Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Процесс Дело «Тангейзера»: кто такой Владимир Кехман. Художественный руководитель театра Кехман семья

Родился 9 февраля 1968 года в Самаре. Параллельно с обучением на факультете иностранных языков Самарского государственного педагогического университета начал трудовую деятельность. Занимал руководящие посты в ряде коммерческих предприятий. В 1995 организовал концерт Хосе Каррераса в Санкт-Петербургской филармонии. В мае 2007 занял пост генерального директора Михайловского театра. В 2009 окончил продюсерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Под его руководством Михайловский театр стал одним из ведущих творческих коллективов России. При участии выдающихся деятелей музыкального, театрального и хореографического искусства — Елены Образцовой, Фаруха Рузиматова, Начо Дуато (Испания), Михаила Мессерера, Даниэле Рустиони (Италия), Петера Феранеца (Словакия), Владимира Юровского, Андрия Жолдака (Украина), Дмитрия Чернякова, Михаила Татарникова и др. — была реализована успешная творческая стратегия, осуществлены оперные и балетные постановки, ставшие яркими событиями культурной жизни. Михайловский театр стал постоянным участником фестиваля «Золотая маска», обладателем национальной премии «Золотая маска» и петербургской театральной премии «Золотой софит».

Благодаря личным усилиям В.А. Кехмана расширилась география гастролей Михайловского театра. За последние годы театр успешно гастролировал в Италии, Германии, Японии, Канаде, Латвии, Эстонии, Финляндии, Белоруссии, в различных городах России. Трижды балетная труппа гастролировала в Лондоне; по итогам гастролей в 2013 получила звание «Лучшей зарубежной балетной кампании» от Британского круга критиков. Организовал первые в истории гастроли театра в Нью-Йорке, имевшие оглушительный успех и упрочившие позиции труппы в ряду ведущих балетных компаний мира.

При активном личном участии В.А. Кехмана в Михайловском театре были организованы важнейшие общественно-культурные события: концерт «Поможем тигру!» в рамках межгосударственного «Тигриного саммита», гала-концерт «Дрезден-Петербург» в честь 50-летия побратимских отношений между городами, благотворительный марафон фонда «Подари жизнь!». Успешное проведение мероприятий отмечено благодарностями Президента РФ и правительства РФ.

За активное участие в благотворительной деятельности и помощь в восстановлении православных святынь награжден орденами Русской православной церкви: орденом преподобного Серафима Саровского, орденом преподобного Сергия Радонежского, орденом преподобного князя Даниила Московского.

С 2015 — совмещает должность художественного руководителя Михайловского театра с постом генерального директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

С декабря 2017 года — художественный руководитель Новосибирского театра.

Имя Владимира Кехмана стало известно практически каждому петербуржцу в 2007 году, когда он возглавил Театр оперы и балета им. Мусоргского. И вовсе не потому, что Петербург - культурная столица. А потому что российский олигарх - тот, кого общественность меньше всех могла представить на этом месте.

Золотая плантация

Многомиллиардное состояние Владимиру Абрамовичу, совершенно тогда ещё далёкому от искусства, принесли… фрукты. А именно - бананы. За что бизнесмен и получил приставшее намертво прозвище «Банановый король». Известно, что в 2003 году созданная им группа JFC контролировала треть импорта в Россию этого богатого калием фрукта. Впрочем, первый опыт работы с фруктами Кехман приобрёл ещё в 90-х, когда занимался бартерными операциями в родной Самаре. По его собственному признанию, однажды в его распоряжении оказалось два вагона апельсинов, которые необходимо было «обналичить». Что молодой предприниматель с успехом и сделал.

О том, что именно за продажами - безбедное будущее, студент факультета иностранных языков Самарского государственного педагогического университета Володя Кехман понял, учась на третьем курсе.
«После школы я поступил в институт, три года учился и параллельно работал охранником на заводе. А в это время мой брат занимался антиквариатом и жил совсем неплохо. Тогда это было чревато 154-й статьёй, части от первой до третьей. Но я тоже пытался что-то продавать», - вспоминал олигарх начало карьеры.
В 20-летнем возрасте Кехман уже занимал пост замдиректора государственной компании «Росоптторг». Позже он создал брокерскую контору, потом занимался оптовой торговлей и даже недвижимостью. Пока не напал на «золотую плантацию бананов».

«Подбодрить лебедей»

Бизнес бизнесом, но при чём тут культура? Создаётся впечатление, что к сцене Владимира Кехмана тянуло давно.

«В 1995 году в Петербург привезли Хосе Каррераса, - написала в своей скандальной книге «Энциклопедия лоха» Ксения Собчак. - И на приёме в гостинице «Европейская» Кехман на правах организатора мероприятия вышел и спел! Всё происходящее транслировалось на уличные экраны, перед которыми собралось около 10 тысяч человек».

Свою страсть к актёрскому мастерству продемонстрировал он и уже в должности директора Малого оперного: сначала появился в роли принца Лимона в детском спектакле «Чиполлино», затем намеревался исполнить партию Трике в опере «Евгений Онегин». А после и вовсе выступил в роли дирижёра. Хотя он сам своё решение стать директором театра объяснял по-другому: «В дореволюционное время директор императорского театра был фигурой более важной, чем министр культуры... Мне кажется, было бы хорошо, если бы в России создали дирекцию императорских театров. Я мог бы её возглавить».

И правда, всё не ограничилось только неудержимым желанием блистать на сцене. Новый директор с первого же дня развернул бурную деятельность. Первым делом вернул театру старое имя - Михайловский, который тот носил до 1917 года. После - взялся за творческий процесс.

«С балетом всё понятно - условно говоря, 32 лебедя, которые должны стоять в определённой позиции, и солист», - так заявил Владимир Абрамович при первых же встречах артистам. И добавил, что театр должен выйти на самоокупаемость: «Если вы хотите получать большие деньги, то должны научиться их зарабатывать». Протесты экспертов о том, что ни один театр мира не является самоокупаемым, не были приняты во внимание.

А позже начался скандал за скандалом. Была закрыта постановка «Орестея» режиссёра Александра Сокурова. Сорвалась премьера оперы «Евгений Онегин» из-за конфликта Кехмана с режиссёром Михаилом Дотлибовым. Из театра демонстративно ушли оперная певица Елена Образцова и главный дирижёр Андрей Аниханов, который с ужасом рассказывал, как Кехман посоветовал ему «взбодрить» лебедей в «Лебедином озере» коньяком.

Артисты написали письмо Владимиру Путину, в котором, в частности, указывали на то, что в Михайловском теперь устраивают корпоративные вечеринки. Так, на сцену государственного театра выходили Ирина Салтыкова и Валерий Сюткин, а партер на это время превращался в банкетный зал для торжеств, устроенных по заказу крупных бизнес-структур города. Актёры даже обвиняли Кехмана в попытках сдать театр целиком в аренду и переоборудовании репетиционных помещений в офисы.

Впрочем, надо отдать «банановому королю» должное. Назло всем недоброжелателям, судачащим о том, что он ничего не смыслит в искусстве, Владимир Абрамович закончил продюсерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. А наперекор всем обвиняющим в злонамеренном вредительстве театру - вложил в реставрацию Михайловского порядка 20 млн долларов собственных средств.

Кто знает, послужило ли это поводом, но, несмотря на все недовольства петербургской интеллигенции, в 2010 году Кехман был удостоен от министерства культуры премии с говорящим названием «Известность».

Конец империи

Недавно о Кехмане снова заговорили. Российский миллиардер признан… банкротом. Банановая империя JFC рухнула из-за «арабской весны» и финансового кризиса ряда стран Средиземноморья, оставив после себя многомиллиардные долги. Выручка от распродажи имущества корпорации - здания универмага «Фрунзен-
ский», гостиницы «Речная», 50 га в Репино и т. д., а также особняка Кехмана в Пушкине площадью почти 900 кв. м - не покрыла и 1% от долгов предприятия перед банками.

Однако Владимир Абрамович и здесь проявил смекалку, подав иск в Лондонский суд на признание себя банкротом: согласно британским законам, физическое лицо, признанное банкротом, получает легальную защиту от всех коллекторских и судебных действий юридических и физических лиц по взысканию долгов.

Между тем, по мнению некоторых юристов, огромные вливания Кехмана в Михайловский - тоже скользкий момент. Как они были оформлены? Что на них приобрели и на кого зарегистрировали? Возможно, театр - один из активов Кехмана.

Король умер… да здравствует Король?

Талант находить общий язык с самыми разными людьми сделал Владимира Кехмана сначала удачным торговцем, а потом директором петербургского театра

Владимир Абрамович очень талантлив в сфере общения, он очень большой харизматик. Я много раз видела, какое впечатление он производит на людей, он умеет понравиться, выстраивать отношения с разными людьми и заводить с ними дружбу. Благодаря этому он обзавелся большим количеством связей в Санкт-Петербурге, - рассказывает «Ведомостям» Ксения Собчак.

В бизнес-биографии Кехмана встречается не меньше персонажей, чем в пьесах Горького, многие из этих людей бесконечно далеки от бананов, и тем не менее Кехману удавалось не только «заводить с ними дружбу», но и делать их партнерами в банановом бизнесе.

От бакалеи до банана

В начале 1990-х бывшего студента факультета иностранных языков Самарского государственного педуниверситета Кехмана взял к себе заместителем директор самарского объединения «Росоптпродторг» Михаил Городнов. «Росоптпродторг» (до развала СССР - государственная «Росбакалея») был фактическим монополистом по бакалейным товарам - через него шли оптовая закупка и распределение сахара, соли, консервов, масла, табака, кондитерских изделий и прочих продуктов. Кехман рассказывал телеканалу «Дождь», что Городнов был его знакомый, а в компанию пригласил как «перспективного молодого человека».

С Городновым в 1991-1992 гг. Кехман учредил две посреднические фирмы «Град» и «Алта», которые, по словам бизнесмена, принесли ему первые деньги. Вскоре Городнов и Кехман отправились в Петербург, где занялись торговлей сахаром, но там их пути разошлись. Проводником Кехмана в питерском бизнесе стал Сергей Адоньев , будущий создатель « Скартела » (бренд Yota). В те времена Адоньев был совладельцем торговой компании, с которой Кехман сотрудничал еще в Самаре . В 1994 г. в Петербурге появилась первая совместная компания Кехмана и Адоньева «Фридом».

Сергей Адоньев. Фото: В. Левитин/РИА Новости

Пока партнеры торговали сахаром и прочими бакалейными товарами, в Петербурге открыл свой филиал концерн «Олби» Олега Бойко , давнего знакомого Адоньева. Вместе с Бойко Кехман и Адоньев создали компанию - импортера бананов «Олби джаз», где «Олби» получила 70%, а 30% поделили Кехман и Адоньев. С «Олби джаза» и началась история банановой группы Joint Fruit Company (JFC , название, как писал Forbes , придумал Адоньев).

Для «Олби» это был незначительный проект, в Петербург компания пришла для развития своего основного - игорного бизнеса. Почему Бойко, у которого были в то время один из крупнейших банков - «Национальный кредит» и концерн «Олби», заинтересовался бананами? «Время тогда было такое, все искали любую возможность заработать, - рассказывает бывший гендиректор и совладелец JFC Андрей Афанасьев . - По большому счету не важно было, что продавать, а у бананов была высокая оборачиваемость».

Кехман был младшим партнером не только Бойко, но и Шабтая Калмановича . Вместе с Калмановичем Кехман участвовал в проекте по строительству гигантского торгового центра в Петербурге стоимостью $20 млн. Под этот проект Калманович в 1994 г. создал в Санкт-Петербурге компанию «Лиат-дикси». Его доля составляла 67%, а владельцами 33% по очереди числились Кехман и бухгалтер Калмановича. Этот проект, кстати, не пошел; в 2001 г. новые владельцы «Лиат-дикси» переименовали компанию в «Доринду» и на ее базе создали одну из крупнейших сегодня сетей гипермаркетов - «О’кей».

С Калмановичем самарского бизнесмена познакомил Борис Федоров, директор Национального фонда спорта, в то время имевшего больше всех квот на льготный импорт товаров, вспоминает знакомый Кехмана. «Кехман сразу подружился с Калмановичем, они даже стали соседями в “Толстовском доме” на Фонтанке. Но совместного бизнеса у них больше не было», - говорит он.

В 1995 г. у Бойко возникли проблемы с банком «Национальный кредит» и, продав его, бизнесмен уехал за границу. А Адоньев оказался в тюрьме в США (его американскую компанию обвинили в похищении у Казахстана $4 млн, выделенных на закупку кубинского сахара). И Кехман нашел новых партнеров. В 1996 г. 50% в банановом бизнесе приобрела компания «Союзконтракт», крупнейший импортер «ножек Буша» с выручкой в $800 млн. Как рассказывал Кехман «Дождю», владельцы «Союзконтракта» испугались, что он помимо бананов займется еще и импортом курятины, и специально приезжали договориваться, что Кехман не торгует окорочками, а они не будут заниматься фруктами. Выручка JFC в то время была в 8 раз меньше выручки «Союзконтракта». Через год в «Союзконтракте» случился конфликт акционеров, тогда Кехман выкупил долю в JFC обратно.

И через некоторое время снова нашел сильных партнеров - владельцы Морского порта Санкт-Петербург Виталий Южилин и Андрей Кобзарь получили в 2001 г. 50% в «Группе джей эф си». Кехман рассказывал «Ведомостям», что хотел с их помощью построить терминал в порту: «Но на определенном этапе мы не сошлись в понимании, кто и чем должен управлять, поэтому пришлось разойтись. В январе этого года мы полностью с ними рассчитались».

Олег Бойко. Фото: Д. Гришкин/Ведомости

По словам знакомого Кехмана, бизнесмен на этой сделке неплохо заработал: выкупив акции банановой компании, он одновременно продал Южилину и Кобзарю завод по производству контейнеров «Балт контейнер», на месте которого и планировали построить терминал. Полученными от бывших партнеров деньгами Кехман рассчитался с Адоньевым и остался единственным владельцем JFC.

Бизнес рос: в 2003 г. JFC контролировала треть импорта бананов в Россию, а ее оборот достиг $200 млн. Кехман заговорил про возможное IPO или продажу доли международной фруктовой компании. Но первое роуд-шоу компания провела не для инвесторов, а для плантаторов - JFC решила приобрести несколько плантаций в Эквадоре. «Мы придумали разнообразные презентации, сделали подарочные майки с надписью “Команданте К” (по аналогии с команданте Ч)», - вспоминает бывший представитель JFC Дмитрий Чуксеев . Но шоу не понадобилось. «Местные поставщики бананов оказались реальной деревенщиной, с которой очень просто договориться. Тем более такому человеку и с такими деньгами, как у Кехмана», - говорит Чуксеев. Первые плантации Кехману удалось скупить по $4000 за 1 га, потом эквадорцы сориентировались - и цена взлетела до $24 000. С 2004 г. он купил 3500 га банановых плантаций в Эквадоре и 700 га в Коста-Рике.

От театра до Путина

В 2007 г. банановый король Кехман был назначен директором Михайловского театра оперы и балета в Петербурге. «Кехман в банановом бизнесе был перфекционистом, он действительно хотел делать красивый, качественный, элитный бизнес, но рынку нужны были дешевые фрукты, и не важно, какого качества. Возможно, поэтому он искал, где реализовать это стремление к красивому качественному бизнесу и делу. В культуру Кехман пошел во многом из-за PR, он всегда был к нему склонен», - рассуждает петербургский банкир, знакомый Кехмана.

Кехман горел театром, «восстановил его физически, поднял на ноги», согласен с ним режиссер Александр Сокуров . Но, продолжает режиссер, Кехман «потерял чувство меры»: «Он считал, что руководить театром несложно, что деньги предопределяют все, ему казалось, что это самый близкий путь к контактам с власть имущими. А контакты с власть имущими - это то, что он всегда очень ценил».

В частности, театр свел Кехмана с Владимиром Путиным : тогдашний премьер в мае 2010 г. приехал на концерт, устроенный фондом «Подари жизнь». Мероприятие запомнилось больше не самим концертом, а предваряющей его встречей Путина с деятелями культуры и нелицеприятными вопросами, которые задавал ему Юрий Шевчук . Но для Кехмана концерт в возглавляемом им театре стал поводом познакомиться с Путиным.

«Мы сейчас шли, я говорю: «Это вы бананами занимались?» Он [Кехман] говорит: «Я». Я говорю: «Мы вот открыли новую линию, связывающую Санкт-Петербург с Латинской Америкой, поэтому вы еще больше должны помогать [по контексту речь шла о благотворительности]», - рассказывал о знакомстве с Кехманом собравшимся артистам Путин. После этого Путин не раз бывал в театре Кехмана: осенью 2010 г. участвовал в концерте «Помоги тигру», через год приехал на концерт по случаю 50-летия побратимских отношений между Дрезденом и Петербургом, а в начале 2012 г. - на 100-летие Российского футбольного союза.

Знакомство с Путиным лично Кехману ничего не дало, зато театр получил премьерский грант - 137 млн руб. ежегодно до 2015 г., говорит знакомый бизнесмена.

Кехман вышел на межправительственный уровень. Например, в октябре 2011 г. он в составе российской делегации летал в Каракас вместе с министром энергетики, главами «Роснефти» и «Газпром нефти» и т. п. Возглавлял делегацию вице-премьер Игорь Сечин . После отъезда россиян был опубликован указ президента Венесуэлы о создании госкомпании по выращиванию и переработке бананов, 49% в этой компании предназначалось «Бонанза интернешнл» Кехмана. Под банановые плантации Чавес пообещал выделить 15 000 га земли. Проект остался на бумаге, знает бывший топ-менеджер JFC.

От короля до банкрота

В 2008 г. оборот JFC составил $700 млн. Но тут начался кризис. Кехман вспоминал, что обратился за советом к тогдашнему полпреду президента Илье Клебанову : платить или нет? JFC предстояла оферта по облигациям, а свободных денег не было, их надо было вынимать из оборота (судя по отчетам, до 90% оборотных средств группы были заемные). Клебанов ответил: «Хочешь жить между Израилем и Петербургом, в принципе, можешь эти деньги не отдавать». И Кехман решил быть честным: отдал 2 млрд руб. держателям облигаций и погасил текущие банковские кредиты на $200 млн.

Андрей Кобзарь. Фото: Евгений Дудин для FORBES

JFC Кехмана единственная из трех крупнейших импортеров бананов смогла пережить кризисные 2008-2009 годы, неплохо заработала в 2010 г., заняв место конкурентов. Но в начале 2012 г. материнская «Группа джей эф си» и несколько ключевых компаний холдинга подали иски в арбитраж Санкт-Петербурга о признании их банкротами.

JFC объясняла, что из-за беспорядков в Южном Средиземноморье, на которое приходилось до 30% продаж, в конце 2011 г. образовался избыток бананов. Их перебросили в Россию, сбили цены, и в итоге у компании начались проблемы с обслуживанием банковских кредитов в начале 2012 г.

Еще одна проблема возникла у JFC в конце 2011 г. с одним из бывших подрядчиков. Высокий суд Лондона присудил взыскать с JFC в пользу перевозчика Star Reefers $16,5 млн неустойки за разорванный контракт по чартеру трех рефрижераторов.

Но, по словам знакомого с Кехманом банкира и бывшего топ-менеджера JFC, главная причина банкротства в другом: бизнесмен за счет средств JFC пытался заниматься девелоперскими проектами. На скупку недвижимости Кехман потратил около $100 млн. А на девелопмент этой недвижимости ему могло потребоваться еще порядка $600 млн. Проекты не пошли, особенно в кризис(см. врез).

Банковские долги группы JFC, по подсчетам «Ведомостей», составляют не менее 15 млрд руб. В арбитражных судах, куда пошли со своими исками банки, стали выясняться интересные вещи. Так, Банку Москвы , которому JFC должна более 5 млрд руб., удалось оспорить в суде сделку, которую банк посчитал выводом активов и искусственным наращиванием задолженности JFC перед банкротством. В материалах дела рассказывается, что в сентябре 2010 г. «Группа джей эф си» и связанная с ней «Бонанза интернешнл» договорились, что первая выдаст второй кредит на 100 000 руб. Но летом 2011 г. было подписано дополнительное соглашение на 400 млн руб. А в октябре 2011 г., когда Банк Москвы выдал «Группе джей эф си» кредит на $143 млн, было подписано еще одно дополнительное соглашение, по которому «Бонанза интернешнл» получила в кредит уже 2,5 млрд руб. Банк Москвы в суде доказал, что осенью 2011 г. долги самой «Группы джей эф си» достигли 14 млрд руб., а убыток составил 400 млн руб. Что не помешало компании раздавать кредиты: последний платеж в адрес «Бонанза интернешнл» был совершен в середине января 2012 г., а через месяц «Группа джей эф си» подала иск о банкротстве.

Банки стали подавать иски и лично к Кехману и топ-менеджерам JFC - они давали поручительства по кредитам. Так, Гагаринский райсуд Москвы в июле 2012 г. постановил взыскать в пользу Сбербанка (крупнейший кредитор JFC) по 3,1 млрд руб. с Кехмана и двух бывших «топов» - гендиректора Афанасьева и председателя совета директоров Юлии Захаровой . По требованию Сбербанка была арестована недвижимость Кехмана, в счет погашения долга у директора Михайловского театра списывают 50% зарплаты, на некоторое время ему был закрыт выезд за рубеж.

Кехман тоже не сидит сложа руки. На банкротство, получив тем самым защиту от кредиторов, подали не только его компании, но и он сам - в ноябре 2012 г. лондонский суд признал его индивидуальным банкротом.

После этого в декабре 2012 г. по заявлению Сбербанка следственное управление МВД по Петербургу возбудило уголовное дело о мошенничестве. По этому делу в январе были проведены обыски в офисах и на складах JFC, на квартирах Афанасьева и Захаровой, а также в кабинете директора Михайловского театра Кехмана.

Пресс-служба JFC после обыска распространила пресс-релиз, в котором Кехман всю вину возложил на Афанасьева и Захарову, которым доверил управление группой после ухода в театр. Кехман также подозревает топ-менеджеров в выводе активов (см. врез). Афанасьев уверяет, что Кехман никогда не отходил от управления компанией и все важные решения принимались лично им.

Кехман - умелый и жесткий переговорщик, считает Чуксеев. «Я присутствовал на нескольких встречах, где обсуждалось невыполнение Кехманом своих обязательств перед партнерами, - вспоминает он. - Кехман сразу перехватывал инициативу, два часа прессовал собеседников, пока не добивался своего. Если ему нужно было доказать какой-то факт, он несколько раз возвращался к нему и описывал разными словами, пока собеседник не был вынужден согласиться».

Владимир Кехман отказался комментировать вопросы банкротства JFC. За него это сделал на условиях анонимности его знакомый.

Владимир Кехман. Фото Коммерсант

К 2007 г. Кехману стало скучно заниматься бизнесом, он посчитал, что уже всего достиг, создал крупнейшую компанию на рынке фруктов. Плюс возникли проблемы со здоровьем. Поэтому он возглавил Михайловский театр, а бизнес доверил своим партнерам - Андрею Афанасьеву и Юлии Захаровой. В том же 2007 году Кехман подарил Афанасьеву и Захаровой опцион на 15% акций JFC каждому, а стоимость JFC оценили в $600 млн. По условиям опциона, если бы JFC провела IPO или была продажа стратегу, то они продали бы свои пакеты и вернули Кехману деньги из расчета оценки стоимости компании в 2007 г. минус 20%. Афанасьев и Захарова были полноценными партнерами, и чаще всего инициатива о покупке пароходов или плантаций исходила от них. Кехман же только соглашался или нет с этими приобретениями.

До 2009 г. компания была в идеальном состоянии, что происходило дальше, повергло Кехмана в шок. О том, что у JFC возникли проблемы, он узнал в 2011 г., когда английский суд по иску Star Reefers заморозил активы JFC по всему миру, а совет директоров обвинили в неуважении к суду. Тогда он попросил исполнительного директора JFC Максима Саяпина проверить затратную часть бизнеса JFC. Захарова говорила о затратах в 65 млн руб. в месяц, проверка показала, что реально они составляли 103 млн руб. Дело не в том, украл кто-то или нет, бизнес велся из рук вон плохо: JFC тратила очень много и неоправданно. У компании были идеальные условия по логистике: если не грузишь товар, то штраф - всего $650. Партнеры же Кехмана старались заработать лишние центы с коробки бананов и в результате теряли по $10 с коробки, что привело к потерям порядка $70 млн в III квартале 2011 г. Афанасьев сам занимался покупкой плантаций, знает на 12 недель вперед, какими будут урожай бананов и ситуация на рынке. Такие просчеты с закупкой лишних бананов вызвали у Кехмана недоверие к партнеру. Он предполагает, что Афанасьев в интересах Банка Москвы вывел из группы плантации в Эквадоре и Коста-Рике.

Кехман также удивлен, что все кредиты стали оформлять на одну только «Группу джей эф си», при нем кредиты брали для каждой операционной компании отдельно. Не понимает он и необходимости получения в 2011 г. такого объема кредитов, а объяснений ему ни Захарова, ни Афанасьев не дали.

Афанасьев все обвинения отвергает: «Кехман никогда не отходил от управления компанией, а что касается плантаций в Эквадоре и Коста-Рике, то никто их не уводил. С мая 2012 г. панамские Marsella Group и Varsovia Universal S.A, на которые были оформлены плантации, находятся в процедуре банкротства. Поэтому JFC их уже не контролирует, а контроль над плантациями перешел к кредитору - Банку Москвы». По словам Афанасьева, кредиторами панамского и эквадорского холдингов являются и другие российские банки, которые могут также подключиться к процедуре банкротства.

Обвинения в том, что деньги шли на покупку недвижимости, Кехман отрицает. Это был отдельный бизнес, где у его партнеров также была доля - по 5%. Все личные проекты Кехмана завершились в 2009 г. Тогда же он перестал получать дивиденды от JFC, чтобы соблюдать ковенанты по синдицированным кредитам.

Кехман надеется, что ему удастся до сентября договориться со всеми кредиторами о реструктуризации долга на 10 лет и прекращении судебных процессов в Англии и России. Он хочет найти решение сразу для всех, потому что договориться с каждым невозможно. Банки думают, что Кехман все деньги украл, и надеются их найти и забрать. Но он банкрот, потерявший больше $1 млрд - компанию стоимостью $600 млн, за которую должен еще вернуть долги на $450 млн. Личное банкротство в Англии должно было показать, что у Кехмана действительно ничего нет - ни квартир в Англии, ни спрятанных денег и активов.

Ринат Сагдиев, Мария Буравцева

Место уволенного директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича занял Владимир Кехман, петербургский бизнесмен и директор Михайловского театра. Вот краткая хронология его причудливой карьеры.

1990: Самарский бизнесмен

Сразу после окончания Самарского государственного педагогического университета (факультет иностранных языков), 22-летний Владимир Кехман попадает по знакомству на должность заместителя гендиректора госкомпании «Росоптпродторг» (бывшая «Росбакалея», единолично отвечавшая в СССР за всю существующую бакалею).

Спустя год молодой бизнесмен основывает две собственные посреднические фирмы, создавшие ему первый солидный капитал.

1996: Первые бананы

Ряд попыток покорения продовольственных бизнес-территорий Петербурга середины 90-х приводят Кехмана к созданию компании Joint Fruit Company (JFC), в распоряжении которой в скором времени оказываются крупнейшие банановые плантации Эквадора и Коста-Рики; появляется бренд «Bonanza!».

2000: Благотворитель

В начале нулевых Владимир Кехман начинает активно принимать участие в финансировании и реставрации храмов. Позднее, когда во главе РПЦ встанет патриарх Кирилл, бизнесмена наградят тремя орденами: Даниила Московского, Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

2007: Михайловский театр

Самый внезапный поворот в биографии Владимира Кехмана - назначение на должность генерального директора Михайловского театра. Новоявленный деятель культуры начал с капитальной реставрации (для чего вложил 500 млн рублей личных денег), продолжил радикальным сокращением труппы и приглашением звезд первой величины: балетмейстера Фаруха Рузиматова, легендарной солистки Большого театра Елены Образцовой (они стали советниками Кехмана), а в 2011 году - именитого испанского хореографа Начо Дуато. Помимо прочего, Михайловский переманил звезд Большого театра - Ивана Васильева и Наталью Осипову.

Все вместе наделало в театральном мире довольно много шума: перемены невозможно было не заметить. Апологетический материал «Афиши» 2012 года с заголовком «Как театр бизнесмена Кехмана стал одним из лучших в стране» довольно точно передает общие настроения: зал отреставрирован, балетные спекулянты побеждены, список постановок поражает воображение, перед спектаклями читают интересные лекции - в общем, мало к чему можно придраться.

Уровень Михайловского театра и сегодня отрицать невозможно: скажем, в этом году театр представлен в шести номинациях на «Золотой маске» - с «Царской невестой» Андрея Могучего и «Белой тьмой» Дуато. Разумеется, были и скандалы: первый же сезон при Кехмане завершился новостью об отмене премьеры «Орестеи» в постановке Александра Сокурова. Наиболее популярной версией о причине отмены стало наличие подписи Сокурова под открытым письмом в защиту исторического центра Санкт-Петербурга.

Зачем все это было нужно Кехману - вопрос сложный.

«Ну нравится ему музыкальный театр, нравится общество музыкантов, хореографов, критиков»,

Объясняет в упомянутом выше материале Эдуард Дорожкин.

«Ему казалось, что это самый близкий путь к контактам с власть имущими. А контакты с власть имущими - это то, что он всегда очень ценил»,

Говорит в профайле «Ведомостей» Александр Сокуров.

По крайней мере с Путиным ему познакомиться удалось: в возглавляемый Кехманом театр он приезжал четыре раза. Впрочем, «знакомство с Путиным лично Кехману ничего не дало», добавляют «Ведомости».

2008: Принц Лимон

Параллельно с реформой театра Кехман успел неудачно попробовать силы на строительном поприще: для того чтобы осуществить проект общественного здания, заказанный Норману Фостеру, директор Михайловского театра рассчитывал снести историческое здание универмага «Фрунзенский»; петербургская общественность отстояла (открытое письмо сработало).

Однако в истории этот период биографии одиозного предпринимателя останется благодаря исполненной им роли принца Лимона в балете «Чиполино». Прокомментировал экстравагантную выходку Кехман простодушно:

«Я именно поэтому и пришел в театр - я хочу петь и танцевать».

2008: Банановый король

В середине 2000-х оборот JFC составлял около $700 млн - пик банановой карьеры Кехмана. Впоследствии JFC сравнительно удачно переживет кризис 2008 года, а часть прибыли бизнесмен инвестирует в девелоперские, зачастую провальные сделки. Несмотря на некоторые успехи на посту директора театра, даже по прошествии трех лет Кехмана не оставляет слава «бананового короля». Что позволяло, например, Владимиру Путину (тогда - председателю правительства) хохмить на эту тему во время встречи с культурными деятелями.

«В. А. Кехман: Мы считаем, что вы театральный человек. Я новый человек в этой отрасли, всего три года я являюсь директором театра…

В. В. Путин: Мы слышали об этом. Мы сейчас шли, я говорю: «Это вы бананами занимались?» Он говорит: «Я».

2011: Обвинение в мошенничестве

В 2011 году начинаются серьезные проблемы с банановым бизнесом, в 2012-м Лондонский суд признает фирму JFC и Владимира Кехмана в частности официальными банкротами. Общая задолженность компании, согласно информации ряда крупных СМИ, составила на тот момент примерно 38,5 млрд рублей. Однако множество анонимных источников тех же СМИ сообщают о хитроумном плане, банкротство в котором не что иное, как спланированная акция с целью освободиться от обязанности выплаты долгов. Так или иначе, год спустя МВД заводит на Кехмана дело по статье 159-й части 4 УК РФ - «Мошенничестве в особо крупном размере», ограничив действующего директора Михайловского театра подпиской о невыезде. Впрочем, тут же отменив это ограничение.

К этому моменту журнал GQ назвал опального бизнесмена «Продюсером года». В интервью, датированном октябрем 2011 года, герой заявляет:

«Моя жизнь, как репертуар хорошего музыкального театра, теперь распланирована на много лет вперед. И это меня невероятно радует. В ней теперь почти нет случайных встреч и неожиданных событий».

2015: Новосибирский театр оперы и балета

Уже после оправдательного решения суда над Тимофеем Кулябиным (режиссером постановки оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета) и Борисом Мездричем (одним из самых опытных и уважаемых театральных директоров страны) на общественных слушаниях в Министерстве культуры Кехман заявил следущее:

«То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, - это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».

Двумя неделями позднее министр культуры Владимир Мединский издает приказ об увольнении Бориса Мездрича и назначении на его место Владимира Кехмана. При этом свою работу в Михайловском театре Кехман покидать не планирует, а на Новосибирскую оперу у него уже есть серьезные планы. Первым делом он рассказал о своем видении будущего Новосибирской оперы телеканалу Life News:

«Я уже в Новосибирске. Я уже в театре, это выдающееся здание, и я уже придумал ему название. На следующей неделе я познакомлюсь с труппой, и мы сможем начать здесь новую жизнь. Что касается «Тангейзера», мы завтра сделаем заявление на эту тему. Никакого скандала нет. Я сюда приехал, чтобы спокойно закрыть эту ситуацию… Я уже все сказал на эту тему…

Как крещеный, верующий человек, как православный, как еврей, я считаю, что то, что здесь было сделано, - это оскорбление лично в мой адрес».


Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?