Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Объемно пространственная композиция здания. Понятие архитектурной композиции

Неподвижные, статичные и незыблемые формы в течение многих веков считались определяющими характеристиками архитектуры как таковой. И, по большому счету, основная часть архитектурного наследия прошлого, выражающая своими формами покой и полное подчинение силам гравитации, - есть воплощение статичных архитектурных принципов.

С развитием человеческого сообщества зародились и начали формироваться новые подходы к архитектурному формообразованию, в том числе, и принципы динамизма.

Сегодня динамическая архитектура, несущая в себе идеи движения, пластики и трансформации, проявляет себя более на уровне концепций и проектов.

Хотя все чаще и чаще фасады строений - городских небоскребов и частных загородных домов, принимают черты пластичности и несут в себе однозначно динамические образы, движущиеся в пространстве, как в переносном, так и в прямом смысле.

Вращающиеся небоскребы и кочующие дома

Архитектурная динамика, как явление, может быть выражена и в форме ее художественной имитации, и посредством создания способных к реальному движению зданий и сооружений. К числу последних относится, например, знаменитый Da Vinci Tower в Дубае (архитектор Дэфид Фишер).

Проект являет собой 80-этажный небоскреб высотой 420 метров, каждый этаж которого способен к автономному вращению на 360°. При этом пластика здания и его облик трансформируются ежеминутно, приобретая, зачастую, абсолютно невероятные формы.

Идея Дэфида Фишера - это принципиально новый подход к архитектурному проектированию, который может кардинальным образом изменить среду проживания современного человека и облики городов, построенных по традиционным - статичным принципам.

Еще одним примером реальной динамики, но уже иного качества, является проект, созданный польскими учёными-архитекторами Дамьеном и Рафаэлем Пшибыла и получивший в архитектурном мире название "Кочующий небоскрёб". В основе концепта лежит идея о свободе, независимости и возможности в любой момент в буквальном смысле "укатиться", куда пожелаешь, вместе со своим жилищем.

Проект Кочующего небоскреба представляет собой огромного диаметра колесо, внутри которого размещен жилой 3-х этажный дом и зеленые насаждения. Колесо может перемещаться в пространстве вместе с расположенным в нем строением благодаря биотопливному двигателю.

Интересно то, что подобного рода идеи развивают и японские архитекторы. В числе их разработок есть проект "Взлетающего дома", способного стать полноценным убежищем в случае начала землетрясения. И так называемый "Умный дом", который может сам скрываться под землей при возникновении какой-либо опасности.

Иллюзия движения: приемы имитационной динамики

Что касается художественной имитации динамики, то она в настоящее время достаточно активно применяется в работе архитекторов во всем мире, в том числе и при создании проектов частных загородных домов . Данный вид архитектурной динамики ориентирован более на формы, пропорции и их зрительно-психологическое восприятие человеком.

При создании визуально динамичных применяются специальные приемы, определяющие как конструктивные особенности зданий и сооружений, так и используемые при их строительстве материалы.

В числе таких приемов:

  • активная эксплуатация криволинейных поверхностей, линий и объемов;
  • применение как формы проявления архитектурного динамического равновесия;
  • использование в процессе строительства особо легких материалов, зеркал и стекла в их различных комбинациях.

Перечисленные выше приемы позволяют архитекторам создавать конструктивно оригинальные проекты, в которых внешний, сымитированный художественными средствами динамизм сочетается со статичными и функциональными внутренними пространствами. Примером такого строения может служить Дом "Ninety7 @ Siglap", построенный в Сингапуре по проекту группы архитекторов Aamer.

Не менее интерес в этом отношении и проект штаб-квартиры Uniopt Pachleitner Group, выполненный студии GS Architects (Австрия). Весьма амбициозная архитектура этого здания изобилует острыми углами и отражающими свет поверхностями, напоминая своими очертаниями скульптурную композицию с ярко выраженной динамикой.

Архитектура будущего: статика или динамика?

Времена четко установленных канонов и правил, похоже, остались в прошлом. И сегодня в архитектуре, как и в иных областях науки, искусства и культуры идет активный поиск новых форм и принципов, которые могли бы отражать стремительную динамику нашей эпохи.

Современный уровень развития и строительных технологий позволяет использовать при создании проектов домов и других сооружений как проверенные веками принципы статичности, так и формирующиеся сегодня приемы динамичной архитектуры.

При этом многие архитекторы считают целесообразным использование различных сочетаний статики и динамики, позволяющих создавать эстетически выразительные формы и эргономичные внутренние пространства в их неразрывном единстве.

Какими будут формы зданий ближайшего будущего? Станет ли архитектура строений нести традиционно статичные образы или выражать идеи движения и изменения? А может быть она будет проявлять гармоничную комбинацию того и другого?

Ответы на эти вопросы сегодня зависят исключительно от свободы видения архитекторов и проектировщиков, от их эстетических предпочтений и творческих амбиций.

  • 4. Ордерная система. Архитектурные ордера.
  • 5. Основные требования к зданиям.
  • 6. Единая модульная система, унификация, типизация, стандартизация, нормализация в строительстве
  • 7. Объёмно-планировочные решения зданий
  • 8. Основные типы несущих конструкций зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.
  • 10. Физико-технические основы проектирования зданий и их ограждающих конструкций. Элементы строительной теплотехники. Теплотехнический расчет.
  • 11. Элементы строительной светотехники. Инсоляция. Защита от шума.
  • 14. Инсоляция территории. Проветривание территории застройки. Защита от шума. Благоустройство территорий. Обеспечение обслуживания населения.
  • 15. Основные виды жилых домов и приемы их объемно-планировочного решения. Квартира и жилая секция.
  • 16. Планировочные решения жилых домов
  • 17. Коммуникационные помещения и транспортные устройства в жилых домах.
  • 18. Строительные системы зданий и области их применения.
  • 19. Конструктивные системы зданий.
  • 20. Конструктивные схемы жилых зданий.
  • 21. Принципы проектирования конструкций зданий. Общие положения конструирования. Особенности конструирования зданий из сборных элементов.
  • 22. Основания. Классификация оснований. Грунт и их строительные свойства.
  • 23. Фундаменты. Классификация фундаментов.
  • 24. Конструкции фундаментов. Ленточные фундаменты.
  • 25. Столбчатые фундаменты. Сплошные фундаменты.
  • 26. Свайные фундаменты.
  • 27. Детали устройства фундамента. Фундаменты смежных зданий. Фундаменты на вечномерзлых грунтах.
  • 28. Наружные стены и их элементы. Общие требования. Архитектурно-конструктивные элементы и детали стен. Деформационные швы.
  • 29. Стены из мелкоштучных искусственных и естественных каменных материалов
  • 30. Конструкции деталей и элементов стен из мелких камней.
  • 31. Крупноблочные стены. Стены из крупных бетонных панелей.
  • 32. Деревянные стены.
  • 33. Требования, предъявляемые к перекрытиям. Классификация перекрытий.
  • 34. Перекрытия по деревянным балкам. Перекрытия по стальным балкам.
  • 35. Железобетонные перекрытия. Сборно-монолитные перекрытия.
  • 36. Полы, их типы и конструкции.
  • 37. Виды крыш и требования к ним. Несущие конструкции скатных крыш.
  • 38. Виды кровли и требования к ней.
  • 39. Совмещенные крыши. Эксплуатация крыши. Водоотвод крыш.
  • 40. Виды, классификация и разбивка лестниц.
  • 41. Конструкции лестниц. Внутренние несгораемые лестницы. Стальные пожарные и аварийные лестницы. Деревянные лестницы.
  • 42. Окна. Классификация окон. Элементы оконного заполнения.
  • 43. Двери, их типы и конструкции. Ворота.
  • 44. Балконы, эркеры и лоджии. Типы и их конструктивные решения.
  • 45. Общественные здания. Классификация общественных зданий.
  • 46. Конструктивные схемы общественных зданий. Основные планировочные элементы общественных зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.

    Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-техно­логическим требованиям.

    Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на:

    Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблю­дается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие разме­ров и форм фасадов и интерьеров.

    В инженерных сооруже­ниях взаимо­связи объемной формы и внутреннего пространства часто нет.

    Внутреннее пространство является той основной функциональной сре­дой, для создания которой возводится здание. Композиция внутреннего пространства исходит из соответствия формы, размеров и взаиморасположе­ния помещений функциональному процессу и требованиям художествен­ного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее прост­ранство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами (зал банка); расчлененным прерывистыми ограждениями в виде колонн (под­земный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые здания).

    Композиция внешних объемов здания может строиться на основе двух различных методов. Первый (функциональный) базируется на выявлении внутренней функциональной структуры пространства; согласно этой струк­туре, объемная форма может сохранять монолитность или члениться на отдельные части; второй (универсальный) - на создании обобщенной объем­но-пространственной формы простых очертаний, пригодной для многофунк­ционального использования.

    Виды композиций.

    Любая простая или сложная композиция внешних объемов может быть сведена к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, глубинной, высотной - или их сочетаниям.

    Объёмная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем трем координатам. Присуща зда­ниям цирков, театров, крытых рынков.

    Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высо­те и протяженности здания над размерами по глубинной координате. Прису­щи большинству дворцовых, учебных, жилых и административных зданий.

    Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты соору­жения над его размерами в плане. Присущи высотным административным зданиям, гостиницам, телевизионным, радиобашням.

    Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается раз­витием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно-осевое построе­ние.

    Композиционные средства.

    При разработке композиции внеш­них объемов и интерьеров здания ак­тивно используются такие средства гармонизации архитектурных форм, как симметрия и асимметрия, кон­траст и нюанс, метр и ритм, масштаб и масштабность.

    Симметрия - одинаковое располо­жение равных частей композиции от­носительно оси или плоскости, прохо­дящей через ее центр.

    Построению симметричной объемно-пространственной формы в архи­тектуре способствует также примене­ние конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола).

    Ритм -закономерное чередование одинаковых (однохарактерных) элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по верти­кали и горизонтали либо по обоим направлениям.

    Метр -простейшая форма ритма - точ­ное повторение форм и интервалов между ними.

    Пропорции - закономерные соотношения геометрических размеров зда­ния, его отдельных элементов (проемов, простен­ков и пр.) - имеют существенное значение в построении архитектурной композиции.

    Свойствами архитектурной композиции являются ее масштабность и масштаб. Под масштабностью понимается взаимосвязь членений архи­тектурной формы с габаритами человека, а также с элементами городской застройки и ландшафта.

    Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.

    В архитектурной композиции существенная роль принадлежит текто­нике - художественному выражению работы конструкций и материала. Тектоничной является такая модификация конструктивной формы, которая приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой.

    Выбор композиционных средств согласуется с назначением здания, его размещением в застройке и характером его объемной формы.

    Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

    Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате.

    Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий). В связи с этим построение внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворовых, учебных и административных зданий.

    Например, если здание театра будет замыкать улицу, по сторонам которой стоят однотипные дома одинаковой высоты, то в этом случае наиболее желательна симметричная композиция здания с выделением хорошо обозримого фасада, т.е. с расположением кассового вестибюля, фойе и зрительного зала по одной оси с центральным входом. Решение фасада должно учитывать характер плоскостного восприятия и обладать достаточной пластичностью. Такая композиция, когда в основном воспринимается не объем,
    а плоскость сооружения, и является фронтальной или плоскостной (рис. 2). История архитектуры насчитывает много примеров фронтальных композиций. Отличаясь строгим, официальным характером, они чаще всего использовались при возведении дворцовых, административных, правительственных зданий.

    Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, обусловленные нормальным углом зрения (30°) и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы (рис. 1–5). В случае нескольких обособленных объемов – доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

    Объемная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем координатам. Ее усложненным вариантом является центрическая композиция, содержащая центральный крупный объем, вокруг которого группируются подчиненные объемы. Объемная композиция присуща зданиям цирков, крытых рынков, спортивно-зрелищных зданий. Размещение таких зданий в застройке должно обеспечиваться возможностью всестороннего обзора, что в свою очередь требует согласования всех форм его фасада.

    Если здание расположено среди зелени, на склонах холма с паутиной дорожек, сбегающих к входу, то в этом случае композиция должна формироваться соответственно рельефу местности, с учетом основных направлений движения людей и обзора, стремиться к созданию живописной связи между зданием и окружающей природой. Тут в основе восприятия лежит всесторонний обзор. Архитектура здания в этом случае воспринимается как бы в условиях трехмерного пространства и требует взаимосвязи трех основных параметров и соответствующего решения фасадов как элементов объемной формы. Композиции зданий с круговыми обзорами называются объемными . Примерами таких композиций могут служить античные периптеральные храмы. Римский храм обычно замыкал площадь геометрически правильной формы и был рассчитан на узкий сектор обзора. В связи с этим, римские зодчие, сохраняя объемность формы, усиливали значение главного фасада устройством высокой лестницы и расположением отдельно стоящих колонн. Таким образом композиция храма приобрела фронтальный характер.

    Рис. 2. Фронтальная композиция. Городская Дума в Москве (1890–1892 гг.), архит. Д.Н. Чичагов

    Глубинная и глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров.

    Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

    Так, например, для усиления эмоционального впечатления, придания величия античный храм, как правило, возводился очень большим, его располагали на высоком постаменте и окружали колонными галереями меньшей высоты. Римский храм с парадным двором, площадями, галереями, а иногда и триумфальной входной аркой – это единый архитектурный комплекс, включающий ряд объемных форм и развивающийся в пространстве по определенному принципу. Такая композиция называлась глубинно-пространственной.

    Глубинно-пространственные композиции применяются и в современном градостроительстве.

    При разработке проектов жилых, административных и прочих зданий архитекторы создают композицию внутреннего пространства. Она должна быть тесно связана с определяющей внешнюю форму здания объемной композицией.

    Форма, которую имеют внешние объемы здания, может быть самой различной. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев она или же соответствует, или очень близка форме простых геометрических тел, таких, как куб, параллелепипед, пирамида, призма, полуцилиндр, полусфера, кольцо или полукольцо.

    Внешние объемы зданий и сооружений архитекторы классифицируют на простые и сложные. К простым относятся те, которые состоят только из одного объема, а сложными – те, которые состоят из двух и более объемов, имеющих различную форму. Кроме того, выделяют также так называемые комплексные композиции. Они состоят из составляющих единый и гармоничный архитектурный комплекс нескольких зданий.

    Когда перед архитекторами ставится задача спроектировать здание или сооружение массового строительства, то в подавляющем большинстве случаев используются простые композиции. Благодаря этому обеспечивается экономичность и функциональность.

    Если стоит задача проектирования сложной композиции, то требуется сначала определить то количество различных объемов, которые будут ее составлять, а также порядок их расположения друг относительно друга. При этом следует иметь в виду, что если изменять взаимное расположение объемов и их количество, то можно добиться совершенно разных художественных результатов. При разработке сложных композиций рекомендуется избегать наличия большого количества маленьких объемов, то есть композиционной дробности. Считается, что наилучший подход – это использовать три или четыре крупных объема, чтобы объемами мелкими не лишать композицию выразительности и не затруднять ее восприятие.

    Виды объемных композиций

    Специалисты классифицируют все объемные композиции на:

    • Фронтальные;
    • Глубинные;
    • Центрические;
    • Вертикальные.

    Фронтальными именуются такие композиции, в которых объем развит в одном направлении. Таковыми являются, к примеру, многоэтажные жилые дома , состоящие из нескольких секций.

    Глыбинными именуются те композиции, которые, как следует из их названия, развиты в глубине.

    Основной характерной чертой центрических композиций является наличие в их центре помещения большого размера. Центрическими композициями являются, к примеру, крытые рынки и цирки.

    Основной характерной особенностью вертикальных композиций является существенное преобладание высоты над прочими измерениями.


    Фронтальная объёмная композиция

    Глубинная объёмная композиция

    Центрическая объёмная композиция

    Для того чтобы объемная композиция имела гармоничный вид и выглядела как единое целое, важно достичь соподчинения различных ее элементов и выделить из них главный. Именно по этой причине включающую в себя главные помещения здания центральную часть размещают в большинстве случаев на главной оси симметрии. Таким образом, достигается ее доминирование, как по объему, так и по высоте в общей объемной композиции. Что касается боковых частей объемной композиции, то они имеют существенно меньший объем, и значение центральной части, тем самым, подчеркивается.

    Внешний вид любого здания или сооружения определяется его конструктивной и планировочной структурой, градостроительными условиями и назначением. Архитектурному решению здания надлежит быть эстетичным, современным удовлетворяющим эстетические вкусы жителей.

    К наиболее важным архитектурным требованиям, предъявляемым к жилым зданиям, относятся логичность и четкость композиции, красота пропорций, экономичность выбранного решения, а также высокое качество отделки. При проектировании зданий нужно обязательно учитывать градостроительные, экономические условия, и его назначение.

    Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции . Композиция – это латинское слово, означающее составление или сочетание. Архитектурная композиция – построение (здания или сооружения), предполагающее установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.

    В сложный процесс создания архитектурной композиции входят: разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решения его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом и интерьером, между внешним обликом здания и окружающей среды.

    Архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей.

    Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем . Сочетание этих двух компонентов образует объемно-простраственную структуру здания .

    Видимый снаружи объем здания может быть различной формы и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых представляет самостоятельный объем.

    Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственная. Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, так как внешний объем зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Взаимосвязи между внутренним пространством и внешним объемом очень многообразны. Они для каждого отдельного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначение здания и художественными задачами. При этом обязательным условие должно быть композиционное единство между пространством здания и его внешним объемом. Единство обычно не достигается, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и формам внутреннего пространства, или, наоборот, когда внутреннее пространство не получает во внешнем облике соответствующего композиционного выражения. Примером этого служит ГУМ в Москве. Его фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры сооружения.

    Могут быть случаи когда внутреннее пространство относительно внешнего объема может иметь ничтожно малые размеры или вовсе отсутствовать. Например: мемориальные сооружения (памятники), ведущую роль в композиции играют идейно-художественная выразительность.

    Другой случай, когда внутреннее пространство может существовать без видимого внешнего объема. К нему относятся подземные сооружения (метро, погреба, подземные гаражи.)

    Особую группу составляют здании и сооружения, в которых внутреннее пространство, хотя и имеется, но недостаточное или малодоступное восприятию (котельные тепловых электростанций, внутреннее пространство которых занято технологическим оборудованием; склады сыпучих материалов и жидкостей). Однако и в этом случае композиционное единство между внутренним пространство и внешним объемом не должно нарушатся.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?