базовой предпосылкой позитивизма является то, что любые подлинные (они же позитивные) знания - это совокупность результатов специальных наук.

Основной же целью позитивизма является получение объективного знания, что возможно только через проверку информации на деле. Руководствуясь всем этим, мы снова можем вернуться к идее о том, что наиболее достоверными источниками информации являются научные исследования и научно-популярные размышления.

Вооружившись этим принципом как основным, можно начать использовать и другие.

Принципы отбора информации

Можно выделить несколько принципов отбора информации:

Принцип наглядности

Исследуемая информация, которая соответствует этому принципу, обладает следующими признаками:

  • Информация доступна для восприятия и понимания
  • Формируемые информацией образы достоверны, т.к. их можно смоделировать и установить их источники
  • Основные понятия, объекты и явления могут быть продемонстрированы
  • Информация соответствует запрашиваемым критериям

Принцип научности

Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.

Вкратце критерии принципа научности можно выразить так:

  • Данные соответствуют научным представлениям современности
  • Если в массиве данных имеются ошибки и неточности, они не способны повлечь за собой искажения объективной картины, касающейся рассматриваемого вопроса
  • Информация может иметь вид исторического документа, который показывает путь развития конкретного научного знания

Принцип актуальности

Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени. Такая информация способна вызвать наибольший интерес, в отличие от неактуальной. Здесь нужно руководствоваться следующими соображениями:

  • Желательно, чтобы информация была близка по времени и волновала исследователя
  • Информация может представлять собой документ, который расширяет представление об исследуемом объекте
  • Информация должна обладать исторической ценностью или быть важной по иным причинам
  • Информация может являться классическим примером чего-либо, что знают все

Принцип систематичности

Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.

Таким образом, информация достойна внимания и может быть применена, если:

  • Аналогичные данные можно найти в различных базах данных
  • Различные интерпретации не разрушают целостность представлений об одной и той же проблеме

Принцип доступности

Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается. По этой причине, работая с информацией, необходимо учитывать, что:

  • Информация должна быть не только доступной для понимания с точки зрения терминологии, но и расширять тезаурус исследователя, по причине чего она будет восприниматься интересной, но не банальной
  • Информация должна соответствовать той терминологии, которой обладает исследователь, но освещать конкретную тему она должна с разных сторон
  • Информация должна предполагать и дидактическую обработку, которая снимает терминологический барьер, другими словами, информацию можно адаптировать под себя, при этом сохранив её смысл

Принцип избыточности

Исследуемая информация должна позволять исследователю выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.

Принципы поиска информации, о которых мы поговорили, могут быть применены в работе с любыми источниками данных: книгами, документами, архивными материалами, газетами и журналами, а также интернет-сайтами. По сути, эти принципы универсальны, но здесь следует чётко понимать для себя, что для поиска информации в традиционных источниках их может быть вполне достаточно, но при поиске информации в сети Интернет во избежание ошибок необходимо соблюдать ещё один ряд правил.

Правила поиска информации в Интернете

Для опытного пользователя поиск информации в Интернете предельно прост, однако, для людей, столкнувшихся с вопросом автоматизированного информационного поиска впервые, этот процесс может показаться довольно сложным из-за обилия всевозможных поисковых операторов. Ниже мы рассмотрим простой поиск и расширенный поиск, а также укажем дополнительную информацию, которая будет полезна при поиске данных в Интернете.

Простой поиск информации в Интернете

Для начала стоит сказать, что наиболее популярной поисковой системой в мире является «Google ». В России к нему добавляется «Яндекс », «Поиск@mail.ru » и «Rambler ».

Чтобы найти нужную информацию, нужно просто внести в поисковую строку сервиса интересующий запрос, например «Иван Грозный» или «Как правильно водить машину», и нажать «Найти» или клавишу «Enter» на клавиатуре компьютера. В результате поисковик выдаст множество страниц, на которых представлена информация по запрашиваемому запросу. Обратите внимание на то, что наиболее актуальными считаются результаты, расположенные на первой странице поисковой системы.

Расширенный поиск информации в Интернете

По своему принципу расширенный поиск ничем не отличается от простого, кроме того, что можно указывать дополнительные параметры.

При помощи специальных фильтров у пользователя есть возможность задать дополнительные условия для своего запроса. Это может быть ограничение по региону, конкретному сайту, нужному языку, форме слова или фразы, дате размещения материала или типу файла.

Чтобы активировать эти функции, нужно щёлкнуть по специальному значку, расположенному на странице поисковика. Откроется дополнительное меню, где и задаются ограничения. Сбрасываются фильтры (ограничения) нажатием кнопки «Очистить» на странице поисковика.

Дополнительная информация

Каждый пользователь должен иметь в виду, что:

  • Ограничение по региону запускает поиск в указанном регионе. В качестве стандарта (По умолчанию) обычно выдаются запросы по тому региону, откуда выходит в Сеть пользователь.
  • Ограничение по форме запроса запускает поиск по тем документам, где слова имеют конкретно ту форму, которая стоит в запросе, однако порядок слов может меняться. Пользователь может задать регистр букв (заглавные или строчные), любую часть речи и форму, т.е. склонение, число, род, падеж и т.д. По умолчанию поисковые системы ищут все формы запрашиваемого слова, т.е. если задать «написал», поисковик будет искать «написать», «напишу» и т.п. Однокоренные слова поисковик искать не будет.
  • Ограничение по сайту запускает поиск информации среди документов, имеющихся на конкретном сайте.
  • Ограничение по языку запускает поиск информации на выбранном языке. Есть возможность установить поиск по нескольким языкам одновременно.
  • Ограничение по типу файла запускает поиск по конкретному формату документа, т.е. при указании соответствующих расширений можно найти текстовые документы, аудио- и видеофайлы, документы, предназначенные для открытия специальными программами и редакторами и т.д. Есть возможность установить поиск по нескольким типам файлов одновременно.
  • Ограничение по дате обновления запускает поиск по конкретной дате размещения документа. Пользователь может найти документ от конкретного числа, месяца и года, а также установить временной промежуток - тогда поисковик выдаст всю информацию, добавленную за этот период времени.

Этих правил будет достаточно для поиска информации в Интернете. Освоить его в состоянии любой человек, причём потребуется на это совсем немного времени - обычно хватает буквально 2-3 трёх практических подходов.

Но что делать с найденной информацией, ведь весь её массив не обязателен для изучения? Неважно, как вы предпочитаете искать данные на интересующую тему - ходить в библиотеку или кликать по сайтам, одновременно попивая кофе - помимо того, что вы должны обладать навыками поиска, вы также должны уметь обрабатывать тот материал, который изучаете. И для этого как нельзя лучше подходит конспектирование и некоторые другие техники.

Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы

Конспектирование по праву считается самым популярным и применяемым способом обработки информации. Учитывая это, мы решили уделить этому процессу наибольшее внимание, а по ментальным картам, опорным схемам и блок-схемам представить лишь ознакомительную информацию.

Что такое конспект?

Как все мы знаем, конспект представляет собой письменный текст, где последовательно и кратко излагаются основные моменты какого-либо источника информации. Конспектирование подразумевает приведение к определённой структуре сведений, взятых из оригинала. Основой этого процесса является систематизация данных. Заметки могут быть либо точными выдержками и цитатами, либо иметь форму свободного письма - главное, чтобы оставался смысл. Стиль, в котором выдерживается конспект, в большинстве случаев близок к первоисточнику.

При правильном составлении конспекта отражается логическая и смысловая связь записываемого. Конспект можно взять через некоторое время или же дать другом человеку, и чтение и понимание материала не вызовут затруднений. Грамотный конспект способствует восприятию даже самой сложной информации, ведь выражена она в понятной форме.

Конспекты также различаются по видам, и чтобы можно было правильно применять тот вид конспекта, который в большей степени подходит выполняемой работе, эти виды нужно уметь различать.

Виды конспектов

Выделяют плановые конспекты, схематические плановые конспекты, текстуальные, тематические и свободные конспекты. Вкратце о каждом из них.

Плановый конспект

Основой планового конспекта является предварительно подготовленный материал, а сам конспект включает в себя заголовки и подзаголовки (пункты и подпункты). Каждый из заголовков сопровождается небольшим текстом, по причине чего имеет понятную структуру.

Плановый конспект в наибольшей мере соответствует подготовке к семинарам и публичным выступлениям. Чем чётче будет структура, тем более логично и полноценно можно будет донести информацию до адресата. По мнению специалистов, плановый конспект должен дополняться пометками, указывающими на использовавшиеся источники, ведь довольно сложно.

Схематический плановый конспект

Схематический плановый конспект состоит из пунктов плана, представленных в форме предложений-вопросов, на которые нужно ответить. При работе с информацией нужно вносить по несколько пометок под каждое из-предложений-вопросов. В таком конспекте будет отражена структура и внутренняя связь данных. Кроме того, этот вид конспектов помогает хорошо усвоить изучаемый материал.

Текстуальный конспект

Текстуальный конспект отличается от всех остальных максимальной насыщенностью, т.к. для его составления используются отрывки и цитаты из первоисточника. Его легко можно дополнить планом, терминами, понятиями и тезисами. Текстуальный конспект рекомендуется составлять тем, кто занят изучением литературы или науки, ведь здесь цитаты представляют особую важность.

Но и составляется этот вид конспектов непросто, т.к. необходимо уметь определять самые важные отрывки текста и цитаты так, чтобы, в конечном счете, они могли дать целостное представление об изученном материале.

Тематический конспект

Тематический конспект отличен от других более всего. Его смысл заключается в том, что освещается какая-либо конкретная тема, вопрос или проблема, а для его составления обычно используют целый ряд источников информации.

Посредством тематического конспекта лучше всего можно провести анализ исследуемой темы, раскрыть главные моменты и изучить их с разных ракурсов. Но нужно понимать, что для составления такого конспекта потребуется исследовать массу источников, чтобы суметь создать целостную картину - это является непременным условием действительно качественного материала.

Свободный конспект

Свободный конспект является лучшим выбором для людей, способных применять разные способы работы с информацией. В свободный конспект можно включить всё: тезисы, цитаты, отрывки текста, план, пометки, выписки и т.д. Необходимо только уметь быстро и грамотно излагать мысли и работать с материалом. Многие считают, что использование конспекта такой формы является самым полноценным и целостным.

Как только вы определились с тем, какой конспект вы будете составлять, можно приступать к самому процессу. Чтобы выполнить работу качественно, нужно руководствоваться определёнными правилами.

Правила составления конспекта

Таких правил несколько и все они предельно просты:

  1. Ознакомьтесь с текстом, выявите его основные особенности, характер, сложность; определите, есть ли в нём термины, которые вы видите впервые. Отметьте незнакомые понятия, места, даты, имена.
  2. Узнайте всю необходимую информацию о том, что вам показалось незнакомым в тексте при первом прочтении. Наведите справки о людях и событиях. Узнайте значение терминов. Полученные данные обязательно зафиксируйте.
  3. Прочтите текст повторно и проведите его анализ. Это поможет вам выделить основные моменты, разделить для себя информацию на отдельные блоки и конспекта.
  4. Изучите отмеченные ранее основные моменты, составьте тезисы или выпишите отдельные фрагменты или цитаты (если их наличие не обязательно, то выразите авторскую мысль своими словами с сохранением смысла). При фиксации цитат и фрагментов обязательно помечайте, откуда взята информация, и кто является автором.
  5. Если у вас есть возможность выражать авторские мысли своими словами, то старайтесь делать это так, чтобы даже большие объёмы данных были выражены в 2-3 предложениях.

Применяя эти рекомендации на практике, вы овладеете навыком грамотного конспектирования, и фиксировать и обрабатывать информацию у вас будет получаться очень быстро и качественно (в качестве подспорья вы можете использовать дополнительный ).

Помимо конспектов, для фиксации информации можно использовать и другие не менее интересные и эффективные методики.

Ментальные карты

Ментальные карты или, как их ещё принято называть, диаграммы связей, интеллект-карты, карты мыслей или ассоциативные карты являются таким методом структурирования информации, в котором используются графические записи, имеющие форму диаграмм.

Ментальные карты изображаются в виде древовидных схем, на которых присутствуют задачи, термины, факты и/или какие-либо иные данные, которые связаны ветвями. Ветви, как правило, отходят от главного (центрального) понятия.

Эффективность данного метода обусловлена тем, что его можно использовать в качестве удобного и простого инструмента управления информацией, для которого необходимо лишь наличие бумаги и карандаша (также можно использовать маркерную доску и маркеры).

Опорные схемы

Опорные схемы наглядно отображают интеллектуальную психологическую структуру человека, которая управляет его мышлением и поведением. Они позволяют изложить информацию при помощи логико-графического языка посредством значимых опор.

При составлении опорной схемы указывается её название, отмечаются ключевые понятия и схематически изображаются показатели и критерии, на основе которых производится группировка материала.

Этот вид структурирования информации очень удобен при подготовке к зачётам, экзаменам, семинарам. Его можно сопровождать конспектами и дополнительными пометками.

Блок-схемы

Блок-схемы - это ещё один действенный метод, помогающий структурировать информацию. Он представляет собой графические модели, которые описывают последовательность .

Суть блок-схемы заключается в изображении отдельных шагов в форме блоков, имеющих различную форму. Все блоки соединяются друг с другом линиями-стрелками, которые указывают нужную последовательность мышления.

Чаще всего блок-схемы используются для работы с чётко структурированной информацией, когда все шаги являются конкретными. Каждый блок, имея свою форму, указывает на тот или иной мыслительный процесс, и ориентироваться по блок-схеме можно даже с минимальным количеством текстовых данных на ней. Удобно применять в качестве дополнительного инструмента.

В заключение

Как можно заключить, поиск информации и её обработка - это не только интересная, но и увлекательная деятельность. Если научиться применять этот навык с учётом всех особенностей, о которых мы сегодня поговорили, найти нужную информацию и использовать её в своих целях не будет составлять никакого труда, в особенности, если выполнить приемлемый для себя алгоритм действий несколько раз подряд.

В следующем уроке вы узнаете о том, почему в процессе самостоятельного обучения рекомендуется следовать конкретному плану, о том, как его составить, и на что нужно обратить внимание, чтобы обучение было максимально эффективным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

3. Сбор информации

Поиск информации - один из важных информационных процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.

В широком плане поиск является основой познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках, картотеках, электронных каталогах, базах данных.

«Всё, иду сегодня в театр», - твердо решили вы в одно прекрасное воскресное утро. - «Узнать бы, какой сегодня спектакль!».

Ваши возможные действия Вполне возможный результат
1. Поискали газету, где, кажется, был еженедельный репертуар Не нашли
2. Вспомнили, что в 7.40 по радио обычно передают театральную афишу Обнаружили, что ваши часы показывают уже 8.10
3. Позвонили по телефону другу-театралу, который уж точно в курсе Друга не оказалось дома
4. «Ну уж справочная-то все знает!», - решили вы, набирая на телефоне номер 09 «Таких справок не даем», - огорченно слышите в ответ

Вы затратили время и энергию, а задачу не решили. Это - результат неэффективно организованного поиска информации.

Вы задумались о том, какую профессию выбрать, и решили, что она должна быть связана с производством и использованием компьютеров. Какие это профессии, в каком учебном заведении и на каком факультете можно приобрести такую специальность, вы пока не знаете. Первое, чем вам придется заняться, - это поиск информации.

Что вы можете предпринять? Ожидаемый результат Этап поиска
Поговорить с родителями Получение совета с чего начать + психологическая поддержка Определение направления поиска
Обратиться в профориентационный центр Получение перечня профессий, отвечающих вашим интересам Предварительное знакомство
Взять в библиотеке справочник для поступающих в вузы Получение краткой информации о вузах, факультетах и специальностях. Выбор адресов Конкретизация информации
Послать запросы в приемные комиссии выбранных вузов Получение рекламных проспектов и условий приема в данный вуз Уточнение информации
Побеседовать со студентами или выпускниками выбранного факультета Получение субъективных и эмоциональных оценок их специальности (профессии) Углубление полученных представлений
Хорошенько все обдумать и обсудить ситуацию с родителями Укрепление своего решения или отказ от него и возврат к началу Анализ полученной информации

Успех вашего выбора в большой степени будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации.

Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.

Методы поиска информации:

Непосредственное наблюдение;

Другие методы.

В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором. Всё это вместе называют процессом сбора информации.

Чтобы не утонуть в «море информации», учитесь отбирать только информацию, полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают всё без разбора.

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, грамотно осуществить процесс сбора информации - вот умения, которые становятся решающими в информационном обществе.

С информацией, которую мы ищем, всегда ассоциируется некоторая известная нам информация, которая в виде ключа или поискового предписания служит опорой для поиска и отбора информации.

Вы хотите в адресном бюро узнать адрес человека. Известные вам фамилия, имя, отчество и возраст ассоциируются с неизвестным нам адресом и служат ключом к его поиску.

В библиотечном деле термин «поиск информации» имеет родственное, но всё-таки другое значение. Он относится к методам отыскания (например, с помощью ключевых слов и индексов) текстов или ссылок на работы по некоторой теме.

Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по интересующему вопросу в хранилищах информации стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.). Но если вспомнить библиотечный каталог, то понятно, что из его карточки можно очень мало почерпнуть о содержании того документа, который она представляет. В лучшем случае - название, фамилии авторов, год и место издания, краткую аннотацию. Следующим шагом в ускорении поиска информации стало создание специальных реферативных (обзорных) журналов.

Подлинный переворот в службе хранения, отбора информации произвели автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). Использование ИПС (электронного каталога) позволяет сэкономить время и усилия, затрачиваемые на просмотр ящиков, заполненных карточками. Кроме того, появляется возможность существенно сократить пространство хранилищ, отводимое для размещения самих каталогов.


Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информация проявляется именно в информационных процессах.

Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.

Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.

Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

Знак вместе с его смыслом называют символом. Используемый для кодирования конечный набор отличных друг от друга знаков называется алфавитом.

Алфавит, состоящий из двух знаков, называется двоичным алфавитом.

Кодированием называется процесс преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.

Кодом называется правило для преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.

Кодирование используется при хранении, передаче информации, представлении ее на носителе.

Длиной кода называется количество знаков, которое используется для представления кодируемого символа.

Код может быть постоянной и переменной длины.

Если длина кода равна п, то с помощью алфавита, состоящего из k знаков, можно закодировать различных состояний.

Для кодирования М различных состояний кодом постоянной длины с помощью алфавита из k знаков, требуется длина кода, равная

В вычислительной технике в настоящее время широко используется двоичное кодирование с алфавитом {0,1}. Наиболее распространенными кодами являются ASCII, ДКОИ-8, Win1251.

Сбор информации состоит из процессов поиска и отбора информации.

Сбор информации всегда осуществляется с определенной целью, которая во многом определяет выбор методов поиска и критерии отбора найденной информации.

Методы поиска информации:

Непосредственное наблюдение;

Общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

Чтение соответствующей литературы;

Просмотр видео-, телепрограмм;

Прослушивание радиопередач и аудиокассет;

Работа в библиотеках, архивах;

Запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

Другие методы.

Поиск информации всегда сопровождается её отбором.

Отбор информации предполагает оценку найденной информации по степени полезности, актуальности, достоверности и выбор только информации, полезной для решения поставленной задачи.


Связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общей закономерности информационных процессов в системах различной природы. Основой мировоззрения, главным его компонентом является научная картина мира, рассматриваемая как высший уровень систематизации и обобщения научных...

Существует несколько методов сбора первичных данных, а именно наблюдение, эксперимент, опрос, панель, имитация и пробные продажи. Первые четыре метода наиболее часто применяются и проиллюстрированы в табл. 3.

Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака и носителя этого признака (человека, предмета).

Наблюдение – один из возможных способов сбора первичных данных, тогда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.

При надлежащем контроле этот метод дает наиболее убедительные данные. Управляющие по маркетингу могут полагаться на выводы экспериментов в той мере, в какой его замысел и исполнение исключают альтернативные предположения, посредством которых можно было бы тоже объяснить полученные результаты.

Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент – для выявления причинно-следственных связей, тогда как опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п., а также для замеров прочности своего положения в глазах аудитории.

Другой способ сбора данных – эксперимент . Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования – вскрыть причинно-следственные отношения путём отсева противоречивых объяснений результатов обследования.

Самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге – опрос . Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.

Опросы дорогостоящее мероприятие, затраты на их проведение могут поглощать до 50% средств, ассигнованных на маркетинговые исследования. Опросы обычно проводят в устной и письменной форме. Устные и телефонные опросы обычно называют интервью.

Таблица 3

Метод Определение Формы Экономический пример Преимущества и проблемы
1. Первичные исследования: Сбор данных при их возникновении
Наблюдение Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения Полевое и лабораторное, личное с участием наблюдающего и без Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами Часто объективней и точнее, чем он рос. Многие факты не поддаются наблюдению. Высоки расходы
Интервью Опрос участников рынка и экспертов Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное Сбор данных о привычках потребителей, исследование имиджа, марок, фирм исследование мотивации Исследование не воспринимаемых обстоятельств (мотивов, например). Надежность интервью, влияние интервьюера, репрезентативность выборки
Панель Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени Торговая, потребительская Постоянное отслеживание торговых зон в группе магазинов Выявление развития во времени. Смертность панели, эффект панели
Эксперимент Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов Полевые, лабораторные Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы Возможность реального наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуаций – реалистичность условий, расход времени и денег
2. Вторичные исследования Обработка уже имеющихся данных Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики Низкие затраты, быстрота, неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных

Часто бывают ситуации, когда недостаточно проводить исследования один раз. Необходимую информацию можно получить с помощью неоднократного опроса интересующей группы покупателей через равные промежутки времени или путем наблюдения за развитием сбыта в определенной группе магазинов. Этот метод получил название «панель».



Панель имеет следующие отличительные признаки:

· предмет и тема исследования постоянны;

· сбор данных повторяется через равные промежутки времени;

· постоянная совокупность объектов исследования – домашние хозяйства, предприятия торговли, производственные потребители.


Этот метод имеет очень широкое использование на западе. Построение панелей требует больших расходов, и исследование в основном используют специализированные институты. На практике сформировалась система разновидностей панелей (см. рис. 9).

Рис. 9. Основные виды панелей

Имитация – метод исследований, где с помощью ЭВМ моделируют влияние различных маркетинговых условий и факторов. Его еще называют “кабинетным” методом исследования.

В процессе маркетинговых исследований широко используется следующий набор инструментов:

Орудия (анкета, механические устройства);

Выборка (единица, объем, процедура);

Способы связи с аудиторией (телефон, почта, личный контакт).

Анкета – самая распространённое орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, проверки и устранения выявленных недостатков до начала её широкого использования. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.

Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования.

Рассмотрим последовательно формулировку вопросов и различные типы вопросов.

Формулировка вопросов . Хорошо сформулированный вопрос должен удовлетворять следующим требованиям:

А . Пробудить интерес. Это важный пункт, главным образом, психологического порядка.

Когда человеку сообщают, что его будут опрашивать, он редко соглашается сотрудничать тотчас же. Обычно он готовится, проявляя разную степень любезности, перенести это “наказание”, что может помешать достижению нашей цели.

Каждая мысль, каждый речевой оборот, каждое слово должны быть тщательно продуманы, затем проверены с помощью предварительного теста. Эта работа требует большого опыта и хорошего знания человеческой психологии.

Б . Быть точным. Надо всегда быть уверенным в том, что вопрос не является двусмысленным и не наталкивает на ответ, не относящийся к проводимому исследованию.

В . Быть легким для понимания. Нужно избегать сугубо технических терминов. Не стоит доверять разработку анкеты специалисту, привыкшему к своей специфической терминологии, если только сами анкетируемые не принадлежат к тому же кругу специалистов.

Г. Вызывать ответы прямые и без уверток. В вопросе не должно быть выражения, которое оказало бы определенное влияние на анкетируемого. Так, вопросы, затрагивающие воспоминания, желания, авторитет, воспитание и социальную среду, заставляют отвечающего давать неточные ответы.

Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них.

Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых различных формах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.

Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце интервью, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.

Хотя анкета является самым распространенным орудием исследования, в маркетинговых изысканиях находят применение и разного рода механические устройства. Для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальванометры. Гальванометр фиксирует малейшие выделения пота, которыми сопровождается эмоциональное возбуждение. Прибор под названием тахистоскоп экспонирует для опрашиваемого рекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунды до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел запомнить. Применяется и специальный аппарат для фиксации движения глаз, с помощью которого определяют, на какие участки падает взгляд в первую очередь, как долго задерживается он на определенных участках. Это электронное устройство под названием аудиметр, подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых. Оно фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен.

Выборка – сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь маркетинга должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием. Для этого необходимо принять три решения.

Первое : кого опрашивать, какая именно информация ему нужна и кто именно скорее всего ею располагает?

Второе: какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежней небольших, но для получения точных ответов исследователю вовсе необязательно опрашивать более 1% населения.

Третье: каким образом следует отбирать членов выборки? Для этого можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно отбирать их по признаку принадлежности к определенной группе лиц или категории, такой, как возрастная группа или факт проживания в определенном районе. Или же отбор может основываться на интуиции исследователя, который чувствует, что именно эти лица могут быть хорошими источниками информации.

В этом случае не проводится никакого различия между мужчинами и женщинами, сельскими жителями и городскими, работниками умственного и физического труда и т.д.

Единственное, за чем надо следить, чтобы выборка являлась достаточно представительной. Если получают выборку путем жеребьевки по списку, то приходится хорошо проверять, чтобы этот список действительно содержал фамилии всех лиц.

В отличие от метода опроса с помощью выборки, сделанной случайно и без ограничений, существует метод опросов с помощью стратифицированной выборки. Он требует выделения внутри изучаемого населения страт, или различных групп, так, чтобы в каждую входили люди, имеющие между собой сходные признаки.

Этот метод требует:

Разделения населения на страты, резко различающиеся между собой: в соответствии с регионами, размерами городов, полом, возрастом и т.д.;

Изучения каждой страты, считая её отдельной группой населения, независимо от остальных групп;

Учета обоих результатов отбора для получения окончательных результатов.

Этот метод чаще всего дает для некоторого числа лиц, опрошенных в совокупности, более точные результаты, чем метод выборок, сделанных наугад, без ограничений.

Существует несколько способов связи с аудиторией. Их достоинства и недостатки проанализированы в табл. 4.

Таблица 4

Способы связи с аудиторией

Критерий Телефон Почта Личная встреча
Точность информации
Фактор времени
Организационная сложность
Затратность
Длина вопросника
Адаптивность

Высокая степень, - средняя степень, - низкая степень

Как вступить в контакт с членами выборки? По телефону, по почте, или посредством личного интервью.

Интервью по телефону – лучший метод скорейшего сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Два основных недостатка телефонных интервью: опрашивать можно только тех, у кого есть телефон, и беседа должна быть краткой по времени и не носить личного характера.

Анкета, рассылаемая по почте, может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на их ответах может сказаться влияние интервьюера. Однако почтовая анкета требует простых четко сформулированных вопросов, а процент и/или скорость возврата таких анкет обычно низки.

Личное интервью – самый универсальный из трёх методов опроса. Интервьюер может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личное интервью – самый дорогой из трех методов и требует более тщательного административного планирования и контроля.

Личное интервью бывает двух видов – индивидуальное и групповое.

Индивидуальное интервью предполагает посещение людей на дому или по месту работы или встречи с ними на улице. Интервьюер должен заручиться их сотрудничеством, а сама беседа может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемому вручают небольшую денежную сумму или небольшой подарок.

Групповое интервью заключается в приглашении 6-10 человек на несколько часов для беседы со специально подготовленным интервьюером о товаре, услуге, организации или какой – то иной маркетинговой проблеме.

Ведущий поощряет свободный и непринужденный обмен мнениями между участниками интервью в расчёте на то, что динамика группового поведения позволит выявить их подлинные мысли и чувства. Высказывания записывают вручную или с помощью магнитофона и затем изучают, пытаясь разобрать, как потребители принимают решение о покупке. Групповые интервью становятся одним из основных исследовательских орудий маркетинга, позволяющих глубже понять мысли и чувства потребителей.

Исходя из целей и задач исследований, в каждой конкретной ситуации могут быть выбраны те или иные методы и инструменты сбора информации.

Не все окружающие нас источники информации можно использовать для подготовки научных работ. Ведь научная работа всегда имеет достаточно узкую тематическую направленность, да и качество многих источников бывает неудовлетворительным, а часть источников просто недоступна (из-за секретности).

Поиск исходных источников информации предполагает их идентификацию на основании имеющихся в распоряжении исследователя выходных данных разыскиваемого источника.

Сбор исходных источников информации -- это, вероятно, одна из самых простых процедур. Для ее выполнения исследователю достаточно к определенному сроку сконцентрировать большую часть искомых источников вблизи своего рабочего места.

Систематизация -- это не что иное, как упорядочение и группировка собранного материала по содержанию и с учетом последовательности его использования. В результате все собранные источники должны быть разложены по соответствующим главам.

Анализом систематизированных источников завершается рассматриваемая процедура. Такой анализ -- это тщательная проверка полноты отбора источников и проверка соответствия их выходных данных и содержания.

Основные средства поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации. Наиболее часто при подготовке письменных работ используются либо библиотечные каталоги либо поисковые системы в Интернете. Библиотеки по-прежнему представляют собой наиболее полный и доступный информационный фонд. В то же время трудно отрицать очевидные удобства работы с библиотечным каталогом.

Каталог -- систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами.

Чаще всего в библиотеках используются алфавитные, алфавитно-предметные, предметные, библиографические, архивные, генеральные систематические и специальные каталоги. Все они различаются, во-первых, принципами отбора источников и, во-вторых, принципами расположения описательной (справочной) информации о них.

Алфавитный каталог -- перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке. При этом за основу могут быть взяты как названия (наименования) источников, так и фамилии их авторов (редакторов, составителей и пр.).

Каталог, организованный по алфавитному принципу, дает достаточно общее, если не сказать формальное описание наличествующих в библиотечном фонде источников. К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда располагают лишь самыми минимальными сведениями об источнике -- его названии и авторе.

Тематический каталог -- перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке. За основу в этом случае принимают тематическую направленность содержания источника.

Каталог, организованный по тематическому принципу, дает описание библиотечных источников по различным отраслям и разделам знаний. Указанным каталогом пользуются в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, предположительно содержащих информацию по теме научной работы.

Предметный каталог -- перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном (т. е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом) порядке. При этом сведения о предметах, непосредственно не связанных между собой, систематизируются по алфавиту, что дает право рассматривать предметный каталог в качестве разновидности алфавитного. Этот каталог используется в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, самым непосредственным образом относящихся к конкретному предмету (событию, явлению и т. п.).

Хронологический каталог -- перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания, чаще всего периодического. За основу в данном случае принимается дата (год) издания источника.

К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда об источнике известна лишь предполагаемая или реальная дата его публикации или когда необходимо оперативно подобрать все заслуживающие внимания источники, относящиеся к определенному периоду времени.

Архивный каталог -- перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже -- хронологическом) порядке. Для отыскания требуемого источника по архивному каталогу требуется располагать либо сведениями о его названии и авторе, либо о времени выхода издания в свет.

Библиографический каталог -- перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке. К такому каталогу прибегают в тех случаях, когда сведений общего характера об источнике (полученной из алфавитного каталога) недостаточно и требуется за короткое время получить о нем дополнительную, более обширную информацию.

Генеральный систематический каталог -- перечень библиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от алфавитного и иных, рассмотренных выше. Очень часто в качестве такого принципа используется принадлежность того или иного источника не к условной теме, а к вполне определенной области научного знания или системе учебных дисциплин (история, сексология, военное дело и т. д.). В свою очередь, каждая область или система разделяется на рубрики, подрубрики и т. д. Генеральный систематический каталог предоставляет для поиска, сбора, анализа и систематизации требуемых источников оптимальные возможности.

Специальный каталог -- перечень библиотечных источников определенного типа. Примером специального каталога может послужить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений.

Что касается поиска информации в Интернете, для этого разработаны специальные программы, которые по заданным адресам и ссылкам мгновенно отыскивают нужную информацию. При этом число обработанных информационных ресурсов может достигать сотен тысяч.

Поисковая система -- Web-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы, называют поисковым движком или поисковой машиной. Индексация информации осуществляется специальными поисковыми роботами. Улучшение работы поисковых систем -- это одна из приоритетных задач сегодняшнего Интернет.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был "Wandex" -- робот, разработанный в 1993 году Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института. Также в 1993 году появилась поисковая система Aliweb, работающая до сих пор. Первой полнотекстовой (то есть индексирующей ресурсы при помощи робота) поисковой системой стала "WebCrawler", запущенная в 1994 году. В отличие от своих предшественников она позволяла пользователям искать по любым ключевым словам на любой Web-странице -- с тех пор это стало стандартом во всех основных поисковых системах. Кроме того, это был первый поисковик, о котором стало известно в широких кругах. 23 сентября 1997 года была реализована поисковая система Yandex.

В настоящее время совокупности поисковых и сервисных программ образуют мощные общедоступные и коммерческие поисковые службы: в зарубежном секторе Интернет -- это AltaVista, Excite, Google, HotBot, Infoseek (Go)Light, Lycos, Magellan, Norbern, Yahoo!, Open Text, Web Crawler, в русскоязычном секторе основными полнотекстовыми поисковыми системами считаются Апорт, "Иван Сусанин", "Кирилл и Мефодий", "Россия-Он-Лайн", Rambler, List.ru, Russia on the Net, FTP-Search, Yandex.

Большинство русскоязычных поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках -- украинском, белорусском, английском и др. Отличаются же они от "всеязычных" систем, индексирующих все документы подряд, тем, что, в основном, индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами.

Для того, чтобы найти в Интернете требуемую информацию, необходимо знать либо адрес её местоположения (например, адрес html-страницы или файла), либо пользователя Интернета, который может предоставить информацию. Если мы не знаем ни адреса, ни человека, который мог бы нам помочь, то следует перейти к вопросам "Как можно узнать адрес размещения информации?" или "Как найти человека, который мог бы нам помочь с поиском информации?". При этом не следует переоценивать возможности Интернета. Лучшие результаты может дать совмещение онлайновых и офлайновых методов поиска информации.

Методов поиска в Интернете достаточно много, есть выбор методов поиска информации, что требует их оценки, исходя из поставленной задачи. В каждом конкретном случае успешность поиска определяется знаниями возможных методов и навыками владения ими, знанием этнических языков, на которых эта информация может быть представлена.

Для того, чтобы найти именно то, что необходимо, надо знать где и как это искать.

Таким образом, планирование поиска сводится к трём вопросам: "Что ищем?", "Где ищем?", "Как ищем?".

Что ищем?

Поисковые запросы бывают явные и неявные. Поисковые запросы также делятся в зависимости от требуемой системы поиска. Первая группа поисковых систем предназначена лишь для линейного поиска информации, то есть для обнаружения в текстах фрагментов, аналогичных заданному. Следовательно, в запросе должен содержаться фрагмент текста. Вторая группа систем позволяет выбирать данные о связях между объектами, что требует указания в запросе на связь между теми или иными объектами.

Чтобы спланировать поиск, следует прежде всего определить объект поиска, сформулировать какую информацию необходимо найти. Если однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным, то поиск следует разделить на задачи с разными объектами. В планировании поиска также следует определить соотношение видов информации в поисковой задаче.

Нужно определиться и с возможными форматами файлов в которых может содержаться требуемая информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf, видео в формате avi и т. д.

Где ищем?

Информация может размещаться на веб-серверах, на ftp-серверах, в блогах, в новостях, в книгах, в словарях, в товарах, на географических картах, в справочниках адресов организаций, среди афиш театров и музеев, в телепрограммах, в каталогах, в Википедии, в архивах Интернета, в пиринговых сетях, в базах данных, в веб-закладках или в рейтинговых системах. Поэтому лучше заранее определиться где мы начнём свой поиск.

Как ищем?

Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса. Поиск может осуществляться в поисковых индексах, через размещение собственной публикации по определенной теме, через экспертов и т.д.

  • · Карты поиска информации;
  • · Поисковые индексы;
  • · Язык запросов в поисковых индексах;
  • · Собственная публикация как источник информации;
  • · Поиск через экспертов;
  • · Поиск на сайтах правовых систем;
  • · Поисковые системы;
  • · Специализированные поисковики;
  • · Спутник

Хранение информации -- это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга, библиотека, картина, музей, фотография, альбом). В настоящее время особое значение получило хранение информации в виде последовательностей двоичных символов. Для реализации этих методов используются разнообразные запоминающие устройства. Они являются центральным звеном систем хранения информации.

Запоминающее устройство -- носитель информации, предназначенный для записи и хранения данных. В основе работы запоминающего устройства может лежать любой физический эффект, обеспечивающий приведение системы к двум или более устойчивым состояниям.

Устройства хранения информации делятся на 2 вида:

  • § внешние (периферийные) устройства
  • § внутренние устройства

К внешним устройствам относятся магнитные диски, CD, DVD, BD, cтримеры, жесткий диск (винчестер), а также флэш-карта. Большинство устройств внешней памяти может переноситься с одного компьютера на другой. Главный их недостаток в том, что они работают медленнее устройств внутренней памяти.

К внутренним устройствам относятся оперативная память, кэш-память, CMOS-память, BIOS. Главным достоинством является скорость обработки информации. Но в то же время устройства внутренней памяти довольно дорогостоящи.

С недавнего времени в мире активно используется такой способ хранение информации, как облачное хранилище данных - это сервис, предлагающий пользователю место для хранения данных на удаленном сервере. В настоящий момент облачные хранилища данных становятся все популярней и популярней благодаря возможности бесплатно получать доступ к своей личной информации практически в любой точки мира, для этого нужен только доступ к сети Интернет. Немаловажное значение в этом вопросе играет возможность использования, как традиционных консолей, типа ПК, так и мобильных устройств, например, смартфонов или планшетов. Примеры облачных хранилищ:

  • · Dropbox
  • · Яндекс.Диск.
  • · Microsoft SkyDrive.
  • · Google Drive
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?