Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Российские литературные премии: кто и за что их получает. Литературные премии мира

ИСТОРИЯ РОССИИ

«Prix Nobel? Oui, ma belle» . Так шутил Бродский задолго до получения Нобелевской премии, являющейся самой важной наградой практически для любого писателя. Несмотря на щедрую россыпь русских гениев литературы, только пятерым из них удалось получить высшую награду. Однако многие из них, если не все, получив ее, понесли громадные потери в своей жизни.

Нобелевская премия 1933 года «За правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».

Бунин стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию. Особый резонанс этому событию придавал тот факт, что Бунин уже 13 лет, даже как турист не появлялся в России. Поэтому когда его известили о звонке из Стокгольма, Бунин не мог поверить в случившееся. В Париже новость разлетелась мгновенно. Каждый русский, независимо от финансового положения и должности просаживал в кабаке свои последние гроши, радуясь, что лучшим оказался их соотечественник.

Оказавшись в шведской столице, Бунин был, чуть ли не самым популярным русским человеком в мире, на него подолгу засматривались, оглядывались, шептались. Он удивлялся, сравнивая свою известность и почет со славой знаменитого тенора.



Церемония вручения Нобелевской премии.
И. А. Бунин в первом ряду крайний справа.
Стокгольм, 1933

Нобелевская премия 1958 года «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»

Кандидатура Пастернака на Нобелевскую премию обсуждалась в Нобелевском комитете ежегодно, еще с 1946 по 1950 года. После личной телеграммы главы комитета и уведомления Пастернака о награде, писатель ответил следующими словами: «Благодарен, рад, горд, смущен». Но через некоторое время, после спланированной общественной травли писателя и его друзей, публичного гонения, сеяния нелицеприятного и даже вражеского образа в массах, Пастернак отказался от премии, написав письмо уже более объемного содержания.

После присуждения премии всю ношу «гонимого поэта» Пастернак пронес на себе не понаслышке. Причем ношу эту он нес вовсе не за свои стихи (хотя именно за них, по большей части, ему была присуждена Нобелевская премия), а за «антисовесткий» роман «Доктор Живаго». Нес, даже отказавшись от столь почетной премии и солидной суммы в 250000 крон. По словам самого писателя, он бы все равно не взял эти деньги, отправив их в другое, более полезное место, нежели собственный карман.

9 декабря 1989 года, в Стокгольме, сыну Бориса Пастернака, Евгению, на торжественном приеме, приуроченному лауретам Нобелевской премии того года были вручены диплом и Нобелевская медаль Бориса Пастернака.



Пастернак Евгений Борисович

Нобелевская премия 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» .

Шолохов, так же как и Пастернак, неоднократно появлялся в поле зрения Нобелевского комитета. Более того, их пути, как и их детища, невольно, да и вольно тоже, не раз пересекались. Их романы, без участия самих авторов «мешали» друг другу завоевать главную награду. Бессмысленно выбирать лучший из двух блестящих, но таких разных произведений. Тем более, что и давалась (и дается) Нобелевская премия в обоих случаях не за отдельные произведения, а за общий вклад в целом, за особую составляющую всего творчества. Однажды, в 1954 году, Нобелевский комитет не присвоил Шолохову награду лишь из-за того, что письмо-рекомендация академика Академии наук СССР Сергеева-Ценского пришло позже на пару дней, и у комитета не было достаточно времени для рассмотрения кандидатуры Шолохова. Считается же, что роман («Тихий Дон») на то время не был выгоден Швеции политически, а художественная ценность всегда играла для комитета роль второстепенную. В 1958 году, когда фигура Шолохова выглядела айсбергом в Балтийском море, премия досталась Пастернаку. Уже седому, шестидесятилетнему Шолохову в Стокгольме была вручена его заслуженная Нобелевская премия, после которой писатель прочел такую же чистую и честную, как и все его творчество, речь.



Михаил Александрович в Золотом зале Стокгольмской ратуши
перед началом вручения Нобелевской премии.

Нобелевская премия 1970 года «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Об этой премии Солженицын узнал еще в лагерях. И в душе он стремился стать ее лауреатом. В 1970 году, после присуждения ему Нобелевской премии, Солженицын ответил, что за наградой приедет «лично, в установленный день». Однако, как и двенадцатью годами ранее, когда Пастернаку также угрожали лишением гражданства, Солженицин отменил свою поездку в Стокгольм. Трудно сказать, что он слишком жалел об этом. Читая программу торжественного вечера, он то и дело натыкался на помпезные детали: что и как ему говорить, смокинг или фрак надевать на том или ином банкете. "...Почему обязательно белая бабочка, - думал он, - а в лагерной телогрейке нельзя?" "И как говорить о главном деле всей жизни за "пиршественным столом", когда столы уставлены яствами и все пьют, едят, разговаривают...".

Нобелевская премия 1987 года «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Конечно, Бродскому было куда «легче» получить Нобелевскую премию, чем Пастернаку или Солженицыну. На тот момент он был уже затравленным эмигрантом, лишенным гражданства и права вьезда в Россию. Новость о присуждении Нобелевской премии застала Бродского за ланчем в китайском ресторанчике, неподалеку от Лондона. Известие практически не изменило выражения лица писателя. Он лишь отшутился первым репортерам, что теперь ему придется трепаться языком целый год. Один журналист спросил у Бродского, кем он себя считает: русским или американцем? «Я еврей, русский поэт и английский эссеист», - ответил Бродский.

Известный своим нерешительным характером, Бродский взял в Стокгольм два варианта Нобелевской лекции: на русском и на английском. До последнего момента никто не знал, на каком именно языке писатель прочтет текст. Бродский остановился на русском.



10 декабря 1987 года русскому поэту Иосифу Бродскому была вручена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».


10 декабря 1933 года король Швеции Густав V вручил Нобелевскую премию в области литературы писателю Ивану Бунину, который стал первым из русских литераторов, удостоенных этой высокой награды. Всего же премию, учреждённую изобретателем динамита Альфредом Бернхардом Нобелем в 1833 году, получил 21 выходец из России и СССР, из них пятеро – в области литературы. Правда, исторически сложилось так, что для российских поэтов и писателей Нобелевская премия была чревата большими проблемами.

Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям

В декабре 1933 года парижская пресса писала: «Вне сомнения, И.А. Бунин - за последние годы, - самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии », «король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху ». Русская эмиграция рукоплескала. В России же к известию о том, что русский эмигрант получил Нобелевскую премию, отнеслись весьма едко. Ведь Бунин негативно воспринял события 1917 года и эмигрировал во Францию. Сам Иван Алексеевич очень тяжело переживал эмиграцию, активно интересовался судьбой своей покинутой Родины и в годы Второй мировой категорически отказался от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Приморские Альпы, возвратился откуда в Париж только в 1945.


Известно, что Нобелевские лауреаты вправе сами решать, как им потратить полученные деньги. Кто-то вкладывается в развитие науки, кто-то в благотворительность, кто-то в собственный бизнес. Бунин же, человек творческий и лишенный «практической смекалки», распорядился своей премией, которая составила 170331 крону, совсем нерационально. Поэт и литературный критик Зинаида Шаховская вспоминала: «Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чем ».

Иван Бунин – первый из писателей-эмигрантов, кого начали публиковать в России. Правда, первые публикации его рассказов появились уже в 1950-х годах, уже после смерти писателя. Некоторые же его произведения повести и стихи были опубликованы на Родине только в 1990-х.

Боже милосердый, для чего ты
Дал нам страсти, думы и заботы,
Жажду дела, славы и утех?
Радостны калеки, идиоты,
Прокаженный радостнее всех.
(И.Бунин. сентябрь, 1917)

Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии

Борис Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» ежегодно с 1946 по 1950 годы. В 1958 его кандидатуру вновь предложил прошлогодний нобелевский лауреат Альбер Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым русским писателем, удостоенным этой премии.

Писательская среда на родине поэта эту новость восприняла крайне негативно и уже 27 октября Пастернака единогласно исключили из Союза писателей СССР, одновременно с этим подав ходатайство лишить Пастернака советского гражданства. В СССР получение премии Пастернаком связывали только с его романом «Доктор Живаго». Литературная газета написала: «Пастернак получил «тридцать серебренников», для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение» .


Развёрнутая против Пастернака массовая кампания вынудила его отказаться от Нобелевской премии. Поэт отправил в адрес Шведской академии телеграмму, в которой писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ ».

Стоит отметить, что в СССР до 1989 года даже в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака не было никаких упоминаний. Первым решился массово познакомить советский народ с творческом Пастернака режиссёр Эльдар Рязанов. В свою комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976) он включил стихотворение «Никого не будет в доме», преобразовав его в городской романс, исполнил который бард Сергей Никитин. Позднее Рязанов включил в свой фильм «Служебный роман» отрывок из ещё одного стихотворения Пастернака - «Любить иных - тяжёлый крест…» (1931). Правда, прозвучал он в фарсовом контексте. Но стоит отметить, что в то время само упоминание стихов Пастернака было весьма смелым шагом.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
(Б. Пастернак, 1931)

Михаил Шолохов, получая Нобелевскую премию, не поклонился монарху

Михаил Александрович Шолохов Нобелевскую премию по литературе получил в 1965 году за свой роман «Тихий Дон» и вошёл в историю как единственный советский писатель, получивший эту премию с согласия советского руководства. В дипломе лауреата значится «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа».


Вручавший премию советскому писателю Густав Адольф VI назвал его «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». Шолохов же королю, как это предписывали правила этикета, не поклонился. Некоторые источники утверждают, что сделал он это намерено со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду…»


Александра Солженицына из-за Нобелевской премии лишили советского гражданства

Александр Исаевич Солженицын, командир батареи звуковой разведки, дослужившийся за годы войны до звания капитана и награжденный двумя боевыми орденами, в 1945 году был арестован фронтовой контрразведкой за антисоветчину. Приговор – 8 лет лагерей и пожизненная ссылка. Он прошёл лагерь в подмосковном Новом Иерусалиме, Марфинскую «шарашку» и Особый Экибастузский лагерь в Казахстане. В 1956 году Солженицына реабилитировали, а с 1964 года Александр Солженицын посвятил себя литературе. Одновременно он работал сразу над 4 крупными произведениями: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо» и «В круге первом». В СССР в 1964 году опубликовали повесть «Один день Ивана Денисовича», а в 1966 году рассказ «Захар-Калита».


8 октября 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. Это стало поводом для травли Солженицина в СССР. В 1971 конфисковали все рукописи писателя, а в последующие 2 года уничтожили все его издания. В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Александра Солженицина лишили советского гражданства и депортировали из СССР.


Вернули гражданство писателю только в 1990, а в 1994 он с семьёй вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь.

Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский в России был осуждён за тунеядство

Писать стихи Иосиф Александрович Бродский начал в 16 лет. Анна Ахматова предрекала ему тяжёлую жизнь и славную творческую судьбу. В 1964 году в Ленинграде против поэта возбудили уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Он был арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую область, где он провёл год.


В 1972 году Бродский обратился к генсеку Брежневу с просьбой работать на Родине в качестве переводчика, но просьба его осталась без ответа, и он вынужден был эмигрировать. Бродский сначала живёт в Вене, в Лондоне, а потом переезжает в Соединённые Штаты, где становится профессором Нью-йоркского, Мичиганского и прочих университетов страны.


10 декабря 1987 Иосифу Броскому вручили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Стоит сказать, что Бродский, после Владимира Набокова, - второй русский литератор, который пишет на английском языке как на родном.

Моря не было видно. В белесой мгле,
спеленавшей со всех нас сторон, абсурдным
было думать, что судно идет к земле -
если вообще это было судном,
а не сгустком тумана, как будто влил
кто в молоко белил.
(Б.Бродский, 1972)

Интересный факт
На Нобелевскую премию в разное время выдвигались, но так её и не получили, такие известные личности как Махатма Ганди, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Бенито Муссолини, Франклин Рузвельт, Николай Рерих и Лев Толстой.

Любителей литературы обязательно заинтересует – книга, которая написана исчезающими чернилами.

В некотором смысле самая престижная литературная премия. И дело вовсе не в призовом фонде: здесь как раз все просто - 1 рубль, бутылка водки и яблоко. Премия Андрея Белого существует с 1978 года и является старейшей негосударственной премией в России, у которой уже давно свой особый, самый «интеллигентский» статус.

Глеб Морев, литературовед, член комитета премии Андрея Белого в 2011 году: «Премия Андрея Белого была основана в 1978 году издателями неофициального ленинградского журнала “Часы». Премия всегда имела символическое денежное выражение - 1 рубль, что не помешало ей быстро завоевать высокий авторитет в кругу неофициальной, а потом - некоммерческой литературы, сосредоточенной на поиске нового художественного языка и противостоящей рыночной словесности как одному из видов «энтертеймента”. Среди лауреатов Премии Андрея Белого - Саша Соколов, Борис Гройс, Елена Шварц, Андрей Битов, Михаил Гаспаров, Геннадий Айги, Алексей Парщиков, Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов и другие классики новейшей русской культуры».

Премия «Русский Букер», ежегодно вручаемая за лучший роман на русском языке, была создана в 1991 году англичанином сэром Майклом Кейном, возглавлявшим компанию Booker Group plc - ту самую, что еще в 1969 году учредила Букеровскую премию, основную литературную премию Великобритании.

Компания Booker долгое время не имела отношения к литературе. Она была основана в Ливерпуле в 1835 году братьями Букер, которые торговали колониальными товарами. Уже в XX веке компания занялась книжным бизнесом, в частности, приобрела авторские права на произведения Яна Флеминга, Агаты Кристи и Гарольда Пинтера.

Юрий Буйда, писатель и журналист, финалист премии Русский Букер 1994 и 1998 годах: «Это была первая премия в России, за которой не стояли государственные и даже общественные организации, и в этом смысле она была воплощением духа новейшего времени. Букеровская премия самим фактом высокого денежного содержания заставила писателей и критиков сосредоточить внимание на романе, на жанре, к тому времени, казалось, отданном на поток и разграбление, размытом и даже утратившим прежний смысл. В этом был и минус: многие бросились писать романы, иные из этих сочинений попадали в списки претендентов, хотя никаких оснований для этого не было. Награждались и произведения, вообще не имевшие никакого отношения к роману. Но при этом Букер отражал в целом особенности литературного процесса - со всеми его плюсами и минусами. Букеровская премия породила множество других премий и антипремий, вызвала тьму похвал и скандалов, что полезно для маркировки литературного пространства, для привлечения читательского внимания. Не знаю, какой она станет в окружении новых премий (Большая книга, Нацбест), в условиях убыстряющейся смены вкусов, идей и пристрастий, но в истории русской литературной жизни последнего двадцатилетия Букер - как бы к нему ни относились - одно из немногих настоящих событий».

По размеру призового фонда «Большая книга» - самая крупная премия в России и вторая в мире после Нобелевской премии. Победитель получает 3 миллиона рублей, серебряные и бронзовые призеры - по 1,5 и 1 миллиону соответственно. Премия была создана в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности» и с тех пор ежегодно вручается за произведения всех прозаических жанров. Среди победителей были и художественные романы, например, «Венерин волос» Михаила Шишкина, и нон-фикшн - «Борис Пастернак» Дмитрия Быкова.

Дмитрий Данилов, писатель, финалист «Большой книги» в 2011 году: «Большая книга» - действительно большая премия, во всех смыслах. И в финансовом, и в смысле PR-эффекта, и в смысле некоей общей солидности. Побеждают обычно статусные, консенсусные фигуры, такие как Маканин, Улицкая, Юзефович. Их лауреатство не становится сенсацией и тем более скандалом. В то время как другие наши крупные премии иногда, что называется, выкидывают коленца - вспомнить хотя бы прошлогоднее решение букеровского жюри. «Большая книга» ориентирована в большей степени не на поиск и открытие новых имен, а на признание уже имеющихся литературных заслуг. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус - смотря что конкретный человек ждет от литературной премии».

Относительно молодая премия «Дебют» была учреждена в 2000 году гуманитарным фондом «Поколение» Андрея Скоча и присуждается авторам моложе 35 лет в разных номинациях: крупная и малая проза, драматургия, поэзия и эссеистика. Кстати, возрастной порог раньше составлял 25 лет и только в этом году был значительно повышен.

Андрей Аствацатуров, литературовед, писатель, член жюри премии «Дебют»: «Я думаю, премия «Дебют» уникальна, поскольку это одна из очень немногих литературных премий для молодежи. Литературный мир, журнальный и издательский, не очень-то гостеприимен, не очень то расположен к новичкам, к сожалению. И смотрит на них скорее с подозрением. И премия «Дебют» в таком контексте и в такой ситуации - правильное и замечательное исключение. Мне кажется, она помогает молодым авторам, с одной стороны, попробовать свои силы, а с другой, она привлекает к ним внимание редакторов журналов, издательств и соответственно читателей».

Премия «НОС» была основана Фондом Михаила Прохорова совсем недавно - в 2009 году - и приурочена к двухсотлетию Н.В. Гоголя. На премию могут претендовать тексты самых разных художественных жанров: «от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы». Лауреатами премии за два года ее существования стали Лена Элтанг с романом «Каменные клены» и Владимир Сорокин с повестью «Метель».

Кирилл Кобрин, литератор, член жюри премии «НОС»: «Мы, члены жюри, колеблемся между вариантами расшифровки премии: «новой отечественной словесностью», «новой отечественной социальностью» и «новой отечественной субъективностью». Это, как мне кажется, значит следующее: «новую словесность» можно рассматривать как одно из проявлений «новой социальности». Иными словами, изменения общественного сознания, произошедшие в российском обществе за последние два десятилетия, в равной степени приводят к трансформации самого общества и его культурного (в данном случае, литературного) продукта. «НОС» держит дистанцию от мейнстрима, но, в то же время, старается не впасть в эстетический радикализм. Иными словами, премия не изобретает новую традицию, а пытается отловить ее проявления в руде привычного потока отечественной литературы».

Самая значимая поэтическая премия была создана «Обществом поощрения русской поэзии» по инициативе Анатолия Чубайса в 2005 году «как награда за наивысшие достижения в современной русской поэзии» и является своеобразным подведением поэтических итогов, так как награждает уже давно сложившихся и признанных поэтов.

Николай Богомолов, литературовед, член жюри премии «Поэт»: «Национальная премия “Поэт” присуждается не за новую книгу стихов или удачную подборку, тем более не за присланные членам жюри стихи. Ее получает поэт, который на протяжении всей своей достаточно долгой литературной биографии не изменяет традиции русской поэзии и вместе с тем обладает общественным признанием. Поэтому среди членов жюри много литературоведов, отчетливо видящих не только современный литературный процесс, но и перспективу литературного движения: Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский и Виктор Соснора. Они представляют разные поколения, разные творческие манеры, разные города, но всех объединяет то, что на протяжении десятилетий каждый из них говорит своим голосом, слышным не какой-то узкой группе людей, а широким кругам любителей поэзии. Поэтических премий, выделяющих сиюминутный успех, в России довольно, а вот премия, присуждаемая за историческую значимость творчества, - одна».

«Национальный бестселлер», или попросту «Нацбест», - литературная премия, у которой есть даже девиз: «Проснуться знаменитым!». Премия была основана в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и вручается в Санкт-Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке. Одна из особенностей этой премии -

в открытости и прозрачности: всегда можно узнать, кто кого номинировал и кто за кого проголосовал.

Сергей Шаргунов, писатель, журналист, финалист «Национального бестселлера» в 2011 году: «Нацбест - премия, претендующая на объективность. Объективность - это непредсказуемость. В итоге победителем может стать писатель, нелюбезный организаторам премии, или просто тот, кого боится и сторонится «почтенная публика». По-моему, это хорошо».

Подробности 18.04.2017

Национальная литературная премия «Большая книга»

Премия вручается за лучшее прозаическое произведение большой формы, опубликованное в отчетном году. Это крупнейшая в России и вторая в мире (после Нобелевской) литературная премия, учрежденная в 2005 году. Общий призовой фонд - 6,1 млн рублей, образуется из процентов по вкладам, внесенными крупными российскими бизнесменами и фирмами, создавшими «Центр поддержки отечественной словесности». Ежегодно присуждается три премии.

В 2016 году лауреатом премии стал Леонид Юзефович за роман «Зимняя дорога»

Леонид Юзефович – писатель сценарист, историк, кандидат исторических наук. Автор детективных и исторических романов. Лауреат литературных премий: «Национальный бестселлер» (2001, «Князь ветра») и «Большая книга» (2009, «Журавли и карлики»).

Вторая премия присуждена Евгению Водолазкину за роман «Авиатор»

Евгений Германович Водолазкин – специалист по древнерусской литературе, доктор филологических наук, ученик Д. С. Лихачева, писатель. В России его называют «русским Умберто Эко», в Америке – после выхода «Лавра» на английском – «русским Маркесом». Обладатель премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», финалист «Русского Букера».

Очнувшись однажды на больничной койке, герой романа «Авиатор» понимает, что не помнит про себя ничего - ни имени, ни кто он такой, ни где находится. По совету лечащего врача, в надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания. Читателю предоставляется возможность узнать о событиях прошлого из уст очевидца и услышать оценку настоящего из уст стороннего наблюдателя. Книга заняла 3-е место в читательском голосовании.

Третью премию получила Людмила Улицкая за роман «Лестница Якова»

Людмила Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово в Башкирии, где ее семья находилась в эвакуации. После войны вернулась в Москву. Окончила биологический факультет МГУ по специальности биолог-генетик. Сегодня Людмила Улицкая – писатель, сценарист и первая женщина, ставшая лауреатом премии «Русский Букер» (в 2001 году). В числе ее литературных достижений множество различных наград и премий: «Большая книга», «Книга года», Премия Симоны де Бовуар (Франция) и др. Ее произведения переведены на 25 языков мира.

Новое произведение Л. Улицкой «Лестница Якова» – это семейная хроника шести поколений семьи Осецких, с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом. Роман основан на документах личного архива - многолетней переписки бабушки и деда, из страхов «молчащего поколения» родителей, кропотливой работы и собственных чувств и переживаний.

В центре романа – параллельные судьбы Якова Осецкого, человека книги и интеллектуала, рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы – театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу...

«Национальный бестселлер»

«Национальный бестселлер» – одна из трех крупнейших российских литературных премий. Это единственная ежегодная общероссийская литературная премия, которая вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии – «Проснуться знаменитым!». Премия была учреждена в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и издателем Константином Тублиным. Среди прошлых лауреатов «Нацбеста» – Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Александр Проханов и другие.

Победителем 16-го сезона стал Леонид Юзефович с романом «Зимняя дорога»

Леонид Юзефович – писатель, сценарист, историк, кандидат исторических наук. Автор детективных и исторических романов. Лауреат литературных премий: «Национальный бестселлер» (2001, «Князь ветра») и «Большая книга» (2009, «Журавли и карлики»).

Новая книга автора рассказывает о том, как на бескрайних просторах Якутии в самом конце гражданской войны (1922-1923 годах) пересеклись жизненные пути белого генерала, правдоискателя Анатолия Пепеляева и красного командира, анархиста Ивана Строда. Две неординарные исторические фигуры, оба – идеалисты, фанатично следующие своим внутренним убеждениям. В центре книги их трагическое противостояние среди якутских снегов, история их жизни, любви и смерти. Судьбы их сложились по-разному. Пепеляев, после поражения и плена, отсидел 13 лет, Строд был награжден орденом Красного Знамени, окончил Академию имени Фрунзе. Оба при этом закончили жизнь одинаково – во время «большого террора» их обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. Они были реабилитированы – Строд в 1957-м, а Пепеляев – в 1989-м.

«Зимняя дорога» основана на архивных источниках, которые Леонид Юзефович собирал много лет, но написана в форме документального романа. Автор выступает в первую очередь внимательным и добросовестным историком, он не занимает ничью сторону, а просто и правдиво рассказывает о тех трагических событиях. Спокойный тон повествования, пожалуй, самое радикальное отличие его романа от большинства книг о войне.

Литературная премия «Русский Букер»

«Русский Букер» является первой негосударственной премией в России, учрежденной после 1917 г. Основана премия в 1991 году, первое вручение состоялось в 1992 г. «Русский Букер» ежегодно вручается за лучший роман года на русском языке. Считается одной из самых престижных российских литературных премий. Цель премии - привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей.

В 2016 году премия присуждалась в 25-й раз. Ее лауреатом стал Петр Алешковский за роман «Крепость» .

Петр Маркович Алешковский (1957) – писатель, историк, теле- и радиоведущий, журналист. Окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1979, кафедра археологии). Шесть лет участвовал в работах по реставрации памятников Русского Севера: Новгорода, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей. Ведущий программы «Азбука чтения» на «Радио Культура».

Главный герой романа Петра Алешковского «Крепость» – Иван Мальцов – историк, археолог. Он ведет раскопки в старинном русском городке и параллельно пишет книгу об истории Золотой Орды. Начальство его не ценит, а жена не понимает и не разделяет его взглядов и убеждений. Его крепость – в верности профессии, в честности перед собой и перед людьми. Она прочна, но именно из-за нее герой не способен договориться с обществом, не может приспособиться к сегодняшней действительности, в которой все решают деньги и связи. Такому человеку, как Иван Мальцов, с принципами и чувством собственного достоинства, очень сложно жить, когда вокруг предательство, лесть и деньги, ради которых люди забывают о человечности, о ценностях и своих корнях. Мальцов вступает в неравную и заведомо обреченную борьбу с системой во имя спасения древней Крепости, которой грозит уничтожение.

«Я работал над романом шесть лет. Назвал свою работу так, потому что сейчас самое главное – сохранить внутреннюю крепость, не сдаваться дешевым веяниям, которые на нас обрушиваются – бескультурью, желанию наживы, нежеланию исследовать прошлое, созданию мифов и поддержанию мифотворчества», – сказал Алешковский на праздничной церемонии.

Роман «Крепость» вышел в финал премии «Большая книга».

«Студенческий Букер»

Проект «Студенческий Букер» был создан в 2004 году Центром новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ как молодежный вариант крупнейшей отечественной литературной премии «Русский Букер». Автор идеи и куратор премии – Дмитрий Петрович Бак. На первом этапе проекта проводится конкурс эссе о романах из лонг-листа премии «Русский Букер – 2016», победители которого составляют жюри премии «Студенческий Букер». На втором этапе - члены жюри определяют лучший отечественный роман 2016 года по версии российских студентов и объявляют лауреата премии «Студенческий Букер» на торжественном обеде в честь вручения премии «Русский Букер».

Лауреатом «Студенческого Букера» в 2016 году стала Ирина Богатырева за роман «Кадын» .

Ирина Богатырева – родилась в 1982 году в Казани, выросла в Ульяновске. Закончила Литературный институт им. Горького. Литературой занимается с раннего детства, художественную прозу начала писать в пятнадцать лет. Публиковалась в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов», «День и Ночь» и др. Финалист и лауреат многих литературных премий, в том числе “Дебют”, премии Гончарова и С. Михалкова. Член Союза писателей Москвы.

В одном из интервью Ирина Богатырева о книге «Кадын»: «Роман «Кадын» возник из любви к Алтаю, увлечения его культурой, природой, историей. В основе сюжета – легендао сестрах-богатырках, защищающих Алтай. Быт скифов я списывала с археологических материалов пазырыкской культуры (6-4 вв до н.э.), самой знаменитой находкой этого периода является мумия девушки с плато Укок (так называемая принцесса Укока). Но я хотела написать не исторический роман или фэнтэзи на историческую тему, а такой текст, в котором через призму мифического прошлого открывались бы вечные, архетипичные для любой культуры коды, и современный человек мог бы узнать себя».

Литературная премия «Ясная поляна»

«Ясная поляна» – это ежегодная общероссийская литературная премия, учрежденная в 2003 г. Государственным мемориальным и природным заповедником «Музей-усадьба Л. Н. Толстого» и компанией Samsung Electronics. Премия призвана отмечать произведения современных авторов, которые несут в себе идеалы человеколюбия, милосердия и нравственности, отражают гуманистические традиции классической русской литературы и творчества Л. Н. Толстого. Основными требованиями, которые предъявляются к работам номинантов, являются неоспоримые художественные достоинства текста, общечеловеческие моральные ценности, культурная, религиозная и расовая терпимость.

Вручается за лучшее художественное произведение традиционной формы в четырех номинациях:

Современная классика;

Детство. Отрочество. Юность;

Иностранная литература (с 2015 года).

Лауреатом номинации «Современная классика» в 2016 году стал

Владимир Маканин за книгу«Где сходилось небо с холмами».

Владимир Маканин (1937) – российский писатель. Его произведения переведены на многие языки мира, книги издаются во Франции, Германии, Испании, Италии, США и других странах. Он лауреат многих литературных премий: Государственная премия России, «Русский Букер», «Большая книга», Пушкинская премия фонда Тепфера (ФРГ) и другие.

Книга «Где сходилось небо с холмами» содержит три повести, объединенные общей темой – темой воспоминаний о прошлой жизни, когда герои мучительно переживают потерю связи прошлого с настоящим.

Вторая повесть, давшая название книги, рассказывает о талантливом композиторе Башилове, выросшем в маленьком уральском поселке. Размышляя об источнике своего дарования, взрослый мужчина скорбит по миру своего детства, где даже волнистая линия на горизонте, где сходится небо с холмами, рождала в мальчике мелодию. С болью и тоской он замечает, что с ростом его гения, гения композитора, мельчает и выдыхается «душа» поселка. Песни и мелодии, когда-то беспрестанно звучавшие там, теперь остаются только в его творениях. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису, он винит себя в том, что каким-то непостижимым образом «высосал» из родного поселка не только его песенный потенциал, но и саму жизнь.

В номинации «XXI век» в 2016 году, впервые в истории литературной премии «Ясная Поляна», лауреатами стали сразу два автора: Наринэ Абгарян с повестью "С неба упали три яблока" и

Александр Григоренко с повестью "Потерял слепой дуду" .

Наринэ Абгарян – российская писательница армянского происхождения, член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание», неоднократный лауреат различных литературных премий.

«С неба упали три яблока» – очень атмосферная книга, с горным колоритом, наполненная запахами армянской кухни. Это история одной маленькой деревушки, затерянной высоко в горах, и ее немногочисленных жителях, каждый из которых немножко чудак, немножко ворчун и в каждом из которых таятся настоящие сокровища духа. Простым и понятным языком Наринэ Абгарян рассказала о том, что испытывают и чем живут люди в любом месте нашей планеты – о детстве, о родителях и предках, о дружбе и любви, о страхе и боли, о доброте и верности, о чувстве Родины и о гордости за свой народ.

Александр Григоренко – журналист и писатель, автор книг «Мэбэт», «Ильгет». Публикуется с 1989 года. Финалист премий «Большая книга» (2012, 2014), НОС (2014), «Ясная Поляна» (2015). Живет в г. Дивногорске Красноярского края, работает в Восточно-Сибирском филиале «Российской газеты».

«Потерял слепой дуду» - произведение, в центре повествования которого история простой деревенской семьи Шпигулиных, где рождается долгожданный ребенок – Шурка. Не сразу семья понимает, что он родился глухонемым. Родители не смогли справиться с этим, и Шурку воспитывает бабушка, которой помогают многочисленные родственники. Автор с большим мастерством рассказывает историю жизни этого ребенка, его становление, превращение в мужчину. Он полуюродивый, полусвятой человек. Шурку все любят, но вся его жизнь идет к гибели…И, как сказал член жюри, писатель Владислав Отрошенко, "в этом произведении показана структура русского бытия, когда никто ни в чем не виноват, но все гибнет".

В номинации «Детство. Отрочество. Юность» лауреатом 2016 года стала

Марина Нефедова за книгу «Лесник и его нимфа» .

Марина Евгеньевна Нефедова (1973) – журналист, редактор, писатель. Окончила геологический факультет МГУ, специалист по минералогии. С 2003 года ее статьи выходили в различных СМИ, от «Литературной газеты» и «Русского репортера» до православного интернет-издания «Правмир.ру». В 2005-2013 гг. была корреспондентом, а затем выпускающим редактором журнала о православной жизни «Нескучный сад». Марина Нефедова – редактор издательства «Никея», специализирующегося на христианской литературе. Автор и составитель сборников «Миряне – кто они» и «Душа вашего ребенка. Сорок вопросов родителей о детях». Повесть «Лесник и его нимфа» – дебют автора в художественной прозе.

В номинации «Детство. Отрочество. Юность» отмечают книги, важные для поры взросления и способные заложить понятия справедливости, уважения, любви. Именно так можно охарактеризовать повесть Марины Нефедовой «Лесник и его нимфа». Эта повесть – путешествие в мир московских хиппи восьмидесятых годов прошлого века и в мир юношеского одиночества. Это история выбора между творчеством и любовью, в которой «все становится другим, когда соприкасается со смертью».

Главная героиня – талантливая семнадцатилетняя девушка, «вторая Дженис Джоплин», как о ней говорят. «Плохая девочка», которая, несмотря на бесконечные метания, в критической ситуации оказывается настоящим человеком. Но главное, что делает книгу абсолютно универсальной – тонко и точно переданное ощущение возраста, подростковых метаний и любви.

Победителем номинации «Иностранная литература», призванной выбрать самую значимую зарубежную книгу XXI века и отметить ее перевод на русский язык, в 2016 году стал Орхан Памук за книгу «Мои странные мысли».

Охран Памук (1952) – известный турецкий писатель, обладатель многочисленных национальных и международных премий, в числе которых Нобелевская премия по литературе (2006) за «поиск души своего меланхолического города». Популярен как в Турции, так и за ее пределами, произведения писателя переведены более чем на пятьдесят языков.

«Мои странные мысли» - роман о жизни турецкой деревенской семьи в большом городе. Улочки и кварталы Стамбула Памук показывает глазами Мевлюта, простого уличного торговца, который 40 с лишним лет по утрам разносит прохладный йогурт, а по вечерам – местный слабоалкогольный напиток бузу – и наблюдает за происходящим вокруг.

История органично вплетена в реальные исторические события, происходившие в мире с 1954-го по март 2012 года, - холодную войну, оккупацию Кипра турецкими войсками, развал СССР и многое другое. Времена сменяют друг друга, а Мевлют все бродит по знакомым кварталам, размышляя о мире и своем месте в нем. А вслед за ним по Стамбулу 50-х, 60-х и далее годов идет и читатель, наблюдая, как город теряет привычные старому поколению черты и превращается в современный мегаполис.

Получить более полную информацию о премии, ее лауреатах и их произведениях вы можете на сайте премии: http://www.yppremia.ru/

Конкурс «Книга года» учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 1999 году. Основная цель конкурса - поддержка отечественного книгоиздания, поощрение лучших образцов книжного искусства и полиграфии, а также пропаганда чтения в России. Вручается в ходе работы «Московской международной книжной ярмарки» в нескольких номинациях, от «Прозы года» до «Электронной книги».

Лауреатами «Книги года» в разное время становились Андрей Вознесенский, Кир Булычев, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Людмила Улицкая, Евгений Гришковец и многие другие известные писатели и поэты.

Лауреатом в номинации «Книга года» стала Ольга Берггольц за книгу «Блокадный дневник: (1941-1945)» .

Берггольц Ольга Федоровна (1910-1975) – поэт, прозаик. Многим она известна как «ленинградская Мадонна». В дни блокады благодаря правдивым, горьким стихам и радиопередачам Ольга стала символом осажденного Ленинграда. Ее называли «голосом Города». Ее стихи и слова, звучавшие из динамиков, помогали людям отыскать в себе последние силы, чтобы выжить, сохранив человеческое достоинство. Самые известные произведения Ольги Бергольц: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Говорит Ленинград», поэтические сборники: «Узел», «Верность», «Память».

Для Ольги Берггольц дневниковые записи были ее творческой мастерской. Без них она не могла существовать и вела их постоянно с 1923 по 1971 год. Долгое время они были на закрытом хранении: сначала по распоряжению госорганов, затем по воле наследников. Теперь они открыты.

«Блокадный дневник» открывает публикацию всего корпуса дневников Ольги Бергольц. В нем она предельно откровенна, беспощадна по отношению к самой себе, буквально «препарирует» собственные чувства, поступки, мысли.

Издание содержит комментарии и статьи, написанные историками, сотрудниками архива. Воспроизведены малоизвестные фотографии и документы из личного архива О. Ф. Берггольц (РГАЛИ), а также работы художников блокадного Ленинграда.

Победителем в номинации «Проза» стал Алексей Иванов за роман «Ненастье» .

Алексей Иванов (1969) – искусствовед, сценарист, писатель. Получил известность благодаря романам «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил», по мотивам которого был снят одноименный кинофильм. Неоднократный лауреат различных литературных премий: имени Д. Мамина-Сибиряка (2003), имени П. Бажова (2004), «Книга года» (2004), «Ясная поляна» (2006), «Странник» (2006), «Большая книга» (2006). «Большая книга» (2006). За роман «Ненастье» не только стал лауреатом премии «Книга года», но и получил премию Правительства РФ в области культуры.

Алексей Иванов о романе «Ненастье»: «2008 год. Простой водитель, бывший солдат Афганской войны, в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра. Так в миллионном, но захолустном городе Батуеве завершается долгая история могучего и деятельного союза ветеранов Афганистана – то ли общественной организации, то ли бизнес-альянса, то ли криминальной группировки: в лихие девяностые, когда этот союз образовался и набрал силу, сложно было отличить одно от другого.

Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, – но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаянье имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье – это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни».

Лауреатом 2016 года в номинации «Поэзия» стал Олег Чухонцев за книгу «Выходящее из – уходящее за» .

Чухонцев Олег Григорьевич (1938) – российский поэт, переводчик, автор книг: «Из трех тетрадей», «Слуховое окно», «Ветром и пеплом», «Из сих пределов», «Речь молчания» и др. В разные годы работал в отделах поэзии журналов «Юность» и «Новый мир». Стихи Олега Чухонцева переведены на многие языки мира. Он – лауреат Государственной премии РФ, Пушкинской премии РФ, Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (Германия), поэтической премии «Anthologia», большой премии «Триумф», большой премии им. Бориса Пастернака, Российской национальной премии «Поэт» и множества других.

В аннотации к книге «Выходящее из – уходящее за» скупо сказано: «В новую книгу, состоящую из трех разделов – «Гость нечаемый», «В тени актинидии», «Рукой юродивой», – вошли стихи, появившиеся после книги «Фифиа» (2003)». Автор затрагивает тему старости и ухода, посредством стихов передает свое восприятие мира через призму прожитых лет и жизненного опыта.

В номинации «Вместе с книгой мы растем» лауреатом 2016 года стал

Григорий Кружков за книгу «Чашка по-английски».

Григорий Кружков (1945) – поэт, переводчик, эссеист, исследователь англо-русских литературных связей. Автор семи книг стихов. Лауреат различных литературных премий (Государственной премии Российской Федерации, премии Александра Солженицына и др.).

В предисловии к изданию «Чашка по-английски» автор поясняет, что получившиеся на русском языке тексты трудно назвать переводами, это скорее пересказ английского оригинального текста Спайка Миллигана. Главное, что эти тексты объединяет – игра слов. Григорий Кружков смело экспериментирует со словами, а художник Евгений Антоненков поддерживает игру поэта. В его остроумных и очень емких образах можно увидеть много интересного. Это не игра словами, а жонглирование образами. Подчас необычными и неожиданными.

Победителем 2016 года в номинации «Книга и кино» стал Алексей Баталов за книгу «Сундук артиста» .

Алексей Владимирович Баталов (1928) – актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, педагог и общественный деятель. Лауреат нескольких Государственных премий в области искусства и кинематографии, обладатель различных общественных наград. Актер является почетным членом Академии в области литературы, искусства и журналистики, участвует во многих кинематографических учреждениях и ежегодно жертвует большую часть гонорара таким организациям, как «Фонд Мира» и Ассоциация «Родина».

«Сундук артиста» – иллюстрированная хроника более чем полувека отечественного кино и отчасти театра. Будучи замечательным рассказчиком, Баталов повествует о выдающихся актерах и режиссерах, поэтах и художниках. Уделено внимание истории многих известных кинокартин, в которых снимался Баталов, смешным, а порой и трагическим эпизодам съемок.

В текст книги включены и его сказки, которые автор характеризует как «не совсем сказки и, наверное, не совсем для детей». А между тем, по ним созданы мультфильмы «Чужая шуба» и «Зайчонок и муха».

Алексей Владимирович предстает перед читателями не только как актер, но и как художник Баталов. В книгу включены его картины и рассказ о том, как он был учеником замечательного, но не угодного тогда властям Фалька.

В книге также собраны никогда не публиковавшиеся ранее фотографии дорогих его сердцу людей, семейных реликвий, долгие годы хранившихся в доме автора.

Все это Алексей Владимирович заботливо сложил в свой «сундук артиста»..

Бум литературных премий в России - примета последних 20 лет, однако нельзя сказать, что придумали их только теперь. Чем, как не премией, являлись, например, перстни, табакерки и другие ценные подарки, которые во множестве любил дарить писателям император Александр I. Известно, что за один только 1802 год царь потратил на поощрение литераторов неслыханную для того времени сумму - 160 тысяч рублей.

Прямым продолжением императорской традиции стала главная советская премия - Сталинская. Сейчас об этом редко вспоминают, но вначале ее фонд формировался из гонораров, которые получал Сталин за издание своих трудов в разных странах. То есть это тоже была личная монаршая награда размером в 100 тысяч рублей. После смерти вождя Сталинские премии заменили Ленинскими (10 тысяч рублей) и Государственными (5 тысяч). Это была сумма, достаточная для покупки автомобиля.

Эпоха независимых премий наступила в 1991 году с учреждением «Русского Букера». Российская словесность получила тогда подкрепление в виде британских денег. Сама Букеровская премия - британского происхождения, название ее происходит от имени компании «Букер», известной производством овощных консервов. В начале 1990-х букеровские агенты обратили внимание на огромное поле деятельности, какое представляла русская литература, отчетливо выраженной материальной выгоды при этом не преследовалось. Как, кстати, и в большинстве других литературных премий - их учредителями двигают скорее имиджевые соображения.

«Русский Букер» недолго оставался единственной крупной премией. В 1995 году руководство «Независимой газеты» (а фактически - ее владелец Борис Березовский) учредило конкурирующую премию, которую назвали «Антибукер». Ее размер составлял 12 001 доллар, то есть на доллар больше, чем у «Русского Букера». В 2001 году с усилившимся давлением на Березовского и заведением на него уголовных дел «Антибукер» прекратил существование.

Но к тому моменту на поле российских литературных премий игроки стали появляться один за другим. К сегодняшнему моменту их количество достигло шести сотен. «Труд» вспомнил главные из них.

Учреждена в ноябре 2005 года.

Призовой фонд : Располагая призовым фондом 5,5 млн. рублей, является одной из крупнейших в мире. Размер первой премии - 3 млн. рублей, второй - 1,5 млн., третьей - 1 млн.

Кто дает деньги : учредители - Минкультуры, Роспечать, Институт русской литературы РАН, но денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром».

Отличительная особенность : премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре non-fiction.

Учреждена в 2008 году по личной инициативе Анатолия Чубайса.

Призовой фонд : вручается одна премия размером 50 тысяч долларов.

Кто дает деньги : сперва поддерживалась РАО «ЕЭС России», с уходом оттуда Чубайса перешла под крыло специально учрежденного бизнесменом фонда «Энергия будущего».

Отличительная особенность : лауреатами могут стать только ныне живущие современные поэты. Среди лауреатов - Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров, Александр Кушнер.

Учреждена в сентябре 2003 года.

Призовой фонд : приз в номинации «Современная классика» равняется 900 тысячам рублей, в номинации «Литература XXI века» - 750 тысячам.

Кто дает деньги : учреждена Музеем-усадьбой Льва Толстого в Ясной Поляне и южнокорейской компанией Samsung Electronics, которая является спонсором премии.

Отличительная особенность : поддерживает произведения современных авторов, развивающих гуманистические идеи Льва Толстого.

Учреждена в 1998 году Александром Солженицыным.

Призовой фонд : 25 тысяч долларов.

Кто дает деньги : Фонд Александра Солженицына, основанный писателем в 1974 году и собирающий гонорары со всех изданий его книги «Архипелаг ГУЛАГ».

Отличительная особенность : награждаются писатели, живущие в России и создавшие свои произведения после революции 1917 года. Жанры: проза, поэзия, драматургия, литературная критика и литературоведение.

Учреждена в марте 2009 года.

Призовой фонд : 700 тысяч рублей. Приз читательских симпатий - 200 тысяч рублей.

Кто дает деньги : учреждена Фондом Михаила Прохорова. Часть проекта «Книжный мир», возглавляемого издателем Ириной Прохоровой.

Отличительная особенность : создана для поддержки новых трендов в современной русской словесности.

Учреждена в декабре 1991 года.

Призовой фонд : 12 тысяч долларов.

Кто дает деньги : главный спонсор - компания British Petroleum.

Отличительная особенность : будучи первой постсоветской премией, отличается акцентом на диссидентскую литературу. Среди лауреатов - Василий Аксенов, Георгий Владимов.

Учреждена в 2001 году по инициативе литературного критика Виктора Топорова.

Призовой фонд : 10 тысяч долларов.

Кто дает деньги : фонд премии формируется из средств инвестиционно-строительной компании «Вистком».

Отличительная особенность : отмечается лучший роман года. Информация о том, кто из номинантов кого выдвигает, открытая.

Самые крупные премии мира

Нобелевская (Швеция) - 1,05 млн. евро

Чино дель Дука (Франция) - 300 тысяч евро

Дублинская (Ирландия) - 100 тысяч евро

IMPAC (Ирландия - США) - 100 тысяч евро

«Мигель де Сервантес» (Испания) - 90 тысяч евро

Премия имени Гете (Германия) - 50 тысяч евро

Писатели, больше всех разбогатевшие на премиях

Людмила Улицкая

3,35 млн. рублей

Романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик» отмечены «Русским Букером» (2001) и «Большой книгой» (2007).

Дмитрий Быков

3 млн. рублей

Биографический роман «Борис Пастернак» награжде-н в 2006 году премиями «Большая книга» и «Национальный бестселлер».

Михаил Шишкин

1,3 млн. рублей

Роман «Венерин волос» отмечен премией «Большая книга» в 2006 году и наградой «Национальный бестселлер» в 2005-м.

Людмила Сараскина

2,25 млн. рублей

Ее биография «Александр Солженицын» награждена в 2008 году премиями «Большая книга» и «Ясная Поляна».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?