Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое художественная литература простыми словами. Знаете ли вы, что такое художественная литература? Художественная литература: определение и особенности

Что такое художественная литература? Каковы ее особенности, почему литература считается искусством? Огромное количество книг в домашней библиотеке большинства людей говорит о том, что чтение и восприятие играет в нашей жизни важную роль. Предлагаем ознакомиться с определением понятия «художественная литература», узнать о том, на какие роды, виды и жанры она разделяется, чем примечателен ее язык. Обо всем этом и о многом другом вы узнаете из материала, изложенного ниже.

Определение художественной литературы

Практически все теоретики литературы определяют ее как искусство, сравнивая с живописью, музыкой, театром. Суть состоит в том, что в литературе, как и в любом другом искусстве, имеет место организация бессодержательного материала в новую форму с конкретным идейным содержанием. Отличаются виды искусства только материалом: в музыке - звуки, в живописи - краски, в архитектуре - строительные материалы. В таком ключе литература особенна тем, что ее материал - только слово и язык.

Таким образом, литература - все письменные тексты, которые в свою очередь делятся на группы. Это научно-популярная, справочная, учебная, научная, техническая и, наконец, художественная литература. С последней мы сталкиваемся с первых лет жизни, в школе при знакомстве с классикой художественной литературы, во взрослой жизни, когда человек осознанно обращается к интересующей его книге. Книги - зеркало общества. В более широкой интерпретации художественная литература - это те написанные произведения, которые представляют художественную ценность и имеют эстетическое значение.

Интересно, что такой взгляд окончательно сформировался в 19-м веке благодаря представителям романтизма. Они рассматривали художественную действительность как эстетически неповторимую, а писателей - как особенных людей.

Когда и как появилась словесность?

Ответ на этот вопрос пытаются найти уже довольно давно. С чего все началось? В поисках ответов люди провели огромное количество исследований, опровергли и доказали несметное количество гипотез, проанализировали материал и людей, которые его создавали. Как оказалось, классическая - римская и греческая - художественная литература является не самой древней. Были еще и шумерская, и египетская, и вавилонская - утонченные и развитые литературы. Очень важную роль играют устные формы словесности, верования древних народов, мифологии целых цивилизаций. Именно с мифов или аналогичных форм начинается изучение любой литературы.

Роды художественной литературы

Выделяется три рода: эпический, лирический и драматический. В основе этого деления лежит то, каким образом читателю представляется содержание произведения. Если о событиях рассказывается подробно, позиция автора отстранена, присутствуют различные персонажи, подробно описывается их внешность, а ведущий тип речи - повествование, то речь идет об эпическом роде литературы. Иными словами, о прозе. К ней относятся рассказы, романы, эссе, повести и другие подобные произведения.

Если автор хочет поведать не столько о событиях, сколько о чувствах, которые они вызвали, он создает произведения, относящиеся к лирике. В пределах этого рода литературы выделяют множество жанров разных размеров и форм, большинство из которых характеризуются наличием рифмы, ритма и других характерных для лирики элементов. Простыми словами, лирика - и их вариации.

Если предмет изображается в действии, есть возможность отыграть его на сцене, показать зрителю и читателю, речь идет о драматическом роде литературы. Здесь голос автора звучит только в ремарках - авторских объяснениях действий и реплик главных героев. К драматическому роду относятся различные пьесы, трагедии, комедии.

Деление на жанры

Как уже упоминалось выше, роды литературы в свою очередь включают в себя различные жанры - исторически сложившиеся группы произведений, которые объединяются определенными общими признаками. Это, например, романы, рассказы, повести, комедии, поэмы, стихи. Существует еще такое понятие, как вид. Например, эпический вид романа будет делиться на жанры романа-утопии, романа-притчи, исторического романа и так далее. Количество очень велико. Интересно, что популярностью пользуется объединение разных жанров, и чем смелее будет комбинация, тем оригинальнее будет «творение» писателя.

Язык как главная особенность художественных произведений

Чтобы лучше понять, что такое художественная литература и каковы ее особенности, следует рассмотреть специфику ее языка. На сегодняшний день в литературоведении нет четкого разграничения понятий «художественная речь» и «художественный стиль». Проще просто объединить их в понятие «художественный язык».

Художественная речь многостильна. Существуют разные стили со своими особенностями и правилами, в которых используются разные Выбор их зависит от автора и его задумки. У каждого стиля есть свое «лицо» - набор элементов, характерных только для него. Интересно, что в художественном произведении могут использоваться слова и словосочетания, которые не входят в «литературный язык», - арго, жаргонные слова, лексические единицы из различных диалектов. Некоторые писатели нарушают норму преднамеренно. Любые выполняют эстетическую функцию. Слова-понятия переводятся писателями в слова-образы. Особенности художественной литературы также включают в себя яркую эмоциональность и экспрессию. Нужно отметить, что еще одной важной функцией литературы, кроме эстетической, является коммуникативная. Слова в не только дают информацию, но и воздействуют на читателей эмоционально.

Какова роль главного инструмента автора?

Что такое художественная литература? Попробуем ответить на этот вопрос доступно. Художественная литература - это собрание лучших образов, идей, мыслей, слов. Кстати, именно слова - главный инструмент автора. С их помощью реализуется авторская задумка, содержание книги, создается образ и осуществляется воздействие на адресата.

Значение художественной литературы

Мировая художественная литература влияет на формирование личности и мировоззрение читателей. Преувеличить эффект, который оказывает на сознание читателя, очень сложно. Словесное искусство уже давно стало частью нашей жизни. Какую она играет роль? Что такое художественная литература? В первую очередь это история. Она передается из поколения в поколение, неся в себе опыт и ценности наших предшественников. Великие писатели обращались к человеческому сознанию и наверняка рассчитывали на то, что обращение это касается не только их современников, но и людей в будущем.

Тот факт, что литература способна влиять на сознание, подкреплен множеством примеров. Часто художественное слово играло роль идеологического оружия. В истории литературы есть масса случаев, когда произведения использовались для пропаганды и формирования определенного мнения. Художественная литература - это мощный инструмент, с помощью которого до человека можно донести нормы, правила, принципы, видение мира, отношение к получаемой информации.

Заключение

Чтение художественной литературы - обязательная составляющая личностного развития каждого человека. Из книг, будь то романы, стихи или пьесы, читатели учатся жизни, выносят уроки, черпают вдохновение. Художественная литература - это кладезь исторических фактов, опыта предыдущих поколений, мыслей главных философов прошлого и современности. Не зря литература считается искусством, которое с помощью простых слов оказывает влияние на сознание. Кроме того, любовь к книжкам прививается с самого рождения еще и потому, что чтение развивает фантазию, учит представлять ситуации и рисовать образы. Все книги, которые признаны классическими, развивают и учат, дают знания, и русская художественная литература тоже не исключение.

Художественная литература (проза) - один из видов искусства, отличающийся от остальных только материалом, из которого создаются произведения, - это только слова и художественный язык. Результат творчества в художественной литературе - произведения, отражающие эпохи, имеющие высокую художественную ценность и приносящие эстетическое наслаждение.

Древнерусская литература имеет 2 источника - церковные книги (Библия, жития святых) и фольклор. Просуществовала с момента внедрения письменности на кириллице (XI век) до появления индивидуальных авторских произведений (XVII век). Оригинальные произведения: «Повесть временных лет» (образец хроник), «Слово о законе и благодати», «Поучения детям» (своды законов), «Слово о полку Игореве» (по жанру напоминает повесть, с логичным развитием событий и достоверностью, с художественным стилем).
В раздел...

Петровские преобразования отразились не только в научных и технических достижениях России XVIII века, но и внесли огромный вклад в развитие отечественной культуры и искусства. Вернее, придали последним существенное ускорение и кардинально поменяли вектор развития отечественного искусства. До XVIII века развитие русской культуры происходило обособленно, даже изолированно, что обусловило развитие аутентичных направлений и жанров, тесно связанных с национальным и церковным направлением. В странах Европы в это же самое время литература окончательно отделилась от церкви и стала светской. Именно этой светскости - творческой свободы и широты жанров, присущих европейской эпохе Просвещения, не хватало на Руси.

Русская литература напротяжении XVIII века развивалась под влиянием европейской литературы, отставая от неё примерно на 100 лет и проходя следующие стадии:

  • нач. XVIII века - панегирическая, житийная литература,
  • сер. XVIII века - классицизм, сентиментализм (Ломоносов, Карамзин, Радищев),
  • к. XVIII века - господство сентиментализма, подготовка к роматизму.

«Золотой век » отечественной литературы. В историю русской литературы XIX века вписано немало имен, получивших мировое признание: А. Пушкин, Н. Гоголь, Л. Толстой, А. Чехов. В этот период происходит формирование русского литературного языка, развиваются такие литературные направления, как сентиментализм, романтизм, критический реализм, писатели и поэты осваивают новые литературные формы и приемы. Небывалых высот достигает драматургия и искусство сатиры.

Развитие романтизма (до 1840-х) и реализма (с 1850-х до конца века), с 1890-х годов развиваются направления Серебряного века. Важнейшими функциями литературы считают критическую, нравственно-формирующую, социально-политическую, важнейшим жанром - роман. Романтики: Лермонтов, Пушкин, реалисты: Гоголь, Тургенев, Лев Толстой, Чехов.

Русская литература XX столетия представлена тремя ярчайшими периодами: эпоха "серебряного века" с его противоречиями и новаторством, эпоха военная, с ее глубоким патриотизмом, и огромный период второй половины столетия, когда расцветал социалистический реализм.

  • В нач. XX века возрождается романтизм - для поэтизации революционных событий.
  • 30-40-е годы XX века - активное вмешательство партии в культуру приводит к расслоению писателей. Одни в эмиграции развивают реалистический жанр, другие творят в соцреализме (направление, рисующее трудового человека на пути к коммунизму).
  • 40-50-е годы середины XX века - «окопная», лейтенантская или военная проза. Реалистическое изображение войны 1941-45 гг, где автор - очевидец событий.
  • 60-80-е годы XX века - период «оттепели», развитие «деревенской» прозы.
  • 90-е годы конца XX века - авангард, постсоветский реализм, тяготение к «чернухе» - намеренно гиперболизированные жестокость, бесцензурность.

Зарубежная литература

Зарубежная литература зарождается в Греции в период античности и становится базой для всех существующих родов литературы. Сформировал принципы художественного творчества Аристотель.

С появлением христианства распространяются церковные тексты, вся средневековая литература Европы (IV-XIII века) - переработка церковных текстов, а эпоха Возрождения (с XIV века, Данте, Шекспир, Рабле) - их переосмысление и отталкивание от церкви, создание светской литературы.

Литература Просвещения - воспевание человеческого разума. Сентиментализм, романтизм (Руссо, Дидро, Дефо, Свифт).

XX век - модернизм и постмодернизм. Воспевание психического, сексуального в человеке (Пруст, Хемингуэй, Маркес).

Литературная критика

Критика является органичной и неотделимой частью всего литературного искусства в целом, а критик однозначно должен обладать ярким талантом и литератора, и публициста. По настоящему талантливо написанные критические статьи могут заставить читателя посмотреть на ранее прочитанное произведение под совершенно новым углом зрения, сделать абсолютно новые выводы и открытия, и может даже радикально изменить свои оценки и суждения на какую-то конкретную тему.

Литературная критика имеет тесные связи с современной жизнью общества, с его переживаниями, философскими и эстетическими идеалами определенной эпохи, способствует развитию литературного творческого процесса, и оказывает мощное влияние на формирование общественного самосознания..

Литературные направления

Единство творческих особенностей писателей, творящих в рамках определенного исторического периода, принято называть литературным направлением, разновидностью которого могут быть отдельные течения и движения. Употребление тождественных художественных приёмов, схожесть мировосприятия и жизненных приоритетов, близкие эстетические взгляды позволяют отнести ряд мастеров к конкретным ветвям литературного искусства XIX-XX веков.

ἔπος - «слово», «повествование») - повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю по отношению к автору объективную действительность. Описание персонажей сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Романы-жизнеописания, очень популярные в 19 веке, относятся к эпическим произведениям. Примерами могут служить «Война и мир » Льва Толстого , «Красное и чёрное » Стендаля , «Сага о Форсайтах » Голсуорси и многие другие. Название этот род литературы получил от народных поэм-песен, сложенных в древности, также называемых эпосом .

Лирика

Лирика - род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего - к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям . Даже если в произведениях присутствует повествовательный элемент, лирическое произведение всегда субъективно и сконцентрировано на герое. Характеристиками лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «современность») . Большинство лирических произведений относится к поэзии.

Драма

Драма - род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир - поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму . В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.

Структурные типы текста

Проза

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике - при создании романов , коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы , но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи . Первые известные литературные произведения - по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше », датируемое около 2200-3000 лет до н. э.) - это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические , педагогические сочинения в стихах.

Художественная литература по периодам

Древняя литература

Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность - средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература - это литература древних греков и римлян , состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской . Исторически греческая литература предшествовала римской.

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея . Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская , древнеиндийская , древнеиранская , древнееврейская . Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе . Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос , лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет своё базовое значение до сегодняшнего дня.

Литература Средневековья

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII -XIII веках . В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. Популярен был животный эпос .

Литература эпохи Возрождения

Если средневековая литература была преимущественно христианской, то в эпоху Возрождения на фоне общего интереса к античности возрождается также интерес к античной литературе, художественная литература всё больше ориентируется на светские сюжеты, проявляются гуманистические тенденции. Начальным этапом литературы Возрождения традиционно считается творчество Данте , его «Божественная комедия » сочетает в себе элементы как средневековой литературы (форма - загробное видение, аллегорическое содержание), так и не свойственные средневековой литературе элементы мистики, пантеизма, образ простой девушки Беатриче . В эпоху Возрождения расцветает драматическое искусство (Шекспир , школа Лопе де Вега), появляются гуманистические утопии (Томас Мор , Томазо Кампанелла), а также острая сатира, например «Гаргантюа и Пантагрюэль » Рабле . Изобретение Гутенбергом книгопечатания в 1455 году сделало художественную литературу в этот период гораздо более доступной.

Литература Просвещения

Литература XIX века

Литература 19 века развивалась в двух основных направлениях, это литература романтизма и литература реализма . Романтизм как литературное направление развился из сентиментализма и характеризуется интересом к мистике (Майринк , М. Шелли , Гофман), фольклору (братья Гримм), простому человеку (Гюго), другим культурам (Байрон , Ф. Купер). В рамках романтизма сформировалась фантастика, детектив, приключенческая литература.

Реализм хорошо охарактеризовал Бальзак , который считается классиком реализма. Он говорил: «Я описываю мужчин, женщин и вещи» . Произведения реализма не поучают, не идеализируют, не дают моральных оценок. Они описывают жизнь и позволяют читателю самому делать выводы. Важным элементом реализма является всестороннее беспристрастное описание внутреннего мира героев. Наиболее характерными писателями реализма являются Бальзак , Диккенс , Толстой , Достоевский и другие.

Литература модернизма

Хронологически модернизм укладывается в рамки первой половины двадцатого века, тематически связан с индустриализацией, урбанизацией, ужасами Первой Мировой войны. Модернисты обращаются к описанию тонкостей человеческой психики (В. Вулф), теме сексуальности (Д. Г. Лоуренс), их характеризует аполитичность и пацифизм (Э. Хемингуэй).

Классическим примером модернистской литературы считается роман Дж. Джойса «Улисс », творчество Т. С. Элиота , М. Пруста .

Литература постмодернизма

Постмодернизм постепенно пришёл на смену модернизму в середине XX века. Его сложно однозначно охарактеризовать, так как в рамках постмодернизма существует множество различных подходов. Это гипертекст , когда порядок прочтения не диктуется автором, а выбирается читателем, интертекстуальность, характеризующаяся аллюзиями на другие произведения, а иногда и сознательным заимствованием, отсутствие развязки сюжета или наличие нескольких альтернативных развязок, смешение стилей, ирония, игра и чёрный юмор.

К постмодернизму можно также отнести магический реализм , жанр, зародившийся в Южной Америке и характеризующийся включением магических элементов в реалистическое повествование. Роман «Сто лет одиночества » Г. Г. Маркеса является ярким примером магического реализма. В России к этому направлению относят Чингиза Айтматова .

К постмодернизму относят также Бит-поколение .

Художественные методы и направления

  • Барокко - направление, характеризующееся сочетанием реалистических описаний с их аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
  • Классицизм - направление, основным предметом творчества которого был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры - басня (

Художественная литература по родам

Структурные типы текста

Проза

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике - при создании романов , коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII -XIII веках . В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. В средневековой литературе впервые появилась письменная проза.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Художественная литература" в других словарях:

    Литература; изящная литература, (изящная) словесность (устар.) / для лёгкого чтения: беллетристика Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. художественная литература сущ., кол во… … Словарь синонимов

    Издательство, Москва (отделение в Санкт Петербурге). Основано в 1930 как Государственное издательство художественной литературы, в 1934 63 Гослитиздат. Собрания сочинений, избранные произведения отечественной и зарубежной классики, современных… … Большой Энциклопедический словарь

    - «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА», издательство, Москва (отделение в Санкт Петербурге). Основано в 1930 как Государственное издательство художественной литературы, в 1934 63 Гослитиздат. Собрания сочинений, избранные произведения отечественной и… … Энциклопедический словарь

    художественная литература - (от лат. littera буква, письменность) вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Рубрика: Литература и ее функции в обществе Род: Искусство Прочие ассоциативные связи: общечеловеческое значение… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    - («Художественная литература»,) советское издательство Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Государственное издательство художественной литературы (ГИХЛ) образовано в 1930 на … Большая советская энциклопедия

    Государственное издательство, Москва. Основано в 1930 как Государственное издательство художественной литературы, в 1934 63 Гослитиздат. Собрания сочинений, избранные произведения отечественной и зарубежной классики, современных иностранных… … Энциклопедический словарь

    художественная литература - ▲ искусство литература словесность. изящная словесность. подтекстовка. стилистика. стилист. чтиво. песнь песней. | каллиопа. имажинизм. см. изображение, поведение … Идеографический словарь русского языка

    «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» - «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА», издательство Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Государственное издательство художественной литературы (ГИХЛ) образовано в 1930 на базе литературно… … Литературный энциклопедический словарь

    художественная литература - в риторике: вид словесности, существующий в трех основных формах – эпоса, лирики и драмы; особенность Х.л. – художественный вымысел; являясь лабораторией языка, Х.л. вырабатывает совершенные и емкие приемы выражения, делает всеобщим достоянием… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Художественная литература - в риторике: вид словесности, существующий в трех основных формах – эпоса, лирики и драмы; особенность Х.л. – художественный вымысел; являясь лабораторией языка, Х.л. вырабатывает совершенные и емкие приемы выражения, делает всеобщим достоянием … Риторика: Словарь-справочник


Ольга Нагорнюк

Зачем читать художественную литературу?

Стоит ли читать художественную литературу? Возможно, это бессмысленная трата времени, ведь чтение не приносит денег и не способствует продвижению по карьерной лестнице? А может, и того хуже: книги — зло, поскольку навязывают чужие мысли и заставляют проживать чужие жизни, забывая о своей, реальной? Так стоит ли тратить драгоценные мгновения, отмеренные нам судьбой, на столь бесполезное занятие?

Перед теми, кто любит читать, с головой погружаясь в созданный автором мир и сопереживая его героям, вопрос о важности и нужности художественной литературы не стоит. Для них читать — так же естественно, как дышать. Хотя мотивация у каждого бывает разной.

Кому-то хочется найти в книгах ответы на вопросы, которые ставит перед нами реальная жизнь, для кого-то чтение — возможность уйти от надоевшей обыденности, а кто-то ищет в художественных произведениях отголоски собственных мыслей и чувств.

К сожалению, поклонников художественной литературы становится все меньше. XXI век — это эпоха рационалистов, которые поминутно планируют свое время, главной целью жизни видят построение карьеры и обогащение и взвешивают все «за» и «против» перед принятием любого решения.

1. Чтение формирует навыки грамотности. Ученые доказали: сидя за книгой, человек неосознанно фиксирует в уме правильное написание слов и расстановку знаков препинания, тем самым закрепляя знания правил правописания, полученные в школе.

А зачем мне правила орфографии и пунктуации, — скажете вы. Ведь Word и LanguageTool проверят и исправят ошибки! Верно, только они не придут вам на помощь, когда на собеседовании придется заполнять анкету или писать автобиографию при оформлении на работу. А если случится собственноручно набросать концепцию будущего проекта в присутствии шефа? Вряд ли он оценит ваш авторский подход к правописанию.

2. Художественная литература обогащает словарный запас (лексику), учит правильно формулировать фразы, воспитывает «чувство языка». Грамотная и правильная речь всегда считалась признаком интеллигентного и образованного человека. Разве вы не хотите выглядеть таким в глазах окружающих, в том числе, вашего руководства?

В условиях поголовного увлечения новейшими IT-технологиями и современными гаджетами вероятность оказаться в среде образованных людей, чьи интересы лежат в плоскости литературы и искусства, невероятно мала. Однако она все же есть. Окажись вы среди интеллигентных людей арт-мира — в театре, на литературном вечере или презентации новой книги, — о чем вы будет с ними говорить? О последней модели айпада? А чем будете пользоваться? Предлогами и междометиями?

Знание художественной литературы внушает чувство уверенности: попади вы в окружение ценителей словесности, вам не грозит опасность выглядеть там белой вороной.

3. Художественная литература развивает образное мышление, и в этом с ней не сравнится ни кино, ни театр, ни изобразительное искусство.

Картинка не оставляет простора для воображения. Художественное слово, богатое иносказаниями и авторскими оборотами речи, подчас восхищающими своей многозначностью, а иногда оставляющими привкус недосказанности, заставляет нас самих додумывать и фантазировать, подключая к этому процессу собственное воображение.

Два человека, прочитавшие описание встречи князя Болконского с дубом в «Войне и мире», совершенно по-разному представят себе картину, нарисованную Львом Толстым. Этим ценны книги: они не навязывают зрительный образ, а только дают толчок фантазии читателя.

4. Художественная литература обогащает эмоциональный опыт. Перипетии сюжета и терзания героев учат нас сопереживать: расстраиваться — когда их постигают неудачи, и испытывать радость от чужих побед.

Поэтому в детстве у нас захватывает дух от романов Жюля Верна и Джека Лондона, в юности мы увлеченно следуем за героями Вальтера Скотта и Майн Рида, а в зрелом возрасте зачитываемся произведениями Уильяма Фолкнера и Франца Кафки.

Мир художественного произведения отнюдь не подменяет реальность. Он, скорее, дополняет ее, даря то, чего не хватает читателю в повседневной жизни: интересные приключения, глубокие чувства, яркие эмоции, мудрость поколений.

5. Не стоит забывать о воспитательной функции книг. Менять характер взрослого человека бессмысленно, ибо невозможно. А вот формировать поведенческую базу в детстве, используя не назидательные нотации, транзитом пролетающие мимо ребенка, а примеры из жизни литературных героев, вполне реально.

«Незнайка» Н. Носова и «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Приключения Тома Сойера» М. Твена и «Последний из могикан» Ф. Купера, «Приключения Алисы» К. Булычева и «Волшебник изумрудного города» А. Волкова — книги, находящиеся вне времени, которые рассказывают о дружбе и верности, учат добру и честности.

6. Через художественные произведения можно познавать эпохи. Процесс знакомства с историей посредством художественных книг проходит намного интереснее, чем с помощью научной литературы, отличающейся сухостью изложения, или фильмов, чьи сценаристы зачастую не заботятся об исторической достоверности.

Время правления Людовика XIII и нравы, царившие при дворе французского короля, отлично описаны у А. Дюма в его «Трех мушкетерах», предыстория и ход Грюнвальдской битвы 1410 года достоверно переданы в «Крестоносцах» Генрика Сенкевича, революцию 1917 года и гражданскую войну в России можно изучать по романам «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого.

Ценность художественных романов состоит в том, что они передают дух эпохи, чего остро не хватает исследовательской исторической литературе. Написанные живым языком, повествующие о приключениях вымышленных персонажей, сосуществующих на страницах книг с реальными историческими личностями, эти произведения заставляют совсем по иному взглянуть на историю, представленную в школьных учебниках в виде сухих дат и фактов.

Убеждая вас в пользе художественной литературы, мы сознательно не упоминали современные любовные романы , детективы, фантастику и фентзи. Большинство из них не представляет никакой художественной ценности и, несмотря на попытки редакторов придать им читабельный вид, отличаются бедностью речи, примитивностью сюжета и наличием литературных ляпов, сводящих к нулю эстетическую ценность этих творений.

Но не все так плохо. Современная художественная литература имеет достойных представителей, чьи произведения, возможно, лет через 30-40, будут причислены к классике мировой литературы. Это Виктор Пелевин и Венедикт Ерофеев, Алексей Варламов и Борис Акунин, Олег Павлов и Сергей Сенчин, Сергей Довлатов и Людмила Петрушевская. Молодежи стоит начать знакомство с современной литературой именно с этих авторов.

Можно ли чем-то заменить художественную литературу? С таким же успехом попробуйте спросить кофемана: «Будет ли эрзац достойной альтернативой кофе?» Как бы ни хвалили критики экранные постановки «Идиота», режиссеры никогда не смогут передать многогранность чувств князя Мышкина, филигранно описанные Достоевским.

Более тридцати экранизаций пережила «Анна Каренина», но ни один из фильмов не повторил успех бессмертного произведения Толстого. Вспомнят ли о них через 10, 20, 30 лет? Вряд ли. Время все расставляет по своим местам.

Можно найти массу доводов, убедительно доказывающих: чтение книг приносит практическую пользу. Но заставить любить и читать художественную литературу, доказывая ее нужность, важность и полезность, на наш взгляд, нельзя. Это как с любовью: мы либо любим человека, либо нет — заставить полюбить невозможно.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Включайся в дискуссию
Читайте также
Федор Иоаннович: биография, годы правления, смерть
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы