Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тв профессии в кадре и за кадром. Творческие профессии на телевидении По презентациям Бережной

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ

НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Редактор (продюсер) – организатор творческого процесса

Телерепортер

Комментатор и обозреватель

Интервьюер, шоумен, модератор

Ведущий новостей

Критерии оценки журналистской работы

В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.

1. Телерепортер (корреспондент).

2. Комментатор.

3. Обозреватель.

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).

5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).

6. Ведущий ток-шоу.

7. Ведущий информационной программы (в США бытует термин «анкормэн», что означает «человек-якорь», или словосочетание «ньюз презентер» – «представляющий новости»; иногда используют образное выражение «человек, делающий погоду», но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора, репортера и т.п.).

Практика отечественного телеэкрана не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «переключения» на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы в каждый из моментов передачи выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием (а такой недостаток присущ в том же московском канале нескольким ведущим на протяжении многих лет. Да и в других программах случается, что интервьюер говорит значительно больше, чем его собеседник, считает себя обязанным высказаться по каждому поводу, заявить о себе и своих мыслях).

Молодой журналист рано или поздно определяет для себя некие рамки профессиональных возможностей, т. е. старается делать то, что лучше удается. С возрастом амплуа журналиста может измениться, но пределы изменений все же существуют: это психофизиологические особенности организма, которые не следует игнорировать. Один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг оказывается беспомощным, взявшись вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседниками на поле или на стадионе репортер часто не выдерживает студийного монолога, крупный план угнетает его, за столом, в кресле он выглядит неестественно, неорганично.

Даже в театре понятие ампл уа связано не только с внешними данными и психофизиологическими особенностями актера. Теоретики театра подчеркивают, что важен синтез физических, моральных, интеллектуальных и социальных черт. Не учитывать этого нельзя и в журналистике. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком, а отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора-аналитика или неловок в ток-шоу. Таких примеров, к сожалению, достаточно: никто не помогает журналистам «найти себя», свое амплуа, свой осознанно формируемый экранный имидж. Сказывается нехватка режиссеров, которые были бы заинтересованы в такой работе с экранными персонажами – журналистами.

Знаменитый Уолтер Кронкайт, чья внешность вселяла успокоение и чувство надежности в американскую телеаудиторию 60–70-х годов, был допущен к пульту ведущего информационной программы Си-би-эс лишь после многолетней работы в качестве корреспондента. Ставка на молодых ведущих в США не оправдала себя: американцы склонны больше доверять в политическом анализе и отборе новостей мужчинам среднего возраста. Размышляя о своих преемниках, Кронкайт с некоторой горечью писал: «Много молодых людей из тех, что раньше шли на сцену или снимались в кино, теперь приходят на телевидение. Это красивые люди, которые хотят быть «звездами», но они мало заинтересованы в журналистике. Их гораздо больше интересуют деньги, слава, популярность. Они проходят обучение в «коммюникейшн скулз», которое не приносит особой пользы, так как никто не учит там молодых людей, как надо писать. А без этого невозможно стать хорошим журналистом». Среди студентов в России тоже распространено мнение: на телевидении необязательно уметь писать. Глубочайшее заблуждение! Обилие мало что умеющих людей на телевидении России в начале 90-х годов было связано со сменой политических структур и с уходом профессиональных, но политически неуместных в новой обстановке журналистов и режиссеров.

В романе Артура Хейли «Вечерние новости» упоминается, что молодым людям с дипломом журналиста на американских телестанциях предлагается поначалу черновая работа, вроде просмотра местной прессы и сбора материала для штатных репортеров. О самостоятельных репортажах они только мечтают, такая работа достается не всем и не сразу. Это объясняется высокими профессиональными стандартами, выработавшимися в условиях конкуренции телестанций и сетей. Рядовой американский телекорреспондент в конце 80-х годов зарабатывал около 100 тысяч долларов в год (в 7–8 раз больше среднестатистического американца), ведущие общенациональных сетей – до трех миллионов долларов в год.

Восхождение будущей телезвезды начинается, как правило, на небольшой провинциальной телестанции, затем следует переезд в более крупный город, и уже потом замеченный талант получает приглашение на общенациональную сеть. Вообще американское общество более мобильно хотя бы из-за отсутствия системы прописки и «квартирного вопроса», это обеспечивает приток лучших сил из провинции, чего так не хватает российским центральным учреждениям. Путь из американской глубинки к вершинам популярности прошли Питер Дженнингс, Дэн Разер, Том Брокау, Фил Донахью. В США репортер, интервьюер, комментатор так и именуется – «талант», без всякой иронии, поскольку талант является непременным профессиональным качеством человека, претендующего на регулярное присутствие в миллионах домов. На «таланта» работают остальные участники сбора новостей, так как от него зависят рейтинг программы и доход станции. Способность работать в коллективе – необходимое качество тележурналиста, оно неизменно присутствует в списке обязательных профессиональных качеств во всех пособиях по тележурналистике. Приведем один из таких списков полностью:

«Кроме физических данных – хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения – диктору-журналисту нужны: широкое образование, знание жизни и людей; ум и находчивость; чувство юмора; терпение; воображение; энтузиазм; скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе». Авторы пособий единодушны в том, что большинство этих качеств – суть самой личности: либо они есть, либо их нет. Однако и то, что дано природой, необходимо развивать в течение всей профессиональной журналистской жизни.

в начало

РЕДАКТОР (ПРОДЮСЕР) ОРГАНИЗАТОР

ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В коллективном телевизионном творчестве очень важно, чтобы все его участники разделяли основные принципы общего дела. И главная роль в достижении такого понимания принадлежит продюсерам и редакторам. Эти люди, как правило, не работают в кадре. Разделение труда между занимающими эти должности специалистами в России только складывается, и потому мы ограничимся следующим напоминанием: продюсер, в отличие от редактора, отвечает и за финансовую сторону подготовки программ. В остальном их функции близки. Встречающиеся в титрах «креативный продюсер» означает творческий, «исполнительный продюсер» – организатор съемок, монтажа.

Мастерству литературного редактора посвящен на факультетах журналистики особый курс. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики. Редактирование выпуска новостей радикальным образом отличается от работы редактора в передаче «журнального» типа, выходящей, например, раз в месяц; редактор телефильма работает совсем не так, как его коллега, отвечающий за организацию ток-шоу. Но в любом случае литературный работник телевидения имеет дело не только со словом, но и с экраном, а потому в первую очередь заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Об этой стороне дела не всегда задумываются приходящие на ТВ журналисты-газетчики, а потому их передачи зачастую скучны, не вызывают эмоциональной реакции зрителей, хотя газетчик часто лучше разбирается в рассматриваемой на экране проблеме, чем его коллега с телевидения. Поэтому в практике наиболее удачным получается содружество двух людей: один знает проблему, другой – специфику телевидения. Эти двое – автор и режиссер (например, А. Стреляный и М. Голдовская в упоминавшемся здесь фильме «Архангельский мужик») или автор и редактор.

Деликатные проблемы, не имеющие аналогов в печатной журналистике, возникают перед редактором телевидения при подборе и приглашении участников передачи. Если для газетчика при выборе собеседника для интервью решающее значение имеет лишь компетентность данного человека, специалиста в той или иной сфере деятельности или очевидца исторических событий, то для участия в телепередаче этого недостаточно. В передаче участвует сам человек, а не только информация, которой он владеет. Значит, надо редактору иметь представление о внешности предполагаемого собеседника (в ней всегда отражается его духовный облик); надо быть уверенным, что не возникнут препятствия для эффективного изложения мыслей, связанные с физическими недостатками собеседника (заикание, потеря голоса от волнения и т. п.). Опасно поэтому договариваться с будущим собеседником по телефону – явившись прямо к часу эфира в студию, он может невольно преподнести редактору такие сюрпризы, которые поставят под вопрос само проведение передачи. Лучше всего провести предварительную встречу – для того чтобы условиться о содержании эфирной беседы, а заодно посмотреть на человека и тактично дать некоторые советы в отношении его одежды, для дам – косметики и украшений. Можно, например, напомнить, что замысловатая брошь или тяжелые серьги отвлекут внимание зрителей от содержания беседы, голубое платье в эфире может «пропасть» (если в студии используется техника «блюбокс» – замещение голубого фона каким-либо изображением). Разумеется, если предполагается приглашение нескольких десятков людей, то предварительная встреча с каждым (или общая встреча заранее) проблематична – и тут остается положиться на волю обстоятельств; среди массы людей почти всегда найдется несколько интересных персонажей. Впрочем, опытный редактор может и «внедрить» в толпу несколько заведомо надежных, способных к оригинальным суждениям и живой реакции знакомых людей, и это будут не фальшивые «подсадные утки», а инициаторы раскованного, неформального, содержательного общения в студии.

Редакторы-исследователи, старшие и младшие продюсеры составляют непременную «свиту» всякой более или менее заметной западной «телезвезды». Их подготовительная работа обеспечивает успех передачи, которая всегда готовится слаженной «командой». На просторах наших независимых государств еще предстоит овладеть таким стилем работы. Для отечественных журналистов подчас предпочтительнее демонстрация личной независимости от чего бы то ни было, в том числе и от коллег, а порой и от здравого смысла. В результате «звезды» выходят в эфир неподготовленными и порой буквально «тонут» на глазах зрителя. В качестве примера приведем реплику ведущей программы «Добрый вечер, Москва!» (май 1992 г.) в беседе о последних днях царской семьи. Услышав от приглашенной в студию итальянской писательницы фамилию цареубийцы (Юровский), журналистка оживилась: «А, Юровский! Да, знаю, говорят, он преподает в университете и даже появляется у нас на телевидении».

Готовя передачу о расстреле семьи Николая II, продюсер или редактор мог бы снабдить «звезду» соответствующим досье – ведь опубликовано достаточно материалов о судьбе всех причастных к этой трагедии лиц. Интервьюеры встречались, в частности, с вице-адмиралом в отставке А. Я. Юровским в его квартире на Охте (один из районов Санкт-Петербурга), и он рассказывал о своем отце, давно отправившемся вслед за убитым им царем. Разумеется, будь ведущая посообразительней, она бы и сама поняла, что нельзя стрелять в 1918-м и преподавать в 1992-м.

В результате недостаточной культуры подготовки и редактирования телепередачи в эфир идет не всегда достоверная информация, что подрывает авторитет телевидения.

Редактор (продюсер) высокого уровня, занимающий руководящую должность в телевизионной иерархии, продумывает стратегию вещания; обеспечивает сбалансированность позиции телевидения, занимаемой по важнейшим и достаточно спорным общественным вопросам. От редактора такого уровня зависит и организация сбора информации, работы многочисленных репортеров, которые должны чувствовать постоянную поддержку своей телекомпании, работая подчас во фронтовых условиях, иногда в самом прямом смысле этих слов. И здесь вполне уместно привести фрагмент статьи из газеты «Известия».

«Увы, эсэнгешные репортеры в зоне боевых действий по сравнению со своими коллегами, работающими на западные компании и агентства, представляют собой довольно жалкое зрелище. Зажатые тисками скудного командировочного бюджета, с примитивной техникой, а то и вовсе без нее, они проигрывают своим благополучным собратьям по всем статьям. Как это ни печально, о том, что творится в близком нам Нагорном Карабахе, за рубежом знают гораздо лучше нас. Пока отечественное телевидение передает мнения посольств Азербайджана и Армении в Москве, да не слишком свежие репортажи, полученные от бакинских и ереванских журналистов, человек, включивший телевизор в США или в любой европейской стране, видит события, произошедшие в нашей «горячей точке» всего несколько часов тому назад. Постоянные бригады зарубежных редакций действуют по обе стороны фронта. Их сотрудники, как правило, в бронежилетах, застрахованные на крупные суммы, совершенно не стесненные в средствах, при помощи спутниковых антенн по несколько раз в день перегоняют заказчикам самые свежие новости. Они всегда готовы щедро платить за любые сведения, за помощь. Как хвастались представители одной телекомпании, им за порядочную сумму ради эффектных кадров удалось даже «купить» залп установок «Град».

Итак, телевизионный редактор – это не только литературный работник, но прежде всего организатор «добычи» и оформления экранной «картинки» – визуальной информации во всем ее разнообразии. И если сообщения ИТАР-ТАСС в «Вестях» на протяжении месяца сопровождаются одними и теми же кадрами (например, схватка на крыше автобуса в Тбилиси была до тонкости изучена за месяц всеми телезрителями), это свидетельствует о слабости именно редакторской службы на телевидении, об ориентированности вчерашних газетчиков на слово, а не на изображение. Если новости подкрепляются заведомо старыми кадрами, значит, телесообщение «раздокументируется». Совершенно недопустимо, чтобы сводки новостей (в «видеообзорах») походили на монтаж старой кинохроники. Редактор, подменяющий факт не имеющим даты образом, просто «подходящей картинкой», не понимает истинной специфики телевизионной журналистики.

Редактор новостей наделен большими правами по отношению к репортерам. Он может потребовать от репортера сократить материал или изменить его компоновку; редактор, наконец, может и вовсе не выпустить репортерскую работу в эфир.

в начало

ТЕЛЕРЕПОРТЕР

Обзор журналистских экранных профессий мы начинаем с профессии репортера, как самой массовой, самой многогранной, наиболее органичной для раскрытия способностей молодого журналиста. Профессия репортера (корреспондента) имеет множество разновидностей: репортер может специализироваться как «по горизонтали» – в определенной сфере человеческой деятельности (новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр.), так и «по вертикали» (все новости одного региона). Есть репортеры-универсалы, чья работа соответствует престижной газетной должности «специальный корреспондент» (в США таких называют «генералист»). Некоторые небогатые телекомпании предпочитают их узким специалистам. Такой репортер должен уметь применять наиболее общие принципы беспристрастного исследования к любому предмету. Генералист, который знает об этом предмете ненамного больше, чем аудитория, может сделать репортаж более простым и доступным, чем эксперт. Кроме того, всегда есть опасения, что репортер-специалист будет пристрастен в невольном отстаивании того, что ему кажется истиной. К тому же генералистов можно использовать гораздо интенсивнее, чем специалиста, не имеющего своей ежедневной рубрики в новостях. Большинство репортеров во всем мире работают в службах оперативной телеинформации, но есть и такие, что заняты тщательными и довольно длительными телерасследованиями. Некоторые связали свою судьбу с определенной рубрикой культурно-просветительного толка, с тележурналом. Можно привести в качестве примера российские программы «До и после полуночи», «Под знаком пи» и другие, где известный ведущий опирается на группу профессионалов-репортеров, которые, собственно, и делают всю внестудийную часть передачи, придавая ей своеобразие каждый своим личным стилем.

Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу «говорящих голов» в студии. Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам: 1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое; 2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем, и, наконец, 3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.

Выполнение первой части задачи зависит и от самого репортера, и от сложившейся в данной телеорганизации системы работы. Система основана, как правило, на тщательном планировании событий, о которых что-либо можно узнать заранее (тогда репортерская группа прибывает на место заблаговременно), и оперативном реагировании на внезапно возникающие обстоятельства. Так или иначе, события можно планировать: метеосводка, к примеру, подскажет, в каком направлении движется ураган или где ожидать лесных пожаров; спецсвязь, установленная в репортерской машине или вертолете и настроенная на волну милиции, скорой помощи и пожарных, позволит не пропустить городские происшествия и т.д.

Оперативность репортера зависит и от его находчивости, и от имеющейся в его распоряжении техники, и от слаженности работы группы. «Однажды зимним днем съемочная группа сент-луисской телестанции, возвращаясь с задания, застревает в дорожной пробке на заснеженной скользкой дороге. Она везет два видеосюжета для шестичасового выпуска новостей, а уже 15.30. Ясно, что добраться до телецентра в срок не успеть. Съемочная группа быстро выходит из положения: ПТС съезжает на обочину, видеоинженер поднимает на крыше антенну, а репортер связывается с редакцией по системе мобильной связи. За несколько минут видеосюжеты переданы на станцию, несмотря на сильный буран. Одновременно репортер по радиосвязи передает указания относительно монтажа. Редактор быстро приводит материал в надлежащий вид. На все уходит 20 минут. Более того, застрявшая съемочная группа решает использовать свое положение на благо информации: в конце концов пурга – тоже важное событие дня. Прямой репортаж из дорожной пробки идеально ложится в раздел о погоде и состоянии дорожного движения». Это эпизоды из книги И. Фэнга (США, 1985).

Помимо общередакционного планирования новостей каждый репортер имеет свои источники «опережающей» информации: о готовящихся событиях, о том, что интересного происходит в различных сферах жизни. Просмотр больших и малых газет, прослушивание радио также позволяют журналисту постоянно быть в курсе происходящего и в случае необходимости быстро оказаться на месте события.

Следует учесть, что, по крайней мере, половина всех новостных сюжетов любой телестанции мира не относится к сверхоперативным новостям (так, сюжет о новой научной разработке или об уличных ресторанчиках в экзотическом уголке планеты может быть снят и выдан в эфир без лишней спешки). Часто используется формальный «событийный повод». Пример: «Сегодня пермская фабрика Гознака печатает почтовые конверты с новой символикой» – хотя она их печатает, может быть, уже в течение месяца.

Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Закономерности связаны с ограничениями по времени: если планируется 20-секундный сюжет, то придется ограничиться самым общим представлением о событии; в наиболее распространенном, 60–75-секундном, уже надо заботиться о композиции и элементах драматургии. «Каждый информационный сюжет должен иметь четкую структуру и конфликт, проблему и ее разрешение, развитие и свертывание действия, т. е. начало, середину и конец», – пишет продюсер вечерних новостей Эн-би-си Ройвен Франк, практически следуя правилам Аристотеля, которые считаются архаичными для театрального авангарда, но оказались вполне уместными в теледокументалистике. Авторы и российских и зарубежных пособий по тележурналистике с редким единодушием советуют репортерам (если речь не идет о съемках пожара) провести на объекте предварительную разведку, познакомиться заранее с участниками предполагаемого события, наметить план съемок и кандидатуры собеседников для интервью, продумать вопросы к ним, общий сценарный «ход» репортажа, все «повороты» и «изюминки». Репортеры отечественного телевидения почти столь же единодушно считают это «выдумкой теоретиков» и являются на съемку сразу с группой. Результат – шаблонно снятый материал, но не это самое огорчительное. Таким методом работы репортер ставит преграду на пути развития собственной личности. Он уже не станет исследователем, автором фильмов, не имея навыка искать суть за внешними проявлениями. Как в газете есть люди, для которых немыслимо написать очерк (вся жизнь прошла в отделе информации), так и на телевидении есть репортеры, которые теряются, если ведущий информационной программы спрашивает их о чем-либо оставшемся за рамками кадра; выясняется, что такой журналист ничего на объекте съемки не узнал и не понял. Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и вообще иной профессиональный уровень, нежели умение все делать «с колес». Известны случаи, когда репортеру приходилось в силу обстоятельств держаться в прямом эфире по 20–30 минут вместо запланированных двух–трех, и только личностные интеллектуальные ресурсы и солидная подготовка, знание материала помогали избежать провала.

Свое понимание, видение будущих событий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передать оператору. С одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому так важны для репортера знание возможностей камеры и полное взаимопонимание с оператором, владеющим средствами экранной выразительности. Более подробно эта проблема рассмотрена в соответствующем разделе данного учебника, но применительно к информационным сюжетам, создаваемым без участия режиссера, она порой приобретает решающее значение.

Во имя чего снимается материал, какова задача показа, внутренняя позиция репортера по отношению к происходящему? Для кого предназначается репортаж? Требование объективности вовсе не означает отказа от каких-либо эмоций. Вот, к примеру, два репортажа с московского автосалона 1992 г. Российский репортер придает значение техническим новинкам автомобилей, и камера оператора фиксирует детали оформления салона, бортовые компьютеры, убирающиеся фары и т.п. А для оператора британской Ай-ти-эн все это не является новостью, и он под текст репортера (что с открытием салона слегка запоздали, как и со многим в России, поскольку предыдущий автосалон проходил 80 лет назад) снимает жанровые сценки перед открытием, уделяя больше внимания посетителям, чем машинам, поскольку, по словам репортера, для покупки такого автомобиля любому из этих людей пришлось бы потратить заработок всей жизни. Тем не менее, бронированный «Мерседес» нашел покупателя уже в первый день (его купили для Р. Хасбулатова). Вот почему оператор более подробно обратился к показу данной конкретной машины.

В новостях Си-эн-эн мы видим встречу американских военнослужащих со своими семьями после завершения одной из операций ООН на Ближнем Востоке. Выбраны самые трогательные моменты: двое близнецов повисли на шее папы; семья с собачкой, радостно приветствующей хозяина; длинноногая молодая женщина, взбирающаяся по приставной лестнице в кабину истребителя, чтобы обнять пилота. Определенная искусственность последней ситуации заставляет предположить репортерскую работу по «организации кадра» – красивого кадра, каких немало едва ли не в каждом репортаже телекомпании мирового уровня. О том, как такие кадры делаются, рассказывает Р. Тиррелл в учебном пособии, рассматривая действия репортера-оператора на самом простом задании: снять выставку цветов без интервью. Такая работа выполняется на Западе одним человеком, владеющим как камерой, так и пером, и еще умением организовать материал (такая организация, подчеркивается во всех пособиях, не должна переступать этических границ, за которыми оператора можно было бы обвинить в инсценировке и фальсификации).

Итак, репортер-оператор на задании. «Если он снимает выставку цветов, едва ли его начальство удовлетворится несколькими красивыми кадрами... Возможно, ожидается визит туда какого-нибудь общественного деятеля или какой-либо знаменитости, или на выставку могут ринуться целые толпы людей, и на близлежащей улице создастся автомобильная пробка, которая сама станет событием... Время, потраченное на «разведку», дает свои плоды. Надо постараться приехать на место съемки пораньше, чтобы оглядеться... Если речь пойдет о новом сорте роз, оператор должен отыскать способ драматизировать эту тему, выделить эти цветы из массы других на выставке. Когда этот куст привезут, где он будет размещен, как и кто за ним ухаживает? Есть ли меры предосторожности? Но вот оператор узнал, что розы доставят специальной машиной к черному ходу. Эта сцена может получиться вялой и неинтересной или, напротив, с неким ореолом таинственности. Оператор все-таки решает снять ее, но планирует подготовить и другой вариант начала на тот случай, если эта идея не сработает. Машину с розовым кустом встречает у дверей группа представителей выставочного комитета, а также охранники в униформе. По просьбе оператора посыльный вносит куст два-три раза: дубли одной и той же сцены, снятой под разными углами, позволят монтажеру подготовить четко выстроенный видеоряд...» Далее на протяжении двух страниц автор американского пособия описывает, сколько хлопот у репортера-оператора на этом простейшем задании: найти красивую девушку, чтобы снять ее рядом с розой, побрызгать на цветы водой – тогда задняя подсветка заиграет в каплях; и еще успокоить селекционера, который волнуется по поводу воздействия осветительных приборов на его цветок, и объяснить людям из толпы, что надо смотреть не в камеру, а на экспонаты...

Ирина Давыдова


Время на чтение: 13 минут

А А

Кто не мечтает работать на телевидении? Наверное, каждый хотел бы, пусть даже ненадолго, окунуться в этот волшебный мир «зазеркалья» — в атмосферу, царящую по ту сторону экрана. Для кого-то это просто мечта, для кого-то – четкая цель.

Можно ли попасть на ТВ с улицы, и какие ТВ-вакансии наиболее привлекательны?

Как найти работу на телевидении и в кино с нуля – массовка, зритель на телепередачах, конкурсы и т.д.

Способов, которыми можно попасть на телевидение, не так уж и много. С их помощью можно засветиться на ТВ, чтобы потом (не без упорного труда, естественно) там же и закрепиться.

Правда, нужно помнить, что путь от обычного «смертного» до телезвезды тернист, сложен и долог.

Видео: Как попасть на съемки программы?

Итак, по каким тропинкам можно пройти до ТВ?

  • Грамотно составленное портфолио , размещенное на соответствующих сайтах.
  • Съемка в массовке. Это один из самых простых способов – попасть в кино. Кстати, может оказаться, что вам достанется роль со словами. Попасть в массовку можно двумя путями: через найденное заказчиком портфолио или же путем самостоятельного поиска нужных объявлений (ищем в газетах, на сайтах каналов и киностудий) и через многочисленные прослушивания.
  • Участие в ТВ-шоу. Например, в качестве героя программы, участника программы или зрителя статиста. Правда, в серьезное кино перепрыгнуть из реалити-шоу будет потом очень и очень трудно.
  • Одна из профессий в киноиндустрии . Как известно, кино создают не только актеры, и множество людей различных профессий работает «за кадром». Например, режиссеры и продюсеры, сценаристы и операторы, гримеры и декораторы, фотографы и проч.
  • Не пропускайте кастинги на ТВ-каналах . Оставьте свое , вдруг вам повезет.
  • Образование – наше все. Помимо высшего специального образования не помешают курсы, направленные на повышение квалификации.
  • Четко определитесь с должностью . Какую именно вы бы хотели найти вакансию – творческой или технической работы вам не хватает в жизни?
  • Заводите полезные знакомства , которые могут привести вас в святая святых.
  • Пишите сценарии и обзванивайте продюсеров . Если ваш сценарий окажется интересным и малозатратным – вас обязательно заметят.

Важно:

Помните, что мошенники сегодня становятся все более изощренными в своих аферах: уже немало людей пострадало в поисках славы и работы на ТВ. Обратите внимание, что даже эпизодическая роль должна оплачиваться. И за участие в массовке платить должны вам, а не вы.

Кроме того, немало мошенников и в сфере обучения теледелу: конторы, обещающие прославить всех желающих, растут как грибы после дождя — но, увы, кроме разочарований и потери финансов, соискатель ничего там не найдет. Поэтому будьте осторожны и тщательно проверяйте подобные организации, прежде чем отнести деньги.

Готовим портфолио для поисков работы на телевидении – все секреты

Карьера на телевидении и в кино, зарплата – к чему готовиться и стремиться?

Что вас ждет в мире телевидения?

Какую бы профессию вы не выбрали, это — ряд плюсов и минусов (по-другому в жизни и не бывает).

Если вы желаете стать публичным лицом (не гримером, которого никто не видит, не оператором, а именно публичным лицом), то вам будет приятно узнать о преимуществах работы на ТВ:

  1. Узнаваемость. То есть, слава, интервью, ваше лицо на фотографиях в журналах, автографы и прочие радости «звездности».
  2. Высокий доход . Зарплаты на телевидении всегда были более высокими, чем у простых смертных, но в итоге все будет зависеть от уровня вашей популярности.
  3. Возможность общения со знаменитыми людьми , наработка нужных связей, обрастание полезными знакомствами.
  4. Расширение горизонтов во всех смыслах.
  5. Необходимость всегда быть в форме. Публичный человек должен выглядеть безупречно даже когда выбегает мусор выбросить в мусоропровод.
  6. Творчество, самореализация, интересная работа. В каком бы «уголке» телевидения вы не бросили якорь – интересно будет везде.

Из недостатков работы на ТВ можно выделить:

  • Постоянный перегруз нервной системы.
  • Невозможность расслабиться , потому что вы всегда на виду. Вы не можете «ляпнуть, не подумавши» или выйти в свет, в чем попало.
  • Личная жизнь под прицелом фото- и видеокамер . Каждый поступок, промах, ошибку – все обсудят, истолкуют по-своему, осудят и пр.
  • Ненормированный график работы.

Что касается зарплаты и карьеры, все, опять же, зависит от выбранной профессии.

Например…

  1. Режиссер начинает от помощника режиссера и дорастает до (это пик карьеры) режиссера-постановщика. Гонорары у режиссеров более чем солидные. И у режиссеров кино, и у режиссеров телепрограмм.
  2. Актер. Новичок без опыта получит за съемку в массовке около 10 долларов за день (за съемочный день, который может растянуться и больше, чем на 24 часа). Актер с опытом в эпизодических ролях получит около 140 долларов за съемочный день. Если в багаже актера появляется главная роль, зарплата перескакивает за 220 долларов/день. Самыми высокооплачиваемыми считаются популярные актеры – их заработок за 12 часов съемок обычно превышает 3000 долларов. Но до этого уровня еще нужно дорасти.
  3. Ведущий телепрограммы . Их зарплата начинается от 30000-100000 рублей. Впрочем, все зависит от популярности ведущего и передачи.
  4. Сценарист тоже зарабатывает весьма неплохо. А старт карьеры обычно начинается с писателя, журналиста, драматурга. Правда, в данную сферу телевидения пробиться крайне сложно даже, если вы можете похвастать серьезными связями.

Телевизионные профессии: от телеведущего до гримера

Тележурналисты сегодня по популярности не уступают звёздам эстрады и кино. Они всегда в центре самых интересных событий. Простому обывателю не видна оборотная сторона этой профессии. Тем не менее, это тяжёлый труд многих людей, остающихся за кадром телекамеры, порой переходящий в нудную рутину.

Телеведущий.

Лицо практически любой телевизионной программы. Он долгожданный гость в каждом доме. У каждого есть свой любимый и нелюбимый ведущий, которому доверяют или не доверяют, но равнодушными никто не остаётся. На Западе ведущих ток-шоу, развлекательных программ, ведущих информационных программ зачастую называют модераторами — участник и организатор беседы. Последние годы стало модно приглашать на эту роль «звезд» эстрады и кино для привлечения внимания аудитории и повышения рейтинга, но такой ход срабатывает далеко не всегда. Отдельная каста - это политические ток-шоу, которые ведут только профессиональные журналисты.

Редактор телепрограмм.

Работа редактора начинается задолго до того, как программа выйдет в эфир. Она заключается в выборе темы, героя программы, участие в разработке сценария. Поэтому редактор должен быть в курсе всех возможных проблем и актуальных тем. Редактор готовит и сдает готовый продукт - телепрограмму. Иногда он, совместно с режиссером, участвует в организации и проведении съемок, в монтаже и озвучании. Хороший редактор востребован на любом телеканале.

Режиссер телевизионных программ.

Одна из самых сложных профессий на телевидении. В отличие от работы кинорежиссера, работа режиссера на телевидении более многогранна — это и постановочные работы с актерами и не актерами, прямые трансляции и запись, монтаж и озвучание.

Телеоператор

Профессия, которая соединяет в себе творческие способности и технические навыки. С одной стороны телеоператор должен владеть законами композиции, цвета и света, а с другой — необходимо отличное знание и владение современнейшей цифровой техникой и оптикой.

Монтажер.

Так наиболее часто называют профессию режиссёра монтажа на телевидении. Он должен знать компьютерную технику, новейшее программное обеспечение, быть в курсе огромного количества монтажных решений, знать историю кино и телевидения, теорию режиссуры и монтажа, обладать чувством темпа и ритма. Работа над выпуском информационных программ — это ежедневная работа в прямом эфире с несколькими источниками изображения, требующая от монтажера большой отдачи и профессионализма.

Звукорежиссер.

Специалист, отвечающий за звуковую стилистику аудиовизуального произведения. В его функции входит микширование музыки, интершумов, органичное сведение звука. Звукорежиссер должен владеть самыми современными компьютерными технологиями в обработке и записи звука.

Музыкальный редактор.

Еще одна очень важная профессия для телевидения. Музыкальный редактор не только должен знать музыкальную культуру, но и основы монтажа, звукорежиссуры и телевизионной режиссуры. Он должен понимать, как можно создать определенную атмосферу и настроение, создать единство музыки и изображения.

Линейный и исполнительный продюсеры.

Люди этих профессий занимаются организацией производства телепрограмм и телесериалов. Работа включает в себя координацию большой административной группы, распределение финансов (от зарплаты съемочной группе до расходов на приобретение и изготовление декораций), написание сценария и обедов на площадке. От этих специалистов зависит слаженная работа всех цехов производства.

Художник-гример.

Отвечает за грим всех людей, находящихся в кадре. В холле одной из ведущих телекомпаний Америки висит лозунг " У нас гримируется даже президент". Это не случайно. На заре телевизионной эры гости в студии зачастую отказывались гримироваться. Если для актеров грим является неотъемлемым атрибутом их профессии, то для гостей в студии это казалось необязательной процедурой. Конечно, сейчас об этом не может быть и речи. Перед тем, как пройти в кадр, всех гримируют настоящие профессионалы своего дела.

Конечно, это далеко не весь список телевизионных профессий, а только наиболее важные из них. В последние годы овладеть данным профессиям стало возможно во многих учебных заведениях. И количество учреждений, готовящих кадры для телевидения, неуклонно растёт.

По открытым источникам

Говоря об особенностях журналистской работы (и в том числе - на телевидении), необходимо иметь ввиду довольно общеизвестное положение, характеризующее суть журналистской профессии в целом. Журналистика - это синтез общественно-политической деятельности и творчества, предполагающий необходимый уровень профессионального мастерства. Первое определяет выбор проблем и тем, понимание социальной значимости журналистского материала и уровень ответственности за возможные социальные последствия. Это как бы суть, содержание профессии. Второе влияет на форму ее реализации - выбор жанра и необходимых изобразительно-выразительных инструментов. Как и в любом другом явлении, содержание и форма диалектически неразрывны. Беспредельно гениальная идея может потерпеть крах, если ее автор не владеет формальной стороной профессии, и, наоборот, безупречное владение техникой профессии вряд ли спасет проект, импотентный в творческом плане.

Редактор. Литературное редактирование как таковое - малая часть функций редактора на телевидении. Телевидение- творчество коллективное, а потому повышается роль людей, владеющих общими принципами телепроизводства. Таковыми являются редактор программы и продюсер. Литературный же редактор на телевидении отличается от редактора в печатной и радиожурналистике, прежде всего тем, что в его ведении появляется в дополнение к слову (в печати), звуку (на радио) еще и изображение. То есть, редактирование на телевидении происходит как бы в трех плоскостях, в трех измерениях. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели.

Продюсер. Продюсерство как род профессиональной телевизионной деятельности в телекомпаниях стран постсоветского пространства вряд ли можно считать окончательно сформировавшейся профессией со строго регламентированным набором функций. На западном ТВ под продюсером понимается, как правило, тот же редактор, отвечающий еще и за организационные и финансовые аспекты подготовки программ.

Корреспондент (репортер). Репортер или корреспондент - самая массовая и многогранная из "экранных" ТВ. По сути, репортерская работа - основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение представляло бы собой набор студийных передач плюс трансляцию фильмов и других рекреативных программ. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на чем-либо, а основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация. Репортеры специализируются "по горизонтали": в определенной сфере общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т.д.). В отдельных программах (например, "Вести", РТР) существует даже более узкая специализация: отдельные корреспонденты не просто занимаются сферой политики, но и внутри ее специализируются более конкретно: кто-то отражает деятельность президента и его администрации, кто-то - правительства, парламента, МИДа, министерства обороны и т.д. Специализация "по вертикали" означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране.


Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работают с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ.

Понятно, что вся эта дифференциация довольно условна. Никогда не исключено, что оперативный репортер займется более глубоким расследованием по какой-то теме и, наоборот, исследующий репортер не подготовит оперативного репортажа по поводу какого-либо события. В этом смысле можно считать примером имеющее место взаимодействие двух программ Российского ТВ: "Вести" и "Зеркало". Аналитическая программа "Зеркало" имеет своих штатных репортеров, которые, оказавшись на месте какого-то события, не пренебрегают зачастую подготовкой оперативных сюжетов для "Вестей". В то же время, "Зеркало" может заказать подготовку аналитического материала специальному корреспонденту "Вестей", выезжающему в оперативную командировку, или собственному корреспонденту, находящемуся непосредственно на месте события.

Свои положительные и отрицательные стороны имеет любая специализация репортерской работы. "При горизонтальной" специализации это выглядит следующим образом. Корреспондента, специализирующегося исключительно на одной, скажем, экономической, тематике, подстерегает опасность по двум направлениям. Во-первых, его достаточно глубокое проникновение в тему может повлиять на репортаж в смысле его малодоступности для аудитории. Другими словами, "если понятно мне, должно быть понятно и другим". То же относится и к репортеру, специализирующемуся "по вертикали" - глубокое и всестороннее знание предмета может пойти во вред. По большому счету, аудитории информационной программы не нужны все и всяческие подробности о том или ином событии. Другое дело - суметь в минимальном объеме показать событие, если есть необходимость, в его контексте. И показать так, чтобы и контекст и событие оказались доступны для понимания зрителей. При специализации возникает и другая беда - так называемое "замыливание глаза". Постоянно занимаясь предметом, корреспондент может не заметить каких-то явлений, не придать большого значения чему-либо, что на самом деле может быть интересно большой аудитории. Резюмируя эти размышления, можно сказать: хорошо, когда репортер знает ненамного больше о предмете, чем это нужно аудитории. И еще одно подводное течение специализации: она грозит репортеру потерей беспристрастности, объективности. Вольно-невольно, он, глубоко вникая в суть событий и процессов, становится сторонником какой-то точки зрения. Особенно, если речь идет о событии или процессе, содержащих в себе внутренние противоречия. И уж совсем недопустимо подобное в случаях отражения в репортажах социальных или военных конфликтов. (Впрочем, в последних ситуациях различные редакции проводят разную политику. Например, программа "Вести" в отражении войны в Нагорном Карабахе и грузино-абхазского конфликта нашла свой подход: в эфире обязательно рядом присутствовали два сюжета, подготовленные корреспондентами, находящимися по разные линии фронта. При этом каждый из сюжетов мог быть тенденциозен, но в целом картина оказывалась приближенной к объективной. Правда, та же программа в ходе гражданской войны и последующих процессов в Таджикистане не смогла удержаться на высоте положения и давала в эфир, практически без исключений, одну лишь точку зрения - правительственную, игнорируя вторую сторону конфликта - оппозицию. Это, конечно, недопустимая ошибка в политике программы в целом).

Профессиональное мастерство репортера можно свести к четырем элементарным, но принципиально важным, требованиям.

Первое: суметь оказаться в нужное время в нужном месте. Успеть вместе со съемочной группой туда, где происходит общественно-значимое событие. Суметь (во многих случаях - даже без согласования с редакцией) оценить общественную значимость события и принять решение о подготовке материала, либо об отказе от него. Второе: с участием оператора быстро продумать возможную структуру и композицию сюжета, исходя из чего, выбрать и зафиксировать необходимый видеоматериал, записать нужные интервью, при необходимости - stand up. Третье: собрать необходимую информацию о событии, оценить степень необходимых подробностей и подготовить текст. Четвертое: организовать быстрое возвращение съемочной группы (в отдельных случаях - доставку подготовленных видеокассет и текста сюжета) в редакцию к такому времени, чтобы материал был подготовлен к эфиру в нужное время. Условия выполнения первого требования часто зависят не только от репортера, но находчивость и умение преодолеть даже посторонние факторы тоже относятся к характеристикам профессионального мастерства. Довольно простая из возможных в таком случае ситуаций может выглядеть так. (В больших редакциях обычно устанавливается дежурство репортеров. Вы - дежурный. Вам сообщают о месте и времени события, оператор с техникой и машиной ждут у подъезда, известно время выпуска программы, к которому нужен ваш сюжет. Еще проще работать, опираясь на планирование работы редакции. Оно осуществляется на информации о событиях, о которых возможно узнать заранее (пресс-конференции и брифинги, совещания и заседания, визиты и встречи, митинги и демонстрации и т.д.). Планирование происходит за день (а то и более) до события и уже в понедельник вы можете знать следующее: в среду в 8.00 - выезд, в 9.00 - начало заседания; информационная компьютерная служба подготовила для вас всю предварительную информацию и событии; выход в эфир - в выпуске на 17.00.). В реальности же все бывает куда как сложнее. Отсутствие связи с редакцией - серьезнейший из факторов, которые могут помешать, но и он преодолим. Просмотр газет, прослушивание радио, поддержание контактов с пресс-службами и разного рода ньюсмейкерами, способность к анализу и прогнозированию - все это и многое другое вполне может сочетаться в одном-единственном человеке, если он - репортер.

Выполнение второй из стоящих перед репортером задач в значительной степени связано с двумя факторами. Один из них - умение взаимодействовать с оператором. (Об этом см. ниже, в гл.4, посвященной собственно репортажу). Второй фактор - принятие решения о необходимости записи интервью и (или) stand up"а, о наборе необходимых видеокадров - решается, прежде всего, на основе профессиональных навыков (или, как минимум, знаний) репортера, хотя и здесь немаловажное значение приобретает, особенно в ситуациях достаточно экстремальных, взаимопонимание среди участников съемочной группы. Собственная состоятельность корреспондента определяет способность решения задачи написания текста, как и оперативная доставка материала - о находчивости, умении сгруппироваться и преодолеть, казалось бы, непреодолимое, уже говорилось выше.

Одно из репортерских правил: хорошее начало материала вызовет интерес и внимание, хорошая концовка оставит материал в памяти. Другое относится к разряду вечных истин: краткость - сестра таланта. Впрочем, обоснованный, замотивированный сюжет, вышедший за рамки хронометража, рекомендованного редакцией до выезда на съемки, вовсе не говорит о его творческой несостоятельности.

Репортерство - это предельно универсальная из экранных профессий. Это и умение произнести монолог, это и мастерство интервьюера, это работа сценариста и режиссера постановщика, это способность беспристрастно изложить самостоятельно собранную информацию и умение, если необходимо, быть аналитиком, прогнозировать развитие событий. Репортер - посредник между событием и аудиторией. И от того, как он выполняет работу посредника, иногда неблагодарную, во многом зависит дальнейшее развитие самого события. Поэтому репортер - это еще и ответственность. Ну, а собственно репортажу, как телевизионному жанру, посвящен отдельный раздел данного учебного пособия.

Комментатор и обозреватель. "Факт священен, комментарий свободен", - так звучит один из главных законов западной журналистики. Событие неприкосновенно - это догма из тех, с которыми не спорят. Комментарий - это точка зрения на факт, событие, процесс. В роли комментатора выступает, как правило, журналист, имеющий достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция - разъяснить зрителям сложный вопрос, показать его в контексте, изложить существующие точки зрения, аргументировав при необходимости свою и подвергнув аргументированной же критике все иные. В качестве комментатора не всегда обязательно выступает профессиональный журналист. Возможно и приглашение для комментирования кого-то из специалистов, не работающих на телевидении. Правда, при этом автор или продюсер программы должны учитывать способности этого человека: мало того, что он специалист по проблеме, приглашенный в качестве комментатора должен еще и иметь ряд качеств, позволяющих ему выступать в эфире (например, необходима дикция; даже если содержание комментария будет исключительно интересным, неразборчивая речь может свести на нет зрительский интерес, и результат окажется равен нулю. В этом случае лучше использовать данного специалиста в качестве консультанта до эфира, а профессиональному журналисту-комментатору использовать информацию специалиста, по возможности сославшись на его авторитет). Подбирая участника передачи необходимо помнить о так называемом "чувстве камеры" - умении человека общаться с невидимой для него аудиторией. Несмотря на право комментатора иметь свою точку зрения, необходимо помнить: помимо логики и темперамента, аудиторию всегда убеждает еще и определенная дистанцированность комментатора по отношению к материалу передачи. Исключением могут быть рассуждения или выводы, связанные, например, с общечеловеческими моральными ценностями. Отсутствие личных эмоций и точки зрения по поводу действий маньяка, совершившего ряд страшных преступлений, вряд ли будет оценено по достоинству аудиторией, в этом и ему подобных случаях следует вспомнить о таком качестве телеинформации как персонификация.

Важным элементом работы комментатора, длительное время (в отличие от репортера) находящегося в кадре, является "чувство камеры", уже упоминавшееся выше. Один из признаков профессионализма в этом плане - умение видеть вместо камеры живого человека, вместо объектива - глаза внимательного слушателя, собеседника, обращаться к этому человеку, а не в пустоту, представляя за ней абстрактную миллионную аудиторию. (Некоторым журналистам удается представить в роли этого "живого человека" оператора, находящегося за камерой. Другие представляют его более абстрактно, это уже кому что удается). Работа комментатора и обозревателя имеет много общего. Прежде всего, это право и необходимость донести до аудитории взгляды, мнения, суждения, оценки.

Диктор и ведущий новостей. Отличие ведущего новостной программы от диктора не так велико. Диктор зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст, то же самое делает и ведущий. Теоретически диктор не имеет права на импровизацию, у ведущего такое право есть. На практике за очень редкими, буквально единичными исключениями, ведущие новостных программ на телеканалах постсоветских стран этим правом не пользуются. И не потому, что не хочется. Динамика новостной программы такова, что на осознание того или иного факта, выработку в сознании четко выверенных слов и их произнесение просто физически не хватает времени. Другое дело, что ведущему требуется, может быть, больше актерской игры перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Пользуясь определением К.С. Станиславского, писавшего об "излучении", идущем от хорошего актера в зал, можно сказать, что именно такое "излучение" отличает ведущего от диктора. Диктор сообщает зрителям программу передач, сводку погоды. Пожалуй, этим начинается и на этом же заканчивается дикторская функция на современном телевидении. Диктор может зачитать в эфир какое-либо официальное сообщение. Все это может сделать и ведущий, тем более что многие телеканалы уже отказались от дикторских форм сообщения программы передач и сводок погоды. Можно предположить, что собственно дикторская профессия уходит с телеэкрана, оставляя ряд своих черт профессии ведущего. Другое дело, что и ведущий не может претендовать на роль автора программы. Зритель понимает, что ведущий не сам добывал новости из разных точек планеты, но зритель сумеет оценить умелую, уверенную и тактичную подачу этих новостей. У ведущего четкая дикция и выразительные интонации: ни одна запятая из текста ведущего не имеет права остаться непонятой аудиторией.

Шоумен, модератор, интервьюер. В основе профессии лежит способность журналиста общаться с людьми. Это - общее. К объединяющему их качеству относится и воздержание от высказывания собственных мнений, оценок, что отличает названные журналистские специализации от амплуа комментатора или обозревателя. В то же время, каждая их этих журналистских специализаций имеет и ряд принципиальных различий, включая и жанровые. Шоумен - ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра - зрелищность, поэтому шоумен - это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Кстати, есть мнение, что шоумен - не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, в этом мнении немало истины. Модератор - западный термин. В понимании, сложившемся на постсоветском пространстве, это ведущий "круглого стола". И если шоумену необходимы такие качества, как артистизм, динамичность, очень часто - остроумие, находчивость, то ведущий дискуссии на серьезные темы должен вести себя взвешено, предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии. Правда, модератора всегда подстерегает и опасность уйти со своими собеседниками в обсуждение каких-то деталей, выходящих за планку зрительского интереса. Имея знания о предмете и собрав за "круглым столом" сторонников разных, порой противоположных, мнений об этом предмете, модератор обязан сохранять нейтральность. Особенно при проведении такой разновидности жанра как теледебаты. Ярким примером являются теледебаты предвыборные: подыгрывание одному из кандидатов в предвыборных теледебатах журналист ставит крест на своей профессиональной карьере. Интервьюер - отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т.д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Необходимо владеть темой (телевизионщики говорят обычно: "быть в теме") настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонации и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т.д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами - значит, создать условия для выполнения задачи. Закон большого интервью: если нет контакта глаз, значит, нет и интервью. Другой закон - безусловное внимание и понимание к собеседнику. Пусть вы на множество порядков умнее своего интервьюируемого, во много раз лучше владеете темой разговора - раз уж вы выбрали его для интервью по той или иной причине (может быть, важен социальный статус этого человека и пр.) будьте добры относиться к нему с уважением и ни в коем случае даже намеком не покажите своего превосходства. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта - ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром - "важничанье" перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписаное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые неприятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его - все это оставляется на конец разговора.

Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ. Любое действие, разворачивающееся на экране, является зрелищем. И в этом смысле оценка журналистской работы на телевидении в любом случае начинается с отношения к видеоизображению. Журналистский текст в данном случае попадает в зависимость от картинки. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная, серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если вы подготовили интересный и важный материал, сделайте все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше.

Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав. Исходя из этого, существует несколько формализованных систем оценки телепередач. Школа журналистики Колумбийского университета (США) в этих целях применяется 72-балльная шкала. Шкала оценок, разработанная санкт-петербургским психологом В. Бойко, содержит 74 позиции. Назовем некоторые из критериев, признанных в ряде различных оценочных систем.

Наличие информации, имеющей прикладное, практическое значение для зрителя.

Наличие информации, подтверждающей (или повышающей) социальную самооценку зрителя.

Наличие информации, вызывающей сопереживание зрителя.

Наличие информации, имеющей эстетическую ценность.

Помимо общеинформационной значимости телематериала, различные системы оценок учитывают и чисто профессиональные аспекты. К таковым могут относиться:

Операторская работа (эффектные кадры, съемки со штатива, безукоризненный горизонтальный уровень камеры);

Звуковое сопровождение: хорошее качество звука.

Ряд оценочных критериев относится к системе взаимоотношений журналистов и зрителя: "поиск общего языка", "учет различных зрительских мнений", "отсутствие стремления быть выше, умнее зрителя" и т.д. Оценочная шкала Колумбийского университета содержит и ряд требований конкретно к тексту: структурное оформление, аргументированность выводов, четко выраженная главная идея, правильный язык, использование разговорной стилистики и т.д. Важнейшим и общепринятым критерием является соответствие журналистского материала общей стилистике программы, передачи, канала. Для достижения этого условия необходимо, прежде всего, четкое представление корреспондента о жанрах тележурналистики и свойственной каждому их жанров стилистике, а также знание специфических стилистических требований данной передачи или программы.

Вопросы и задания

1. Возможно ли совмещение работы редактора программы и корреспондента одним человеком. Как вы думаете, в чем плюсы и в чем минусы такого совмещения, что преобладает? А при совмещении работы редактора и ведущего программы?

2. В последние годы частым явлением стал снимающий корреспондент. Проанализируйте работу корреспондента и оператора (см. дополнительно гл. 6 наст. пособия): каковы положительные стороны этого явления? Каковы недостатки? Подумайте и смоделируйте ситуации, когда принципиально невозможно обойтись без оператора.

Выбирая профессию, связанную с телевидением, вы выбираете надежную и стабильную специальность, ведь для каждого понятно, что телевидение и общество - понятия неразделимые. Телевидение для огромного количества населения продолжает оставаться единственным и основным информационным источником, люди привыкли получать всю необходимую и жизненно-важную информацию из телевизионных источников, доверять этой информации и руководствоваться ею.

Желая получить профессию телевизионщика и осваивая курс «Телевидение и общество», вы готовите себя к профессии, которая будут всегда и везде востребована, ведь телевидение не сможет заменить ни интернет, ни другие коммуникационные способы связи еще долгие годы.

Телевидение и общество - понятия неразделимые, так как телевизионный эфир уже давно и прочно незаменимо вошел в повседневную жизнь каждого человека. Благодаря телевидению, людям доступна информация, которая делает жизнь насыщеннее, информационно-грамотнее и познавательнее. Осваивая профессию, связанную с понятием «Телевидение и общество», вы должны быть готовы к тому, что вы сможете доносить до огромного количества заинтересованных людей, находящихся в разных регионах страны, информацию, которая будет создавать их мировоззрение и менять мировосприятие. Каждому, кто планирует связать свою жизнь и будущую профессию и карьеру с телевидением, стоит понимать, что телевидение - это источник информации массового распространения, на котором строится восприятие окружающей действительности огромного количества населения.

Слушатель, познающий курс обучения по специальности «Телевидение и общество», будет познавать следующие дисциплины и предметы:

1. Основные понятия сферы телевизионной деятельности.

Слушатель ознакомится с этапами основания и развития телевидения, осознает важность присутствия телевидения в жизни людей на протяжении разных эпох. Будет рассмотрена хронология развития телевизионного бизнеса, основные этапы и элементы прогрессирования данной сферы деятельности.

2. Разработка идеи передачи изображения на расстоянии.

Здесь каждый обучающийся сможет ознакомиться с историей развития телевидения в самом начале 20 века и в последующие годы. Особое внимание будет уделено прогрессирующему развитию телевидения в период от 60-х годов до 90-х. Поэтапно будут рассмотрены все этапы развития телевидения параллельно с развитием современных технологий, сопутствующих этой сфере деятельности. После освещения данного этапа, будет дано подробное освещение темы развития спутникового и кабельного телевидения, которое продолжает быть актуальным и в наши годы.

3. Воздействие телевидения на общество.

В рамках этой программы вы сможете изучить специфику воздействия информации, передаваемой с помощью телевизионных эфиров пользователям, а также воздействие телевидения на сознание общества. В рамках курса вы изучите основные этапы воздействия телевидения на мировоззрение общественности и силу его воздействия на мировоззрения человека. Телевидение является основной составляющей в процессе формирования общественного мнения огромного количества населения - именно об этом будут осведомлены слушатели дисциплины.

4. Жанры телевизионной деятельности.

В разрезе этой тематики слушатели будут ознакомлены с разновидностями профессии и её специфическими аспектами. Основы литературоведения и искусствоведения необходимы каждому будущему телевизионщику, осведомленность в разнообразии жанров - необходимая составляющая в знаниях успешного телевизионщика. Все эти познания слушатель сможет получить в рамках обучающего курса. Любая информация, преподносимая из телевизионных источников, как правило, относится к определенному жанру - все жанровые спецификации будут рассмотрены. Слушатели ознакомятся с жанром информационного сообщения, выступления или отчета, репортажа или обозрения. В рамках курса также будут освещены методики ведения телевизионной беседы, дискуссии, ток-шоу, пресс-конференции и прямой передачи информации в рамках прямого эфира.

Квалифицированный телевизионщик также должен познать основы телеочерка, телевизионной зарисовки, азы телевизионного эссе и работы в сатирическом жанре. В области телевизионной документалистики вы также получите необходимые познания, которые будут востребованы в повседневной работе каждому, чья профессия связана с телевидением.

5. Познания в области телевизионного рейтинга.

Эти знания также необходимы каждому слушателю, который планирует связать свою профессиональную деятельность с телевидением. В рамках этой дисциплины вы сможете узнать, от чего зависят рейтинги телевизионных программ, эфиров, каким образом можно оказывать влияние на эти показатели и добиваться их повышения. Способы определения телевизионного рейтинга, его важность, разновидности рейтингов, способы измерения - имея познания в этих областях, вы сможете отлично регулировать свою будущую деятельность в телевизионной сфере.

Преподаватель(и) предмета:

Два высших образования. В Телевидении с 2002 года. Начинал как специалист по компоузингу и промоушену телевизионных каналов: ТВ 6 и ТВС - режиссер промоушен-отдела, занимался разработкой и созданием промо-роликов и межпрограммным обеспечением эфира. Канал ТВ-Центр - режиссер оформления эфира, участвовал в ребрендинге канала, занимался...

Изучается на следующих программах обучения:

Доступно онлайн обучение


Срок обучения

Одной из самых востребованных профессий в области телевизионной деятельности по праву считается профессия звукорежиссера. Звукорежиссер - это важнейший человек в телевизионном мире, так как только профессиональный и опытный звукорежиссер сможет донести до зрителя весь спектр разнообразия звукового сопровождения той или иной новости,...

Доступно онлайн обучение


Срок обучения

Специальность «Продюсер телевидения» во все времена была одной из самых уважаемых и востребованных в своей сфере деятельности. Наиболее яркими представителями такой профессии считаются исполнительный и линейный продюсер. Говоря об области, где используются навыки специалиста, прежде всего, необходимо отметить, без работы продюсера...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?