Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Доклад: Духовная культура. Духовная культура: определение, структура, разновидности

Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой .
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Виды духовной культуры

Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:

  • политическая;
  • нравственная;
  • эстетическая;
  • религиозная;
  • философская и другие культуры.

Сферы духовной культуры

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать .
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

духовный культура атеистический религиозный

Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.

В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

Понятие "духовная культура" имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие "духовная культура" трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру - она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) - она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.

В 90-е гг. ХХ в. "духовная культура" понимается по-разному:

  • - как нечто священное (религиозное);
  • - как нечто положительное, которое не требует пояснения;
  • - как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие "духовная культура" достаточно четко не определено и не разработано.

Понятие духовной культуры содержит -содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

Показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину -добро -красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

  • -теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
  • -этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
  • -эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность - это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.

Существует два вида деятельности:

  • -практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека);
  • -духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей).

В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть:

  • -созидательной (т. е. направленной на формирование "второй природы": среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.);
  • -разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).

В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями.

Ценность -это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.

Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить:

  • -главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье);
  • -ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);
  • -демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий);
  • -прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);
  • -мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.

Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти.

Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две несхожие друг с другом точки зрения.

Первая -атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни -в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив -ее нет, а когда он умирает -то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти.

Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования -это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека.

Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.

Другая точка зрения на проблему смысла жизни -религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.

Высшей формой человеческой деятельности является творчество.

Творчество - это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.

Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука -эвристика (гр. heurisko -нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса.

Существуют четыре основные фазы творчества:

  • -замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы);
  • -созревание идей (процесс конструирования "идеального предмета" в воображении творца),
  • -озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);
  • -проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).

Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.

Искусство как эстетическое сознание общества

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Синтетическая роль эстетического сознания и эстетической деятельности проявилась уже в "синкретичности" (нерасчлененности) античной культуры, в которой и произведения искусства, и научные, и религиозные, и философские труды подчас создавались как художественные тексты. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность.

С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.

Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.

Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. В эстетическом отношении в одинаковой степени оцениваются и переживаются и положительные стороны окружающего мира и отрицательные.

Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.

Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности.

В структуре эстетической потребности можно выделить три взаимосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный. Это следует учитывать при определении путей и средств ее формирования. Конечно, нужно комплексное воздействие и на эмоциональную, и на рациональную сферу сознания для выработки необходимых убеждений и установок и для дальнейшего закрепления их в деятельности.

Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни.

Эстетическая потребность проявляется как потребность в высокой степени упорядоченности, гармонизации всех видов человеческой деятельности и потребность в организованности всех продуктов ее, устремление к получению духовных радостей. Эстетическая потребность тесно взаимосвязана с нравственной, ибо стремление к прекрасному и доброму выступает в единстве. Она связана и с другими духовными потребностями, в том числе и с потребностью в труде и в приобщении к знаниям.

В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства основаны на опыте разума и сами вызывают размышления. Вот почему эстетические чувства называют мировоззренческими. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование эстетического и нравственного идеалов. Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую активность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни.

Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности. Эстетический вкус - это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Гегель писал о том, что объективной основой вкуса является прекрасное и что вкус воспитывается. Эстетический вкус социально обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется мировоззрением личности, поэтому так важно формирование эстетического вкуса, основанного на научном мировоззрении и на этических принципах.

Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, напри мер, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. По мысли И. Канта, вкус - это "способность судить о красоте".

В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее.

Эстетический идеал основан на объективных тенденциях социального развития и играет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим. В условиях современного развития общества на этот момент следует обратить особое внимание, ибо нельзя нарушать связи преемственности между прошлым и современным, перечеркивать прошлое своей страны или тенденциозно его идеализировать, слепо копировать опыт других стран, не учитывая закономерность развития общества. Эстетический идеал является опережающим отражением мира, он стимулирует практическую деятельность и мышление людей, направленное на совершенствование окружающей действительности, выполняет прогностическую функцию, являясь важным мировоззренческим компонентом, определяющим мышление личности.

В эстетическом идеале отражены не только эстетические проблемы, но и нравственные, правовые, политические, философские, ибо он основан на понимании направленности исторического развития общества. Эстетический идеал в конкретной и целостной форме представляет гармоничную личность в ее связях с обществом и природой.

В эстетическом идеале отражена сложность общественных отношений, причем она может быть показана не в открытой форме, а потому подчас возникает иллюзия того, что этот идеал специфичен и изолирован, допустим, от политики и права. Следует отметить, что процесс формирования прогрессивного эстетического идеала очень длительный и сложный процесс, в котором органично слиты личный и общественный опыт, когда значительное воздействие оказывает вся окружающая жизнь, искусство, меры воспитательного воздействия. И сформированный эстетический идеал представляет собой наиболее сложный уровень эстетического сознания, высокую степень обобщения и сохраняющий в то же время наглядный и конкретно-чувственный характер. Сложившийся эстетический идеал является критерием эстетической оценки для дальнейшего восприятия жизни, и всякое явление, поступок или про изведение искусства сопоставляются с имеющимся эстетическим идеалом. Он становится регулятором эстетического сознания человека или общества. Но следует отметить, что и сам идеал изменяется под влиянием изменяющейся жизни.

Процесс формирования эстетического идеала, как и эстетического сознания в целом, очень противоречив, так как сложна и противоречива сама жизнь. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.

Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических средствах (в науке - с помощью понятий, категорий, в праве - в виде законов, в религии - догм, в морали - норм и т.д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность.

На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Любая форма общественного сознания связана с действительностью через свои функции. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию, поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воспитывать людей, как будут воздействовать на психологию человека, на его взгляды и вкусы, на его потребности. Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или религиозного миро воззрения. Через общественное сознание искусство влияет на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий и потребностей.

В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах.

Существенна роль искусства и как регулятора социальной деятельности людей и их личностного поведения. Эффективность потребления искусства, т.е. степень его воздействия на чувства и взгляды личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от художественного развития личности.

Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души чело века, вызывает ощущение эстетической радости. Обогащение духовного мира человека во многом зависит от того, насколько полно воздействуют на личность различные виды искусства.

Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении. Эстетически воз действуя на человека, духовно обогащая его и доставляя эстетическое удовольствие, искусство удовлетворяет, таким образом, различные духовные потребности.

Большое влияние на формирование социальных качеств личности, удовлетворение его эстетических потребностей оказывает коммуникативная функция искусства, духовное общение с другими людьми как средство общения между людьми, поколениями, народами. Искусство служит средством приобщения человека к общественным, эстетическим и нравственным идеалам. Общение с искусством, активное сопереживание зрителей, читателей, слушателей обогащает личный опыт художественного восприятия мира.

Большую роль в жизни людей играет компенсаторно-развлекательная функция искусства, удовлетворение тех эмоциональных потребностей, которые не могут быть реализованы в других сферах жизнедеятельности. При современном уровне развития технических средств массовой информации заполнение свободного времени человека общением с искусством является весьма ценным способом проведения досуга.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воздействовать на человека. Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает на себе влияние общественных условий.

Итак, эстетическое сознание и его высший продукт - искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.В настоящее время наблюдается некоторое снижение уровня художественной оценки и требований, предъявляемых как к организации производственной и бытовой сред, так и к произведениям отдельных видов искусства, например прикладного, дизайна. Порой действительность заполняется кичем вместо подлинно художественных образцов, что не минует, к сожалению, и архитектурные строения, малую архитектуру, декоративно-оформительское и даже изобразительное искусство.

Думается, что неверно мнение о том, что такое изменение уровня эстетического вкуса является результатом его деградации, резкого ухудшения в силу внешних обстоятельств. Радио и телевидение, книжное издательское дело, театры, концертные залы и музеи предоставляют сегодня каждому достаточно широкие возможности для формирования художественного вкуса и выбора эстетических ориентиров. Дело, видимо, в том, что резко возросшая в настоящее время свобода личностных проявлений и самовыражения как бы обнажила, раскрыла и показала без прикрас реальный уровень художественно-эстетического сознания и эстетического воспитания населения России. Причина же этого - в принципиально неверном подходе к эстетическому воспитанию молодого поколения, учащихся и студентов, и в частности к воспитанию средствами искусства.

Пора бы нам отказаться от пропагандистского "популярного" и "художественно-самодеятельского" подхода к эстетическому воспитанию и взглянуть на него как на сложную психолого-педагогическую задачу, требующую серьезного создания дидактической системы, внедренной повсеместно в учебный процесс и способной обеспечить осуществление систематического эстетико-художественного образования и воспитания.

Многолетнее приобщение к серьезному классическому искусству широких масс и воспитание любви к нему наиболее убедительно обосновывают точки зрения на искусство как на явление элитарное. Однако это не значит, что искусство в принципе доступно не каждому для восприятия. Восприятие искусства неизбежно требует глубокой специальной систематической подготовки к нему.

Определив искусство как особый способ и форму воспроизведения действительности в художественных образах, мы тем самым предполагаем, что восприятие произведения искусства - это осмысление художественного образа как абстрактной идеи в конкретной чувственной форме (по Гегелю) и материальных средств, приемов его создания, т. е. средств художественной выразительности, языка искусства. Уже из этого видно, что основным условием понимания искусства является специальное развитие весьма специфического художественного восприятия.

Условие формирования истинно художественного восприятия и вкуса, понимания художественного образа - это создание системы обучения и развития способности воспринимать художественное содержание произведения (в том числе постигать сущность явления, главную идею), художественно-организаторские средства: форму как материальную структуру и композицию, ритмическую организацию, логику связей между внутренней и внешней сторонами наконец, восприятие художественно-выразительных средств и их роли в создании образа и настроения в целом - содержания произведения.

К примеру, чтобы зритель мог полноценно воспринимать, оценивать и наслаждаться произведением изобразительного искусства, его необходимо научить вычленять и, что особенно важно, определять смысл каждого элемента всей системы формо- и стилеобразующих средств: характера линии и рисунка, цвета, света, типа колорита, композиции (пространственной или на плоскости), фактуры, а также видеть и понимать назначение использования того или иного материала, техники исполнения. Для подготовки к восприятию произведений архитектуры важно сформировать умение оценивать произведение в триединстве: функция - конструкция - форма, анализировать способы организации пространства и массы, композиции и в целом создания архитектурного, образа.

Думается, именно такая система подготовки и организация развития художественного восприятия и эстетического воспитания сможет привести к адекватной эстетической оценке действительности, эстетическим интересам и потребностям каждого человека, к правильному прочтению им любого произведения искусства и эстетическому наслаждению при восприятии истинно художественного. Этот путь ведет к созданию фундамента духовной культуры личности, поскольку способен расширить горизонты мироощущения, изменить строй мыслей и образов, увидеть мир в иных измерениях, выделить в нем идеально-образное и духовное.

Подробное решение параграф § 10 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.

2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».

К основным духовным ценностям относятся: мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром; нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов - принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм; эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии; религиозные ценности, религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования.

Социальные институты культуры - учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись П. Пикассо или музыка А. Шнитке, трудна для понимания неподготовленным человеком. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растёт, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления - середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

В современном обществе с одной стороны просматривается взаимное проникновение различных культур, которое способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой стороны - развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

ЗАДАНИЯ

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Картина мира - это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе. Исходя из этого, картина мира жителя древних Афин была сосредоточена на преклонении богам. У древних афинян существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.

Немного иная была картина мира средневекового человека. Сама категория земной жизни носило оценочный характер и противостояла жизни небесной. В связи с этим земля как географическое понятие одновременно воспринималась как место земной жизни и входило в оппозицию «земля-небо», поэтому носило религиозно-моральный характер. Эти же представления переносились на географические понятия вообще: одни земли воспринимались как праведные, другие как грешные, а перемещение в географическом пространстве становится передвижением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, в котором верхняя ступень находится на небе, а нижняя в аду (например, эта особенность определила композицию «Божественной комедии» Данте).

Важную роль играли оппозиции «свое - чужое» и воспринимались как вариант противопоставления «праведное - грешное», «хорошее - плохое».

Земля представлялась плоской в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и окруженного океаном, ее край, который терялся во мраке, был населен чудными племенами - одноногими людьми, людьми-волками. В этом плоском, круглом, окруженном всякими ужасами мире есть центр - Иерусалим.

Объективный мир был разделен на три области. В одной из них царил ислам - царство зла. Другая область - Византия, в ней господствовало полу зло, этот христианский мир вызывал недоверие и был чужым. Третья область - сам Запад, латинский, христианский мир, мечтавший о Золотом веке и об империи.

Вселенная представляла собой систему концентрических сфер. Так, например, согласно «Светильнику» Гонория Августодунского небо разделялось на три части: телесное небо, которое мы видим; духовное небо, где обитают духовные ангелы, и интеллектуальное небо, где блаженные созерцают лик Святой Троицы.

Себя самого средневековый человек воспринимал как «малый мир» - микрокосм, который был соотнесен с макрокосмом, ощущая свое внутреннее родство с ним.

Средневековое время, прежде всего, было религиозным и церковным временем. Религиозным, т. к. год представлялся как год литургический, который воспринимался как последовательность событий из истории Христа. Он разворачивался от Рождества до Троицы и был наполнен событиями из жизни святых. Церковным оно было и потому, что только духовенство могло его измерять колокольным звоном, и было его «хозяином».

Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить - означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение. Символично было все.

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.

Преемственность - основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

Функции культуры

Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе

Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности

Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности

Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию

Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Духовная культура

Духовная культура

1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность

2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.).

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Духовная культура" в других словарях:

    Это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного … Википедия

    Духовная культура - способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей происходит их усвоение, то есть нравственное саморазвитие человека... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N… … Официальная терминология

    Духовная культура - это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Духовная культура - Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Д. к. включает такие компоненты … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов… … Терминологический ювенологический словарь

    «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» - [болг. «Духовна култура»], ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ). 1 й номер вышел в свет в июне 1920 г. как бесплатное ежеквартальное приложение к газ. «Церковный вестник». С 1928 г. «Д. к.»… … Православная энциклопедия

    Духовная культура Китая самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия

    Эта страница информационный список. «Традиционная духовная культура славян» русскоязычная научная книжная серия издательства «Индрик», в которой … Википедия

    - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

Книги

  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Том 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование , . Пятый том Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование энциклопедии Духовная культура Китая отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…
  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. Том 5 , . Пятый том "Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование" энциклопедии" Духовная культура Китая" отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…

Духовная культура - это определенная система мировоззренческих идей, знаний, взглядов, которые присущи конкретному этносу, культурно-историческому обществу людей (народу, нации) или даже в целом человечеству. Человек как индивид не ограничивает себя только внешним чувственным опытом, не отводит ему первостепенное преимущественное значение. Он признает все же руководящим и основным опыт духовный, благодаря ему, он любит, верит, живет и оценивает вещи и все происходящее. Духовная культура возникла и развивается благодаря этом внутренним переживаниям и опыту человека, который определяет цель и смысл.

История возникновения термина

Впервые данное понятие ввел историк и философ Вильгельм фон Гумбольдт. В своих трудах он описывал идею о том, что всемирная история - это результат влияния духовной силы, которая лежит за пределами человеческого сознания и познания. Эта сила проявляет себя через личные усилия и творческие способности отдельно взятых индивидов. Именно плоды их деятельности и были названы фон Гумбольдтом таким термином, как духовная культура.

Патриотизм и понятие культуры

Данное понятие тесно связанно с патриотизмом. Каждый народ обязан принимать и признавать свою историческую и природную данность, прорабатывать ее в творческом национальном акте. Если же какой то народ не принимает эту свою естественную обязанность, то в конечном итоге его ждет духовная деградация, разложение. Как следствие, исчезновение такого важного аспекта, как духовная культура, и уход с исторической арены. Каждый народ стремится к одухотворению самого себя. У каждого из них процесс постижения и развития такой стези, как духовная культура, индивидуален и неповторим. Именно такие отличия и особенности выявляют характерные для каждого народа черты, и именно они дают возможность говорить о национальной культуре и патриотизме.

Элементы духовной культуры

Невозможно говорить о таком сложном понятии без перечисления основных составляющих элементов. Основой любой культуры является, скорее, не сохранение или развитие традиций, а деятельность. В контексте разговора о таком понятии, как духовная культура, можно упомянуть такие виды деятельности, как интеллектуальная, эстетическая, творческая, религиозная, правовая, нравственная, познавательная, художественная.

Разновидности культур

Нельзя не упомянуть о классификации довольно-таки абстрактных и индивидуальных понятий. Различать их можно в зависимости от носителей. Выделяют национальную (синтез разноклассовых культур) и мировую (как синтез национальных) культуры. Также можно говорить о так называемых субкультурах, выделяемых в соответствии с более конкретными носителями. В основном обозначают культуры классовые, городские, сельские, молодежные, семейные, индивидуальные, народные. Еще одним важнейшим понятием, раскрывающим термин духовная культура, является деление на материальную и художественную стороны жизни. Однако они настолько сильно переплетены в современном обществе при настоящих условиях жизненных реалий, что фактически невозможно определить их четкие рамки и грани.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?