Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Метод распределения учащихся на группы в групповой форме работы. Упражнения, использующиеся для деления группы Способы деления детей на команды

Деление на группы на уроке.

Каждый учитель, использующий на

уроках групповой метод работы, сталкивался с

проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается

детьми эмоционально, час, когда сама процедура не понята и не

принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и

потерю времени урока.

Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

    по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;

    группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;

    группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.

    группы, объединенные по темпераменту членов;

    И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить учеников на группы на уроке?

    по ряду парт в классе;

    по номеру варианта (I и II вариант);

    соседи по парте;

    по журналу (пополам, через одного, четные - нечетные и т.д.);

    по половому признаку - мальчики, девочки;

    по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

    по дате рождения (четное, нечетное число);

    по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные, звонкие - глухие и проч. - актуально для уроков русского языка);

    расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

    по считалочке;

    по жребию. В корзине могут находиться:

    • листочки разного цвета - команды красных, желтых, синих;

      предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

      геометрические фигуры - команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

      изображения животных - команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);

      изображения растений - команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);

      названия или изображения стран, городов, географических объектов - команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);

      а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.

    Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

    Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

    Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

    Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они - и так, пока весь класс не будет разбит на команды.

    Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение - на уроке ИЗО или любом другом).

    Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).

    И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

    озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;

    следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;

    ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);

    уделять особое внимание детям-изгоям, новеньким и .

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Уважаемые читатели! Если вам известные другие способы деления детей на группы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.

Приемы деления на группы.

Для любого учителя важно иметь различные приемы деления класса на пары и микрогруппы. Способы деления могут стать отдельными упражнениями, нести некую содержательность и даже возможность для обсуждения.

Предлагаю самые стандартные и оригинальные способы деления.

    Расчет. Деление на «первый-второй».

Группа стоит в шеренге или в кругу и делиться на первый, второй, третий, четвертый…

Этот способ можно украсить, если деление производить на каком-нибудь иностранном языке. Для этого можно обратиться к группе, кто-то наверняка умеет считать на иностранном языке.

По такому же принципу можно разделить группу на фрукты, например на апельсины, яблоки и груши.

    Деление по качествам.

Учитель поочередно вызывает из группы детей обладающих каким-либо качеством.

Например, группу нужно поделить на 4 микрогруппы. Сначала учитель взывает 4-х самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их учитель также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т.д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останеться несколько человек - самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

    Выбор лидера .

Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, капитанами и начинают поочередно из общей группы набирать себе членов команды.

    Деление по произвольным признакам.

Можно объединять людей в микрогруппу по одному произвольному признаку, например, по временам года, цвету волос, одежды. Если группа достаточно большая и нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те, кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению. Важно территориально обозначить место, куда будут собираться группы.

    Карты или карточки.

Здесь возможно несколько вариантов. Можно делить по доставшемуся участнику цвету, например по цветам радуги, по цветам одежды. За место цветов можно использовать любые карточки.

    Деление на двух и более персонажей .

Например, Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье. на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на зиму, весну, лето и осень.

    Разноцветные стикеры .

Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

    «Звуки Му».

Весь класс превращается в животных. Вначале тренер должен поделить всех на «первый-второй-третий – четвертый», потом назначает каждого каким-либо животным. Например, первые становиться кошками, вторые - собаками, третьи коровами, четвертые - ослами. Количество животных должно равняться числу нужных групп. Задача группы, после команды тренера найти своих сородичей. Говорить нельзя, а можно только воспроизводить звуки своего животного. Группа объединяется в стаю, и объявляет о своей готовности.

9.Сегментация круга

Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.

преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т.д.

10.Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде учителя за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими способами) и другим признакам. При этом учитель каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой – «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того как построение по какому-либо признаку выполнено, учитель делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

11.Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу учителя все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбиты по парам. А дальше – по замыслу учителя: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: взаимное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться без пары. В этом случае учитель может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, устроить между ними соревнование за право включить этого игрока в свой состав или найти другое решение, оптимальное для этого конкретного случая.

12. Лидеры

Учитель быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо – в зависимости от того, сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Лидеры получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется разделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому учитель должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

13. Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Учитель просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе работы он взаимодействовал меньше всего, «пообщаться» с этим человеком глазами, невербально «договориться» и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или двух партнеров, с которыми также оба члена пары общались пока недостаточно.

ПРИЁМЫ ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ

Как разделить учеников на группы на уроке?

    по ряду парт в классе;

    по номеру варианта (I и II вариант);

    соседи по парте;

    по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

    по половому признаку - мальчики, девочки;

    по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

    по дате рождения (четное, нечетное число);

    по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные, звонкие - глухие и проч. - актуально для уроков русского языка);

    расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

    по считалочке (см. );

    по жребию. В корзине могут находиться:

    • листочки разного цвета - команды красных, желтых, синих;

      предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

      геометрические фигуры - команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

      изображения животных - команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);

      изображения растений - команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);

      названия или изображения стран, городов, географических объектов - команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);

      а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.

    Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

    Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

    Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

    Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они - и так, пока весь класс не будет разбит на команды.

    Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение - на уроке ИЗО или любом другом).

    Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).

Деление группы на микрогруппы

Для любого тренера важно иметь в своей копилке различные приемы деления группы на пары и микрогруппы. Ведь деление - это отличная возможность дополнительно влиять на динамику тренинга. И способ деления может стать отдельным упражнением, нести некую содержательность и даже возможность для обсуждения.

Я собрала как самые стандартные так и оригинальные способы деления.

Расчет. Деление на “первый-второй”

Группа стоит в шеренге или в кругу и делиться на первый, второй, третий, четвертый…

Этот способ можно украсить, если деление производить на каком-нибудь иностранном языке. Для этого можно обратиться к группе, кто-то наверняка умеет считать на иностранном языке.

По такому же принципу можно разделить группу на фрукты, например на апельсины, яблоки и груши.

Деление по качествам.

Тренер поочередно вызывает из группы людей обладающих каким-либо качеством.

Например, группу нужно поделить на 4 микрогруппы. Сначала тренер взывает 4-х самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их тренер также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т.д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останеться несколько человек - самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

Выбор лидера. Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, капитанами и начинают поочередно из общей группы набирать себе членов команды.

Деление по произвольным признакам. Можно объединять людей в микрогруппу по одному произвольному признаку, например, по временам года, цвету волос, одежды. Если группа достаточно большая и нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те, кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению. Важно территориально обозначить место, куда будут собираться группы.

Карты или карточки. Здесь возможно несколько вариантов. Если две группы, то можно делить по доставшейся участнику цвету масти. Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти т.д. За место карт можно использовать любые карточки.

Игра «Атомы и молекулы». Каждый из участников объявляется одинокий атомом, блуждающий в пространстве. Участники совершает «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но по команде тренера атомы объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле называет тренер.

Деление на двух и более персонажей. Например, Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье. на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

«Звуки Му». Всю группа превращается в животных. Вначале тренер должен поделить всех на «первый-второй-третий – четвертый», потом назначает каждого каким-либо животным. Например, первые становиться кошками, вторые - собаками, третьи коровами, четвертые - ослами. Количество животных должно равняться числу нужных групп. Задача группы, после команды тренера найти своих сородичей. Говорить нельзя, а можно только воспроизводить звуки своего животного. Группа объединяется в стаю, и объявляет о своей готовности.

1. Деление на "первый-второй”. Здесь все просто. Способ можно «украсить» если деление происходит на каком-нибудь иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.

2. Деление по какому-либо признаку. Группе предлагается разделиться на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Например: по цвету глаз, по длине волос, по первой букве имени (команда, чьи имена начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на согласную) и т.д.

3. «Времена года». Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те кто родился летом и т.д.

4. Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой.

5. «Цепочка». Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т.д.

6. «Нити». Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

7. «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

8. «Колечки». Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало числу участников команд.

I. Жеребьёвки

____ Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.

____ Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребьевок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим учителем.

____ Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). «Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы», - справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С. Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

в «пакете» материалов: «БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.): Письмо-отчет учительницы начальных классов и ответные реплики-комментарии научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова // Начальные классы // Разбор «полетов»

Примеры считалок, а также детских закличек, приговорок, жеребьевок, дразнилок и молчанок можно найти во многих сборниках и хрестоматиях. Например: Мудрость народная: Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост. В. П. Аникин. М.: Худож. лит., 1991, с. 313-341. Очень интересные и ценные советы читатель найдет в брошюре: Методические рекомендации для студентов педвузов и фольклорного кружка в школе на тему: Методика собирания и изучения современного фольклора детей /Сост. И. Н. Бартюкова. Орехово-Зуево, 1990.

___ Обратим особое внимание учителей, что на уроке можно использовать вариант жеребьевки, побуждающий детей расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок.

___ Все дети (или ученики одного ряда) стоят кружком. Один из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.

___ Тот ребенок, на которого указывает палец ведущего, принимает эстафету и становится ведущим. Прежний же ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.

___ Расчет идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек - он и будет водить в предстоящем задании. На развитии многих детей этот вариант сказывается гораздо лучше, чем заучивание дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.

III. Разрезанная открытка .

____ Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

____ Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

____ Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» - книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).

____ Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

____ Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных , которых каждая команда высылает к учительскому столу.

____ Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микрогруппы (игровые команды), само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное. Поэтому количество, пойманных педагогом дидактических зайцев возрастает (о профессиональном образе 133 зайцев см. « »). И при повторении задания на разных занятиях набор этих пойманных зайцев будет различным, что приятно разнообразит жизнь как учеников, так и учителя.

V . В заплатки

___ Все ученики парами расходятся по классу. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце-дождик, поезд-самолет, капуста-лук и т. п. Причем эти слова нужно не только сказать, но и сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное слово, забирает одного из пары в команду № 1, другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена, причем партнеры имеют возможность хорошо запомнить друг друга. На уроках в начальной школе можно договориться о том, чтобы загадывать только одушевленное или неодушевленное существительное или если один загадывает одушевленное существительное, то другой - обязательно неодушевленное. Вариантов может быть очень много: и прилагательные, и цветы, и события, и писатели и т. п.

___ Подобный способ деления дает возможность каждому что-то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.

Колечки

____ Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее!

____ После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

____ После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.

____ Например, объединив во время пятого кона игрового задани явесь класс в колечки- шестерки , учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко - рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».

____ Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

VI. Ворота

Интересен способ деления на две команды с помощью народной игры ВОРОТА. В книге С. К. Якуба «Вспомним забытые игры » (М., 1990) дано такое описание (приводим с сокращением):

Думается, мало кто из нынешних ребят сдыхал об этой игре. А между тем это очень старая и весьма любопытная игра. В нее часто играли в прошлом веке, да и во времена моего детства еще помнили и любили ее.

Играть в «Ворота» можно в любом месте, лишь бы участников было не меньше двенадцати человек.

Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например «василек» и «ромашка» или «сосна» и «ёлка». А иногда и что-нибудь другое придумывали - «день» или «ночь», «яблоко» или «груша», «солнце» или «луна» (и почему-то часто брали «луна» и «месяц» как будто это не одно и то же!). Но главное - чтобы названия были красивые и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или какой-нибудь «редькой» не советую - наверняка проиграете.

Потом они должны условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад».

Пока идет оговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади - мальчики.

Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки.

Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:

- Просим вас,

Пропустите нас

Через ворота!

«Ворота» хором спрашивают:

- Что дадите?

Матка предлагает:

- Последнего хотите?

«Ворота» милостиво соглашаются:

- Ну, идите…

И поднимают руки, открывая ворота.

Руки надо поднимать повыше, конечно не расцепляя их.

Матка проходит в ворота первой и влечет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но, когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного ворота потихоньку спрашивают: «К клёну или к берёзе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.

После того как выбор сделан, пойманного выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клёна» или«берёзы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к кому хотелось!

А цепочка в это время, не останавливаясь, делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встает на место, снова ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один последний из вереницы убавляется.

Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и после выбора отправляется направо или налево…

Вот тут «ворота“ и объявляют, кто из них был раем, а кто - адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти! Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба».

Конечно, этот вариант несколько громоздок и кто-то из читателей уже наверняка поставил на нём крест, решив, что так много учебного времени тратить на подобное задание он никогда не согласится. Но и в этом случае обратите внимание на особую скрупулезность авторского описания и попытайтесь не путать ее с продолжительностью игрового действия. Опыт показывает, что в классах с обычной наполняемостью на подобную процедуру уходит ну ни как не более четырёх с половиной минут. А в малокомплектных классах - практически моментально.

Четыре с половиной минуты это многовато (хотя поначалу казалось, что, если на уроке затеять«ворота», то они займут ну ни как не меньше, чем пол-урока), но если учесть, что подобная форма одновременно может являться и разминкой-переключением (после трудных уроков по другим предметам), и своеобразной подзарядкой класса единым деловым темпо/ритмом, то становится очевидно, что время урока, якобы потерянное на игру, окупится сторицей: всплеском ученической работоспособности и любознательности, помноженных на их игровую азартность.

Так что как-нибудь соберитесь духом и рискните попробовать, вдруг да, придется не только ко двору, но и по сердцу.

Разведчики (связаться глазами с партнером)

___ Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в классе. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами - только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза».

___ Тогда возникают пары партнеров, которым затем можно дать любое дополнительное задание - поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т.д.

___ В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание к себе. В начале выполнения этого задания тренируется умение быстро связаться взглядами (смотреть друг на друга). Стоящие в круге перед классом и сидящие за партами связываются глазами и меняются местами (по установленному сигналу или без него).

___ Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или«взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго,«бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живет и т.д.

___ По ходу таких весёлых разминок школьники понимают, как важно и самому удерживать внимание на партнёре, и замечать его внимание к себе.

___ Учитель обращается к классу: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики - это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».

___ После сигнала «связаться с разведчиком» ученики приступают к выполнению. Самое легкое - связаться с соседом (при этом у детей очень часто рука непроизвольно дотрагивается до него, то есть «разведчик выдает себя»). Ведущий подает команду: «Поменяться с разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку».

___ Все, кто не связался, остаются сидеть на местах. Они сами наказали себя, и когда опять звучит сигнал «связались с новым, разведчиком», число бесцельно сидящих заметно уменьшается. Уменьшается и число тех, кто по-прежнему пытается связываться с соседом. Большинство смело начинают связываться глазами и с далеко сидящими партнерами.

___ Участники опять меняются. И уж теперь, чтобы в третий раз связаться с новым партнером, ученикам приходится хорошо потрудиться и побегать глазами в поисках свободного взгляда, с которым можно связаться.

___ Когда «разведчики» меняются местами, то те, кто вовремя не связался с партнером и скрыл это, становятся сразу видны. Видны становятся и ошибки. Два ученика хотят занять одно место. Оказывается, что один из них, глядя на чужого разведчика (то есть на того, кто уже «занят») и не встречая его взгляда, решил, что достаточно самому смотреть на ничего не подозревающего ученика, пусть даже «занятого» другим, для того, чтобы считать его своим партнером. У учеников вызывает смех такой возглас: «А что? Я на него смотрел, а он на меня никак не смотрит!». Ученики сами начинают разъяснять, что нужно не ждать, уставившись на друга, а искать«свободные» глаза и связываться с ними.

___ На первых порах полезно вводить и такое облегчение: после того, как большая часть детей после сигнала «связались глазами с разведчиком» это сделала, ведущий подает еще одну команду-сигнал, вспомогательную:«Встали, кто без разведчика; кто нашел себе разведчика среди стоящих, садитесь одновременно с ним (то есть парами), каждый на свое место». Если упражнение задается в хорошем темпе, то дети его выполняют с радостью и ждут все новых и новых усложнений. По тому, как ими выполняется задание, учитель (воспитатель) может выявить детей и с плохим зрением, и с малым опытом общения в кругу сверстников.

___ При проведении «Разведчиков» очень важно держать достаточно быстрый(упругий ) темп. Тогда эту разминку школьники выполняют с радостью и ждёт все новых и новых усложнений, попутно укрепляя навык внимательного, точного, делового общения.

___ В сборнике - Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры в спорте» (М., 1985) - под названием «Разведчики» описан принципиально другой тип игрового задания: присутствующие замирают в причудливых позах, запомнив которые, «разведчик» уходит за дверь; игроки делают несколько изменений, которые «разведчик» должен обнаружить, вернувшись в класс (с. 104-105). В этом сборнике некоторые игры, подобранные для психологической подготовки спортивных команд, могут заинтересовать и школьных учителей(например, «Дискуссия» на с. 107-108).

___ Для занятий и уроков игровое задание «Разведчики» является универсальным, модификации которого можно использовать и в начале, и в середине, и в конце урока. «Разведчиков» удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине поменять мизансцену.

___ Например, часто мальчики предпочитают держаться отдельно от девочек. Существует много способов преодоления подобного барьера, один из них заключается в том, чтобы всем присутствующим поменяться местами со своими «разведчиками» и связаться глазами с «разведчиком» новым. После нескольких пересаживаний все ученики оказываются основательно, хотя и незаметно для себя, перемешаны друг с другом, что помогает возникновению новой деловой атмосферы в классе, группе.

За смену приходится почти каждый день объединять детей на команды, группы, пары. Рассмотрим следующие варианты объединения детей в команды.

Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.

Зоопарк

Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т.п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.

Волшебные цвета

Это вид деления похож на предыдущий. Но, вместо названий животных, ведущий рисует карандашом (фломастером) на лбу у каждого игрока точку определённого цвета. Когда точки будут нарисованы всем, нужно, не говоря ни слова, собраться в команды по цветам.

Первому игроку на ухо говорится цвет, например красный. Второму игроку - другой цвет, например зеленый. Далее вы опять говорите красный, и так далее чередуете цвета. После того, как у каждого будет свой цвет, на счет раз-два-три каждый должен найти свою команду по цвету. В зависимости от того, на сколько команд вам надо разделить группу, столько и берется цветов. Например, вы называете три цвета, если необходимо создать три команды и т.д.

Молекулы (Атомы и молекулы)

каждый ребёнок атом. Ведущий диктует скорость атома(от 1 до 3(или до 4-10, чем больше тем сложней)). Все дети соответственно начинают перемещаться с заданной скоростью от медленного шага(1-ая скорость) до быстрого шага(3-ая или 10-ая скорость). Как известно атомы в газе заполняют всё свободное пространство и соответственно дети должны идти в пустые части помещения. Периодически ведущий командует молекулы по двое(трое, четверо...). Атомы объединяются в молекулы и замирают... Когда ведущий сочтёт нужным он назовёт молекулы по "столько человек, сколько нужно в команде" и получит свои команды. Да, атомы НЕ ДОЛЖНЫ сталкиваться. Эта одна из целей каждого атома.

Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микро групп, то можно назвать сразу нужное число.

Все играющие беспорядочно двигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть и два. и три. и пять атомов (в зависимости от того, сколько нужно команд). Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит «реакция идет по три», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу».

Каждый игрок подходит к ведущему(или к одному из ведущих) и называет число. Ведущий после раздумья отправляет в одну из команд. На самом деле никаких вычислений ведущий не производит, а распределяет куда хочет. Можно, например, перебирать в голове таблицу умножения, чтобы был вид, что вычисляешь. Удобство в том, что ведущий может сделать такие команды, какие хочет, а детям будет казаться, что распределение случайно. Имеет смысл сказать, что все должны называть разные числа.

Животные

Каждому игроку ведущий на ухо шепчет название одного из n животных. Далее 2 варианта:

  1. Нужно изображать то животное, которое тебе шепнули и собраться в команду.(Тут часто среди животных дают кролика и кенгуру)
  2. Нужно с закрытыми глазами издавать звуки этого животного и опять же собраться в команды.

Ленточки

В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивал ленточку... потом судя по цветам они расходятся на команды.

Открытка-пазл

Несколько открыток(сколько нужно команд) разрезают на части(частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки. Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.

Миксер

Из картона вырезается "фишки"(столько - сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно люди вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному(по цвету, по форме...). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.

Участники рассчитываются с первого по n-ый номер, соответственно образуется n команд.

Шишечка, ёлочка, палочка(Можно подобрать любые слова)

Ведущий идёт вдоль ребят и перечисляет "Шишечка, ёлочка, палочка...", указывая на ребят. Соответственно потом "Шишечки" образуют первую команду, "Ёлочки" - вторую, а "Палочки" - третью.

У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево {корень, ствол, листья, цветок}).

Собери открытку

Перед игрой готовятся открытки по количеству будущих команд. Одну открытку организатор разрезает на столько частей, сколько человек должно быть в одной команде. Предварительно переме­шав разрезанные открытки, ведущий раздает их ребятам. По сигналу команды организуются, составляя картинки.

Одинаковая фигура

Необходимы разнообразные фигуры (кружочки, треугольники, квадраты и т.д.), разнообразие фигур зависит от нужного количества команд, количество одинаковых фигур - от числа игроков в команде. Ребята, выбравшие одну и ту же фигуру, образу­ют одну команду.

Краски

Необходимы разноцветные квадратики (это могут быть треугольники, звездочки и т.д.) Количество цветов зависит от количества команд. Количество квадратиков одного цвета от числа игроков в команде. Ребята, выбравшие один и тот же цвет, образуют одну команду.

По цепочке

Выбирают несколько человек по числу нужных команд. Каждому из них по очереди пред¬лагается выбрать себе пару из числа оставшихся. Затем двое выбирают себе в команду третьего, трое - четверто¬го, четвертый выбирает пятого и т.д.

Что в имени тебе моем?

До мероприя¬тия ведущий анализирует имена и фамилии у ребят предлага-ет им составить команды по:

  • количеству букв в имени;
  • количеству гласных или согласных в имени и т.д.

С листом календаря

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календа-ря. Листки надо подобать так, чтобы играющие могли выполнить перечислен-ные ниже задания.

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т. п. - безразлично, числа значения не имеют).
  2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней не¬дели (число, месяц зна-чения не имеют).
  3. Собраться так, чтобы образовался год 1982-й (или другой, по указанию ру-ководителя).

Выбирают несколько человек по числу нужных команд. Каждому из них по очереди пред­лагается выбрать себе пару из числа оставшихся. Затем двое выбирают себе в команду третьего, трое - четверто­го, четвертый выбирает пятого и т.д.

Позывные

Вначале определяется число требуемых команд (к примеру, четыре). Заранее пе­ред игрой на бумажном квадрате записываются названия, слова, цифры: («13» «01»,. «666», «911»). Надо как можно быстрее объединиться а группы с одним названием. Для этого, получив бумажный квадратик и прочитав слово, записанное на нем, необхо­димо найти ребят, у которых такие же бумажки, и, вы­крикивая это слово, собрать свою команду.

Каждому играющему ведущий на ушко говорит что ему нужно сделать (ущипнут, пожать руку, щелкнуть по носу и т.д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие ходят молча и по действиям ищут членов своей команды.

Атомы и молекулы

Все играющие беспорядочно передвигаются., в этот момент они все являются «атомами». Как известно атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть разное количество атомов. По команде ведущего «Молекула три» играющим необходимо объединиться в группы по три человека. Игру можно повторить несколько раз. В последний раз количество атомов в каждой молекуле будет зависеть от числа требующихся групп.

Круглый год

Ведущий просит ребят объединиться в группы в зависимости от времени года. когда они родились. Таким образом получится четыре группы: зима, весна, лето, осень

Цепочка

Если вы хотите создать группы из участников с устоявшимися отношениями, то действует принцип деления по «цепочке»: вы выбираете столько человек, сколько нужно команд, они (каждый следующий) набирают себе следующих и т.д.

Зеркало

Для произвольного деления можно использовать «зеркало»: один участник поворачивается спиной, вожатый указывает на кого-то и спрашивает «зеркало», в какую команду определить этого человека.

Заранее: Выберите тему, которая у детей будет иметь успех, ну например, популярное кино или телевизионные звезды, музыканты, песни, кинофильмы, или телешоу. Если у Вас есть старшая группа, то у Вас может быть более широкий диапазон тем и более сложные выборы. А так, давайте использовать, ну например мультипликационных персонажей. Напишите имена мультипликационных персонажей на небольшие карточки. Удостоверьтесь, что названия являются четкими. Играть: Сделайте так, чтобы все отвернулись. Прикрепите булавкой или наклейте скотчем или закиньте сзади (если карточка висит на нитке на шее) карточки с названием на их спину (но так, чтобы они не видели написанное). Все теперь должны задавать вопросы друг другу относительно их (карточек) характера. Ответы могут быть только “да” или “нет”. Как только они угадывают написанное, они могут поместить карточку спереди, чтобы указать на то, что они выполнили задачу. Это - также отличный способ разделить на подгруппы. С мультфильмами у Вас могли бы быть все персонажи для разных известных мультфильмов по группам.

Скотный двор

Придумайте таких животных, каких Вы хотите для групп. Шепните на ухо каждому ребенку название животного фермы. По сигналу они должны сделать шум того животного и найти их семью. Вы можете также попробовать делать это в темноте! Как только вся группа нашла свою семью, то следующая деятельность этой небольшой группы может сразу начаться.

Можно также раздать участникам «пазл» - картинки или фразы, разрезанные на кусочки. Те, кто соберут свою фразу или картинку, и будут составлять группу.

Деление на подгруппы по слову, движению, действию

  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
  • называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы;
  • вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)

Предлагаете каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе. Например, раздаете картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать). В качестве материала можно использовать:

  • отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);
  • геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов);
  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
  • по цвету. Из цветной бумаги вырезают одну фигуру (круг, квадрат) по 5-7 штук каждого цвета, раздают ребятам. По сигналу собирают группы ребят с одинаковыми по цвету кружочками.
  • по сказочным героям. На отдельных листочках пишут имена сказочных героев из нескольких сказок, раздают ребятам по одному листочку. Дети собираются по сказкам.
  • по открыткам. Несколько открыток (5-7, сколько надо групп) разрезают на части (сколько ребят будет в одной группе). У каждого ребенка по одному кусочку открытки. Надо составить целую открытку. Это и будет группа.

Коткина Наталья Александровна
Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Приёмы деления группы на команды

С внедрением ФГОС ДО на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая технология.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Одно из самых основных правил социо-игровой технологии: деятельность детей организуется как игра - жизнь между малыми группами детей или как их еще называют «группами ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

Я предлагаю подборку приемов деления группы на команды как предлагаемыми авторами технологии (Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, так и разработанных и применяемых мною в работе со своими воспитанниками.

Приёмы деления группы на команды

1. Деление на "первый-второй” . Здесь все просто. Способ можно «украсить» если деление происходит на каком-нибудь иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.

2. Деление по какому-либо признаку. Группе предлагается разделиться на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Например:

по цвету глаз;

по цвету радуги;

по длине волос;

по первой букве имени (команда, чьи имена начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на согласную);

чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

кто на каком этаже живет;

благоустроенный и частный дом;

по составу семьи;

четный – нечетный;

однозначный-двузначный номер квартиры;

кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

3. «Времена года». Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой - те, кто родился летом и т. д.

4. Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой.

5. «Цепочка». Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д.

6. «Нити». Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

7. «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

8. «Колечки». Вся группа подходит к воспитателю. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - дети образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три хлопка (в достаточно быстром темпе) - ведущий хлопает так, чтобы число детей в колечках соответствовало числу участников команд.

9. Стулья. Перед началом занятия ведущий приклеивает рисунки, номера и т. п. под стульями, на которых будут сидеть участники.

10. Зоопарк. Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т. п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.

11. Ленточки . В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивает ленточку, потом судя по цветамдети расходятся на команды.

12. Миксер . Из картона вырезаются "фишки"(столько, сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно дети, вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному (по цвету, по форме.). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.

13. Лидер. У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево (корень, ствол, листья, цветок).

14. Позывные. Вначале определяется число требуемых команд (к примеру, четыре). Заранее перед игрой на бумажном квадрате записываются названия, слова, цифры: («13» «01»,. «666», «911»). Надо как можно быстрее объединиться а группы с одним названием. Для этого, получив бумажный квадратик и прочитав слово, записанное на нем, необхо­димо найти ребят, у которых такие же бумажки, и, вы­крикивая это слово, собрать свою команду.

15. Суета. Каждому играющему ведущий на ушко говорит, что ему нужно сделать (ущипнут, пожать руку, щелкнуть по носу и т. д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие ходят молча и по действиям ищут членов своей команды.

16. Сегментация круга. Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Собраться в группу можно:

с тем, с кем живешь рядом;

с кем спишь рядом в детском саду;

с кем вместе сидишь за обеденным столом.

ПРИЁМЫ ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ С ПОМОЩЬЮ ИГР

Игра «Солнечные зайчики…»[ /i]

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, ориентировка в пространстве, деление детей на подгруппы в игровой форме.

Ход игры:

Дети выполняют движение согласно тексту.

Солнечные зайчики,

Скачут словно мячики. (прыжки на двух ногах на месте)

Побежали по стене, (бег на месте)

И исчезли в вышине. (руки поднимаем вверх)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем зайчиков искать.

С последними словами педагог предлагает детям поискать по группе «солнечных зайчиков» в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Затем педагог предлагает собраться вместе детей с теми «солнечными зайчиками», у которых в фигуре есть три угла, в фигуре- нет углов, в фигуре- четыре угла. Далее предлагает занять места за столами, у кого одинаковые фигуры. Так происходит деление на подгруппы.

Игра "На берегу"

Цель: развитие творческой фантазии, умению расслабляться, деление на подгруппы в игровой форме.

Ход игры:

Дети ложатся на ковёр на спину. Воспитатель включает аудиозапись морских волн.

Воспитатель: Представьте, что вокруг вас тёплый, ласковый песок. Протяните руки и пропустите песок сквозь пальцы, пересыпьте его из руки в руку, разгребите в песке ямку и закопайте её вновь.

Дети садятся, запрокидывают голову, подставляют лицо солнышку, щурятся от яркого света.

Воспитатель: Дети посмотрите, сколько на берегу красивых камешков и все они разного цвета (или формы). Я предлагаю вам выбрать самый понравившийся камешек и объяснить, почему вы его выбрали. А сейчас у кого красные камешки присядьте за стол с изображением красного камушка. Далее аналогично с другими камешками.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д., разделение детей на подгруппы в игровой форме.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям на ощупь выбрать понравившийся предмет. Это могут быть в мешочке овощи фрукты, животные. Дети выбирают, рассматривают, рассказывают, что они знают о том и ином предмете. Далее делятся на подгруппы, например, у кого овощи в одну подгруппу, у кого фрукты- в другую и т. д. (животные могут быть домашние, дикие, жарких стран).

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных, разделение на подгруппы в игровой форме.

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный, порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям предлагаются выбрать карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку. Таким образом, дети могут разбиться на подгруппы.

Игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, видах транспорта т. д., учить описывать и узнавать предметы по описанию, разделение на подгруппы в игровой форме.

Материал: предметы (муляжи, картинки. Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается далее распределиться на подгруппы по определенным признакам. Например, у кого фрукты в одну команду, у кого овощи –в другую, у кого наземный транспорт -в одну команду, воздушный –в другую, водный -в третью.

Игра «Собери шарики»

Цель: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий, разделение на подгруппы в игровой форме.

Для игры подбираются шары (деревянные, пластмассовые, резиновые, разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их быстрей». Дети бегут за шариками и приносят воспитателю, вместе рассматривают у кого, какой шарик. Далее воспитатель предлагает разделиться по подгруппам по определенным признакам: у кого резиновый - в одну подгруппу, пластмассовый - в другую, деревянные - в третью. Аналогично, если шарики разного цвета.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?