Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характеристика Савелия ("Кому на Руси жить хорошо", Некрасов). Образ и характеристика савелия в поэме кому на руси жить хорошо

Н.А.Некрасов посвятил своё творчество народу. В этом он признаётся в своей «Элегии»:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Некрасову очень близка тема страданий народа, потому что он с детства видел бесправие крестьян, угнетаемых жестоким тираном — отцом будущего поэта. Некрасов через всю жизнь пронёс в своём сердце боль за тяжёлую судьбу русских крестьян. Его творчество обращено к темам освобождения крепостных, обличения помещичьей России. Писатель не только задумывался о народном счастье, но и посвятил его достижению свою жизнь.

Читая поэму, я вспомнила рассказ В.Г.Короленко «Парадокс». В нём безрукий «феномен» говорит: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». С этим вполне можно согласиться, так как каждый человек рождается, на мой взгляд, для того, чтобы найти собственное счастье. Другое дело, что все люди понимают под словом «счастье» что-то своё.

Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо», мужики, сначала думают, что счастье у богатых господ. Для обездоленных крестьян материальное благосостояние — это один из признаков счастья. Их можно понять, деньги во все времена давали человеку свободу и лучший уровень жизни.

После отмены крепостного права только люди, имеющие средства к существованию, стали свободными. Что же оставалось делать тем, которые не могли выкупить себя из господской кабалы? А куда могли уйти от помещика безземельные крестьяне? Чтобы прокормить семью, большинство русских мужиков оставались у своих хозяев. Голодный человек счастливым быть не может. Но и деньги, как выяснили герои поэмы, не дают счастья. Поп, оказывается, тяжело зарабатывает на свой хлеб, постоянно видя горе крестьянское. Помещики жалуются на обеднение деревни, а солдаты «шилом бреются «, «дымом греются» .

В главе «Счастливые» описывается, как понимает счастье русский народ. Стоило только пообещать водки, нашлось много «счастливых». Выслушав истории людей, мужики поняли:

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Не похож на всех мельник, бурмистр Ермила Гирин. Он бросает вызов миру своей честностью, несмотря на свой проступок. Когда ему понадобилась помощь, люди откликнулись на его просьбу, дали денег на мельницу. Может, доверие и любовь народа — это и есть счастье?

Совершенно другое понимание счастье у помещика Оболта-Оболдуева: деньги, покорность крестьян, неограниченная власть над людьми:

Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.
Закон - мое желание!
Кулак - моя полиция!

За этим представлением счастья можно разглядеть примитивную, неразвитую духовно личность.

В главе «Крестьянка» странники спрашивают у Матрёны Тимофеевны о её счастье. Несмотря на тяжёлую, полную бед и лишений жизнь многие считают её счастливой. Но так ли это на самом деле?

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

Матрёна Тимофеевна вызывает восхищение своей волей к жизни. Она не впадает в уныние от выпавших на её долю страданий. Эта мудрая женщина умеет находить счастливые минуты. Искренне радуется она освобождению мужа Филиппа, рождению сына Лиодорушки. Красота природы не оставляет её равнодушной:

Хорошо, светло
В мире божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Счастье богатыря Савелия, мне кажется, заключается в его человеческом достоинстве, любви к свободе. Он не смиряется с положением раба, совершив достойный поступок. Богатырь убивает душегуба Фогеля, не боясь последствий.

Савелий выделяется из людей даже своим внешним видом. Он похож на Ивана Северьяновича Флягина из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Савелий и Флягин напоминают обликом богатырей русских. Оба героя — раскаявшиеся грешники, ушедшие в монастырь.

Святорусский богатырь не согласен с бесправием крестьян. На слова сына, что Савелий «клейменый каторжный»:

Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
«Клейменый, да не раб!»

Гриша готов бороться за счастье народа:

Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного.

Все герои, все образы поэмы выражают понимание счастья самого поэта. Некрасов незримо присутствует в их словах и поступках. Используя народный язык, писатель достоверно изображает крестьянскую жизнь с её бедами и невзгодами. Автор мечтает о народном счастье, но понимает, что без желания и усилий ничего не получится. В понимании Н.А.Некрасова счастье народа невозможно без свободы:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!


Поэму Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» принято называть поэмой- эпопеей. Эпопея - это художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты и объективности целую эпоху в жизни народа. В центре этого произведения - изображение порефор- менной России. Некрасов писал свою поэму в течение 14 лет, собирая для нее материал «по словечку».

Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от порабощенного крестьянства до процветающего дворянства во главе с царем. Гражданственность лирики Некрасова определялась, прежде всего, назначением поэта в жизни, его способностью в отдельных эпизодах увидеть основные законы жизни и не остаться равнодушным к народным чаяниям. Основной темой произведения стала жизнь народа, жизнь крестьян. С необычайной яркостью и точностью описываются все беды и невзгоды, которые приходится терпеть народу, все трудности его существования. Несмотря на реформу 1861 г., «освободившую» крестьян, они оказались в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу, и через всю поэму проходит мысль о невозможности такой жизни, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Сюжет поэмы похож на народную сказку, здесь семь крестьян путешествуют в поисках счастья. Об их положении свидетельствуют названия тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: «уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож». В начале поэмы у них возникает вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Странники ищут счастливого человека среди всех сословий, но главная цель их путешествия - найти «счастье мужицкое».

Некрасов не может не показать низкий уровень жизни народного сознания, его ограниченность. Я Мужики понимают счастье примитивно, сводят к материальной обеспеченности, к покою, богатству Я и чести. Но встречи с разными людьми меняют взгляды странников. Они знакомятся с попом, который опровергает крестьянскую формупу счастья. Для него покой - равнодушие, честь человека - отношение окружающих к нему, а оно не всегда бывает положительным и объективным.

Странники знакомятся с Якимом Нагим, чья история тоже внесла изменения в мировоззрение путников. Для него богатство не критерий жизни, ведь во время пожара он с женой бросается спасать не накопленное богатство, а картиночки и иконы, что свидетельствует об их духовности, возвышенном отношении к жизни и непрактичности.

Примечателен и Ермил Гирин. Он был писарем, прославился на всю округу умом, справедливостью, бескорыстной преданностью народу и заслужил его уважение. На аукционе Ермилу не хватило денег на покупку мельницы, и все люди помогли, собрали нужную сумму, зная о честности Гирина. Но он не идеален: Ермил, пожалев своего брата, назначил в рекруты сына Власьевны. Затем он раскаивается о совершенном поступке:

Судил я вас по совести,

Теперь я сам грешнее всех.

Судите вы меня!

Гирин «имен все, что надобно для счастья», но он принес это в жертву ради народной правды и попал в тюрьму за свое выступление во время бунта.

Другой яркий представитель протестующего крестьянства - Савелий Корчагин. Убийство немца, притесняющего крестьян, произошло незапланированно, оно олицетворяет крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокость со стороны помещиков. В Савелии живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются такие человеческие качества, как искренняя любовь, сила духа, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других.

«Не дело между бабами счастливую искать», - говорит Матрена Тимофеевна, героиня главы «Крестьянка».

Матрена Тимофеевна,

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми,

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

В ее жизни было несколько моментов, когда чувства, переполняющие ее душу, готовы были вып- леснуться наружу и заставить ее перейти к решительным действиям. Это вскрытие лекарями тела Демушки, публичное наказание за проступок ее сына Федотушки. Но после известия о том, что ее мужа забирают в армию, она решает бороться за свое счастье до конца. Ей помогает сама губернаторша. Оказывается, счастье крестьянки просто не стать солдаткой.

У всех героев разное понимание счастья, но все они не похожи на первоначальное представление семерых правдоискателей: счастье не в деньгах, не в почете, а в чем-то другом. Последним героем этой поэмы является Гриша Добросклонов. Он борец, заступник крестьян и свое предназначение осознал в 15 лет - «будет жить для счастия... родного уголка».

Силы необъятные,

Услаждали слух его

Звуки лучезарные

Гимна благородного -

Пел он воплощение

Счастия народного!

Добросклонова не пугают испытания, ибо он свято верит в торжество дела, которому посвятил свою жизнь. Гриша пошел по трудному, тесному пути, но именно на нем ждет человека счастье, потому что оно несет людям свет и радость жизни.

После столь долгого и продолжительного путешествия путники вернулись домой, так и не найдя счастье «мужицкое». Для Некрасова счастье- это освобождение народа от рабства. Именно через образ Гриши Добросклонова автор доносит до читателя эту идею:

Рать подымается -

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Для Некрасова плач народный являлся набатом, призывающим всех порядочных интеллигентов и демократов к решению проблем послереформенной Руси. Уничтожение или отмена крепостного права сами по себе еще не несут в себе освобождения крестьян. Признание их прав произошло только на юридическом уровне, осмысление же себя как полноправного члена общества произошло лишь в некоторых представителях крестьянства.

По косогору тянется,

Потом в овраг спускается,

А там опять на горочку-

Как грязи тут не быть?

Две церкви в нем старинные,

Дом с надписью: училище,

Пустой, забитый наглухо,

Изба в одно окошечко,

С изображеньем фельдшера,

Пускающего кровь...

Описание природы тоже не вызывает радостных чувств:

Не греет землю солнышко,

Идут по небесам,

Согнало снег, а зелени.

Ни травки, ни листа!

Складывается такое впечатление, что все настроено против народа, но, несмотря на все преграды, встречающиеся на пути к счастью, каждый борется за него, надеется на лучшее.

Каждый понимает счастье по-своему. Например, крестьянка Матреёна Тимофеевна видит свое счастье, я считаю, в детях, ведь в первую очередь она является матерью. Вспомним трепетное отношение ее к своему погибшему сыну Демушке:

По поженкам... лелеяла...

В работу муж отправился

Молчать, терпеть советовал:

Железо - зашипит...

Но Матрёна Тимофеевна все-таки произносит заветные слова: «Тогда и было счастьице!» Крестьянка чувствовала себя счастливой, когда жила в родном доме, когда в ее жизнь пришла любовь. Я считаю это важным для каждой женщины. Но счастливые времена в жизни этой женщины промелькнули как сладкий сон:

Семья была большущая,

Сварливая... попала я

Ад... Это слово вызывает у меня страх, а ведь именно такую характеристику Матреёна Тимофеевна дает своей жизни. Но все же крестьянка борется за свое счастье, используя все возможные средства.

С помощью собирательною образа Матрёны Тимофеевны Некрасов описывает жизнь всех русских женщин. В заключение Матрёна говорит:

Обидно, молодцы!

Идите вы к чиновнику,

К вельможному боярину,

А женщин вы не трогайте, -

У каждого крестьянина

Душа что туча черная -

Гневна, грозна и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Яким призывает народ к борьбе, верит в лучшее, в свободный труд. Он не может смириться с такой беспросветной жизнью, борется, ищет свою правду.

ошибку, из-за которой чуть не кончил жизнь самоубийством.

Свихнулся из рекрутчины.

Меньшого брата Митрия

Повыгородил он.

«Савелий - богатырь святорусский» крестьянский протест превратился в бунт, который завершился убийством.

Я в землю немца Фогеля

Христьяна Христианыча

Значит, крестьянское терпение не вечно, ведь невозможно бесконечно терпеть издевательства помещиков, их насмешки.

Какие же возможны дороги к счастью?

Средь мира дальнего

Есть два пути...

Итак, к счастью можно идти двумя дорогами. Во-первых:

Одна просторная

Страстей раба,

К соблазну жадная,

Идет тропа.

О жизни искренней,

О цели выспренней.

Там мысль смешна...

Но ведь есть и другая дорога:

Другая тесная,

Дорога честная,

Любвеобильные,

На бой, на труд....

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая....

А что же такое счастье? И кому на Руси жить хорошо? Это один из «вечных вопросов», своевременный и для нашей сегодняшней жизни.

Тайна прозвища Савелия, богатыря святорусского

О Савелии, дедушке мужа Матрёны, читатель узнаёт из её рассказа. В образе Савелия соединяются сразу два героических типа русского народа. С одной стороны, он богатырь – человек необыкновенной силы, защитник своей земли и своего народа, хоть и не воин: «И жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою – а богатырь!»

С другой стороны, Савелий - богатырь Святой Руси, христианского наследия, человек верующий, мученик. У него множество примет святости: он претерпел телесные истязания, имеет увечье, совершил не один смертный грех (убив управляющего и став невольной причиной смерти Дёмушки), перед смертью пророчествует, обещая мужчинам три дороженьки (кабак, острог да каторга), а бабам три петли (шёлку белого, красного и чёрного). Савелий обучен грамоте, много молится и читает святцы.

Святая Русь для православного – та сильная страна времён Киевской Руси, когда народ боролся с врагом «за веру православную, за землю Русскую». Савелий подобен одновременно и богатырям, и святым древности, рождённым в вольной земле, живущим по законам православным, истинным законам совести.

Портрет Савелия

Савелий очень стар. Всего он прожил 107 лет, а с Матрёной познакомился в возрасте 100 лет. Он огромного роста, так что Матрёне кажется, что, распрямившись, он пробьёт потолок. Матрёна сравнивает его с медведем. Его большущая, 20 лет не стриженная грива называется сивой, борода тоже большущая (повторяющиеся эпитеты усиливают качество).

Согнутая спина Савелия - это символ русского человека, который гнётся, но не ломится и не валится. В молодости в лесу Савелий наступил на сонную медведицу, и, испугавшись однажды в жизни, всадил в неё рогатину, при этом повредив спину.

Объясняя Матрёне свою богатырскую природу, Савелий даёт обобщённый портрет богатыря, совпадающий с его собственным: руки кручены цепями, ноги кованы железом, на спине сломались целые леса, на груди катается Илья-пророк и гремит колесницей (гиперболы).

Характер Савелия и обстоятельства, сформировавшие его

В момент знакомства с Матрёной Савелий жил в особой горнице и никого не пускал в неё, несмотря на протесты семьи. Эту горницу он пристроил, вернувшись с каторги. Позже он сделал исключение для своего маленького правнука и Матрёны, спасавшейся от гнева свёкра.

Семья не жаловала Савелия, когда у него закончились скопленные на каторге деньги. С домашними он не спорил, хотя мог подшутить над сыном, который обзывал его каторжным и клеймёным. Улыбка дедушки сравнивается с радугой.

У старика была привычка иногда говорить слова-афоризмы, связанные с его прошлой жизнью и каторгой: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть».

В своём преступлении, за которое Савелий попал на каторгу, он не раскаивается. С его точки зрения, терпеть было нельзя, хотя терпение - это свойство русского богатыря. Зато Савелий раскаивается в том, что стал причиной смерти правнука. Он приползает к Матрёне на коленях, уходит в леса, а затем на покаяние в монастырь. При этом Савелий способен поддержать Матрёну, сочувствовать ей.

История отношений Корёжинских мужиков и их господ – это история порабощения Святой Руси. Савелий как будто родом из тех древнерусских «благодатных» времён, когда крестьяне были свободными. Деревня его была в таких глухих болотах, что барин не мог доехать: «Нашей-то сторонушки три года чёрт искал». Жизнь в глуши была сопряжена с жестокой охотой, так что Савелий «окаменел , лютее зверя был», и только любовь к Дёмушке смягчила его.

Оброк барину Шалашникову мужики отдавали только тогда, когда он их драл. Для них это было то же самое, что военный подвиг: они стояли за вотчину, они побеждали Шалашникова.

Савелий – человек простой и прямой , под стать барину Шалашникову. Он не смог справиться с хитростью немца Фогеля, управляющего наследника, который незаметно поработил крестьян, до нитки разорил. Такое состояние Савелий и называет каторгой.

Мужики терпели восемнадцать лет: «Наши топоры лежали – до поры». А потом живьём закопали немца Фогеля, которого Некрасов назвал Христьяном Христианычем (сарказм). Именно Савелий первым толкнул немца в яму, именно он приговаривал: «Наддай». Савелий обладает качествами бунтаря .

Савелий умел использовать любые обстоятельства себе во благо . В остроге он выучил грамоту. Через 20 лет каторги и 20 лет поселения Савелий вернулся на родину, скопив денег. Начиная рассказ о Савелии, Матрёна иронично называет его счастливцем . Принимая удары судьбы, Савелий не унывал и не боялся.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Килин Николай Евгеньевич,

учитель русского языка и

литературы средней

школы 120 г.Барнаула

Судьба Савелия, богатыря святорусского, заступника народного

(из опыта изучения поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Богатый материал для разговора о нравственных ценностях представляет судьба народного заступника Савелия, которого Матрена Тимофеевна называет «счастливцем» не без иронии.

Обсуждение образа возможно по вопросам:

1. Каково первоначальное представление героя о счастье?

2. Нужно или не нужно платить оброк?

3. Убийство Фогеля - подвиг или преступление?

4. «Куда ты, сила, делася?На что ты пригодилася?»

5. В чем истоки богатырской силы Савелия и Демушки?

6. К какой истине лежит путь народного заступника, путь выхода из кризиса?

7. В чем причины противоречий в поведении Савелия в последние перед смертью дни?

Первоначальное представление Савелия о счастье связано с «благодатными» временами, когда корежцы были изолированы от мира непроходимыми болотами и лесами, не несли трудовых повинностей и не платили оброк.

Ни помещиков,

Ни немцев-управителей

Не знали мы тогда.

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы...

Нужно или не нужно платить оброк - вопрос не праздный, а государственный. Н.В.Гоголь в «Мертвых душах» свидетельствует, что помещики платили в государственную казну подати за крестьян. Чичиков уговаривает Коробочку: «Потому то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа... да не только избавлю, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей». Совершая сделку с Плюшкиным, Чичиков «изъявил готовность принять на себя обязанность платить полати за всех крестьян, умерших...» Изумленный Плюшкин уточняет: «Как же... вы за всякий год беретесь платить за них подати? и деньги будете выдавать мне или в казну?»

Свое отношение к барщине как трудовой повинности и налогу-оброку, ее заменяющему, А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» выразил просто:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Если у Н.П.Кирсанова в «Отцах и детях» И.С.Тургенева во взаимоотношениях с крестьянами есть проблемы, мужики оброка не платят, то помещица Одинцова все вопросы, в том числе и хозяйственные, решает успешно, переведя свое имение на оброк. Как видно, в налоговой зависимости от государства находятся и помещики, и их крепостные: мужики платят оброк барину, а тот платит за них подати подушно в казну. Государство не может существовать без налогов и уклонение от них не может быть примером для подражания.

Однако Савелий и другие корежцы стремятся быть вне зависимости от государства:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

Мало того, то, что посылает вотчина, «когда рассудится», до помещика не доходит.

Идем домой понурые...

Два старика кряжистые

Смеются... Ай, кряжи!

Бумажки сторублевые

Домой под подоплекою

Нетронуты несут!

Как уперлись: мы нищие -

Так тем и отбоярились!

Не виднои то, что меры, принимаемые Шалашниковым, делают корежецев несчастными, забитыми и обнищавшими:

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие

Доходы получал...

Как примет дань Шалашников,

Уйдем - и за заставою

Поделим барыши.

«Что денег - то осталося!

Дурак же ты, Шалашников!»

И тешилась над барином

Корега в свой черед!

Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.

Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «... на место сетей крепостных люди придумали много иных».

Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.

С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень - «Заплатово, Дырявино, Разутово, Зноби-шино, Горелово, Меелово, Неурожайна тож» - говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.

Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же - «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?

С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «кар-тиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.

Другой персонаж поэмы - Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.

Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?

По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой - Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.

Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь?

... Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие,

Прошли по ней - сломалися. ..

... Не гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужин не богатырь?

Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство - неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:

Пошла по жилам чарочка,

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа!

Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.

Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.

Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.

Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».

Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир - на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.

Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?

С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое... А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!

Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо - все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?