Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самое решительное произведение островского добролюбов. Гроза – «Самое решительное произведение Островского

Вопросы по драме Островского "Гроза" 1) Как характеризуется темное царство? 2) Почему Катерина луч света в темном царстве? 3)

Почему Гроза самое решительное произведение?

4) Гроза как проявление народного самосостояния.

Даже если мало главное своими словами хотябы 3-4 предл.))

Конспект Добролюбова "Луч света в темном царстве" п плану: 1. "Гроза" Островского самое решительное произведение Островского. 2.

Историческая обусловленность образа Катерины.

3. Своеобразие характера катерины:простодушие, блогородство... (не менее 8 характеристик)

4.Образ Катерины в заимосвязи с другими персонаажами.

5. Темное царство.

6.Вызов самодурной силе

Заранее спасибо!!!)

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями

русских поэтов начала XIX века? Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?

Последняя книга, которую читал Лев Толстой, - его собственная. Он считал ее самым главным своим произведением и часто повторял: «Какая хорошая это

книга!». Интересно, что эту книгу мало кто знает, она редко издавалась. Она называется «Круг чтения». Это два больших тома - сборник избранных мыслей великих писателей и философов об истине, жизни, отрывки из священных книг разных народов. Собрал их вместе Лев Толстой, украсив собственными размышлениями. Многие считают «Круг чтения» одним из самых значительных произведений ХХ века. Толстой взял эту книгу с собой в свой последний путь, который окончился на маленькой железнодорожной станции в ноябре 1910 года. В названии станции запомним первую букву.

В эти годы создаются пьесы разных жанров: «В чужом пиру похмелье» и «Доходное место» - комедии, «Воспитанница» - «сцены из деревенской жизни», «Гроза» - драма. Предреформенные общественные настроения отразились здесь в том смысле, что колеблется сама возможность эпического мироотношения: история резко врывается в жизнь, побуждая людей к самосознанию, к отделению себя от общего и родового. «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского», как скажет потом Добролюбов, потому что все противоречия обострены в ней до предела, даны с беспощадной ясностью.

«Доходное место» и «Воспитанницу» при всем различии тематики роднит идеализм главных героев, которые считают, что можно противопоставить реальности свою меру ценностей. Не случайно книжные идеалы Жадова, в основе искренние, все же терпят поражение. Иллюзии Нади, в свою очередь, оборачиваются разочарованием и даже отчаянным бунтом. Предвосхищая Катерину в «Грозе», героиня «Воспитанницы» говорит: «Не хватит моего терпения, так пруд-то у нас недалеко!»

Мгновенность нравственого прозрения этих героев не позволяет вполне развернуться драматургическому конфликту, который во всех своих закономерностях будет развит в драме «Гроза» (1859). Если считать конфликт в драматургии движущей силой действия, основанного на прямом столкновении и противоборстве характеров и обстоятельств, то к «Грозе» вполне применимо высказывание драматурга об общественной комедии, где, по его понятиям, конфликт обрел высшую степень глубины: «В комедии... выводится взаимодействие индивидуальных и общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед...»

Главная героиня «Грозы», купеческая жена Катерина Кабанова,- это именно «лицо», личность, замечательная своим «художественным изяществом», по выражению писателя-этнографа С. В. Максимова. Вместе с тем это лицо, вобравшее в себя все что ни есть здорового, нравственно ценного в народной жизни и не согласное по доброй воле отказаться от «чувства законности», которое в других стало «пассивным и окаменелым» (Н. А. Добролюбов).

Как совместить потребности свободной от природы человеческой натуры с порабощением всех проявлений жизни в «темном царстве»? И как при этом согласовать внутреннее понятие о нравственном законе с мертвым моральным кодексом - заменой нравственной истины? Эти вопросы требуют ответа не только от главной героини, но и фактически от большинства окружающих ее лиц: Кулигина, Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона.

Как бы ни истолковывать символическое название драмы - «Гроза», в существе своем это достигший кульминации протест всех угнетенных природных сил, которые сами хотят определить себе нравственную меру и не желают безвольно и автоматически подчиняться чужой воле.

В конечном счете «гроза» - это результат развития исторических сил, которые проникли в самую глубину России, произведя там смятение, потрясение устоев. В этом смысле символ «грозы» можно поставить в один ряд с «бураном» из «Капитанской дочки».

Драма «Гроза» создавалась в условиях, непосредственно предшествовавших отмене крепостного права. Она подтвердила мысль Н. А. Добролюбова, высказанную в «Темном царстве»: Островский «обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».

Многое объясняет то, что созданию пьесы предшествовало путешествие драматурга в верховья Волги (1856-1857), когда его особенно поразил контраст между возвышающей красотой природы и существующей рядом с этой красотой людской жестокостью. Город Калинов, где происходит действие,- это, конечно, собирательный образ провинциального города «на берегу Волги», как сказано в ремарке, открывающей пьесу. «Существенные стороны» русской жизни были настолько глубоко постигнуты здесь Островским, что происшествия последующего времени лишь подтвердили достоверность созданной в пьесе художественной коллизии. В начале 1890-х годов увидели свет материалы по нашумевшему в Костроме делу Клыковой, в которых напечатавший их краевед усмотрел почти буквальное сходство с драмой «Гроза»: «в обстановке, характере, положениях и разговорах». В действительности же «клыковское дело» возникло спустя месяц после окончания работы над пьесой, а впоследствии подобные случаи обнаружились и в других городах России - Плесе и Кинешме.

Все это свидетельствовало о том, что конфликт, положенный в основу драмы, был глубоко типичен, историчен. Катерина и Кабанова находятся в сердцевине этого конфликта, другие персонажи замешаны в нем в той мере, в какой это продиктовано нравственной проблематикой «Грозы». Среди героев есть один, который не столько участвует в конфликте, сколько рассуждает о нем - с позиций историка, комментатора, ора-тора-правдолюбца. Этот герой своей ролью до некоторой степени уподобляется хору в античной трагедии: также морализует и философствует, несет высокие истины, необходимые обществу.

Из толпы обывателей автор выделяет Кулигина и дает ему право высказать общую идею пьесы у тела погибшей Катерины: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Кулигин наделен и индивидуальными чертами: его образ по-своему драматичен и имеет собственную социальную и нравственно-психологическую содержательность.

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ

(ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…» – писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина, главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина – это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно, открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение и постоянные, пусть даже и немые, упреки.

В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же свободолюбивая, открытая, независимая натура.

До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.

Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра, попытка найти защиту у великой Волги-матушки.

Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она изменилась?

Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается, не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно, вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви Катерины и душевной дряблости Бориса.

Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной, предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.

Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания, она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру.

Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».

Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа, воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства». Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми, чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.

Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера, свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня, спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее написания.

Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени . Среди всего написанного Островским «Гроза» является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Борис Годунов» и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок «темного царства», где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры.

Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Каба-нихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты». Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем… Такая ли я была? 1» Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с на-хлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом «темного царства». Все это и явилось причиной трагедии Катерины. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает».

Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства. Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца «темного царства».

Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения». Далее Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе». В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?