Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Федор Тютчев - Еще томлюсь тоской желаний… (сборник). Тютчев, «Еще томлюсь тоской желаний…»

Стихотворение «Еще томлюсь тоской жела­ний…» посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, же­ны поэта. Какие фразы и словосочетания характери­зуют внутренний мир поэта, его переживания? Внутренний мир поэта полон глубочай­ших переживаний, для выражения кото­рых он находит волнующие сердце чита­теля слова и словосочетания. Сам психо­логический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом гла­голов, выстроенных по нарастающей, - томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состоя­ние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сум­раке воспоминаний. Как вы думаете, судя по этому стихотворению, только ли в воспоминаниях поэта живет образ адре­сата этих стихов? Как выражено отношение автора к «милому образу»? Милый образ остается всегда живым для поэта. Прежде всего, такое впечатле­ние создается за счет прямого обращения к любимой женщине как к адресату сти­хотворения. С одной стороны, «милый об­раз» незабвенен, он всегда перед взором лирического героя, с другой стороны, не­доступен, недостижим. Для выражения этого, казалось бы, противоречивого обра­за (недостижим и «передо мной везде, всегда») найдено очень яркое сравнение, вбирающее в себя два эти начала, «как ночью на небе звезда». В чем вы видите эмоциональный смысл сти­хотворения «Она сидела на полу…»? Почему, по- вашему, поэт использует сравнение взгляда на пись­ма со взглядом душ «на ими брошенное тело»? Ка­кие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и по­чему? В письмах перед женщиной проходит история жизни и любви, но «любви и ра­дости убитой». Отсюда эмоциональное воздействие, осуществляемое через зри­мую картину общения ее с дорогими пись­мами, очень сильное. Мы приобщаемся и к отрадным чувствам героини, и к ее глу­бокой грусти, постигаем ее печаль, тоску. Усиление этого чувства осуществляется и с постижением настроений лирического героя, настолько преисполненного к ней трепетного сочувствия, страшной грусти и готового «пасть… на колени». В сравне­нии писем с золой символизируется про­щание с любовью и надеждами (вспомним «Сожженное письмо» Пушкина; только здесь сожжение происходит мысленно). Однако еще более яркое сравнение нахо­дит Тютчев для показа, как в возвраще­нии к старым письмам нахлынули одно­временно и радостные («О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой») и го­рестные чувства. Это строки: Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело.

Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний... » посвящено памяти первой жены Тютчева Элеоноры Петерсон, урожденной графини Ботмер. Она умерла в 1838 г. вскоре после пожара на пароходе «Николай |», где она находилась вместе с детьми. Нервное напряжение подорвало ее здоровье, и Тютчев, переживая ее смерть, поседел за одну ночь.
Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты. Ключевые образы текста - это Он и Она. Лирический субъект не может забыть свою любовь. Анафоры первой строфы стихотворения усиливают глагольную лексику, передающую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспоминания о ней «в сумраке» . Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хотя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горечью воспоминаний.
Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического субъекта самому себе. Он называет ее образ «недостижимым» , подчеркивая тем самым ее нравственное превосходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств. Однако глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, который способен много лет «в сумраке воспоминаний» искать на небе свою неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство.

  1. Стихотворение «Еще томлюсь тоской жела-ний…» посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, же-ны поэта. Какие фразы и словосочетания характери-зуют внутренний мир поэта, его переживания?
  2. Внутренний мир поэта полон глубочай-ших переживаний, для выражения кото-рых он находит волнующие сердце чита-теля слова и словосочетания. Сам психо-логический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом гла-голов, выстроенных по нарастающей, — томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состоя-ние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сум-раке воспоминаний.

  3. Как вы думаете, судя по этому стихотворению, только ли в воспоминаниях поэта живет образ адре-сата этих стихов? Как выражено отношение автора к «милому образу»?
  4. Милый образ остается всегда живым для поэта. Прежде всего, такое впечатле-ние создается за счет прямого обращения к любимой женщине как к адресату сти-хотворения. С одной стороны, «милый об-раз» незабвенен, он всегда перед взором лирического героя, с другой стороны, не-доступен, недостижим. Для выражения этого, казалось бы, противоречивого обра-за (недостижим и «передо мной везде, всегда») найдено очень яркое сравнение, вбирающее в себя два эти начала, «как ночью на небе звезда».

  5. В чем вы видите эмоциональный смысл сти-хотворения «Она сидела на полу…»? Почему, по- вашему, поэт использует сравнение взгляда на пись-ма со взглядом душ «на ими брошенное тело»? Ка-кие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и по-чему? Материал с сайта
  6. В письмах перед женщиной проходит история жизни и любви, но «любви и ра-дости убитой». Отсюда эмоциональное воздействие, осуществляемое через зри-мую картину общения ее с дорогими пись-мами, очень сильное. Мы приобщаемся и к отрадным чувствам героини, и к ее глу-бокой грусти, постигаем ее печаль, тоску. Усиление этого чувства осуществляется и с постижением настроений лирического героя, настолько преисполненного к ней трепетного сочувствия, страшной грусти и готового «пасть… на колени». В сравне-нии писем с золой символизируется про-щание с любовью и надеждами (вспомним «Сожженное письмо» Пушкина; только здесь сожжение происходит мысленно). Однако еще более яркое сравнение нахо-дит Тютчев для показа, как в возвраще-нии к старым письмам нахлынули одно-временно и радостные («О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой») и го-рестные чувства. Это строки:

    Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • еще томлюсь тоской желаний анализ
  • тютчев еще томлюсь тоской желаний статья
  • тютчева вопросы стихов
  • анализ стиха тютчева еще томлюсь тоской желаний
  • отзыв о стихе тютчева "ещё томлюсь тоской желаний..."

“Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неиз­менное:

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночыо на небе звезда…

Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, неизменный”. Образ любимой сопоставляется с небесной звездой, которая так­же недостижима для лирического героя.

Глоссарий:

– еще томлюсь тоской желаний

– еще люблю еще томлюсь анализ

– еще томлюсь тоской желаний анализ стихотворения

– анализ стиха еще томлюсь тоской желаний

– еще люблю еще томлюсь анализ стихотворения


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение “Еще томлюсь тоской жела­ний…” посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, же­ны поэта. Какие фразы и словосочетания характери­зуют внутренний мир поэта, его переживания? Внутренний мир поэта полон...
  2. “Сириус”. Среди звезд у поэта есть “заветная звезда”, к которой он обращается как к другу, защитнику, покровительнице: Пылай, играй стоцветной силою, Неумолимая звезда, Над дальнею...
  3. “Видение” (1829). Стихотворение философично: в нем изо­бражен огромный мир “сумеречного” состояния Вселенной. Все произведение состоит из двух строф. Первая строфа начинается с описания метафорического образа...
  4. Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные...

В феврале 1826 года Тютчев, пребывая на службе в Мюнхене, познакомился с молодой вдовой, матерью четырех сыновей – Элеонорой Петерсон. По свидетельствам современников, 26-летняя графиня была «бесконечно очаровательна», хорошо владела двумя языками – французским и немецким, отличалась хрупкой красотой. В русского поэта она влюбилась буквально с первого взгляда. Спустя несколько месяцев после знакомства пара тайно обвенчалась. На протяжении двух лет многие представители высшего света в Мюнхене ничего не знали об этой свадьбе. Официально Тютчев женился на Петерсон только в 1829 году.

Отношения их, продлившиеся около двенадцати лет, были по большей части счастливыми. Элеонора оказалась хорошей женой, нежно любящей Федора Ивановича, преданным другом, умеющим оказать поддержку в трудные минуты, рачительной хозяйкой, способной верно распорядиться даже весьма скромными доходами мужа. В 1833 году поэт познакомился с Эрнестиной Дернберг – известной мюнхенской красавицей, его будущей супругой. Естественно, влюбленность в нее негативно сказалась на браке с Элеонорой. В августе 1838 года болезни и нервные потрясения окончательно подкосили первую жену Тютчева. Она отошла в мир иной, испытывая невероятные страдания. На Федора Ивановича ее смерть произвела сильнейшее впечатление. Согласно воспоминаниям современников, за ночь, проведенную у гроба Элеоноры, поэт полностью поседел.

В 1848 году, по прошествии десяти лет со смерти первой супруги, Тютчев посвятил ей проникновенное стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний». В нем лирический герой тоскует по покинувшей его возлюбленной. В тексте напрямую о смерти не говорится, хотя между строк этот мотив достаточно легко считывается. Как и во многих

других интимных стихотворениях Федора Ивановича, любовь здесь напрямую связана со страданиями. В рассматриваемом тексте четырежды повторяется слово «еще». Благодаря использованной поэтом анафоре читатель понимает, что с момента потери возлюбленной прошло некоторое время, но боль в душе героя так и не утихла, горе его не стало меньше. Ее образ, охарактеризованный эпитетами «милый», «незабвенный», «недостижимый», «неизменный», остался навсегда запечатленным в памяти. Он сравнивается со звездой на небе, до которой лирическому герою никогда не суждено добраться, как не суждено ему в этом мире еще хотя бы раз встретиться с возлюбленной, забранной безжалостной смертью.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта...
  2. Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял...
  3. Многие люди на заре своей жизни теряют интерес к тому, что происходит вокруг, сосредоточившись на внутренних переживаниях. Однако существует и...
  4. Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической...
  5. Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву....
  6. Блистательный дипломат, известный поэт и счастливый семьянин, 40-летний Федор Тютчев знакомится с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой и...
  7. Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф. И. Тютчева “Последний катаклизм” (1830)....
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?