Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Турецкая архитектура. Средневековая архитектура турции

Из всех видов искусства наибольшее развитие в Османской империи получила архитектура.

На первых порах она развивалась под сильным влиянием как сельджукского, так и византийского искусства. С начала XV в. турецкая архитектура принимает все более оригинальный характер. Основными памятниками турецкой архитектуры рассматриваемого периода были религиозные постройки - мечети, тюрбе и др.

Султаны, члены династии, крупные сановники, желая украсить столицу, увековечить свое имя или совершить богоугодное дело, строили мечети, мавзолеи и другие религиозные здания. Многие мечети и дворцы являются шедеврами архитектуры. К ним относятся знаменитая Зеленая мечеть (Йешиль джами), построенная в Бурсе в 1419 г. султаном Мехмедом I Челеби (1413-1421 гг.) Свое название мечеть получила от украшающего ее фаянса бирюзового цвета. Поражает безупречный вкус и роскошь внутреннего убранства.

В наружном оформлении мечети царят мрамор с тонкой резьбой и бирюзовые фаянсовые плитки, которые окаймляют окна. В интерьере приковывает внимание богатство изразцовых украшений с удивительной и замысловатой игрой цвета и рисунка. Окружности, звезды и геометрические фигуры в бирюзовом, зеленом, белом и голубом цвете чередуются друг с другом, образуя бесконечно меняющуюся композицию, которая своей изощренностью и вместе с тем гармонией должна воплощать не что иное, как небесный рай.

Простая надпись по-персидски у богато украшенного алтаря (михраб) свидетельствует о том, что керамические плитки сработаны мастерами из Тебриза (Иран). Зеленая мечеть создана по схеме айван (терраса в домах восточного типа), с фонтаном в центральном зале и приподнятыми над полом галереями с каждой из четырех сторон для молящихся.

Основой для средневекового искусства Турции стал художественный опыт народов Ирана, Грузии, Армении, арабских стран и Византии, а также сельджуков. В конце 12-13 вв. из камня строились города (Конья и др.), окруженные мощными крепостными стенами, с цитаделью в центре и кварталами, часто изолированными друг от друга.

Для культовой архитектуры характерны ясная гармония стереометрически чётких форм, распространение композиций с айванами и открытым двором или с центральным залом, перекрытым куполом, широкое применение 3-угольных парусов в перекрытиях.

Из гражданских построек (включавших элементы оборонного зодчества) особенно хорошо известны караван-сараи и бани. В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с геометрической плетёнкой, стилизованными растительными (иногда фигурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки тёмно-синих и зелёных тонов, нередко составляющие целые орнаментальные мозаики.



Работая над декором, мастера обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узорочью особую пластичность.

Если зодчество Турции в 14 первой половине 15 вв. было связано преимущественно со строительными навыками сельджукского времени, то архитектуре конца 15-16 вв. свойственно в первую очередь творческое переосмысление византийских традиций.

Разрабатывая тип купольного культового здания, турецкие мастера конца 15-16 вв. (прежде всего Синан) создавали грандиозные целостные, строго центрические пространственные композиции: вместе с тем архитектурная форма живописно обогащалась множеством сводов, ниш и окон, а внутренние помещения насыщались орнаментальными росписями и инкрустированными мраморными панелями.

Особая декоративная пышность была характерна для дворцовых построек: стены зданий павильонного типа, возводившихся среди садов, украшались ковровыми керамическими композициями, где преобладали цветочные мотивы. В 12-19 вв. в турецких городах сооружались также медресе, мавзолеи, бани (обычно купольные), изысканно оформленные фонтаны. В городской жилой архитектуре преимущественное распространение получили фахверковые дома с выступающими верхними этажами.

Бесспорным достижением турецких зодчих Эмина Оната и Орхана Арды является мавзолей Ататюрка - строгий, торжественный, впечатляющий по своей архитектуре.

Мечеть Сулеймание

Самая большая мечеть Стамбула выделяется своим огромным куполом на фоне старого города. Внимательный турист отметит сходство этой мечети с мечетью Айя София, хоть эти два здания и разделяет тысяч лет. Однако различия есть - они внутри.

Мечеть Долмабахче

Мечеть Долмабахче - это одна из самых красивых и богато декорированный мечетей. Она находится в южной части дворца Долмабахче, на берегу пролива Босфор.

Византийская церковь святого Георгия

Храм святого Георгия находится в живописном уголке Аланьи, вблизи средневековой крепости.

Мечеть Михримах султан

Мечеть Михримах Султан, построенная в XVI веке, – яркий пример средневековой османской архитектуры. Особо примечательны витражные окна с ярким орнаментом и мраморный минбар, щедро отделанный ажурной резьбой. Двери и оконные ставни выполнены из дерева с инкрустацией перламутром и слоновой костью.

Церковь св. Ирины

Церковь Святой Ирины (на турецком Aya İrini, на греческом Αγία Ειρήνη, Айя-Ирена) самое раннее сооружение из всех церквей Константинополя, которое сохранилось до наших дней. Церковь была посвящена «Святому миру» а не святой Ирине, как гласят некоторые легенды, также добравшиеся до наших дней. Расположилась церковь во внутреннем дворике дворца Топкапы, который в свою очередь занимает не последнее место в культурном наследии Турции и находится в историческом районе Стамбула – районе Султанахмет.

Армянская церковь Акдамар

На острове Акдамар озера Ван когда-то стоял древний армянский монастырь, от которого до наших дней сохранилась только одна церковь Акдамар, построенная в X веке. От остальных монастырских построек не осталось и следа.

Мечеть Фатиха

Наиболее часто посещаемая и любимая туристами достопримечательность Трабзона – это Мечеть Фатиха, которая расположена в средневековой крепости.

Подъем зодчества малоазийских сельджуков (сельджукидов) падает на время правления султана Ала ад-дина Кей Кубада I (1219-1236), при котором были построены города Алаие и Кубадие, строились мечети, караван-сараи, были реставрированы стены Конии и Сиваса.
Индже-Минарели. Едва ли не самым интересным зданием периода строительства в Конии является купольная мечеть Индже-Минарели (1251).
Само здание скромно, но портал его оформлен чрезвычайно пышно.
Очень эффектны декоративные ленты с изящным эпиграфическим орнаментом, огибающие портал и как бы завязанные узлом над входом. Плоскость портала над стрельчатой нишей выбрана в форме совка и украшена огромными резными цветами.
Такие же цветы находятся внутри мечети при переходе от куба основания к куполу, в месте, где обычно помещаются тромпы или сталактиты.
Минарет мечети имеет характерную малоазийскую форму: призма, на ней - цилиндр; затем еще цилиндр меньшего объема и коническое завершение. Переходы от одного объема к другому оформляются в виде балкончиков, поддерживаемых ступеньками сталактитов.
Преемниками династии сельджукидов в Малой Азии было государство турок-османов, формирование которого относится к первой половине 14 века.
Первоначально вассалы Конийского султана, османы, после монгольского нашествия, в короткий срок, пользуясь преимуществами своей военно-феодальной организации и политической раздробленностью своих противников, не только подчинили себе близлежащие округа с греческим и тюркоязычным населением, но и распространились на Балканах.
Архитектура классического периода (16 в). Так называемый «классический стиль» в архитектуре Турции падает на период после занятия турками Константинополя, то есть на период после 1453 года.
Турция приобрела значение передовой державы, игравшей важную роль в торговой и политической жизни Европы и Востока, и к началу 16 века включала в свой состав Малую Азию, Египет, Северную Африку, часть Ирана, Балканский полуостров, Крым и значительные районы Кавказа.
Подъем политического могущества повлек за собой расцвет искусства и, прежде всего, архитектуры.
Наивысшего расцвета турецкая архитектура достигает в правление Сулеймана Законодателя (Сулеймана Великолепного, 1520-1566).
Одним из слагаемых культурного наследия турок-османов было сельджукское искусство. Однако, придя на берег Босфора, османы столкнулись с древней и высокой архитектурой Византии. Великое сооружение византийцев - Софийский собор оказало заметное влияние на турецкое культовое зодчество.
В решение культовых сооружений архитекторы Османской Турции привносят новые оригинальные черты как в поисках силуэта наружных масс зданий (ступенчатость, образованная рядом куполов, минареты), так и в разработке плана (двор на аркадах, перекрытых куполками). В здании собственно мечети турецкие архитекторы преодолевают расчлененность внутреннего пространства на нефы, давая благодаря опоре на 4 пилона или 4 колонны свободное, открытое взору посетителей, большое внутреннее пространство, освещенное рядами окон. Это получило свое развитие в работах знаменитого зодчего 16 века Ходжи Синана (1489-1573).
Архитектор Синан. Синан строил, главным образом, в Стамбуле, украшая столицу Сулеймана Великолепного. Сохранившиеся списки работ архитектора насчитывают несколько сот сооружений, в том числе мечети, медресе, госпитали, караван-сараи, дворцы, бани, мосты, водопроводы (одних только мечетей Синан создал более восьмидесяти).
Наиболее знаменитые его творения - мечеть Сулеймана в Стамбуле, мечеть Селима в Эдирне (Адрианополе), мечеть Шах-заде в Стамбуле.
Мечеть Сулеймана (Сулеймание). Мечеть Сулеймана (1550-1556) величественно поднимается на вершине холма, господствующего над Золотым Рогом. Оригинально решенные перекрытия - купол, два примыкающих к нему полукупола над центральным нефом и меньшие куполки на углах и на боковых нефах - придают ступенчатость наружным массам здания.
Характерный силуэт мечети подчеркивается четырьмя минаретами, которые поставлены по сторонам двора со своеобразным оптическим расчетом: минареты которые ближе к мечети, выше, чем два других, находящихся на концах двора. Это создает удачный эффект перспективы, подводя взгляд зрителя к куполу.
План мечети напоминает план константинопольской Софии. Размеры ее - 63×69 м.
Четыре огромных гранитных столба, взятых из императорского замка Юстиниана, держат купол. Высота купола- 71 метр (превышает высоту константинопольской Софии на 6.м); диаметр - 26 метров.
В орнаментации интерьера оригинальны арки с чередующимися блоками темного и белого мрамора. Арки опираются на колонны с капителями в форме мраморных сталактитов с позолоченными ребрами.

Мечеть Сулеймана (Сулеймание) в Стамбуле. План

Сулеймание изобильно декорирована изразцами; в верхней части стен имеются эпиграфические фризы (белые по синему фону) и медальоны с надписями из Корана. Многочисленные окна увенчаны стрельчатыми тимпанами и украшены витражами.
В мечети Сулеймание Синан достиг большой свободы внутреннего пространства путем облегчения системы опор боковых нефов. Окончательно эта задача была им разрешена в адрианопольской мечети Селимие (1567-1574).
Ученики Синапа продолжили его «классический стиль».
Мечеть Ахмеда (Ахмедие). Архитектор Мехмед Ага создал в 1609-1616 годах, неподалеку от Софии, на территории бывшего византийского императорского дворца и ипподрома самую большую в Стамбуле мечеть Ахмеда (Ахмедие) с шестью минаретами.
Главное, что поражает в мечети Ахмеда, - это обилие света, который щедрым потоком льется из окон, расположенных в пяти этажах. После создания мечети Ахмеда «возобновленный классический стиль» повторяет найденные формы, утрачивая, вместе с тем, гармоничность и монументальность культовых сооружений 15-16 веков (например, мечеть Мухаммеда II в Стамбуле).
Гражданское строительство 15-16 веков. Жилые дома Стамбула и других городов Османской Турции открыты не в сторону двора, а в сторону улицы, над которой нависают балконы или поддерживаемые консолями вторые этажи (что дает известную экономию площади). Материал нижйих этажей - фахверк (деревянный каркас и каменная забутовка на известковом растворе); второй этаж - деревянный. По плану дома однотипны: в подвальном помещении размещаются кухня, склад угля, часто прачечная и цистерна для дождевой воды; в первом этаже - гостиная и столовая (приемная часть - селямлик); во втором - женская половина (гарем).
В малых формах - в намогильных сооружениях, киосках, фонтанах, а также в оформлении интерьеров жилых зданий наблюдается гораздо большая общность с декоративным искусством Ирана.
Распад Османской империи, военное поражение и утеря значительных территорий в 18-19 веках привели архитектуру и другие виды искусства к упадку.

Мавзолей в Галикарнасе

Местонахождение : Галикарнас, Кария (Бодрум, Турция)

Начало строительства : 359 г. до н.э.
Являестя гробницей-памятником карийского правителя Мавсола

Заказчик : супруга Мавсола Артемисия III (что примечательно, начала строить за 6 лет до смерти мужа)))

Архитекторы : Сатир и Пифей

Скульпторы : Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофей.

Входит в 7 чудес света.

Гробница дала название всем последующим сооружениям этого типа – мавзолеям.

Источник :
“Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D.
Professor of ART AND ARCHAEOLOGY
IN RINCETON UNIVERSITY

Дворец Топкапы

Местонахождение : Стамбул (Турция)

Создание: 1453-1853 гг.
Заказчики: первоначально – султан Мехмед Завоеватель, позднейшая и главная перестройка при Сулеймане I

Церковь святого Феодора в Константинополе

Другое название : мечеть Килиссе-Джами, мечеть Молла-Гюран

Местонахождение : Стамбул (Турция)
Создание: ~ 1081-1118 гг.


Османская архитектура (или, как ее называют, турецкая)- это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор – возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн.

Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство.

И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций.

Историческая справка:

В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса.
В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.


Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы.

И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

Ранний Османский период

Начиная с создания первых Османских бейликов,1300-1453 года составляют ранний или первый Османский период, когда османское искусство находилось в поиске новых идей. Османы воспринимали существующий строй завоеванных городов, и архитектура не стала в этом вопросе исключением.


На отвоёванных у византийцев землях военно-феодальная верхушка османов своей столицей избирает Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени являются мечеть Улу джами (1396-1400), Зеленая мечеть (1423), а также мечети в Изнике, столице другого османского бейлика-княжества, и других городах. Священная мечеть в Бурсе Улу Джами была первой Сельджукской мечетью, которая стала многокупольной.

После завоевания земель в Европе, Эдирне стал последней Османской столицей, предшествовавшей Стамбулу, и именно здесь мы можем наблюдать заключительные стадии архитектурного развития, кульминацией которых стало строительство крупных мечетей в Стамбуле.

Здания, построенные в Стамбуле в период завоевания города, и строительство стамбульской мечети Баязида II (1501-1506) считаются также произведениями раннего периода. К их числу относят мечеть Фатих (1470), мечеть Махмут Паша (1464), дворец Топкапы (1475-1478). Османы интегрировали мечети в гармоничный архитектурный комплект, добавив в их структуру бесплатные столовые для бедных, богословские школы, больницы, турецкие бани и гробницы.

Классический период

В ходе классического периода (1437-1703) , который последовал за переносом столицы в Стамбул, план мечети претерпевает изменения и включает в себя внутренний и внешний дворики. Внутренний двор и мечеть были неразделимы.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текийе – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текие Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений.

Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно в этот период главным архитектором классического периода стал Мимар (Архитектор) Кемаль ад-дин Синан (родился в 1492 г. в Кайсери, умер в 1588 г. в Стамбуле).

Великий зодчий Синан

Синан начал новую эру в мировой архитектуре. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 (предположительно 334) позиций в различных городах. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке или текийе (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Мечеть Шах-Заде (1548) стала первым серьезным проектом Синана. Она была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы.

Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. Его вторая значительная работа мечеть Сулеймание (1550-1558) и окружающий ее комплекс, построенный для Сулеймана Великолепного. Мечеть Селимийе (1568-1574) в Эдирне был построен в то время, когда Синан находился в расцвете своего таланта как архитектора.

Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели и цветные витражи. В качестве своей базы в классическом периоде использовались элементы Византийской архитектуры соседних балканских стран.

Среди наиболее известных работ Синана можно назвать также мечеть Рюстемпаша (1561-1563), мечеть Михриман Султан (1562-1565), мавзолеи Шехзаде, Султана Сулеймана Кануни (Законодателя), Роксоланы и Селима II.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным – шюрфэ – балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Еще о работах Синана...

XVI век Османские зодчие поставили образцом для последующих творений. Здания, такие как Голубая мечеть или Ахмедийе (1609-1616) (сейчас первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула) были простой имитацией Синановского стиля. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана, который решил превзойти своего учителя.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, включающего: медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Сельджукское барокко

Во время правления Ахмеда III (1703-1730) и с подачи его великого визиря Ибрагима Паши последовал период мира с Францией, что повлияло на проникновение в Османскую архитектуру стилей барокко и рококо, которые были популярны в Европе в то время. А произведения архитектуры этого периода – медресе Чифтеминаре в Сивасе, медресе Индже Минаре в Конье и т.д., занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот стиль часто называют Сельджукское барокко. После Турции он снова возник в Италии и пользовался популярностью в Османской империи, а декоративные элементы европейских барокко и рококо повлияли даже на религиозные сооружения Османской архитектуры.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских стиля были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. В орнаменте использовался куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек.

Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых изображали вьющиеся растения, цветы или плоды. И, конечно, тюльпан.

Родина тюльпанов

Люди несведущие склонны полагать, что родина тюльпанов – Голландия. Но это ошибочное представление. Прекрасный цветок появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Турки, также не чуждые прекрасного, вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине.

Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520–1566) турецкие садовники принялись создавать новые декоративные сорта – за короткий срок их появилось около 300. Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703- 1730 гг.). И этот период в истории Турции стал "Лале Деври" – "Эрой тюльпанов". Цветы появились повсюду – в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах и, конечно, в садах. Луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота, покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью – воровали цветы из садов султана и его придворных.

Естественно, современная Турция отличается от той, давней, но тюльпаны здесь по-прежнему любят, а в последние годы даже стремятся восстановить историческую справедливость – напомнить всему миру, что родина этих прекрасных декоративных цветов находится на Босфоре. Уже несколько лет подряд в апреле сады и парки Стамбула расцветают полями тюльпанов, а в апреле проводится тюльпанный фестиваль.

Поздний период

В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода, а первые примеры барочной архитектуры появились в XVIII в. в таких зданиях, как Гарем дворца Топкапы, дворец Айналикавак (1603-1617) и мечеть Нур-у Османие (1748-1755), мечеть Зейнеп Султан (1769), мечеть Лалели (1760-1763) и т.д. Мимар Тахир является важным архитектор этого периода.

Многие здания были построены в XIX веке с эклектичным миксом различных европейских стилей, таких как барокко, рококо и неоклассицизма архитектуры, включая дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи, мечеть Долмабахче (1853-1855) и мечеть Ортакёй (1854-1856). Архитекторы из семьи Балян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени.

Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан или Аксарай Валиде Султан (1872) и мечети Йылдыз Хамидийе (1884-1886) рядом с дворцом Йылдыз и бульваром Барбарос.

В конце XIX - начале XX вв. Стамбул стал одним из ведущих центров движения «модерн» во главе с архитекторами Александром Vallaury и Раймондо д-Аронко, разработке ряда известных зданий в этом стиле. А в начале XX в турецкие архитекторы Мимар Кямаледдин Бей и Мимар Ведат Бей впервые вводят «турецкий неоклассический» архитектурный стиль, используя многие архитектурные элементы зданий прошлых веков. Примером этого стиля является Главный Почтамт в Стамбуле.

Примеры Османской архитектуры классического периода (и не только), помимо Турции, можно увидеть на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе и Алжире, где строились мечети, мосты, фонтаны и школы.

  • Мечети Стамбула
  • Смотрим иллюстрации....
  • Турецкая архитектура

    В турецкой ветви мусульманской архитектуры сильнее всего проявилось влияние Византии (купольные конструкции усложненного типа), но византийские элементы тут не менее глубоко переработаны, чем в других группах памятников архитектуры ислама. Йешиль-Джами в Бруссе (рис. 299 и 300) очень близка к византийским церквам (см. том II), но толстые стены разделяют внутреннее пространство на отдельные части, а в середине остается типичная мусульманская крестообразная композиция четырех айванов. Очень усложненные своды, напоминающие позднеготическую архитектуру (см. том III), вносят сильную дематериализацию. Особенно характерна Улу-Джами в Бруссе (рис. 301). Это - колонная мечеть в одежде византийской сводчатой системы.

    Рис. 299. План Йешиль-Джами в Бруссе

    Рис. 300. План хор Йешиль-Джами в Бруссе

    Рис. 301. План Улу-Джами в Бруссе

    Наиболее замечательными произведениями турецкой архитектуры являются большие мечети Стамбула, построенные по образцу Софии (см. том II). Мечеть султана Магомета II (рис, 302 и 303) возведена в 1463–1471 гг., но история константинопольской архитектуры турецкого периода показывает, что здание было сильно переделано позднее. Основное и очень глубокое отличие этого сооружения от его византийского прототипа состоит в том, что оно распространяет систему полукуполов Софии на все четыре стороны. Благодаря столь частому повторению форм полукупола все покрытие становится похожим на систему сталактитов. Дематериализация наглядно проявляется в обилии световых отверстий, придающих наружным стенам прорезной, орнаментальный характер, Типична трактовка углов: иррациональный момент вносится расположением полукупола над углом. Вся внутренняя отделка крайне сложна и запутанна. Целое имеет иррациональный характер. Очень важны многочисленные лампы, свисающие на одном уровне. Когда они зажжены, создается равномерное орнаментальное распределение световых пятен над головами молящихся. Эта световая завеса заволакивает своды, неясные очертания которых тонут в темной выси.

    Рис. 304. Наружный вид мечети Селимие в Адрианополе

    Селимие в Адрианополе (1567–1574) стремится к дальнейшему упрощению… внутренних подразделений пространства, создавая цельное дематериализованное пространство с большим куполом и прорезными стенами.

    Наружная форма турецких мечетей (рис. 304) основывается главным образом на многочисленных минаретах, тонких, как иглы, распыляющих материю в пространстве. Картина ансамбля Стамбула определяется многочисленными минаретами и проникнута принципом дематериализации. Общий вид турецкой столицы можно было бы сравнить с композицией колонн мечети в Кордове, воспроизведенной в гигантских размерах.

    Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

    Турецкая перестройка Султан Махмуд II в 1830-е гг. начал проводить модернизационные реформы, которые должны были, по идее, превратить Османскую империю из феодального государства в прогрессивную буржуазную страну Нового времени.Осуществлялись реформы при деятельном

    Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

    Русско-турецкая война Русско-турецкая война 1878–1882 годов привела к новым победам русское оружие. Плевна и Шипка – названия не менее известные и славные, чем Прёйсиш-Эйлау и Бородино.1878 год – русские войска громят турок, они готовы к взятию Константинополя. Но

    Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

    Турецкая угроза С середины XIV века угроза, нависшая над Балканами в связи с нашествием турок-османов, вырисовывалась все отчетливей. С 1353 по 1356 год они захватили Галлиполи и Южную Фракию, в 1387 году - Салоники, а в 1389 году одержали кровавую победу над сербами на Косовом поле.

    Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

    2 ТУРЕЦКАЯ САБЛЯ И ФРАНКСКИЙ МЕЧ Турки и греки глазами армян Кто расскажет обо всех бедах армянского народа, всех страданиях, которые они перенесли от турок, этих свирепых зверей, пьющих кровь? Наше царство лишилось своих законных правителей, которых у нас отняли лживые

    Из книги Вся правда об Украине [Кому выгоден раскол страны?] автора Прокопенко Игорь Станиславович

    Русско-турецкая война В XIII веке на крымской земле появились первые монголы, и вскоре полуостров был завоеван Золотой Ордой. В 1441 году, с созданием Крымского ханства, начался недолгий период независимости. Но буквально через несколько десятков лет, в 1478 году, Крымское

    Из книги Турция. Книга странствий автора Мейер М. С.

    Турецкая кухня Гастрономические впечатления и радости – украшение любого странствия. Турция славится тем, что умеет делать эти радости и впечатления незабываемыми. Как и все знаменитые мировые кухни, турецкая складывалась веками. Поэтому ее история неотделима от

    Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

    Турецкая империя Турецкая империя была чем угодно, только не слабой страной до середины XVI в. Сулейман Великий (правивший в 1520–1566 гг.), последний из великих турецких султанов-воинов, держал под своей властью Балканский полуостров и большую часть Венгрии. У него было 30

    Из книги Великая Екатерина. Рожденная править автора Соротокина Нина Матвеевна

    Первая турецкая война Первая война с турками продолжалась шесть лет (1768–1774 гг.) и, как пишут о ней историки, ознаменовалась блестящими победами русского оружия. Все это так, но в этой войне императрица зачастую теряла ощущение реальности.Екатерина стала весьма заметной

    Из книги Александр Васильевич Суворов. Его жизнь и дела [вычитано, современная орфография] автора Телешев Николай

    ПЕРВАЯ ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА. Настоящего военного дела в Финляндии, однако, не было. Суворов скучал и стал просить о назначении его в действующую армию в Турцию: Россия в зто время вела первую войну с турками. Желание его скоро исполнили, и в мае 1773 года он уже скакал в Яссы, где

    Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

    Дорошенко. Турецкая ориентация Поражение поляков и их бегство из-под Глухова укрепили русские позиции на Левобережье. Окрепло также положение избравшего своей резиденцией Гадяч и державшегося русской ориентации левобережного гетмана И. Брюховецкого.На Правобережье же

    автора Петракова Анна Евгеньевна

    Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

    Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

    Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

    Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

    Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

    Из книги Дипломатия в годы войны (1941–1945) автора Исраэлян Виктор Левонович

    «Турецкая карта» Черчилля Немалое место в мировой дипломатии периода войны занимала позиция Турции.Хотя Турция и провозгласила нейтралитет в войне, ее симпатии были явно на стороне гитлеровской Германии, с которой она поддерживала самые широкие политические и

    Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

    2. 2-я Русско-турецкая война Готовясь к войне с Турцией, Екатерина сумела договориться с Австрией о военном союзе. Это был крупнейший внешнеполитический успех, потому что проблемы, которые предстояло решать, стали значительно проще. Австрия могла выставить довольно

    Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

    Турецкая экспансия В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское (турецкое) государство Осман-бея, от имени которого турок стали называть османами. Походы против слабеющей Византии были успешны, и вскоре большая часть Малой Азии

  • Социология
    • Социология раннего ислама
  • Исламские имена
    • Иранское имя
  • Исламская архитектура является разнообразием архитектурных стилей , которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в ранне-исламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.

    История

    Первая мечеть была построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоёваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб - ниша, которая указывала киблу - направление к Каабе .

    Типология зданий

    Мечеть

    Персидский тип
    Османский тип
    Региональные стили

    На перефирии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах. присущих китайской архитектуре , а ее минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

    Медресе

    Медресе - религиозные учебные заведения, предоставляющие второй уровень образование. Единственным обязательным медресе было исламское право . Медресе разделялись по школе права , а если в одном медресе сосуществовало несколько школ, то каждому из них отводился отдельный лекционный зал. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окруженного кельями студентов, в здании медресе обязательно присутствует мечеть и как минимум один лекционный зал.

    Ханака

    Мавританская архитектура

    Начатое в 785 году строительство Великой мечети в Кордове (ныне известной как Мескита) знаменует начало исламской архитектуры на Пиренейском полуострове и в Северной Африке. Мавританская архитектура достигла своего пика в строительстве Альгамбры , великолепного дворца в Гранаде .

    Османская архитектура

    Основная статья: Османская архитектура

    Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор - айван .

    Архитектурные элементы, выражающие исламский стиль

    Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам:

    • Большие купола
    • Минарет - бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно четное число минаретов
    • Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется четкой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру
    • Использование геометрических форм и рептативной архитектуры - арабеск
    • Использование симметрии
    • Раковины и фонтаны для ритуального умывания
    • Михраб - ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке
    • Использование ярких цветов
    • Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя
    • Отточенные арки и арки в виде подковы
    • Сотовый свод (мукарнас) - разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
    • Машрабия - балкон из кирпичей, или выгровированный из дерева, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным

    Примечания

    Литература

    • Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. - 1-е изд. - М .: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. - 103 с.
    • Пугаченкова Г. А. Зодчество Центральной Азии. XV век. - Ташкент: Изд. им. Гафура Гуляма, 1976. - С. 8 - 9. - 115 с. - 3000 экз.
    • Засыпкин В. Н. Архитектура Средней Азии. - М .: Изд-во Академии архитекутры, 1948. - С. 12 - 13. - 158 с. - 10 000 экз.
    • Всемирная история архитектуры в 12 томах / под ред. Н. В. Баранова. - М .: Изд-во литературы по строительству, 1969. - Т. 8. - С. 332. - 491 с. - 11 500 экз.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Исламская архитектура" в других словарях:

      Исламская архитектура - на ранних этапах развития исламские постройки нередко возводились на базе существовавших античных и христианских сооружений. Поворотным сооружением стала мечеть Омара в Иерусалиме, известная под названием «Купол Скалы» (685 691). В VIII в.… … Архитектурный словарь

      Великих Моголов архитектура разнообразие архитектурных стилей существовавших на территории современной Индии, процветавший при императорской династии Великих Моголов середины XVI до конца XVII века. Могольский период отмечен стремительным… … Википедия

      - (англ. Pakistani architecture) включает в себя различные сооружения, построенные в разные периоды времени на территории государства. С началом цивилизации Инда в середине третьего тысячелетия до н. э., в районе, который… … Википедия

      Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

      Развалины Персеполиса, столицы Ахеменидкого Ирана Персидская архитектура или Иранская архитектура разнообразие архитектурных стилей, существовавших … Википедия

      Оттоманская архитектура - турецкая исламская архитектура с конца XIV до первых десятилетий XX в. во время правления тридцати восьми султанов династии Османов в Юго Восточной Европе (на Балканах), Северной Африке, Анатолии и на Ближнем Востоке. (Архитектура:… … Архитектурный словарь

      Эта статья в данный момент активно редактируется участником Miquele. Пожалуйста, не вносите в неё никаких изменений до тех пор, пока не исчезнет это объявление. В противном случае могут возникнуть конфликты редактирования. Данное предупреждение… … Википедия

      Входной айван Гробницы Хумаюна в Дели … Википедия

      Город Куала Лумпур малайск. Wilayah Persekutuan Kuala Lumpur джави:كوالا لومڤور англ. Federal Territory of Kuala Lumpur кит. 吉隆坡联邦直辖区 хинди கோலாலம்பூர் … Википедия

      Ислам Столпы Ислама … Википедия

    Книги

    • Исламский мир. Художественная культура VII-XVII веков. Архитектура. Изображение. Орнамент. Каллиграфия , Т. Х. Стародуб , Книга посвящена тысячелетнему развитию средневекового искусства исламского мира - особой территориально-идеологической общности, объединившей под эгидой одной религии глубоко различные по… Категория: История и теория искусств Издатель: Восточная литература , Производитель:
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?