Общая характеристика русской литературы XIX века. Великие русские писатели и поэты: фамилии, портреты, творчество Русские поэты 19 века и их произведения
Периодизация русской поэзии не совпадает в точности с границами столетий. Поэтому в список русских поэтов XVIII века включены и авторы, работавшие в самом начале XIX века, которых в первом приближении можно охарактеризовать как авторов… … Википедия
Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия
Не следует путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей… … Википедия
Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии … Википедия
ЖУРНАЛЫ РУССКИЕ. I. ДВОРЯНСКИЕ ЖУРНАЛЫ ЭПОХИ РАСЦВЕТА КРЕПОСТНОГО ХОЗЯЙСТВА (XVIII в.). Как и на Западе, в России Ж. появились позже, чем первые печатные газеты. Их появление вызвано было развитием хозяйственной и общественной жизни и, в связи с… … Литературная энциклопедия
Это статья является частью серии статей о народе Украинцы … Википедия
- … Википедия
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература конца XIX начала XX вв. - Крах народничества и борьба между его эпигонами и марксизмом явились важнейшими событиями русской общественной жизни конца века и существенно воздействовали на ход литературного процесса. Становление литературы, отражающей особенности третьего,… … Литературный энциклопедический словарь
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА и Лермонтов. 1. Лермонтов и русская поэзия 19 в. Л. наследник пушкинской эпохи, начавший непосредственно с того рубежа, к рый был обозначен в рус. поэзии А. С. Пушкиным. Он выразил новое положение лит ры, характерное… … Лермонтовская энциклопедия
- … Википедия
Книги
- Русские поэты XIX века. Хрестоматия , Предлагаемая хрестоматия имеет цель дать студентам историко-филологических факультетов и преподавателям литературы возможно более полное представление о развитии русской поэзии XIX века по… Издатель: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР ,
- Русские поэты XIX века , Предлагаемая хрестоматия имеет целью дать студентам историко-филологических факультетов и преподавателям литературы возможно более полное представление о развитии русской поэзии XIX века по… Издатель:
Прошедшее столетие подарило человечеству много талантливых авторов. Писатели 20 века творили в эпоху мировых социальных потрясений и революций, что неизбежно нашло свое отражение в их трудах. Любое историческое событие влияло на литературу - если вспомнить, то самое большое количество военных романов было написано в период Второй мировой войны и в последующие 15 лет.
Самые известные русские писатели 20 века - это Александр Солженицын и Михаил Булгаков. Солженицын открыл миру весь ужас советских лагерей в своем произведении «Архипелаг ГУЛАГ», за что подвергся жесточайшей критике и гонениям в нашей стране. Позже Солженицына выслали в ФРГ, и он долгое время жил и работал за границей. ему вернули лишь в 1990 году специальным указом президента, после чего он смог вернуться на родину.
Интересно, что в нашей стране 20 век стал эпохой писателей и поэтов в изгнании - за границей в разные годы оказались Иван Бунин, Константин Бальмонт, Раиса Блох и многие другие. Михаил Булгаков прославился на весь мир романом «Мастер и Маргарита» и повестью «Собачье сердце». Примечательно, что роман «Мастер и Маргарита» он писал более 10 лет - основа произведения была создана сразу, но правка продолжалась долгие годы, вплоть до смерти писателя. Смертельно больной Булгаков доводил роман до совершенства, но так и не успел закончить эту работу, поэтому в произведении можно найти литературные ляпы. И все равно роман «Мастер и Маргарита» стал, пожалуй, лучшим произведением этого жанра за весь 20 век.
Популярные 20 века - это, прежде всего, королева детектива Агата Кристи и создатель лучшей антиутопии «Скотный двор» Джордж Оруэлл. Англия во все времена дарила миру литературных гениев, таких, как Уильям Шекспир, Герберт Уэллс, Вальтер Скотт и многие другие. Прошлый век не стал исключением, и люди во всех странах теперь зачитываются книгами Пратчетта Терри, Джона Уиндома и
В целом писатели 20 века ничуть не походили на своих предшественников - авторов 19 века. стали более разнообразными, и если в 19-м веке существовало всего 3-4 основных направления, то в 20-м их стало на порядок больше. Стилистическое и идейное многообразие породило множество жанров и течений, а поиск нового языка подарил нам целую плеяду мыслителей и философов, таких, как Марсель Пруст и
Русские писатели 20 века ограничились в основном тремя стилистическими направлениями - реализмом, модернизмом и авангардом. Интересным явлением в русской литературе прошлого столетия стало возрождение романтизма в его первоначальном виде, наиболее полно этот факт отразился в трудах Александра Грина, произведения которого буквально пронизывает неискоренимая мечтательность и экзотичность.
Писатели 20 века оставили заметный след в мировой литературе, и нам остается надеяться, что и авторы двадцать первого века окажутся не хуже своих предшественников. Может быть, где-то уже творит новый Горький, Пастернак или Хэмингуэй.
"Поистине, то был Золотой век нашей литературы,
период её невинности и блаженства!.."
М. А. Антонович
М. Антонович в своей статье называл "золотым веком литературы" начало XIX века —период творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Впоследствии это определение стало характеризовать литературу всего XIX столетия — вплоть до произведений А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
В чем заключаются основные черты русской классической литературы этого периода?
Модный в начале века сентиментализм постепенно уходит на второй план — начинается становление романтизма, а с середины века балом правит уже реализм.
В литературе появляются новые типы героев: "маленький человек", который чаще всего погибает под давлением принятых в обществе устоев и "лишний человек" — это вереница образов, начиная с Онегина и Печорина.
Продолжая традиции сатирического изображения, предложенные еще М. Фонвизиным, в литературе XIX века сатирическое изображение пороков современного общества становится одним из центральных мотивов. Нередко сатира принимает и гротескные формы. Яркие примеры — гоголевский "Нос" или "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Еще одна отличительная черта литературы этого периода — острая социальная направленность. Писатели и поэты все чаще обращаются к общественно-политическим темам, нередко погружаясь в область психологии. Этот лейтмотив пронизывает произведения И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Появляется новая форма - русский реалистический роман, с его глубоким психологизмом, жесточайшей критикой действительности, непримиримой вражды с существующими устоями и громкими призывами к обновлению.
Ну и главная причина, побудившая многих критиков называть XIX столетие золотым веком русской культуры: литература этого периода, несмотря на ряд неблагоприятных факторов, оказала мощное влияние на развитие мировой культуры в целом. Впитывая все лучшее, что предлагала мировая литература, русская литература смогла остаться самобытной и уникальной.
Русские писатели XIX века
В.А. Жуковский — наставник Пушкина и его Учитель. Именно Василий Андреевич считается основоположником русского романтизма. Можно сказать, что Жуковский "подготовил" почву для смелых опытов Пушкина, так как он первым стал расширять рамки поэтического слова. После Жуковского и началась эпоха демократизации русского языка, которую так блестяще продолжил Пушкин.
Избранные стихотворения:
А.С. Грибоедов вошел в историю как автор одного произведения. Но какого! Шедеврального! Фразы и цитаты из комедии "Горе от ума" давно стали крылатыми, а само произведение считается первой в истории русской литературы реалистической комедией.
Анализ произведения:
А.С. Пушкин . Его называли по-разному: А. Григорьев утверждал, что "Пушкин — наше всё!", Ф. Достоевский "великим и непонятным еще Предвозвестителем", а император Николай I признался, что, по его мнению, Пушкин — "самый умный человек в России". Попросту говоря, это Гений.
Величайшая заслуга Пушкина в том, что он кардинально изменил русский литературный язык, избавив его от пафосных сокращений, вроде "млад, брег, сладк", от нелепых "зефиров", "Психей", "Амуров", так почитаемых в высокопарных элегиях, от заимствований, которыми тогда так изобиловала русская поэзия. Пушкин вывел на страницы печатных изданий лексику просторечную, ремесленный сленг, элементы русского фольклора.
А. Н. Островский указал и еще на одно немаловажное достижение этого гениального поэта. До Пушкина русская литература была подражательной, упорно навязывающая чуждые нашему народу традиции и идеалы. Пушкин же "дал смелость русскому писателю быть русским", "раскрыл русскую душу". В его рассказах и романах впервые так ярко поднимается тема нравственности общественных идеалов того времени. А главным персонажем с легкой руки Пушкина теперь становится обычный "маленький человек" — с его мыслями и надеждами, желаниями и характером.
Анализ произведений:
М.Ю. Лермонтов — яркий, загадочный, с налетом мистицизма и неимоверной жаждой воли. Все его творчество — уникальный сплав романтизма и реализма. Причем оба направления вовсе не противостоят, а как бы дополняют друг друга. Этот человек вошел в историю как поэт, писатель, драматург и художник. Его перу принадлежат 5 пьес: самая известная — драма "Маскарад".
А среди прозаических произведений настоящим бриллиантом творчества стал роман "Герой нашего времени" — первый в истории русской литературы реалистический роман в прозе, где впервые писатель пытается проследить "диалектику души" своего героя, нещадно подвергая его психологическому анализу. Этот новаторский творческий метод Лермонтова в дальнейшем будут использовать многие русские и зарубежные писатели.
Избранные произведения:
Н.В. Гоголь известен как писатель и драматург, но не случайно одно из самых известных его произведений — "Мертвые души" считается поэмой. В мировой литературе нет другого такого Мастера слова. Гоголевский язык певуч, невероятно ярок и образен. Наиболее ярко это проявилось в его сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки".
С другой стороны Н. В. Гоголь считается родоначальником "натуральной школы", с ее сатирой, граничащей с гротеском, обличительными мотивами и высмеиванием людских пороков.
Избранные произведения:
И.С. Тургенев — величайший русский романист, установивший каноны классического романа. Он продолжает традиции, установленные Пушкиным и Гоголем. Он часто обращается к теме "лишнего человека", стремясь через судьбу своего героя передать актуальность и значимость социальных идей.
Заслуга Тургенева еще и в том, что он стал первым пропагандистом русской культуры в Европе. Это прозаик, открывший для зарубежья мир русского крестьянства, интеллигенции и революционеров. А вереница женских образов в его романах стала вершиной мастерства писателя.
Избранные произведения:
А.Н. Островский — выдающийся русский драматург. Точнее всего заслуги Островского выразил И. Гончаров, признав его создателем русского народного театра. Пьесы этого писателя стали "школой жизни" для драматургов следующего поколения. А Московский Малый театр, где были поставлены большинство пьес этого талантливого писателя, с гордостью величает себя "Домом Островского".
Избранные произведения:
И.А.Гончаров продолжал развивать традиции русского реалистического романа. Автор знаменитой трилогии, сумевший как никто другой описать главнейший порок русского народа — лень. С легкой руки писателя появился и термин "обломовщина".
Избранные произведения:
Л.Н. Толстой — настоящая глыба русской литературы. Его романы признаны вершиной искусства создания романов. Стиль изложения и творческий метод Л. Толстого до сих пор считаются эталоном мастерства писателя. А его идеи гуманизма оказали огромное влияние на развитие гуманистических идей во всем мире.
Избранные произведения:
Н.С. Лесков — талантливый продолжатель традиций Н. Гоголя. Сделал огромный вклад в развитие новых жанровых форм в литературе, таких как картинки с натуры, рапсодии, невероятные события.
Избранные произведения:
Н.Г.Чернышевский — выдающийся писатель и литературный критик, предложивший свою теорию об эстетике отношения искусства к действительности. Эта теория стала эталонной для литературы нескольких следующих поколений.
Избранные произведения:
Ф.М. Достоевский — гениальный писатель, чьи психологические романы известны во всем мире. Достоевского нередко называют предтечей таких направлений в культуре, как экзистенцилизм и сюрреализм.
Избранные произведения:
М.Е. Салтыков-Щедрин — величайший сатирик, доведший искусство обличения, высмеивания и пародии до вершин мастерства.
Избранное произведения:
А.П. Чехов . Этим именем историки традиционно завершают эпоху золотого века русской литературы. Чехов еще при жизни был признан во всем мире. Его рассказы стали эталоном для писателей-новеллистов. А чеховские пьесы оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии.
Избранные произведения:
К концу XIX столетия традиции критического реализма стали постепенно угасать. В обществе, насквозь пронизанном предреволюционными настроениями, в моду вошли настроения мистические, отчасти даже декадантские. Они стали предтечей появления нового литературного направления — символизма и ознаменовали начало нового периода в истории русской литературы — серебряного века поэзии.
Девятнадцатое столетие - это золотой век русской литературы. В этот период была рождена целая плеяда гениев искусства слова, поэтов и прозаиков, непревзойденное творческое мастерство которых определило дальнейшее развитие не только русской литературы, но и зарубежной.
Тонкое переплетение социального реализма и классицизма в литературе абсолютно точно отвечало общенациональным идеям и канонам того времени. В 19-м столетии впервые стали подниматься такие остросоциальные проблемы, как потребность в смене приоритетов, неприятие устаревших принципов и конфронтация общества и личности человека.
Самые значимые представители русской классики 19-го века
Такие гении слова, как А.А. Бестужев-Марлинский и А.С. Грибоедов, в своих трудах открыто демонстрировали презрение к высшим слоям общества за их эгоизм, тщеславие, лицемерие и аморальность. В.А. Жуковский, напротив, своими произведениями внес в русскую литературу мечтательность и задушевную романтику. Он пытался в своих стихах уйти от серой и скучной обыденности, чтобы показать во всех красках возвышенный мир, который окружает человека. Говоря о русской литературной классике, нельзя не упомянуть великого гения А.С. Пушкина - поэта и отца русского литературного языка. Произведения этого писателя сделали настоящий переворот в мире литературного искусства. Поэзия Пушкина, повесть «Пиковая дама» и роман «Евгений Онегин» стали стилистической подачей, которую неоднократно использовало множество отечественных и мировых литераторов.
Помимо всего прочего литературе девятнадцатого века были свойственны еще и философские концепции. Наиболее ярко они раскрыты в творчестве М.Ю. Лермонтова. Всю свою творческую деятельность автор восторгался декабристскими движениями и отстаивал свободы и права человека. Его стихи пропитаны критикой императорской власти и оппозиционными призывами. В сфере драматургии «засветился» А.П. Чехов. Применяя тонкую, но «колючую» сатиру, драматург и писатель высмеивал человеческие пороки и выражал презрение к порокам представителей дворянской знати. Его пьесы с момента рождения и по сегодняшний день не теряют актуальности и продолжают ставиться на подмостках театров во всем мире. Нельзя также не упомянуть великих Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, Н.В. Гоголя и т.д.
Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник
».
Иван Тургенев, Иван Гончаров, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин, Александр Островский.
Особенности русской литературы
В девятнадцатом столетии русская реалистическая литература обрела небывало высокое художественное совершенство. Ее основной отличительной чертой была самобытность. Вторая половина 19-го века в русской литературе прошла с идеей решительной демократизации художественного создания и под знаком напряженной идеологической борьбы. Помимо всего прочего, в эти временные рамки видоизменялся пафос художественного творчества, в результате чего русский писатель сталкивался с потребностью художественного понимания необыкновенно подвижной и стремительной стихии бытия. В такой обстановке литературный синтез зарождался на гораздо узких временных и пространственных отрезках жизни: потребность определенной локализации и специализации диктовалась особым состоянием мира, характерным для эпохи второй половины девятнадцатого столетия.
Мамочка, я скоро умру...
- К чему такие мысли... ведь ты молодой, сильный...
- А вот же Лермонтов погиб в 26 лет, Пушкин - в 37, Есенин - в 30...
- Но ведь ты же не Пушкин и не Есенин!
- Нет, но все же..
Мама Владимира Семеновича вспоминала, что такой разговор состоялся у нее с сыном. Для Высоцкого ранняя смерть была чем-то вроде проверки на "настоящесть" поэта. Впрочем, не могу быть уверенной в этом. Скажу о себе самой. С детства я "знала точно", что стану поэтом (конечно, великим) и умру рано. Не доживу до тридцати, в крайнем случае, - сорока. Разве может поэт прожить дольше?
В биографиях писателей я всегда обращала внимание на годы жизни. Считала, в каком возрасте человек умер. Пыталась понять, почему это произошло. Думаю, так поступают многие пишущие люди. Не надеюсь разобраться в причинах ранних смертей, но попытаюсь собрать материалы, собрать существующие теории и нафантазировать - ученый из меня получится едва ли - собственные.
Первым делом, я собрала сведения о том, как умирали русские писатели. Занесла в таблицу возраст на момент смерти и причину смерти. Старалась не анализировать, просто вбивать данные в нужные графы. Взглянула на результат - интересно. Прозаики 20 века, например, часто умирали от онкологии (лидер - рак легких). Но ведь и в мире вообще - по сведениям ВОЗ - среди онкологических заболеваний чаще всего встречается и становится причиной смерти рак легких. Так есть ли связь?
Не могу решить, нужно ли искать "писательские" заболевания, но чувствую, что некоторый смысл в этом поиске есть.
Русские прозаики 19 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Герцен Александр Иванович |
25 марта (6 апреля) 1812 - 9 (21) января 1870 |
57 лет |
воспаление легких |
Гоголь Николай Васильевич |
20 марта (1 апреля) 1809 - 21 февраля (4 марта) 1852 |
42 года |
острая сердечно-сосудистая недостаточность (условно, т.к. единого мнения нет) |
Лесков Николай Семенович |
4 (16 февраля) 1831 - 21 февраля (5 марта) 1895 |
64 года |
астма |
Гончаров Иван Александрович |
6 (18) июня 1812 - 15 (27) сентября 1891 |
79 лет |
воспаление легких |
Достоевский Федор Михайлович |
30 октября (11 ноября) 1821 - 28 января (9 февраля) 1881 |
59 лет |
разрыв легочной артерии (прогрессирующее заболевание легких, горловые кровотечения) |
Писемский Алексей Феофилактович |
11 (23) марта 1821 - 21 января (2 февраля) 1881 |
59 лет |
|
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович |
15 (27) января 1826 - 28 апреля (10 мая) 1889 |
63 года |
простуда |
Толстой Лев Николаевич |
28 августа (9 сентября) 1828 - 7 (20) ноября 1910 |
82 года |
воспаление легких |
Тургенев Иван Сергеевич |
28 октября (9 ноября) 1818 - 22 августа (3 сентября) 1883 |
64 года |
злокачественная опухоль позвоночника |
Одоевский Владимир Федорович |
1 (13) августа 1804 - 27 февраля (11 марта) 1869 |
64 года |
|
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович |
25 октября (6 ноября) 1852 - 2 (15) ноября 1912 |
60 лет |
плеврит |
Чернышевский Николай Гаврилович |
12 (24) июля 1828 - 17 (29) октября 1889 |
61 год |
кровоизлияние в мозг |
Средняя продолжительность жизни русских людей 19 века составляла около 34 лет. Но эти данные не дают представления о том, до скольких доживал среднестатистический взрослый, поскольку на статистику сильно повлияла высокая младенческая смертность.
Русские поэты 19 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Баратынский Евгений Абрамович |
19 февраля (2 марта) или 7 (19 марта) 1800 - 29 июня (11 июля) 1844 |
44 года |
лихорадка |
Кюхельбекер Вильгельм Карлович |
10 (21) июня 1797 - 11 (23) августа 1846 |
49 лет |
чахотка |
Лермонтов Михаил Юрьевич |
3 октября (15 октября) 1814 - 15 июля (27 июля) 1841 |
26 лет |
дуэль (выстрел в грудь) |
Пушкин Александр Сергеевич |
26 мая (6 июня) 1799 - 29 января (10 февраля) 1837 |
37 лет |
дуэль (ранение в живот) |
Тютчев Федор Иванович |
23 ноября (5 декабря) 1803 - 15 (27) июля 1873 |
69 лет |
инсульт |
Толстой Алексей Константинович |
24 августа (5 сентября) 1817 - 28 сентября (10 октября) 1875 |
58 лет |
передозировка (ввел ошибочно большую дозу морфия) |
Фет Афанасий Афанасьевич |
23 ноября (5 декабря) 1820 - 21 ноября (3 декабря) 1892 |
71 год |
сердечный приступ (существует версия самоубийства) |
Шевченко Тарас Григорьевич |
25 февраля (9 марта) 1814 - 26 февраля (10 марта)1861 |
47 лет |
водянка (скопление жидкости в брюшинной полости) |
В России 19 века поэты умирали иначе, чем прозаики. Ко вторым смерть часто приходила от воспаления легких, а среди первых никто не умер от этой болезни. Да и раньше уходили поэты. Из прозаиков только Гоголь умер в 42, остальные - намного позже. А из лириков редко, кто доживал до 50 (долгожитель - Фет).
Русские прозаики 20 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Абрамов Федор Александрович |
29 февраля 1920 - 14 мая 1983 |
63 года |
сердечная недостаточность (умер в послеоперационной палате) |
Аверченко Аркадий Тимофеевич |
18 (30) марта 1881 - 12 марта 1925 |
43 года |
ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек |
Айтматов Чингиз Торекулович |
12 декабря 1928 - 10 июня 2008 |
79 лет |
почечная недостаточность |
Андреев Леонид Николаевич |
9 (21) августа 1871 - 12 сентября 1919 |
48 лет |
порок сердца |
Бабель Исаак Эммануилович |
30 июня (12 июля) 1894 - 27 января 1940 |
45 лет |
расстрел |
Булгаков Михаил Афанасьевич |
3 мая (15 мая) 1891 - 10 марта 1940 |
48 лет |
нефросклероз гипертонический |
Бунин Иван |
10 (22) октября 1870 - 8 ноября 1953 |
83 года |
умер во сне |
Кир Булычёв |
18 октября 1934 - 5 сентября 2003 |
68 лет |
онкология |
Быков Василь Владимирович |
19 июня 1924 - 22 июня 2003 |
79 лет |
онкология |
Воробьёв Константин Дмитриевич |
24 сентября 1919 - 2 марта 1975) |
55 лет |
онкология (опухоль мозга) |
Газданов Гайто |
23 ноября (6 декабря) 1903 - 5 декабря 1971 |
67 лет |
онкология (рак легких) |
Гайдар Аркадий Петрович |
9 (22) января 1904 - 26 октября 1941 |
37 лет |
выстрел (убит в войну пулеметной очередью) |
Максим Горький |
16 (28) марта 1868 -18 июня 1936 |
68 лет |
простуда (существует версия убийства - отравления) |
Житков Борис Степанович |
30 августа (11 сентября) 1882 - 19 октября 1938 |
56 лет |
онкология (рак легких) |
Куприн Александр Иванович |
26 августа (7 сентября) 1870 - 25 августа 1938 |
67 лет |
онкология (рак языка) |
Набоков Владимир Владимирович |
10 (22) апреля 1899 - 2 июля 1977 |
78 лет |
бронхиальная инфекция |
Некрасов Виктор Платонович |
4 (17) июня 1911 - 3 сентября 1987 |
76 лет |
онкология (рак легких) |
Пильняк Борис Андреевич |
29 сентября (11 октября) 1894 - 21 апреля 1938 |
43 года |
расстрел |
Андрей Платонов |
1 сентября 1899 - 5 января 1951 |
51 год |
туберкулез |
Солженицын Александр Исаевич |
11 декабря 1918 - 3 августа 2008 |
89 лет |
острая сердечная недостаточность |
Стругацкий Борис Натанович |
15 апреля 1933 - 19 ноября 2012 |
79 лет |
онкология (лимфома) |
Стругацкий Аркадий Натанович |
28 августа 1925 - 12 октября 1991 |
66 лет |
онкология (рак печени) |
Тендряков Владимир Федорович |
5 декабря 1923 - 3 августа 1984 |
60 лет |
инсульт |
Фадеев Александр Александрович |
11 (24) декабря 1901 - 13 мая 1956 |
54 года |
самоубийство (выстрел) |
Хармс Даниил Иванович |
30 декабря 1905 - 2 февраля 1942 |
36 лет |
истощение (во время блокады Ленинграда; избежал расстрела) |
Шаламов Варлам Тихонович |
5 июня (18 июня) 1907 - 17 января 1982 |
74 года |
пневмония |
Шмелев Иван Сергеевич |
21 сентября (3 октября) 1873 - 24 июня 1950 |
76 лет |
сердечный приступ |
Шолохов Михаил Александрович |
11 (24) мая 1905 - 21 февраля 1984 |
78 лет |
онкология (рак гортани) |
Шукшин Василий Макарович |
25 июля 1929 - 2 октября 1974 |
45 лет |
сердечная недостаточность |
Существуют теории, согласно которым заболевания могут быть вызваны психологическими причинами (некоторые эзотерики считают, что любая болезнь вызвана духовными или душевными проблемами). Наукой эта тема пока недостаточно разработана, но в магазинах немало книг вроде "Все болезни от нервов". За неимением лучшего, прибегнем к популярной психологии.
Русские поэты 20 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Анненский Иннокентий Федорович |
20 августа (1 сентября) 1855 - 30 ноября (13 декабря) 1909 |
54 года |
инфаркт |
Ахматова Анна Андреевна |
11 (23) июня 1889 - 5 марта 1966 |
76 лет |
[Анна Ахматова несколько месяцев лежала в больнице после инфаркта. Выписавшись, отправилась в санаторий, где и скончалась.] |
Андрей Белый |
14 (26) октября 1880 - 8 января 1934 |
53 года |
инсульт (после солнечного удара) |
Багрицкий Эдуард Георгиевич |
22 октября (3 ноября) 1895 - 16 февраля 1934 |
38 лет |
бронхиальная астма |
Бальмонт Константин Дмитриевич |
3 (15) июня 1867 - 23 декабря 1942 |
75 лет |
воспаление легких |
Бродский Иосиф Александрович |
24 мая 1940 - 28 января 1996 |
55 лет |
инфаркт |
Брюсов Валерий Яковлевич |
1 (13) декабря 1873 - 9 октября 1924 |
50 лет |
воспаление легких |
Вознесенский Андрей Андреевич |
12 мая 1933 - 1 июня 2010 |
77 лет |
инсульт |
Есенин Сергей Александрович |
21 сентября (3 октября) 1895 - 28 декабря 1925 |
30 лет |
самоубийство (повешение), существует версия об убийстве |
Иванов Георгий Владимирович |
29 октября (10 ноября) 1894 - 26 августа 1958 |
63 года |
|
Гиппиус Зинаида Николаевна |
8 (20) ноября 1869 - 9 сентября 1945 |
75 лет |
|
Блок Александр Александрович |
16 (28) ноября 1880 - 7 августа 1921 |
40 лет |
воспаление сердечных клапанов |
Гумилев Николай Степанович |
3 (15) апреля 1886 - 26 августа 1921 |
35 лет |
расстрел |
Маяковский Владимир Владимирович |
7 (19) июля 1893 - 14 апреля 1930 |
36 лет |
самоубийство (выстрел) |
Мандельштам Осип Эмильевич |
3 (15) января 1891 - 27 декабря 1938 |
47 лет |
тиф |
Мережковский Дмитрий Сергеевич |
2 августа 1865(или 14 августа 1866) - 9 декабря 1941 |
75 (76) лет |
кровоизлияние в мозг |
Пастернак Борис Леонидович |
29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960 |
70 лет |
онкология (рак легкого) |
Слуцкий Борис Абрамович |
7 мая 1919 - 23 февраля 1986 |
66 лет |
|
Тарковский Арсений Александрович |
12 (25) июня 1907 - 27 мая 1989 |
81 год |
онкология |
Цветаева Марина Ивановна |
26 сентября (8 октября) 1892 - 31 августа 1941 |
48 лет |
самоубийство (повешение) |
Хлебников Велимир |
28 октября (9 ноября) 1885 - 28 июня 1922 |
36 лет |
гангрена |
Рак связывают с чувством обиды, глубокой душевной раной, ощущением тщетности своих действий, собственной ненужности. Легкие символизируют свободу, готовность и способность принимать и отдавать. Двадцатый век в России век, многие писатели "задыхались", были вынуждены молчать или говорить не все, что считали нужным. Причиной рака называют и разочарование в жизни.
Болезни сердца вызываются переутомлением, длительным стрессом, верой в необходимость напряжения.
Простудой заболевают люди, в жизни которых одновременно происходит чересчур много событий. Пневмонией (воспалением легких) - отчаявшиеся.
Болезни горла - творческое бессилие, кризис. Кроме того, неспособность постоять за себя.