Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Значения выражения «Золотая рамка жизни "…. Обломов «коренной народный наш тип»

"Обломов отразил в своей природе некоторые особенности национального жизненного уклада и национальной психологии, особенно устойчивые, коренные". Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. «Наше имя легион! " - так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других. На уроке необходимо доказать жизненность этого образа, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать его связь с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов - «коренной народный наш тип», указав на гоголевские традиции изображения жизни. Основные проблемы урока 1. Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых - «легион»? 2. Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова? 3. Антиподы ли Обломов и Штольц? Обсуждение этих проблем можно организовать с использованием групповой формы работы. Вопросы и задания для группы 1 1. Проанализируйте начало романа «Обломов» до слов «Дай только волю себе, так и… ". Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова? В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли основания для такого сопоставления? 2. В I-III главах первой части романа до прихода Тарантьева мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены? 3. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев? 4. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова (часть I, глава VIII)? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя легион! " 5. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова? Вопросы и задания для группы 2 1. Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, глава IX). Что такое Обломовка - «всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок - обломок Эдема» или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? Найдите в «Сне Обломова» черты физиологического очерка. Как это помогает понять социальную психологию Обломова-"барина»? 2. В «Сне Обломова» Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей? 3. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар - без Обломова? 4. Какое слово более точно называет состояние Обломова - лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее! "? Доволен ли Обломов своим способом существования? 5. Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом. Вопросы и задания для группы 3 1. Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала? 2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине (часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций? 3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц - «русский» немец? Почему автору симпатичен Штольц - герой новой, буржуазной формации? Оценка: 0 Рейтинг: 0 Это лучший ответ

Обсуждение в группах и выступление по вопросам домашнего задания по I части с зачитыванием и комментированием необходимого текста. (Вопросы № 1-6).

Задания:

1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану:

а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;

б) жизненные идеалы героя;

г) Захар и Обломов;

д) обломовские черты в Захаре.

Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости?

Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова?

Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?

Можем ли мы сказать, что Обломов - характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам - легион»?

Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.

(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли).

2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану:

а) характеристика Штольца;

б) деятельность Штольца, его идейная позиция;

г) выявить - Штольц - антипод Обломова или его двойник;

д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя.

В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. В нем нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни - стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества).

Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:

После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.

Примерный ответ-вывод учащихся:

Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.

3 ряд: Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы:

Каков характер и идеалы Ольги?

Почему Ольга полюбила Обломова?

Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?

Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:

Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь- любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги?

Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?

(Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)

V. Обсуждение главы №9 «Сон Обломова»

Итак, все более полно предстает пред нами главный герой. И вдруг среди всего этого повествования автор нас переносит в «райский уголок». Роман «Обломов» - роман, родившийся из сна. Мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна.

I часть сна.

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?

Что же снится Илье Ильичу?

(Краткий пересказ 9 гл.).

Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

II часть сна. Чудесная страна.

Каков переход от первой части сна ко второй?

(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)

Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

III часть сна. Обломову 13-14 лет.

Каков здесь механизм связки частей?

(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)

(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).

Обломовка - родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?

В чем корни «обломовщины»?

Просмотр фрагмента фильма «Несколько дней из жизни Обломова»

Каким увидел маленького Илюшу режиссер Н. Михалков, снявший по мотивам романа Гончарова в 1980 г. фильм.

Сравните ваш образ Илюши и образ, созданный Михалковым. В чем сходство и в чем принципиальные отличия?


Похожая информация.


Главная > Литература

Вступительные вопросы. (Ответы на них учащиеся найдут в учебнике.)

Что побудило Гоголя взяться за работу над «Выбранными местами…»?

Каков был замысел писателя? «Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами?» Как понять эти слова Гоголя? Замысел писателя проясняют его собственные высказывания: «душа заняла меня всего», «поэт имеет право на просвещение», «всего насквозь высветлить человека во всех его силах», «пронести всю природу его сквозь очистительный огонь». Работа с оглавлением книги: Что необычного вы заметили в названиях глав? Каких проблем касался писатель в своей книге? «Не было такой клетки русской жизни, которой бы он не коснулся. Все - от управления государством до управления отношениями между мужем и женой - стало объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса, его неприкрытого вмешательства» (И. Золотусский). Таким образом, главная тема книги - тема России, и основное внимание писателя направлено на духовные начала национального характера. Как была встречена книга в России? - «На меня рассердились все до единого в России… восточные, западные… все огорчились». Что в реакции на это произведение было неожиданным для писателя? - «Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков». Учащиеся заранее получают карточки с откликами современников Гоголя на «Выбранные места…» - С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева, Н. Ф. Павлова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др. Почему же Гоголь так болезненно реагировал на критику Белинского и вступил в спор-переписку? Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 40-х годов, а их спор - историческим? В чем суть их разногласий? В тетрадях под руководством учителя может быть составлена сопоставительная таблица, в которой сравниваются основные положения «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» В. Г. Белинского. Итоговые вопросы. На чьей стороне в споре стоите вы и почему? Что вы можете сказать о жанре «Выбранных мест из переписки с друзьями» - сочетании публицистической страстности с высокой художественностью? Вывод. «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна» (Н. В. Гоголь).

УРОКИ 45-46. Классное сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»

Иван Александрович Гончаров

УРОК 47. «Между действительностью и идеалом лежит тоже бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда». Очерк жизни и творчества Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов» Роман Гончарова «Обломов» возвращен в школу. И это справедливо, потому что без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму этого умного, очень русского романа мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни. Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа - проблемный. Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь. В центре первого урока - очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв», которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразную трилогию. Этот материал можно изложить лекционно либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся. Кроме того, на уроке возможно обсуждение проблемного вопроса: что такое художественное произведение - учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? 1-я и 4-я части романа - его опора, почва. Взлет во 2-3-й частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. 1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Стремление «к точке покоя» - так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.

УРОК 48. «Наше имя - легион…» Обломов - «коренной народный наш тип». Что такое обломовщина?

На уроке необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов - «коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения жизни. Основные проблемы урока: I. Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть
Обломова»? Действительно ли Обломовых - «легион»? Раскрытию первой проблемы урока поможет система вопросов и заданий:

    В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены? В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей? В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления? Почему не осуществились юношеские мечты Обломова? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев? Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя - легион…»?
Урок дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины. II. Почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился
в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова? Вопросы и задания для обсуждения второй проблемы урока:
    Проанализируйте «Сон Обломова». Что такое Обломовка - всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар - без Обломова? (Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут. Причем Захар - карикатура на своего барина. Рабство их взаимно. Но, кажется, оба они этим состоянием вполне довольны.) Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
На уроке необходимо показать, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой. III. Антиподы ли Обломов и Штольц? Вопросы и задания для обсуждения третьей проблемы урока: 1. Кто, по вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов?

    Какое слово более точно называет состояние Обломова - лень или покой? Докажите свои суждения текстом.

    Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования? Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц - немец? Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.) «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение. Что значит - «цель жизни»? Что значит - «жить просто так», «жить чтобы жить»?

УРОК 49. «Любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром…» «Обломов» как роман о любви Этот урок можно организовать как урок-семинар. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь - это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру. На уроке следует объединить школьников в рабочие группы: 1-я группа. Обломов и Захар: любовь-вражда. 2-я группа. Обломов и Штольц: любовь-дружба. 3-я группа. Обломов и Ольга: любовь-любовь. 4-я группа. Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам? 5-я группа. Обломов и природа: усадьба детства и дачный парк. 6-я группа. Обломов и дети. Вопросы для обсуждения:
    Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью? Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя? Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной? Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?
Итог урока-семинара. Любовь есть смысл жизни для Обломова и - шире - для каждого человека. УРОК 50. «Золотое сердце» или «русская лень»? Роман «Обломов» в русской критике Этот урок дает возможность сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя. Урок позволит уточнить, скорректировать восприятие учащихся. Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.

Два «лица» Обломова

Честность, совестливость, добросердечие, Инфантильность, безволие, неспособность
кротость, стремление к идеалам, к действию, апатичность, медлительность,

Мечтательность, «золотое сердце». «русская лень». Н. А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок. В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия. А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви», называет его чудаком. И. Ф. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника. Н. И. Злыгостаева видит Обломова в ряду «странных» людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем. Итог урока. В критике мнения разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: «художественность» или «социальная значимость» произведения. После изучения романа «Обломов» возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.

Александр Николаевич Островский

УРОК 51. «Я тружусь всю жизнь». Слово об Островском. Личность и судьба драматурга В уроке, посвященном жизненному и творческому пути драматурга, следует выделить несколько моментов: 1. Страницы истории театра (информация). Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь. Своеобразие тем драматических произведений, особенности героев (сословия), принципы раскрытия характеров. 2. Особенности пьес Островского. «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз» (В. Г. Маранцман). Новый герой Островского порождает своеобразие проблем и тем пьес, определяет особенности характеров. 3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жители Замоскворечья, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» - купцы. Наблюдения за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни.
    Невероятная трудоспособность писателя. Итог - 48 произведений, в которых действуют 547 героев. Творческий путь.
Первое произведение. В 1847 году в газете «Московский городской листок» появилась пьеса «Несостоятельный должник». В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда». «Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с «горячим сердцем», честного, прямодушного. Пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю», - говорит героиня пьесы «Воспитанница». «Гроза» (1860) - пьеса о пробуждающейся, протестующей личности.

«Снегурочка» (1873) - древний, патриархальный, сказочный мир.

«Бесприданница» (1879) - взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза». 6. Особенности стиля Островского: говорящие фамилии; специфические авторские ремарки; своеобразие названий (часто пословицы); фольклорные моменты. Итоговые вопросы. Можно ли говорить о современности пьес Островского (докажите свою точку зрения)? Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского? УРОК 52. «Самое решительное произведение Островского» 1 . История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе Островского «Гроза» На уроке можно организовать работу в группах. 1-я группа. История создания пьесы (сообщения о домашней работе с дополнительной литературой). Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии. 2-я группа. Значение названия пьесы «Гроза» (сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом). Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение.

Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

Вывод. Смысл заглавия: гроза в природе - освежает, гроза в душе - очищает, гроза в обществе - освещает. 3-я группа. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.) Изучая список действующих лиц, следует отметать говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые - старые. Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях. «Хозяева жизни» «Жертвы» Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, Кулигин: «Лучше уж стерпеть». захочу - раздавлю». Варвара: «И я не обманщицей была, Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли да выучилась». «А по-моему, делай, что хочется». «Вот куда воля-то ведет». хочешь, только бы шито да крыто было». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей а пущай же он меня боится». волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Феклуша: «И купечество все народ Борис: «Не по своей воле еду: дядя благочестивый, добродетелями многими посылает».
украшенный». Вопросы к классу. Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша? Как понять определение - «зеркальные образы»? 4-я группа. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.) 1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя): Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами. 2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывяет характер героя:
Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!»

Кудряш: «А что?»

Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Кабанова : «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». 3. Использование приема контраста и сопоставления: монолог Феклуши - монолог Кулигина, жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж, Катерина - Варвара, Тихон - Борис. УРОК 53. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» Мы идем по городу Калинову Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов? Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3). 1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе. «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. это принципы жизни в городе. 2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье. «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. это принципы жизни в семье.

На уроке необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов - «коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения жизни. Основные проблемы урока: I.

Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых - «легион»? Раскрытию первой проблемы урока поможет система вопросов и заданий: 1.

В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора?

В чем символический смысл этой сцены? 2. В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей? 3. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?

4. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова? 5. Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев? 6. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя - легион…»? Урок дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины. II. Почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова? Вопросы и задания для обсуждения второй проблемы урока: 1. Проанализируйте «Сон Обломова».

Что такое Обломовка - всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? 2. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве?

Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар - без Обломова? (Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут. Причем Захар - карикатура на своего барина. Рабство их взаимно. Но, кажется, оба они этим состоянием вполне довольны.) 3. Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом. На уроке необходимо показать, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой. III. Антиподы ли Обломов и Штольц?

Вопросы и задания для обсуждения третьей проблемы урока: 1. Кто, по вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов?

2. Какое слово более точно называет состояние Обломова - лень или покой? Докажите свои суждения текстом.

3. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия.

Вольно людям искажать ее! » Доволен ли Обломов своим способом существования? 4. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц - немец?

5. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком Смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.) 6. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.

7. Что значит - «цель жизни»? Что значит - «жить просто так», «жить чтобы жить»?

На уроке необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов - «коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

Основные проблемы урока:

Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых - «легион»?

Раскрытию первой проблемы урока поможет система вопросов и заданий:

В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?

В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?

В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?

Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?

Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?

Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя - легион.»?

Урок дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.

Почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?

Вопросы и задания для обсуждения второй проблемы урока:

Проанализируйте «Сон Обломова». Что такое Обломовка - всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?

Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар - без Обломова? (Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут. Причем Захар - карикатура на своего барина. Рабство их взаимно. Но, кажется, оба они этим состоянием вполне довольны.)

Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.

На уроке необходимо показать, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.

Антиподы ли Обломов и Штольц?

Вопросы и задания для обсуждения третьей проблемы урока:

Кто, по вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов?

Какое слово более точно называет состояние Обломова - лень или покой? Докажите свои суждения текстом.

Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?

Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц - немец?

Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.)

«Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.

Что значит - «цель жизни»? Что значит - «жить просто так», «жить чтобы жить»?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?