Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Интересные факты о балете для детей. История русского балета: возникновение и прогресс


Ни для кого не является секретом, что профессиональный танец - это огромные нагрузки, упорный труд и многочасовые ежедневные тренировки. Бесспорно, что танцы - это удовольствие, но помимо этого они также являются хорошей тренировкой для организма. С помощью танца можно развить координацию движений и сделать тело более гибким. Танец не только поддерживает человека в хорошей физической форме, но и средство внутреннего расслабления и самовыражения. Приведем некоторые малоизвестные факты о танцах.


Трехчасовой балетный спектакль равен по затратам энергии двум 90-минутным напряженным футбольным матчам или кроссу на 30 километров.

31% артистов балета сталкиваются с переломами конечностей.

У танцоров лучше, чем в среднем, развито периферическое зрение. Боковое зрение широко используется в танце, поскольку танцоры должны видеть все, что происходит на сцене, не вертя головой.


Большинство балерин изнашивают 2-3 пар пуантов в неделю.

Танцоры, как известно, дисциплинированные и целенаправленные люди. Поэтому у них впоследствии зачастую получается успешная карьера в другой отрасли.

Танцор поднимает более полутора тонн балерин за время выступления.

В среднем танцор подпрыгивает 200 раз на одной ноге в время каждой тренировки. По время этих скачков он прикладывает силу, эквивалентную подъему веса в 12 раз больше веса танцора.

У 90% артистов балета щелкают суставы бедер при ходьбе.


На то, чтобы сделать одну пачку, требуется 60-90 часов работы, более 100 метров парчи, при этом пачка может стоить до $ 2000,00.

Некоторые факты о развитии танца

Балет, как состоявшийся отдельный вид танца, возник при королевских дворах Италии во время эпохи Возрождения в 15-м веке, а получил дальнейшее развитие в Франции, Англии и России. Итальянская принцесса Екатерина Медичи вышла замуж за французского короля Генриха II и привезла с собой моду на "придворный балет" в Францию в шестнадцатом веке. Из этих ранних танцевальных постановок, участники которых носили маски и вычурные костюмы, вскоре придворные танцы превратились в роскошные спектакли.


В 1600-х годах король Людовик XIV очень любил танцевать и зачастую исполнял главную роль в придворных балах. Он был одним из величайших меценатов балета и основал Королевскую академию танца, которая позже станет балетом Парижской оперы. На тот момент балет был мужским занятием, эпоха балерин еще не наступила. Женщины просто не могли участвовать в подобных танцах из-за своей одежды. Мужчины носили чулки, которые давали им большую свободу в движениях - они были в состоянии прыгать и исполнять ногами вычурные па. Женщины же в ту эпоху должны были носить тяжелые парики и огромные головные уборы, тяжелые юбки, туфли на каблуках, и узкие корсеты, в которых было трудно даже дышать, не говоря уже о том, чтобы просто нагнуться. Поэтому в первые 100 лет развития балета в нем танцевали только мужчины.

Не совсем понимаю людей, отвергающих все западное, особенно, когда речь заходит об искусстве. Не секрет, что Россия по многим направлениям отставала от развивающего Западного мира. Многое, что сегодня у нас есть — ничто иное, как удачно перенятый опыт западных стран. Это казалось практически всего, не считая конечно же всего народного, самобытного, что исторически сформировывалось исключительно в России.

Парадоксальным образом, русский человек перенимая опыт своих западных соседей умело приспосабливал под себя, добавлял свое видение. И в конечном итоге, «западный продукт» в русском представлении был гораздо интересней и «вкусней». Одним из самых ярких примеров является Русский балет — самый авторитетный балет в мире. Эталон. И это несмотря на то, что зарождался он не в России.

В современном мире профессиональный балет — это высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления.

Сегодня не всегда просто разобраться где именно зародился балет в его чистом виде. Потому легче всего сослаться на более-менее достоверные источники.

Все, что я понял — это то, что предприимчивые модники — французы перенимают «новый вид танца» у помешанных на искусстве итальянцев; до них, балет якобы существовал в древней Греции и Риме… В России же он был продемонстрирован гораздо позже и «завезли» его из Франции.

Именно в России балет достигает истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства.
Итак, 22 любопытных факта о русском балете

1. Первая балетная труппа государственного значения появилась в России в первой половине 18 века. Это был императорский балет Санкт-Петербурга. Тогда же стала меняться и концепция спектаклей – от мифологических и драматических сюжетов к романтическим сказкам. Сюжет оказал влияние на технику танца – балерины поднялись на пуанты, чтобы еще больше подчеркнуть внешнюю легкость и эфемерность танца в противовес реальности.

2. Русские дипломаты и купцы, бывая за границей, посещали театры и охотно ходили на балетные спектакли – там не приходилось с трудом разбирать иноземную речь. Да и балет того времени – детище не только хореографа, но и театральных механиков. Фантастические персонажи выезжали на диковинных колесницах, с непостижимой скоростью менялись декорации, одни герои проваливались сквозь землю, другие слетали с небес. Как тут не прийти в восторг! Как раз колесницы и стали едва ли не главными участницами первого русского «Балета об Орфее и Эвридике» — первое балетное представление в России, состоявшееся на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Правда, существует версия, что данное представление было показано 8 февраля 1675 года.

Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать.

После смерти царя Алексея Михайловича театральные представления прекратились надолго – пока любимая сестра царя Петра Алексеевича Наталья не увлеклась драматургией, а сам Петр не решил построить театр в Москве – там, где сейчас Исторический музей. В 1702 году царь взял на службу в Московский театр голландца Якоба Коккия с двумя его сыновьями. Но дело не заладилось – обучать танцевальному искусству голландцы не умели и только жаловались, что нет подходящих исполнителей.

3. С 1-й половины 18 в. балет в России стал прививаться балетмейстерами и учителями танцев из Италии и Франции. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра. Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские, в свою очередь, вносили в иноземный танец собственные интонации.

4. На основании указа Петра I бальные танцы становятся основной частью придворного этикета.

В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Педагогом в 1734 году был зачислен французский танцовщик, балетмейстер, Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. Также в Петербург в 1735 году был приглашен оперный итальянский композитор Франческо Арайя, а балетмейстером стал с 1736 года - Антонио Ринальди (Фоссано)

5. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Жан Батист Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

6. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах особенно преуспел Никита Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы. Он пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли.

7. В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары. Годовой бюджет труппы, не считая оркестра, составлял 33 810 рублей.

Конечно же нельзя забывать и о других балеринах: Тамара Карсавина, Галина Уланова, Матильда Кшесинская, Екатерина Максимова, Ульяна Лопаткина… Но самые громкие имена в русском балете именно за первыми двумя балеринами.

18. У мужчин в русском балете самыми громкими именами являются Михаил Барышников и Николай Цискаридзе.

19. Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала…

При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу: — Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…

20. Выдающаяся советская балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама балерина.


Ольга Лепешинская, Вальпургиева ночь. Вакханка. Фото из музея Большого театра.

21. Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

22. Труд артистов балета сложен, они испытывают очень серьезные нагрузки. Об этом свидетельствует тот факт, что профессиональные балерины и танцоры балета болеют в 4 раза чаще , чем обычные люди.

Любительницам танцев любого возраста советуем навострить уши и обратить внимание: 26 января в прокат выходит мультфильм, чуть более чем целиком посвященный балету. Хотя других аспектов в «Балерине» тоже хватает, прежде всего это лента затрагивает именно сферу профессионального танца. Но - в понятной форме для детей, особенно для тех, кто сомневается в себе и в достижимости заветной мечты.

сайт собрал самые интересные факты о новинке и рассказывает, чего стоит (и не стоит) ждать от рыжей и обаятельной «Балерины».

Ода балетному искусству

Создатели мультфильма настолько влюблены в балет, что предпочли эту вполне реальную и достаточно суровую с точки зрения исполнителей тему модным сказочным сюжетам, монстрам и прочим путешествиям в волшебные широты. Достаточно оригинальный выбор для детского мультфильма, признайте.

Некоторая доля фантастических допущений все равно, разумеется, присутствует (с привкусом стимпанка - летательные аппараты и прочие хитрые изобретения), но факт остается фактом: весь мир «Балерины» сосредоточен вокруг профессионального становления маленькой Фелис. В сюжет попытались неловко ввести погони и карабканье по недостроенным архитектурным памятникам Парижа, но эпичности и размаха действию это не слишком прибавило. Так что предупреждаем: никакого спасения мира. Вообще. Главная «цель» и победа - роль в «Щелкунчике».

Но на узкоспециализированной теме создатели «растанцевались» вволю. Весь путь от сельской неумехи из сиротского приюта до юной балерины Фелис проходит со всеми полагающимися синяками, падениями, морем усердных тренировок и озером унижения от более опытных конкуренток. Даже решающая битва состоит в том, кто кого перетанцует. И подана идея балетного мастерства правдоподобно: никаких «раз и встала на пуанты», только долгие, тяжелые и упорные тренировки под руководством служанки (сюжет сильно напоминает «Парня-каратиста», им вдохновлялись, не удивляйтесь).

ВСЕ ТАНЦУЮТ РОК-Н-РОЛЛ

И пара слов о звездах: хореографию для мультфильма продумывали профессиональные маэстро, светила французского балета Орели Дюпон и Джереми Белингард. А главную соперницу Фелис озвучивает юная Мэдди Зиглер, та самая, что танцует в клипах певицы Sia и «зажглась» на шоу «Мамы в танце».

«Танцуй к своей мечте»

Эта притча стара как мир, но по-прежнему действует. Добиваться исполнения нереальных с точки зрения скепсиса мечт - причем добиваться своим трудом, потом и кровью (которую нам не показали, но она подразумевается) - со всех сторон правильный посыл подрастающему поколению, поданный доходчиво, красиво и даже страстно. Страсть - то самое качество, которое и сделало Фелис лучшей. Роль танцевальной техники в мультфильме ценна, но куда важнее душа, вложенная в движения. И в музыку - на вопрос, почему главная героиня так рвется из сирот в балерины, ответ был таков: «Потому что музыка всегда была частью моей жизни. Так было при маме, когда я была совсем маленькой, и то же самое происходит сейчас благодаря Одетте. Танец помогает мне жить… и быть собой».

К своим мечтам в мультфильме направляются почти все герои. Сбежавший вместе с Фелис сирота Виктор - к славе изобретателя, служанка Одетта - опять-таки, к танцу, хотя уже и не для себя, злодейка Реджина вместе со своей дочерью Камиллой жаждут сделать из последней звезду балета любыми методами, и так далее. Концовка предсказуемо раздает всем по заслугам, пусть банально, но справедливо.

Действительно хорошая графика

«Балерина» смотрится достойно. Особенно для проекта, созданного вне Голливуда, хотя и с ним выглядит на уровне. Не зря картину создавали 6 лет, разделив большой план по командам в Канаде и Франции. В Монреале специально была открыта студия анимации. Вот что значит - идти к мечте.

Что касается важнейшего для данной тематики аспекта, а именно танцевальных движений, то на первых порах их планировали создавать при помощи технологии захвата движения. Но несравненной Орели Дюпон не пришлось долго позировать, облепленной датчиками - в конце концов было принято решение использовать компьютерную анимацию по ключевым кадрам. Приблизить движения анимированных фигурок к настоящим удалось, хотя кое-где от реальности «уходили» осознанно: в финальной битве балерины движутся с прибавкой в скорости и размахе, чтобы усилить значимость и эпичность (ну хоть какую-то!) сцены.

Самый романтичный город

Париж образца 1879 года предстал перед зрителями во всей своей лиричной красе. Главный художник-постановщик Флоран Мазюрэль тщательно подошел к вопросу и провел много времени за изучением архивов, фотографий и схем. Конечно, город показан только с лучшей стороны, без трущоб и прочего негатива, но и «при параде» Париж данного периода времени - прекрасная площадка для танцевальной истории.

Кстати, Париж был выбран местом действия не сразу - думали еще о французском городе Шарантон-ле-Пон и Венсенском лесе, самом большом парижском парке.

Современная музыка и сюжет

О недостатках и сложностях: у «Балерины» вполне ожидаемые пробуксовки и банальности в сюжете, об этом мы уже упоминали. Сама тема не слишком позволяет сценаристам разойтись (хотя они и пытались). Так что никаких неожиданных поворотов и перипетий можно не ждать, все пойдет по накатанной колее. Взрослому зрителю, привычному к штампам, скучновато, но маленькой аудитории подойдет - им еще не успело приесться.

И некоторое недоумение вызывает музыкальное сопровождение ленты. В самом деле, с такой предельной серьезностью подошли к балету - и с таким попущением к музыке. Фелис танцует под современные «попсовые» треки, никак не вяжущиеся с балетом. Почему нельзя было аранжировать для мультфильма признанные шедевры классики (как сделал Джастин Тимберлейк в , например) - настоящая загадка.

В общем и целом мультфильм станет интересным и красиво нарисованным уроком жизни для юных леди. Про танцы, немного про любовь (романтический треугольник - все по законам жанра) и про усердную дорогу к профессиональному успеху. Выход «Балерины» на подмостки кинотеатров состоится 26 января, возрастной рейтинг 6+.

Именно в России балет достигает истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства.

Итак, 22 любопытных факта о русском балете

1. Первая балетная труппа государственного значения появилась в России в первой половине 18 века. Это был императорский балет Санкт-Петербурга. Тогда же стала меняться и концепция спектаклей – от мифологических и драматических сюжетов к романтическим сказкам. Сюжет оказал влияние на технику танца – балерины поднялись на пуанты, чтобы еще больше подчеркнуть внешнюю легкость и эфемерность танца в противовес реальности.

2. Русские дипломаты и купцы, бывая за границей, посещали театры и охотно ходили на балетные спектакли – там не приходилось с трудом разбирать иноземную речь. Да и балет того времени – детище не только хореографа, но и театральных механиков. Фантастические персонажи выезжали на диковинных колесницах, с непостижимой скоростью менялись декорации, одни герои проваливались сквозь землю, другие слетали с небес. Как тут не прийти в восторг! Как раз колесницы и стали едва ли не главными участницами первого русского «Балета об Орфее и Эвридике» - первое балетное представление в России, состоявшееся на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Правда, существует версия, что данное представление было показано 8 февраля 1675 года.

Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать.

После смерти царя Алексея Михайловича театральные представления прекратились надолго – пока любимая сестра царя Петра Алексеевича Наталья не увлеклась драматургией, а сам Петр не решил построить театр в Москве – там, где сейчас Исторический музей. В 1702 году царь взял на службу в Московский театр голландца Якоба Коккия с двумя его сыновьями. Но дело не заладилось – обучать танцевальному искусству голландцы не умели и только жаловались, что нет подходящих исполнителей.

3. С 1-й половины 18 в. балет в России стал прививаться балетмейстерами и учителями танцев из Италии и Франции. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра. Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские, в свою очередь, вносили в иноземный танец собственные интонации.

4. На основании указа Петра I бальные танцы становятся основной частью придворного этикета.

В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Педагогом в 1734 году был зачислен французский танцовщик, балетмейстер, Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. Также в Петербург в 1735 году был приглашен оперный итальянский композитор Франческо Арайя, а балетмейстером стал с 1736 года - Антонио Ринальди (Фоссано)

5. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Жан Батист Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

6. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах особенно преуспел Никита Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы. Он пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли.

7. В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары. Годовой бюджет труппы, не считая оркестра, составлял 33 810 рублей.

8. В правление Екатерины II балет в России приобрел ещё большую популярность и получил дальнейшее развитие. По случаю её коронации в московском дворце был дан роскошный балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали знатнейшие вельможи.

Известно, что в придворном театре в балетных постановках нередко танцевал наследник престола Павел Петрович.

Также в ее эпоху в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, составленные из крепостных крестьян.

9. В начале царствования Павла I балет ещё в моде. Труппа обходилась в 24 110 рублей в год. С 1794 года начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. Интересно, что при Павле I были изданы были особые правила для балета - было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Настасья Берилова.

10. В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему в Россию в 1801 году. Державин, Пушкин и Грибоедов воспевали балеты французского гения. Он продолжал работать и при Николае I, который обожал балет и старался представления не пропускать.

11. В царствование Александра II в русском балете начинается выдвижение отечественных талантов. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц украшали балетную сцену. В этот период развития русского балета танцы берут верх над пластикой и мимикой. А в царствование Александра III балеты давались чаще - два раза в неделю - по средам и воскресеньям.

12. К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

13. Человек, сделавший из русского балета бренд - Сергей Дягилев. Самое удивительное, что Сергей Дягилев изначально пренебрежительно относился к балету, считая его развлечением для масс. Но, заинтересовавшись крупной государственной субсидией решил привезти в Париж и балет. Его «Русские сезоны» покорили весь мир. «Русский балет» гастролировал по Европе, США и Южной Америке, добиваясь все большего успеха, превратившись в настоящий бренд.

14. «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, а также «Ромео и Джульета» Прокофьева входят в топ 5 лучших балетов мира.

15. Примечательно, что премьера балета «Лебединое озеро» в легендарном Большом театре от 4 марта 1877 года была довольно холодно воспринята как зрителями, так и критиками. И первые, и вторые нашли музыку Чайковского слишком скучной и сложной для восприятия. Пройдут десятилетия, прежде чем гениальное произведение Чайковского станет визитной карточкой Большого театра во всем мире.

16. С «Лебединым озером» связано еще несколько любопытных фактов:

Во времена августовского путча в 1991 году все телевизионные каналы страны демонстрировали именно его. Почему «Лебединое озеро», а не «Щелкунчик», например, сказать трудно, однако факт остается фактом – на долгие годы творение Чайковского стало для многих граждан символом ожидания чего-то тревожного и значительного.

Одну из частей произведения узнает любой житель России, от мала до велика – даже те люди, которые вовсе не знают о таких понятиях, как балет, “Лебединое озеро”, билеты в театр и т.д. Разумеется, это легендарный Танец маленьких лебедей, на который существует огромное количество пародий – в частности, одна из них показана в 15-м выпуске мультфильма «Ну, погоди!».

Среди «балетных» есть известная поговорка «десятый лебедь в пятом ряду». Она обозначает танцовщика, который не добился успеха в карьере, и постоянно исполняет второстепенные роли – что-то вроде актера массовки.

17. Несмотря на огромное количество известных русских балерин, самыми известными и раскрученными именами в русском балете являются Майя Плисецкая и Анна Павлова.


Конечно же нельзя забывать и о других балеринах: Тамара Карсавина, Галина Уланова, Матильда Кшесинская, Екатерина Максимова, Ульяна Лопаткина… Но самые громкие имена в русском балете именно за первыми двумя балеринами.

18. У мужчин в русском балете самыми громкими именами являются Михаил Барышников и Николай Цискаридзе.

19. Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль - во избежание полного провала…

При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу: - Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…

20. Выдающаяся советская балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама балерина.

Ольга Лепешинская, Вальпургиева ночь. Вакханка. Фото из музея Большого театра.
21. Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

22. Труд артистов балета сложен, они испытывают очень серьезные нагрузки. Об этом свидетельствует тот факт, что профессиональные балерины и танцоры балета болеют в 4 раза чаще, чем обычные люди.


Какая же девочка не мечтает стать балериной! Совершенные, физически красивейшие люди- артисты балета всегда были образцами для подражания. А чудесные образы балетных историй: сказочный новогодний Щелкунчик, умирающий лебедь, нежная Жизель, страстная Кармен запоминаются навсегда даже далёкими от искусства людьми.
Французское слово ballet произошло от итальянского глагола ballare, что означает «танцевать». Современный балет – это смесь классического, народных и национальных танцев, гимнастики, пантомимы и порой даже акробатики.
Особенно модным этот вид искусства стал во Франции, где расцвёл как пышное торжественное зрелище — придворный балет, с тех пор все термины балета на французском языке.
Русский балет не был бы известен во всем мире, если бы не композитор П.И. Чайковский. Именно ему принадлежит музыка, ставшая основой классических балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и других. Именно эти балеты Чайковского входят в пятёрку самых известных и популярных балетов мира. Глубокая проникновенная музыка дала возможность танцорам более полно раскрыть образное содержание, выразить драматическими средствами чувства и переживания героев. На сцене персонажи росли, развивались, боролись друг с другом и самими собой, влюблялись, убивали. Балет перестал быть просто видом танца, а стал настоящим искусством, понятным зрителю.
Интересные факты о балете
  • Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин.
  • По легенде итальянская балерина Мария Тальони (которая, кстати, ввела моду на пуанты и пачки и на могиле которой в наши дни юные артисты оставляют свои первые пуанты) во время гастролей в Россию на вопрос таможенников о драгоценностях показала на свои ноги. О ней много интересного пишут в сети, и её биография очень вдохновляет- почитать можно .
  • Балетные туфли- пуанты долго не живут. Среднестатистическая балерина за год меняет около трёхсот пар балетных туфель.
  • Балерины действительно должны быть очень стройными или даже худенькими. Средний вес балерины не превышает 50 кг.
  • Для изготовления одной балетной пачки требуется около 15 метров тюля, а на работу уходит несколько дней.
  • Среди людей балета хватает профессиональных суеверий. Так, многие балерины стараются заходить в гримёрку исключительно с левой ноги.
  • Самым большим оскорблением для балета считается веник, завёрнутый в газету и брошенный на сцену вместо букета цветов.
  • С 2001 года балет находиться под запретом в Туркменистане.
  • Самое известное в мире балетное представление — «Лебединое озеро».
  • К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.
  • Несмотря на хрупкость балерин, вес которых в среднем составляет не более 51 килограмма, мужчина, танцующий в балете, поднимает за каждое выступление не меньше тонны, поскольку за одно представление он поднимает и опускает балерину около 200 раз.
  • Многие люди сомневаются в некоторой терминологии балета. Так, артистка балета называется балериной, а мужским эквивалентом этого слова является понятие «солист/артист балета» или «танцовщик» и никакое другое.
  • Международный День балета 1 октября.
  • Самые известные в России, не смотря на тысячи других не менее достойных имён, артисты балета- Анна Павлова и Майя Плисецкая, а из мужчин- Михаил Барышников и Цискаридзе.
  • Любой в России знает, как выглядит один из эпизодов балета "Лебединое озеро"- это "Танец маленьких утят". Людям далёким от балета он знаком по многочисленным пародиям и сцене из мультфильма " Ну, погоди!".
  • «Умирающего лебедя», который стал визитной карточкой балерины, в первый раз Плисецкая станцевала в 14 лет. Суламифь Мессерер сама занималась постановкой номера для племянницы и изменила первоначальный вариант Михаила Фокина, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры Майи. Она выходила спиной к залу, чтобы зрители могли оценить красоту её рук. Посмотрите видео - посмотрите, разве можно не поверить в то, что её руки стали крыльями?
Загадки о балете для знатоков

Кто из вас, друзья мои,
Гостью угадает?
Крыльев нет, но смотришь… и,
Кажется, летает.
Много раз она была
Героиней сказки.
Часто смотрит в зеркала,
Но не строит глазки.
То на ней одно трико,
То наряд старинный.
Дети, к нам сейчас придет
Тётя- … Балерина

Но балета красота –
Плод трудов упорных!
И не только мой здесь труд,
Танец ставим вместе
Я и тот, кого зовут
Главный… Балетмейстер

Он на танец смотрит сам
И дает советы,
Чтобы слишком часто вам
Не смотреть в … Либретто

А либретто – это
Просто напросто сюжет
Нашего балета.
Надо рассказать без слов
Зрителям так много:
Как цветут цветы весной,
Как бежит дорога,
Как над замком вдаль плывет
Тучек вереница,
А принцесса спит и ждет
Поцелуя принца.

Нужен год, а может два
При любых талантах,
Чтоб достигнуть мастерства
В танце на… Пуантах!

Вот еще одна совсем
Легкая задачка:
Юбку балерины все
Называют… Пачка!

Ах, как много складок тут –
Сосчитай попробуй!
К каждому спектаклю шьют
Мне наряд особый.
Но не думайте, что все
Лишь в наряде дело.
Чтоб как следует свое
Подготовить тело
К темпам, позам и прыжкам,
Нужно нам, актрисам,
Упражняться у станка –
Делать…Экзерсисы

См. Детям и взрослым о балете по книге И. Д. Дешковой
Видео "Первый урок балета" - эту разминку мы можем повторить! Или упражнения на растяжку, как в этом видео с детьми. Детям очень нравится воображать себя в балете, просто повторяя положение ног, движения рук. Могут пригодится и
карточки "5 основных позиций ног в балете"
- можно найти целую серию красивых упражнений.

Балетная йога (на англ. языке) - интересный опыт совместных занятий с ребёнком.
Что посмотреть
мультфильм "Щелкунчик и мышиный король" 1973 года с музыкой Чайковского
французский мультфильм 2017 года "Балерина" трейлер
Музыкальный фильм-сказка "Хрустальный башмачок" / 1960
Балет "Лебединое озеро "
"Спящая красавица" фильм-балет 1964 года
Балет "Щелкунчик"
Балет "Жар- птица"
Лондонский детский балет A Little Princess 2012
Snow White 2015
Балет на картинах художников:
Эдгар Дега
Анастасия Вострецова
Guan ZeJu
Андрей Атрошенко
Stephen Pan
Анна Разумовская
Юрий Кротов
Corinne Hartley
акварели китайского художника Liu Yi
Кристин Хейворт
Картины художника Константина Разумова с девочками балеринами:


Игра-танец «Балет, замри!»
Подготовьте музыкальную композицию, которая ассоциируется с балетом, например «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик». Пусть дети под музыку танцуют, но только музыкальное произведение останавливается, все должны замереть и не двигаться. Кто шевельнется или засмеется, выбывает из игры.

МК Как сделать детскую балетную пачку из лент, без шитья :
Почитать детям
Театральные сказки Илзе Лиепы
Ждём перевод на русский красивой книги об Анне Павловой
Хельга Банш: Мими-балерина
Щелкунчик и другие классические сказки-Книга с либретто балетов - Лебединое озеро, Жизель, Коппелия, Петрушка, Щелкунчик, Спящая Красавица
(Подробнее: https://www.labirint.ru/books/460467/)

Коллекция идей для поделок:
Без изящных силуэтов красавиц балерин нам не обойтись
Идея!
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?