Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Монументальные сооружения третьего рейха. Искусство монументальное Монументальные сооружения

ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ это не вид искусства, а род, «семейство», включающее архитектурные сооружения, скульптурные монументы, рельеф, стенную роспись, мозаику, витражи и др. Объединяющим началом выступает участие в создании монументального образа , выражающего и пропагандирующего господствующие идеи своего времени, своей эпохи. Архитектурные сооружения монументального искусства – это церковные храмы, дворцы, мемориальные ансамбли (например, на Поклонной горе). Их отличает особый возвышенный характер. Они рассчитаны на важные культовые или светские церемонии и ритуалы, настраивающие людей на единообразные реакции и единодушие. Архитектурные сооружения и ансамбли художественно организуют пространство для человеческой жизнедеятельности.

Архитектурное пространство – подходящая среда для синтеза искусств – главным образом изобразительных – скульптуры, живописи, графики и др. Монументальная скульптура – это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые или дополняют и обогащают архитектуру или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника). Монументальная живопись – это панно, роспись, мозаика, витражи. Содержание произведений монументальной живописи гармонирует с назначением и монументальным смыслом соответствующего архитектурного комплекса. Необходимая связь с архитектурой определяет своеобразие жанровой классификации монументальной живописи по её месту в архитектуре (экстерьерная или интерьерная, роспись на стене или потолке – плафон и т.п.). Известное значение в классификации имеет также материал и техника, в которых выполнены произведения (фреска , темпера, мозаика, бронза и т.д.). Монументальная графика – настенное графическое изображение, участвующее в создании монументального образа.

Таким образом, кроме монументального образа объединяющим началом для монументальных искусств является связь с архитектурой.

В чем состоит содержательная основа монументального образа? Какова цель его воздействия на зрителя? Во многом ответ содержится в этимологии термина «монументальное»: от латинского «монумент» (памятник) и «монере» (напоминать, внушать, призывать). Монументальное искусство ориентируется на массовое восприятие и стремится воздействовать на эмоции и мысли множества людей, организовать их в определенном направлении. Оно ставит перед собой задачу вывести человека за узкие рамки, границы его частного «я» и приобщить к «большому миру». Этот «большой мир» – человеческий коллектив, человеческий род, строй мироздания, космос. Для «большого мира» характерны масштабы изображаемого пространства и времени . В монументальном искусстве пространство тяготеет к бесконечности (примером могут служить золотые фоны византийских мозаик). Оно избегает исторической и географической определенности пространства, ориентированного на ближайшее окружение, жанрово обжитое. Время здесь стремится к такой длительности, которую трудно измерить частной человеческой жизнью. Нередко оно производит впечатление остановленного времени, вневременности, вечности. Приобщаясь к такому «большому миру», человек чувствует свою значительность, масштабность. Восходя к высшему, всеобщему, человек одновременно растворяет в нем свою индивидуальность.

Для монументального искусства характерна определенная постоянная среда бытования. За редким исключением, произведения монументального искусства находятся не в музеях, а являются частью архитектурного и природного ансамбля, имеющего важное общественное значение. Это искусство улиц и площадей, создающее постоянно существующую архитектурно-пространственную среду и рассчитано на постоянное общение со многими, нередко одними и теми же людьми (жителями одного района, города и т.д.) в различные моменты их жизни. В этом, в частности, состоит отличие монументального искусства от зрелищных искусств , временно оформляющих монументальные празднества и экспозиционные ансамбли выставок, павильонов и т.п.

Отмеченные особенности монументального искусства определяют своеобразие его художественной формы. В первую очередь оно стремится к большому (иногда грандиозному) размеру . Характеризуя меру обобщенности формы монументального искусства, обычно отмечают присущую ему обобщенность силуэта и объема. Это связано, отчасти, с тем, что это искусство функционирует, как правило, на больших расстояниях. Отсюда и такие свойства, как лаконизм художественного языка, отчетливая ритмика , броскость, повышенная «интонация». В то же время в отличие от зрелищных искусств, оно избегает чрезмерной экспрессивности, спокойно, уравновешенно, ясно, просто, цельно и величаво.

Принято проводить различие между искусством монументальным и монументально-декоративным, разновидностями которого являются монументально-декоративная скульптура и монументально-декоративная живопись и монументально-декоративная графика. Все эти виды изобразительного искусства не только участвуют в создании синтетического монументального образа, но обладают самостоятельной эстетической функцией – украшать, декорировать, и собственной эстетической ценностью, отличной от монументальности – красотой, лиризмом и т.д. Например, многие портретные памятники поэтам, художникам, музыкантам, созданные в 19 в. и во второй половине 20 в., можно рассматривать как мост от героико-эпической монументальной пластики к чисто декоративной скульптуре.

«Биография» монументального искусства восходит к человеческим творениям эпохи каменного века. Археологи находят уже в этот период такие виды синкретической деятельности первобытного человека, которые сочетают в себе материальные и духовно-магические аспекты. Продукты этой деятельности можно вполне определенно назвать древнейшими монументами человеческой культуры. Это и наскальные росписи Альтамиры и Ласко, таинственные и до конца не разгаданные камни Стоунхенджа, каменные бабы южно-русских степей и Сибири, вертикально врытые в землю высокие камни (до 20м.), имеющие культовое значение (так называемые «менгиры» в Бретани и других районах) (). Расцветы монументального искусства совпадают, как правило, с эпохами, когда высоко развито коллективное сознание и недостаточно индивидуальное. Не случайно все древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному. Новое время (особенно с 17 в.) развивается главным образом под знаком станкового, камерного искусства. На рубеже 19–20 вв., когда сама архитектура превратилась в оформительскую (например, в стиле «модерн»), и находилась в состоянии упадка, монументальное искусство сошло на нет. Попытки реставрировать монументальное искусство в 20 и 21 вв. в его прежней форме обречены на неудачу. Перспективы, которые здесь открываются, могут быть связаны с новейшими стилями в архитектуре.

Евгений Басин

- (лат. monumentalis, от monumentum памятник). 1) относящийся до монумента; прочный. 2) славный, знаменитый, оставшийся после смерти человека, как памятник его деятельности, гения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов … Словарь иностранных слов русского языка

МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ, монументальная, монументальное; монументален, монументальна, монументально (книжн.). 1. Грандиозно величественный; производящий впечатление мощностью (об архитектурных сооружениях). Монументальная постройка. 2. перен. Солидный по… … Толковый словарь Ушакова

Крупный, величественный, всеобъемлющий, грандиозный, основательный, мощный, глубокий Словарь русских синонимов. монументальный см. величественный 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Рус … Словарь синонимов

МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. полн. Об искусстве: относящийся к созданию монументов, памятников, к оформлению архитектурных сооружений. Монументальное искусство. Монументальная скульптура. Монументальная живопись (настенная роспись). 2.… … Толковый словарь Ожегова

монументальный - ая, ое; лен, льна 1) Исполненный величия, производящий впечатление своими пропорциями и значительностью (о памятниках архитектуры, строительных сооружениях, произведениях искусства и т. п.). Монументальная колоннада. Монументальное здание.… … Популярный словарь русского языка

Прил. 1. соотн. с сущ. монумент I, связанный с ним 2. Производящий впечатление величиной, мощью; грандиозный, величественный. 3. перен. Основательный, глубокий по содержанию. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Монументальный, монументальная, монументальное, монументальные, монументального, монументальной, монументального, монументальных, монументальному, монументальной, монументальному, монументальным, монументальный, монументальную, монументальное,… … Формы слов

монументальный - монумент альный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

монументальный - кр.ф. монумента/лен, монумента/льна, льно, льны; монумента/льнее … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое; лен, льна, льно. [лат. monumentalis] 1. Производящий впечатление мощностью, величиной; грандиозный, величественный. М ое здание, сооружение. 2. Крупный, солидный (о человеке, его внешнем виде и т.п.). М. человек. М ая фигура. М ая поза… … Энциклопедический словарь

монументальный - величественный … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

Книги

  • История Петра Великого , А. Брикнер , Монументальный труд известного русского ученого профессора А. Г. Брикнера посвящен интереснейшей эпохе русской истории - периоду правления Петра Первого. Детство июность российского… Категория: Россия в XVII - начале XVIII вв. Издатель: АСТ, Астрель, ОГИЗ ,
  • Правила Святых Апостолов и святых отец с толкованиями , Алексей Аристин , Монументальный труд – издание собрания древних источников канонического права «Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец с толкованиями», изданный до… Категория: Религиозные тексты Серия: Издатель: Сибирская Благозвонница , электронная книга

История не знает сослагательного наклонения, но, возможно, поступи Адольф Гитлер в Венскую художественную академию, история Европы и мира пошла бы совершенно по другому сценарию. Многие специалисты отмечают, что у него был художественный талант, и он мог стать выдающимся архитектором. За тот непродолжительный период господства национал-социализма, в Германии произошли коренные изменения, в том числе и в строительстве. В нашем обзоре представим самые величественные сооружения Третьего Рейха, те, что удалось реализовать, а также некоторые нереализованные масштабные проекты.

* Данный материал не пропагандирует нацизм и атрибутику третьего рейха.

Фюрербау. Мюнхен

Первые проекты по строительству дома на площади Кёнигсплац появились еще в 1931 г, но с приходом к власти нацистов, в 1933 г утвердили план строительства «Дома фюрера», разработанный приближенным к Гитлеру немецким архитектором Паулем Людвигом Троостом.

Гитлер с особым уважением относился к Мюнхену, потому и архитектура этого города должна была напоминать о величии и власти Третьего Рейха. В 1936 г строительные работы по возведению Фюрербау были завершены, и на 9 лет здание стало резиденцией фюрера.

В 1938 году в его зале было подписано Мюнхенское соглашение, положившее, по сути, начало Второй мировой войне, а сегодня это Городская высшая школа музыки и театра.

На площади Мюнхена Кёнигсплац в 1935 г, создавая особую архитектурную композицию, были возведены Храмы почета. Возведенные в память о погибших во время пивного путча 1923 года одним из любимейших архитекторов Гитлера Паулем Троостом, их еще называли Храмы чести.

В специально выстроенных Храмах почета в ноябре 1935 г перезахоронили прах соратников Гитлера по пивному путчу. Южный и Северный храм стали завершением архитектурной композиции мюнхенской площади, и гармонично вписались в комплекс из Административного здания НСДАП и «Дома фюрера».

Храмы почета были взорваны в 1947 году, и сейчас на их месте остались лишь цокольные основания, которые густо поросли плющом.

Рейхсминистерство авиации. Берлин

В вооруженных силах нацистской Германии военно-воздушным силам отводилась особая роль, поэтому созданной в 1933 г «люфтваффе» уделялось особое внимание.

В самом начале 1935 года немецкий архитектор Эрнст Загибель, бывший у Гитлера на особом счету, представил проект здания Имперского министерства авиации. В этом же году на Вильгельмштрассе началось масштабное строительство, и уже через год в его кабинеты вселись руководители ВВС Германии.

Сейчас в этом здании разместилось Министерство финансов ФРГ, а перед самим зданием возвели мемориал в память о восстании 1953 г.

Здание новой Рейхсканцелярии. Берлин

При разработке проекту и строительстве нового здания Рейхсканцелярии Гитлер предоставил своему любимому архитектору Альберту Шпееру неограниченные возможности и средства.

Проявив талант организатора, Шпеер закончил возведение новой Рейхсканцелярии через год, и в 1939 г Гитлер и его приближенные въехали в просторные кабинеты огромного здания, длина фасада которого равнялась 441 м.

В 1943 г авиация антигитлеровской коалиции все чаще стали бомбить Берлин, и под зданием канцелярии соорудили огромный бункер, вошедший в историю как «Фюрербункер».

Дом немецкого искусства. Мюнхен

В 1937 г по проекту Пауля Людвига Троса выстроили выставочное здание в стиле неоклассицизма с античными колоннами на фасаде. За строительством объекта по Принцрегентенштрассе лично следил Гитлер, ведь и оно, как и другие монументальные сооружения, должно было свидетельствовать о величии немецкой нации.

Ежегодно в Доме проводились выставки немецкой культуры, на которых с пламенными речами перед нацией выступал Адольф Гитлер. По задумке Дом должен был стать храмом немецкой культуры, но не обошлось и без коммерции.

В помещениях были размещены пункты общественного питания, кафе, а после войны американцы использовали его как офицерскую столовую.

Фогельзанг. Шлайден

Естественно, национал-социалисты придавали огромное значение воспитанию и подготовке молодежи, и по всей стороне началось строительство учебных заведений для молодежи.

На окраине Шлайдена в 1938-1939 гг на площади в 50 000 м² был оборудован учебный лагерь, а само здание поражало своими размерами. В 1940 г началось строительство большой библиотеки «Дома знаний», но работы были отложены до окончания боевых действий.

В стенах «Дома знаний» и на его территории учились и тренировались члены гитлерюгенда, а после войны его территория использовалась как полигон бельгийскими и британскими военными.

Трибуна Цеппелина. Нюрнберг

Одно из немногих монументальных сооружений эпохи господства национал-социалистов, которое удалось закончить полностью. Главный архитектор Берлина и лично фюрера возвел огромнейшую трибуну в Нюрнберге.

Уникальная по конструкции и огромная по размерам трибуна, высотой 20 м., а шириной 360 м напоминала своей формой знаменитый Пергамский алтарь античных времен.

Величественное сооружение использовали для проведения парадов и митингов, а в 1938 г, когда выступал Гитлер, на площади перед трибуной собралось 300 тыс. человек, что на тот момент стало абсолютным рекордом в мире.

План реконструкции Берлина. Нереализованные проекты

В завершение представим несколько грандиозных проектов национал-социалистов по перестройке Берлина, так и не воплотившиеся в реальность.

В проекте, созданном Шпеером по личному указанию Адольфа Гитлера, это величественное сооружение также именовалось как Зал славы, или Великим залом.

В 1939 г появился макет Зала народа, который можно видеть на представленном фото. Главный зал должен был вмещать до 150 тыс. человек, и нацисты планировали проводить здесь наиболее значимые мероприятия и праздники.

Монументальное здание высотой 290 м., которое завершалось бы огромным куполом, должно было возвышаться над центральной площадью Берлина, а главное, показать всему миру мощь Третьего Рейха и его величие.

По замыслу Гитлера и его «придворного» архитектора Шпеера именно с Южного железнодорожного вокзала должна была начинаться главная ось Берлина, на которой размещались главные здания и монументы немецкой столицы.

Этот вокзал должен был воплотить давнюю мечту Гитлера в жизнь - трехметровую колею для больших локомотивов. Даже на проекте здание вокзала поражает своими размерами, а интерьер внутренних залов был украшен колоннами и скульптурными композициями.

Перед вокзалом планировалось спроектировать огромную площадь для проведения парадов и торжественных церемоний. Напротив Южного вокзала с другой стороны этой площади планировали возвести Триумфальную арку.

Сегодня этот вокзал является одним из мира..

Основной элемент центральной части Берлина, которая должна была появиться в результате реконструкции немецкой столицы. Естественно, что и арка у нацистов должна была стать самой большой в мире.

По проекту Шпеера ее высота равнялась 120 метрам. Интересно, что первые эскизы подобной арки нарисовал сам Гитлер еще в момент написания «Майн Кампф» в середине 20-х годов.

Почвы в той части Берлина, где ее хотели возвести, была столь непрочна, что нацисты укрепили поверхность сооружением Швербеластунгскёрпера, что буквально с немецкого означает «Объект для создания тяжелой нагрузки». Его и сейчас можно наблюдать в центре Берлина, так как взрывать уникальный объект не решились.

Новая ратуша Берлина

Фюрер мечтал сделать из Берлина новую столицу мира, по примеру Вавилона, Рима, Ниневии. Для этого городу нужны были величественные здания, которых нет в других мировых столицах.

Новая Ратуша должна была разместиться сразу за Триумфальной аркой и стать единым комплексом архитектурной оси центральной части Берлина.

По проекту она была значительно выше Триумфальной арки, но не выше Зала Народа. Хотя по традиции строительства европейских городов, именно ратуша была самым высоким городским зданием.

Подведем итог

Как видим, все эти монументальные сооружения времен господства национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером были культовыми центрами нацистской идеологии.

Архитектура Третьего Рейха стала ярким проявлением архитектуры тоталитарного периода, и оказала влияние на послевоенное строительство уже в демилитаризованной Германии. Многие величественные здания сложной и трагической эпохи национал-социализма и сегодня служат немецкому народу, являясь своеобразными напоминаниями о том периоде германской истории.

Монументальное искусство

Монументальное искусство (лат. monumentum , от moneo - напоминаю ) - одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают таковую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий и в разных техниках. К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи, а также произведения выполненные в иных техниках, в том числе и многих новых технологических формаций (отдельные исследователи относят также к монументальному искусству произведения архитектуры).

Монументальность

Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный - «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника». Произведения, наделённые чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме. Монументальность присутствует в различных видах и жанрах изобразительного искусства, однако качества её считаются непременными для произведений собственно монументального искусства, в которых она является субстратом художественности, доминантой психологического воздействия на зрителя. В то же время, не следует отождествлять понятие монументальность с самими произведениями монументального искусства, поскольку не всё созданное в номинальных пределах этого вида изобразительности и декоративности несёт в себе черты и обладает качествами подлинной монументальности. Примером тому служат созданные в разное время изваяния, композиции и сооружения, обладающие чертами гигантомании, но не несущие в себе заряда истинного монументализма и даже мнимого пафоса. Случается, гипертрофия, несоответствие их размеров содержательным задачам, по тем или иным причинам заставляет воспринимать такие объекты в комическом ключе. Из чего можно сделать вывод: формат произведения является далеко не единственным определяющим фактором в соответствии воздействия монументального произведения задачам его внутренней выразительности. История искусства имеет достаточно примеров, когда мастерство и пластическая целостность позволяют достигать впечатляющих эффектов, силы воздействия и драматизма только за счёт композиционных особенностей, созвучия форм и транслируемых мыслей, идей в произведениях далеко не самых крупных размеров («Граждане Кале » Огюста Родена немногим превышают натуру). Зачастую отсутствие монументальности сообщает произведениям эстетическая несообразность, отсутствие истинного соответствия идеалам и общественным интересам, когда творения эти воспринимаются не более как помпезные и лишённые художественных достоинств.

Задачи и принципы монументального искусства

Произведения монументального искусства, вступая в синтез с архитектурой и пейзажем, становятся важной пластической или смысловой доминантой ансамбля и местности. Образно-тематические элементы фасадов и интерьеров, памятники или пространственные композиции традиционно посвящаются или стилистическими своими особенностями отображают современные идейные веяния и социальные тенденции, воплощают философские концепции. Обычно произведения монументального искусства имеют своим предназначением увековечение выдающихся деятелей, значительтных исторических событий, но тематика и стилистическая направленность их напрямую связаны и с общим социальным климатом и атмосферой, преобладающей в общественной жизни.

Стремление к символичному запечатлению возвышенных, общезначимых явлений и идей обуславливает и диктует величественность и значительность форм произведений, соответствующие композиционные приёмы и принципы обобщения деталировки или меру её экспрессивности. Отдельные произведения выполняют служебную роль по отношению к архитектурным сооружениям, являясь аккомпанементом, усиливают выразительность их общего строя и композиционных особенностей. Определённая функциональная зависимость ряда устоявшихся видов монументального искусства, вспомогательная их роль, выражающаяся в решении задач по декоративной организации стен, различных архитектурных элементов, фасадов и перекрытий, садово-парковых ансамблей или самого по себе ландшафта, когда предназначенные тому произведения наделяются архитектонически-орнаментальными качествами или свойствами аранжирующей эстетизации, сказывается их отнесением к монументально-декоративному искусству . Тем не менее, между этими разновидностями монументального искусства отсутствует строгая грань, отделяющяя их друг от друга. Одной из основных особенностей монументального искусства, обладающего названными качествами, строгими обобщенными формами или соразмерной содержанию динамикой. является то, что они, в большинстве случаев, создаются из долговечных материалов.

Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, находящихся в зависимости от стабильности общегосударственного развития, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи. Многочисленные примеры тому даёт как первобытное , пещерное, ритуальное искусство (мегалитические и тотемные сооружения), искусство Древнего мира в целом, так и наиболее выразительные образцы монументального искусства Древней Индии , Древнего Египта и Античности , произведения культурных традиций Нового Света . Изменение религиозных установок, социальные преобразования вносят свои коррективы в тенденции, живо отображающиеся в монументальном искусстве. Это хорошо демонстрирует искусствознание Средневековья и Эпохи Возрождения . В России , как и в других государствах, также наблюдалась аналогичная циклическая зависимость, которая представлена монументальными произведениями cреденевековья - соборы древнерусских городов, сохранившие фрески, мозаики, иконостасы и скульптурный декор, скульптура от Петровской эпохи до периода политических преобразований, начавшихся в первой четверти XX века, когда монументализм стал использоваться в идеологических и пропагандистских целях. Степень оправданности драматизма, уместность пафосной мотивации или догматической патетики, тематического «ассортимента», в конце концов, также неизбежно запечатлевается в произведениях монументального искусства.

Периоды смуты сопровождаются мелкотемьем, сказывающемся не только на тематически унверсальном жанре садово-парковой скульптуры , где присутствие «литературного» начала допустимо, но и на пластике в строгом, стилистически выдержанном урбанистическом окружении, что разрушает органичное единство последнего наполнением его среды декоративными эклектичными поделками, сентиментальными сюжетами, множащимися образцами провинциального анималистического жанра , структурно близкого к мелкой пластике, сомнительного не только с точки зрения вкуса, но и по своим профессиональным качествам исполнения; закономерной реакцией на такие проявлением становится возврат к формальному традиционализму, потребность «реанимации» культурного героя и обращения к новой псевдоэпической тематике. что затруднено отсутствием признаков «социального заказа» формообразующей эпохи… Монументальное искусство по своему предназначению не может идти на поводу у вкусов публики, желая понравится ей, оно призвано воспитывать понимание гармонии и высокой красоты; в то же время художник-монументалист должен быть способен противостоять и запросам «элитарного» социального меньшинства. Бессодержательный «декоративизм» и невнятные, неубедительные в любом отношении образцы фигуративного искусства кроме уныния ничего в любую среду не привносят. Здесь очень показателен пример модерна , стиля, которому и формально и идейно опытом противопоказано присутствие в монументальном искусстве (разве что - в некоторых случаях сугубо «модерновой» общей композиции). а сейчас - как стилистическая акцентуация в пределах концепции специального проекта или «сценарной», реконструктивной целесообразности. Промежуточные периоды исканий стиля - периоды эклектики и реконструктивных же псевдо- и ложноклассических, «псевдоготических», «псевдорусских», помпезных «бюргерских» и купеческих «узорчатых». Отсутствие строгой детерминации и, как следствие того, категорического размежевания монументального и монументально-декоративного искусства находится в прямой зависимости от очевидного взаимного влияния и взаимопроникновения их.

В то же время существует, например, достаточно продуктивные направления монументального кинетического искусства , произведения которого уместны в равной степени и в ландшафте, и в среде современной архитектуры, когда оправдано отступление от статуарных запросов ансамбля старого города, заставляющего художника руководствоваться не только тактом и вдумчивым отношением к правомочности инсталляции в существующем композиционно завершённом пространстве, но и подчиняться сформированной им объёмной константе. Но композиции разной меры условного искусства, наделённые действительными признаками пластической содержательности и убедительности, получают, а то и завоёвывают, право на существование практически в любом ансамбле. Активно входить и даже вторгаться в среду любого реализованного и завершённого во времени, исчерпанного в своём развитии стиля может даже продукт контркультуры , и даже в виде антитезы, но только если это действительно произведение, и действительно - монументального искусства. Искусство предвосхищает смену эпох.

Выработанные веками требования монументального искусства предъявляются к общим пластическим характеристикам в гармонии с содержательной составляющей. Критерии осознания ретроспективной оценки объекта во всех аспектах обязывают не только следовать адекватному пониманию будущности произведения, но и находить эквивалентные жизнестойкие формы.

Понимание этого чрезвычайно сложено даже для специалистов. В искусстве правомочен вопрос «как?», имеются принципы, пропорции и приёмы, но не имеет права на существование вопрос «что?» (с одним лишь исключением - нравственного порядка), отсутствуют неукоснительные стандарты по этой части. Предпочтительность не всегда очевидна, и не всегда оправдано кажущееся в настоящее время приемлемым «единственное решение». Не всегда однозначно можно ответить на вопрос о дальнейшей судьбе произведения, а его присутствию в той или иной среде не может являться альтернативой только конкретное смысловое соответствие или стилизация. Любому утверждению можно противопоставить достаточно убедительные доводы, любая попытка классификации может таить в себе противоречия и иметь исключения. Исторический опыт показывает, что наименее эффективен и чреват застоем охранительно-ограничительный путь идеологического вмешательства в вопросы сугубо профессиональной принадлежности. И монументальное искусство по причине силы воздействия и общедоступности, впрочем, как и любое творчество, должно быть свободно от этого ценза. Но настоящим провозглашён идеал, а пока существует государство и деньги, будет существовать идеология и заказ - монументальное искусство находится в прямой зависимости от них.

Монументальная скульптура

Этот вид изобразительного искусства не является самым древним, но произведения монументальной скульптуры - наиболее распространённая его форма. Самые ранние из сохранившихся. и до сих пор одни из самых крупных скульптурных изображений созданы в Древнем Египте. Ярким примером может служить Мемфисский Сфинкс, входящий в комплекс Пирамид в Гизе

Монументальная живопись

Первые наскальные изображения доисторического периода с использованием цвета являются и первыми образцами монументального искусства. По «возрасту» своему с ними могут соперничать только изображения созданные в технике

Монументально-декоративная живопись

Сграффито

Фреска

Мозаика

Витраж

Гобелен

Синтез искусств

Примечания

Литература

  • Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1986
  • Словарь античности. Перевод с немецкого. - М.: Прогресс. 1989 (VEB Bibliographisches Institut Leipzig, 1987, 9, neubarbeitete Auflag) ISBN 5-01-001588-9
  • Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник. 1988 ISBN 5-269-00094-6
  • Шевелёв И. Ш., Марутаев М. А. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. - М.: Стройиздат , 1990 ISBN 5-274-00197-1
  • Валериус С. С. Монументальная живопись. Современные проблемы. М.: 1979
  • Швидковский О. А. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство. - М.: Стройиздат . 1984
  • Базазьянц С. Б. Художник, пространство, среда. Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город. - М.: Советский Художник. 1983
  • Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. - М.: Изобразительное искусство. 1983
  • Шуази Огюст . История архитектуры в 2 томах. М.: В. Шевчук. 2008
  • Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. - М.: Искусство. 1961
  • Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство. Новая история искусства . СПб.: Азбука-классика. 2008
  • Тюляев С. И. Искусство Индии III-е тысячелетие до н. э. - VII век н. э - М.: Искусство 1988
  • Тюляев С. И. Искусство Шри Ланка. Древний и средневековый период. - М.: Искусство. 1974
  • Античная цивилизация. Ответственный редактор доктор искусствоведения В. Д. Блаватский. - М.: Наука. 1973
  • Миронов А. М. История античного искусства. - М.: ЛИБРОКОМ. 2010
  • Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. - СПб.: Алетейя. 2002 ISBN 5-89329-499-8
  • Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. -.М.: Наука 1972
  • Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. - М.: Памятники Отечеству. 2004
  • Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века. - СПб.: Дмитрий Буланин. 2004
  • Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. - М.: Искусство. 1970
  • Пешке И. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии 1280-1400. - М.: Белый город. 2003 ISBN 5-7793-0641-9
  • Климан Ю. Монументальная живопись эпохи Ренессанса и маньеризма в Италии 1510-1600. - М.: Белый город. 2004
  • Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. - М.: Изобразительное искусство. 1987
  • Гапоненко Т. Г. Монументальная живопись. - М.-Л.: ОГИЗ, ИЗОГИЗ. 1931
  • Киплик Д. И. Техника живописи. V Монументальная живопись. - Л.-М.: Государственное издательство 1939
  • Русская архитектура. XI - начало XX века. Каталог отдела истории русской архитектуры. - М.: Академия Художеств. 1962
  • Монументальная и декоративная скульптура XVIII-XIX веков. - М.: Искусство. 1951
  • Исаченко В. Г. Монументальная и декоративная скульптура Санкт-Петербурга. - СПб.: Паритет. 2005
  • Толстой В. П. Советская монументальная живопись. - М.: Искусство. 1958
  • Жадова Л. Монументальная живопись Мексики. - М.: Искусство. 1965

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Монументаль Исидро Ромеро Карбо
  • Монурал

Смотреть что такое "Монументальное искусство" в других словарях:

    Монументальное искусство - род искусств пластических; включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно образную завершённость. К монументальному искусству относятся… … Художественная энциклопедия

    МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Современная энциклопедия

    МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся… … Большой Энциклопедический словарь

    Монументальное искусство - род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относят памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции… … Энциклопедия культурологии

    Монументальное искусство - МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, род изобразительных искусств, произведения которого создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Монументальное искусство - род искусств пластических (См. Искусства пластические); охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами, а также зрительно архитектоническим и цветовым… … Большая советская энциклопедия

    монументальное искусство - род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью содержания, обобщённостью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и… … Энциклопедический словарь

    МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - род изобразит. искусства, произведения к рого создаются обычно для конкретной архит. среды и соответствуют ей идейно и пластически. М. и. включает живопись (фреска, мозаика, панно, витраж и др.) и скульптуру (памятники, скульптурные ансамбли и др … Большой энциклопедический политехнический словарь

На сессии Академии художеств СССР было образовано Отделение архитектуры и монументального искусства и ряд ведущих зодчих страны избраны членами и членами-корреспондентами. Тем самым Академия вновь объединила «три знатнейших художества - живопись, ваяние и зодчество».

Архитектура несет в себе огромные потенциальные возможности для постоянного эстетического воздействия на человека, ибо она создает среду для его обитания. Эти возможности неизмеримо возрастают, если архитектура выступает в содружестве с монументальной живописью, скульптурой, искусством художественного оформления интерьера и предметов обихода.

Стремительный рост техники, развитие индустриального, сборного домостроения, применение новых материалов обусловили иное, чем раньше, отношение к архитектурно-художественной форме при новой конструктивной основе здания.

Роль и значение монументальных искусств в современном строительстве стали несоизмеримо больше, чем в прошлом. Наметившийся разрыв архитектуры и изобразительных искусств должен уступить место их синтезу. И поэтому есть глубокий смысл в создании Отделения архитектуры и монументального искусства в Академии художеств.

В творческой художественной практике синтез искусств предусматривает соединение архитектуры, монументальной живописи, скульптуры, дизайна, в результате чего создается произведение другого, более высокого эмоционального, эстетического воздействия, чем каждое из этих искусств в отдельности.

Для монументального искусства характерны особый внутренний строй произведения живописи или скульптуры, синтетическая общность их образа, который апеллирует к большим человеческим идеям, к массам. Монументальная живопись и скульптура обладают еще одним важным качеством: в содружестве с архитектурой они организуют пространство площади, улицы, интерьера общественного здания.

Для выдающегося произведения архитектуры особенно характерно наличие скульптуры и живописи, которые являются его органической составной частью; они раскрывают и дополняют идеи, заложенные в произведении; усиливают его идеологическое воздействие на человека.

Цели и возможности монументального искусства были различными, определялись условиями эпохи. Но и в тех случаях, когда художник был ограничен политическими или религиозными рамками, он силой своего таланта отбирал самое главное, самое ценное и непреходящее, применял те средства художественного выражения, которые наиболее активно воспринимались бы современниками и людьми будущих поколений.

Таким образом, уже само содержание, а вернее, сама природа монументального искусства требует его синтеза с архитектурой.

Синтез искусств является основным творческим инструментом для художественной организации городской среды в жилых районах, парках, на улицах и площадях, транспортных сооружениях - станциях метро, уличных переходах и мостах.

Отечественное градостроительное искусство требует единства творческой деятельности архитекторов, художников и ученых в строительстве жилых, промышленных и сельских комплексов, а также при решении судьбы имеющегося исторически ценного культурного наследия. При этом необходимы глубоко эрудированная оценка роли памятников прошлого и применение правильных методов включения их в современную и будущую жизнь населенных мест. Содружество искусств способствует сохранению индивидуального неповторимого облика города, обогащению его средствами живописи, скульптуры, малых форм архитектуры и прикладного искусства.

Рост духовных, эстетических потребностей населения определяет необходимость широкого творческого участия всех видов пространственных искусств в проводимом в нашей стране многообразном, огромном по масштабам строительстве. И вполне закономерна поэтому необходимость глубоко продуманных прогрессивных форм совместного творческого труда художников и архитекторов над созданием произведений, отличающихся высокой идейностью и мастерством.

Отделение архитектуры и монументального искусства Академии художеств, очевидно, и призвано способствовать решению таких задач. Оно объединит крупных ученых и практиков, которые должны подвергнуть творческому анализу уже накопленный опыт развития национального монументального искусства, а на этой основе и с учетом реального строительства - определять конкретные пути участия всех видов пространственных искусств в строительстве городов и сел нашей страны.

Произведения отечественного монументального искусства обогащают значительные архитектурные комплексы Волгограда, Санкт-Петербурга, Минска, Москвы и других городов. Они свидетельствуют не только о высоком мастерстве их авторов, но и о тех больших возможностях, какие дает совместный труд художника и архитектора.

Наряду с этими несомненными достижениями надо отметить, что в практике встречаются примеры, когда произведения, совместно созданные художниками и архитекторами, еще имеют много случайного, не достигается единство композиции архитектуры и монументального искусства; живопись или скульптура воспринимаются вне зависимости от архитектурно-пространственной среды, для которой они предназначены.

Такая несогласованность возникает не только из-за различия творческого «почерка» данного художника или архитектора, хотя это играет значительную роль; главное, с нашей точки зрения,- отсутствие таких организационных форм совместного труда, которые всемерно способствовали бы созданию полноценного произведения синтетического искусства. Очевидно, что наиболее целесообразным будет являться пример организации в Академии художеств научно-творческих мастерских, где представители всех художественных профессий могли бы работать совместно, а монументалисты смогут включаться в разработку архитектурного проекта с самого ее начала.

В таких архитектурно-художественных мастерских, возглавляемых опытными руководителями, будут создаваться методика и набор художественных приемов, которые обогатят российское зодчество и монументальное искусство. Мастерские должны быть хорошо оборудованы, чтобы имелась возможность широкого экспериментирования во всех видах монументального искусства и дизайна.

Особое значение приобретает разработка теоретической основы синтеза искусства. Несмотря на обширную литературу в этой области, пока еще нет четких теоретических предпосылок для правильного, целеустремленного его развития. Задачей современной художественной критики и науки является серьезный научный анализ произведений. На основе имеющейся богатой практики надо разработать научно обоснованную теорию синтеза пространственных искусств в градостроительстве, вооружить архитекторов и художников современной теорией ансамбля и создания художественно-осмысленной среды в городе. Необходимо также найти объективные критерии для оценки художественного уровня произведений синтеза архитектуры и монументального искусства. Это очень важно и актуально во избежание случайностей, в частности, в присуждении тех или других премий, что наносит ущерб дальнейшему творческому подъему отечественного искусства и архитектуры.

С решением теоретических проблем синтеза близко соприкасается необходимость подготовки квалифицированных кадров - архитекторов, художников-монументалистов и дизайнеров, профессиональная направленность которых должна отвечать растущим новым задачам.

Творческая разобщенность художников и архитекторов сказалась на учебном процессе архитектурного факультета института имени И.Е.Репина в Санкт-Петербурге, на программах и дипломных работах соответствующих факультетов в Москве.

Наибольшее внимание на художественную подготовку обращается на архитектурном факультете института имени И.Е.Репина Академии художеств Санкт-Петербурге. В других вузах, где готовятся архитекторы, подготовке к совместной работе архитекторов и художников уделяется мало внимания.

Создание в Академии художеств Отделения архитектуры и монументального искусства обязывает к пересмотру программ и учебного процесса всех архитектурных вузов страны соответственно новым задачам.

Ярким примером современного состояния синтеза искусств и его творческих возможностей, достижений и недостатков является градостроительная практика архитекторов Москвы.

Новый генеральный план развития столицы предусматривает включение в облик города произведений монументального искусства и содержит общее прогнозирование развития синтеза искусств. Генеральный план существенно пересматривает планировочную структуру города с целью сохранения памятников архитектуры и исторического облика его центральной части, а также дает художникам и архитекторам общую архитектурно-художественную концепцию формирования городской среды, которой не было в плане 1935 года. Но практическое развитие и осуществление общей концепции в совместной работе архитекторов и художников идет медленно. Это же можно сказать о формировании заповедных зон и комплексной реставрации памятников архитектуры.

Сохранение архитектурного наследия означает не только заботу о конкретных памятниках и ансамблях, но и восстановление исторического облика отдельных зон города, придание им того колорита, который переносит нас в определенную эпоху истории Москвы. С этой целью территория города, ограниченная Садовым кольцом, т.е. наиболее древняя часть Москвы, разделена на девять заповедных зон, проекты которых сейчас разрабатываются. В эту очень интересную работу должны включиться историки, а также художники, скульпторы, дизайнеры. С помощью интересных творческих находок они воссоздадут совместно с архитекторами колорит Пушкинской Москвы, Москвы начала ХХ-го века и более древних эпох ее развития.

Принятая в генеральном плане 1971 года полицентрическая система планировки города ставит перед художниками-монументалистами и архитекторами задачу создания целых комплексов произведений синтетического искусства, и среди них важнейшие - памятник Победы нашего народа в Великой Отечественной. Эти темы раскрывают перед художниками и зодчими большие возможности для претворения великих идей и образов в выдающиеся произведения искусства.

Принятая система планировки предусматривает создание районных городских центров, в каждом из которых сосредоточивается общественная и культурная жизнь района, равного по населению большому городу. Эти площади, в ансамбли которых войдут крупные общественные здания и объекты монументального искусства, станут местом знакомства с этапами прогрессивного развития нашего общества, его истории, праздничных гуляний, повседневных встреч и отдыха. Естественно, поэтому в комплексе с архитектурой на площадях, главных магистралях и в жилых районах найдут место произведения монументального искусства, малые формы архитектуры, разнообразные формы озеленения и благоустройства.

Приходится все же отметить, что работа в области монументальной пропаганды, за исключением отдельных несомненных достижений, все же отстает от огромных объемов строительства в Москве. И дело не только в качестве произведений, а в случайности ведущихся работ на отдельных выборочных объектах, в результате чего не всегда формируются законченные крупные городские ансамбли. Все еще остаются незавершенными значительные по содержанию, по памятным событиям городские площади, такие как площадь у Павелецкого вокзала, Киевская, Таганская и др., где средствами синтеза можно было бы раскрыть темы огромного социально-политического и художественного звучания.

Та же проблема актуальна и для новых районов Москвы - Орехово-Борисова, Чертанова, Ивановского, Ясенева и др. Построенные на основе новых принципов планировки, разнообразные по архитектурному, цветовому и объемному решениям, они все же остаются незавершенными, поскольку их художественное содержание не обогащено произведениями монументального искусства.

Перед Отделением архитектуры и монументального искусства Академии художеств возникают многообразные проблемы. Но если резюмировать кратко, то будущую его деятельность можно свести к двум основным направлениям - разработке общетеоретических проблем синтеза архитектуры и монументального искусства и влиянию на подъем синтеза искусств в практике совместной деятельности архитекторов и художников.

Первое направление включает определение роли архитектора и художника в жизни общества развитого социализма, идейно-художественной сущности этой роли, вопросов народности, национального своеобразия в архитектуре и монументальном искусстве, преемственности прогрессивных традиций. Сюда же относятся такие темы, как проблемы архитектурно-художественного ансамбля городов будущего, промышленных комплексов и сельских населенных мест, направленность в подготовке научных и творческих кадров, профессиональная оценка выполненных работ.

Второе направление должно содержать разработку проектов градостроительных ансамблей и отдельных монументальных произведений. Академические мастерские, руководимые членами Академии, могли бы выполнять рекомендации и конкретные эталонные проекты не только для Москвы, но и других городов страны.

При этом в сферу деятельности отделения будут входить разработка принципиальных проектов, объединяющих пространственные искусства, выполнение консультаций по важнейшим проектам, организация практического сотрудничества с академиями социалистических стран и Академией наук, разработка организационных основ и положений для упорядочения и повышения качества работ, совместно выполняемых архитекторами и художниками. Особое место займет участие в определении направленности теоретических и практических работ по сохранению и реставрации памятников архитектуры, истории и культуры в условиях развития градостроительства.

Следует иметь в виду, что роль синтеза искусств и вообще совместной деятельности художников и архитекторов возросла и будет все более возрастать, так как все элементы среды, окружающей человека, требуют их участия. Это одна из особенностей развития нашего общества, формирующего и воспитывающего человека коммунистического будущего.

Необходимо в государственном порядке определить организационную основу совместной работы архитекторов и художников по синтезу искусств и обеспечить для нее материальную базу.

Приступить к выработке научно-художественной концепции синтеза искусств, улучшить подготовку творческих кадров.

Установить, чтобы планы текущего и перспективного развития монументальных искусств были составной частью генеральных планов развития городов.

В заключение следует подчеркнуть, что создание Отделения архитектуры и монументального искусства Академии художеств открывает перед отечественной архитектурой и изобразительным искусством большие возможности; заботами партии и правительства дан новый импульс для их дальнейшего успешного развития. И несомненно, что творческая общественность, художники, архитекторы, ученые ответят на эту заботу созданием высокохудожественных произведений для наших городов, сел и промышленных комплексов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?