Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями? Сочинение на тему: Отношение Базарова к родителям в романе Тургенева «Отцы и дети Что происходит с базаровым в родном доме.

Кульминационный момент романа - не дуэль, даже не объяснение. Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Во время свидания Одинцова обратилась к нему с традиционной для таких мгновений просьбой: «Расскажите мне что-нибудь о самом себе... то, что в вас теперь происходит». На протяжении нескольких вечеров Базаров упорно уклоняется от этого вопроса. Не из «скромности», не по опасению, что «аристократка» его не поймет. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». «Происходит, - возмущается уязвленный Базаров, - точно я государство какое или общество!» Но процесс самоосознания уже начался. Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии: «Та осина <..> напоминает мне мое детство... я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом… Ну, теперь я взрослый, талисман не действует». Впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме <...> кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже».

Впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Великая цель противопоставила его остальным людям - простым, заурядным, но счастливым: «Хорошо моим родителям жить на свете!», спустя мгновенье возвращается к той же мысли: «Как посмотришь… на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется, чего лучше?» Да и сама цель теперь представляется не такой уж безусловной. Почему один человек (самоценная личность) обязан жертвовать собой ради другого (такой же личности)? Чем он хуже? «…Ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - размышляет он, обращаясь к Аркадию, - …Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение…» Аркадий, конечно, повторял слова учителя о том, что «всякий из нас должен этому (счастью народа ) способствовать». Но реакция Базарова оказывается для него полной неожиданностью: «А я и возненавидел этого последнего мужика <…>, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не cкажет… Ну, будет он жить в белой избе. А из меня лопух расти будет<…>?» «И каким бы пугающим ожесточением ни веяло от такого признания, это тоже симптом прибавления человечности в Базарове. Конечно, ненависть - страшное чувство, но это именно чувство, а как раз чувств и не было в прежнем базаровском отношении к людям. Теперь «Филипп или Сидор» ненавистен и, значит, ощутим: для Базарова он впервые живой человек, а не <…> абстрактный знак вопроса».

«Да правда-то где, на какой стороне?» - добивается простодушный Аркадий. Новый Базаров уже не знает ответа на все вопросы: «Где? Я тебе отвечу как эхо: где?» Нельзя сказать, чтобы новый Базаров понравился себе. Открытие собственной души приводит к печальному выводу: ты такой же, как все; так же уязвим, так же причастен смерти. «Что за безобразие!» Порой Базаров завидует даже …муравью. «Тащи ее (муху ), брат, тащи! Пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания!..» Бросить вызов.., но кому? Кто теперь его враг?

Отсюда непрязненное отношение к Аркадию. Младший Кирсанов на сей раз предстает не в качестве друга, а как двойник. Вернее, двойник прежнего Базарова. Которому так легко было жить и которого мучительно пытается воскресить в себе. Базаров ему завидует, и ненавидит, и провоцирует: «Полно, пожалуйста, Евгений, мы наконец поссоримся». Но Базаров как раз и хочет ссоры - «до истребления». Снова, к ужасу Аркадия, пробудилось в Базарове зверино-самолюбивое начало: «…Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах…» Базаров изо всех сил хочет остаться прежним Базаровым. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною.., тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Ещё раз про анализ эпизода

Никто не удивится, если для выпускного сочинения вновь предложат темы, требующие умения анализировать эпизод. Что же нужно ученику для анализа текста? Разумеется, сам текст, умение читать этот текст, что вовсе не равнозначно складыванию букв в слоги и слова, способность сопоставлять, сравнивать, выстраивать логическую цепочку, делать вывод. И ещё хорошо бы иметь в запасе какой-нибудь словарь. Лучше всего «Словарь литературоведческих терминов» или Словарь Даля. И всё - можно начинать.

Попробуем проанализировать эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и, не мудрствуя лукаво, возьмём предлагавшуюся для экзаменационного сочинения сцену отъезда Базарова из родного дома.

Сначала договоримся, что мы будем называть эпизодом. Для этого предложим нашим ученикам воспользоваться словарной статьёй из любого словаря. На уроке сопоставляем выписанные определения. Итак, эпизод - “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной законченностью и самостоятельностью”. Тогда характер каждого персонажа раскрывается через цепь эпизодов. Таким образом, чтобы понять характер, нужно проанализировать несколько “законченных фрагментов”. Эпизоды похожи на кадры диафильма, каждый добавляет что-то новое к образу героя.

Теперь предложим ученикам подумать над тем, какие события в жизни человека помогают становлению его характера или наиболее чётко проявляют его. Очевидно, они назовут яркие впечатления детства, отъезд из родного дома, влюблённость, встречи с другими людьми, потерю близких и так далее. А можно ли считать возвращение в родительский дом после долгого отсутствия событием, в котором проявляется характер человека? Даже возвращаясь домой после летних каникул, школьники понимают, что что-то изменилось. Ещё в пятом классе мы писали коротенькие этюды «Когда я возвращаюсь домой с каникул».

Когда я возвращаюсь домой с каникул, мне очень грустно, потому что кончилось лето. Но и весело, потому что я встречусь с друзьями, увижу новых учителей. Когда я захожу в дом и начинаю играть с игрушечным псом Тявкой, он кажется мне меньше, чем в прошлом году. Вхожу в ванну - она кажется мне узкой и короткой. А мои любимые ботинки! Когда я в них попыталась влезть, они жутко жали. Всё стало таким маленьким - ужас!

Диана Добрынина

Теперь представьте себе, что “в родное гнездо” возвращается повзрослевший молодой человек, несколько лет проведший в столичном университете. Что происходит с миром вокруг него, как меняется этот мир? Как меняется его восприятие? Как меняется его отношение к родным, никуда не уезжавшим из дома?

Перечитаем начало сцены отъезда. В первой же фразе звучит ключевое для всего романа слово “ничего”. Это непереводимое русское “ничего” означает и “ничего страшного”, и “а что делать?”, и многое другое. С каким эпизодом, предшествующим анализируемому, связано это слово? Когда и как оно вводится? Что означает? Случайно ли звучит во время, предшествующее расставанию? Обратимся к сцене в доме Кирсановых, где и происходит памятный разговор о нигилизме. Итак, нигилист, по мнению “ученика” Базарова, Аркадия Кирсанова, “человек, который ко всему относится с критической точки зрения”. А вот Павел Петрович считает, что “нигилист - это человек, который ничего не уважает”. Уважает ли своих родителей Евгений Базаров? Если нет, тогда почему целый день прошёл, прежде чем он решился сказать о скором отъезде родителям? Пусть ученики найдут в тексте описание того, как воспринимают известие старики родители. Какие чувства вызывают их переживания у читателя? А что испытывает читатель по отношению к самому Базарову? Почему уезжает так скоро Евгений Васильевич из дома, в котором не был три года, а погостил всего три дня? Найдите в тексте указание на то, как изменится жизнь родителей после отъезда сына.

Для понимания характера героя, разумеется, необходимо проанализировать все сцены, в которых он участвует. Но мы из цепочки эпизодов, составляющих сюжет произведения, выберем только ещё один, третий и последний. Таким образом, мы замкнём своё короткое исследование. Чем заканчивается роман? Внимательно перечитаем финал романа. Кто навещает могилу Базарова? Какие чувства вызывает описание кладбища? Возникают ли в памяти “опытного” читателя какие-нибудь литературные ассоциации? Вероятно, ученики назовут элегическое настроение, перекличку с темой “сельского кладбища” в поэзии первой четверти XIX столетия. Есть ли разница в настроении, с которым описывается жизнь других героев романа в 28-й главе после смерти главного героя? В чём смысл риторических вопросов, которыми завершается роман? Как сам автор отвечает на них? Как вы понимаете слова о “вечном примирении”?

По материалам, собранным во время урока, ученикам предлагается составить план и написать сочинение на тему «Анализ сцены отъезда Евгения Базарова из родного дома».

Сцена отъезда Базарова из родного дома

(гл. 21, анализ эпизода)

По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», эпизод - “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью”. Возникновение этого слова связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало “часть действия между выступлениями хора”.

Как правило, путь любого героя любого произведения связан с цепью эпизодов, в которых и раскрывается образ этого героя, так или иначе выражается авторское отношение. Также можно сказать, что сквозь “магический кристалл” эпизода просматриваются важнейшие черты произведения в целом. Обратимся теперь к конкретному примеру, а именно, к сцене отъезда Евгения Базарова из родного дома (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», гл. 21).

Известно, что сама ситуация возвращения домой после долгого отсутствия даёт возможность читателю отнестись к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. (Кстати, и сам роман «Отцы и дети» начинается тоже с возвращения молодого человека в родной дом. Так, именно в старое “дворянское гнездо” 20 мая 1859 года возвращается Аркадий Николаевич Кирсанов. Очевидно, эта параллель не является случайной.) Вернувшийся после долгого отсутствия домой сын определяется (определился) с собственной жизненной позицией, со своим отношением к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения.

Но в финале главы 21 перед читателем уже не встреча, а расставание. Трогательные в своей любви и доверчивости Василий Иванович и Арина Власьевна никак не рассчитывали, что сын после трёх лет отсутствия погостит только три дня. “Я, было, думал, что ты у нас… подольше. Три дня… Это, это после трёх лет маловато; маловато, Евгений!” - так, сморкаясь и наклоняясь чуть не до земли, с трудом скрывая слёзы, говорит отец Базарова. Его речь робкая, сбивчивая; изумление, растерянность, вызванные известием о неожиданном отъезде сына, заставляют читателя отнестись к старикам Базаровым с сочувствием, а к их сыну с возмущением. Но ведь и Базаров не сразу “решился уведомить Василия Ивановича о своём намерении”. “Целый день прошёл”… А это не так уж мало для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности Евгения Васильевича. Базаров сказал: “Ничего!” Случайность ли это? Не отсылается ли здесь читатель снова к понятию “nihil, ничего”, которое было введено Тургеневым в главе 5? По мнению Павла Петровича Кирсанова, нигилист - это человек, “который ничего не уважает”. А вот Аркадий считает, что нигилист - человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”.

И что ж, это хорошо? - перебил Павел Петрович.

Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно…

В сцене отъезда (гл. 21) “дурно” всем: и Аркадию, и старикам Базаровым, и самому Евгению. Жизнь в доме “старосветских помещиков” (ведь Арина Власьевна и Василий Кириллович так похожи на героев гоголевской повести) замрёт окончательно. Жили-то они лишь ожиданием учёного сына, перед которым благоговели. Василий Иванович сдерживает слёзы, стараясь доказать молодым людям свою современность: “Главное - свобода; это моё правило… не надо стеснять… не…” В грустном одиночестве предстоит доживать им свои дни, и уже “с утра всё приуныло в доме”. И вот старички, так старавшиеся не беспокоить лишний раз сына, “остались одни в своём, тоже как будто внезапно съёжившемся и подряхлевшем доме”. И утешает мужа седая Арина Власьевна: “Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел; а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”. Сама того не понимая, старушка даёт точную и образную характеристику их жизни, жизни уходящего поколения “отцов”. Скучно и тяжело в их доме Базарову, стремящемуся к жизни “с пользой”. Жалко читателю старичков, обидно за Евгения.

Через цепь испытаний проводит своего героя Тургенев. Постепенно мы всё лучше узнаём Базарова. Созданная им теория не выдерживает проверки жизнью. “Нет любви” - а как же Анна Одинцова и старички родители? “Природа не храм, а мастерская” - а как же ощущение полноты природы во время прогулки с Анной Сергеевной? Сцена отъезда имеет важное значение для углубления образа главного героя и формирования читательского отношения. В финале романа только дряхлые старички приходят к могиле Евгения Базарова. “Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!” О “вечном примирении и о жизни бесконечной” говорят цветы, растущие на могиле бунтаря и нигилиста Евгения Васильевича Базарова. И читатель примиряется с этим неоднозначным образом. Через неприязнь и непонимание, возмущение и зарождающееся сочувствие к пониманию и сопереживанию проводит автор романа своего читателя.

Разумеется, проблема “отцов” и “детей”, отразившаяся в романе И.С. Тургенева и составляющая основной конфликт его, - проблема вневременная. И тем сильнее задумывается читатель, “переживший” сцену отъезда Базарова из дома родителей, над своим отношением к старшему поколению, над собственной жизненной позицией.

Тема урока: Базаров и его родители.

Цель урока: рассмотреть образы отца и матери, выявить взаимоотношения Базарова с родителями, расширить психологический портрет главного героя; развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки; воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.

Оборудование: эпиграфы к уроку, иллюстрации к роману, презентация к уроку.

Ход урока.

    Организационный момент.

Ребята, скажите, как часто вы произносите слова любви, признаетесь в любви? Кому чаще всего вы говорите: «Я люблю тебя»? Конечно, в первую очередь, вашим любимым девушкам. Вспомните, когда вы в последний раз говорили своим родителям: «Я люблю вас. Спасибо, что вы у меня есть». А ведь они не меньше ваших девушек нуждаются в наших словах любви, в нашей поддержке. Они нуждаются в нас.

    Запись эпиграфа к уроку.

Вы, наверное, догадались, сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношениях с родителями, об отношении нашего героя Евгения Базарова к его родителям. Обратимся к нашему первому эпиграфу.

«Таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать». ( Базаров о родителях).

Каждый ребенок может подобное сказать о своих родителях.

    Работа по теме урока.

1) Давайте для начала вспомним, кто такой Базаров и что вы о нем узнали. Работа с портретами Базарова. Тургенев дает небольшую характеристику внешности своему герою. Мы больше о нем узнаем от других героев. (Базаров – нигилист. Базаров – будущий лекарь, он учится в медицинском университете. После трехлетнего отсутствия дома приезжает на родину, где его с нетерпением ждут его родители.) А что вы можете сказать, глядя на портреты Базарова? Каким он перед вами предстает?

2) Да, Базаров – нигилист. Кто такой нигилист? Как Базаров себя характеризует? (Мы отрицаем все!) Это значит, что нигилисты отрицают и любовь, романтизм, сентиментализм. Когда как другие так не думают. Поэтому мы можем сказать, что Базаров одинок.

3) Вспомним, когда Базаров приезжает к родителям. Сразу? (Нет, спустя почти месяц после своего приезда из Петербурга. Он приезжает к родителям после тяжелого разговора с Анной Сергеевной Одинцовой. Он, нигилист, отрицающий все живое, полюбил эту женщину. А она отвергла его чувство. Это было для него невыносимо. И для того чтобы забыть Одинцову, Базаров старается отвлечься, едет к родителям).

4) Расскажите, как встретили Базарова его родители.

5) Кто они, чем они занимаются? (Василий Иванович – человек очень добрый. Он бесплатно лечит крестьян, хотя отказывался уже от работы врача. Он стремится пополнить свои знания. Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле. Василий Иванович любит много говорить. Арина Власьевна суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и «знала толк в хозяйстве». В политике не разбиралась. Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына. Арина Власьевна – человек иного образа жизни, нежели ее сын.)

6) Как относятся к Евгению отец и мать? (Мать ласково называет его Енюшкой; они боялись побеспокоить его лишний раз)

7) Можно ли назвать Базарова хорошим сыном? (Да, можно. Он заботится об их финансовом состоянии, за время учебы не попросил у них ни копейки. Находясь при смерти, он просит Одинцову позаботиться о своих родителях: « Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»)

8) С чем связано его «сухое» общение с родителями? (С разрывом с Одинцовой)

9) Можем ли мы сказать, что Базаров бесчувственен по отношении к своим родителям? (Нет, он не хочет огорчать родителей, поэтому решается сказать о своем отъезде лишь вечером.)

10) Почему Базарову жизнь родителей кажется «глухой»?

11) Как же Базаров относится к своим родителям? (Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: «Люблю, Аркадий». А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него и понимает, как он, бедняга, поседел. Доброта отца находит в нем должную оценку. Но Базаров не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Такую глухую жизнь не может принять Базаров. Базаров не хочет бороться с мелочами жизни, его задача – переделать основы жизни: исправить общество и болезней не будет. А переделать основы жизни родителей нельзя, всякая попытка ругать их по меньшей мере огорчила бы их, не принесла пользы).

12) Смерть Базарова. От чего умирает Базаров? Как относится Базаров к своей смерти? (Опытный и понимающий врач, Базаров прекрасно знает, что нужно сделать в случае заражения, но не делает этого.)

13) Расскажите о переживаниях родителей Базарова во время его болезни.

    Работа по картине. В 1874 году художник В. Перов написал картину по роману «Отцы и дети» «Старики родители на могиле сына».

    Работа с текстом. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Для родителей нет ничего больнее, чем потеря своего ребенка).

    Я хочу прочитать вам притчу. Одному юноше не везло в Любви. Всё как-то попадались девушки ему «не те» в жизни. Одних он считал некрасивыми, других – глупыми, третьих – сварливыми. Устав от поисков идеала, юноша решил обратиться за мудрым советом к старейшине племени.

Внимательно выслушав молодого мужчину, старец молвил:

Вижу, что беда твоя велика. Но скажи мне, как ты относишься к своей матери?

Юноша был очень удивлён.

Причём же здесь моя матушка? Ну, не знаю… Она часто вызывает во мне раздражение: своими глупыми вопросами, назойливой заботой, жалобами и просьбами. Но могу сказать, что люблю её.

Старец помолчал, покачал головой и продолжил беседу:

Что ж, я открою тебе самый главный секрет Любви. Счастье есть, и оно кроется в твоём драгоценном сердце. И семечко твоего благополучия в Любви посадил очень важный человек в твоей жизни. Твоя мама. И как ты относишься к ней, так и будешь относиться ко всем женщинам мира. Ведь мама – это первая Любовь, которая приняла тебя в свои заботливые объятия. Это твой первый образ женщины. Будешь любить и почитать свою маму – научишься ценить и уважать всех женщин. И тогда ты увидишь, что однажды понравившаяся тебе девушка ответит на твоё внимание ласковым взором, нежной улыбкой и мудрыми речами. Ты не будешь предубеждён против женщин. Ты увидишь их Истинными. Наше отношение к Роду – мерило нашего счастья.

Юноша с благодарностью поклонился мудрому старцу. Отправившись в обратный путь, он услышал за своей спиной следующее:

Да, и не забудь: ищи для Жизни ту девушку, которая будет любить и чтить своего отца!

О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?

Мы, дети, в долгу перед своими родителями, мы обязаны оберегать их в старости, быть опорой и надеждой. Они не должны переживать за наши ужасные поступки, плохие отметки, плохое поведение. В наших силах сделать жизнь родителей счастливей. У поэта М. Рябинина есть такие строки (эпиграф урока):

Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись...

Мы пред ними в долгу неоплаченном –

Помни свято об этом всю жизнь.

Я вас просила написать эссе о своих родителях. Что значат они для вас. Вы стали спрашивать, что писать, как писать. То, что они делают для нас нельзя описать словами. И все сказали, что они для вас значат ВСЁ!

«Я очень люблю и ценю своих родителей. Иногда у нас бывают разногласия, но всё равно мы миримся. Мой папа научил меня играть в хоккей, и теперь я в команде. А мама всегда поможет в трудную минуту. В любой трудной ситуации родители дадут совет и всегда рядом»

«Я очень люблю своих родителей. Я обязан им жизнью. Они воспитывали меня и научили всему, что знают сами»

«Я очень часто думаю, что моя мама может и знает все на свете начиная с ремонта мотоцикла, вкусных пирогов и заканчивая умением душевно общаться со мной и понимать меня. У моей мамы хорошие друзья, ведь по-другому и не может быть, она же лучшая. Я очень люблю, ценю, горжусь и уважаю свою маму»

«В моей жизни случилось так, что я живу с отцом. Папа строг со мной. Он всегда говорит: «В любой ситуации оставайся человеком». Отец хочет, чтобы я всего добился сам. Только благодаря ему я полюбил спорт. Я очень благодарен папе за заботу и любовь»

«Года два назад у меня был несносный характер, очень часто я ссорился с родителями. Я очень благодарен родителям за то, что они перетерпели мой злобный характер. И на сегодняшний день у меня с ними теплые отношения. Я хочу, чтобы все так и продолжалось, было только лучше»

«Родители – самое дорогое, что есть в нашей жизни. Каждый человек должен и обязан их уважать, любить, ценить и дорожить ими. У меня большая и очень дружная семья. Так случилось, что мы с братьями и сестренкой остались без родителей, Но мы все равно не перестаем их любить и помнить. Они также живы для нас. Они всегда рядом с нами. У меня есть брат, на которого я могу положиться. В трудные минуты мы всегда помогаем друг другу, протянем руку помощи. Также с нами живет наша любимая бабушка, которая отчасти заменила нам родителей. Она души в нас не чает, оберегает от жизненных невзгод, всегда бок о бок с нами, и в горе и в радости. Мы от всей души желаем ей крепкого здоровья и терпения в воспитании нас. Мы с братьями и сестренкой понимаем, какой это нелегкий, титанический труд. Со своей стороны мы тоже помогаем ей по хозяйству, нянчить сестренку. Я уверен, что все мы преодолеем все трудности и невзгоды жизни, которые приготовила нам судьба. Берегите родителей и своих близких людей при жизни. Отдавайте им свое тепло и любовь, пока ваши сердца бьются»

«Моя мама была самой лучшей, самой заботливой. Она была хорошей хозяйкой, хорошей матерью и хорошей женой. Свободное время родители всегда уделяли мне. Каждый воскресный день мы ходили в храм на службу, она пела на клиросе, пекла просфоры. Каждое утро она отводила меня в садик. Я никогда ее не забуду!!! Я ее очень люблю и часто чувствую ее присутствие рядом со мной»

    Презентация (фото с родителями). Посмотрите на счастливые лица ваших родителей. Они счастливы оттого, что мы рядом с ними. Так не заставляйте родителей грустить. Поддерживайте их, говорите с ними, молчите с ними, будьте всегда с ними. Я не зря презентацию закончила фотографией с вашим мастером. Ведь здесь, в лицее, она для вас мама. Поэтому не огорчайте ее своим плохим поведением, своими дурными отметками. Ребята, не забудьте, придя домой, обнять своих родителей и сказать, что вы их очень любите. Не забудьте поздравить своих дорогих мам с Днем Матери.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

8.Подведение итогов. Выставление оценок.

Встреча Базарова с родителями – один из самых сложных конфликтов, в которые приходилось вступать новым людям – конфликт с собственными родителями – «отцами» в прямом смысле этого слова. Задача нашего урока заключается в том, чтобы понять, какие и почему сложились у Базарова отношения с родителями.

Вопрос

Как относятся к Евгению его отец и мать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к началу XX главы романа.

Ответ

«Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца.
Лошади остановились.
- Наконец пожаловал, - проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами . - Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся. Он стал обнимать сына... «Енюшка, Енюша», - раздался трепещущий женский голос . Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала , если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания ». (Гл. XX)

«- Ваш сын - один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, - с живостью ответил Аркадий.
Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.
- Итак, вы полагаете... - начал он.
- Я уверен, - подхватил Аркадий, - что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.
- Как... как это было? - едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них .
- Вы хотите знать, как мы встретились?
- Да... и вообще...
Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.
Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы - и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.
- Вы меня совершенно осчастливили
, - промолвил он, не переставая улыбаться, - я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына ; о моей старухе я уже не говорю: известно - мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином , не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!
- Он бескорыстный, честный человек, - заметил Аркадий.
- Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им , и все мое честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...» - Голос старика перервался. (Гл. XXI)

Душевное состояние героев показано лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения.

Вопрос

Что же собой представляют эти люди?

Ответ

Василий Иванович – не дворянин, а разночинец, сын дьячка, ставший врачом. Он был военным врачом у генерала Кирсанова, по-видимому, очень хорошим так как за работу во время чумной эпидемии в Бессарабии его наградили орденом Владимира. Гордился тем, что знал декабристов из «Южного общества».

«Ведь я что? Отставной штаб-лекарь, волату ; теперь вот в агрономы попал. Я у вашего дедушки в бригаде служил, - обратился он опять к Аркадию, - да-с, да-с; много я на своем веку видал видов. И в каких только обществах не бывал, с кем не важивался! Я, тот самый я, которого вы изволите видеть теперь перед собою, я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной- то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечет. Ну, да ведь мое дело - сторона; знай свой ланцет, и баста! А дедушка ваш очень почтенный был человек, настоящий военный». (Гл. XX)

«Напоминает мне ваше теперешнее ложе, государи мои, - начал он, - мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты, тоже где-нибудь этак возле стога, и то еще слава Богу. - Он вздохнул. - Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии.
- За который ты получил Владимира? - подхватил Базаров. - Знаем, знаем... Кстати, отчего ты его не носишь?
- Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, - пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы». (Гл. XXI)

Сейчас это мелкий землевладелец (в имени его жены 22 души) и по-своему трудовой человек. Сад обработан его руками, он и сейчас еще занимается врачебной практикой: лечит крестьян, и притом бесплатно. Это очень добрый, мягкий человек. Он готов любить все, относящееся к его сыну.

«- Сколько у твоего отца душ? - спросил вдруг Аркадий.
- Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать.
- И все двадцать две, - с неудовольствием заметил Тимофеич». (Гл. XX)

«- Здесь есть мужичок, он страдает иктером...
- То есть желтухой?
- Да, хроническим и очень упорным иктером. Я прописывал ему золототысячник и зверобой, морковь заставлял есть, давал соду; но это все паллиативные средства; надо что-нибудь порешительней. Ты хоть и смеешься над медициной, а, я уверен, можешь подать мне дельный совет». (Гл. XXI)

Вопрос

В области науки Василий Иванович пытается не отстать, идти в ногу с веком. Удается ли ему это?

Ответ

«… я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века.
Василий Иванович вытащил из кармана новый желтый фуляр, который успел захватить, бегая в Аркадиеву комнату, и продолжал, помахивая им по воздуху:
- Я уже не говорю о том, что я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом: я говорю о науках, об образовании.
- Да; вот я вижу у тебя - «Друг здравия» на тысяча восемьсот пятьдесят пятый год, - заметил Базаров.
- Мне его по знакомству старый товарищ высылает, - поспешно проговорил Василий Иванович, - но мы, например, и о френологии имеем понятие, - прибавил он, обращаясь, впрочем, более к Аркадию и указывая на стоявшую на шкафе небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четырехугольники, - нам и Шенлейн не остался безызвестен, и Радемахер.
- А в Радемахера еще верят в *** губернии? - спросил Базаров.
Василий Иванович закашлял.
- В губернии... Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли. И в мое время какой-нибудь гуморалист Гоффман, какой-нибудь Броун с его витализмом казались очень смешны, а ведь тоже гремели когда-то. Кто-нибудь новый заменил у вас Радемахера, вы ему поклоняетесь, а через двадцать лет, пожалуй, и над тем смеяться будут. - Скажу тебе в утешение, - промолвил Базаров, - что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся». (Гл. XX)

Все, о чем они говорят с сыном далеко от современной Базарову науки, газета «Друг здравия» почернела от старинной пыли – она четырехлетней давности (1855 года).
Василий Иванович гордится, что понимает что-то во френологии, а это ложная наука, и тогда уже бывшая бесконечно устаревшей.
Высшим авторитетом Василий Иванович считает Радемахера, последователя ученого, жившего еще в XVI веке.
И то, что кажется прогрессивным, и действительно прогрессивно, по сравнению с деятельностью других есть не что иное, как «паллиативная»* мера. А Базаров – сторонник не половинчатых, а крутых, революционных мер.

* «Паллиативная» (половинчатая) мера – то, что дает лишь временный эффект.

Арина Власьевна – человек иного времени, иного образа жизни, чем ее сын. Но в романе она показана главным образом как беспредельно любящая мать.

«Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать - и строго постилась; спала десять часов в сутки - и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме Алексиса, или Хижины в лесу, писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить, - а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас. В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу - и уже не входила ни во что: она охала, отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах. Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном... Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает - следует ли радоваться этому!» (Гл. XX)

Вопрос

Какую роль родители играли в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?

Ответ

Родители делали все, что могли. Василий Иванович гордится тем, что «ничего не жалел для его воспитания». «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...»

Они помогали сыну, чем могли, хотя сами жили небогато. К чести Базарова нужно отметить, что он у них «отроду лишней копейки не взял» (Гл. XXI). Василий Иванович говорит, что рано умел разгадать сына, понять, что он человек очень умный, и дать ему дорогу в науку (Гл. XXI).

Вопрос

Какие надежды возлагает Василий Иванович на сына?

Ответ

«…ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» «Он будет знаменит!» (Гл. XXI).

Василий Иванович понимает, что Базаров – человек необыкновенный, а вместе с тем очень бескорыстный и не бесчувственный. Отец угадывает даже, что сын не на медицинском поприще достигнет своей известности, но больше всего его волнует не то, чем будет заниматься его Евгений, а то, что он будет знаменит. Василий Иванович гордится сыном, хотя вряд ли понимает его цели.

Вопрос

Как же Базаров относится к родителям?

Ответ

Базаров глубоко любит своих родителей. Он просто говорит об этом Аркадию: «Люблю, Аркадий!» А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него: «Аге, ге! Как он, однако, поседел, бедняга!» «…Сядь лучше вот тут на диван да дай на себя посмотреть». (Гл. XX)

Вопрос

Разделяют ли родители взгляды своего сына? Устраивает ли Базарова образ жизни родителей?

Ответ

При всей любви у них нет единства: Базаров не может закрывать глаза на разницу взглядов и целей жизни. «Глухая жизнь, жизнь в себе», по устоявшимся законам, оживляемая лишь «великодушничанием» с крестьянами – такую жизнь принять Базаров не может.

Примечательно, что Базаров не только не спорит с отцом, но даже не поддерживает заводимых отцом разговоров о политике: «о тяжких опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса», о подготавливающейся реформе. Он даже обвиняет себя в том, что однажды «подразнил» (его выражение) отца, сконфузив его тем, что знает, как тот приказал высечь оброчного мужика. Задача Базарова – основы жизни переделать: «исправьте общество, и болезней не будет». А переделать основы жизни у родителей нельзя.

Вопрос

Легко ли Базарову перенести такое положение?

Ответ

Нельзя говорить о его бесчувственности. Базарову не хочется огорчать родителей. Решившись уехать, он целый день не мог сказать об этом отцу и, лишь прощаясь с ним, сказал «с натянутым зевком». Он огорчен тем, что сконфузил отца перед отъездом, ему «совестно» от него запираться во время работы, он пытается заговаривать с матерью, но… «выйдешь к ней – и сказать ей нечего». Это сложный и безвыходный, по-своему трагический конфликт с родителями, любимыми и любящими людьми. Лучший выход в таком положении – «определить территории», свою и родительскую, и встречаться лишь на «нейтральной полосе». Базаров так и вынужден делать.

Вопрос

Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает он Базарова или нет и какое чувство останется у читателя, прочитавшего это главы?

Ответ

Тургенев не осуждает Базарова, он объясняет, почему так получилось, но вместе с тем Тургенев сочувствует родителям в их большой печали, так как чувство родительской любви – «святое, преданное чувство».

«Чти отца и матерь свою». Даже если взгляды на жизнь разные, это не должно мешать взаимному уважению и дружбе между родителями и детьми.

Литература

Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998
Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?