Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Валерий Халилов: биография, личная жизнь, семья. Валерий Халилов: главный дирижер России из Термеза

Российская культура потеряла выдающегося музыкального деятеля. Талантливый музыкант, Халилов сделал блестящую карьеру, пройдя путь от «рядового» военно-музыкальной службы до главного военного дирижера Вооруженных сил и руководителя крупнейшего в стране коллектива. Он проявил себя и как организатор армейской музыкальной жизни, и не только армейской.

Путь к вершине

Валерий Халилов родился 30 января 1952 в узбекском городе Термезе в семье военного дирижера. Музыкой занимался с 4 лет. В 9 лет, когда семья переехала в Москву, поступил в Московскую военно-музыкальную школу (ныне Военно-музыкальное училище).

«Образование давали прекрасное, - вспоминал Халилов. - И условия там были прекрасными: школа находилась в Серебряном Бору. Очень четкий режим: зарядка, питание по расписанию, вечерние поверки, караулы, казарма, строгая дисциплина. В общем, нормальная военная обстановка. Армейский дух был во всем.Первое время безумно хотелось домой. Представьте, ребенок живет в семье, с мамой, папой, а тут его обрили наголо, поселили в казарму. Но мы со временем адаптировались.

Многие мои однокашники играют в ведущих оркестрах мира. Брали самых талантливых, самых музыкальных. Конкурс был 50 человек на место. Приезжали со всего Советского Союза. Из каждого класса делали военный оркестр. За семь лет учебы мы достигли высокого профессионального уровня: постоянные концерты, выступления, стажировки. Но самое большое впечатление оставил в памяти военный парад. Первый раз по Красной площади в составе знаменитой роты барабанщиков, открывающей военный парад, я прошел в 1967 году. Был направляющим».

Военным дирижером стали и младший брат В. Халилова Александр, ныне полковник, заслуженный артист РФ,композитор, преподаватель Военного института (военных дирижеров) Военного университета Минобороны России.

В1975 Валерий Халилов окончил военно-дирижерский факультет при Московской консерватории и был назначен дирижером оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1981, после того как оркестр под его управлением занял первое место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, Халилов был назначен преподавателем кафедры дирижирования военно-дирижерского факультета при Московской консерватории, имел ученое звание доцента.

С 1984 Халилов служил в управлении военно-оркестровой службы ВС СССР: офицером военно-оркестровой службы, старшим офицером, заместителем начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 по 2016 - начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации - Главный военный дирижер. С мая 2015 - член попечительского совета «Академии праздничной культуры».

Главный военный музыкант

По общепринятым представлениям, военная музыка - это парады, марши, гимны, духовой оркестр, хоровое пение под строевой шаг. Все это с детства былов жизни потомственного военного дирижера Халилова. И стало главным делом его жизни.

«Профессия военного музыканта должна быть востребована всегда, - говорил Халилов. - Оркестр в армии на первом месте. Когда я провожу репетицию с оркестром, то всегда говорю музыкантам: мы репетируем для того, чтобы выйти на сцену и сыграть. И хорошо сыграть! Нужно сделать так, чтобы у того, кто сидит в зале или стоит на плацу, наше выступление осталось в памяти как одно из лучших воспоминаний в его жизни. В первую очередь хотелось бы, чтобы ряды военных музыкантов пополнялись квалифицированными кадрами. Чтобы больше было молодежи. Но многие духовые отделения закрылись в 1990-е. Это повлияло на военную музыку.

И все-таки многое делается для ее возрождения. Получаем средства, статусные оркестры укомплектовали отличными инструментами. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент для военного музыканта - это такое же оружие».

В качестве музыкального руководителя и дирижера Халилов проводил парады на Красной площади. Дирижировал тысячеголосными сводными духовыми оркестрами. И впечатляющее звучание патриотической духоподъемной музыки, само это грандиозное зрелище, вкупе с движением боевой техники, многократно увеличивало ощущение мощи и могущества России и ее армии.

Халилов организовывал военно-музыкальные фестивали «Амурские волны» в Хабаровске, «Марш столетия» в Тамбове, Международный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Главным его «фестивальным детищем» был уникальный форум «Спасская башня», который проводится в Москве, на Красной площади, с 2009: Халилов был его художественным руководителем (до этого, в 2007, также под руководством Халилова, прошел фестиваль «Кремлевская зоря»). Таких красочных и представительных форумов Москва до этого не знала. За 10 лет в фестивале участвовали военные оркестры более 40 стран. Со всего мира в Москву съезжаются те, кто хочет воочию увидеть это великолепное зрелище, ставшее возможным благодаря инициативе, креативным идеям и менеджерскому дару Валерия Халилова.

Валерий Халилов расширил, умножилсамо понятиепрофессии военного дирижера, ее функции, масштаб, сферу профессиональной деятельности. Он был новатором, первопроходцем в этой области. Халилов проявил себя и как дирижер симфонический. Он стоял во главе Симфонического оркестра Министерства обороны РФ, созданного в 1990 в системе Центрального военного оркестра МО. Под руководством Халилова этот коллектив занял достойное место среди московских коллективов, много лет участвует в абонементах Московской филармонии с классическими программами (в частности, стал постоянным партнером Жанны Дозорцевой в ее дневных абонементах). С В. Халиловым и оркестром сотрудничали известные исполнители: пианисты Б. Березовский, А. Диев, С. Тарасов, многие другие.

Каждая программа была тщательно выстроена и мастерски исполнена.

При этом Халилов обогащал репертуар и духового оркестра, и симфонического: песнями советской эпохи, джазовыми композициями, собственными сочинениями (маршами, лирическими пьесами, песнями).

Последним концертом В. Халилова в Москве стал вечер в «Филармонии-2» 27 ноября в абонементе МГАФ «Симфонические шлягеры», с изысканной панорамой французской и испанской музыки (Три антракта из «Кармен» Бизе, «Павана» Форе, Концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром Х. Родриго, «Вальс» и «Болеро» Равеля). до последних дней занимался спортом…».

Валерий Халилов награжден Орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Орденом Почета, медалями СССР и России. В 2010 ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.

Незаменимые есть

Все, кто знал Валерия Халилова, говорят о нем как о человеке чутком, отзывчивом, излучавшем доброту и свет. Он свято чтил память о своих предшественниках - выдающихся мастерах военной духовой музыки.

Пианист Андрей Диев вспоминает, как много сделал Халилов для увековечения памяти его отца, выдающегося военного дирижера Б.А. Диева, чьи произведения не раз записывал на CD.

Однокашник Халилова, доцент РАМ им. Гнесиных С. Решетов отзывается о нем как о человеке «высочайшего достоинства. Он всегда ставил для себя самую высокую моральную и профессиональную планку, и все мы уважали его за это. Валерий Халилов был очень талантливым композитором. В его музыке были видны его благородство, его честь, его возвышенность. Он был настоящим военным дирижером - всегда подтянутый, стройный,
2016 стал для Валерия Халилова годом нового творческого взлета. В апреле он был назначен на должность начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. В октябре избран президентом только что созданного Духового общества России.

Невозможно было предположить, что этот год, так счастливо сложившийся для музыканта, завершится столь трагически.

Александр Сладковский , художественный руководитель Госоркестра Республики Татарстан, ученик Халилова: «Это был мой первый дирижер… Он был тогда преподавателем кафедры дирижирования и готовил наш оркестр к параду. Он очень внимательно относился ко всем на военно-дирижерском факультете, но мне (17-летнему юноше) он первым предрек карьеру, сказав: «Мальчик, у тебя огромное будущее». И его слова сбылись в отношении меня…

Он очень разносторонний человек. Масштаб невероятный: общественный деятель, композитор, писавший самую разную музыку… Меня с ним связывает невероятное количество воспоминаний, я очень скорблю…»

Денис Мацуев : «Я хорошо знал Валерия Халилова. Ансамбль Александрова - это визитная карточка нашей страны. Международный бренд, который представляет Россию и ассоциируется с Россией, гарантия успеха, гарантия полного зала, это история нашей страны, высочайший уровень… И Халилов - огромный профессионал, который исполнял абсолютно любую музыку, виртуозно дирижировал и симфоническими оркестрами, был универсален в разном репертуаре. Утрата невероятная. Кошмар, в который невозможно поверить» («МК»).

Иосиф Кобзон : «Конечно, ансамбль Александрова будет жить. Вольются новые силы, певцы и музыканты… Но не будет Халилова. Человека, который безумно любил оркестровую и военную музыку. И, конечно, военной музыке и нам, артистам, которые были счастливы выступать с военным ансамблем, будет не хватать маэстро Халилова с улыбкой на лице. Его любили все: и музыканты, и коллеги, и все те, кто подходил к дирижерскому пульту Халилова. Потому что он был очень доброжелательным, очень профессиональным, очень добрым…» («Известия»).

Прощайте, маэстро

Отпевание Валерия Халилова прошло 14 января в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Служил митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Затем в Концертном зале Ансамбля им. Александрова в Земледельческом переулке прошла гражданская панихида и прощание.

В тот же день памяти В. Халилова было посвящено исполнение «Рождественской оратории» митрополита Илариона в «Крокус Сити Холле».

16 января В.М. Халилова, согласно его воле, похоронилина кладбище урочища Архангельский погост близ деревни Новинки Киржачского района Владимирской области. Новинки - родина прабабушки, бабушки и матери дирижера. Здесь он часто бывал в детстве, несколько лет назад построил дом, где любил отдыхать, а на въезде в деревню на средства Валерия Михайловича открыта часовня.Последний раз Халилов побывал здесь 11 декабря 2016, за две недели до гибели.

В Скорбященском монастыре архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий отслужил панихиду. На кладбище прошла лития, затем гражданская панихида.

В церемонии участвовал Центральный военный оркестр Министерства обороны. Военный оркестр Владимирского гарнизона исполнил Адажио В. Халилова, написанное специально для траурных церемоний.

Генерал Валерий Халилов похоронен со всеми воинскими почестями, под залпы салюта.

Память

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 имя Валерия Халилова присвоено Московскому военно-музыкальному училищу.

Губернатор Владимирской области Светлана Орлова сообщила, что именем Халилова назовут одну из улиц г. Киржач.

Имя дирижера отныне будут носить Тувинская государственная филармония и Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» в Хабаровске.

ХАЛИЛОВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА.

Родился (30.01.1952)в семье военного дирижёра в городе Термез, Узбекская ССР.
Отец Халилова по национальности - лакец, родом из села Хуты, Дагестан; мать -
крымская татарка. С 11 лет - воспитанник военно-музыкального училища
в Москве (кларнет). В 1970 -1975 годах обучался на военно-дирижёрском
факультете при Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского.

Первое место службы - дирижёр оркестра Пушкинского высшего военного
командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1980 году оркестр под
управлением Халилова занял 1-е место на конкурсе
военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Халилов
назначен преподавателемна военно-дирижёрский факультет Московской
государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
В 1984 году переведён в управление военно-оркестровой службы ВС СССР.
С 2002 по 2016 год -начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации -
Главный военный дирижёр.В этой должности неоднократно выступал
в качестве дирижёра сводного военного оркестра,
принимавшего участие в Парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади.
С мая 2015 года - член попечительского совета «Академии праздничной культуры».
В апреле 2016 года назначен на должность Начальника ансамбля -
художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски
Российской армии имен А. В. Александрова.

Валерий Халилов выступил организатором многих праздничных театрализованных мероприятий,
участие в которых принимали как военные духовые оркестры России, так и коллективы
из многих стран мира. Среди этих мероприятий были такие международные военно-музыкальные
фестивали, как «Кремлёвская заря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным
руководителем фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» (Хабаровск) и
«Марш столетия» (Тамбов), а также Международного военно-музыкального
фестиваля в Южно-Сахалинске.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации
в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии,
Франции, Швейцарии, Бельгии.
Перу Халилова принадлежат произведения для духового оркестра: «Адажио»,
«Элегия», марши - «Кадет», «Молодёжный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

НАГРАДЫ: Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени,
орден Почёта, медали СССР, медали РФ.

УЧЁНОЕ ЗВАНИЕ – доцент.

БРАТ ВАЛЕРИЯ - Александр Михайлович Халилов - старший преподаватель
Военного института
(военных дирижёров) Военного университета Минобороны России, заслуженный а
ртист Российской Федерации (1997), полковник. Он является автором музыки
к песне «Мы уходим с Востока» ВИА «Каскад».

Валерий Михайлович Халилов погиб в Сочи 25 декабря 2016 года в авиационной
катастрофе самолёта Ту-154 Минобороны России, направлявшегося в Сирию.
Всего погибло 92 человека, в том числе 64 артиста возглавляемого и
м Ансамбля имени Александрова.

Википедия.


ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО: «КРАСНОЗНАМЁННЫЙ АНСАМБЛЬ ДОЛЖЕН БУДЕТ ЖИТЬ»

Случилась великая трагедия, мимо которой не прошел, думаю, ни один человек.
Постоянные репортажи по телевидению, и миллионы людей не только приникают
к экранам, но искренне плачут, переживая эту тяжелейшую утрату. На лицах россиян
печаль и грусть. Люди, летевшие помочь военнослужащим, все без исключения -
достойные, талантливые, смелые.

Я лично и Кубанский казачий хор хорошо знали Краснознаменный ансамбль
песни и пляски имени Александрова - наш знаменитейший коллектив, гордость страны.
Первые впечатления - из самого раннего детства, когда я впервые услышал
по радио краснознаменцев. Звучали «Вставай, страна огромная»,
«Вечер на рейде» - да любая песня их репертуара поднимала дух.
Сам коллектив воспринимался как знак нашего патриотизма,
безупречного профессионализма и высокой духовности. Мы же знаем и помним,
что его основатель Александр Васильевич Александров -
бывший регент главного храма российского, Храма Христа Спасителя.

У нас немало пересечений с александровцами. Вспомню одно. В 2012 году
отмечалось 200-летие наполеоновского похода. На концерте во Франции ансамбль
Александрова и Кубанский казачий хор выступали как единый коллектив.
Мы сохранили самые добрые чувства об этом партнерстве. Недавно
в Москве я возглавлял жюри конкурса, который проводило возрожденное
Хоровое общество. Слушали российские хоры, и в составе арбитров
был генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов.
Нас связывало знакомство на ходу: при встрече кивали друг другу,
здоровались, но близко не общались. Можно сказать, что конкурс
в Измайловском кремле подарил мне близкого, очень родного человека.
Мы говорили о проблемах развития духовой музыки, с сожалением отмечали,
что сейчас она находится в глубоком упадке. О духовых оркестрах
Валерий Михайлович - первый военный дирижер страны - знал всё.
Я рассказал ему о проводившихся до перестройки марш-парадах
в Краснодаре и во всех казачьих городах. Одной из тем наших бесед был
и Краснознаменный ансамбль. Халилов внимательно слушал меня
и соглашался с тем, что на него возложена большая ответственность
продолжить славный путь коллектива, который не может стоять на месте,
а должен развиваться. Мы оказались единомышленниками.
Разговоры были прекрасные, я в нём почувствовал музыканта, художника,
гражданина, обеспокоенного делом своей жизни.

Валерий Михайлович проявлял какие-то образцовые человеческие качества.
На обсуждения жюри удалялось в небольшую комнатку, где было очень холодно.
Я приехал без теплой одежды и ежился от озноба.
Тогда он принес из раздевалки шубу и накинул мне на плечи.
Я отнекивался, говорил, что не генеральское
это дело - подавать шубу. Военный человек, строгий, немного даже суровый,
Халилов в душе был добрым, теплым и заботливым.

Кубанскому казачьему хору уже 205 лет, и каждый год в день рождения коллектива
мы вспоминаем ушедших и поем «Вечную память». Теперь мы станем поминать
погибших 25 декабря - Валерия Халилова и всех артистов, которых не забудем.
Они - наши братья по искусству, мы скорбим и переживаем горечь утраты.
Царствие небесное. Вечный покой всем безвинно павшим! С нами Бог -
будем об этом помнить…

Очень давно, еще в Новосибирске, откуда я вернулся на свою родину больше
четырех десятилетий назад, я написал песню. Газета «Комсомольская правда»
объявила поэтический конкурс. Геннадий Головатый - молодой, тогда неизвестный
читинский поэт - получил главный приз за стихотворение из двух четверостиший.
Поначалу, по молодости, я испытывал даже возмущение: почему только восемь строк?
Когда же прочитал их, они зазвучали в сердце и душе - и родилась песня.
Она никогда не исполнялась, но я мечтал, что однажды ее споют александровцы.
Видимо, не суждено. Сейчас, в траурные дни, чувствую, что эти удивительные
стихи имеют отношение к судьбе Краснознаменного ансамбля.

* * *
Слепые не могут смотреть гневно.
Немые не могут кричать яростно.
Безрукие не могут держать оружие.
Безногие не могут шагать вперед.

Но - немые могут смотреть гневно.
Но - слепые могут кричать яростно.
Но - безногие могут держать оружие.
Но - безрукие могут шагать вперед.

26.12.2016
Елена ФЕДОРЕНКО
Газета "Культура"

МОЛИТВА ЗА ДУШУ ВАЛЕРИЯ ХАЛИЛОВА,
РУКОВОДИТЕЛЯ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА,
ПОГИБШЕГО ПРИ КРУШЕНИИ САМОЛЁТА ТУ-154
НАД ЧЁРНЫМ МОРЕМ.

Отец наш Небесный! Да святится имя Твое!
Небесная наша Заступница – Пресвятая Богородица!
Иисус Христос – Спаситель Мира! Земля-матушка!
Пророки, Архангелы, Ангелы, Святые!
Упокойте душу Валерия Михайловича Халилова,
художественного руководителя и дирижёра
Ансамбля имени Александрова,
погибшего при крушении самолёта Ту-154.
Пусть светлая скорбь и молитвы родственников,
друзей, поклонников и всех добрых людей
помогают душе Валерия обрести покой небесный.
Пусть смерть этого талантливого музыканта,
умелого руководителя и отважного генерала
послужит установлению мира на Земле.
Пусть на замену Валерию Халилову
найдётся для Ансамбля достойный руководитель.
Пусть в Ансамбль имени Александрова
придут одарённые люди, особенно молодёжь.
Слава и вечная память Валерию Халилову
и всем погибшим вместе с ним.
Слава Отцу Небесному
и всем Божественным силам!
Аминь.

МОЛИТВА ЗА ДУШИ ПОГИБШИХ АРТИСТОВ
ИЗ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА
ПРИ КРУШЕНИИ САМОЛЁТА ТУ-154
НАД ЧЁРНЫМ МОРЕМ

Валерий Михайлович Халилов рожден 30 января 1952 года в узбекском городе Термез. Его отец был военным дирижером. Валерий и его младший брат впоследствии пошли именно по его стопам.

Халилов стал заниматься музыкой в четырехлетнем возрасте. Когда ему исполнилось 9 лет, семья перебралась в Москву. Спустя два года Валерия отдали в Московскую военно-музыкальную школу. Она находилась в Серебряном Бору. В одном из интервью Халилов вспоминал, что в школе царил настоящий армейский дух, что и закалило его. Он окончил ее по двум классам: кларнета и фортепиано.

После школы Халилов стал студентом Московской государственной консерватории имени Чайковского. Валерий выбрал военно-дирижерский факультет.

Карьера

Его первым местом работы после окончания консерватории стал оркестр Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. Валерия взяли туда на должность дирижера. Спустя пять лет оркестр под его управлением победил на конкурсе Ленинградского военного округа.

В 1981 году Халилов начинает вести преподавательскую деятельность. Он стал вести занятия на военно-дирижерском факультете в своей альма-матер.

В 1984 году Валерия направили в управление военно-оркестровой службы ВС СССР. Там он прошел путь от офицера до заместителя начальника.

В 2002 году Халилов становится главным военным дирижером России. В этой должности он организовывал множество парадов по всей стране, в том числе и на Красной площади.

Халилов не боялся обогащать репертуар военных оркестров. Он включал песни советской эпохи, джазовые композиции и собственные сочинения.

Трагическая смерть

В 2016 году стал руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. Вместе с его артистами 26 декабря 2016 года он и погиб в результате авиакатастрофы над Черным морем. Тогда ансамбль во главе с Халиловым летел в Сирию, чтобы дать новогодние концерты перед российскими военными.

Валерий похоронен на кладбище близ деревни Новинки Киржачского района Владимирской области. Это родина его матери. В Новинках он часто бывал в детстве, там и завещал себя похоронить.

В июне 2018 года в Тамбове был установлен первый в России памятник Валерию Халилову. В свое время он называл этот город Меккой военной духовой музыки. Халилов устраивал в Тамбове и международные фестивали духовых оркестров.

Личная жизнь

Валерий Халилов был женат. Он познакомился с Натальей в Абхазии, в ее родном городе Гагра. В то время Валерий был еще обычным солдатом. В браке с Натальей родились две дочери.

Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры - я и вовсе не понимаю!

Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет». Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили. Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе. Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось. Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими – пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь – нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло. Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О выборе профессии

Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения. Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения – 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

О музыке духовной и военной

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер - военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна. Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей - это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки - в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства? Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму - открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам - созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика - никогда. Слушать классику - работа души.

Люди во все времена - одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки. И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями. Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.

Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют - все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно! Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее - чистое, светлое. Наверно, именно в этой плоскости музыка - военная ли или просто классическая - и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства». Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах – куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр – вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать. Вокруг – раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.

О молитве в военном марше

Скажем, марш “Генерал Милорадович”. Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу “Генерал Милорадович”, зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш. И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя арьергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем. И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые – внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал – я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течение, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича. Вот это марш, это русский марш, я его написал. В нем ничего нет такого предосудительног о, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога – такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

О военных музыкантах России

Наша страна - единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов. Сначала среднее образование - Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри. Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации – главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно–инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 г. в результате авиационной катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России, направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию.

Родился в семье военного дирижёра 30 января 1952 года в городе Термез. В 4 года начал сочинять музыку. С 11 лет воспитанник военно-музыкального училища в Москве. 1970 - 1975 г.- военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Г. П. Алявдина).

Первое место службы - дирижер оркестра Пушкинского высшего училища радиоэлектроники ПВО страны.

На конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, оркестр под управление Валерия Халилова занимает первое место (1980 г.).

В 1981 году переведен преподавателем на военно-дирижерский факультет (Москва).

В 1984 году переведён в орган управления военно-оркестровой службы ВС СССР.

С 2002 года - начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации.

Валерий Халилов организатор многих праздничных театрализованных мероприятий, проводимых в Москве и не только, участие в которых принимают как военные духовые оркестры России, так и коллективы со многих стран мира. Среди этих зрелищных мероприятии надо отметить, международные военно-музыкальные фестивали «Кремлевская Зоря», «Спасская Башня».

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии.

Валерий Халилов - прекрасный композитор. Его перу принадлежат замечательные произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодежный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

Брат генерал-лейтенанта В.М. Халилова - старший преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета, заслуженный артист России (1997 г.), полковник Халилов Александр Михайлович (автор музыки к знаменитой песне "Мы уходим с Востока" ВИА "Каскад" и некоторое время руководитель этого коллектива), а его племянник - выпускник (2011) военного института (военных дирижеров) Военного университета Халилов Михаил Александрович.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?